71802

РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ И ПРЕСТУПНОМ ПОВЕДЕНИИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Иными словами физическое тело человека может служить для разума временным пристанищем а после смерти он продолжает жить в виде сгустка энергии например души. Святитель Григорий Палама пишет что после создания человека ангелы смотрели своими очами на человеческую душу сопряженную...

Русский

2014-11-12

155.5 KB

0 чел.

Е. ЖИГАРЕВ,

академик РАЕН, доктор юридических наук,

профессор кафедры криминологии Московского университета МВД России

РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ И ПРЕСТУПНОМ ПОВЕДЕНИИ

Ученые постоянно повторяют, что мы слишком мало знаем о человеке; нет единого мнения о том, что такое человек. Поэтому нет и однозначного определения системы, целостности. Однако, не зная точно ни того, ни другого, можно, наверное, сказать, что мы интуитивно чувствуем, что человек, при всем разнообразии его свойств, есть некая «целостность» или, по крайней мере, «комплекс» свойств. И в повседневной жизни исходим не только из простой формулы: человек — это просто комбинация физических элементов, но чаще из более сложной схемы: мы состоим из трех элементов — материи (физическое тело), ума и сознания.

Американский ученый М. Кремо определяет ум как тонкую материальную энергию, которая не связана с организмом человека и способна воздействовать на грубую материю так, что это нельзя объяснить законами физики1.

Как представляется, ум (или в православной антропологии — дух2) не есть разновидность материи, а, скорее всего, нематериальная субстанция (энергия), в противном случае человек есть только материя. Но сегодня многие ученые-материалисты доказывают, что в природе космоса может существовать множество форм, если можно так выразиться, «бестелесной» жизни. Иными словами, физическое тело человека может служить для разума временным пристанищем, а после смерти он продолжает жить в виде сгустка энергии, например, души.

Автору ближе и понятнее христианская антропологическая теория, согласно которой ум (наряду с разумом и духом) есть квинтэссенция души. Святитель Григорий Палама пишет, что после создания человека ангелы смотрели своими очами на «человеческую душу, сопряженную с чувством и плотью, и видели иного бога, который не только явился на землю по божественной благости, будучи один и тот же умом и плотью, но и по преизбытку ее и по Божией благодати был образован так, что один и тот же есть плоть, и ум, и дух и имеет совершенный образ и подобие божественное — душу, как единую в уме, разуме и духе»3. Таким образом, отцы Церкви относят слова «по образу Божию» к душе. Однако считается, что это выражение применяется и к уму: «Ибо этим образом Божиим обладает не место тела, но, несомненно, естество ума»4. Поскольку Бог обладает сущностью и энергией, то свои сущность и энергия имеются и у души, созданной по образу Божию.

Марксистская философия5 ум рассматривает как способность мышления и понимания и отождествляет его с разумом (интеллектом)6. Однако христианская антропология разум не отождествляет с умом и считает, что они имеют разные задачи. Поэтому есть необходимость раскрыть эту нетождественность.

Обычно говорят, что человек есть разумное существо, имея в виду, что он обладает разумом и мышлением. Однако в святоотеческом богословии разумным считается не тот человек, который обладает лишь разумом и произносимым словом, но тот, кто разумом ищет возможность обрести Бога и соединиться с Ним. «Разумен тот, кто очищает свой ум, в котором открывается Бог, и в дальнейшем выражает этот внутренний опыт посредством слова и мышления. В противном случае человек неразумен и ничем не отличается от бессловесных животных»7. Конечно, такой человек обладает разумной способностью и разумом, однако, считает Иерофей, «не будучи соединен с Богом, он является мертвым». Здесь имеется в виду омертвение не тела, а духовной души, которая прозябает в телесном скафандре, как бы доживая свой земной срок.

Таким образом, через ум человек должен был познать Бога, а через разум выражать жизненный опыт с помощью мышления. Однако после грехопадения произошло омертвление души, что повлекло помрачение ума. Разум, не имея возможности выражать опыт ума, отождествился с мышлением. Другими словами, разумное начало возвысилось над умом, и после грехопадения оно господствует в человеке. Рассудок, выступая со своими доводами, например, такую заповедь Христа, как «не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1)8, может отвергнуть как безумие. Он может говорить, что способность суждения составляет отличительное достоинство человека; в этой способности, может сказать рассудок, заключено превосходство человека над всем миром; благодаря ей, он только и может господствовать.

Безличный в законах своего функционирования, по существу, лишь одно из проявлений жизни человеческой личности, одна из энергий личности, рассудок, когда ему отводится первенствующее место в духовном бытии человека, последовательно может дойти до того (к сожалению, и доходит, особенно при рационализме), что начинает бороться со своим источником, т. е. личным началом.

Выше было сказано, что человек трехсоставен и одна из составляющих его есть сознание. Марксистская теория определила проблему соотношения сознания и материи (духовного и материального) как основной вопрос философии. Диалектический материализм не признает его субстанциональности и рассматривает сознание как функцию мозга, как отражение объективного мира, необходимый компонент предметно-практической деятельности человека. Предпосылками становления сознания в марксизме выступают эволюция свойства отражения, присущего материи, развитие зачаточного интеллекта животных; переход особой ветви гоминид от орудийной деятельности к предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда; развитие в процессе становления труда потребности в знаковой коммуникации и передачи из поколения в поколение приобретенного опыта, который закрепляется в знаковых системах, положивших начало формированию культуры как особого мира человека9.

