71784

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятие административного правонарушения сформулировано в Кодексе об административных правонарушениях: таковым признается противоправное виновное действие бездействие физического или юридического лица за которое Кодексом или законами субъектов Федерации об административных...

Русский

2014-11-12

78 KB

16 чел.

Д. АРУТЮНОВ

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Понятие административного правонарушения сформулировано в Кодексе об административных правонарушениях: таковым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Анализ этого определения позволяет выделить общие признаки, присущие всем административным правонарушениям, отличающие его от правомерного поведения и от иных правонарушений (преступлений, дисциплинарных проступков, гражданско-правовых деликтов). К таким признакам следует отнести общественную опасность, административную противоправность, административную наказуемость и виновность.

Сущностным признаком, присущим административному правонарушению, является его общественная опасность. Как административное правонарушение поведение физического лица может быть оценено тогда, когда оно представляет угрозу охраняемым законом общественным отношениям. Верность вывода о признании общественной опасности признаком административного правонарушения подтверждается и анализом уголовного законодательства. Так, в статье 14 УК РФ закреплено понятия преступления, которым признается виновно совершенное, общественно опасное деяние, запрещенное Кодексом под угрозой наказания. Таким образом, уголовный закон оценивает как преступление не все общественно опасные деяния, а лишь их определенную часть.

Если бы административные правонарушения не приводили к вредным последствиям, не представляли бы опасности для личности, общества и государства — не требовалось бы устанавливать юридическую ответственность за их совершение, создавать аппарат для борьбы с ними. Однако необходимо признать, что общественная опасность некоторых административных правонарушений не столь очевидна, как опасность преступлений. Но, вместе взятые, даже такие безобидные на первый взгляд правонарушения дезорганизуют общественные отношения, в сохранении которых заинтересованы общество и государство. В связи с этим признание общественной опасности в качестве сущностного (материального) признака административного правонарушения означает, что деяние, лишенное его, не может квалифицироваться как административное правонарушение.

Юридическим выражением признака общественной опасности административного правонарушения является его административная противоправность. Административным правонарушением может быть признано только такое поведение, которое запрещено нормами административного права, т. е. противоречит содержащимся в них предписаниям. Если общественная опасность является качеством, объективно присущим определенным деяниям, то их противоправность устанавливается законодателем в нормах, запрещающих совершение подобных деяний. Общественная опасность деяния не означает его обязательной противоправности, поскольку законодатель, к сожалению, не всегда оперативно реагирует на общественно опасные деяния установлением правового запрета на их совершение.

Неотъемлемый признак административного правонарушения — административная наказуемость. Общественно опасное деяние, запрещенное законом, признается административным правонарушением лишь в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность.

Обязательный признак административного правонарушения — виновность совершенного деяния. Вина выражает психическое отношение лица к содеянному и его последствиям. Для признания деяния административным правонарушением необходимо установить, что оно продукт психической деятельности здравомыслящего лица. Таким образом, не может оцениваться как административное правонарушение общественно опасное, противоправное и административно наказуемое деяние (действие или бездействие), совершенное помимо воли человека, т. е. лицом, не способным руководить своими действиями, отдавать себе в них отчет.

Любое административное правонарушение характеризуется наличием совокупности названных признаков. Отсутствие любого из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным правонарушением. Оно в таком случае может быть признано либо правомерным поведением, либо иным правонарушением.

Отграничение административных правонарушений от иных правонарушений — одна из первоочередных задач правоприменителя (органа или должностного лица). Сложность решения такой задачи обусловлена наличием признаков, присущих всем типам противоправных деяний, поскольку все они опасны для личности, общества и государства. Каждое из них нарушает предписания, содержащиеся в правовых нормах, однако они различаются по иным закрепленным в законодательстве признакам.

По главному, материальному признаку, степени общественной опасности, все правонарушения подразделяются на преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые). Преступление, в отличие от административного правонарушения, обладает более высокой степенью общественной опасности, которая определяется объектом посягательства, характером деяния, способом его совершения, наступившими последствиями, мотивом, целью, формой вины, юридическими признаками лица, совершившего деяние. Формальным признаком, положенным в основу отличия преступления от административного правонарушения, является характер их противоправности и наказуемости.

