71785

ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Что было достигнуто за прошедшие четыре года: восстановлен конституционный правопорядок укреплена а по сути отстроена заново вертикаль федеральной исполнительной власти восстановлено единое правовое пространство страны пресечены опасные процессы деградации государственной власти...

Русский

2014-11-12

83 KB

6 чел.

С. БУЯНСКИЙ,

прокурор международно-правового управления Генеральной прокуратуры России, соискатель НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре

ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ

В конце XX в. многие государства мира проводили крупномасштабные реформы государственного управления (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Китай, Австралия, Бразилия, Венгрия, Нидерланды, Польша, Финляндия).

Основной причиной этих реформ стало осознание необходимости решения одной или нескольких из следующих комплексных задач:

— повышения эффективности системы государственных органов;

— превращения государства в ответственного работодателя, способного привлечь необходимое число служащих высокой квалификации и в то же время контролировать издержки на их содержание;

— повышение доверия населения и частного сектора к государству.

Главная область административной реформы — роль государства в обществе, структура органов государственного управления, повышение эффективности и результативности деятельности государственного аппарата, управление государственной службой, реформа финансового управления, подотчетность и прозрачность государственного аппарата.

Административная реформа — политический инструмент реформирования публичного управления или, как говорят, самогó государственного аппарата. Административную реформу можно сравнить с предвыборной агитацией или предвыборной кампанией. Именно при подготовке и во время проведения выборов различные политические силы, партии, политические деятели дают обещания, формируют новые взгляды, строят планы реформирования общества и государства. И, как известно, после выборов быстро забываются данные в период предвыборной борьбы обещания, остаются прежние проблемы, а разочарование избирателей становится глубже. Так и с административной реформой: она — политическое шоу, хотя и должна быть тесно связана с административным правом. Административная реформа должна изменить административное право, вывести его на новый уровень законодательного обеспечения, концептуального оформления и политического смысла.

Главные цели административной реформы — «разведение» государственных функций, сокращение и повышение эффективности государственного аппарата, борьба с коррупцией, создание компактного правительства, совершенствование государственного управления. Сколько подобных проектов, задач и целей многочисленных реформ провозглашалось в последние годы? И что получилось? Ответы на эти и многие другие аналогичные вопросы будут, очевидно, противоречить официально провозглашенным результатам политико-экономического развития страны.

Административная реформа должна иметь административно-правовое измерение, иными словами, ее результаты (и промежуточные, и окончательные) становятся предметом административно-правового регулирования. Содействует ли административная реформа совершенствованию административного права? Ответить на этот вопрос можно только утвердительно. Весьма значительные результаты первого этапа административной реформы могут показать, как представляется, взаимосвязь целей и желаний авторов административной реформы, намеренных улучшить «деятельности госаппарата» и «повысить квалификацию государственных служащих», определить хотя бы самые общие контуры будущей модели административно-правового регулирования и системы административного права.

Первые высказывания об административной реформе, проводимой в постсоветской России, встречаются в середине 90-х гг. прошлого столетия. Специалисты отмечают, что проводимая в настоящее время административная реформа уходит своими корнями в те годы. В 1996—1998 гг. было разработано 13 вариантов административной реформы; один из них востребован сегодня для проведения глубоких преобразований в системе организации административной власти.

Административная реформа инициировалась самой политической и государственной властью. Сейчас уместно сопоставить условия появления и проведения административной реформы. Для этого целесообразно вспомнить некоторые программные тезисы выступления В.В. Путина 12 февраля 2004 г.: в конце XX столетия в России Конституция страны и федеральные законы «утратили во многих регионах качество актов высшей юридической силы», «региональные парламенты принимали законы вразрез с конституционными принципами и федеральными нормами», «федеральные акты применялись избирательно, что называется, по собственному усмотрению», появление «произвола властей, от которого страдали люди», «отдельные регионы фактически оказались вне единой правовой и финансово-фискальной системы государства, перестали отчислять налоги в федеральный бюджет, требовали создания так называемых собственных золотовалютных резервов, собственных энергетических, таможенных систем, региональных денежных единиц»1. Что было достигнуто за прошедшие четыре года: «восстановлен конституционный правопорядок, укреплена — а по сути, отстроена заново — вертикаль федеральной исполнительной власти», «восстановлено единое правовое пространство страны», пресечены опасные процессы деградации государственной власти, ослабления армии, разрушения правоохранительных органов, других силовых структур, «идут кардинальные по своей сути изменения в системе правосудия»2.

Административная реформа рассматривается и как средство усиления эффективности государства. По мнению одного из авторов концепции административной реформы, Л. Якобсона, в настоящее время «проводится технократическая реформа, нацеленная на повышение эффективности госаппарата»3. Например, Г. Греф считает неправильным, что структура Правительства дублируется в его аппарате, а затем и в Администрации Президента 4.