Согласно христианской антропологии, сознание — это способность разума, а не мозга, ибо материальный орган может производить только материальное, а сознание — это все же идеальное (духовное), которое признает и марксизм.

Итак, разумная душа, обладающая сознанием, представляет собой, согласно учению русского физика Д. М. Панина, «сгущение трансфизических частиц10, занимающих пространство между корой головного мозга и сердцем, Я — дух человека — находится в сердце, о чем свидетельствуют люди святой жизни, которым удалось достичь высоких состояний созерцания»11.

Подобное расположение души человека дает основание материалистам считать, что мозг человека — это его умственная часть и поэтому свойство материи. Однако это вовсе не так. Например, удивительные и совершенно новые суждения о мозге высказал французский философ А. Бергсон. «Мозг, — говорит он, — не что иное, как нечто вроде центральной телефонной станции: его роль сводится к выдаче сообщения или к выяснению его»12. Уже самым своим строением мозг доказывает, что его функция есть превращение чужого раздражения в хорошо выбранную реакцию. Афферентные (приносящие, т. е. отростки нервных клеток, по которым возбуждение передается от тканей к центральной нервной системе13) нервные волокна, приносящие чувственные раздражения, оканчиваются в клетках сенсорной (чувственной) зоны коры головного мозга, а они другими волокнами соединяются с клетками моторной зоны, которым передается раздражение. При бесчисленном множестве таких соединений мозг имеет возможность бесконечно видоизменять реакции, отвечающие на внешнее раздражение, и действует как своего рода коммутатор14.

«Если бы можно было видеть через черепную коробку и если бы место больших полушарий с повышенной возбудимостью светилось, — пишет хирург И. П. Павлов, — то мы увидели бы на сознательно думающем человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся по форме и величине, причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном протяжении полушарий более или менее значительной тенью»15.

Другой хирург, лауреат Сталинской премии, ставший святителем, т. е. духовником, Лука, соглашаясь с его представлением о деятельности сознания, добавляет: «Чтобы представить наше понимание сознания, мы должны разделить его на акты, состояния и объем сознания»16. Акты сознания, по мысли Луки, вызываются восприятиями органов чувств, органическими ощущениями нашего тела, восприятиями от нашего трансцендентального существа, восприятиями из высшего духовного мира, воздействиями нашего духа. «Акты сознания не бывают изолированными, мысль всегда сопровождается чувством, чувство и воля — мыслью, а чувство — волевыми движениями; акты воли всегда связаны с чувством и мыслями; комплекс этих одновременно протекающих актов сознания определяет состояние сознания. Эти состояния сознания беспрестанно изменяются, ибо акты сознания находятся в беспрерывном движении»17.

Итак, ученые, признающие существование души у человека, говорят о сознании как о способности разумной души, которая воздействует на мозг, а он приводит в движение наше тело; другие ученые связывают сознание с продуктом деятельности мозга. Возможности человеческого мозга, которыми не перестают восхищаться ученые, используются нами всего лишь на 10-15 процентов18. А цифры, характеризующие работу мозга, представить невозможно. Только сеть нейронов в человеческой голове в 1 400 раз сложнее телефонной сети всего земного шара19. У него колоссальный блок памяти — около 30 миллиардов бит: любой компьютер позавидует. Но вот надежность его невелика: в современной жизни, с ее информационной насыщенностью, стрессами и нервным перенапряжением, часто происходят «срывы», приводящие подчас к неизлечимым психическим заболеваниям.

Природные изменения сознания личности могут привести или к гениальности, или к преступлениям, когда оно почти полностью подчинено греховным страстям, т. е. речь идет об уровне сознания, высоком или примитивном. Например, британский ученый М. Фицджеральд в своей книге «Аутизм и творчество» поставил «диагноз» Ньютону, Эйнштейну, Сократу, Дарвину, Микеланджело и другим великим людям: все они есть больные гении, страдавшие особой формой аутизма, или синдромом гениальности20. Лица, страдающие этой болезнью, как правило, эгоцентричны, обладают повышенной чувствительностью, лишены здравого смысла (т. е. рациональности), неадекватно воспринимают события. Например, Микеланджело проявил удивительное бесчувствие на похоронах брата.

Британские ученые подчеркивают, что подобная манера поведения, типичная для людей, страдающих особой формой аутизма (синдромом Аспергера), нередко поражает тех, кто обладает незаурядными способностями к рисованию, музыке, математике, кто «генерирует» необычные идеи. Люди с такой формой аутизма чувствуют себя несчастными, считают, что их не понимают, склонны к педантизму и даже суициду21.

Известный итальянский психиатр и криминолог Ч. Ломброзо тоже утверждал, что одаренный человек чуть ли не обязательно психически болен, обосновывая этот вывод большим фактическим материалом. Но это все чисто эмпирически, а вот на уровне настоящей науки все оказалось очень трудно. Сознание — невероятно сложная и тонкая субстанция, и нет еще инструмента, который позволил бы проникнуть в мозг и разобраться, что там в норме, а что нет. Все приходится определять, как говорят психиатры, по реакциям на внешние воздействия, а их не всегда можно интерпретировать с наибольшей достоверностью22.

