71775

ОСНОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В этой связи принципиальным является положение статьи 6 Конституции о том что гражданство едино и равно независимо от оснований приобретения что имеет непосредственное значение для последствий приобретения лицом российского гражданства.

Русский

2014-11-12

159 KB

2 чел.

И. ГОНЧАРОВ

ОСНОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИИ

И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ

Конституция России (ст. 6) справедливо устанавливает принцип: каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и выполняет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.

В этой связи принципиальным является положение статьи 6 Конституции о том, что гражданство едино и равно независимо от оснований приобретения, что имеет непосредственное значение для последствий приобретения лицом российского гражданства. Эти последствия (права, свободы, обязанности, ответственность, защита и покровительство) в равной мере относятся ко всем лицам, независимо от того, по каким основаниям они приобрели гражданство Российской Федерации.

Согласно статье 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», гражданство — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Прежде чем исследовать вопросы приобретения гражданства, представляется необходимым рассмотреть заслуживающую отдельного внимания категорию иностранцев — иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды), входящую в состав населения Российской Федерации. Термин «иностранец» поддерживается далеко не всеми российскими учеными. Законодательство Российской Федерации избегает применения этого термина вследствие его неопределенности и неоднозначности. В отдельных случаях отделение иностранных граждан от апатридов при рассмотрении их статуса обоснованно.

В юридической литературе понятие «иностранец» имеет неоднозначное толкование. Некоторые авторы, например Л.Н. Галенская, трактуют термин «иностранец» как иностранный гражданин и лицо без гражданства. Под иностранным гражданином Л.Н. Галенская подразумевает лицо, которое не является гражданином данного государства или не имеет гражданства какого-либо государства. М.М. Богуславский и С.С. Гридин иностранцами считают и иностранных граждан, и лиц без гражданства1. А.А. Рубанов под иностранцами подразумевает всех лиц, находящихся на территории какого-либо государства, не являющихся его гражданами и состоящих в гражданстве другого государства2.

По мнению Т.Н. Кирилловой, иностранцем является «лицо, имеющее постоянную политическую, экономическую и правовую связь с государством своего гражданства и находящееся во временной экономической и правовой связи с другими государствами»3. В данном случае напрашивается вывод о том, что постоянно проживающих в Российской Федерации иностранцев нельзя относить к этой категории, так как их экономическая и правовая связь с родным государством очень условна.

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства4.

Различие между иностранцами и лицами без гражданства в основном состоит в том, что иностранцы имеют юридическую связь с отечественным государством и это государство несет определенную ответственность за своего гражданина и обязано в случае возникновения необходимости прийти к нему на помощь. Что же касается лиц без гражданства, то единственным защитником их прав и свобод является государство места их пребывания.

На это обстоятельство указывает Н.В. Витрук, который пишет: «Правовой статус гражданина и лица без гражданства всегда один: он определяется тем государством, гражданином которого данное лицо является или на территории которого лицо без гражданства проживает. Правовой статус иностранца по существу имеет двойной характер: это правовой статус гражданина конкретного государства и правовой статус собственно иностранца. Последний определяется тем государством, на территории которого данное лицо пребывает как иностранный гражданин»5.

Основы правового статуса иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации, определяются статьей 62 Конституции, содержащей норму прямого действия: иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

Итак, под понятием «иностранный гражданин» подразумевается лицо, которое состоит в гражданстве или подданстве иного государства, подтвержденном соответствующими документами, не является гражданином Российской Федерации или не имеет гражданства или подданства какого-либо другого государства. В понятиях «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» содержится объединяющий эти категории лиц признак — они не имеют гражданства Российской Федерации.

Статья 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» закрепляет один из основополагающих принципов российского гражданства — оно едино и равно независимо от оснований его приобретения. Конституционный принцип единого и равного гражданства означает, что оно является таковым для всех российских граждан независимо от оснований и времени приобретения. Законодательство не устанавливает каких-либо различий в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по рождению, усыновлению, в связи с принятием в гражданство и другими основаниями.