Административные правонарушения следует отличать от иных непреступных правонарушений и, прежде всего, от дисциплинарных проступков. Административные правонарушения и дисциплинарные проступки по степени общественной опасности существенно не различаются. Различие между ними обнаруживается при анализе характера общественных отношений, которым причиняется вред в результате их совершения. Дисциплинарные проступки посягают на внутренний распорядок, установленный на предприятиях или учреждениях, на отношения служебной дисциплины. Эти отношения объектами административных правонарушений по общему правилу не являются. Административные правонарушения — деяния (действие или бездействие), предусмотренные нормами административного права, содержащими описание их важнейших юридических признаков. Дисциплинарные проступки лишь в самом общем виде определены в нормах трудового и административного права. Описание конкретных признаков таких деяний эти нормы не содержат.

Если административное правонарушение заключается в нарушении обязательных норм, регулирующих поведение всех лиц независимо от их принадлежности к той или иной организации, трудовому коллективу, то дисциплинарный проступок — это неисполнение лицом обязанностей, которые на него возложены как на служащего организации, предприятия. В отличие от административных правонарушений, дисциплинарные проступки влекут применение к лицам, их совершившим, дисциплинарные взыскания. Последние отличаются от административных взысканий характером содержащихся в них лишений, правовыми последствиями применения, порядком нормативного регулирования и кругом субъектов, имеющих право применять их.

Административные правонарушения отличаются от гражданско-правовых деликтов. Круг общественных отношений, на которые посягают последние, закреплены в статье 2 ГК РФ. Гражданско-правовой деликт — это нарушение субъективных прав лица (физического или юридического), а административное правонарушение, как правило, представляет собой нарушение субъективного права лица. Гражданско-правовой деликт — деяние, нарушающее предписание, содержащееся в нормах гражданского права, в то время как административное правонарушение — это деяние, нарушающее нормы административного права.

Гражданско-правовым деликтом в некоторых случаях признается невиновное деяние, в то время как вина является неотъемлемым свойством административного правонарушения. Совершение гражданско-правового нарушения влечет ответственность, предусмотренную нормами гражданского права, и эта ответственность обычно носит имущественный характер. Административное правонарушение — это деяние, за которое предусмотрена административная ответственность, административные наказания, состоящие как в имущественных (штраф), так и в неимущественных ограничениях правонарушителя (предупреждение, административный арест).

При классификации административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности необходимо учитывать новации нового Кодекса об административных правонарушениях, закрепившего в главе 14 виды таких правонарушений: ведение предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом без государственной регистрации; незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная продажа которых запрещена или ограничена законодательством; нарушение законодательства о рекламе; продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг низкого качества или нарушающих санитарные правила, без необходимой информации или контрольно-кассовых машин, нарушение порядка ценообразования, обман потребителей, ограничение свободы торговли, незаконное использование товарного знака, незаконное получение кредита, фиктивное или преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве, нарушение правил продажи отдельных видов товаров и др.

Иные правонарушения, которые было принято относить к административным правонарушениям в сфере предпринимательской деятельности (посягающие на права граждан и здоровье населения, на собственность, в области охраны окружающей природной среды, в сельском хозяйстве и др.)1, следует вывести из пределов общественных отношений, связанных с предпринимательской деятельностью, ибо КоАП РФ юридически закрепил строго определенный перечень видов рассматриваемых правонарушений.

1 См.: Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная / Под ред. А. П. Коренева. — М., 2000. — С. 135—137.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33211. Педагогические классификации подходов к обучению детей с нарушениями слуха 14.69 KB
  Боскис предложила новые критерии учитывающие своеобразие развития детей с нарушениями слуха: степень потери слуха; время возникновения нарушения слуха; уровень развития речи. К этой группе относят детей с такой степенью потери слуха которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. У них может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи поскольку при возникновении нарушения слуха без специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться.
33218. Классификация режимов работы судового электрооборудования в зависимости от продолжительности рабочего цикла 83.58 KB
  Судовое электрооборудование будет работать надежно, если оно не только правильно сконструировано, но и правильно используется. СЭО используется правильно, если оно соответствует условиям работы судового механизма, устройства и т.п.