В России в течение многих лет психологи и патопсихологи изучали одаренных учеников математических школ, как контрольную группу — детей из обычной школы и несомненных шизофреников — детей и взрослых. Исследователей интересовало, могут ли они мыслить нетрадиционно, видеть окружающую действительность под парадоксальным углом зрения.

Чтобы выяснить это, испытуемым предложили между двумя или несколькими предметами найти сходство или различие, причем предметы были подобраны таким образом, что для человека с традиционным мышлением ни сходств, ни различий быть не могло. Ответы были удивительны. Так, задав, казалось бы, глупый вопрос: «Что общего между карандашом и ботинком?», исследователи услышали: «И тот и другой оставляют следы». Ответ дал шизофреник, но вполне мог бы дать и гений23. И совсем мало подобных ответов было в контрольной группе так называемых нормальных или обыкновенных людей.

Исследователи пришли к выводу, что талантливые и психически больные люди нестандартно воспринимают многое из окружающей действительности, видят в ней такие образы, каких не видят другие. Вспомним строчки, написанные поэтом И. Уткиным: «И рельсы бросаются под трамвай с настойчивостью самоубийц». Разве может обычный, средний человек вот так воспринимать обычную уличную ситуацию? Нет, только талант или психопат. Но если у психопатов это по определению: они и должны необычно (и, если хотите, искаженно) воспринимать действительность, то как объяснить это отклонение от нормы у талантливых людей, вполне благополучных с психической точки зрения? И вот тут следует парадоксальный вопрос самих же специалистов: а какова эта норма? Оказалось, что очень трудно ее установить. Каждый человек индивидуален, и эта индивидуальность затрудняет установление нормы, ибо каждый из нее хоть чем-то, но выпадает. Вот почему не легко поставить диагноз психически больному и трудно понять, что гениальность — это не болезнь, а норма состояния индивидуума. Норма каждого человека обусловлена особенностями его генетического аппарата. Но, если природа не заложила в судьбу талантливых и гениальных людей трагический финал, чем же объяснить, что половина из них, в конце концов, либо психически заболевают, либо спиваются, что тоже свидетельствует о психическом неблагополучии?

У современной науки есть своя, даже несколько парадоксальная гипотеза, отвечающая на этот вопрос, в основе которой лежит высказывание авторитетного специалиста в области психиатрии И. М. Сеченова. Он писал, что характер психического содержания деятельности человека только на 1/1000 зависит от индивидуальности и на 999/1000 — от воспитания и труда24. С тем, что творческие способности заложены в человеке генетически, соглашаются все, если их нет, то хоть выкладывайся с утра до ночи — ничего выдающегося не создашь. Только труд, как считают специалисты, огромный, напряженный, непрестанный, позволяет создать произведение искусства, разработать новую научную теорию, сконструировать не имеющую мировых аналогов машину. Но представьте, заявляют психиатры, какую нагрузку на собственный мозг взваливают одаренные люди, заставляя его напряженно работать ежесекундно, не только во время бодрствования, но и во сне, подсознательно. Не всякий мозг выдерживает подобную нагрузку, поэтому, полагают психиатры, психопатия не причина гениальности, а ее следствие.

Однако это всего лишь гипотеза, так как следует иметь в виду, что организм человека имеет защитные ограничители, которые в критических ситуациях вступают в действие и не дают ему разбалансироваться.

О том, что функция сознания не относится к головному мозгу человека, свидетельствуют данные отечественных ученых. Например, И. П. Павлов заявлял, что «вся кора полушарий, эта совершеннейшая часть мозга, состоит только из бесчисленного множества анализаторов, анализаторов и анализаторов. И если в коре не нашлось места для какого-нибудь центра чувств, то тем более его нельзя искать в серых узлах мозгового ствола, которые, как это отчасти известно, имеют чисто физиологические функции»25.

Эти выводы Павлова подтверждают наблюдения хирургов. Например, хирург Войно-Ясенецкий приводит примеры из собственной практики. Однажды он оперировал больного по поводу огромной кисты мозговых оболочек. При широком вскрытии черепа он с удивлением увидел, что почти вся правая половина его пуста, но никаких дефектов психики до и после операции он не наблюдал26.

Эти и другие факты позволяют считать, пусть гипотетически, что человек — это синтез и материального, и идеального, представляемого нематериальной душой. Ведь психика и есть духовная организация человека, совокупность его душевных качеств, душевный склад.

Христианская антропология указывает на то, что душа человеческая и по своему происхождению, и по своей природе представляет собой высшее начало и потому отличное от тела, как и от всего вещественного и стихийного27.

После грехопадения зло, по мысли прп. Антония Великого, приросло к человеческому естеству. В таком падшем состоянии человека диавол получил силу и власть над ним, т. е. над его душой (над «Я», личностью). Отделившись от Бога, человек подчинился власти диавола28. По нашей падшей природе, как писал святитель Игнатий (Брянчанинов), нам свойственно общение лишь с демонами, так как святые ангелы являются только святым человекам, восстановившим с Богом и с ними общение святой жизнью29.

