71769

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ РОССИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Становление Российской Федерации как суверенного государства и распад СССР привели к значительным изменениям в системе государственных наград Российской Федерации РСФСР к количественному увеличению государственных наград в субъектах Российской Федерации бывших...

Русский

2014-11-11

133.5 KB

1 чел.

Е. ТРОФИМОВ,

преподаватель Хабаровской государственной

академии экономики и права

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ РОССИИ:

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ

Становление Российской Федерации как суверенного государства и распад СССР привели к значительным изменениям в системе государственных наград Российской Федерации (РСФСР), к количественному увеличению государственных наград в субъектах Российской Федерации, бывших АССР, и к созданию наградных систем в других субъектах Федерации. Многообразие государственных наград в современной России вызывает необходимость их научной классификации. Классификация государственных наград нужна для установления типичных различий в правовом статусе государственных наград разных видов, для обоснования и формулирования на этой теоретической базе предложений о совершенствовании и развитии наградной системы.

Основной классификацией государственных наград современной России следует считать классификацию по федеративному признаку. Сообразно федеративному устройству России государственные награды устанавливаются как Российской Федерацией, так и ее субъектами. Деление государственных наград по федеративному признаку на два вида имеет отношение не только к разграничению компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Важным следствием этой классификации является приведение в соответствие значения государственных наград обоих уровней.

Государственные награды имеют общероссийское (федеральное) значение и соответствующий статус, а государственные награды субъектов Федерации — региональное значение и соответствующий статус. Меньший статус государственных наград субъектов должен находить выражение в том, что отмечаемые ими заслуги необходимо считать менее значимыми, чем те заслуги и отличия, за которые применяется награждение аналогичными государственными наградами России. Нормативно это требование должно закрепляться в меньших цензах и менее выдающихся заслугах, установленных для награждения государственными наградами субъектов Федерации, чем для награждения аналогичными государственными наградами Российской Федерации.

Однако это соответствие соблюдается далеко не во всех случаях. Иногда статус региональной государственной награды нарушает соответствие цензу стажа работы, установленному по статусу государственной награды Российской Федерации. В частности, для присвоения почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации»1 требуется наличие 15 лет стажа работы по специальности. Такой же ценз установлен для присвоения почетных званий «Заслуженный юрист Республики Башкортостан», «Заслуженный юрист Калужской области» и «Заслуженный юрист Московской области»2. Иногда статус государственных наград субъектов Федерации полностью совпадает со статусом государственных наград России. Например, почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации»3 и почетное звание «Заслуженный деятель науки Республики Башкортостан»4 присваиваются выдающимся ученым, имеющим ученую степень доктора наук, за заслуги в разработке приоритетных направлений науки и техники, создании научных школ, воспитании и подготовке научных кадров.

К сожалению, требование о соответствии статуса государственных наград субъектов Федерации статусу государственных наград Российской Федерации не закреплено в федеральном законодательстве, хотя это требование имеет непосредственное отношение к статусу государственных наград Российской Федерации, их официальному признанию и государственной защите. Введение субъектами Федерации более жестких цензов для награждения региональными государственными наградами приводит к умалению высокого статуса государственных наград Российской Федерации и заслуг лиц, награжденных Российской Федерацией. Данный недостаток в общероссийской системе государственных наград, безусловно, должен быть устранен нормативным путем — федеральным законом или указом Президента России.

Наиболее распространенной классификацией, закрепленной в законодательстве и во многом из законодательства (в историко-правовом плане) вытекающей, является классификация по форме государственных наград. Существуют разные подходы ученых к определению основания такой классификации. С.С. Каринский считает ордена, медали и почетные звания формой награждения5. М.В. Молодцов дал званию Героя Социалистического Труда, орденам, медалям и почетным званиям различную оценку, определив их как формы поощрения, как формы отличия, как меры поощрения и как виды поощрения6. В.М. Баранов рассматривает звания Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, ордена, медали и почетные звания как отдельные группы мер государственного поощрения и как объекты поощрительных правоотношений7. Поскольку в данной классификации все авторы отмечают внешнее выражение награды, можно считать, что речь ведется именно о форме государственных наград, которая и служит основанием для законодательного и теоретического подразделения наград на формы. В соответствии с данной классификацией можно выделить следующие формы государственных наград:

— наградные звания: звания Героя России и звания героя субъекта Российской Федерации (например, звание «Герой Калмыкии»); звание и почетное звание почетного гражданина субъекта Российской Федерации; почетные звания по профессиям (почетные звания Российской Федерации и почетные звания субъектов Российской Федерации по профессиям);

— ордена и орденские знаки: ордена Российской Федерации, ордена и орденские знаки субъектов Федерации (например, орден «За заслуги перед Республикой Башкортостан», орденский знак «Во славу законности» в Московской области);

— наградные медали: медали и юбилейные медали Российской Федерации; медали, юбилейные медали и памятные медали субъектов Российской Федерации;

— наградные знаки: знаки отличия Российской Федерации и ее субъектов, почетные и нагрудные знаки, памятные знаки субъектов Федерации;

— премии и государственные премии субъектов Российской Федерации;

— «бумажные» награды субъектов Российской Федерации: почетные грамоты и дипломы, благодарности и благодарственные письма;

— иные государственные награды субъектов Российской Федерации (например, включение в Государственную книгу «Заслуженные люди Тувы ХХ века», Почетный штандарт Губернатора Нижегородской области).

Формы государственных наград разнообразны, и запрета на введение новых форм в российском законодательстве нет. Каждый уровень федеративной системы самостоятельно осуществляет установление и выбор форм своих государственных наград. Централизованное установление перечня форм для государственных наград субъектов Федерации недопустимо, так как это нарушило бы конституционно установленное разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами.

Исторически в отечественном наградном деле выработана иерархия наиболее распространенных форм государственных наград, которой рекомендуется придерживаться в правотворческой деятельности и федеральным органам государственной власти, и органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Ордена считаются более высокими и менее массовыми наградами, чем медали8. Как правило, если в системе государственных наград ордена учреждены, они признаются высшими государственными наградами. Например, высшей государственной наградой Российской Федерации является орден Святого апостола Андрея Первозванного, Республики Ингушетия — орден «За заслуги», Республики Татарстан — орден «За заслуги перед Республикой Татарстан».

Наградные звания (за исключением почетных званий по профессиям) признаются более значимыми, чем все другие награды, хотя их соотношение с орденами не устоялось и может варьироваться в различных наградных системах. Например, в Чувашской Республике высшей наградой является почетное звание «Почетный гражданин Чувашской Республики», а орден «За заслуги перед Чувашской Республикой» находится на втором месте. В системе государственных наград Российской Федерации звание Героя Российской Федерации, напротив, располагается ниже орденов, но выше медалей, знаков отличия и почетных званий. В СССР положение Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда было иным: эти звания считались высшими степенями отличия, но одновременно с присвоением этих званий награжденным вручался высший орден — Орден Ленина, что приравнивало эти звания по статусу к высшему советскому ордену. В этом пункте определенное сходство с советской наградной системой наблюдается в Республике Калмыкия, где высшей степенью отличия является звание «Герой Калмыкии», но для особого отличия лиц, удостоенных этого звания, учрежден и вручается одновременно с присвоением звания Героя Калмыкии их отличительный знак — орден «За заслуги перед Республикой Калмыкия — Хальмг Тангч». По существу, сходное решение этой дилеммы найдено в Республике Тыва, где оригинальная награда в форме включения в Государственную книгу «Заслуженные люди Тувы XX века» приравнена к высшей государственной награде Республики Тыва — ордену Республики Тыва.

Почетные звания в иерархии государственных наград традиционно располагаются ниже звания героя, орденов и медалей. Еще ниже в настоящее время находятся почетные грамоты, благодарности, благодарственные письма и тому подобные «бумажные» награды, не имеющие знаков для ношения на одежде. В СССР «бумажные» награды, как правило, не имели статуса государственных (в отличие от звания героя, орденов, медалей и почетных званий) и применялись не от имени Советского государства, а от лица органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений, организаций и объединений. Хотя имелись и заметные исключения: например, согласно статье 1 Положения о государственных наградах РСФСР9, высшей государственной наградой РСФСР была Почетная Грамота Президиума Верховного Совета РСФСР, ниже которой располагались 49 почетных званий РСФСР по профессиям.

