71782

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ И ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ С УЧЕТОМ ОПЫТА США

Научная статья

Туризм и рекреация

Охрана окружающей природной среды это одна из функций государства требующая больших затрат со стороны и самого государства и его субъектов муниципальных образований юридических и физических лиц. Экологический туризм это любые виды туризма и рекреации в природе которые не наносят ущерба...

Русский

2014-11-12

237 KB

1 чел.

Е. АЛЕКСЕЕВА

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ И ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ С УЧЕТОМ ОПЫТА США

Охрана окружающей природной среды — это одна из функций государства, требующая больших затрат со стороны и самого государства, и его субъектов, муниципальных образований, юридических и физических лиц.

Экологический туризм — это любые виды туризма и рекреации в природе, которые не наносят ущерба природным комплексам, содействуют охране природы и улучшению состояния среды обитания местного населения1.

Настоящая статья посвящена вопросам обеспечения финансовых затрат и возможности получения прибыли от экологического туризма.

При формировании политики развития экологического туризма в нашей стране полезно обратиться к опыту зарубежных стран; особый интерес представляет опыт США.

Американский природный туризм возник в середине XIX в. как вид паломничества к уникальным природным ландшафтам, находившимся под государственной охраной ради сохранения их экологической ценности. Такой тип природного туризма, впоследствии названный «северо-американской моделью природного туризма», все более распространялся в США, в частности, после создания первого Йелоустонского Национального парка в 1872 г., а затем Службы Национальных парков в 1916 г.

Концепцию экотуризма можно представить в виде следующих базовых принципов2:

С тех пор развитием системы парков и других охраняемых природных территорий, охраной природы в них и природным и экологическим туризмом в США занимается государство на федеральном уровне. При этом большая часть обязанностей, связанных с использованием и охраной природных ресурсов страны выполняется под руководством и контролем Министерства внутренних дел (Department of Interior)3. В состав этого министерства входят следующие подразделения:

— Геологическая служба. Она не связана с коммерческими геологоразведочными фирмами, проводит независимую оценку минеральных ресурсов страны, их мониторинг и долгосрочное прогнозирование использования. Служба не выполняет лицензионные или управляющие функции, а лишь представляет всестороннюю картину состояния недр страны.

— Национальная лесная служба. Управляет 700 млн акров (0,4 га) национальных лесов и районов дикой природы по всем 50 штатам и берет на себя обязательство предоставлять качественные рекреационные возможности, соответствующие принципам устойчивого управления экосистемой, с помощью программ, предоставления услуг, обучения и партнерства с населением. Более 208 млн человек посещают национальные леса.

— Служба управления минеральными ресурсами. Регулирует добычу минеральных ресурсов в зоне шельфа у берегов США и управляет ею, собирает ренту от добычи полезных ископаемых в зоне шельфа, федеральных и индейских территорий.

— Служба открытых разработок ископаемых. Контролирует правильность открытых разработок полезных ископаемых, особенно восстановление территорий карьеров добычи каменного угля, исходя из экологических требований и их дальнейшего хозяйственного и культурного использования.

— Бюро управления земельными ресурсами. Управляет использованием общественных земель, в основном на Западе страны, занимающих десятую часть территории США, регулирует использование подземных минеральных ресурсов. В ведении этого Бюро находится большая часть особо охраняемых природных территорий, используемых для целей экологического туризма.

— Бюро мелиорации и ирригации. Управляет использованием, сохранением и развитием водных ресурсов страны, строительством плотин, водохранилищ. Водоемы, находящиеся в ведении Бюро, используются для экологического туризма, и их ежегодно посещает четвертая часть всего потока туристов.

— Служба национальных парков. Занимается сохранением и развитием территорий, представляющих особую ценность в природном, историческом и культурном отношениях, в целях развития туризма, образования и отдыха.

— Служба охраны рыб и животных. Основной федеральный орган, ответственный за охрану животного мира страны, включая рыб и их нерестилища, перелетных птиц, редких и исчезающих видов животных. Почти 25 млн туристов в более ста национальных заповедниках дикой природы приносят около 245 млн долл. в год только от непотребительского использования (исключая охоту и рыбалку). Для примера, Национальный заповедник дикой природы «Chincoteague» только на побережье Виргинии получил 21 млн долл. от туристов — не жителей, что помогло поддержать 545 рабочих мест.