Известный ученый-психиатр К. Юнг утверждал, что, когда сознание и подсознание объединяются, получается цельная личность, которая вступает в диалог со своим личным богом30, но бог ли это на самом деле? Индукция юнгианского психоза стала массовой в западном обществе. Его философия приобрела небезобидные масштабы. А сам он объяснял свое «творчество» следующим образом: когда я в чем-то окончательно путался, в личных отношениях или проблемах пациента, я отчетливо слышал, как кто-то надо мной добродушно посмеивается и дает советы, всегда иронические и всегда непрямые… Подсказки, а не советы. Но спутанность в голове проходит, и ты начинаешь понимать, как действовать31.

А что же ангелы, о которых он говорил? Видения преследовали психиатра всю жизнь. В течение пяти лет он записывал их в особую книгу. Однажды ему показалось, что, наконец, он научился контролировать «причуды своего мозга», нашел баланс между рациональным и иррациональным, победил «дракона» раздвоения (или шизофрении)32. Оказалось, что дракон-то многоголовый: ему принадлежат головы и всех подселившихся бесов — гордыни, блуда, сребролюбия и т. д. И не важно, какая из них съела Юнга.

Почему же Господь попустил именно Юнгу стать таким «великим» пропагандистом наукообразного сатанизма? Собственных грехов Карла-Густава для этого не хватило бы, но для этого постарался весь его род. Дед Юнга по материнской линии общался с духами. Дед по отцу был гроссмейстером всех масонов Швейцарии. У ученого была, по сообщению биографа Пауля Штерна, демоническая мать, которая в своем экстатическом состоянии могла беседовать с духами и астральными (мистическими) телами. А Юнг заявлял: вот рецепт для гармонизации личности — надо примириться со своей тенью — темным двойником Я33. С демоном, добавим мы.

Такая панацея оказалась для многих просто невыносимой. «Нравственный релятивизм» (отрицание обязательных нравственных норм — пояснение автора. — Е. Ж.) Юнга, признание им, что добро и зло суть одно, усугубляет в душе человеческой состояние нравственного хаоса, которое является одним из главных источников психических заболеваний34.

Гете тоже странным образом путал божественное и демоническое: «Всякое творчество высшего порядка, всякий значительный замысел, всякая великая мысль… Все это родственно той демонической силе, которая по своему произволу распоряжается человеком»35. Ему не ведомо было состояние духовной брани, о котором говорит прп. Силуан Афонский: «Ум с умом борется — наш ум с умом врага»36. А Гете, похоже, даже гордился своим инфернальным (т. е. адским) качеством.

Случаи «бессознательного» авторства отнюдь не уникальны. В психиатрии известен синдром Кандинского-Клерамбо (эффект психического автоматизма), когда пишущая рука действует независимо от сознания человека.

Итечественные (В. Х. Кандинский, А. Л. Эпштейн, А. А. Перельман, А. А. Меграбян, А. В. Снежневский, М. Н. Рыбальский и др.) и зарубежные психиатры (Г. Клерамбо, А. Клод, К. Ясперс, М. Райсфельд, П. Гиро и др.), изучавшие явление психического автоматизма, основным его компонентом считают чувство внешнего влияния, воздействия посторонней, действующей извне силы37.

В учебнике «Судебная психиатрия» читаем: «К волевым нарушениям можно отнести импульсивные состояния, характеризующиеся возникновением непреодолимых или трудно преодолимых побуждений к совершению тех или иных действий, без предварительного решения. Принято выделять несколько импульсивных состояний: катонические импульсивные действия чаще всего носят характер бессмысленных, немотивированных, агрессивных и разрушительных актов. Часто больными это переживается как подчинение чужой воле…»38.

Итак, мозг (или сознание) и воля человека видимого подавлены сознанием и волей соавтора незримого (т. е. диавола) — так начинается «информационный процесс», который Юнг назвал диалогом сознания и подсознания. Он заключается в том, что, с одной стороны, талант человека порождает нечто оригинальное, а с другой — это оригинальное тут же окрашивается диавольскими интонациями и акцентами. Бездарный сам по себе (в смысле добрых дел), бес служит для автора «базой данных». В ней может оказаться все зловредное, произведенное когда-либо грешным человеческим умом. Недаром православная традиция предостерегает от разговоров с бесом, хотя бы он и начинал говорить справедливые вещи. Да, стоит только одному греху зацепиться за душу человека, как он тянет за собой другие.

Игумен N в книге «От чего нас хотят “спасти”» перечисляет кумиров всех времен и народов39: Моцарта, Цветаеву, Блока, Брюсова, Есенина, Врубеля, Модильяни, Ван Гога, Дали… Увы, этот список можно продолжать: В. Гаршин бросается в лестничный пролет, Н. Успенский перерезает себе горло, Хемингуэй направляет в себя смертоносное дуло… «…А сердце тянет к выстрелу, а горло бредит бритвою», — писал Маяковский. Среди верных признаков одержимости — помешательство и самоубийство. Очень точно русское слово «помешанный»: это человек, в голове которого сумбур, который возникает потому, что собственные мысли мешаются с теми, что «бубнят» ему подселившиеся в душу бесы40.

