71781

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА В ПРОЦЕДУРЕ УСЫНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Помимо законодательства указанных выше государств с учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей должны соблюдаться правила российского законодательства а именно: правила о детях передаваемых на усыновление...

Русский

2014-11-12

130 KB

3 чел.

В. ЖУКОВИНА,

соискатель

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА В ПРОЦЕДУРЕ УСЫНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

В Российской Федерации усыновление и удочерение (как и их отмена) российских детей иностранными гражданами или лицами без гражданства производится по законодательству государства, гражданином которого является усыновитель, или по законодательству государства, на территории которого усыновитель имеет постоянное место жительства в момент подачи заявления об усыновлении, удочерении (либо об их отмене).

Помимо законодательства указанных выше государств с учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей1 должны соблюдаться правила российского законодательства, а именно: правила о детях, передаваемых на усыновление, об учете таких детей и лиц, желающих усыновить ребенка, о процедуре усыновления, о требованиях к кандидатуре усыновителей, об условиях усыновления — разнице в возрасте между усыновителем и усыновленным, согласии родителей ребенка на усыновление и возможности усыновления без их согласия, согласии ребенка на усыновление, согласии супруга усыновителя, согласии опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находится ребенок.

Помимо требований, распространяющих свое действие на внутригосударственное и международное усыновление (например, возможность передачи на усыновление только несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения; освобождение заявителей по данной категории дел от уплаты государственной пошлины; обязательное личное присутствие заявителей в судебном заседании при рассмотрении дела; участие в деле органов опеки и попечительства и прокурора), в сфере международного усыновления действуют и специфические правила. Например, усыновление иностранными гражданами и лицами без гражданства допускается, только если невозможно передать детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на ее территории, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места проживания этих лиц2.

Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами России, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении шести месяцев со дня поступления в установленном порядке сведений об указанных детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти, т.е. Министерством образования Российской Федерации. Однако обращение в Министерство образования для постановки на учет допускается только в случаях, если кандидаты в усыновители предварительно не смогли подобрать для усыновления ребенка на территориях двух субъектов Российской Федерации.

Порядок учета на региональном и федеральном уровнях определяется в разделе 4 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля над условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей в Российской Федерации3. В отличие от пункта 2 части 2 статьи 126 Семейного кодекса, где говорится об учете на региональном и федеральном уровнях лишь иностранных граждан и лиц без гражданства, нормы указанных Правил распространяют соответствующие процедуры дополнительно на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами ее территории и желающих усыновить или удочерить ребенка.

Кандидаты в усыновители, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином России, обращаются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и предъявляют документы, удостоверяющие их личность. Орган исполнительной власти субъекта РФ представляет кандидатам в усыновители информацию о ребенке, в отношении которого возникли установленные Семейным кодексом основания для его усыновления гражданами России, постоянно проживающими за пределами территории России, иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Установление усыновления ребенка должно подтверждаться следующими обстоятельствами:

• невозможностью усыновления ребенка гражданами России, постоянно проживающими на ее территории, что подтверждается документами:

— справкой органов опеки и попечительства о том, что ребенок неоднократно предлагался гражданам России для усыновления;

— письмом Министерства образования и науки России о том, что в установленные сроки не представилась возможность передать ребенка в семью граждан Российской Федерации4.

• фактом постановки ребенка на централизованный учет и истечения трехмесячного срока с момента постановки на такой учет. Первичная постановка на учет ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется органом опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. В течение трех дней со дня получения сведений о таком ребенке орган опеки и попечительства обязан зарегистрировать ребенка в журнале первичного учета. Если в течение одного месяца со дня первичной регистрации ребенок не был передан на воспитание в семью, орган опеки и попечительства заполняет на ребенка анкету, копия которой передается в орган исполнительной власти для постановки ребенка на региональный учет, затем копия анкеты и фотография ребенка направляются в Министерство образования и науки России для постановки ребенка на федеральный учет. Датой постановки ребенка на централизованный учет считается дата заполнения анкеты ребенка в органе опеки и попечительства по его фактическому месту жительства (нахождения).

