71804

КОММЕНТАРИЙ РЕГЛАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Формально все три ветви государственной власти равны между собой; это означает что ни одна из них не может починять себе другую или вмешиваться в компетенцию друг друга. Такая конструкция во всем мире является исторически сложившейся и предполагает специализацию каждой из ветвей...

Русский

2014-11-12

133.5 KB

2 чел.

Ю. ДМИТРИЕВ,

доктор юридических наук, профессор,

член-корреспондент РАО

КОММЕНТАРИЙ РЕГЛАМЕНТА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общие положения

Статья 1

1. Государственная Дума является палатой Федерального Собрания — парламента Российской Федерации и состоит из 450 депутатов.

2. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума, палата) самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 10) государственная власть в стране разделена на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Формально все три ветви государственной власти равны между собой; это означает, что ни одна из них не может починять себе другую или вмешиваться в компетенцию друг друга. Такая конструкция во всем мире является исторически сложившейся и предполагает специализацию каждой из ветвей государственной власти на выполнении строго определенных государственных функций.

Традиционно орган, осуществляющий законодательную власть, называется «парламент» (от фр. parler — говорить) и состоит из определенного числа депутатов (от лат. deputatus), избранных народом и обязанных представлять в парламенте интересы избира-телей, действовать от их имени и в их интересах. Результатом этой деятельности является принятие на основе консенсуса (от лат. consensus — согласие) законов.

Законодательная власть в Российской Федерации сосредоточена на принятии федеральных законов, т. е. нормативно-правовых актов высшей юридической силы, выражающих волю народа и обязательных для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на всей территории Российской Федерации, а в отдельных случаях и за ее пределами. Длительное время принцип разделения властей отрицался отечественной юридической наукой и практикой и впервые был реализован только в Конституции России 1993 г. Поскольку этот принцип был заимствован из практики зарубежных государств, наряду с национальным названием высше-го органа законодательной власти — Федеральное Собрание Российской Федерации, — Конституция для обозначения этого органа употребляет общепринятый в мире термин — парламент.

Большинство парламентов в мире создавались как однопалатные, т. е. состояли из необходимого числа депутатов, объединенных в одно общее собрание, принимающее и утверждающее законы в окончательном виде. В ряде государств мира до сих пор действуют однопалатные парламенты (например, Кнессет — парламент Израиля, Эдускунт — парламент Финляндии); это характерно для унитарных, простых по внутреннему устройству, мононациональных государств. Однако не только в сложных по организации, но и в простых по устройству государствах наблюдается тенденция к созданию двухпалатных парламентов. Таких государств сегодня 73, и число их неуклонно растет. Россия с 1925 г. входит в эту группу. Это объясняется не только ее федеративным устройством и полинациональным составом. Деление палат парламента на верхнюю и нижнюю позволяет вводить специализацию каждой палаты и обеспечивать внутри парламента баланс сил, действие системы внутрипарламентских сдержек и противовесов. Конституция России в соответствии со сложившейся национальной традицией не называет палаты Федерального Собрания верхней и нижней. Однако аналитическим путем, сопоставляя полномочия каждой из палат, можно утверждать, что Государственная Дума — это нижняя палата парламента, а Совет Федерации — верхняя. Различие состоит, во-первых, в том, что депутаты Государственной Думы представляют интересы всего населения страны, а члены Совета Федерации — только органов государственной власти субъектов Федерации. Во-вторых, Государственная Дума — единственный законодательный орган страны. Совет Федерации только утверждает или не утверждает законы, принятые нижней палатой. В силу названных причин, депутатов Государственной Думы больше, чем членов Совета Федерации. Согласно Конституции (часть 3 ст. 95), она состоит из 450 депутатов, избираемых по спискам кандидатов от общенациональных политических партий по единому общефедеральному избирательному округу.

Правовой статус Государственной Думы определяется двумя нормативно-правовыми актами — Конституцией Российской Федерации и Регламентом. Вопросы, относящиеся к ведению Государственной Думы, закреплены Конституцией. К ним, помимо законодательной деятельности (ст. 104, 105), относятся (ст. 103):

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Перечень полномочий Государственной Думы, установленных названными статьями Конституции, исчерпывающий, он не подлежит дополнению и расширению и определяет содержание и структуру последующих глав комментируемого Регламента. Однако, как следует из содержания статьи 103 Конституции и комментируемой статьи Регламента, порядок решения перечисленных вопросов может определяться федеральными конституционными и федеральными законами. Речь идет о Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»1, определяющем детали порядка назначения Председателя Правительства и решения вопроса о доверии Правительству; о Федеральном Законе в редакции от 26 апреля 1995 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»2, в котором определена процедура назначения на должность и освобождения от должности Председателя Банка России; о Федеральном законе от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации»3, в котором определен порядок назначения на должность и освобождения от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; о Федеральном конституционном законе от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»4, определившем детали порядка назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека.

