71788

К ВОПРОСУ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОНЯТИЙ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА И ЛИЦА, ИСПОЛНЯЮЩЕГО УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ, КАК СУБЪЕКТОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЛИБО СЛУЖБЫ В КОММЕРЧЕСКИХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Известно что частью преступлений экономической направленности и важным фактором совершения многих иных преступлений являются преступления против интересов государственной и муниципальной службы а также службы в коммерческих и иных организациях.

Русский

2014-11-12

99.5 KB

1 чел.

И. ЮЗЕФОВИЧ

К ВОПРОСУ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОНЯТИЙ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА И ЛИЦА, ИСПОЛНЯЮЩЕГО УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ, КАК СУБЪЕКТОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЛИБО СЛУЖБЫ В КОММЕРЧЕСКИХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Известно, что частью преступлений экономической направленности и важным фактором совершения многих иных преступлений являются преступления против интересов государственной и муниципальной службы, а также службы в коммерческих и иных организациях. Выборочная проверка МВД России в 49 регионах России показала, что только за четыре месяца 1995 г. отказ признать руководителей предприятий и организаций (в собственности которых имелась часть государственных средств) должностными лицами стал причиной для отказа в возбуждении уголовных дел по более чем 400 материалам о должностных преступлениях (из них 60 материалов было о взяточничестве). По тем же основаниям за тот же период в России было прекращено 403 уголовных дела, из которых 139 дел — о взяточничестве.

УК РСФСР 1960 г. относил к должностным лицам (кроме представителей власти) руководителей государственных и общественных организаций. Закон СССР от 9 октября 1990 г. «Об общественных объединениях» изменил понятие общественных организаций (раньше к ним относились колхозы, кооперативы и т. п.), и сотрудники, выполнявшие в них управленческие функции, перестали признаваться должностными лицами. Пришедший на смену названному Закону СССР ныне действующий Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях» сохранил эту коллизию, и до 1 января 1997 г. (до вступления в силу нового, 1996 г., Уголовного кодекса) лица, выполняющие управленческие функции в организациях, не являющихся полностью государственными или общественными, за совершение деяний, аналогичных должностным преступлениям, по Уголовному кодексу России оставались безнаказанными.

Понятие должностного лица дает примечание к статье 285 действующего Уголовного кодекса, в котором круг субъектов преступлений данного вида значительно сужен по сравнению с уголовным законодательством, действовавшим ранее. Например, о юридических лицах, основанных на государственной или муниципальной формах собственности, сказано, что должностными признаются лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в их органах и учреждениях. Таким образом, из круга должностных лиц выпадают руководители государственных и муниципальных предприятий и многих иных организаций.

Должностным лицом, согласно пункту 1 примечания к статье 285 УК РФ, является либо представитель власти, т. е. лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти, либо само должностное лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Формулировки закона требуют толкования на основе Конституции и новейшего законодательства о государственной службе1, органах исполнительной власти. Здесь следует широко использовать именно последнее конституционное и административное законодательство.

Понятие представителя власти дано и в примечании к статье 318 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти». Представителем власти, согласно этой и другим статьям Уголовного кодекса, признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Данное определение представителя власти в юридической литературе подвергается обоснованной критике2. Исходной, по господствующему мнению, признается правовая характеристика, данная в статье 285 УК РФ, поскольку она действительно указывает на признаки более общего юридического понятия. Основываясь на ней и исходя из судебной практики, закрепленной в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 43 (пп. 6-18 — пп. 2—5 утратили силу согласно постановлению Пленума Верховного Суда от 10 февраля 2000 г. № 64), из конституционного понятия органа государственной власти, следует относить к представителям власти тех лиц, которые наделены правом предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения всеми субъектами права, независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. При этом осуществление права на требования и принятие решений должно основываться на Конституции и законодательстве Российской Федерации.

Содержание организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций (обязанностей) также выработано судебной практикой. Организационно-распорядительными в соответствии с пунктами «б» и «в» части 2 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 являются функции руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины и пр.) Такие функции выполняют, в частности, руководители министерств, ведомств, учреждений, организаций, их заместители, руководители структурных подразделений.