Административная реформа с концептуальной точки зрения должна способствовать позитивному развитию административного законодательства, самого административного права, многих его институтов. Однако на практике в настоящее время произошло лишь изменение структурной организации исполнительной власти, перестройка системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Например, планировалось провести реструктуризацию Правительства, формирование структуры кабинета министров, дать глубокий анализ реального сектора экономики, изучить социальную сферу, поддержать науку, подготовить квалифицированные кадры5.

Под административной реформой понимаются на первый взгляд сходные и взаимосвязанные, но все же разные преобразования в отдельных сферах государственного управления. Можно выделить несколько типичных представлений о содержании административной реформы:

— модернизация государственной власти, включающая в себя реформу законодательной, исполнительной и судебной власти;

— реформа административно-территориального устройства государства;

— разграничение полномочий и предметов ведения между федеральной, региональной и муниципальной властью;

— реформа государственной службы;

— реформа функций и структуры исполнительной власти.

Первые две реформы не входят в содержание административной реформы. Они не направлены на радикальный пересмотр функций исполнительной, законодательной и судебной власти и касаются, в частности, совершенствования процедур реализации функций судебной власти, приведения в соответствие с ними судебной системы, а для законодательной власти в большей степени связаны с изменением порядка формирования представительных органов власти — избранием членов Совета Федерации или формированием Государственной Думы и региональных представительных органов власти по смешанному (пропорциональному и мажоритарному принципу).

Изменение административно-территориального устройства, которое на данной стадии в основном связано с объединением субъектов Российской Федерации, не затрагивает полномочий органов государственной власти субъектов Федерации, а лишь приводит к закреплению функций, осуществляемых исполнительной властью двух регионов, за органами исполнительной власти объединенного субъекта Российской Федерации.

Остальные из перечисленных выше три реформы и составляют административную реформу в широком смысле слова.

Основным содержанием разграничения полномочий и предметов ведения между федеральной, региональной и муниципальной властью является закрепление за каждым уровнем власти четких функций, обеспеченных финансовыми ресурсами, исходя из принципа субсидиарности, т. е. закрепления функции за минимально необходимым уровнем власти. Одна из главных проблем этой части реформы, имеющей значение для успеха административной реформы в целом, состоит в том, что она производна от определения функций, остающихся за государством и исполнительной властью на всех уровнях. Поэтому проведенное законом разграничение полномочий между федеральной, региональной и муниципальной властью нельзя рассматривать как окончательное, и оно будет пересмотрено после определения необходимых функций государства6.

Реформа государственной службы состоит в пересмотре статуса государственных служащих и порядка прохождения ими государственной службы, что делает государство конкурентоспособным работодателем, а государственных служащих эффективными исполнителями функций государства — в этом ее основное значение для административной реформы.

Реформа функций и структуры исполнительной власти представляет собой административную реформу в собственном смысле слова. Она состоит из двух частей — оперативной и институциональной.

Оперативная составляющая заключается в отказе от избыточных функций, совершенствовании порядка реализации необходимых государственных функций, построении системы и структуры исполнительной власти, соответствующей новым функциям, исключающим между ними конфликт интересов.

Институциональная часть реформы состоит в создании механизмов предотвращения появления новых избыточных функций, закреплении процедур исполнения необходимых функций, обеспечении информационной открытости власти, закреплении стандартов качества оказания государственных услуг.

Таким образом, административная реформа в узком смысле может быть определена как процесс пересмотра функций исполнительной власти, закрепления необходимых и упразднения избыточных функций, создания адекватной функциям структуры и системы исполнительной власти, а также институциональных изменений в системе государственного управления. Целью является создание системы эффективного исполнения государственных функций, обеспечивающей высокие темпы экономического роста и общественного развития.

Конечная цель современных административных реформ определяется в совершенствовании способности государства реализовывать политику, предписанную законом. Данные реформы имеют своей целью устранение препятствий, с которыми сталкиваются правительства при попытке изменить направления социальной и отраслевой политики.

1 См.: Программное выступление Владимира Путина перед доверенными лицами 12 февраля 2004 г. «Время неопределенности и тревожных ожиданий прошло» // Рос. газета. — 2004. — 13 февраля.

2 Там же.

3 См.: Российская газета. — 2004. — 19 февраля, 17 марта.

4 См.: Российская газета. — 2004. — 19 февраля.

5 См.: Лашкина Е. Первые пять шагов премьера: Михаил Фрадков обнародовал свою программу // Российская газета. — 2004. — 6 марта.