Анализ норм Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» позволяет сделать вывод, что в Российской Федерации предусмотрены следующие формы приобретения гражданства: приобретение гражданства по рождению, натурализация, именуемая в российском законодательством приемом в гражданство, восстановление в гражданстве6. На основании международных договоров России возможны и иные формы приобретения российского гражданства.

В Законе РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» все перечисленные выше формы приобретения гражданства России также были названы,7 а кроме того, были предусмотрены две формы приобретения гражданства, которые в новом Федеральном законе от 31 мая 2002 г. не нашли своего места, — признание гражданства и пожалование почетного гражданства.

Принадлежность к российскому гражданству всегда определялась законом, прежде всего, путем установления круга лиц, признающихся российскими гражданами. Признание гражданства означало, что лицо приобретало право на принадлежность к гражданству независимо от его согласия, а тем более волеизъявления, направленного на признание за ним гражданства. Что же касается государства, то оно было обязано признать всякое лицо своим гражданином, если такое признание соответствует определенным государством условиям. Оно не вправе ему в этом отказать.

Таким образом, признанием гражданства юридически оформлялась правовая связь межу физическими лицами и вновь возникшими после распада Союза ССР субъектом международного права — Российской Федерацией.

Существенное различие между признанием и принятием лица в гражданство состоит и в том, что в случае признания, как правило, не происходило замены одного гражданства другим, тогда как при принятии в гражданство одно гражданство чаще всего заменяется другим либо, если принимается лицо без гражданства, меняется в самой основе юридическое положение этого лица.

Самостоятельную группу связанных с гражданством отношений, регулируемых нормами права, составляют отношения по поводу приобретения гражданства. Приобретение гражданства по своим последствиям близко примыкает к признанию гражданства. Однако по своему содержанию эти субинституты гражданства различны: приобретают гражданство те лица, которые до тех или иных событий, указанных в законе, не были гражданами, а признавались таковыми именно те, которые были гражданами8.

В отечественной литературе высказано мнение о том, что для отношений по поводу приобретения гражданства характерно то, что «при решающем значении государства существенная роль здесь принадлежит субъективному волеизъявлению лица, направленному на установление с государством отношений по поводу приобретения гражданства»9. Однако под такую характеристику вряд ли подпадают отношения, в которых отсутствует специально выраженное волеизъявление лица о приобретении гражданства. К их числу относятся все отношения, связанные с приобретением гражданства по рождению.

Представляется, что допустимо определить приобретение гражданства как совокупность закрепленных законом оснований установления принадлежности физического лица к гражданству конкретного государства.

Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. определяет четыре основания приобретения российского гражданства. Таким образом, находят свое воплощение нормы статьи 6 Конституции о том, что гражданство Российской Федерации приобретается в соответствии с федеральным законом.

В соответствии со статьей 11 Закона о гражданстве Российской Федерации гражданство приобретается:

1) по рождению;

2) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

3) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

4) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом о гражданстве или международным договором Российской Федерации.

Основной и наиболее распространенной формой приобретения гражданства является филиация, или приобретение гражданства в силу рождения.

Согласно принципам международного права, каждый ребенок имеет право на гражданство, т. е. он ни при каких условиях не должен оставаться лицом без гражданства (апатридом). Это положение содержится в статье 7 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г10. и статье 24 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.11

Филиация в национальном законодательстве может осуществляться на основе двух ведущих принципов — права крови и права почвы.

Право почвы (jus soli) означает, что лицо, родившееся на территории соответствующего государства, приобретает его гражданство независимо от гражданства своих родителей. Например, любой человек, родившийся в Соединенных Штатах Америки, считается гражданином этого государства, а также лицо от неизвестных родителей, найденное в США в возрасте до 5 лет, если до достижения им 21 года не стало известно, что данное лицо родилось на территории США.

В соответствии с законодательством о гражданстве Канады любое лицо, которое со всей вероятностью достигло не более 7 лет и было найдено на территории Канады, считается рожденным в Канаде, если не будет доказано обратное в течение семи лет, прошедших с момента обнаружения ребенка.