Административно-хозяйственные функции представляют собой публично-правовые полномочия на управление или распоряжение государственным органом, органом местного самоуправления и иными образованиями, названными в пункте 1 примечания к статье 285 УК РФ, имуществом: установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечения контроля над этими операциями, организации бытового обслуживания населения и т. п., которыми обладают начальники снабженческих, финансовых отделов и служб.

При этом должностные лица, не являясь представителями власти, выполняют эти функции только в государственных органах, органах местного самоуправления, соответствующих учреждениях и войсках, будучи наделены ими в предусмотренном нормативно-правовыми актами порядке, т. е. избранными, назначенными, наделенными временными полномочиями.

Понятие лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов, дано в пунктах 2 и 3 примечания к статье 285 УК РФ. Они определяются как лица, занимающиеся исполнением полномочий государственных органов на основании перечня, который исчерпывающе определен в законодательстве. К ним относятся Президент России, председатели Федерального Собрания, депутаты, министры, Генеральный прокурор, председатель Счетной палаты, судьи и др. На уровне субъектов РФ это президенты республик, другие главы субъектов, руководители органов законодательной и судебной власти, члены правительства, депутаты представительных органов и др.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, согласно пункту 4 примечания к статье 285 УК РФ, несут уголовную ответственность по статьям главы 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Уголовного кодекса.

Уголовный кодекс 1996 г. установил уголовную ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23). Преступления этого вида являются новеллой для российского уголовного права, и появление норм, консолидированных в этой главе, свидетельствует о реагировании уголовной политики государства на новые политические и экономические реалии.

Как уже отмечалось, в 1991—1996 гг. в правовом регулировании деятельности хозяйствующих субъектов России увеличивался пробел в возможностях уголовно-правового воздействия государства на служебные злоупотребления, распространялось взяточничество и другие коррупционные проявления. Круг лиц, подпадавших под признаки должностного лица и способных нести уголовную ответственность за преступления против интересов государственной и муниципальной службы, сужался, а число частных предприятий и организаций резко росло, в то время как уровень коррупции в этих организациях не сокращался. Необходимо было принять уголовно-правовые нормы, направленные на деяния, аналогичные преступлениям против интересов государственной и муниципальной службы, но совершаемые не должностными лицами и, прежде всего, в негосударственной сфере деятельности.

Принятие главы 23 УК РФ, состоящей всего из четырех статей, — это, по нашему мнению, самое начало реализации названного направления реформирования российского уголовного законодательства. Отличает составы анализируемого вида норм от смежных составов (как уже отмечалось, к ним наиболее близки по своему правовому характеру преступления против государственной власти, однако законодатель отнес их к экономическим преступлениям, так как с преступлениями против интересов государственной и муниципальной службы у них различные комплексные и родовые объекты преступления) их субъект.

Круг субъектов преступлений, предусмотренных нормами главы 23 УК РФ, определяет примечание к статье 201 УК России. Это лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности (управленческие функции):

а) в коммерческих организациях независимо от формы собственности (т. е. и в государственных, и в муниципальных, кроме названных в примечании к статье 285 УК РФ, в основном это предприятия);

б) в некоммерческих организациях, не являющихся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением.

Понятия организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей (функций) в коммерческих и иных организациях аналогичны понятиям, сформулированным в примечании к комментируемой выше статье 285 УК РФ, но их содержание может быть иным. Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного Суда от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

Итак, налицо сходство рассматриваемых категорий как характеристик должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях. Процедуры принятия организационно-распорядительных решений также регулируются либо законом, регламентирующим деятельность организаций определенной организационно-правовой формы (например, Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), либо подзаконными актами, устанавливающими права и обязанности, основания, форму и последствия принятия решений.

В отличие от должностных лиц, обладающих организационно-распорядительными и (или) административно-хозяйственными функциями, т. е. исполняющими служебные обязанности внутри государственного (муниципального) органа или учреждения, деятельность должностных лиц — представителей власти, связана с осуществлением властных полномочий в отношении граждан, предприятий, организаций, учреждений независимо от их ведомственной принадлежности, подчиненности и формы собственности5.

Представитель власти обладает властными полномочиями по отношению к широкому кругу лиц, не находящемуся в его служебном подчинении; он наделен правом предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения этими лицами. Отсюда следует, что одна категория должностных лиц может выступать субъектом только в сфере государственно-служебных, а другая (представители власти) — в сфере государственно-властных, публичных отношений6.

