71739

Изучение операционных усилителей

Лабораторная работа

Физика

Цель работы: ознакомление с принципами построения усилителей электрических сигналов на базе операционного усилителя ОУ выполненного на интегральной микросхеме. Коэффициент усиления усилителя. Обратная связь в электронных усилителях.

Русский

2014-11-11

162.5 KB

0 чел.

200

IV. Медицинская электроника

Лабораторная работа №19

Изучение операционных усилителей

Цель работы: ознакомление с принципами построения усилителей электрических сигналов на базе операционного усилителя (ОУ), выполненного на интегральной микросхеме.

Приборы и принадлежности: лабораторный макет, двухканальный электронный осциллограф, генератор звуковых частот, соединительные провода.

Литература

  1.  [1], §§ 22.1, 22.2, 22.3, 22.5.

Вопросы входного контроля

  1.  Назначение и структура электронных усилителей.
  2.  Коэффициент усиления усилителя.
  3.  Амплитудная характеристика. Нелинейные искажения.
  4.  Частотная характеристика. Линейные искажения.
  5.  Особенности усилителей биопотенциалов.
  6.  Обратная связь в электронных усилителях. Коэффициент усиления с учетом обратной связи. Стабильность усиления при наличии ООС.

  1.  Введение

Для усиления биопотенциалов широко применяются операционные усилители, выполненные на аналоговых интегральных микросхемах. Кроме того, аналоговые микросхемы применяются в таких медицинских аппаратах, как электрокардиограф, лазерные установки для физиотерапии и др.

В настоящей работе изучаются усилители с отрицательной обратной связью (ООС), построенные на аналоговой микросхеме КМ551УД2Б. В зависимости от вида цепи ООС можно получить усилители с различными свойствами. В частности, в данной лабораторной работе изучаются усилители напряжения, а также дифференцирующий и интегрирующий усилители.

Общие сведения об усилителях и их основные характеристики следует изучить по учебнику.

  1.  Основные свойства операционных усилителей (ОУ)

Операционные усилители  наиболее просто реализуются в виде интегральных аналоговых  микросхем, представляющих собой усилители постоянного тока. Свойства ОУ обеспечиваются соответствующим видом цепи внешней ( не интегральной) отрицательной обратной связи (ООС) и зависят от основных параметров микросхемы. Характерными особенностями ОУ на АМС являются:

  1.  Коэффициент усиления по напряжению без ООС высокий (обычно более 20000).
  2.  Входной ток микросхемы практически равен нулю. Это означает высокое входное сопротивление ОУ, что весьма важно для усилителей биопотенциалов. Например, при измерении мембранного потенциала используют микроэлектроды, сопротивление которых составляет десятки МОм. Для того, чтобы падение напряжения на микроэлектродах было незначительным, входное сопротивление усилителя должно быть в десятки раз выше.
  3.  ОУ имеет два дифференциальных входа. В таких усилителях выходное напряжение пропорционально разности напряжений, эта разность очень мала (несколько мВ), т.е. напряжения на дифференциальных входах ОУ  практически равны.

На электрических принципиальных схемах ОУ часто обозначается в виде треугольника следующим образом:

Рис. 1.

Если вход "-" соединить с точкой нулевого потенциала, а на вход "+" подать положительное напряжение, то напряжение на выходе ОУ будет также положительное. В случае "зануления" входа "+", при действии положительного напряжения на входе "-", выходное напряжение окажется отрицательным. Таким образом, при подаче сигнала на инвертирующий вход ОУ фаза выходного сигнала изменяется на 180 градусов, усилитель в этом случае называется инвертирующим.

1.2. Инвертирующий усилитель

Схема инвертирующего усилителя показана на рис.2.

Рис. 2.

Входной сигнал подается на инвертирующий вход ОУ, а неинвертирующий вход соединяется с точкой нулевого потенциала. Будем считать, что потенциал точки А равен 0, т.к. разность напряжений между входами ОУ близка к нулю. Поэтому токи, текущие через резисторы R1 и Rос (I1 и I2), соответственно равны Uвх/R1 и Uвых/Rос.  С учетом практического отсутствия входного тока самой микросхемы, их сумма, согласно первого закона Кирхгофа, равна нулю:   

                        

Отсюда, коэффициент усиления инвертирующего усилителя К равен:

.

Отрицательный знак К показывает, что выходное напряжение по знаку всегда противоположно входному, поэтому усилитель называется инвертирующим.

Входное сопротивление схемы инвертирующего усилителя существенно меньше, чем собственное входное сопротивление ОУ. Его значение можно оценить, если считать потенциал точки А равным нулю. В этом случае Rвх=R1.

  1.  Неинвертирующий усилитель

Если в качестве цепи обратной связи ОУ использовать простейший делитель напряжения и производить операцию вычитания напряжений с помощью дифференциальных входов ОУ, то получим схему неинвертирующего усилителя (рис.3).

