71768

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Правовые основы обеспечения безопасности личности общества и государства закреплены Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. О безопасности. Закон определяет систему безопасности и ее функции устанавливает порядок организации и финансирования органов...

Русский

2014-11-11

82 KB

0 чел.

Н. ТЕРЕХОВА,

начальник лаборатории

Центра исследования проблем безопасности РАН

Н. ЗВЕРЕВ

прокурор ФПС ФСБ РФ, генерал-лейтенант

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства закреплены Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности». Закон определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, контроля и надзора за законностью их деятельности.

Особенность Закона состоит в том, что государственно-правовые начала пронизывают все три «блока» — личность, общество, государство, при главенствующей роли государства. Только государство, исходя из государственных интересов, может определять приоритеты, соотношения различных видов безопасности.

Закон использует понятие «государственная безопасность» в качестве одного из видов безопасности наряду с экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных. Однако «основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей» (ст. 2 Закона). Субъектами безопасности являются также граждане, общественные и иные организации и объединения, обладающие правами и обязанностями в участии в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.

Таким образом, субъектами безопасности выступают не личность, общество и государство вообще, а конкретные органы государства, физические и юридические лица — граждане, организации и объединения. Действует единая система безопасности для всех субъектов независимо от форм собственности, на основе единой государственной политики в области обеспечения безопасности (ч. 1 ст. 4 Закона).

Система мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, реализуется государством на основе единой государственной политики (ст. 4 Закона), а понятие «государственная безопасность» трансформируется согласно Закону в один из видов безопасности — экономической, общественной и т. д. Личность, общество и государство — субъекты системы безопасности Российской Федерации.

Государство как сложнейшая социальная система состоит из нескольких элементов. Это — граждане (народ, нация, население), публичная (государственная) власть, территории и ее границы, государственные ресурсы (налоги, бюджет, собственность), установление правового порядка. Что касается внешнеполитической составляющей государственной безопасности, то согласно Конституции внешняя политика, международные отношения и международные договоры Российской Федерации, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования находятся в исключительном ведении Российской Федерации (пп. «к», «л», «м» ст. 71). К ее исключительному ведению относится также определение статуса и защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

Наряду с этим продолжают действовать нормы, регулирующие полномочия других органов. Органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности, организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности, в соответствии с Законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.

Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя, руководствуясь Конституцией и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации; осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивает судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

Президент Российской Федерации осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности, возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, в пределах определенной законом компетенции принимает оперативное решение об обеспечении безопасности.

Правительство Российской Федерации в пределах определенной Законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и другими подведомственными ему органами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев и областей.

Совет Безопасности Российской Федерации является, согласно статье 13 Закона, конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности. Он рассматривает вопросы внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности и ответствен за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Принципы построения и разграничения полномочий органов государственной власти, закрепленные в Законе «О безопасности», легли в основу разработки федеральных законов в сфере безопасности. Вместе с тем большинство правовых актов в сфере безопасности касаются частных угроз и порождают локальные, разрозненные массивы правовых норм, относящихся к различным отраслям права. Наиболее актуальные проблемы государственной безопасности (Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина, Доктрина информационной безопасности, Морская доктрина Российской Федерации, Основы пограничной политики и др.) регулируются не федеральными законами, а указами и постановлениями. В правовой природе этих концепций, доктрин и основ много неясного, выходящего за пределы конституционного поля. При этом в обществе пока не сформировалось системное понятие государственной безопасности России, что затрудняет комплексный подход и систематизацию законодательства в этой области. Четко не разграничены сферы государственной безопасности.

К основным задачам в области обеспечения безопасности следует отнести выявление возможной формы систематизации законодательства в области государственной безопасности, формирование программы законопроектной деятельности, затрагивающей основные сферы государственной безопасности, разработку и принятие федерального закона «О государственной безопасности Российской Федерации», создание целостного нормативного правового обеспечения государственной безопасности Российской Федерации, в котором правовую основу получили бы такие аспекты, как сущность государственной безопасности, ее виды, угрозы ей, механизмы противодействия угрозам, порядок осуществления механизмов взаимодействия органов государственной власти при ликвидации угроз государственной безопасности; контроль деятельности органов государственной власти по обеспечению государственной безопасности; разработку ведомственных и межведомственных инструкций, планов и стандартов в сфере государственной безопасности.

Целесообразно законодательно утвердить минимально необходимые уровни расходов на безопасность страны. Требуют дальнейшей разработки технологии управления и организации обеспечения безопасности, а также механизмы межведомственного взаимодействия в чрезвычайных условиях.