Всякое лицо, родившееся во Франции от родителей-иностранцев, приобретает французское гражданство по достижении совершеннолетия, если к этому времени оно имеет постоянное место жительства во Франции и с 16-летнего возраста постоянно проживало во Франции, или на территории, или в странах, где предоставление или получение французского гражданства регулируется или регулировалось в момент его проживания там специальными законоположениями.

Право почвы имеет преобладающее значение в странах англо-американской правовой системы и некоторых латиноамериканских странах, таких, например, как Аргентина.

Аргентинскими гражданами по рождению являются:

а) лица, родившиеся на территории Аргентины, в ее территориальных водах или воздушном пространстве, за исключением детей иностранцев, находящихся в Аргентине на официальной службе от своих государств или от международных организаций, признаваемых Аргентиной, если только согласно законам страны их родителей на них в порядке взаимности не распространяется аргентинское гражданство;

б) лица, родившиеся в аргентинских посольствах, миссиях, дипломатических представительствах, а также на аргентинских военных судах и самолетах;

в) лица, родившиеся в открытом море, в интернациональных зонах и в их воздушных пространствах под аргентинским флагом.

Большинство государств мира придерживаются принципа приобретения гражданства родителей. Право крови (jus sanguinis) означает, что лицо приобретает гражданство родителей независимо от места рождения. Таким образом, «право крови» означает государственную принадлежность родителей, а не их национальность. При этом право крови может быть реализовано в законодательстве в двух вариантах. Первый основан на главенстве в семье мужчины, и тогда ребенок при рождении приобретает гражданство отца. Второй вариант признает равноправие мужчины и женщины, и гражданство ребенка при несовпадении гражданства родителей определяется на иных основаниях: соглашение родителей, отсутствие гражданства у одного из родителей12.

Например, лица, родившиеся от родителей, которые являются гражданами США и один из которых до рождения ребенка постоянно проживал в США или одном из их внешних владений, является гражданином Америки.

В настоящее время все государства регулируют вопросы гражданства, основываясь на названных принципах (в совокупности). Законодательство предусматривает смешанную систему.

В большинстве случаев гражданство по рождению предоставляется государством независимо от воли физического лица. Однако правовые системы некоторых государств допускают влияние субъективных факторов на приобретение гражданства ребенком. Так, Закон о гражданстве республики Армении предоставляет родителям, если один из них иностранный гражданин, а другой — гражданин Республики Армения, право самостоятельно определить гражданство своего ребенка в письменном соглашении. Алжирское гражданство получают при наличии разрешения министра юстиции, если лица, родившиеся и проживающие в Алжире, за 12 месяцев до своего совершеннолетия заявили о своем желании вступить в алжирское гражданство и если к моменту подачи заявления они постоянно проживали в Алжире.

Согласно статье 12 Закона о гражданстве Российской Федерации, ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Кроме того, ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином России, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения (в качестве сравнения можно привести законодательство Камеруна, в соответствии с которым ребенок, родившийся в Камеруне, родители которого не известны, является камерунцем. Тем не менее, будет считаться, что он никогда не был камерунцем, если в течение периода своего несовершеннолетия будет установлено его родство с родителем-иностранцем).

Следующая форма приобретения гражданства — натурализация. Термин «натурализация» не используется в Федеральном законе о гражданстве Российской Федерации, как несвойственный отечественной правовой науке, и заменен синонимом — прием в гражданство. Предусмотренная российским законодательством натурализация — прием в гражданство, представляет собой индивидуальный прием в гражданство по просьбе или с согласия заинтересованного лица.

Законодательство России различает прием в гражданство в общем и упрощенном порядке. Общее правило приема в гражданство раскрывается в статье 13 Закона о гражданстве Российской Федерации, согласно которой «иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке» в следующих случаях — если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации, по общему правилу, в течение шести лет непрерывно. Срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года при наличии следующих оснований:

— наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

— предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

— признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

б) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Определенные лица имеют право на льготную упрощенную натурализацию. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, если эти граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г.

