71777

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ БАНКОМ РОССИИ

Научная статья

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Как известно в 2003 г. в сфере банковского надзора осуществляемого Банком России произошли существенные изменения вызванные тем что нормативная база Центрального банка уже не отвечала изменившимся реалиям современной банковской системы и надзора за ней.

Русский

2014-11-12

88.5 KB

0 чел.

Д. КОЧЕТКОВ

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ БАНКОМ РОССИИ

Как известно, в 2003 г. в сфере банковского надзора, осуществляемого Банком России, произошли существенные изменения, вызванные тем, что нормативная база Центрального банка уже не отвечала изменившимся реалиям современной банковской системы и надзора за ней.

В частности, были признаны утратившими силу некоторые важные инструкции Банка России. Например, Инструкция Банка России от 1.10.97 г. № 1 «О порядке регулирования деятельности банков»1, которая на протяжении многих лет была определяющей при осуществлении различных контрольно-надзорных мероприятий в отношении банков. Вместо утративших силу были приняты новые инструкции: Инструкция Банка России от 25.08.2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации»2, которая установила порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) на основании Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»3 и Федерального закона «О банках и банковской деятельности»; Инструкция Банка России от 1.12.2003 г. № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)»4.

И названные инструкции, и нормы, содержащиеся в ранее принятых актах, имеют особенности в проведении проверок кредитных организаций Банком России.

Как известно, Центробанк не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности, но существуют исключения из этого правила. Во-первых, они могут проводиться в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации, а во-вторых, по мотивированному решению Совета директоров Банка России. Такое решение может приниматься в порядке контроля над деятельностью территориального учреждения Банка России, проводившего проверку, либо на основании ходатайства соответствующего структурного подразделения Банка России в целях оценки финансового состояния и качества активов и пассивов кредитной организации. Для данных целей ходатайство структурного подразделения Банка России должно содержать указания на выявленные признаки неустойчивого финансового состояния кредитной организации, если эти признаки создали реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации; а указанные признаки должны выявляться и оцениваться в соответствии с методиками, установленными нормативными актами Банка России.

Помимо этого, проведение повторной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала) на основании мотивированного решения Совета директоров Банка России осуществляется исключительно при участии представителей центрального аппарата Банка России.

В случае обращения органов банковского надзора иностранных государств проверки проводятся по решению Совета директоров или на основании решений руководства Банка России. Рассмотрение обращения органа банковского надзора иностранного государства и подготовка материалов для принятия решения Советом директоров или руководством Банка России о проведении проверки уполномоченного банка (его филиала) осуществляются Главной инспекцией совместно с Департаментом банковского регулирования и надзора Банка России.

Что касается оформления результатов проверки, то здесь также имеются определенные особенности.

Во-первых, акт проверки относится к документам, содержащим информацию ограниченного доступа, определяемую в соответствии с Федеральным законом от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»5, и его содержание не может быть разглашено Банком России и кредитной организацией третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Центробанка.

Во-вторых, акт проверки может составляться до окончания проверки. Это происходит при выявлении фактов (событий) и обстоятельств, требующих незамедлительного применения к кредитной организации мер в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России. В этом случае составляется так называемый промежуточный акт проверки. Он может составляться при наличии оснований:

— для предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитной организации. Естественно, исключением из данного основания будет являться проведение проверки в порядке, предусмотренном нормативным актом Банка России, регламентирующим порядок осуществления мер предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций;

— для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, данных о наличии административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях, нарушений валютного законодательства и законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— при нарушениях кредитной организацией нормативов обязательных резервов, недостоверности данных учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала) либо при нарушениях Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»6 и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России.

Обязательным приложением к промежуточному акту проверки являются документы (информация) либо их копии, заверенные в установленном порядке, подтверждающие выводы о наличии оснований для составления промежуточного акта проверки

Это лишь малая часть тех особенностей, связанных с проведением проверок Банком России, которые содержит банковское законодательство Российской Федерации. Безусловно, с развитием данной сферы деятельности Банка России эта тема будет представлять все больший интерес для изучения. И огромный вклад в это внесет арбитражная практика, по мере того как кредитные организации и Банк России будут выступать в качестве сторон в процессах, связанных с нарушением тех или иных нормативно-правовых актов в сфере банковской деятельности.

1 Вестник Банка России. — 1997. — № 66.

2 Вестник Банка России. — 2003. — № 67.

3 СЗ РФ. — 2002. — № 28. — Ст. 2790.

4 Вестник Банка России. — 2003. — № 67.

5 СЗ РФ. — 1995. — №8. — Ст. 609.

6 СЗ РФ. — 2003. — №°52 (часть I). — Ст. 5029.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38316. История экономических учений, курс лекций 3.42 MB
  Учебная дисциплина «История экономики и экономических учений» состоит из двух блоков: «История экономики» и «История экономических учений». Данная дисциплина является своеобразным продолжением и дополнением курсов политической экономии, микро-макроэкономики и других наук, которые изучались студентами ранее.
38318. Історія економіки. Білети з відповідями 305 KB
  Величина её зависит от производительности труда. Другое его мнение в том что стоимость а значит и цена состоят из затрат труда и прибавочной стоимости. Он считал что в стоимости товара следует учитывать не только затраты труда на его производство но и затраты труда на производство средств производства с помощью которых производится данный товар а также затраты труда на производство материалов. Сміта про розподіл праці Искусство умение и сообразительность применения труда является следствием его разделения.
38319. ИСТОЧНИКИ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 86.5 KB
  В соответствии с целями исследования были поставлены следующие конкретные задачи: определить понятие источника права Европейского Союза; исследовать систему источников первичного и вторичного права Союза; определить основные механизмы изменения источников первичного права ЕС, а именно: прямое изменение учредительных договоров, изменение толкования их норм, пересмотр системы источников первичного права.
38321. Микроэкономика и ее теория 599.5 KB
  Издержки производства в краткосрочном периоде. Издержки производства в долгосрочном периоде. Выбор монополистом цены и объёма производства. Конкурентные рынки факторов производства.
38323. ПРОГРАМНІ ЕКЗАМЕНАЦІЙНІ ПИТАННЯ З МІКРОЕКОНОМІКИ 408.5 KB
  Визначення предмета мікроекономіки; субєкти економічних відносин на мікрорівні; позитивний та нормативний мікроекономічний аналіз; застосування та межі мікроекономічної теорії. Мікроекономічний аналіз являє собою комплекс знань, поглядів, ідей, спрямованих на пояснення поведінки окремих суб’єктів ринку (індивіда, фірми, галузі) в процесі здійснення економічного вибору.