71768

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Правовые основы обеспечения безопасности личности общества и государства закреплены Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. О безопасности. Закон определяет систему безопасности и ее функции устанавливает порядок организации и финансирования органов...

Русский

2014-11-11

82 KB

0 чел.

Н. ТЕРЕХОВА,

начальник лаборатории

Центра исследования проблем безопасности РАН

Н. ЗВЕРЕВ

прокурор ФПС ФСБ РФ, генерал-лейтенант

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства закреплены Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности». Закон определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, контроля и надзора за законностью их деятельности.

Особенность Закона состоит в том, что государственно-правовые начала пронизывают все три «блока» — личность, общество, государство, при главенствующей роли государства. Только государство, исходя из государственных интересов, может определять приоритеты, соотношения различных видов безопасности.

Закон использует понятие «государственная безопасность» в качестве одного из видов безопасности наряду с экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных. Однако «основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей» (ст. 2 Закона). Субъектами безопасности являются также граждане, общественные и иные организации и объединения, обладающие правами и обязанностями в участии в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.

Таким образом, субъектами безопасности выступают не личность, общество и государство вообще, а конкретные органы государства, физические и юридические лица — граждане, организации и объединения. Действует единая система безопасности для всех субъектов независимо от форм собственности, на основе единой государственной политики в области обеспечения безопасности (ч. 1 ст. 4 Закона).

Система мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, реализуется государством на основе единой государственной политики (ст. 4 Закона), а понятие «государственная безопасность» трансформируется согласно Закону в один из видов безопасности — экономической, общественной и т. д. Личность, общество и государство — субъекты системы безопасности Российской Федерации.

Государство как сложнейшая социальная система состоит из нескольких элементов. Это — граждане (народ, нация, население), публичная (государственная) власть, территории и ее границы, государственные ресурсы (налоги, бюджет, собственность), установление правового порядка. Что касается внешнеполитической составляющей государственной безопасности, то согласно Конституции внешняя политика, международные отношения и международные договоры Российской Федерации, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования находятся в исключительном ведении Российской Федерации (пп. «к», «л», «м» ст. 71). К ее исключительному ведению относится также определение статуса и защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

Наряду с этим продолжают действовать нормы, регулирующие полномочия других органов. Органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности, организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности, в соответствии с Законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.

Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя, руководствуясь Конституцией и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации; осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивает судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

Президент Российской Федерации осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности, возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, в пределах определенной законом компетенции принимает оперативное решение об обеспечении безопасности.

Правительство Российской Федерации в пределах определенной Законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и другими подведомственными ему органами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев и областей.

Совет Безопасности Российской Федерации является, согласно статье 13 Закона, конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности. Он рассматривает вопросы внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности и ответствен за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Принципы построения и разграничения полномочий органов государственной власти, закрепленные в Законе «О безопасности», легли в основу разработки федеральных законов в сфере безопасности. Вместе с тем большинство правовых актов в сфере безопасности касаются частных угроз и порождают локальные, разрозненные массивы правовых норм, относящихся к различным отраслям права. Наиболее актуальные проблемы государственной безопасности (Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина, Доктрина информационной безопасности, Морская доктрина Российской Федерации, Основы пограничной политики и др.) регулируются не федеральными законами, а указами и постановлениями. В правовой природе этих концепций, доктрин и основ много неясного, выходящего за пределы конституционного поля. При этом в обществе пока не сформировалось системное понятие государственной безопасности России, что затрудняет комплексный подход и систематизацию законодательства в этой области. Четко не разграничены сферы государственной безопасности.

К основным задачам в области обеспечения безопасности следует отнести выявление возможной формы систематизации законодательства в области государственной безопасности, формирование программы законопроектной деятельности, затрагивающей основные сферы государственной безопасности, разработку и принятие федерального закона «О государственной безопасности Российской Федерации», создание целостного нормативного правового обеспечения государственной безопасности Российской Федерации, в котором правовую основу получили бы такие аспекты, как сущность государственной безопасности, ее виды, угрозы ей, механизмы противодействия угрозам, порядок осуществления механизмов взаимодействия органов государственной власти при ликвидации угроз государственной безопасности; контроль деятельности органов государственной власти по обеспечению государственной безопасности; разработку ведомственных и межведомственных инструкций, планов и стандартов в сфере государственной безопасности.

Целесообразно законодательно утвердить минимально необходимые уровни расходов на безопасность страны. Требуют дальнейшей разработки технологии управления и организации обеспечения безопасности, а также механизмы межведомственного взаимодействия в чрезвычайных условиях.

Многообразие угроз определяет структурную сложность государственных органов в сфере обеспечения безопасности. Эффективность их деятельности достигается не столько их численностью и масштабностью, сколько соответствием их задач и функций реальным угрозам, правильному определению места и роли каждого структурного звена в решении общих задач. Имеются при этом в виду налаживание комплексного взаимодействия систем и структур, расчлененных по различным основаниям.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83402. ГІГІЄНА І САНІТАРІЯ 1.1 MB
  У навчальному посібнику узагальнено відомості про основні задачі гігієни і санітарії, ведучу роль цих дисциплін у харчовій промисловості. Наведено принципи роботи з нормативною документацією. Розглянуто методи контролю та забезпечення належного санітарно-гігієнічного стану підприємств громадського харчування.
83403. Английский язык: Методические указания по составлению заявки на грант 592.5 KB
  Другие организации занимающиеся деятельностью сходной с Вашим проектом часто также могут предоставить подробную информацию об источниках финансирования в интересующей Вас области а лучший способ получить подробную информацию о конкретном фонде запросить из этого фонда ежегодный отчет и другие материалы...
83404. Грамматика испанского языка: Практический курс 3.03 MB
  С момента третьего издания этой книги прошло почти десять лет. Однако цели и назначение учебника остались прежними. Книга предназначена для студентов отделений испанского языка различных университетов, специализированных гимназий, лицеев и может быть использована лицами...
83405. Теория игр. Расчётно-графическая работа 999.59 KB
  В данном разделе будет представлены методы нахождения минимакса максимина седловой точки решения игры оптимальных стратегий доминирующих стратегий графическое решение игр изоморфное и аффинное преобразования матрицы. Кроме того важно отметить не только то как решаются игры но и то что показывает...
83406. Применение статистических методов для анализа и обоснования закономерностей в эмпирических данных 609 KB
  Цель и задачи работы закрепить теоретические знания вероятностного и статистического анализа системы случайных величин направленного на выявление и описание существующих между ними зависимостей; реализовать методики создания основных видов статистических моделей вероятностных экспериментов...
83407. Современные образовательные технологии в профессиональном образовании 76.5 KB
  Личностная направленность образования сегодня является одной из основных тенденций развития профессионального образования, а на первый план образования выступает задача реализации принципа активности в обучении: создание условий для выявления и развития способностей студентов...
83408. Нетрадиционные операции банков 44.92 KB
  Целью данной работы является подробное изучение таких нетрадиционных операций коммерческого банка как лизинг факторинг и трастовые операции. В настоящее время некоторые кредитные операции проводимые российскими коммерческими банками можно отнести к косвенному нетрадиционному кредитованию...
83409. Понятие государственной налоговой службы, ее задачи и компетенция 76.5 KB
  Производить в органах в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – органы, организации и граждане) проверки документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей...
83410. Методы определения относительного возраста четвертичных отложений 763.84 KB
  Эта группа методов основана на характерной для четвертичного периода климатической ритмичности с чередованием теплых и холодных эпох. Это отражается в литологии отложений, составе заключенных в них остатков фауны и флоры, а также других особенностях.