71768

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Правовые основы обеспечения безопасности личности общества и государства закреплены Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. О безопасности. Закон определяет систему безопасности и ее функции устанавливает порядок организации и финансирования органов...

Русский

2014-11-11

82 KB

0 чел.

Н. ТЕРЕХОВА,

начальник лаборатории

Центра исследования проблем безопасности РАН

Н. ЗВЕРЕВ

прокурор ФПС ФСБ РФ, генерал-лейтенант

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства закреплены Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности». Закон определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, контроля и надзора за законностью их деятельности.

Особенность Закона состоит в том, что государственно-правовые начала пронизывают все три «блока» — личность, общество, государство, при главенствующей роли государства. Только государство, исходя из государственных интересов, может определять приоритеты, соотношения различных видов безопасности.

Закон использует понятие «государственная безопасность» в качестве одного из видов безопасности наряду с экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных. Однако «основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей» (ст. 2 Закона). Субъектами безопасности являются также граждане, общественные и иные организации и объединения, обладающие правами и обязанностями в участии в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.

Таким образом, субъектами безопасности выступают не личность, общество и государство вообще, а конкретные органы государства, физические и юридические лица — граждане, организации и объединения. Действует единая система безопасности для всех субъектов независимо от форм собственности, на основе единой государственной политики в области обеспечения безопасности (ч. 1 ст. 4 Закона).

Система мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, реализуется государством на основе единой государственной политики (ст. 4 Закона), а понятие «государственная безопасность» трансформируется согласно Закону в один из видов безопасности — экономической, общественной и т. д. Личность, общество и государство — субъекты системы безопасности Российской Федерации.

Государство как сложнейшая социальная система состоит из нескольких элементов. Это — граждане (народ, нация, население), публичная (государственная) власть, территории и ее границы, государственные ресурсы (налоги, бюджет, собственность), установление правового порядка. Что касается внешнеполитической составляющей государственной безопасности, то согласно Конституции внешняя политика, международные отношения и международные договоры Российской Федерации, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования находятся в исключительном ведении Российской Федерации (пп. «к», «л», «м» ст. 71). К ее исключительному ведению относится также определение статуса и защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

Наряду с этим продолжают действовать нормы, регулирующие полномочия других органов. Органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности, организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности, в соответствии с Законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.

Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя, руководствуясь Конституцией и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации; осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивает судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

Президент Российской Федерации осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности, возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, в пределах определенной законом компетенции принимает оперативное решение об обеспечении безопасности.

Правительство Российской Федерации в пределах определенной Законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и другими подведомственными ему органами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев и областей.

Совет Безопасности Российской Федерации является, согласно статье 13 Закона, конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности. Он рассматривает вопросы внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности и ответствен за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Принципы построения и разграничения полномочий органов государственной власти, закрепленные в Законе «О безопасности», легли в основу разработки федеральных законов в сфере безопасности. Вместе с тем большинство правовых актов в сфере безопасности касаются частных угроз и порождают локальные, разрозненные массивы правовых норм, относящихся к различным отраслям права. Наиболее актуальные проблемы государственной безопасности (Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина, Доктрина информационной безопасности, Морская доктрина Российской Федерации, Основы пограничной политики и др.) регулируются не федеральными законами, а указами и постановлениями. В правовой природе этих концепций, доктрин и основ много неясного, выходящего за пределы конституционного поля. При этом в обществе пока не сформировалось системное понятие государственной безопасности России, что затрудняет комплексный подход и систематизацию законодательства в этой области. Четко не разграничены сферы государственной безопасности.

К основным задачам в области обеспечения безопасности следует отнести выявление возможной формы систематизации законодательства в области государственной безопасности, формирование программы законопроектной деятельности, затрагивающей основные сферы государственной безопасности, разработку и принятие федерального закона «О государственной безопасности Российской Федерации», создание целостного нормативного правового обеспечения государственной безопасности Российской Федерации, в котором правовую основу получили бы такие аспекты, как сущность государственной безопасности, ее виды, угрозы ей, механизмы противодействия угрозам, порядок осуществления механизмов взаимодействия органов государственной власти при ликвидации угроз государственной безопасности; контроль деятельности органов государственной власти по обеспечению государственной безопасности; разработку ведомственных и межведомственных инструкций, планов и стандартов в сфере государственной безопасности.

Целесообразно законодательно утвердить минимально необходимые уровни расходов на безопасность страны. Требуют дальнейшей разработки технологии управления и организации обеспечения безопасности, а также механизмы межведомственного взаимодействия в чрезвычайных условиях.

