71803

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Современное состояние правопорядка в Российской Федерации осложнено не только влиянием отечественной и зарубежной криминальной среды но и неупорядоченностью миграционных потоков населения ослаблением объективного и субъективного характера контроля над въездом в Россию и пребыванием в ней...

Русский

2014-11-12

79 KB

1 чел.

В. ДИБЕЛЬ,

кандидат юридических наук

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В ОБЛАСТИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Современное состояние правопорядка в Российской Федерации осложнено не только влиянием отечественной и зарубежной криминальной среды, но и неупорядоченностью миграционных потоков населения, ослаблением объективного и субъективного характера контроля над въездом в Россию и пребыванием в ней иностранных граждан, прежде всего, из государств ближнего зарубежья — стран СНГ.

Нынешняя демографическая ситуация в России наряду с наплывом нелегальных мигрантов ставит две приоритетные задачи перед государственной политикой в сфере внешней миграции. Прежде всего, это — настоятельная необходимость в создании условий для привлечения в страну на законной основе квалифицированных специалистов и работников из числа иностранных граждан трудоспособного возраста для удовлетворения потребностей российской экономики в высокопрофессиональных трудовых ресурсах. Естественно, одной из основных «целевых групп» на этом направлении являются проживающие за рубежом соотечественники.

Отток российских «умов», происшедший в годы становления рыночной экономики в России, а также активная политика Запада по «рекрутированию» кадров на пространстве СНГ — все это послужило предпосылкой пристального обращения к данной проблеме.

Не менее актуальна для России, окруженной нестабильными экономиками государств СНГ, проблема эффективного противодействия нелегальной миграции, поскольку ее феномен служит питательной средой коррупции, оказывает дестабилизирующее воздействие на социальную обстановку в стране и, более того, может стать основой деятельности организованных преступных группировок, международных террористических и экстремистских организаций.

Поскольку административные барьеры при оформлении права на законное пребывание и занятие трудовой деятельностью стимулируют переход трудовой миграции в «теневую сферу» и тем самым препятствуют реализации обоих принципиальных направлений миграционной политики, органы государственной власти России приняли решение о необходимости глубокой модернизации и совершенствовании нормативно-правовой базы в области миграции. В настоящее время российская нормативно-правовая база в области миграции развивается по двум направлениям. Для пресечения незаконной миграции предполагается внести изменения в следующие законодательные акты:

— в федеральные законы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (уточнить применение миграционной карты, установить более четкую процедуру депортации и административного выдворения);

— в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, в Кодекс об административных правонарушениях (ужесточить ответственность физических лиц за нарушения российского законодательства в области миграции, в том числе за привлечение и использовании незаконных мигрантов в качестве наемных работников).

Намечено также принять новые нормативно-правовые акты: Федеральный закон «О миграционном учете» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об условиях содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению либо депортации», «Об утверждении Порядка постановки на учет организаций, приглашающих иностранных граждан».

В области упрощения административных процедур предполагается изменить:

— порядок заполнения миграционной карты (в частности, не потребуется заполнять ее каждый раз при въезде лицам, имеющим многократную визу или регистрацию на территории Российской Федерации, в том числе сотрудникам иностранных дипломатических и консульских представительств, сотрудникам международных организаций);

— процедуру регистрации иностранцев в России (исключается сдача паспортов в органы внутренних дел, вводится возможность отправки документов по почте, увеличиваются сроки регистрации с трех дней до одной недели).

Подготовлены изменения в Положение о миграционной карте, предусматривающее дублирование текста документа на английском языке для облегчения его заполнения въезжающими в Россию иностранными гражданами. Предполагается изменить порядок ее заполнения (не требуется заполнять ее каждый раз при въезде лицам, имеющим многократную визу или регистрацию, в том числе сотрудникам иностранных диппредставительств и международных организаций).

Кроме того, предполагается упростить процедуру получения разрешения на временное проживание и разрешение на работу иностранным гражданам, прибывшим в Россию в безвизовом порядке, а также легализировать лиц, не имеющих в России определенного правового статуса, за счет введения временного документа, удостоверяющего личность. С этой целью готовится проект федерального закона «О содействии иностранным гражданам в трудоустройстве на территории Российской Федерации (о миграционных трудовых биржах)».

