71784

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятие административного правонарушения сформулировано в Кодексе об административных правонарушениях: таковым признается противоправное виновное действие бездействие физического или юридического лица за которое Кодексом или законами субъектов Федерации об административных...

Русский

2014-11-12

78 KB

21 чел.

Д. АРУТЮНОВ

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Понятие административного правонарушения сформулировано в Кодексе об административных правонарушениях: таковым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Анализ этого определения позволяет выделить общие признаки, присущие всем административным правонарушениям, отличающие его от правомерного поведения и от иных правонарушений (преступлений, дисциплинарных проступков, гражданско-правовых деликтов). К таким признакам следует отнести общественную опасность, административную противоправность, административную наказуемость и виновность.

Сущностным признаком, присущим административному правонарушению, является его общественная опасность. Как административное правонарушение поведение физического лица может быть оценено тогда, когда оно представляет угрозу охраняемым законом общественным отношениям. Верность вывода о признании общественной опасности признаком административного правонарушения подтверждается и анализом уголовного законодательства. Так, в статье 14 УК РФ закреплено понятия преступления, которым признается виновно совершенное, общественно опасное деяние, запрещенное Кодексом под угрозой наказания. Таким образом, уголовный закон оценивает как преступление не все общественно опасные деяния, а лишь их определенную часть.

Если бы административные правонарушения не приводили к вредным последствиям, не представляли бы опасности для личности, общества и государства — не требовалось бы устанавливать юридическую ответственность за их совершение, создавать аппарат для борьбы с ними. Однако необходимо признать, что общественная опасность некоторых административных правонарушений не столь очевидна, как опасность преступлений. Но, вместе взятые, даже такие безобидные на первый взгляд правонарушения дезорганизуют общественные отношения, в сохранении которых заинтересованы общество и государство. В связи с этим признание общественной опасности в качестве сущностного (материального) признака административного правонарушения означает, что деяние, лишенное его, не может квалифицироваться как административное правонарушение.

Юридическим выражением признака общественной опасности административного правонарушения является его административная противоправность. Административным правонарушением может быть признано только такое поведение, которое запрещено нормами административного права, т. е. противоречит содержащимся в них предписаниям. Если общественная опасность является качеством, объективно присущим определенным деяниям, то их противоправность устанавливается законодателем в нормах, запрещающих совершение подобных деяний. Общественная опасность деяния не означает его обязательной противоправности, поскольку законодатель, к сожалению, не всегда оперативно реагирует на общественно опасные деяния установлением правового запрета на их совершение.

Неотъемлемый признак административного правонарушения — административная наказуемость. Общественно опасное деяние, запрещенное законом, признается административным правонарушением лишь в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность.

Обязательный признак административного правонарушения — виновность совершенного деяния. Вина выражает психическое отношение лица к содеянному и его последствиям. Для признания деяния административным правонарушением необходимо установить, что оно продукт психической деятельности здравомыслящего лица. Таким образом, не может оцениваться как административное правонарушение общественно опасное, противоправное и административно наказуемое деяние (действие или бездействие), совершенное помимо воли человека, т. е. лицом, не способным руководить своими действиями, отдавать себе в них отчет.

Любое административное правонарушение характеризуется наличием совокупности названных признаков. Отсутствие любого из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным правонарушением. Оно в таком случае может быть признано либо правомерным поведением, либо иным правонарушением.

Отграничение административных правонарушений от иных правонарушений — одна из первоочередных задач правоприменителя (органа или должностного лица). Сложность решения такой задачи обусловлена наличием признаков, присущих всем типам противоправных деяний, поскольку все они опасны для личности, общества и государства. Каждое из них нарушает предписания, содержащиеся в правовых нормах, однако они различаются по иным закрепленным в законодательстве признакам.