— Бюро по делам индейцев. Несет ответственность за управление землями индейских племен и жителей Аляски, регулирует их экономическое развитие, сельскохозяйственное и лесохозяйственное использование, охрану природы, включая почву и водные ресурсы. Многие территории, находящиеся в управлении этого Бюро, включены в программы экологического туризма.

Итак, большая часть природных ресурсов страны находится в ведении и под контролем одного федерального департамента — Министерства внутренних дел, которое контролирует и организует использование почти 25% территории США. Примерно такая же картина характерна и для России, где аналогичные (но далеко не все) функции выполняет Министерство природных ресурсов.

Использование и охрана природных ресурсов министерством регулируется базовым Законом США от 1969 г. «О национальной политике в области охраны окружающей среды». Аналогом этого Закона в России является Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В Законе США провозглашена его основная цель — «декларация государственной политики, направленной на создание продуктивной и доставляющей радость гармонии человека с его окружающей средой, принятие мер, которые предотвратят или устранят вред, наносимый окружающей среде и биосфере, и будут способствовать здоровью и благосостоянию людей, развитию понимания экологических систем и природных ресурсов, важных для страны». В числе принципов этого закона — «гарантирование всем американцам безопасной, здоровой и продуктивной окружающей среды, доставляющей экологическое и культурное наслаждение».

Главная цель деятельности Службы национальных парков — «сохранение природных и культурных ресурсов и ценностей системы национальных парков для получения удовольствия, образования и вдохновения нынешним и будущими поколениями». Параграф 16а Федерального закона USC гласит: «…министру поручается осуществлять сотрудничество с частными туристическими агентствами для развития туризма в Системе национальных парков».

Туристические агентства организуют экскурсии на территории парков в соответствии с нормативно-правовыми документами различных уровней, включая федеральные законы, приказы Министерства внутренних дел, директора Службы национальных парков, нормативы и справочники.

Служба национальных парков министерства, созданная в 1916 г., объединяет 388 районов общей площадью 33 млн га. Кроме этих территорий, входящих в Систему национальных парков, служба организует деятельность 544 заповедников, охраняющих диких животных и птиц. Структура объектов Системы национальных парков в настоящее время включает 20 разновидностей, в частности, в нее входят: 54 национальных парка, 38 национальных исторических парков, 11 национальных полей сражений, три национальных парка полей сражений, одно национальное место сражения, четыре национальные парковые дороги, 19 национальных рекреационных зон, три национальные живописные тропы, 10 национальных прибрежных зон, 16 национальных заказников, девять национальных военных парков, 28 национальных мемориалов, шесть национальных рек, девять национальных бурных и живописных рек, 11 парков других типов, 75 национальных исторических мест, 73 национальных монумента, четыре национальные озерные прибрежные зоны.

Все это обширное хозяйство требует постоянного ухода: защиты от загрязнения, охраны животных и растений, нарушения экологического баланса, поддержания в эксплуатационном состоянии дорог, пешеходных троп, переправ, дамб, зданий, сооружений, приютов, хижин и других укрытий. В общей сложности имущество Службы включает в себя 26 тыс. зданий и сооружений, 8,5 тыс. монументов, 29 тыс. миль дорог, 517 дамб, 2 900 водопроводных, канализационных систем и систем обработки твердых отходов, 1 100 площадок для туристических лагерей.

В штате Службы насчитывается 20,6 тыс. человек. Бюджет Службы в 2005 г. составил 1,8 млрд. долл. Для ремонта сооружений и расширения системы на 2004—2008 гг. запланированы инвестиции в размере 4,9 млрд. долл. Ассигнования на службу национальных парков непрерывно возрастали за последние десятилетия: с 1980 по 2005 гг. федеральные расходы на развитие системы парков возросли в 3,5 раза.

С начала 2004 г. государственные вложения в развитие природоохранной деятельности и парковой системы в США делались исходя из понимания необходимости охраны окружающей среды и из перспектив окупаемости этих вложений за счет туризма в будущем. Затраты на деятельность, связанную с досугом (туризм, рекреация), в США составили от 436 до 512 млрд. долл. Эти затраты представляют от 3,3 % до 4,1 % от валового внутреннего продукта США. С 1992 г. затраты на туризм в среднем возросли на 6,9% в год, в то время как рост ВВП в среднем на 5,6 в год, и эти тенденции сохраняются.

На долю туризма приходится около 10% мирового валового национального дохода. К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта.