Многообразие угроз определяет структурную сложность государственных органов в сфере обеспечения безопасности. Эффективность их деятельности достигается не столько их численностью и масштабностью, сколько соответствием их задач и функций реальным угрозам, правильному определению места и роли каждого структурного звена в решении общих задач. Имеются при этом в виду налаживание комплексного взаимодействия систем и структур, расчлененных по различным основаниям.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42489. Моделювання та дослідження медіанного фільтра 488 KB
  Зберігання виконаної роботи проводити виключно командою Sve ll Для виконання лабораторної роботи скопіювати фрагмент коду позначений коментарем 6лабораторна робота: Медіанні фільтри в кінець програми після директиви endif. Вибрати пункт 6 та проаналізувати варіант виконання лабораторної роботи.
42490. Опис конструкції установки ТММ 33м 462.5 KB
  Гвинтові механізми служать для перетворення обертового руху гвинта в поступовий рух гайки. Залежно від характеру відносного руху гвинта та гайки розрізняють наступні типи гвинтових механізмів рис. Передаточне відношення гвинтового механізму умовно можна виразити відношенням кутової швидкості гвинта ω1 ведучої ланки до лінійної швидкості гайки відносно гвинта V2 веденої ланки: 1.1 де Рn=P n – хід гвинта; n – кількість заходів гвинта; P – крок гвинта.
42491. Измерение сопротивления методом вольтметра-амперметра 69.5 KB
  Искомое сопротивление в этом случае 6.1 где U − напряжение которое показывает вольтметр; U − напряжение на миллиамперметре; I − сила тока в цепи; R − сопротивление миллиамперметра. Чем больше неизвестное сопротивление Rx по сравнению с сопротивлением R тем точнее результат измерения. Если Rx R то сопротивлением R можно пренебречь и тогда 6.
42492. Дослідження алгоритму очікування розєднання wait Disconnect 374 KB
  Принцип роботи полягає в наступному: після запуску алгоритму диспетчером з періодом 300 мс його робота починається з аналізу черги заявок на встановлення з’єднання якщо заявки відсутні він переходе у вихідний стан а якщо присутня хоча б одна заявка він запускається і за певним алгоритмом виконує поставлену перед ним задачу. так і так ні ні так Сигнал запуску від диспетчера Вихідний стан Кінець перегляду черги Вихідний стан Встановити зєднання між абонентами А і Б Абонент А поклав трубку Абонент Б підняв трубку Викл. “Контроль посилки...
42493. Розрахунок довжини регенераційної ділянки по затуханню і дисперсії 256.5 KB
  Львів 2010 Мета роботи: Ознайомитися з основними методами розраунку довжини регенераційної ділянки по критеріях затухання і дисперсії а також ознайомитися з основними типами компонент що використовуються на регенераційних ділянках ВОСПІ. Розрахунок довжини...
42494. Методи поелементного приймання цифрових сигналів 417 KB
  Львів 2011 Хід роботи 1. УВАГА Зберігання виконаної роботи проводити виключно командою Sve ll 3. Для виконання лабораторної роботи скопіювати фрагмент коду позначений коментарем 7лабораторна робота: Оптимальне приймання цифрових сигналів в кінець програми після директиви endif. Вибрати пункт 7 та проаналізувати варіант виконання лабораторної роботи пороговий приймач.
42495. Исследование электростатических полей с помощью электролитической ванны 61.5 KB
  При конструировании электронных ламп конденсаторов электронных линз и других приборов часто требуется знать распределение электрического поля в пространстве заключённом между электродами сложной формы. Аналитический расчёт поля удаётся только для самых простых конфигураций электродов и в общем случае невыполним. Поэтому сложные электростатические поля исследуются экспериментально. Точки поля имеющие одинаковый потенциал образуют поверхности равного потенциала эквипотенциальные поверхности.
42496. Конфігурування бездротового маршрутизатора LinksysWRT54GL 229.5 KB
  Конфігурування бездротового маршрутизатора LinksysWRT54GLâ€. Мета: Навчитися налаштовувати бездротові маршрутизатори на основі моделі LinksysWRT54GL задавати ім’я бездротовій мережі SSID налаштовування вбудованого сервера DHCP конфігурування інтерфейсів WN LN Wireless налаштування шифрування WEP. Виконання лабораторної роботи Виконализєднання з маршрутизатом увійшли до інтерфейсу конфігурування.