Что касается законодательной деятельности Государственной Думы, объявления амнистии и выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации, то порядок осуществления этих полномочий исчерпывающим образом определен Конституцией и Регламентом. Формулировка комментируемой статьи «самостоятельно решает» означает, что Государственной Думе для принятия решений по перечисленным вопросам не требуется никакого предварительного согласия каких-либо органов, лишь инициатива Президента или иных органов законодательной инициативы, определенных статьей 104 Конституции России.

Статья 2

Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и настоящим Регламентом.

Содержание данной статьи находится в прямой связи с предшествующей. Она определяет правовую основу порядка Деятельности Государственной Думы, вводя в нее помимо перечисленных выше актов — Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законов, еще один нормативно-правовой акт — настоящий Регламент. Основанием для этого выступает часть 4 статьи 101 Конституции, в соответствии с которой каждая палата парламента принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Отсутствие нормативно-правового акта, закрепляющего перечень юридических актов, действующих в Российской Федерации, и их иерархию, не позволяет однозначно определить правовую природу такого правового акта, как Регламент Государственной Думы. С одной стороны, это корпоративный акт, распространяющийся свое действие только на депутатов Государственной Думы и ее аппарат, с другой — перечисленные выше полномочия Думы заставляют подчиняться требованиям ее Регламента и иные органы государственной власти, не подчиненные Государственной Думе и даже не входящие в состав законодательной ветви государственной власти. Все сказанное позволяет определить правовую природу Регламента как корпоративного акта, регламентирующего ряд основных и дополнительных функций Государственной Думы, установленных Конституцией России, федеральными конституционными и федеральными законами.

Правовая природа Регламента и ряд полномочий Государственной Думы могли быть определены более точно, если бы был принят федеральный конституционный закон «О парламенте Российской Федерации». Однако вопрос о необходимости его принятия и содержании пока еще не решен даже на уровне науки конституционного права.

Статья 3

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.

Принципы — это руководящие идеи, основополагающие нормы, пронизывающие все содержание того или иного правового института или нормативно-правового акта. Одна часть закрепленных в комментируемой статье принципов деятельности Государственной Думы получила прямое закрепление в Конституции России, а другая выводится аналитическим путем из правовой природы и специфики деятельности палаты парламента.

Любое демократическое общество характеризуется различием во взглядах и позициях людей по одним и тем же вопросам общественной и частной жизни. Однако эти позиции не получают своего воплощения в практической жизни общества. Для этого они должны пройти определенную трансформацию. Прежде всего, из них должна сформироваться определенная идеология. Идеология (от гр. idea — идея и logos — понятие, учение) — система идей, взглядов, политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы со-циальных групп общества. В отличие от естественных законов развития природы, общества и человека, которые объективируют действительность и реализуются в одной единственной форме, идеология — продукт деятельности сознания человека, она субъективна и многовариативна.

Господство, слепое подчинение одной, пусть самой правильной с точки зрения одной из социальных групп общества идеологии, неизбежно приводит к ее идеализации, стагнации общественного сознания, в конечном счете — краху основанного на ней политического режима. Справедливость этого вывода подтверждается недавней историей российского общества. Избежать этого можно только путем поддержки существования в обществе неограниченного числа идеологий и обеспечения их равноправного соревнования между собой. Именно этот принцип заложен частями 1 и 2 статьи 13 Конституции России, провозгласившей идеологическое многообразие и запрет государственной или обязательной (читай — привилегированной) идеологии.