Классификация государственных наград по формам имеет прямое отношение к построению системы (иерархии) государственных наград. В императорской России государственные награды были формализованы в два основных вида (хотя юридически их было больше): ордена, медали и знаки отличия. В СССР, который своеобразно переработал дореволюционную наградную систему, были приняты формы государственных наград трех основных видов: ордена и звания героев, присвоение которых сопровождалось вручением орденов; медали и знаки отличия; почетные звания по профессиям.

Эта система была принята за основу в Российской Федерации и ряде ее субъектов: введены наградные звания (помимо почетных званий по профессиям) — звание героя или звание почетного гражданина, которые имеют высокий статус. Во многих субъектах Российской Федерации звание почетного гражданина субъекта Федерации сходно по статусу со званием героя и расположено на месте орденов, отсутствующих в системах наград этих регионов. Немало субъектов установили «бумажные» награды, продолжив вниз традиционную иерархию форм государственных наград.

Иногда допускаются отступления от традиционных схем построения систем государственных наград. Так, почетная грамота Республики Алтай установлена в иерархии государственных наград на втором месте — ниже ордена «Тан Чолмон» («Утренняя Звезда»), но выше знака отличия «Быйанду Эне» («Почитаемая Мать»), почетного звания «Почетный гражданин Республики Алтай», государственной премии Республики Алтай имени Г.И. Чорос-Гуркина в области литературы и искусства и почетных званий по профессиям. В Нижегородской области в системе государственных наград учреждена памятная медаль «За наивысшие достижения в спорте», хотя памятные (мемориальные) медали не являются наградными10. Подобные законодательные решения, конечно, не могут быть признаны неправомерными, но граничат с невежеством, так как игнорируют наградные традиции, складывавшиеся десятилетиями.

Определенный интерес для исследования и установления статуса государственных наград представляет классификация наград по характеру заслуг награжденных лиц. В рамках данной классификации можно выделить следующие виды государственных наград:

— универсальные государственные награды, применяемые за заслуги в любых сферах деятельности (например, орден Святого апостола Андрея Первозванного, орден «За заслуги перед Отечеством», медаль ордена «За заслуги перед Отечеством»);

— военные, предназначенные для награждения только за военные заслуги, причем некоторыми военными орденами награждаются только военнослужащие (например, орденом «За военные заслуги»);

— правоохранительные, предназначенные для награждения за отличия в укреплении законности и поддержании правопорядка, причем, как правило, сотрудников правоохранительных органов (медаль «За отличие в охране общественного порядка»);

— гражданские, применяемые исключительно за заслуги на гражданском поприще: на государственной гражданской службе, в научной, творческой и другой негосударственной общественно полезной деятельности (например, медаль «За труды по сельскому хозяйству», почетное звание «Народный артист РФ»).

Приведенная классификация актуальна для современного наградного дела. По давней отечественной традиции, истоки которой находятся еще в наградной системе императорской России, большинство государственных наград имели две ветви — военную и гражданскую. Причем ратные подвиги ценились выше, а потому военные награды в иерархии наград находились выше аналогичных наград, применявшихся за гражданские заслуги. Этим, в частности, обусловлена традиция особо выделять военные награды внешне. Так, принято сопрягать знаки военных наград с оружейной атрибутикой — наложенными на знак универсального ордена мечами, изображением на военных наградах мечей, изображением военного ордена на наградном оружии. По этой же причине принято носить знак ордена младшей степени с мечами даже при наличии у награжденного знака ордена старшей степени без мечей11.

Параллельная система военных и гражданских государственных наград была характерна для СССР. Например, со сходными статусами в военной и гражданской областях существовали звания Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда, ордена Красного Знамени и Трудового Красного Знамени, ордена Красной Звезды и «Знак Почета», ордена Славы и Трудовой Славы, медали «За отвагу» и «За трудовую доблесть», медали «За боевые заслуги» и «За трудовое отличие», медали «Ветеран Вооруженных Сил СССР» и «Ветеран труда».

Тенденция к сохранению военных наград и закреплению их более высокого статуса, по сравнению со сходными гражданскими и правоохранительными наградами, отмечается и в современной России. Например, ордена Жукова, Мужества, «За военные заслуги» и «За морские заслуги», применяемые исключительно или преимущественно к военнослужащим, в иерархии наград находятся выше универсальных, но применяемых по большей части к гражданским лицам орденов Почета и Дружбы. Медаль «За отвагу», которой награждаются, как правило, военнослужащие, расположена выше близкой к ней по статусу универсальной медали «За спасение погибавших», чаще применяемой для награждения гражданских лиц и сотрудников органов внутренних дел. Медаль «За отличие в охране государственной границы», применяемая чаще всего к военнослужащим, по статусу выше медали «За отличие в охране общественного порядка», которой награждаются, в основном, сотрудники органов внутренних дел.