Субъектами преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях являются лица, обладающие определенными полномочиями — организационно-распорядительными и (или) административно-хозяйственными. Важно, чтобы управленческие действия работников имели юридическое значение, т. е. чтобы от него зависело возникновение (изменение, прекращение) прав или обязанностей у организаций либо граждан7.

К лицам, выполняющим управленческие функции, не относятся работники, чья деятельность носит вспомогательный характер (рабочие, шоферы, официанты, секретари) Как верно отмечает А. С. Горелик, не меняется положение и в случаях, когда с работником был заключен договор о материальной ответственности (например, со сторожем или гардеробщиком), поскольку все равно они не наделяются правом распоряжения охраняемым имуществом8.

Вторая группа признаков, характеризующих лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих или иных организациях, — это основание их выполнения. Выполнение управленческих функций временно или по специальному полномочию определяется законом, основанным на нем уставом (положением) организации, договором, заключенным с данным лицом, либо приказом (распоряжением).

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда от 10 февраля 2000 г. № 6 лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой или иной организации, независимо от формы собственности, либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, а также поверенные, представляющие в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности, — эти лица не могут быть признаны должностными, если они незаконно получили ценности или пользовались услугами за совершение действия (бездействия) в интересах того, кто занимает высокое служебное положение. Они подлежат ответственности по статье 204 УК РФ (коммерческий подкуп).

Для того чтобы правильно квалифицировать преступление, предусмотренное одной из статей главы 23 УК РФ, необходимо выяснить, каков фактический порядок ведения деятельности в коммерческой или иной организации, каковы обязанности лица, совершившего преступление, и основания их выполнения. Негосударственные коммерческие структуры, стремясь избежать налогового бремени и по иным причинам, зачастую не оформляют надлежащим образом приказы о назначении работников на должность, временном исполнении обязанностей9. По мнению П. С. Яни, с которым трудно не согласиться, отсутствие письменного документа, который наделяет сотрудника особыми полномочиями, не может служить основанием для непризнания его субъектом преступления, если фактически эти обязанности выполнялись10. Однако основания выполнения организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных обязанностей в коммерческой или иной организации должны быть установлены. Это может быть устное распоряжение, приказ руководителя или трудовой договор. Статья 15 Трудового кодекса устанавливает, что трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), на подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренного трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Согласно статье 16 ТК РФ, трудовые отношения работника и работодателя возникают на основании трудового договора либо в результате фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.

Таким образом, устное распоряжение руководителя организации о фактическом совершении работником действий по руководству подчиненными или управлению имуществом, не зафиксированное в документах, может быть признано основанием для таких действий.

Деятельность должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, различается содержанием конкретных полномочий этих субъектов, хотя и обладает одинаковыми свойствами: осуществляется от имени организации уполномоченными лицами; направлена на удовлетворение охраняемых законом прав и интересов государственного, муниципального органа, учреждения либо коммерческой или иной организации; реализуется в форме юридически значимых решений; осуществляется на основе законодательства.

Таким образом, в законодательстве недостаточно четко определено понятие должностного лица и лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации. Схожесть признаков, указанных в примечаниях к статьям 201 и 285 УК РФ, часто вызывает трудности при установлении признаков субъектов анализируемых коррупционных преступлений и, следовательно, их неправильную квалификацию. Представляется, что целесообразно более подробное разъяснить понятия должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции, дать иное толкование дефинитивных норм, содержащихся в главах 23 и 30 УК РФ.

1 См., например: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. — 2003. — 31 мая.

2 Учебно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общей редакцией А. Э. Жалинского. — М., 2005. — С. 598, 599.

3 О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, халатности и служебном подлоге см.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 // Бюллетень Верховного Суда СССР. — 1990. — № 3. — С. 3.

4 О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе см.: Постановление Пленума Верховного Суда России от 10 февраля 2000 г. № 6 // Бюллетень Верховного Суда России. — 2000. — № 4.

5 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. — М., 1998. — С. 662.

6 Динека В. И. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы органов местного самоуправления. — М., 2000. — С. 92.

7 Коробейников Б. В., Кузнецова И. А. Ответственность за коммерческий подкуп. — М., 2003. — С. 109.