Федеральными органами исполнительной власти во взаимодействии с регионами предусматривается разработка и внедрение системы адресного привлечения трудовых мигрантов, основанной на профессионально-квалификационных критериях, программ привлечения иностранных работников на федеральном и региональном уровнях с учетом перспектив развития рынка труда.

Межведомственными документами, утвержденными Правительством Российской Федерации (Программа мер организационного, правового, административного, социально-экономического характера, направленных на долгосрочное стимулирование процессов добровольного переселения в Россию соотечественников из-за рубежа; комплекс мер, направленных на совершенствование законодательства в части, касающейся установления дополнительных правовых оснований для сокращение сроков приобретения гражданства Российской Федерации отдельными категориями иностранных граждан, совершенствования миграционного учета иностранных граждан, а также противодействия нелегальной миграции, а также План мероприятий по противодействию нелегальной миграции на 2006—2008 годы), установлены сроки обновления нормативно-правовой базы в области миграции — конец 2005 г. — начало 2007 г.

В связи с высокой заинтересованностью общества и федеральных органов исполнительной власти в снижении административной нагрузки и в получении эффективных инструментов регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, можно говорить о том, что эти сроки будут выдержаны.

Указанные направления развития законодательства обеспечивают регламентацию вопросов защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства, а также реализацию развития законодательства о гражданстве, выезда за границу и въезда в Россию, правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8330. Гиноцид, или китайское бинтование ног 139.5 KB
  Гиноцид, или китайское бинтование ног Инструкции перед чтением текста. Возьмите кусок материи примерно трех метров длиной и пяти сантиметров шириной. Возьмите пару детских туфель. Подогните пальцы ног, кроме большого, внутрь стопы. Оберните ма...
8331. Расцвет философии (античность) 66.5 KB
  Расцвет философии (античность). Золотой век человечества. Философия в чистом виде появилась у древних греков. Самое слово философия, как говорилось выше, греческого происхождения. Поэтому можно утверждать, что философию как таковую придумали...
8332. Редуплікація в китайській мові 283.5 KB
  Редуплікація У китайській мові є слова, утворені шляхом повторення. Наприклад, поглянути, послухати. Такого роду стилістичне явище у китайській мові прийнято називати редуплікацією. Проте редуплікація має місце не лише в китайській,...
8333. Философия как форма общественного сознания 194 KB
  Философия как форма общественного сознания. Понятие, происхождение философии. Ее роль в жизни человека и общества (вопрос 1) Ф - форма общественного сознания. - учение о принципах бытия и познания, об отношении человека к миру. - наука о...
8334. Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания 140.66 KB
  Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания. Философия - это, прежде всего, слово, происходящее из древнегреческого языка и обозначающее любовь к мудрости, стремление к познанию,...
8335. Надежное программное средство как продукт технологии программирования. Исторический и социальный контекст программирования 640.26 KB
  Лекция 1. Надежное программное средство как продукт технологии программирования. Исторический и социальный контекст программирования Понятие информационной среды процесса обработки данных. Программа как формализованное описание процесса. Понятие о п...
8336. Социология как наука об обществе. Общество и его структурные компоненты 320.08 KB
  Тема 1. Социология как наука об обществе. Общество и его структурные компоненты. План. Объект, предмет и значение социологии. Структура социологического знания. Функции социологии. Методы социологического исследования. Определение общества, его приз...
8337. Учет в зарубежных странах 211.5 KB
  Учет в зарубежных странах Введение Курс Учет в зарубежных странах является специальной дисциплиной, раскрывающей теоретические основы и практические вопросы организации бухгалтерского учета на зарубежных предприятиях. Предметом курса являются хозяйс...
8338. Деньги и кредит как экономические категории 210.48 KB
  Деньги и кредит - экономические категории. Деньги являются универсальным эквивалентом стоимости всех товаров и услуг и средством сохранения стоимости. Деньги являются важнейшим компонентом любой цивилизованно функционирующей экономической системы, е...