Второй момент, связанный с рассматриваемой классификацией, имеет значение для верхнего уровня системы государственных наград. Со времен Петра I в России, как и в большинстве стран Европы, высшими государственными были награды универсальные, которые, как правило, не имели степеней. Эти высшие награды приводили параллельные военную и гражданскую наградные ветви к единому знаменателю на пике наградной пирамиды12. Таковы дореволюционный орден Святого апостола Андрея Первозванного (1698—1917 гг.), советский Орден Ленина (1930—1991 гг.), российский орден «За заслуги перед Отечеством» (в 1994—1998 гг.) и российский орден Святого апостола Андрея Первозванного (с 1998 г. по настоящее время).

Интересен в историко-правовом отношении и еще один момент. В литературе справедливо отмечается тенденция к универсализации системы государственных наград в современной России13. На уровне субъектов Российской Федерацию эта тенденция подкрепляется отсутствием военных наград, которое обусловлено тем, что вопросы обороны и военная служба являются предметом ведения Российской Федерации. Большинство государственных наград Российской Федерации универсальны и, по крайней мере, формально могут применяться и к военнослужащим, и к сотрудникам органов внутренних дел, и к гражданским лицам. Разумеется, в практике наградного дела, основанной на особенностях изложения статутов орденов и положений о медалях и других наградах, в отношении ряда универсальных наград сформировался явный перекос в ту или иную сторону. Так, универсальный орден Мужества — в большей мере военный орден, а ордена Почета и Дружбы — в большей степени гражданские.

Различными могут быть цели и поводы учреждения государственных наград и награждения ими. Государственные награды по наличию конкретно-исторического повода и основания для награждения классифицируются на два вида:

— награды единовременного массового награждения, учрежденные в связи с событиями, имеющими большое значение для государства и общества;

— награды неограниченного индивидуального применения, предназначенные для поощрения за заслуги и отличия отдельных лиц без привязки к конкретным историческим событиям.

Государственные награды единовременного массового награждения призваны закрепить в общественном сознании значимость определенного события, сыгравшего большую роль в развитии исторических судеб Отечества, а в связи с этим событием — поощрить граждан за новые или ранее отмеченные заслуги. Событием, служащим основанием для награждения, может быть:

а) коллективное деяние, участие в котором каждого награжденного лица ничтожно мало: перепись населения, оборона, взятие и освобождение городов и территорий;

б) памятная дата, которой посвящается юбилейная государственная награда: годовщина основания города, юбилей со дня рождения видной исторической персоны или годовщина другого значительного исторического события.

Особенностью государственных наград массового единовременного награждения является то, что они предназначены для разовой наградной кампании. История таких наград заканчивается вместе с событиями и юбилейными датами, которым они посвящены14. Хотя награждение этими наградами может занять продолжительный период, но рано или поздно этот процесс прекращается: либо все лица, имеющие по статуту (положению) право на такую награду, рано или поздно ее получают, либо награждение прекращается особым нормативным правовым актом или де-факто неписаным указанием. После завершения наградной кампании такая награда не отменяется, остается «спящей» наградой и бессрочно занимает свое место в системе государственных наград.

Такого рода награды, особенно юбилейные, занимают наименее почетное место среди наград аналогичной формы (среди орденов или медалей). Заслуги награжденных лиц, за которые они отмечаются такими наградами, либо явно незначительны (в масштабном коллективном деянии), либо ранее уже были отмечены, т. е. происходит, по существу, повторное награждение (юбилейные награды).

Вместе с тем подобные наградные кампании, как правило, получают большой общественный резонанс, широко освещаются и пропагандируются, а потому их социально-политическое значение чрезвычайно велико. Массовые награждения привлекают к себе внимание общественности и фокусируют на масштабном коллективном деянии или годовщине исторического события общественное сознание и историческую память народа. Кроме того, массовые награждения обычно доставляют моральное удовлетворение широкому кругу награжденных лиц, заслуги которых (пусть даже давние) официально вспоминаются, признаются и отмечаются. В результате может достигаться кратковременный эффект социализации награжденных лиц и консолидации общества.