Однако и сам идеологический плюрализм не оказывает прямого воздействия на практику развития человеческого общества. Для того чтобы идея, выражаясь ленинским языком, «овладела массами», она должна приобрести черты политической идеи, т. е. идеи, используемой в механизме управления обществом. Для этого у нее должен быть проводник в лице политической партии. Партия (от фр. parti — часть, группа) — это политическая организация, выражающая интересы класса, других социальных групп и слоев населения, руководящая ими в достижении определенных целей. Иными словами, партия — единственный тип общественного объединения, которое заботится не о сегодняшнем состоянии общества, а о его будущем устройстве, конструируя дальнейший ход его развития в виде собственной программы. Разумеется, субъективная идеология порождает субъективизм в оценках объективной действительности ее сторонниками. Для того чтобы этого избежать, в демократическом обществе поддерживается политический плюрализм и многопартийность. Под последним понимается гарантированная обществом возможность для создания неограниченного числа политических партий. Именно этот принцип и получил закрепление в части 3 статьи 13 Конституции России. Применительно к Государственной Думе это означает допуск к выдвижению списка кандидатов в депутаты и участию в предвыборной агитации неограниченного числа политических партий, отвечающих требованиям избирательного законодательства, и последующему участию в распределению депутатских мандатов всех партий, преодолевших 5% барьер (список кандидатов от партии должен собрать не менее 5% голосов от числа избирателей, включенных в списки для голосования). Заградительный барьер в этом случае необходим для «отсечения» от распределения мандатов политических партий, не пользующихся необходимой для избрания поддержкой избирателей и для формирования работоспособных депутатских фракций в палате парламента. Таков смысл зарепленных комментируемой статьей принципов формирования Государственной Думы.

В дальнейшей своей деятельности палата руководствуется принципами свободного обсуждения и коллегиального решения. Свободное обсуждение означает создание неограниченных возможностей для обмена мнениями между депутатами во фракциях, комитетах и комиссиях, на парламентских слушаниях, на пленарном заседании Государственной Думы. Это позволяет выработать по любому вопросу повестки дня заседания компромиссное решение, устраивающее всех или, по крайней мере, большинство депутатов, представляющих большую часть населения страны. Окончательное мнение о рассматриваемом вопросе определяется итоговым голосованием. В этом и реализуется принцип коллективного решения. Причем это коллективное решение принимается на различных этапах обсуждения вопросов в Думе: в комитетах, комиссиях, фракциях, пленарном заседании палаты. Именно плюрализм мнений и коллективизм в решении принципиально отличает парламент от иных государственных органов, объединенных другими ветвями государственной власти.

Статья 4

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной гражданской службе Российской Федерации (далее — государственная гражданская служба), заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

В сущности, комментируемая статья есть точное воспроизведение части 3 статьи 97 Конституции, за исключением одной немаловажной детали, о которой будет сказано ниже. Однако, прежде чем дать пояснения по существу, необходимо обратиться к недавней истории нашей страны. В России в советский период отрицался не только принцип разделения властей (см. комментарий к ст. 1), но и парламентаризм как форма правления. Большевики, придя к власти, объявили своей целью уничтожение старой «буржуазной» государственной машины и строительство нового «пролетарского» государства. Одним из его элементов был призван стать новый, «народный» Верховный Совет, полностью состоящий из представителей рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции, которые, не порывая с основной работой, принимали бы законы, отвечающие сокровенным чаяниям перечисленных социальных групп.

В результате был создан парадный орган, эпизодически (два раза в год) собиравшийся на непродолжительные заседания и единогласно утверждавший решения, принятые его Президиумом и уже юридически вступившие в силу. Естественно, повлиять на их содержание каким-либо образом народные избранники не могли. Кризис этой системы начался 30 октября 1988 г. с неединодушного утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. «О порядке организации и проведения митингов, собраний, уличных шествий и демонстраций»5. А окончательный крах произошел после введения выборов депутатов, проводимых на альтернативной основе. Одним из положительных результатов принятия Конституции 1993 г. стало введение в России профессионального парламента. Чтобы отличать Государственную Думу от Верховного Совета, созданного по образцу Конституции РСФСР 1978 г., в текст нового Основного закона была включена норма, которую вряд ли можно увидеть в большинстве конституций государств с развитыми демократическими традициями, закрепившая профессиональную и постоянную основу работы депутатов Думы.

Это означает, что для граждан, избранных в состав Государственной Думы, должность депутата является основным местом работы, осуществляемой ими на возмездной основе, включаемой в трудовой и пенсионный стаж, а круг их должностных полномочий определен Конституцией России, Федеральным законом в редакции от 5 июля 1999 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»6. Основанием для занятия должности служит решение Центральной избирательной комиссии об избрании конкретного лица депутатом Государственной Думы.

По сути, депутатская деятельность является одной из разновидностей государственной гражданской службы Российской Федерации, содержание и основные требования к которой определены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»7. При этом Конституция устанавливает дополнительные требования к депутатской деятельности. Речь идет об ограничении на занятие иной оплачиваемой деятельностью. Причина состоит в опасности завуалированного подкупа депутата какой-либо высокооплачиваемой синекурой. Вместе с тем авторы Конституции осознают, что даже осуществляемая на профессиональной основе депутатская деятельность не может быть вечной или занимать у человека весь объем его физических возможностей и творческих способностей. Поэтому исключение составляет преподавательская, научная и иная творческая деятельность, которая, очевидно, с меньшей вероятностью может стать формой подкупа и поэтому совместима с депутатской деятельностью.