Рис. 3.

Поскольку напряжения на дифференциальных  входах примерно равны, то Uвх=Uос. Напряжение Uос  является частью выходного- напряжения:

Отсюда, коэффициент усиления  равен:

Входное сопротивление схемы равно входному сопротивлению ОУ, то есть весьма велико.

Важным частным случаем неинвертирующего усилителя является такая схема включения ОУ, в которой Rос=0. Из формулы (2) получим для этой схемы К=1. Такая схема называется повторителем (рис. 4). Она используется в качестве преобразователя сопротивлений, например, в усилителях биопотенциалов клетки, когда входное сопротивление усилителя должно быть высоким.

Рис. 4.

1.4. Интегрирующий усилитель

Схема интегрирующего усилителя приведена на рис. 5.

Рис. 5.

Так как точку А можно считать точкой нулевого потенциала, то на конденсаторе С действует напряжение Uвых, т.е. Uс=Uвых. Ток, протекающий через резистор R, равен I1=Uвх/R. Пренебрегая малым входным током самой микросхемы, можно считать токи I1 и I2 равными. Током I2 заряжается конденсатор С. Выразим этот ток.

Известно, что заряд q, накапливаемый на обкладках конденсатора равен:

Ток, протекающий через конденсатор:

Как видно из рис. 5, ток I2  = -I1, а ток Ic = I2. Подставляя значения этих токов, получим:

Интегрируя последнее выражение, получим:

Выражение (4) показывает, что выходное напряжение интегрирующего усилителя пропорционально интегралу входного напряжения.

  1.  Дифференцирующий усилитель

Обратная связь в дифференцирующем усилителе осуществляется через резистор R (рис.6).

Рис. 6.

Принимая потенциал точки А равным нулю, имеем: Uc=Uвх.

Ток Iс равен . С другой стороны, . Выразим напряжение Uвых:

Таким образом, выходное напряжение в дифференцирующем усилителе пропорционально производной входного сигнала по времени.

  1.  Описание лабораторной установки

Для питания микросхемы требуется источник двухполярного напряжения +12В и –12В, который подключается к лабораторному макету при помощи клемм К13 (рис.7). Присоединение элементов цепи ООС производится при помощи гнезд Х16. Измерительные приборы подключаются к соответствующим гнездам «Вход» и «Выход» (см. рис. 7).

Рис. 7. Схема соединений лабораторной установки:

1 – операционный усилитель,

2 – генератор сигналов ГРН-1,

3 – вольтметр Ф-584,

4 – электронный осциллограф С1-79,

5 – мультиметр.

3. Порядок выполнения работы

  1.  Изучение инвертирующего усилителя

3.1.1.При помощи мультиметра измерить сопротивления резисторов цепи ООС.

3.1.2. Рассчитать коэффициент усиления.

3.1.3. Собрать схему инвертирующего усилителя и подключить измерительные приборы согласно схеме рис.7.

  1.  Установить частоту генератора, равную 1000Гц. Изменяя величину входного напряжения от 0,1В до 0,5В с интервалом 0,05В, измерить выходное напряжение. Результаты опыта занести в табл.1. Для каждого значения входного напряжения рассчитать коэффициент усиления К. Результаты расчетов занести в табл.1.

Таблица 1

Uвх, В

0,1

0,15

0,2

0,25

0,3

0,35

0,4

0,45

0,5

Uвых, В

К

При входном напряжении 0,2В снять осциллограммы входного и выходного напряжений. Объяснить полученные осциллограммы.

  1.  Используя данные табл.1, построить амплитудную характеристику усилителя.
    1.  Для входного напряжения 0,2В вычислить коэффициент усиления. Сравнить теоретическое и опытное значения коэффициентов усиления.
      1.  Установить входное напряжение, равное 0,1В. Поддерживая его постоянным, снять амплитудно-частотную характеристику. Значения частот задавать согласно таблицы, прилагающейся к рабочему макету. Коэффициент частотных искажений М, равный К(f)/К0, рассчитать по формуле:

где Uвых0 – выходное напряжение при частоте сигнала 1000Гц.

Результаты измерений и расчетов занести в табл.2.

Таблица 2

f, Гц

lg f

Uвых, В

М

100

2

200

2.3

400

2,6

800

2,9

1000

3

2000

3,3

3000

3.48

4000

3,6

5000

3,7

6000

3,78

  1.  Используя данные табл.2, построить амплитудно-частотную характеристику М(lgf).

  1.  Изучение неинвертирующего усилителя

3.2.1. Собрать схему неинвертирующего усилителя.

3.2.2. Установить частоту входного сигнала, равную 1000Гц, а амплитуду – 0,2В. Измерить выходное напряжение и вычислить коэффициент усиления. Зарисовать осциллограммы входного и выходного напряжений.

3.2.3. Собрать схему повторителя.

  1.  Выполнить опыт согласно п. 3.2.2.