Туристическая сфера динамично развивается. Объем отрасли мирового туризма только в 2004 г. вырос на 10%1. За последние годы ежегодный объем посетителей в системе национальных парков составил 450 млн туристов, что принесло более 200 млрд. долл. в год (четвертая часть нынешнего ВВП России), свыше 20% общего дохода от туризма. Весь же годовой объем доходов от туризма в стране составляет 1,3 млрд. долл., 100 млрд. долл. в виде налогов поступают в федеральный, штатские и местные бюджеты. В туристской индустрии и связанных с ней отраслях занято 7,3 млн человек. В предприятиях малого бизнеса, обслуживающих национальные парки, занято 95% местного населения. Часто такие рабочие места открыты для молодежи, что очень важно для малых населенных пунктов.

Особенностью экологического туризма является то, что он создает и удовлетворяет желание человека общаться с природой, предотвращает негативное воздействие на окружающую среду и заставляет туристический потенциал служить на благо природы и социально-экономического развития общества.

В деловых американских кругах подсчитано, что вложения в туристическую индустрию, особенно в развитие паркового хозяйства, дают четырехкратный мультипликативный эффект, т. е. приводят к капиталовложениям, в четыре раза большим, чем в смежные отрасли обслуживания. Во многих городах Запада США, особенно потерявших привлекательность для бизнеса вследствие истощения природных ресурсов, развитие национальных парков и связанного с ними туристского обслуживания, — ведущая, бюджетообразующая отрасль хозяйства.

Большая роль в развитии системы парков и туризма принадлежит принципу партнерства, который оговорен в специальном законодательстве. Речь идет о сотрудничестве федеральных органов с частными и общественными организациями, которое предусматривает передачу этим партнерам средств из федерального бюджета и использование средств партнеров в виде спонсорства, благотворительности.

В некоторых парках, особенно созданных в последние 20-30 лет, такая партнерская помощь играет немалую роль. В партнерские отношения с национальными парками вовлечены туристические агентства, органы местного самоуправления ближайших населенных пунктов, образовательные и научные учреждения. Национальные парки участвуют в образовательных программах соседних школ, в экологическом просвещении населения, в борьбе с пожарами, наводнениями, спасательных операциях. В свою очередь, ближайшие населенные пункты, заинтересованные в развитии туризма и экологического образования, участвуют в строительстве дорог, природоохранных мероприятиях, не говоря уже о развитии туризма и собственной инфраструктуры, способствующей туризму.

Частная туристская индустрия в сфере экологического туризма в США организует потоки туристов в зоны природного туризма, обеспечивает посетителей гостиничным и транспортным обслуживанием. Министерство внутренних дел в лице Службы национальных парков создает и поддерживает природную базу и инфраструктуру для экологического туризма, включая природную и культурно-историческую составляющую. Оно обеспечивает охрану природной среды и экологический баланс в местах массового экологического туризма, способствует развитию экологических исследований, развивает и насаждает природоохранную и экологическую этику среди населения.

На фоне ситуации, описанной выше, Россия, обладающая огромным туристическим потенциалом, занимает в настоящее время очень скромные позиции на мировом туристическом рынке. На долю России приходится менее 1,5% мирового туристического потока.

По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), в России в 2004 г. функционировало: 100 государственных природных заповедников, 35 национальных природных парков, 68 государственных природных заказников федерального значения, 2 976 заказников регионального значения, 10 024 памятника природы (в том числе 27 территориального значения), 31 природный парк регионального значения, 55 ботанических садов, 22 дендропарка и дендрария.

Общая площадь перечисленных особо охраняемых природных территорий составляет 137 млн га — 7,6 % площади страны5. Бюджетное финансирование особо охраняемых природных территорий в России из средств федерального бюджета в 2005 г. составило 809 млн руб., в то время как минимальная расчетная годовая потребность в финансировании содержания государственных природных заповедников и национальных парков составляет 1 млрд. 233 млн руб.

Финансирование, предусмотренное в бюджете на 2006 г., по виду расходов «природоохранные мероприятия» определено в размере 75 млн руб. Подобный уровень финансирования создает ежегодный дефицит средств и не позволяет в полной мере выполнять мероприятия, необходимые для содержания, охраны и дальнейшего развития особо охраняемый территорий.