Как показывает практика усыновления, нахождение сведений о детях в банках данных (муниципальных, региональных и центральном) — только формальность. Еще до постановки на учет к ребенку «прикрепляется» представитель иностранного усыновительного агентства; информация же о таком ребенке тщательно охраняется от россиян.

В представляемых суду справках о том, что со сведениями о детях знакомились российские усыновители, часто приводятся вымышленные фамилии5.

При законодательной неурегулированности работы информационных банков о детях, оставшихся без родительского попечения, уже сам факт усыновления детей иностранцами ограничивает возможности россиян, так как сведения о детях, которые «предназначены» иностранцам и составляют предмет купли-продажи, старательно скрываются от граждан Российской Федерации.

Сведения о ребенке, подлежащем усыновлению, и направление на посещение ребенка по месту его жительства (нахождения) предоставляются кандидатам в усыновители лично на основании следующих документов:

а) заявления с просьбой подобрать ребенка для усыновления и указанием фамилии, имени и адреса кандидатов в усыновители, а также пола, возраста и иных сведений о ребенке, которого они хотели бы усыновить;

б) письменного обязательства кандидатов в усыновители о постановке на учет в консульском учреждении Российской Федерации в установленном порядке усыновляемого ими ребенка;

в) письменного обязательства кандидатов в усыновители о предоставлении возможности обследования условий жизни и воспитания усыновляемого ребенка;

г) копии паспортов или иных документов, удостоверяющих личность;

д) заключения компетентного органа государства, гражданами которого являются кандидаты в усыновители (при усыновлении ребенка гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, или лицами без гражданства — компетентного органа государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и возможности быть усыновителями.

К заключению прилагаются фотоматериалы о семье кандидатов в усыновители;

е) письменных обязательств иностранной организации государства проживания кандидатов в усыновители о контроле над условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка и постановкой его на учет в консульском учреждении Российской Федерации.

Кандидаты в усыновители в случае их выезда на момент оформления ими усыновления ребенка в другое государство на срок более одного года (на работу или по иным причинам), кроме документов, указанных в подпунктах «а»-«г», представляют следующие документы:

— заключение об их возможности быть усыновителями и обязательство осуществлять контроль над условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка по возвращении в государство постоянного места жительства, выданные компетентным органом этого государства;

— заключение об условиях их жизни и обязательство контролировать условия жизни и воспитывать усыновленного ребенка, поставить его на учет в консульском учреждении Российской Федерации в установленном порядке по прибытии в государство своего места жительства.

Все представленные документы должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или ее международными договорами, а перевод на русский язык должен быть нотариально удостоверен в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства кандидатов в усыновители либо нотариусом на территории России. Документы действительны в течение года со дня их выдачи.

Кандидаты в усыновители имеют право:

— получить подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников;

— обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок, в порядке, утверждаемом Министерством образования и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Кандидаты в усыновители обязаны лично:

— познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;

— изучить документы усыновляемого ребенка;

— письменно подтвердить свое ознакомление с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

Усыновители обязаны лично забрать ребенка по месту его жительства (нахождения) по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность усыновителя, и решения суда.

Установление усыновления производится судом по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка по заявлению кандидатов в усыновители в порядке, определенном гражданским процессуальным законодательством. Орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка представляет в суд заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком. Права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в силу решения суда.

Иностранным гражданам или лицам без гражданства при усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за ее пределами, необходимо получить предварительное разрешение на усыновление органа исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы России. Для получения этого разрешения указанные лица представляют через консульское учреждение или дипломатическое представительство Российской Федерации либо непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Федерации, на чьей территории ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда из страны, следующие документы:

— свидетельство о рождении ребенка;

— согласие ребенка, достигшего десятилетнего возраста, на усыновление;

— согласие родителя (ей) ребенка на усыновление или документ, подтверждающий наличие одного из обстоятельств, при которых в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации усыновление ребенка допускается без согласия родителей.