  1.  Изучение дифференцирующего усилителя

3.3.1. Собрать схему дифференцирующего усилителя.

3.3.2. Установить частоту входного сигнала 5000Гц.

3.3.3. Зарисовать осциллограммы входного и выходного напряжений.

  1.  Показать, что выходное напряжение пропорционально производной входного напряжения.

  1.  Изучение интегрирующего усилителя

3.4.1. Собрать схему интегрирующего усилителя.

3.4.2. Выполнить опыт согласно п.п. 3.3.3.

3.4.3. Показать, что выходное напряжение пропорционально интегралу входного напряжения.

Вопросы выходного контроля

  1.  Как построить неинвертирующий усилитель на базе ОУ? Как рассчитать его коэффициент усиления?
  2.  То же для инвертирующего усилителя?
  3.  То же для дифференцирующего усилителя?
  4.  То же для интегрирующего усилителя?
  5.  Как построить на лабораторном макете неинвертирующий усилитель?
  6.  То же инвертирующий усилитель?
  7.  То же дифференцирующий усилитель?
  8.  То же интегрирующий усилитель?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25078. Моральні проблеми 31 KB
  Складними є моральні та правові проблеми зачаття людини. Народжених підстерігають хвороби і моральні випробування у стосунках між ними та медпрацівниками рідними близькими. Моральні проблеми які виникають до народження чи до зародження людини пов'язані з використанням нових репродуктивних технологій: штучної інсемінації екстракорпорального лат.
25079. Біоетика – нормативне знання 56 KB
  Прикладом такого розуміння евтаназії є введення летальної дози препарату термінальному хворому з метою полегшення тяжких страждань. Ще одна відмінність дуже важлива в дискусії з приводу евтаназії. Можливість такої евтаназії розглядається у пацієнтів не здатних приймати самостійні рішення наприклад душевнохворі. Якщо розглядати в сукупності випадки добровільної недобровільної евтаназії з випадками активної пасивної евтаназії можна виділити чотири різновиди евтаназії: 1 добровільна активна; 2 недобровільна активна; 3 добровільна пасивна;...
25080. Біоетика та евтаназія 33.5 KB
  Моральне добро – найбільш узагальнене імперативнооціночне поняття моралі і категорія етики яка виражає позитивне моральне значення явищ суспільного життя в їх співвіднесенні з етичним ідеалом. Добро – це все позитивно оцінюване моральною свідомістю при співвіднесенні з гуманістичними принципами тобто те що сприяє розвитку в людині і суспільстві людяності взаєморозуміння і згоди. Добро є виконання вимог моралі слідування моральному обов’язку.
25081. Поняття добра і зла 35 KB
  Це – вузлові пункти людського пізнання. Добро і зло нерідко розглядають як синонімів понять моральної і аморальне а на саму етику – як вчення про добро і зло. Зло категорія етики за змістом протилежна добру узагальнено якою виражено уявлення про безнравственном що суперечить вимогам моралі заслуживающем осуду. Іммануїл Кант вважав зло необхідним наслідком чуттєвої природи людини.
25082. Смертна кара 36 KB
  Майже всі суспільства людства на певній стадії свого розвитку застосовували смертну кару до кримінальних і політичних злочинців. Деякі країни скасували смертну кару за винятком особливих обставин таких як наприклад зраду під час військових дій. Такі держави як Китай США та інші зберегли смертну кару за злочини окремо визначені законодавством. У країнах які практикують смертну кару метод страти визначається законодавчо.
25083. Глобалізація загострила таку проблему як тероризм 36.5 KB
  Глобальні проблеми групуються навколо трьох фундаментальних напрямків розвитку людства: людинатехніка людинаприрода людина культура. Людинатехніка – використання атомної енергії а також через непрогнозованність наслідків роботи машин що працюють на принципах самовдосконалення і самонавчання. Людинакультура – тенденція до втрати культурних національних рис. Людинаприрода – погіршення екологічної ситуації зростають природні катаклізми та техногенни катастрофи.
25084. Благодійність 33 KB
  Існують різні погляди на благодійність: 1 благодійність немає сенсу і є аморальною тому що а це різновид бізнесу; б інструмент ідеологічного і політичного впливу; в засіб розваги для багатих бо велика помпезність потребує великих грошей і вони більші ніж ті що йдуть для бідних. 2 благодійність має тісний зв’язок з владою а саме з владою церкви яка говорить про милосердя. 3 благодійність і милосердя існують для того щоб мати похвалу від сучасників та залишитись у пам’яті нащадків. 5 благодійність направлена на послаблення...
25085. Етикет 37.5 KB
  Іноді достатньо одного погляду на людину щоб оцінити її смак і манеру вбиратися. Одяг підкреслює гарний смак одних і несмак інших. У здоровому цивілізованому суспільстві панує здоровий естетичний смак. Смак володар моди.