Художественное творчество Цветаева называла атрофией совести, тем нравственным изъяном, без которого искусству не быть41. Об этом же, об избавлении от совести, о развитии Эгоизма как пути индивидуализации, писали и Юнг, и знаменитый психиатр И. А. Сикорский, который считал, между прочим, проявление «демонизма» личности важным признаком вырождения. Грех человека, воплощающийся в его вырождении, свойствен самим демонам. Они ведь тоже дегенераты: из прекрасных ангелов превратились в злобных уродов. Именно по такому пути «прогресса» и «эволюции» — все дальше от Бога — они ведут и человечество.

Профессор Сикорский писал: «Демон презирает людей, но живет их инициативой, он разрушает то, что люди создают, пожирает то, перед чем они преклоняются, но сам ничего не может придумать, решить или создать. Очевидно, что демон — нравственно разлагающееся, вырождающееся существо; внешние события еще приводят в действие душу этого существа, но сама по себе душа эта суха, бездеятельна, безжизненна»42.

Почему же бесы помогли стать идолами именно конкретным гениям, но не всем? (О Юнге причина уже изложена). Чтобы ответить на этот вопрос, стоит напомнить о трансформации значения самого понятия «гений». По В. И. Далю, слово происходит от латинского genius — незримый, бесплотный дух, дух — покровитель человека, добрый или злой. Даль пишет еще об одном значении этого слова: «Самобытный, творческий дар в человеке, высший творческий ум; созидательная способность, высокий природный дар, самобытность изобретательного ума»43.

Итак, каковы заслуги названных выше авторов перед инфернальным (т. е. адским) миром? Например, Гете сделал демона симпатичнее большинства людей; Юнг «научно» обосновал пользу диалога человека со своим демоном; одержимый Мопассан стал, по сути, провозвестником сексуальной революции. Поэты серебряного века просто продали Бога за тридцать сребреников. М. Булгаков воспел смерть, такую пугающую и одновременно влекущую. И Высоцкий, о котором его близкие друзья пишут такие вещи: «С полной ответственностью за свои слова утверждаю, что Володя мог общаться с какими-то потусторонними силами, о которых знал только он»44. Наверное, его стихи: «Меня опять ударило в озноб, Грохочет сердце, словно в бочке камень, Во мне живет мохнатый злобный жлоб с мозолистыми цепкими руками…» — тоже возникли не случайно.

В подмене христианской духовности душевным неоязычеством каждый из названных авторов сыграл свою роль. И за это получил «бесовское красноречие». Ефрем Сирин писал, что страшный змей влагает в нас мудрость побеждать словом тех, кто хочет нас исправить, и оттого грех умножается, не имея сопротивления себе45.

Ко всем перечисленным литераторам, ученым относится сказанное святителем Григорием Паламой: «…безбожный ум становится демоноподобным. Человек бросается на приманки ада буквально очертя голову. Обуянный мрачной силой ум начинает темнить, морочить окружающих. Это происходит, когда отсутствует молитва, особое состояние познания. И вместо со-знания с Богом приходит со-знание с бесом»46.

Печальный список «замечательных людей» вобрал в себя только явно бесноватых, которые сами об этом говорили, кто прямо, а кто косвенно. Но сколько еще несчастных позволяют бесам действенно влиять на себя со стороны? Сколько таких, кто попадает в мистическую ситуацию, о которой прп. Иустин Попович пишет: «…некие невидимые силы, желанные или нет, тайно и искусно внедряются в мир человеческих мыслей, ощущений, желаний, намерений, соучаствуют с ними незаметным образом, сотрудничают при создании философии и этики...»47.

Проблема раздвоения личности в криминологии занимает особое место. Судебный психиатр С. Осколкова, например, говорит: «В мозгу человека могут жить несколько разных личностей, и каждая из них использует собственную нервную структуру»48.

Недавно ученые под руководством Симоны Рейндерс из клиники Университета Гронингена (Голландия) с помощью позитронной томографии просканировали мозг 11 пациентов, страдающих раздвоением личности, и установили, что 85 процентов «дремлющих» нервных клеток человеческого головного мозга скрывают другие личности. При этом два индивидуума, уживающиеся в одном пациенте, могут существенно отличаться эмоционально и физически. Например, ученые наблюдали пациентку, одна из личностей которой умела играть в волейбол, а другая не могла. При этом первая любила мужа, другая же была к нему совершенно равнодушна.

Когда две личности противодействуют друг другу — это для человека большая трагедия: его терзают противоречивые ощущения и желания. (Пример такой ситуации хорошо описал Р. Стивенсон: в его персонаже уживались две противоположные личности — безвольный доктор Джекиль и маньяк-убийца мистер Хайд). Православная Церковь признает таких людей одержимыми Диаволом; психиатры ставят диагноз: «шизофрения»49 или «парафилия».

Мозг — очень скомпенсированная система, как считает директор Института мозга человека РАН в Санкт-Петербурге, доктор биологических наук С. В. Медведев (кстати, сын академика Н. П. Бехтеревой). И если в нем возникает какое-то патологическое возбуждение, то мозг его обрабатывает и убирает в «дальний угол». Например, вас оскорбили в общественном транспорте, и вы готовы обидчика ударить. Но вдруг срабатывает защитный механизм, и вы, успокаиваясь, готовы простить и забыть обиду. А у маньяка этот защитный механизм «сломан». И если он на чем-то сосредоточился, то не может сопротивляться этой патологической активности50.