Для эффективного решения задач управления особо охраняемыми природными территориями потребность в финансировании в 2006 г. составляет 200 млн руб., что не учтено в федеральном бюджете на 2006 г.6

Объем собственных средств национальных парков и заповедников в России составляет не более 20% от объема финансирования, причем большая часть этих средств — доходы от рубки леса. Доходы от других видов разрешенной деятельности (экотуризма, культурно-просветительской и спортивно-оздоровительной) минимальны. Это свидетельствует о необходимости расширять объем платных услуг, что невозможно без привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры, создания условий, соответствующих мировому уровню туристического сервиса.

В целом доходы от экопутешествий составляют 10% от доходов, приносимых международным туризмом.

В мире экотуризм предпочитают 12-15 % туристов, и их число в среднем ежегодно растет на 30 % в год7. Согласно официальным данным, в 2005 г. общее число жителей России, выехавших за рубеж с туристическими целями, достигло почти 6 млн человек. При сохранении такой тенденции за десять лет, т. е. к 2015 г., число россиян, выезжающих на отдых за границу, составит не менее 10 млн человек. В то же время общее число иностранцев из дальнего зарубежья, которые посетили Россию с туристическими целями в 2005 г., не превысило пяти миллионов человек. Статистические данные свидетельствуют, что этот показатель имеет тенденцию к снижению.

Оборот рынка внутреннего туризма в 2005 г. составил 434, 16 млрд. руб., т.е. около 16 млрд. долл., въездной туризм — приблизительно 9 млрд. долл.8

Дефицит платежного баланса в этой отрасли экономики составил уже 10 млрд. долл. При сохранении нынешней ситуации в туризме в 2015 г. вывоз капитала из страны нашими туристами превысит ввоз капитала иностранными туристами более чем на 20 млрд. долл., что будет оказывать негативное воздействие на состояние российской экономики.

Эффективное развитие экологического туризма в России сдерживается следующими факторами:

— экономической неустойчивостью, сопровождаемой политическим кризисом, когда приоритетными становятся только сырьевые отрасли, а влияние остальных отраслей или игнорируется, или слишком малó;

— слабой законодательной базой, что выражается в отсутствии стимулов для развития экологического туризма, прежде всего, у местных органов власти, которые почти лишены реальных выгод от прибывающих в Россию зарубежных туристов;

— отсутствием упомянутого в статье государственно-частного партнерства, которое, особенно на первом этапе, может стать основой инвестиций в развитие инфраструктуры экологического туризма;

— отсутствием институциональных возможностей для становления и упрочения и экологического туризма, и его инфраструктуры. Прообразом структуры, которая могла бы взять на себя функции Службы национальных парков Министерства внутренних дел США, является туристический концерн с условным названием РАО «ЭКОТУРИЗМ» (см. схему).

Такой концерн в содружестве со структурами Министерства природных ресурсов России, прежде всего Департаментом экологической политики в области природопользования, с туристическими агентствами страны, экологическими движениями и законодательными органами должен подготовить Концепцию развития экологического туризма в России. В этом большую помощь может оказать опыт США и других стран, имеющих развитую инфраструктуру туризма, включая Канаду, страны Латинской Америки и некоторые государства Юго-Восточной Азии.

Одна из ключевых задач государственной политики в сфере туризма — разработка всеобъемлющего, целостного законодательства, учитывающего нормы международного права, в котором не только декларировалась бы необходимость охраны окружающей природной среды, но и законодательно закреплялось:

— за счет каких средств должен развиваться туризм;

— как и в каком объеме должны быть сделаны отчисления из бюджета (в Законе «О бюджете» это должно быть предусмотрено);

— какие доходы может принести сам туризм, как он может быть обеспечен на первых порах и как должен поощряться;

— что приносит туризм: создание рабочих мест, развитие территорий и инфраструктуры (дорог, коммуникаций и других видов обслуживания).

23 июля 2004 г. в г. Генеджик состоялось заседание президиума Государственного Совета, на котором обсуждалось развитие туризма и курортно-рекреационного комплекса. Президент Российской Федерации В. В. Путин поручил Правительству разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных на сохранение потенциала санаторно-курортной сферы и формирование системы современных курортных комплексов, на повышение эффективности землепользования и управления собственностью, развитие инфраструктуры курортов, формирование индустрии курортного дела; разработать меры, направленные на поддержку въездного и внутреннего туризма, стимулирование работодателей, расходующих средства на санаторно-курортное лечение работников9. 

Следует полагать, что эти предложения Президента относятся не только к развитию курортно-рекреационного комплекса, но и ко всем сферам экологического туризма.

