71768

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Правовые основы обеспечения безопасности личности общества и государства закреплены Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. О безопасности. Закон определяет систему безопасности и ее функции устанавливает порядок организации и финансирования органов...

Русский

2014-11-11

82 KB

1 чел.

Н. ТЕРЕХОВА,

начальник лаборатории

Центра исследования проблем безопасности РАН

Н. ЗВЕРЕВ

прокурор ФПС ФСБ РФ, генерал-лейтенант

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства закреплены Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности». Закон определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, контроля и надзора за законностью их деятельности.

Особенность Закона состоит в том, что государственно-правовые начала пронизывают все три «блока» — личность, общество, государство, при главенствующей роли государства. Только государство, исходя из государственных интересов, может определять приоритеты, соотношения различных видов безопасности.

Закон использует понятие «государственная безопасность» в качестве одного из видов безопасности наряду с экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных. Однако «основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей» (ст. 2 Закона). Субъектами безопасности являются также граждане, общественные и иные организации и объединения, обладающие правами и обязанностями в участии в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.

Таким образом, субъектами безопасности выступают не личность, общество и государство вообще, а конкретные органы государства, физические и юридические лица — граждане, организации и объединения. Действует единая система безопасности для всех субъектов независимо от форм собственности, на основе единой государственной политики в области обеспечения безопасности (ч. 1 ст. 4 Закона).

Система мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, реализуется государством на основе единой государственной политики (ст. 4 Закона), а понятие «государственная безопасность» трансформируется согласно Закону в один из видов безопасности — экономической, общественной и т. д. Личность, общество и государство — субъекты системы безопасности Российской Федерации.

Государство как сложнейшая социальная система состоит из нескольких элементов. Это — граждане (народ, нация, население), публичная (государственная) власть, территории и ее границы, государственные ресурсы (налоги, бюджет, собственность), установление правового порядка. Что касается внешнеполитической составляющей государственной безопасности, то согласно Конституции внешняя политика, международные отношения и международные договоры Российской Федерации, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования находятся в исключительном ведении Российской Федерации (пп. «к», «л», «м» ст. 71). К ее исключительному ведению относится также определение статуса и защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

Наряду с этим продолжают действовать нормы, регулирующие полномочия других органов. Органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности, организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности, в соответствии с Законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.

Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя, руководствуясь Конституцией и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации; осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивает судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

Президент Российской Федерации осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности, возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, в пределах определенной законом компетенции принимает оперативное решение об обеспечении безопасности.

Правительство Российской Федерации в пределах определенной Законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и другими подведомственными ему органами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев и областей.

Совет Безопасности Российской Федерации является, согласно статье 13 Закона, конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности. Он рассматривает вопросы внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности и ответствен за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Принципы построения и разграничения полномочий органов государственной власти, закрепленные в Законе «О безопасности», легли в основу разработки федеральных законов в сфере безопасности. Вместе с тем большинство правовых актов в сфере безопасности касаются частных угроз и порождают локальные, разрозненные массивы правовых норм, относящихся к различным отраслям права. Наиболее актуальные проблемы государственной безопасности (Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина, Доктрина информационной безопасности, Морская доктрина Российской Федерации, Основы пограничной политики и др.) регулируются не федеральными законами, а указами и постановлениями. В правовой природе этих концепций, доктрин и основ много неясного, выходящего за пределы конституционного поля. При этом в обществе пока не сформировалось системное понятие государственной безопасности России, что затрудняет комплексный подход и систематизацию законодательства в этой области. Четко не разграничены сферы государственной безопасности.

К основным задачам в области обеспечения безопасности следует отнести выявление возможной формы систематизации законодательства в области государственной безопасности, формирование программы законопроектной деятельности, затрагивающей основные сферы государственной безопасности, разработку и принятие федерального закона «О государственной безопасности Российской Федерации», создание целостного нормативного правового обеспечения государственной безопасности Российской Федерации, в котором правовую основу получили бы такие аспекты, как сущность государственной безопасности, ее виды, угрозы ей, механизмы противодействия угрозам, порядок осуществления механизмов взаимодействия органов государственной власти при ликвидации угроз государственной безопасности; контроль деятельности органов государственной власти по обеспечению государственной безопасности; разработку ведомственных и межведомственных инструкций, планов и стандартов в сфере государственной безопасности.

Целесообразно законодательно утвердить минимально необходимые уровни расходов на безопасность страны. Требуют дальнейшей разработки технологии управления и организации обеспечения безопасности, а также механизмы межведомственного взаимодействия в чрезвычайных условиях.