Криминологические исследования свидетельствуют, что преступления против жизни и здоровья граждан (особенно связанные с серийными убийствами)51 в основном совершают маниакальные личности (одержимые52 манией53 лица).

Страсть к причинению вреда здоровью и смерти, сопровождающаяся другими страстями — насилием, жестокостью и другими формами агрессии, — успешно приспосабливается ко всем достижениям современной цивилизации. «Центр тяжести в мотивации насилия все больше смещается с социально-политических к культурно-национальным и религиозным факторам; акты организованного и “демонстративного” насилия обнаруживают парадоксальное сочетание современного, “масскультового” — с архаическим» 54. Автора же интересует именно «архаическая» страсть к насилию, если под этим термином подразумевается индивидуальная патология, которая связана с раздвоением самой личности на два противоречивых субъекта, живущий в душе человека. Согласитесь, при любых социально-культурных образованиях и образах жизни этот феномен патологии не меняет своих причин и самой сущности, который связан с греховными страстями души и тела. А говорить, что «теперь насилие входит в культуру через самоутверждение индивида, через его преобразующую активность, которая встречает сопротивление и в социуме — со стороны Власти, и в культуре — со стороны, прежде всего, христианского морализма»55, — это значит подтверждать регрессивное движение не только личности, но и самого социума (общества). Это уже не «вирус», а метастазирование (т. е. процесс переноса болезнетворного начала на весь социальный организм), если «насилие предстает одной из форм полноценной человеческой деятельности, некоторым образом приобщается к вечности, к сущности и истокам цивилизации»56. Кроме слов, которыми автор интерпретирует цивилизацию как одну из форм насилия, с остальными его выводами трудно согласиться. Представляется, нельзя согласиться с тем, что насилие представляет одну из форм полноценной человеческой деятельности. В противном случае нужно спокойно воспринимать и преступное поведение человека, а не «бороться» с преступностью.

Далее автор пишет, что элементы насилия в условиях глобализированного мира «воспринимаются как образ, знак, сигнал и могут иметь самые неожиданные и разнообразные, в том числе и позитивные, последствия…». По отношению к насилию культура, по мнению А. Роговского, все больше должна включать насилие в себя — «как новый вид прикладного искусства и средство самовыражения, предавая ему духовно-этические и эстетические формы…»57. Это ли не лоббирование снятия любого контроля государства и общества над СМИ и, в том числе, показа фильмов насилия и порнографии на телевидении?

Разумеется, в наших поступках ощущаются онтологически животные инстинкты, которые и по сей день живут в человеческом сознании. Самый серьезный удар по «теории среды» нанесла сравнительно молодая наука социобиология, когда социобиологи впервые заикнулись о том, что гомосексуализм может быть врожденным, когда выяснилось, что однояйцевые близнецы отца-гомосексуалиста имеют впятеро больше шансов стать «голубыми», чем разнояйцевые. А изучение животных показало, что у агрессивных обезьян уровень одного из гормонов, серотонина, ниже, чем у пассивных. У людей, совершивших умышленные насильственные преступления, тоже наблюдался недостаток этого гормона58.

Действительно, природой заложено очень многое. Если бы все зависело от воспитания, то каждый мог бы стать и великим ученым, и великим художником, литератором. Окружение (среда, воспитание) может, конечно, и улучшить, и испортить мозг (как рецептор, с помощью которого душа воспринимает мир), но задатки, данные природой, вряд ли может усовершенствовать59.

Ученые-генетики сегодня открыто говорят, что генетически детерминированным (запрограммированным) оказывается почти все, в том числе и маниакально-депрессивные психозы, шизофрения, криминальное поведение60, т. е. будущие патологии поведения запрограммированы в человеке самой природой61. Однако это не означает, что они необходимо проявятся, наверное, здесь нужны подходящие условия среды.

Мании, которым подвержены некоторые личности, также проявляются в процессе благоприятной для них социализации. И выпущенного «джинна» в виде тех или иных маний, пожалуй, трудно укротить медицинскими средствами. Поэтому, как представляется, воздействовать на эту категорию людей можно двумя способами: лечением при помощи генной инженерии62 или созданием соответствующих человеческих условий жизнедеятельности индивида, при которых проявление и развитие патологических наклонностей стало бы невозможным.

1 См.: Интервью Д. Писаренко с Майклом Кремо под названием «Дарвинская мафия» // АиФ. — 2003. — № 18.

2 См.: Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — М.: Православная энциклопедия, 2001. — С. 702.

3 Цит. по: Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004. — С. 118.

4 Там же. — С. 119.

5 См.: Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя и П. Ф. Юди-на. — М.: Изд-во Полит. лит., 1963. — С. 383.

6 См.: Советский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1981. — С. 1393.

7 Митрополит Иерофей. Указ. соч. — С. 207.

8 См.: Библия. — М.: Российское Библейское Общество, 1995. — С. 1018.

9 См.: Петушкова Е. В. Сознание // История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. — С. 1006, 1007.

10 Наш мир, согласно теории Д. М. Панина, состоит из сгущения трансфизических и физических частиц. Трансфизические частицы невидимы, как, впрочем, и физические, но их роль для человека весьма важна. См.: Кедров К. Христианская физика Дмитрия Панина, открывшего, что душа концентрируется в горле // Известия. — 1993. — 6 ноября.