Порядок согласия регулируется статьей 129 Семейного кодекса: если родители ребенка не достигли возраста 16 лет, необходимо получить согласие их родителей или попечителей, а при отсутствии этих лиц — органа опеки и попечительства.

Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту усыновления ребенка или жительства родителей, а также может быть выражено в суде при усыновлении.

В некоторых случаях усыновление может быть произведено без согласия родителей. Как правило, это происходит, когда родители в значительной степени утрачивают связь с ребенком. Так, в соответствии со статьей 130 Семейного кодекса согласие родителей на усыновление не требуется, если они:

— неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими;

— признаны судом недееспособными или лишены родительских прав;

— по причинам, признанным судом неуважительными; более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Защита прав и интересов биологических родителей при усыновлении не всегда реализуется должным образом, и наиболее часто именно при международном усыновлении их права и интересы игнорируются. Например, наиболее острые вопросы вызывает такое правовое основание передачи ребенка на усыновление без согласия его родителей, как признание судом неуважительных причин неучастия родителей в воспитании и содержании своих детей более шести месяцев. Не урегулирован сам механизм судебного признания этих причин неуважительными, что на практике приводит к весьма печальным последствиям6. В качестве примера можно привести опыт Санкт-Петербургского городского суда, вынесшего решение об удочерении американцами дагестанской девочки Айзанат, мать которой не давала согласия на удочерение. В данном случае не было правовых оснований еще в период внесудебной подготовки дела передавать сведения о девочке потенциальным усыновителям. Дееспособная мать не была лишена родительских прав, ее место нахождения было известно. Ребенок был временно помещен (о чем было указано в заявлении) в Санкт-Петербургский дом ребенка № 7.

Суд, приняв решение о рассмотрении в рамках судебного заседания дела об удочерении и вопроса о признании неуважительными причин неучастия матери в воспитании и содержании ребенка, не привлек ни ее, ни других близких родственников к участию в процессе. И тем самым лишил себя возможности разобраться в причинах, которые, при условии их признания неуважительными, были бы единственным правовым основанием для передачи девочки на удочерение.

Так, помимо воли матери и без фактического разбирательства в причинах ее временного разъединения с девочкой суд передал Айзанат в американскую семью.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда России от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления», «причины, по которым родитель более шести месяцев не проживает совместно с ребенком, уклоняется от его воспитания и содержания, устанавливаются судом при рассмотрении заявления об усыновлении»7. Однако представляется противоправным передавать потенциальным усыновителям сведения о детях до тех пор, пока для этого не возникнут правовые основания.

Сегодня же эти сведения органами опеки и попечительства, а также региональными управлениями образования передаются потенциальным усыновителям еще до установления судом причин неучастия родителей в содержании и воспитании детей. Фактически еще до начала судебного разбирательства об усыновлении происходит дискриминация прав биологических родителей.

Таким образом, представляется, что при рассмотрении дел об усыновлении следует равным образом защищать права и интересы детей, биологических родителей и потенциальных усыновителей.

Для получения разрешения на усыновление необходимо представить и заключение компетентного органа государства своего места жительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка, и иные документы, представляемые иностранными гражданами или лицами без гражданства для усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации, в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

Если усыновляемый ребенок или его родители, граждане Российской Федерации, никогда не проживали в России, предварительное разрешение на усыновление такого ребенка дает Министерство образования Российской Федерации. Усыновление ребенка в этих случаях производится компетентным органом государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства — компетентным органом государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства)8.