Из-за своего невысокого статуса награды единовременного массового награждения — это, как правило, медали. Юбилейные ордена для отечественной наградной системы нехарактерны. Единственным исключением является орден Жукова, который учрежден в память 100-летия со дня рождения известного маршала и по Статуту должен вручаться офицерам высшего командного звена Красной Армии, удостоенных звания Героя Советского Союза или орденов за отличия в руководстве войсками при проведении боевых операций в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. По статусу орден Жукова почти идентичен медали Жукова (отличие состоит в более высокой категории награждаемых лиц). Более того, в соответствии с Положением о медали Жукова лицам, награжденным орденом Жукова, медаль Жукова не вручается. Это позволяет констатировать, что, по существу, орден Жукова — это высшая наградная степень по отношению к медали Жукова. Исходя из статуса названных наград логичнее было бы учредить медаль Жукова в двух степенях, поскольку юбилейный орден — это нонсенс. Тем более нелогично ставить юбилейный орден в иерархии орденов так близко к вершине наградной лестницы, сразу после ордена «За заслуги перед Отечеством», который в момент утверждения Статута ордена Жукова в 1995 г. был высшим орденом Российской Федерации.

В отличие от государственных наград единовременного массового награждения, награды неограниченного индивидуального применения обладают более весомым статусом и присуждаются за значительные заслуги одного лица и небольшой группы лиц (коллектива). К числу наград неограниченного индивидуального применения относятся ордена и группа медалей, называемых «орденскими медалями»15. Существенность отличия статуса «орденских медалей» от юбилейных настолько велика, что, например, И.В. Всеволодов даже выводит юбилейные медали за рамки наградных16.

Среди наград неограниченного индивидуального применения можно выделить следующие разновидности:

— награды за единичное деяние — геройский подвиг, отвагу, мужество и доблесть (например, орден Святого Георгия, орден Мужества, звание Героя России, медаль «За отвагу», медаль «За спасение погибавших»);

— награды за деятельность, в том числе возможность награждения за единичное деяние (например, орден «За военные заслуги», орден Почета, орден Дружбы, медали Суворова, Ушакова, Нестерова, Пушкина);

— выслужные награды, применяемые за определенный срок службы (при этом могут устанавливаться дополнительные цензы), например, российский знак отличия «За безупречную службу», советские медали «Ветеран труда» и «Ветеран Вооруженных Сил СССР».

Государственные награды за единичное деяние, имеющие большое государственно-общественное значение, традиционно обладают очень высоким статусом и среди наград соответствующей формы занимают верхние ступени в иерархической лестнице.

Государственные награды за полезную для государства и общества деятельность находятся, как правило, ниже наград за единичное деяние. Однако среди наград «за деятельность», как правило, имеются универсальные награды с широким спектром отмечаемых ими заслуг, занимающие более высокие места в иерархии (в рамках группы наград одинаковой формы), чем награды за героизм, мужество, отвагу и доблесть. Среди государственных наград Российской Федерации таковы орден Святого апостола Андрея Первозванного, орден «За заслуги перед Отечеством» и медаль ордена «За заслуги перед Отечеством», а в советской наградной системе таковы были Орден Ленина и Орден Октябрьской революции.

Выслужные награды имеют статус значительно меньший, чем государственные награды за единичное деяние и длительную деятельность. Такого рода награды, как правило, мало ценятся в обществе. Исторические примеры наградных систем дореволюционной России и СССР показывают, что вручение наград по выслуге лет приводит к быстрому и резкому падению их социального престижа17. Видимо, такая же судьба постигнет и российской знак отличия «За безупречную службу», вручаемый государственным служащим и лицам, замещающим государственные должности, за выслугу лет (не менее 15 лет на военной и 20 лет на гражданской службе). Эта награда полагается только лицам, которые уже имеют другие государственные награды, что лишает знак отличия «За безупречную службу» ценности, поскольку она имеет самый низкий статус из всех государственных наград, а младшие награды не принято вручать после награждения старшими. Статус знака отличия «За безупречную службу» явно не соответствует высокому положению и престижу государственных наград. Поэтому целесообразно либо изменить статус этой награды, исключив из него ценз награждения государственными наградами (по примеру советских медалей «Ветеран труда» и «Ветеран Вооруженных Сил СССР»), либо перевести эту награду в разряд ведомственных (по примеру советской медали «За безупречную службу» трех степеней).

