71740

Цифровые логические устройства

Лабораторная работа

Физика

Принцип построения и работы устройств предназначенных для выполнения этих задач основывается на виде системы счисления способе записи чисел цифровыми знаками. Известны так называемые позиционные системы счисления в которых значение каждой входящей в число цифры зависит от ее положения в записи числа.

Русский

2014-11-11

98.5 KB

0 чел.

210

Лабораторная работа №20

Цифровые логические устройства

Цель работы: изучение двоичной системы исчисления; знакомство с работой логических устройств: «НЕ», «И-НЕ», триггера и параллельного регистра.

Приборы и принадлежности: лабораторные макеты.

Литература

  1.  [1], § 3.1.
  2.  [2], § 155.

Вопросы входного контроля

  1.  Общий вид записи числа.
  2.  Способы перевода чисел десятичной системы в двоичную (уметь записать в двоичной системе числа до 20).
  3.  Как условно изображается инвертор?
  4.  Пусть на входе инвертора действует высокий уровень сигнала (логическая единица). Какой уровень сигнала на выходе инвертора?
  5.  Как называется логический элемент, реализующий логическую функцию «И»?
  6.  Составить таблицу состояний конъюнктора.
  7.  Как называется логический элемент, реализующий логическую функцию «ИЛИ»?
  8.  Составить таблицу состояний дизъюнктора.

  1.  Введение

Обработка, передача и отображение информации в медицинской аппаратуре часто производится в цифровой форме. Принцип построения и работы устройств, предназначенных для выполнения этих задач, основывается на виде системы счисления – способе записи чисел цифровыми знаками. Известны так называемые позиционные системы счисления, в которых значение каждой входящей в число цифры зависит от ее положения в записи числа. Количество различных цифр, применяемых в позиционной системе, называют основанием системы. Различают следующие системы счисления: десятичная – с основанием 10, двоичная – с основанием 2 и др. Например, любое целое число А может быть представлено в таком виде:

Здесь n – число знаков в числе; i – номер разряда;

            a1 – цифра в разряде i; Hi – вес разряда.

Совокупность цифр an-1, an-2, …, a1, a0 составляет код числа в заданной системе счисления.

  1.  Двоичная система счисления

В цифровой технике наибольшее распространение получила двоичная система счисления, содержащая только цифры 0 и 1, а ее основанием является число 2. В двоичной системе любое число  обозначается цифрами 0 и 1, которые располагаются в порядке возрастания разрядов справа налево (как и в десятичной). Каждый вес разряда соответствует основанию системы в степени на единицу меньшей порядка разряда:

Нi = ri, где r-основание СС. Тогда                                                     

                  А =.

Порядок записи чисел в двоичной системе счисления рассмотрим на конкретном примере. Пусть требуется записать в двоичной системе счисления число А, равное 50. Для этого нужно выполнить следующие действия.        

Последовательно делим на основание системы до тех пор, пока не получим 0. Остатки дадут цифры числа:

50    2

50    25   2

 0     24    12   2

          1    12     6      2

                  0     6      3      2

                         0      2      1      2

                                 1      0      0

                                                   1

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Меняем местами разряды (читаем справа налево), получаем:

5010 =1100102

Именно так производится перевод чисел в ПК.

На аппаратном уровне в ИМС шифраторов-дешифраторов используются сплошные логические схемы.

Для примера можно привести схему дешифратора 155ИД1.

Таким образом, число 50 в двоичной системе счисления может быть записано следующим образом:

  Hi

50 = 1*25+1*24+0*23+0*22+1*21+0*20 = 110010

  Ai

  1.  Логическая функция «И-НЕ»

Логическая функция Y нескольких переменных (X0, X1, …, Xn-1) определяет характер логических операций, в результате которых набору входных переменных х0, х1, …, хn-1 ставится в соответствие переменная Y, т.е.

Y= f(X0, X1, …, Xn-1).

Например, логическая функция «И», как функция логического умножения, выражается зависимостью

Y=X1*X2.

Логическая функция «И-НЕ» является инверсной относительно функции «И» и выражается как

Логические функции наиболее наглядно характеризуются таблицей, в строках которой каждой комбинации входных переменных Х соответствует значение выходной переменной Y:

                                                                                            Таблица 1

Х1

Х2

Y=X1*X2

0

0

0

1

0

1

0

1

1

0

0

1

1

1

1

0

Как видно из табл.1, функция «И-НЕ» принимает значение логического «0» только при равенстве 1 всех переменных.

  1.  Тактируемый D-триггер

Условное обозначение тактируемого D-триггера показано на рис.1.

        Q

                                                                    

                                                              Q 

Рис. 1.

Он имеет информационный вход D и вход синхронизации С. Если уровень сигнала на входе С=0, то состояние триггера устойчиво и не зависит от уровня сигнала на информационном входе D (режим хранения информации). При подаче на вход синхронизации С импульса информация на прямом выходе Q будет повторять информацию, подаваемую на вход D (режим записи информации).

  1.  Описание лабораторных макетов

  1.  Макет для изучения двоичной системы счисления

Для ознакомления с двоичной системой счисления предназначена счетная декада, имеющая индикацию в десятичной и двоичной системах счисления. На вход декады поступают сигналы от генератора одиночных импульсов. Индикация числа входных импульсов в десятичной системе осуществляется при помощи газоразрядного индикатора, а в двоичной системе – при помощи светодиодов, подключенных к выходам триггеров счетчика декады.

Счетчик декады выполнен на интегральной микросхеме К155ИЕ2, дешифратор для перевода десятичной системы в двоичную – на микросхеме К155ИД1.

  1.  Макет для изучения работы логических устройств

и параллельного регистра

Схема параллельного регистра приведена на рис.2.