Дела об усыновлении (удочерении) ребенка, согласно статье 263 Гражданского процессуального кодекса, рассматриваются по общим правилам искового производства, но с особенностями. Заявления об усыновлении подаются гражданами России, желающими усыновить ребенка, в районный суд по месту жительства усыновляемого ребенка. Граждане, постоянно проживающие за пределами России, иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином России, подают заявление об усыновлении соответственно в Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа по месту жительства усыновляемого ребенка.

В соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса не делается исключения для иностранных граждан, постоянно проживающих в России. Однако в данных случаях нет необходимости получать разрешение компетентного органа иностранного государства на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное место жительства; медицинское освидетельствование усыновитель проходит в России; справка с места работы и документ, подтверждающий право пользования жилым помещением, получаются также в России в порядке, установленном для усыновителей — российских граждан.

Представляется, что следует внести изменение в законодательство, позволяющее иностранным гражданам, постоянно проживающим в России, обращаться с заявлением об усыновлении своих пасынков (падчериц) в районные суды9.

После принятия заявления судья готовит дело к судебному разбирательству, чтобы обеспечить своевременное и правильное его разрешение.

При подготовке дела об установлении усыновления к судебному разбирательству судье следует обсуждать вопрос о необходимости привлечения к участию в деле родителей усыновляемого ребенка, его родственников, представителей учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей (воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты и др.), других заинтересованных лиц и самого ребенка, если ему исполнилось 10 лет. Судье в каждом случае надлежит истребовать от органа опеки и попечительства по месту жительства ребенка заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого. В случае усыновления ребенка отчимом или мачехой такое заключение не требуется (п. 3 ст. 129 СК).

Дела об установлении усыновления ребенка рассматриваются единолично судьей в порядке особого производства с обязательным участием лиц, подавших заявление об усыновлении ребенка, представителя органа опеки и попечительства, а также прокурора.

Иногда их называют делами о спорах, связанных с воспитанием детей10, однако это дела особого производства, и они не должны содержать спора о детях. Если же при подаче заявления об усыновлении или при рассмотрении такого дела будет установлено наличие спора о праве, судья должен вынести определение об оставлении заявления без рассмотрения11.

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» разъясняется, что одновременно с заявлением об усыновлении не могут быть рассмотрены требования заявителя о защите имущественных прав ребенка, например, о праве собственности ребенка на движимое и (или) недвижимое имущество, перешедшее ему в собственность по договору дарения, в порядке наследования либо приватизации жилья12. При этом Пленум исходил не только из специфики производства по делу, но и из факта приобретения заявителем прав законного представителя ребенка только после вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Гражданские дела об усыновлении рассматриваются судами в порядке особого производства, а гражданские дела о признании неуважительными причин неучастия родителей в воспитании и содержании детей относятся к исковому производству (истец — опекун ребенка, ответчики — родители). Объединение двух различных по своей процессуальной природе гражданских дел в одно производство представляется необоснованным.

В соответствии со статьей 273 Гражданского процессуального кодекса заявление об усыновлении рассматривается на закрытом судебном заседании. Участвующие в деле лица предупреждаются председательствующим о необходимости сохранения в тайне ставших им известными сведений об усыновлении и о возможности привлечения к уголовной ответственности по статье 155 Уголовного кодекса за разглашение тайны усыновления, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.

Обязательно участие усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет. В необходимых случаях присутствуют родители, другие заинтересованные лица и сам ребенок в возрасте от десяти до четырнадцати лет.

В Постановлении Пленума Верховного Суда от 4 июля 1997 г. указывается, что «при подготовке дела к судебному разбирательству судье следует обсуждать вопрос о необходимости привлечения к участию в деле родителей (родителя) усыновляемого ребенка, его родственников».

Не ясно, с кем должен обсуждаться вопрос о необходимости привлечения к участию в деле родителей, если судья рассматривает дело об усыновлении единолично.

В юридической литературе неоднократно высказывались предложения о совершенствовании порядка установления усыновления. Так, стоит согласиться с тем, что было бы логично рассматривать дела об усыновлении российских детей иностранцами на открытом судебном заседании при коллегиальном составе судей13. Это предложение заслуживает пристального внимания законодателя. Изменение законодательства повысило бы гарантии соблюдения прав детей и иных лиц, участвующих в делах об установлении усыновления.