6 См.: Князев С. Д. Принципы административного права Российской Федерации: Отраслевой формат и юридическое значение // Гос. и право. — 2003. — № 10. — С. 39.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26110. Позаказный метод учета затрат на производств и калькулирование себестоимости продукции 28 KB
  проблема распределения косвенных расходов между отдельными производственными заказами выполняемыми в отчетном периоде решается с помощью бюджетной ставки распределения косвенных расходов. Бюджетная ставка предварительный норматив который рассчитывается бухгалтерской службой накануне отчетного периода по следующему алгоритму: определяется сумма ожидаемых косвенных расходов предстоящего периода выбирается база для распределения косвенных расходов и прогнозируется ее величина. Расчет бюджетной ставки путем деления суммы прогнозируемых...
26111. Калькулирование сокращенной себестоимости по системе «директ-кост» 31.5 KB
  Общехозяйственные расходы так же исключаются из калькулирования они являются периодическими и полностью включаются в себестоимость реализованной продукции. В конце отчетного периода указанные общехозяйственные расходы списываются Д90 2 К26. Операционная прибыль = маржинальный доход постоянные расходы. в маржинальный доход включаются постоянные расходы и операционная прибыль.
26112. Анализ безубыточности производства 34 KB
  Прибыль = выручка себестоимость Прибыль = выручка совокупные переменные расходы совокупные постоянные расходы Прибыль = объем реализации цена реализации за единицу объем реализации удельные переменные совокупные постоянные Прибыль = объем реализации цена реализации за единицу удельные переменные совокупные постоянные т. точка безубыточности = 0 то Объем реализации цена реализации за единицу удельные переменные совокупные постоянные = 0 объем реализации в точке безубыточности х х = совокупные постоянные ...
26113. Концепция бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике 37.5 KB
  Концепция бухгалтерской финансовой отчетности в России и международной практике Структура ответа: Сущность и назначение бухгалтерских отчетов пользователи отчетности адреса и сроки ее представления. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности. Виды отчетности и ее состав. Формы отчетности установлены приказом Минфина РФ №66Н от 02.
26114. Учетная политика организации и ее роль в составе отчетности 58.5 KB
  Структура ответа: Понятие учетной политики в соответствии в ПБУ 1 2008. Стоимостного измерения текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности согласно пункта 2 ПБУ 1.9 ПБУ 1 2008. Согласно ПБУ 1 2008 в случае изменения учетной политики организация должна раскрыть в пояснениях к отчетности следующую информацию: причина изменений содержание изменений порядок отражения последствий изменений в БО сумма корректировок по каждой статье БО размер корректировки относящийся к предшествующим отчетным периодам.
26115. Бухгалтерский баланс как форма БФО 48.5 KB
  По данной статье по счету 04 не учитываются расходы на НИОКР Результаты исследований и разработок Регламентируется ПБУ 17 02 показывается сальдо по Д04 части НИОКР минус сальдо по К05 относящуюся к НИОКР ОС Регламентируется ПБУ 6 01 и методическими указаниями по учету ОС. Относится так же суммы незавершенного строительства сальдо Д08 и 07 в части затрат относящихся к строительству объекта ОС Доходные вложения в МЦ Указывается сальдо Д03 где учтено имущество переданное в лизинг за минусом сальдо К02 в части амортизация по имуществу...
26116. Отчет о прибылях и убытках как форма БФО 27.5 KB
  Торговые организации показывают себестоимость проданных товаров по покупной стоимости Д90 2 К41 покупная себестоимость Валовая прибыль убыток выручка себестоимость продаж Коммерческие расходы Это расходы на продажу. Торговые организации по этой статье отчета указывают сумму издержек обращения за отчетный период: Д90 2 К44 Управленческие расходы Это статья заполняется если учетной политикой предусмотрено списание общехозяйственных расходов как расходов отчетного периода непосредственно в Д90 2 Д90 2 К26 Прибыль убыток от продаж...
26117. Роль и значение БУ в системе управления предприятием и его регулирование в РФ 35 KB
  Структура ответа: Место БУ в системе хозяйственного учета. Он занимает особое место в системе учета. Бухгалтерский учет занимает особое место в системе хозяйственного учета и в отличие от других видов учета: строго документален основанием для любой бухгалтерской записи должен служить специально оформленный документ; является сплошным и непрерывным во времени так как при ведении бухгалтерского учета необходимо фиксировать все без исключения факты хозяйственной деятельности; отражает все объекты и хозяйственные операции помимо натуральных и...
26118. Документальное оформление и учет денежных средств в кассе предприятия 33 KB
  Документальное оформление и учет денежных средств в кассе предприятия. Денежные средства могут находится в кассе предприятия в виде наличных денег или денежных документов. Организация в лице руководства должна обеспечить сохранность денежных средств в помещении кассы и при их транспортировке. Администрация предприятия несет в установленном законодательством порядке ответственность в случае если по ее вине были нарушены требования и не созданы условия хранения и транспортировки денежных средств.