Кроме того, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство России в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, если они:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, — по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Федеральный закон о гражданстве 2002 г. предусматривает ряд оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации, независимо от того, идет ли речь об общем или упрощенном порядке приема в гражданство. В соответствии с ним отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности России;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы России в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

Таким образом, законодателем учтены и многолетняя практика, и интересы государства и общества. По сравнению с ранее действовавшим Законом основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации существенно расширены и конкретизированы и полностью соответствуют Европейской Конвенции о гражданстве.

Как уже было отмечено, натурализация происходит по просьбе или с согласия заинтересованного в получении гражданства лица. Однако в законодательстве некоторых стран, например Швейцарии и Камеруна, презумпция согласия распространяется и на автоматическое приобретение женщиной гражданства супруга при вступлении в брак13.

В соответствии с законодательством Индии власти могут при получении ими соответствующего заявления зарегистрировать гражданином Индии любое лицо, которое еще не является таковым в силу конституции или каких-либо других положений законодательства о гражданстве, в том числе женщин, находящихся или вышедших замуж за гражданина Индии.

Такие случаи натурализации принято именовать натурализацией в силу закона.

Как и в Российской Федерации, в зарубежных странах выделяются требования в отношении понимания языка, истории, принципов и форм правления. Например, согласно законодательству США, ни одно лицо, кроме некоторых исключений, не может быть натурализовано по его заявлению в качестве гражданина Соединенных Штатов, если оно не может показать:

— понимание английского языка, включая способность читать, писать и устно использовать разговорный английский язык. При условии, что это требование не относится к лицам, не способным на это в силу физических недостатков, но отвечающим другим требованиям для натурализации, и к лицам, которые в момент подачи заявления о натурализации достигли возраста 55 лет и прожили в Соединенных Штатах в общей сложности в течение по крайней мере 20 лет на основании законного разрешения на постоянное жительство;

— знание и понимание основных этапов истории и принципов и форм правления в Соединенных Штатах.

Кроме того, существует запрет на натурализацию лиц, выступающих против правительства или закона, или тех, кто поддерживает тоталитарные формы правления.

Более жесткие требования (в том числе по состоянию здоровья) предъявляются для получения Аргентинского гражданства по натурализации. Так, иностранцам необходимо:

а) быть старше 18 лет;

б) безвыездно, на законном основании проживать в течение не менее двух лет на территории Аргентины;

в) иметь хорошее поведение;

г) иметь законные источники существования;

д) уметь читать, писать и объясняться на испанском языке;

е) быть знакомым с основными положениями национальной Конституции;

ж) не быть глухонемым, умственно отсталым;

з) не быть приговоренным судом на территории Аргентины на срок свыше трех лет, несмотря на то, что этот срок был отбыт полностью или частично в силу амнистии;

и) не быть приговоренным судом за границей за уголовные преступления, по которым аргентинский суд вынес бы приговор на срок свыше трех лет, даже если он был отбыт или сокращен в силу амнистии;

к) не входить в состав каких-либо групп как на территории Аргентины, так и за границей, действующих в нарушение Конституции, не вести за границей и в Аргентине антигосударственной деятельности;

л) не находиться под следствием Уголовного суда в самой Аргентине и за границей;

м) не быть гражданином страны, с которой Аргентина находится в состоянии войны.

Иностранец, подавший прошение о вступлении в алжирское гражданство, может его получить при наличии следующих условий:

а) постоянно проживать в Алжире в течение не менее 7 лет на день подачи прошения;

б) проживать в Алжире в момент подписания декрета о его натурализации;

в) быть совершеннолетним;

г) быть морально устойчивым и не иметь позорящих его судимостей;

д) обосновать достаточные средства к существованию;

е) быть здоровым и телом и духом;

ж) обосновать свою ассимиляцию в алжирском обществе.

Формой приобретения гражданства, сходной с натурализацией, является и восстановление в гражданстве — реинтеграция. Восстановление в гражданстве — это индивидуальный прием в гражданство по просьбе лица, ранее имевшего гражданство этого государства. В соответствии со статьей 15 Закона о гражданстве Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве России. Они должны проживать на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение трех лет непрерывно.

Некоторые авторы полагают, что восстановление в гражданстве — это упрощенная натурализация14.