Многообразие угроз определяет структурную сложность государственных органов в сфере обеспечения безопасности. Эффективность их деятельности достигается не столько их численностью и масштабностью, сколько соответствием их задач и функций реальным угрозам, правильному определению места и роли каждого структурного звена в решении общих задач. Имеются при этом в виду налаживание комплексного взаимодействия систем и структур, расчлененных по различным основаниям.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40393. Лечение нневростенических расстройств 28.5 KB
  Лечение невротических расстройств лучше всего проводить в профилированных отделениях; их чаще всего называют санаторными или отделениями клиниками неврозов. При медикаментозной терапии обсессивнокомпульсивных расстройств в первую очередь используются серотонинергические антидепрессанты. Медикаментозная терапия истероконверсионных расстройств особенно при эпизодически возникающих кратковременных истерических реакциях проводится транквилизаторами назначаемыми в небольших дозах и непродолжительными курсами.
40394. Методы купирования психомоторного возбуждения при различных психических заболеваниях 40.5 KB
  Наилучший способ экстренного купирования всех видов возбуждения внутривенное введение аминазина если удастся удержать больного для проведения этой процедуры. Практически этим способом удается купировать большинство видов возбуждения или значительно уменьшить его в течение 1 2 дней создав тем самым условия для транспортировки больного или проведения дальнейшей терапии. Алкогольный делирий Необходимы купирование психомоторного возбуждения и устранение бессонницы поскольку наступление сна свидетельствует о приближающемся окончании психоза.
40395. Особенности дпрессий в пожилом возрасте 62.5 KB
  Так называемый соматический синдром не внесенный в МКБ10 в число облигатных при неглубоких депрессиях позднего возраста нередко выступает в качестве ведущего. Это связано с двумя факторами неглубоким уровнем нарушения психической деятельности и собственно влиянием возраста. В этих случаях феномен соматизации депрессивных расстройств представляет собой главную причину трудностей выявления и диагностики этих нарушений у пациентов позднего возраста. Степень выраженности и значимость изменения самочувствия в телесной сфере предполагает их не...
40396. ПСИХОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА 42 KB
  А поэтому их используют при нарушениях психической деятельности при невротических и неврозоподобных расстройствах состояниях внутреннего напряжения страха тревоги беспокойства. 4 В связи с альфаадреноблокирующим эффектом используют при купировании гипертонического криза. При лечении больных манией используют: 1 нейролептики; 2 соли лития. Соли лития используют для лечения и профилактики маний.
40397. Методика сочинений отдельных видов 41.5 KB
  Подготовка материала его систематизация обдумывание композиции и плана сочинения установление логических связей выбор слов фразеологизмов словосочетаний построение предложений и связи между ними проверка орфографии весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью. Сочинения классифицируются по источникам материала по степени самостоятельности по жанрам и по языковым особенностям. В зависимости от источников...
40398. Речевые ошибки, их диагностика и исправление 49.5 KB
  К числу речевых ошибок относится неудачно выбранное слово неправильно построенное предложение искаженная морфологическая форма. В начальных классах работа над подобными ошибками затруднена почти полным отсутствием теоретической основы: те краткие грамматические сведения которые предусмотрены программой начальных классов совершенно недостаточны для исправления и предупреждения речевых ошибок. Причина ошибок малый речевой опыт бедность фразеологического запаса. К группе морфологостилистических ошибок относится неправильное образование...
40399. Основные этапы истории методики русского языка как науки 39.5 KB
  Буслаева О преподавании отечественного языка 1844. Ушинский 1824 1870 который создал методику в полном ее объеме обосновал ее теоретически написал учебники для школы Родное слово для I II и III годов обучения Детский мир а также пособия для учителей: О первоначальном преподавании русского языка. Он раскрыл роль родного языка в воспитании человека в формировании его личности в его мыслительном развитии.
40400. Методы обучения грамоте 36 KB
  Вторая ступень состояла в обучении чтению слогов: сначала двухбуквенных потом трехбуквенных и далее вплоть до пяти и шестибуквенных. Чтение слогов проходило так: сначала нужно было назвать первую букву слога допустим буки затем присоединить к ней название второй буквы аз. Выучивание слогов сменялось новой третьей ступенью обучения по буквослагательному методу обучением чтению отдельных слов. выбранном для чтения слове надо было выделить первый слог и буква за буквой называть каждую из них в слоге а затем произнести весь...
40401. Методика работы над элементами синтаксиса 48 KB
  Из данных форм образуются словосочетания и предложения которые могут соединяться в сложные предложения и образовывать максимальную синтаксическую единицу – текст. Синтаксис как наука – это взаимодействие нескольких направлений лингвистической мысли например предложение как синтаксическая единица рассматривается с точки зрения: Теории членов предложения предполагает деление текста на составляющие – словосочетания и слова Теории актуального членения рассматривает предложение как часть более сложной синтаксической единицы – текста а...