Рассмотренные классификации государственных наград позволяют типизировать ряд особенностей и правил при формировании системы (иерархии) государственных наград и при определении формы и вида государственных наград. Учет этих классификаций имеет большое значение для ранжирования заслуг и отличий награжденных лиц, для построения научно обоснованной и справедливой системы государственных наград, способной эффективно выполнять задачи поощрения за полезную и выдающуюся деятельность.

1 Положение о почетном звании «Заслуженный юрист Российской Федерации», утв. Указом Президента России от 30.12.1995 г. № 1341 // СЗ РФ. 1996. № 2. Ст. 64; № 5. Ст. 458; 1997. № 22. Ст. 2570; 1998. № 14. Ст. 1542; 1999. № 48. Ст. 5829; 2000. № 10. Ст. 1116; 2001. № 16. Ст. 1565; № 41. Ст. 3939; № 53 (ч. 2). Ст. 5147.

2 Положение о почетном звании «Заслуженный юрист Республики Башкортостан», утв. Указом Президента Республики Башкортостан от 18.04.1996 г. № УП-228 // Известия Башкортостан. 1996. 25 апреля; Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. 2000. № 7. Ст. 561; Положение о почетном звании «Заслуженный юрист Калужской области», утв. приложением № 21 к Закону Калужской области от 20.10.2003 г. № 252-ОЗ «О почетных званиях Калужской области» // Весть. 2003. 28 октября; Положение о почетном звании Московской области «Заслуженный юрист Московской области», утв. Постановлением Губернатора Московской области от 06.09.1999 г. № 318-ПГ // Информационный сборник министерства строительства Администрации Московской области. 1999. № 10; Информационный вестник Правительства Московской области. 2002. № 6; 2003. № 2.

3 Положение о почетном звании «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», утв. Указом Президента РФ от 30.12.1995 г. № 1341.

4 Положение о почетном звании «Заслуженный деятель науки Республики Башкортостан», утв. Указом Президента Республики Башкортостан от 18.04.1996 г. № УП-228.

5 См.: Каринский С.С. Поощрения за успешный труд по советскому праву. — М.: Госюриздат, 1961. — С. 46—48.

6 См.: Молодцов В.М. Поощрение за успехи в труде. — М.: Юрид. лит. 1977. — С. 4—7.

7 См.: Баранов В.М. Правовые формы поощрения в развитом социалистическом обществе: сущность, назначение, эффективность. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1975. — С. 27—31; Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1978. — С. 66.

8 См.: Дуров В.А. Русские награды XVIII — начала XX в. — М.: Просвещение, 1997. — С. 25; Каданцев П.С. Ордена России. — Рязань: Новое время, 1993. — С. 12; Кузнецов А.А. Ордена и медали России. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — С. 5; Кузнецов А.А., Чепурнов Н.И. Наградная медаль: В 2-х т. Т. 1. 1701—1917. — М.: Патриот, 1992. — С. 8; Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: ВЛАДОС, 2000. — С. 356, 357.

9 Утв. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27.01.1983 г. // ВВС РСФСР. 1983. № 5. Ст. 164; 1985. № 46. Ст. 1596.

10 См.: Грибанов Э.Д. Советские медали (медицина, здравоохранение, Красный Крест и другие). — М.: Легпромбытиздат, 1991. — С. 3.

11 Ср.: Статьи 92, 93, 447, 451 Учреждения орденов и других знаков отличия (Свод учреждений государственных. Кн. 8. — СПб., 1892); пункты 4, 5 Статута ордена «За заслуги перед Отечеством» и пункт 3 Положения о медали ордена «За заслуги перед Отечеством», утвержденных Указом Президента РФ от 02.03.1994 г. № 442 (САПП РФ. 1994. № 10. Ст. 775; СЗ РФ. 1995. № 23. Ст. 2207; 1999. № 2. Ст. 269; 2000. № 27. Ст. 2821; 2003. № 16. Ст. 1508; № 47. Ст. 4520; № 48. Ст. 4659; 2004. № 41. Ст. 4021; 2005. № 28. Ст. 2865). См. также: Каданцев П.С. Ордена России. — Рязань: Новое время, 1993. — С. 18; Московский Кремль. Старинные русские ордена / Авт. текста В.М. Никитина. — М., 1995. — С. 42.