По главному, материальному признаку, степени общественной опасности, все правонарушения подразделяются на преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые). Преступление, в отличие от административного правонарушения, обладает более высокой степенью общественной опасности, которая определяется объектом посягательства, характером деяния, способом его совершения, наступившими последствиями, мотивом, целью, формой вины, юридическими признаками лица, совершившего деяние. Формальным признаком, положенным в основу отличия преступления от административного правонарушения, является характер их противоправности и наказуемости.

Административные правонарушения следует отличать от иных непреступных правонарушений и, прежде всего, от дисциплинарных проступков. Административные правонарушения и дисциплинарные проступки по степени общественной опасности существенно не различаются. Различие между ними обнаруживается при анализе характера общественных отношений, которым причиняется вред в результате их совершения. Дисциплинарные проступки посягают на внутренний распорядок, установленный на предприятиях или учреждениях, на отношения служебной дисциплины. Эти отношения объектами административных правонарушений по общему правилу не являются. Административные правонарушения — деяния (действие или бездействие), предусмотренные нормами административного права, содержащими описание их важнейших юридических признаков. Дисциплинарные проступки лишь в самом общем виде определены в нормах трудового и административного права. Описание конкретных признаков таких деяний эти нормы не содержат.

Если административное правонарушение заключается в нарушении обязательных норм, регулирующих поведение всех лиц независимо от их принадлежности к той или иной организации, трудовому коллективу, то дисциплинарный проступок — это неисполнение лицом обязанностей, которые на него возложены как на служащего организации, предприятия. В отличие от административных правонарушений, дисциплинарные проступки влекут применение к лицам, их совершившим, дисциплинарные взыскания. Последние отличаются от административных взысканий характером содержащихся в них лишений, правовыми последствиями применения, порядком нормативного регулирования и кругом субъектов, имеющих право применять их.

Административные правонарушения отличаются от гражданско-правовых деликтов. Круг общественных отношений, на которые посягают последние, закреплены в статье 2 ГК РФ. Гражданско-правовой деликт — это нарушение субъективных прав лица (физического или юридического), а административное правонарушение, как правило, представляет собой нарушение субъективного права лица. Гражданско-правовой деликт — деяние, нарушающее предписание, содержащееся в нормах гражданского права, в то время как административное правонарушение — это деяние, нарушающее нормы административного права.

Гражданско-правовым деликтом в некоторых случаях признается невиновное деяние, в то время как вина является неотъемлемым свойством административного правонарушения. Совершение гражданско-правового нарушения влечет ответственность, предусмотренную нормами гражданского права, и эта ответственность обычно носит имущественный характер. Административное правонарушение — это деяние, за которое предусмотрена административная ответственность, административные наказания, состоящие как в имущественных (штраф), так и в неимущественных ограничениях правонарушителя (предупреждение, административный арест).

При классификации административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности необходимо учитывать новации нового Кодекса об административных правонарушениях, закрепившего в главе 14 виды таких правонарушений: ведение предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом без государственной регистрации; незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная продажа которых запрещена или ограничена законодательством; нарушение законодательства о рекламе; продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг низкого качества или нарушающих санитарные правила, без необходимой информации или контрольно-кассовых машин, нарушение порядка ценообразования, обман потребителей, ограничение свободы торговли, незаконное использование товарного знака, незаконное получение кредита, фиктивное или преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве, нарушение правил продажи отдельных видов товаров и др.

Иные правонарушения, которые было принято относить к административным правонарушениям в сфере предпринимательской деятельности (посягающие на права граждан и здоровье населения, на собственность, в области охраны окружающей природной среды, в сельском хозяйстве и др.)1, следует вывести из пределов общественных отношений, связанных с предпринимательской деятельностью, ибо КоАП РФ юридически закрепил строго определенный перечень видов рассматриваемых правонарушений.