Потенциальные усыновители, как правило, всегда против участия биологических родителей. Органы опеки и попечительства и региональные управления образования, передавшие сведения о ребенке потенциальным усыновителям без правовых оснований, естественно, и далее будут отстаивать свои позиции и выступать против привлечения к судебному процессу родителей, тем более их родственников14.

Представляется, что начальным моментом усыновления как юридического процесса следует признать акт передачи сведений о ребенке уполномоченными на это лицами потенциальным усыновителям. До этого необходимо в отдельном судебном производстве установить правовые основания для передачи ребенка на усыновление без согласия его родителей.

Преюдициальное значение по отношению к гражданскому делу об усыновлении имеют судебные разбирательства, устанавливающие следующие обстоятельства: признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, лишение их родительских прав, признание неуважительными причин их отстранения от воспитания и содержания ребенка более шести месяцев.

До вступления в законную силу решений по данным делам не может быть и речи о передаче сведений о детях потенциальным усыновителям без согласия родителей15.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, а также соответствие просьбы об усыновлении ребенка его интересам устанавливаются на основе всестороннего исследования собранных доказательств и их оценки. Пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда от 4 июля 1997 г. указывает, что под интересами ребенка, которые, в силу пункта 1 статьи 124 Семейного кодекса, обязательно должны быть соблюдены при усыновлении, следует понимать обеспечение условий, необходимых для его полноценного физического, психического и духовного развития.

При решении вопроса о допустимости усыновления следует проверять и учитывать нравственные и иные личные качества усыновителя (обстоятельства, характеризующие поведение заявителя на работе, в быту, наличие судимости за преступления против личности, за корыстные и другие умышленные преступления и т.п.), состояние его здоровья, а также проживающих вместе с ним членов семьи, сложившиеся в семье взаимоотношения, отношения, возникшие между этими лицами и ребенком, материальные и жилищные условия жизни будущих усыновителей16.

После процедуры усыновления требуется постановка на учет усыновленных детей — граждан Российской Федерации, которая осуществляется консульским учреждением Российской Федерации, находящимся в пределах консульского округа на территории государства проживания усыновителей. При отсутствии такого учреждения постановку на учет осуществляет дипломатическое представительство Российской Федерации в течение трех месяцев со дня въезда в государство места проживания усыновителей на основании представленных усыновителями документов.

Для постановки на учет усыновленного ребенка усыновители представляют в консульское учреждение заявление о постановке на учет усыновленного ребенка с приложением двух фотографий ребенка; свидетельство об усыновлении (удочерении); документы, удостоверяющие личность усыновителей и ребенка.

По желанию усыновителей постановка на учет может осуществляться до выезда из России через Департамент консульской службы МИД Российской Федерации. Сведения о поставленном на учет ребенке вносятся в учетную карточку, а в паспорте усыновленного делается отметка.

Обязанность усыновителей поставить усыновленного ребенка на учет сохраняется и при перемене ими места жительства. Контроль над постановкой усыновителями ребенка на учет в консульском учреждении осуществляет специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению, которые представляли в установленном порядке интересы кандидатов в усыновители на территории России. Для обеспечения своевременной постановки на учет усыновленных детей Министерство образования Российской Федерации каждые шесть месяцев обязано направлять консульским учреждениям информацию об усыновленных детях.

Консульские учреждения в конце каждого календарного года направляют в Министерство образования Российской Федерации списки детей, поставленных на учет, и информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей.

Если же детей — граждан Российской Федерации, на российской территории усыновляют (удочеряют) лица хотя и являющиеся иностранцами или лицами без гражданства, но состоящие в браке с гражданами Российской Федерации, то применяется порядок усыновления, предусмотренный Семейным кодексом для граждан России. Иное может быть предусмотрено международным соглашением Российской Федерации17.