12 См.: Всеволодов И.В. Беседы о фалеристике. Из истории наградных систем. — М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1990. — С. 262, 273, 274, 275; Спасский И.Г. Иностранные и русские ордена до 1917 года. — Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1963. — С. 14.

13 См.: Государственные символы и награды Российской Федерации / Авт.- сост. Ю.Л. Кушер. — М.: Изд-во «Книжная палата», 1999. — 272 с. — С. 65.

14 См.: Всеволодов И.В. Беседы о фалеристике. Из истории наградных систем. — М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1990. — С. 326, 327.

15 См.: Чепурнов Н.И. Наградные медали Государства Российского: Энциклопедическое иллюстрированное издание. — М.: Русский мир, 2001. — С. 10.

16 См.: Всеволодов И.В. Беседы о фалеристике. Из истории наградных систем. — М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1990. — С. 323, 324.

17 См.: Любина Т.Н. Ордена в системе ценностей провинциальной бюрократии конца XIX — начала XX века (по материалам Тверской губернии) // Геральдика: Материалы конференции «10 лет восстановления геральдической службы России» 26—28 февраля 2002 г. / Научный редактор Г.В. Вилинбахов, редактор Г.В. Калашников. — СПб.: Изд-во РГЭ, 2002. Электронный ресурс: http://sovet.geraldika.ru/article/1967; Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. — С. 362; Володин А.Н., Мерлай Н.М. Медали СССР. — СПб.: Печатный двор, 1997. — С. 10.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68958. Узагальнені класи. Приклад використання двох узагальнених типів даних 62 KB
  Окрім узагальнених функцій можна визначити узагальнені класи. При цьому створюється клас, в якому визначені всі алгоритми, проте фактичний тип даних задається як параметр при створенні обєкту. Узагальнені класи виявляються корисними, якщо логіка класу не залежить від типу даних.
68959. Обробка виняткових ситуацій 57 KB
  Механізм обробки виняткових ситуацій в мові C++ заснований на трьох ключових словах: try, catch і throw. Фрагменти програми, що підлягають контролю, містять блок try. Якщо в ході виконання програми в блоці try виникає виняткова ситуація (тобто помилка), вона генерується...
68960. Генерація виняткових ситуації 56 KB
  Якщо виникає необхідність повторно порушити виняткову ситуацію усередині її обробника, можна виконати оператора throw, не указуючи тип виняткової ситуації. В цьому випадку операторові try/catch передається поточна виняткова ситуація. Таким чином для однієї і тієї ж виняткової ситуації...
68961. Перехоплення класів виняткових ситуацій 34.5 KB
  Виняткова ситуація може мати будь-який тип, зокрема бути об’єктом класу, визначеного користувачем. У практичних застосуваннях виняткові ситуації, визначені користувачем, зустрічаються частіше, ніж вбудовані. Можливо, це відбувається тому, що програмісти прагнуть якомога точніше визначати класи виняткових...
68962. Обробка похідних виняткових ситуацій 23 KB
  Якщо виняткові ситуації описуються за допомогою базового і похідних класів, при роботі з операторами catch слідує проявлять максимальну обережність, оскільки оператор catch, відповідний базовому класу, одночасно відповідає всім похідним класам.
68963. Файли. Робота з файлами 48.5 KB
  Загальні поняття про потік Відкриття та закриття потоку Функції для роботи з файлами Двійковий режим обміну з файлами Загальні поняття про потік На рівні потокового вводу виводу обмін даними виконується побайтно. Для файлів на диску за одне звертання до пристрою виконується читання або запис фіксованої порції даних.
68964. Препроцесор та коментарії 48.5 KB
  Директиви препроцесора зазвичай використовуються для полегшення внесення змін в початкові програми і для полегшення їх компіляції в різних середовищах виконання. Розташовані в початковому файлі директиви примушують препроцесор виконувати конкретні дії.
68965. Потоковий ввід-вивід 48 KB
  Потоки cin і cout є класовими об’єктами, визначуваними і створюваними за допомогою заголовного файлу iostream.h. Як об’єкти cin і cout підтримують різні оператори і операції. З даного уроку ви дізнаєтеся, як розширити можливості введення і висновку, використовуючи функції...