Соглашаясь с точкой зрения В.П. Басика, отметим, что восстановление в гражданстве имеет отличительный признак — наличие в прошлом гражданства этого государства. Данное обстоятельство следует расценивать не просто как льготное основание для натурализации, а как формообразующий признак. Очевидно, что наличие в прошлом между государством и физическим лицом устойчивой правовой связи качественно отлично от полного отсутствия когда-либо таковой. Косвенным подтверждением является то, что прекращение гражданства вследствие его лишения в большинстве правовых систем не только не облегчает, но и усложняет для лица процесс его повторного приобретения.

Таким образом, восстановление гражданства необходимо рассматривать как самостоятельную форму приобретения гражданства в любом случае, а специальный или общий характер нормативных актов, которые регулируют такие вопросы, здесь никакого значения не имеет15.

Отдельного внимания заслуживает форма приобретения гражданства, связанная с политико-территориальными изменениями. Приобретение российского гражданства возможно также по основаниям, предусмотренным международными договорами России. Одним из таких оснований является оптация, т. е. выбор гражданства при изменении государственной границы России.

По мнению В.Н. Дурденевского, оптация охватывает два случая: а) возможность сохранения гражданства или перехода в другое гражданство при передаче территории, или для женщин при браке (в ряде государств, а раньше в советских союзных республиках); б) выбор из двух имеющихся гражданств одного, с отказом от другого при достижении совершеннолетия.

Поскольку оптация означает выбор гражданства, с точки зрения конечного результата ее с равным основанием можно рассматривать и как способ приобретения гражданства, и как способ выхода из гражданства. Поэтому способом приобретения российского гражданства оптация является только в тех случаях, когда соответствующие лица выбирают именно российское гражданство16.

Лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменилась, могут выбрать и приобрести российское гражданство в сроки и порядке, установленном международным договором.

Территориальными изменениями, влекущими изменение гражданства, являются:

а) отпадение части территории от государства в связи с образованием на ней нового государства либо разделение территории государства в связи с распадом этого государства на несколько новых государств (признание гражданства);

б) слияние территорий двух или более государств в связи с их объединением (признание гражданства);

в) переход части территории одного государства к другому на основании договора (цессия) — (трансферт).

Особенностью является то, что приобретение гражданства в таких случаях носит групповой характер и осуществляется, как правило, в упрощенном порядке.

Например, по законодательству Индии существует возможность приобретения гражданства в силу присоединения территории: если какая-либо территория становится частью Индии, центральное правительство может постановлением, опубликованным в официальном вестнике, определить лиц, которые будут считаться гражданами Индии в силу проживания на этой территории с момента, указанного в постановлении.

Допускается приобретение гражданства и при переселении. Наиболее частым случаем переселения, связанным с приобретением гражданства, является репатриация, при которой гражданство приобретается самим фактом прибытия на постоянное место жительства на историческую родину. Такая форма приобретения гражданства предусмотрена в законодательстве Израиля.

Своеобразная форма приобретения гражданства — пожалование гражданства, которое обычно предоставляется за особые заслуги перед государством или по иным важным причинам. В данной ситуации инициатива исходит от государства, а физическое лицо лишь принимает такое предложение либо отказывается от него. Примером использования звания «Почетный гражданин» может служить Закон Республики Алтай.

В Ирландской Республике как аналог пожалования гражданства предусмотрен институт почетного гражданства.

Итак, приобретение гражданства — совокупность закрепленных законом оснований установления принадлежности физического лица к гражданству конкретного государства. Основными формами приобретения гражданства в мировой практике являются филиация, натурализация, пожалование гражданства, восстановление в гражданстве, признание гражданства, трансферт, оптация и приобретение гражданства в силу репатриации. Гражданство по рождению — это предоставление государством гражданства физическому лицу, независимо от его воли. Представляется обоснованным предоставить решение вопроса о выборе гражданства России несовершеннолетнему, достигшему возраста 14 лет.

Следующая форма приобретения гражданства, предусмотренная российским законодательством, — прием в гражданство, представляющая собой индивидуальный прием в гражданство по просьбе или с согласия заинтересованного лица. Исходя из зарубежного опыта, представляется целесообразным заменить прием в гражданство России натурализацией, приведя при этом исчерпывающий перечень оснований натурализации.