1 Определение Общества экологического туризма США // Веб-сайт Министерства внутренних дел США (Department of interior).

2 Ледовских Е. Ю., Моралева Н. В., Дроздова А. В. Экотуризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт. — Тула: Гриф и К, 2002. — С. 15.

3 Аналог Министерства природных ресурсов России

1 По сообщению Генерального секретаря Всемирной туристической организации (ВТО) Ф. Франжиалли.

5 Веб-сайт Всемирного фонда дикой природы (WWF).

6 Веб-сайт Министерства природных ресурсов (МПР России).

7 Ледовских Е. Ю., Моралева Н. В., Дроздова А. В. Указ. соч. — С. 30.

8 Веб-сайт Федерального агентства по туризму России (по расчетам Высшей школы экономики).

9 Веб-сайт Президента России.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79959. Система, задачи и функции государственной налоговой службы 130 KB
  Система задачи и функции государственной налоговой службы Развитие экономических отношений отличных от ранее существовавших вызвало резкий всплеск новых видов экономических преступлений ведущее место среди которых занимают правонарушения в сфере налогообложения имеющие специфический характер. В состав органов государственной налоговой службы также входит налоговая милиция. Государственной налоговой администрацией Украины в зависимости от количества налогоплательщиков и других местных условий могут создаваться межрайонные на два и больше...
79960. Предмет и система курса «Организация судебных и правоохранительных органов» 137 KB
  Это нашло свое отражение в Конституции Украины согласно которой права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Именно второй подход получил свое нормативное закрепление в Законе Украины О государственной защите работников суда и правоохранительных органов едином нормативном акте где содержится перечень правоохранительных органов к которым рядом с органами прокуратуры внутренних дел Службы безопасности Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины таможенными охраны...
79962. Городские, районные суды Украины 157.5 KB
  К специализированным судам относятся и административные суды которые рассматривают дела связанные с правоотношениями в сфере государственного управления и самоуправления дела административной юрисдикции. Их относят к судам первого уровня. Наличие двух инстанционных полномочий в судах второго уровня обусловила необходимость третьего уровня в подсистеме общих судов который в Законе представлен Апелляционным судом Украины. На четвертом уровне судебной системы находится Верховный Суд Украины который относительно общих судов наделен...
79963. Верховный Суд Украины 167 KB
  Верховный Суд Украины Учебные вопросы: Место Верховного Суда Украины в судебной системе Украины. Полномочия Верховного Суда Украины. Структура и состав Верховного суда Украины. Место Верховного Суда Украины в судебной системе Украины закреплено на конституционном уровне: Высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд Украины п.
79964. GALS/ИПИ ТЕХНОЛОГИИ – ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ 153 KB
  В настоящее время на мировом рынке наукоемких промышленных изделий отчетливо наблюдаются три основные тенденции: повышение сложности и ресурсоемкости изделий повышение конкуренции на рынке и развитие кооперации между участниками жизненного цикла ЖЦ изделия в том числе создание виртуальных предприятий. Основной проблемой стоящей сейчас перед производителями является повышение конкурентоспособности выпускаемых изделий добиться которой можно за счет следующих факторов: повышения степени удовлетворения требований заказчика сокращения...
79965. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ САLS/ИПИ 178.5 KB
  ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ САLS ИПИ 2. Стратегия и задачи концепции САLS ИПИ Современная эпоха развития и интеграции производственной деятельности во всем мире проходит под эгидой САLS ИПИ новой концепции развития производственной и коммерческой информатики. САLS ИПИ это глобальная стратегия повышения эффективности бизнеспроцессов выполняемых в ходе ЖЦ изделий за счет информационной интеграции и преемственнос ги информации порождаемой на всех этапах ЖЦ. Средствами реализации данной стратегии являются САLS ИПИ технологии в основе...
79966. ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИЗДЕЛИЙ 248.5 KB
  Процессы и этапы жизненного цикла изделий Одним из направлений повышения эффективности промышленного сектора экономики является применение современных информационных технологий для обеспечения процессов протекающих в ходе всего ЖЦ продукции и ее компонентов. Понятие ЖЦ изделий для САLS ИПИконцепции является фундаментальным. Эти процессы осуществляются от момента выявления потребностей общества в определенных изделиях до удовлетворения этих потребностей и утилизации изделий. Рассмотрим в самом...