11 Там же.

12 Цит. по: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия; дух, душа и тело. — Изд. Троицкое слово «Сибирская Благозвонница», 2001. — С. 179.

13 См.: Словарь иностранных слов. — 18-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1989. — С. 65.

14 См.: Святитель Лука. Указ. сочинение. — С. 179, 180.

15 Там же. — С. 215.

16 Там же. — С. 216.

17 Там же. — С. 216, 217.

18 См.: Семенов Д. Ключ к биотоку // Московская правда. — 1990. — 4 августа.

19 См.: Голованов Я. Что может человек // Комсомольская правда. — 1989. — 16 декабря.

20 Аутизм (от греч. autos — сам) — жизненная установка, при которой все преломляется через призму собственного «Я». Причина аутизма — чрезмерно чувствительная психика или душевное неравновесие; аутизм часто является признаком шизоидного темперамента (см.: Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М. 2003. — С. 33).

21 См.: Симонов С. Синдром гениальности // Рос. газета. — 2004. — 23 июня.

22 См.: Валентинов А. Гений платит дважды // Рос. газета. — 2004. — 23 июня.

23 Там же.

24 См.: Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. — М., 1961. — С. 93, 94.

25 Цит. по: Святитель Лука. Указ. сочинение. — С. 185.

26 Там же. — С.186.

27 См.: Православная энциклопедия. Т. II. — С. 702, 703.

28 Там же. — С. 703.

29 См.: Воробьевский Ю. Русский Голем. — М.: Издательский дом «Российский писатель», 2004. — С. 22, 23.

30 Там же. — С. 20.

31 См.: Данилин Александр. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости. — М., 2001. — С. 20.

32 См.: Воробьевский Ю. указ. соч. — С. 25.

33 Там же.

34 Там же. — С. 26. Согласно отечественным источникам, а также данным Минздрава, в психологической помощи сейчас нуждаются 43 млн. россиян. Число больных шизофренией одинаково во всех странах (один случай на сто человек). См.: Данилова А. Шизофрения — двигатель таланта? // АиФ. — 2003. — № 5. по другим источникам, сегодня, говорят психологи, 90 процентов населения — невротики. См.: Исанина М. Мозг диктует жизни бег // Рос. газета. — 2003. — 5 марта.

35 См.: Воробьевский Ю. Указ. соч. — С. 41; Фауст и Заратустра. — СПб., 2001. кстати, Гете заслужил похвалу от Энгельса, но не за свои труды, а за то, что слово «Бог» было для него непереносимо и вызывало нечто вроде психической аллергии. Свое отношение к христианству Гете выразил в поэме «Коринфский гость».

36 Цит. по: Воробьевский Ю. Указ. соч. — С. 47.

37 См.: Воробьевский Ю. Указ. соч. — С.47; Игумен N. От чего нас хотят «спасти». — М., 2001.

38 Цит. по: Воробьевский Ю. Указ. соч. — С. 48. И русский психиатр Кандинский, будучи подвержен духовному недугу, подробно описал свои специфические состояния. Как одно из самых характерных он подчеркивал именно подчиненность воли влиянию извне.

39 Например, Кандинский так цитирует одного из своих пациентов: «Мои собственные мысли идут равномерным ходом; мысли же других входят в мою голову как бы давлением, они насильно вталкиваются в мой мозг… Я должен думать этими мыслями против своей воли, и как бы я ни старался, я не в состоянии от них освободиться, потому что против такого давления нельзя ничего поделать». См.: Воробьевский Ю. Указ. соч. — С. 48.

40 См.: Воробьевский Ю. Указ. соч. — С. 50, 82.

41 Там же. — С. 83; Гиляровский В. А. Учение о галлюцинациях. — М., 2003.

42 См.: Воробьевский Ю. Указ. соч. — С. 85; Глубоковский Н. Н. Благовестие св. Апостола Павла и иудейско-раввинское богословие. — М., 1998.

43 См.: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. — М.: Рус. яз., 2002. — Т. 1. — С. 348.

44 См.: Воробьевский Ю. Указ. соч. — С. 100; Перевозчиков В. Правда смертного часа. — М., 2000.

45 Там же. — С. 101.

46 Цит. по: Воробьевский Ю. Указ. соч. — С.101.

47 Там же. — С. 102.

48 См.: Комментарий // Вести. Международный еженедельник. — 2004. — № 28.

49 См.: Комментарий // Вести. Международный еженедельник.

50 См.: Никитина В. Бурная жизнь и мозг человека // АиФ. — 1998. — № 50.

51 См.: Антонян Ю. М. Убийства ради убийства. — М.: Щит-М, 1998. Правда, серийных убийц автор связывает с некрофилией (со страстным половым влечением к мертвым телам). Думается, что такой подход сужает эту проблему. Наверное, нужно исходить из того, что некие люди, совершающие преступления, представляют собой маниакальные личности, страдающие той или иной манией.

52 Одержимый — безумный, бесноватый. См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. — 14-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1983. — С. 391.

53 См.: Словарь иностранных слов. — С. 300.