Усыновление (удочерение) детей — граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, может производиться в компетентных учреждениях иностранных государств с соблюдением установленных ими процедур. Такое усыновление признается действительным в России, если оно было произведено компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель; если на усыновление было предварительно получено разрешение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы Российской Федерации.

Для получения разрешения иностранные граждане и лица без гражданства представляют через консульское учреждение или дипломатическое представительство Российской Федерации либо непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Федерации необходимые документы. Если усыновляемый ребенок или его родители никогда не проживали в России, предварительное разрешение на усыновление дает Министерство образования Российской Федерации.

К любым семейным отношениям, которые, в силу указания коллизионной нормы о применимом праве, должны регулироваться законодательством иностранных государств, может быть применена оговорка о публичном порядке. С помощью этой оговорки на легальной основе не допускается применение на российской территории норм иностранного семейного права в случаях, когда такое применение противоречит основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. Если оговорка о публичном порядке используется, для регулирования семейных отношений применяется не иностранное право, а законодательство Российской Федерации.

В заключение сделаем следующие выводы.

Представляется, что противоправно передавать потенциальным усыновителям сведения о детях до тех пор, пока для этого не возникнут правовые основания — до установления судом причин неучастия родителей в содержании и воспитании детей. Таким образом, защита прав и интересов в равной степени будет распространяться на детей, биологических родителей и потенциальных усыновителей.

Гражданские дела об усыновлении рассматриваются судами в порядке особого производства, а гражданские дела о признании неуважительными причин неучастия родителей в воспитании и содержании детей относятся к исковому производству (истец — опекун ребенка, ответчики — родители). Объединение двух различных по своей процессуальной природе гражданских дел в одно производство представляется необоснованным.

Начальным моментом усыновления как юридического процесса следует признать акт передачи сведений о ребенке уполномоченными на это лицами потенциальным усыновителям. До этого необходимо в отдельном судебном производстве установить правовые основания для передачи ребенка на усыновление без согласия его родителей.

Дела об усыновлении рассматриваются судами на закрытом заседании с применением мер, охраняющих тайну усыновления. Однако представляется, что необходимость в таких мерах возникает только тогда, когда об этом с ходатайством обращаются сами усыновители. Таким образом, необходимо рассматривать дела об усыновлении российских детей иностранными гражданами и лицами без гражданства на открытом судебном заседании при коллегиальном составе судей.

Представляется целесообразным внести изменение в законодательство, позволяющее иностранным гражданам, постоянно проживающим в России, с заявлением об усыновлении своих пасынков (падчериц) обращаться в районные суды.

1 Хотя Гаагская конвенция не ратифицирована Российской Федерацией, в пункте 1 части 2 статьи 165 Семейного кодекса РФ указывается на необходимость при международном усыновлении учитывать положения «международного договора Российской Федерации о международном сотрудничестве в области усыновления детей».

2 Семейный кодекс России от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 1. - Ст. 16.

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275 // Домашний адвокат. – 2000. – № 9. – С. 24, 25.

4 См.: Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве. Глава 4. Усыновление (удочерение) ребенка / Под ред. И.В. Решетниковой. – М., 2005.

5 См.: Львова Е., Паршуткин В. Особенности рассмотрения судами дел об усыновлении (удочерении) детей иностранцами // Российская юстиция. – 1998. – № 11. – С. 27, 28.

6 См.: Львова Е., Паршуткин В. Особенности рассмотрения судами дел об усыновлении (удочерении) детей иностранцами // Российская юстиция. – 1998. – № 11. – С. 27, 28.

7 Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1997. – № 9. – С. 6–10.

8 Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000г. № 275 // Домашний адвокат. – 2000. – № 9. – С. 26–28.

9 См.: Кустова В.В. Актуальные проблемы установления усыновления в российском праве // Журнал российского права. – 2002. – № 7.