1 См.: Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная / Под ред. А. П. Коренева. — М., 2000. — С. 135—137.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38153. Основні етапи планування і проведення заходів морально-психологічного забезпечення вартової служби 106 KB
  Моральнопсихологічне забезпечення повсякденної діяльності військ Заняття Основні етапи планування і проведення заходів моральнопсихологічного забезпечення вартової служби Час: 2 години Мета заняття: 1. Основна частина 160 Обговорення питання №1 “Вивчення керівних документів...
38154. Організація морально-психологічного забезпечення служби військ в частині (підрозділі) 115 KB
  Моральнопсихологічне забезпечення повсякденної діяльності військ Заняття №1: Організація моральнопсихологічного забезпечення служби військ в частині підрозділі. 1 2 ВСТУПНА ЧАСТИНА ОСНОВНА ЧАСТИНА Моральнопсихологічне забезпечення організації внутрішньої служби. Основні завдання...
38155. Морально-психологічне забезпечення фахової підготовки особового складу 158 KB
  ВСТУПНА ЧАСТИНА ОСНОВНА ЧАСТИНА Мобілізація особового складу підрозділу на відмінне опанування військовою спеціальністю та глибоке вивчення бойової техніки і озброєння. Виховання у військовослужбовців бережливого відношення до військової техніки та озброєння. Обслуговування й експлуатація такої техніки яка представляє складні комплекси викликали подальшу диференціацію військової праці. Її зміст у різних родах військ у частинах визначається характером зброї і бойової техніки способами їх експлуатації та застосування у бою.
38156. Морально-психологічне забезпечення виконання завдань вогневої та тактичної підготовки 167 KB
  Збройні Сили України оснащені досконалою бойовою технікою і зброєю. Обслуговування й експлуатація такої техніки, яка представляє складні комплекси, викликали подальшу диференціацію військової праці. Це, в свою чергу, зумовило збільшення кількості спеціальностей, кожна з яких вимагає від воїнів великих знань і твердих навичок. Оволодіння ними і складає сутність фахової підготовки. Її зміст у різних родах військ
38157. Морально-психологічне забезпечення міжнародних миротворчих операцій 145 KB
  Географія міжнародних миротворчих операцій є практично необмеженою, оскільки жоден населений регіон світу не можна вважати абсолютно стабільним. Тому військові підрозділи, що призначаються для здійснення миротворчих операцій, мають бути готовими до дій у будь-яких географічних і кліматичних умовах.
38158. Зміст та напрями морально-психологічного забезпечення застосування військ 269.5 KB
  Про роль духовного фактора у життєдіяльності військ досить влучно підкреслював Н.Коупленд: “…моральний стан – це питання життя і смерті. Ним не можна нехтувати. Кожна добре організована армія зацікавлена у високому рівні бойової підготовки своїх військ і, коли це можливо, в забезпеченні їх кращою зброєю, щоб створити матеріальну перевагу над противником.
38159. Інформаційно-пропагандистське забезпечення ведення бойових дій 134 KB
  Досвід локальних війн і збройних конфліктів кінця ХХ – початку ХХІ століття доводить, що інформаційно-пропагандистьский вплив і надалі буде спрямовуватися на людський розум, оскільки він дає можливість впливати на слабку ланку на полі бою – мислення індивідуального солдата.
38160. Інформаційно-психологічна протидія негативному впливу на особовий склад підрозділів СВ ЗС України 145.5 KB
  ОСНОВНА ЧАСТИНА: Військовослужбовці 5ї окремої механізованої бригади в складі багатонаціональної дивізії ЦентрПівдень виконували завдання у Республіці Ірак на території провінції Васіт із серпня 2003 року до березня 2004 року. На території провінції зберігалось розподілення населення за племінною ознакою. Центральне місто провінції АльКут в якому проживало більше половини всього населення провінції. В провінції функціонував тимчасовий уряд на чолі з губернатором Нама Султаном.
38161. Система культурно-виховної та просвітницької роботи в ЗС України 130.5 KB
  В умовах реалізації Державної програми розвитку ЗС України на 2006 - 2011 роки питання культури, духовного розвитку також отримають особливу важливість. Це обумовлено необхідністю, по-перше, збагачення духовного світу військовослужбовців на основі залучення їх до духовних цінностей українського народу та його війська, кращих зразків української та мирової культури