54 Роговский А. М. Формы насилия в культуре: темпорально-психологический аспект // Человек. — 2006. — № 1. — С. 62. Автор данной статьи рассматривает феномен агрессии человека через призму современного терроризма как социально-культурного явления. Эта проблема выходит за рамки статьи, так как состояние души человека, которое формируют страсти, — это одно дело, а кто и как использует патологии психики — это другой вопроС. Тем более что современная культура не может препятствовать и ограничивать распространение маниакальности, а, наоборот, способна ее усугубить. Об этом свидетельствует выход насилия за рамки отдельной личности.

55 Роговский А. М. Указ. статья. — С. 63.

56 Там же. — С. 64.

57 Роговский А. М. Указ. соч. — С. 65. Любопытно было бы знать, как автор понимает мысль Аристотеля о том, что «добродетель есть наилучшее состояние души».

58 См.: Осипов С. Преступниками рождаются или становятся? // АиФ. — 1998. — № 47.

59 См.: Никитина В. Указ. соч.

60 См.: Мутагенная психика // Человек. — 2005. — № 4. — С. 28; Горелова Т. А. Доминанты морального сознания и поведения: эволюционный аспект // Человек. — 2005. — № 6.

61 Например, в крупных городах России у 800-900 из каждой тысячи появившихся на свет детей почти сразу диагностируются различные патологии. И развиваются эти дети в дальнейшем с аномалиями. Эти и другие угрожающие цифры прозвучали за «круглым столом» в Государственной Думе. См.: Добромыслова О. Мальчики отдельно, девочки — отдельно // РоС. газета. — 2006. — 17 марта.

62 См. об этом: Богданов В. Семь смертных грехов под микроскопом: ученые считают, что предрасположенность человека к тем или иным порокам можно вычислить по его генам // Рос. газета. — 2003. — 14 марта; Белялетдинов Р. Р. Дивный новый спорт // Человек. — 2005. — № 5. — С. 169—173.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43401. Проектування інформаційної підсистеми складу магазина Фуршет 3.22 MB
  Логічна модель бази даних Фізична модель бази даних Схема бази даних у MS SQL Server 2008 DtModule підсистеми Главная форма О программе Безопасность Форми для перегляду: Акт прийома Накладная Квитанция Складской ордер Поставщики Товар Автотранспорт Операторы Форма Меню форми для введення даних Акт прийома Поставщик Товар НУХТ АКС46 31 Листів.ПЗ 3 Лист. Лист. НУХТ АКС46 31 Листів.
43402. Мониторинг, система и меры антикризисного управления 157.5 KB
  Мировая практика показывает то что проработанная политика государственного регулирования является мощным фактором подъема экономики страны. Задачи государственного регулирования экономики это набор целевых установок органов власти при регулировании экономических отношений. Раньше в стране преобладала установка официального планомерного и пропорционального а следовательно и бескризисного развития экономики стало быть нужда в антикризисном управлении отсутствовала. Отмечая важность этой темы для нашей экономики необходимо указать...
43403. Проектирование усилительного устройства 100 KB
  Структурная схема усилительного устройства Определение основных параметров усилителя По исходным данным необходимо определить основные параметры усилительного устройства: входное сопротивление усилителя Rвх которое нужно оптимальным образом согласовать с источником сигнала. Лист № док Подпись Дата Выбор схемы входного каскада Так как Rвх = R1 = 150 Ком и R1 Rг где Rг = 1Ком то входной каскад можно исключить. Лист № док Подпись Дата где fр = fо а С1 = R2 = 700 КОм R1 =...
43404. Моделирование полосно-пропускающего фильтра Чебышева методом инвариантного преобразования 12.84 MB
  Теория моделирования систем фильтрации сигналов.3 Моделирование передаточной функции аналогового фильтра низких частот.33 Приложения А Текст исходной программы Б Simulink – модель цифрового полосно-пропускающего фильтра В Графики АЧХ ФЧХ и времени задержки ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра Робототехника...
43406. Динамика в фотографии 1.19 MB
  Передача характера движения. Направление движения в кадре. Сохранить динамику действия движения внутреннего состояния человека показать развитие события во времени и пространстве в единичном снимке фиксирующем всего лишь кратчайший миг происходящего момент длиною в 1 30 1 100 1 500 долю секунды довольно непросто. И дело конечно не только в передаче на снимке движения как такового как перемещения объекта съемки в пространстве.
43408. Моделирование технологии получения отливки «ОТЛИВКА» из сплава марки СПЛАВ методом литья в МЕТОД ЛИТЬЯ в системе компьютерного моделирования литейных процессов СКМ 578 KB
  Произвести компьютерное моделирование заполнения и затвердевания отливки по заданному технологическому процессу. Провести анализ полученных результатов и дать рекомендации по улучшению предложенного технологического решения. Обозначить вероятные проблемы и возможные дефекты литья, выявленные в ходе анализа. Применить для анализа СКМ ЛП LVMFlow.
43409. Проект мероприятия по озеленению и благоустройству территории сквера “Победа” 263 KB
  Летнее повышение температуры вызывается тропическим воздухом, проникающим из Средиземноморья. Юго-восточные ветры приносят из пустынь Средней Азии засуху. Воздушные потоки с Атлантики приносят пасмурную погоду, снегопады, а летом – облачность и дожди.