Формой приобретения гражданства, сходной с натурализацией, является и восстановление в гражданстве — реинтеграция. Восстановление в гражданстве — это индивидуальный прием в гражданство по просьбе лица, ранее имевшего гражданство этого государства — административное признание, совершаемое путем подачи заявления, проведения проверки, вынесения Указа Президента России.

Репатриация — форма приобретения гражданства, при которой гражданство приобретается самим фактом прибытия на постоянное место жительства на историческую родину — физическое возвращение на Родину и автоматическое восстановление в гражданстве. Целесообразно существующие формы приобретения гражданства России дополнить репатриацией.

Представляется необходимым предоставить право родителям, один из которых имеет гражданство России, а другой является иностранным гражданином, определить гражданство своего ребенка на основании соответствующего соглашения. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если он родился на территории России либо если иначе он станет лицом без гражданства. Таким образом, законодателю необходимо вернуть, немного модернизировав, норму части 2 статьи 15 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации».

1 См., напр.: Богуславский М.М., Гридин С.С. Статус иностранцев в СССР. — М., 1984. — С. 24.

2 См.: Богуславский М.М., Рубанов А.А. Правовое положение иностранцев в СССР. — М., 1962. — С. 4.

3 См.: Кириллова Т.Н. Общее положение гражданской правосубъективности иностранцев в СССР // Правоведение. — 1966. — № 1. — С. 105.

4 См.: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 2) // СЗ РФ. — № 30. — Ст. 3032.

5 См.: Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. — М.: Наука, 1979. — С. 162.

6 См.: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» п.п. «а», «б», «в», ст. 11, глава V // СЗ РФ. — 2002. — № 22. — Ст. 2031.

7 См.: Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», ч. 1 ст. 12 // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — № 6. — Ст. 243.

8 См.: Комментарий законодательства государств — участников СНГ о гражданстве. — М., 1996. — С. 42.

9 См.: Шевцов В.С. Гражданство в советском союзном государстве. — С. 130.

10 Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. — 1990. — № 45. — Ст. 955.

11 Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень ВС РФ. — 1994. — № 12. — С. 5—11.

12 См.: Басик В.П. Правовой статус граждан и иностранцев на территории Российской Федерации: социально-правовые основы и сравнительный анализ. — М., 2005. — С. 190—192.

13 Федеральный закон Швейцарской конфедерации «О приобретении и утрате швейцарского гражданства» // Законодательные акты о гражданстве в 4 т. Т. 1. Страны Европы / Составитель П.Г. Громушкин. — М., 1993. — С. 386.

14 Международное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова. — М., 1998. — С. 114.

15 Басик В.П. Правовой статус граждан и иностранцев в РФ: социально-правовые основы и сравнительный анализ: Монография. — М., 2005. — С. 178, 179.

16 См.: Дурденевский В.Н. Закон о гражданстве Союза Советских Социалистических Республик. — С. 49.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64005. Улучшение социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов 504.7 KB
  Актуальность исследования определяется тем, что с увеличением продолжительности жизни возрастает преобладающее большинство пожилых граждан, нуждающихся в оказании бытовых, медицинских, правовых и других услугах.
64006. Факторы, влияющие на социальную адаптацию пожилых людей к современным условиям 527.6 KB
  Задачи, которые решались в процессе исследования, сводились к следующему: Рассмотреть социальные проблемы пожилых людей в современном обществе. Охарактеризовать сущность и содержание социальной адаптации пожилых людей. Рассмотреть проблемы социальной адаптации в пожилом возрасте рассмотреть.
64007. Актуальность применения смертной казни 425.87 KB
  В настоящее время актуальность темы смертной казни связана также и с тем, что многие государства идут не только на смягчение законодательства, при этом отменяя и смертную казнь, но и на пересмотр своего отношения к самому явлению. В связи с этим возникает вопрос о правомерности и допустимости применения смертной казни, а также о ее необходимости и целесообразности.