10 См., например: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова. – М., 1996. – С. 78.

11 Гражданский процессуальный кодекс от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (ч. 3 Ст. 263) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.

12 Бюллетень Верховного суда. – 1997. – № 9.

13 См.: Беспалов Ю. Усыновление как способ защиты прав ребенка // Российская юстиция. – 1997. – № 7. – С. 25.

14 См.: Паршуткин В., Львова Е. Особенности рассмотрения судами дел об усыновлении (удочерении) детей иностранцами // Российская юстиция. – 1998. – № 11.

15 Там же.

16 См.: Трубников П. Рассмотрение судами дел об установлении усыновления (удочерения) ребенка // Законность. – 1999. – № 8.

17 Семейный кодекс от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59740. Основные типы отношений в системе: иерархические и синтагматические, парадигматические 23.5 KB
  Синтагматические отношения – отношения сочетаемости, устанавливающиеся между однотипными единицами в речевой цепи, отношения, в кот. вступает яз. единица при совпадении ее признаков с аналогичными ед.; отношения линейной связи.
59741. Сценарій уроку: Свято Матері 42.5 KB
  Шановні гості Дорогі діти батьки Вітаємо Вас з Святом Матері Мати. ВЕДУЧА II: У травні коли прокидається від сну природа коли дзвенить у блакиті пташиний спів коли травами і квітами замаїться земля теплий весняний вітер приносить до нас Свято Матері.
59742. Сценарій уроку Масляна 38.5 KB
  Тиждень перед Великоднім постом називається Масляна. Щодня жінки, молодь і діти гуляли, пригощались варениками з сиром. Набиралися сил перед довгим постом. Молодь збиралась на вечорниці і гуляла до ранку (досвітки).
59743. Сценарій уроку: Де коза ходить, там жито родить 41 KB
  В цей вечір ватаги дівчат і дітей ходять по хатах і щедрують. Сценарій бажано доповнити книжковою виставкою Щедрий вечір добрий вечір. Щедрий вечір Розкажіть онуку...
59744. Сценарій уроку Золота осінь 44 KB
  Осінь завжди красива барвиста. Осінь ведуча одягнена у однокольорове плаття на якому нашите листя клена. На сцені 5 дітей: 1й: Непомітно з’явилася осінь Заходить Осінь вклоняється тим хто в залі Все коротшає день щодоби Глянь берізки уже злотокосі І в дубів багряніють чуби.
59745. Прийди, прийди, весно, прийди, прийди, красна 45.5 KB
  До залу заходить Весна дівчина у квітчастому вбранні на голові віночок з квітів. ВЕСНА: Добрий день мої любі друзі Я Весна я Весна. ВЕСНА: Яка ж бо ти люта сестро Лютуй не лютуй а час твій пройшов. ВЕСНА: Так сестро це було та все пройшло.
59746. Сценарій уроку: Святий Спас прийшов до нас 46 KB
  У серпні Спас крім 19-го святкується ще двічі 14-го та 29-го. Правда назва його Спас мені не зрозуміла. Що воно означає ВЕДУЧА: На Русі свято відоме під назвою Спаса від слова спаситель рятівник яким православна церква іменує Ісуса Христа.
59747. Сценарій уроку: Несу кутю на покутю… 41.5 KB
  Дійові особи: Батько; мати; Оленка – старша дочка 1012 р. БАТЬКО: Піду кину сіна вівцям коням та корові. БАТЬКО: Заходячи в хату. БАТЬКО: Обовязково зайду а потім піду кликати Мороза вечеряти з нами.
59748. Сценарій уроку Вечорниці 44.5 KB
  На передньому плані появляється Галя яка поспішає на вечорниці. Галя йде потім зупиняється: Он хтось стоїть чи не Степан Голохвастов уздрівши її: А на ловця і звір біжить ціпціп куріпочко Галя хоче його обійти а Голохвастов заступа їй дорогу Голохвастов...