8 Горелик А. С. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп // Юридический мир. — 1999. — № 1, 2. — С. 17.

9 Коробейников Б. В., Кузнецова И. А. Указ соч. — С. 111.

10 Яни П. С. Должностные и служебные преступления. — М., 1997. — С. 138.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44369. Роль связей с общественностью в повышении конкурентоспособности группы компаний «Евразия» 228 KB
  Во второй практической главе « Программа по повышению конкурентоспособности ГК «Евразия» дается общая характеристика ГК «Евразия», предоставляется конкурентный анализ деятельности ГК «Евразия», и разрабатывается концепция программы по повышению конкурентоспособности ГК «Евразия» и оценка ее эффективности.
44370. Покрытие пиковых нагрузок энергосистем 1.07 MB
  Электроэнергетика России имея общую мощность электростанций 210 млн. Так основные параметры и единичная мощность основного генерирующего оборудования и линий электропередач используемых в отрасли находятся на уровне развитых стран мира. кВтч а установленная мощность электростанций увеличится примерно на 50 процентов и достигнет 320млн. Первая на Енисее Красноярская ГЭС с бетонной плотиной длиной 1100м и высотой 120 м начала работать на полную мощность и теперь ее 12 гидроагрегатов вырабатывают в год в среднем 204 млрд.
44372. Анализ характеристик микромеханического гироскопа в режиме автоколебания 7.18 MB
  Перечень принятых обозначений и сокращений АД – амплитудный детектор АМ – амплитудная модуляция АФХ – амплитуднофазовая характеристика АХ – амплитудная характеристика АЦП – аналогоцифровой преобразователь ВМ – временная модуляция ДП – датчик положения ДПИ – датчик первичной информации ДС – датчик силы ИМ – инерционная масса К – компаратор Кл ключ КП – компенсирующий преобразователь МК микроконтроллер ММГ –...
44373. Аналіз діяльності ресторанного підприємства ТОВ Фантастік Інтернейшнл на прикладі Ресторану «Гімалаї» 143.67 KB
  Під час проходження практики я дізналася про різноманітні аспекти ресторанного господарства. Я отримала повну інформацію про правила здійснення торговельної діяльності, особливості національної кухні Індії, обслуговування населення в індійському стилі, порядок розрахунку зі споживачами. Загалом можу сказати, що робота в ресторані «Гімалаї» відображає сучасний рівень обслуговуваня населення в ресторанах України.
44374. Проектирование и разработка сайта интернет-представительства ООО «ХХХ» 1.98 MB
  Компании разрабатывают новые средства контакта со своими потенциальными потребителями и стараются размещать свои рекламные сообщения там где их аудитория проводит большую часть своего времени: на отраслевых развлекательных и новостных порталах в блогах и социальных сетях. Dremwever программный продукт от компании dobe. Кроме того разработчики компании dobe обновили движок WebKit улучшив поддержку видео и аудио На сегодняшний момент последней версией является Dremwever CS5. MySQL является собственностью компании Orcle Corportion...
44375. Особенности кредитной политики Сбербанка России по обслуживанию физических лиц 1.07 MB
  В связи с этим тщательный отбор заемщиков анализ условий выдачи кредита постоянный контроль за финансовым состоянием заемщика за способностью погасить кредит являются одной из основополагающих составляющих финансового благополучия банка. Первая часть работы посвящена теоретическим аспектам кредитования физических лиц в коммерческих банках а именно функциям роли сущности и видам кредита. В этой части дана общая характеристика экономической деятельности Сберегательного банка как старейшего и неоднократно подтвердившего репутацию самого...
44376. Обществознание. Процессы общественного строя 309.15 KB
  Природа – естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами. Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
44377. ТЕОРІЯ АРХІТЕКТУРИ. Л.М. Бармашина 9.17 MB
  Викладено основні теоретичні аспекти архітектурної композиції. Розглянуто наступні групи питань: конструктивні системи несучих та інших конструкцій, зокрема стійково-балкова, склепінна, консольна та інші тектонічні системи, а також особливості тектоніки різних просторових конструкцій; теорія кольору в архітектурній композиції, просторові та психологічні властивості кольорів, колірна композиція, кольорове вирішення міської забудови, композиційні властивості архітектурного простору.