Многообразие угроз определяет структурную сложность государственных органов в сфере обеспечения безопасности. Эффективность их деятельности достигается не столько их численностью и масштабностью, сколько соответствием их задач и функций реальным угрозам, правильному определению места и роли каждого структурного звена в решении общих задач. Имеются при этом в виду налаживание комплексного взаимодействия систем и структур, расчлененных по различным основаниям.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79853. ПРОВЕРКА ДОСТОВЕРНОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛООГООБЛАГАЕМОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГАМ (НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ, НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ИМУЩЕСТВО И ДР.) И ОТРАЖЕНИЯ РАСЧЁТОВС БЮДЖЕТОМ В СИСТЕМЕ СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА 332 KB
  Поэтому значительную часть своей работы аудитор посвящает выявлению того по всем ли хозяйственным операциям облагаемым налогом на добавленную стоимость начислен этот налог и правильны ли расчеты с бюджетом. Налоги финансируемые потребителями Налог на добавленную стоимость НДС Специальный налог...
79854. АУДИТОРСКИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ 53.5 KB
  АУДИТОРСКИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчётности Данный порядок утверждён комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 9. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчётности экономического субъекта представляет мнение аудиторской фирмы о достоверности отчётности. Мнение о достоверности бухгалтерской отчётности должно выражать оценку аудиторской фирмой АФ соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчётности нормативному акту регулирующему бухгалтерский учёт и отчётность...
79855. ПОНЯТИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЦЕЛИ И ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 51.5 KB
  Аудит проверка и подтверждение достоверности бухгалтерского учёта отчётности и финансовых показателей а также подтверждение соответствия учётной политики предприятия общепринятым стандартам законодательным и подзаконным актам регулирующим порядок ведения учёта на предприятии проводимая специализированной аудиторской организацией на договорной коммерческой основе за счёт проверяемых предприятий и организаций. Основной целью аудиторской деятельности является установление соответствия...
79856. АУДИТОРСКИЕ СТАНДАРТЫ 296.5 KB
  Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита. Правило стандарт аудиторской деятельности Внутрифирменный контроль качества аудита Общие положения. Настоящее правило стандарт подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 2263 от 22 декабря 1993 г. Целью правила стандарта является установление требований к организации и функционированию внутрифирменной...
79857. АУДИТ БУХГАЛТЕРСКИХ ДОКУМЕНТОВ 42 KB
  Анализ организации бухгалтерского учёта и формирование учётной политики Организация бухгалтерского учёта на предприятии система построения учётного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о его финансовой и хозяйственной деятельности и осуществления контроля за рациональным использованием производственных и финансовых ресурсов собственных и привлечённых оборотных средств. Эта система включает: составление рабочего плана счетов бухгалтерского учёта выбор форм учёта подбор регистров...
79858. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 303.5 KB
  Основные средства. Основные средства фонды предприятий и хозяйственных организаций представляют собой совокупность средств труда действующих в неизменной натуральной форме в течение длительного периода как в сфере материального производства так и в непроизводственной сфере. Основные средства многократно используются в процессе производства сохраняют первоначальный внешний вид в течении длительного периода и передают свою стоимость на стоимость производимой продукции частями в сумме...
79859. АУДИТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 161.5 KB
  Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться обязательно содержать подписи лиц совершивших операции и коды соответствующих объектов учета. На поставку материалов предприятия заключают с поставщиками договора в которых определяют права обязанности и ответственность сторон по поставкам продукции. Контроль за выполнением плана...
79860. Организация платежного оборота 6.73 MB
  Безналичные расчеты это денежные расчеты путем записей по счетам в банках когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. и базируются на следующих принципах: 1 Безналичные расчеты осуществляются по банковским счетам которые открываются клиентам юридическим и физическим лицам для хранения и перевода средств. Каждое предприятие организация могут иметь в банке только один основной счет расчетный или текущий. Для открытия расчетного счета в банк представляются следующие документы: заявление об открытии...
79861. Ликвидность коммерческих банков 160.5 KB
  Управление ликвидностью коммерческого банка. Ликвидность коммерческого банка Ликвидность коммерческого банка означает возможность банка своевременно и полно обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами что определяется наличием достаточного собственного капитала банка оптимальным размещением и величиной средств по статьям актива и пассива баланса с учетом соответствующих сроков. Таким образом ликвидность коммерческого банка базируется на постоянном поддержании объективно необходимого...