Рис. 2.

Информация в виде сочетания единиц (высокое напряжение)  и нулей (низкое напряжение) поступает на информационные входы тактируемых D-триггеров. Запись информации производится при поступлении на шину «Запись» единичного сигнала. После снятия сигнала с этой шины состояние триггеров не изменяется и записанная информация сохраняется. Эта информация при подаче единичного сигнала на шину «Выдача» поступает на выход регистра.

В лабораторном макете к входу и выходу каждого разряда регистра подключены светодиоды (на рис. 2 они не показаны), с помощью которых индицируется информация на входе и выходе регистра в двоичном коде. Кроме того, в младшем разряде к выходам триггера и инвертора также подключены светодиоды, что позволяет изучить логику работы схем «НЕ» и «И-НЕ».

Тактируемые D-триггеры выполнены на интегральной микросхеме К155ТМ7, а логические схемы «НЕ» и «И-НЕ» – на микросхемах К155ЛА4.

  1.  Порядок работы

  1.  Подать на вход декады конечное число импульсов ( не более 9). Зафиксировать состояние триггеров декады. Проверить соответствие двоичной системы счисления десятичной.
    1.  Записать ноль в первый разряд регистра. Объяснить состояние на выходе схем «НЕ» и «И-НЕ». Подать единичный сигнал на шину «Выдача». Объяснить изменение состояния на выходе первого разряда регистра.
    2.  Сформировать и записать в регистр число, заданное преподавателем.
    3.  Изменить информацию на входе регистра и убедиться в том, что при отсутствии единичного сигнала на шине «Запись» состояние регистра сохраняется.

Вопросы выходного контроля

  1.  Какое устройство называется триггером?
  2.  Какое назначение имеет регистр?
  3.  Как условно изображается конъюнктор? дизъюнктор? триггер?
  4.  Составить таблицу состояний для логической схемы «И-НЕ».
  5.  Составить таблицу состояний для тактируемого D-триггера.
  6.  На примере схемы простейшего регистра пояснить его работу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82044. Країни південно-східної Азії у другій половині ХХ-го століття 7.55 MB
  Економічна колонізація Вєтнаму французьким капіталом розпочата у другій половині ХІХ ст. в умовах післявоєнного економічного буму французькі колонізатори вдалися до розширеної експлуатації людських і природних багатств Вєтнаму.
82045. Beethovens Musik ist ewig 85 KB
  Liebe Kunstfreunde, liebe Gäste! Es freut mich euch alle in diesem gemütlichen Saal zu begrüßen. Unsere außerschulische Veranstaltung ist dem genialen deutschen Komponisten Ludwig van Beethoven gewidmet. Schüler 1: Ludvig van Beethoven ist einer der größten Komponisten, Schüler 2: einer der berühmtesten Komponisten der Welt,
82046. Золоті правила країни ввічливості 77 KB
  Серед слів які ми вживаємо є чарівні слова ввічливості. Бережи свій час; тримай кожну річ на своєму місці; дотримуйся свого слова. І посміхаються У відповідь люди Добрі слова ж бо Для кожного любі.Я слова чарівні знаю Вивчила охоче І в розмові їх вживаю Зранку і до ночі Доброго здоровя Галю Добрий день...
82047. «Шануй батька і неньку, то буде тобі скрізь гладенько». Любов до батьків, турбота про них 59.5 KB
  Мета: виховувати у дітей любов та повагу до батьків турботу про них шанобливе ставлення до їхніх настанов та порад бажання щоденно піклуватися про їхнє здоровя не завдавати їм душевного болю негідними вчинками; прищеплювати бажання бути гідними дітьми своїх батьків прагнення приносити щастя в свій дім.
82048. Подорож країною Екологія 84.5 KB
  Мета: Пробудити в школярів особистої відповідальності за охорону навколишнього середовища, виховувати любов до рідного краю. Обладнання: плакати, телевізор, заставки зупинок, малюнки рослин і тварин Червоної книги України, грамзапис мелодій, присвячених природі, модель квітки.
82049. ІВАН МАЛКОВИЧ «ІЗ ЯНГОЛОМ НА ПЛЕЧІ» 33.5 KB
  Наше свято ми сьогодні присвячуємо творчості нашого поета-земляка, людини знаної не тільки в нас на Україні, але й за її межами. Дитячий видавець, директор видавництва «А-Ба-Ба-Га-Ла-Ма-Га», автор шести власних поетичних збірок, член Спілки письменників України – це Іван Малкович.
82050. Світ жінки (розважальне шоу-гра для старшокласників) 70.5 KB
  Мета: поглибити знання учнів про світ жінки його різноманітність; привернути увагу до видатних жінок їх місце у історії та суспільстві; виховувати повагу до жінки та підвищити мотивацію до саморозвитку та самовдосконалення. Коментар: гра створена за сценарієм шоу Я люблю Україну але на тему світу...
82051. Архітектура рідного міста. Стилістичні ознаки будівель-пам’яток архітектури місцевого значення. Вивчення студентами-архітекторами стилістичних ознак будівель для поглиблення фундаментальних фахових знань 77 KB
  Мета: Підвищити рівень знань та розвинути пізнавальні можливості студентівархітекторів при вивченні архітектурних стилів; поглибити знання студентів про стилістичні ознаки будівель навчити розпізнавати памятки архітектури міста Чернівців за стилями.
82052. Ким бути? Яким бути? 54 KB
  Мета: Зясувати рівень знань учнів про професії; Розширити знання дітей про професії; Формувати інтерес до професій батьків; Розвивати вміння працювати самостійно та в групах; Розвивати вміння планувати та оцінювати свою діяльність Познайомити з поняттями майстер посада...