Однако в комментируемой статье Регламента речь идет только о федеральной гражданской службе. В этом есть своя логика. Дело в том, что к исключительной компетенции Российской Федерации Конституция относит только режим федеральной гражданской службы (пункт «т» ст. 71). Что же касается региональной государственной гражданской службы, то она полностью устанавливается законами субъектов Российской Федерации (ст. 73 Конституции), и вмешиваться в процесс ее осуществления, включая изъятия и запреты, федеральные органы государственной власти не вправе. Следовательно, депутаты Государственной Думы теоретически могут совмещать свою основную деятельность с региональной гражданской государственной службой. Однако это вряд ли осуществимо, а с политической точки зрения может нанести серьезный ущерб доверию депутату со стороны избирателей.

Статья 5

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют фракции и депутатские группы в Государственной Думе (далее — депутатские объединения) в порядке, установленном настоящим Регламентом.

Комментируемая статья является продолжением статьи 3 Регламента (см. комментарий), развивает и конкретизирует принцип свободного обсуждения и коллективного решения вопросов в Государственной Думе. Она определяет основные формы, в которых, помимо пленарных заседаний, проходит коллективное обсуждение этих вопросов. Таких форм две — фракции и депутатские группы.

Фракция (от лат. fractio — разламывание) — депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу. Иными словами, это представители одной политической партии, представляющие часть избирателей, поддер-жавших ее предвыборную программу и идеологию партии в целом (так называемый электорат, от лат elector — избиратель. В нашей стране этот термин зачастую понимается неверно, как весь избирательный корпус; в действительности это круг избирателей, голосующих на парламентских выборах за какую-то партию). Предполагается единодушие общих позиций этих депутатов по важнейшим программным целям партии, которую они представляют. Однако это не исключает различий в их позициях по конкретным вопросам, обсуждаемым во фракции, прежде всего законопроектам. Тем не менее, в результате обсуждения фракция должна выработать единую позицию по обсуждаемому вопросу и представить ее Совету Думы и на пленарном заседании.

Подробно порядок формирования и деятельности депутатской фракции установлен последующими статьями Регламента (см. комментарий к ст. 16, 17, 40, 59 и др.), однако нигде не определен порядок решения вопросов внутри фракции и голосования ее членов на пленарном заседании палаты. В этом также проявляется реализация принципа свободного обсуждения и коллективного решения вопросов. Очевидно, решение во фракции может приниматься большинством голосов, по принципу консенсуса или единогласно. Как именно, решает сама фракция. Фракция может принять решение и о единодушной поддержке своей позиции ее членами при голосовании, но тайный порядок его осуществления не позволяет проконтролировать это.

Что касается депутатских групп, то в составе Государственной Думы четвертого созыва они образовывались в основном из числа независимых депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам. На следующих выборах таких депутатов не будет. Однако депутатская группа может создаваться из депутатов, не вошедших во фракцию, а в Думе нового состава — путем раскола избирательного объединения или уже сформировавшейся фракции. Вероятность таких событий исключать нельзя, однако минимальный численный состав депутатской группы, установленный Регламентом, — не менее 55 депутатов (см. комментарий к ст. 16), снижает реальную возможность создания таких групп.

Статья 6

Гарантии беспрепятственного и эффективного осуществления прав и обязанностей депутата Государственной Думы устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», другими федеральными законами и настоящим Регламентом.

Гарантии — это меры, направленные на реализацию прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Депутат Государственной Думы — физическое лицо, обладающее специальным статусом. Основой системы гарантий, предусмотренных этим статусом, является депутатская неприкосновенность (иммунитет, от лат. immunitatis — освобождение от чего-либо, в данном случае от уголовной и административной ответственности). В самом общем виде неприкосновенность получает закрепление в Конституции России, которая гласит: «Депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течении всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей» (ст. 98). Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора самой палатой.

Федеральный закон в редакции от 5 июля 1999 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»8 определяет механизм реализации депутатского иммунитета и порядок его лишения. Статья 19 названного Закона указывает, что неприкосновенность распространяется на занимаемые депутатом жилые и служебные помещения, используемый им личный и служебный транспорт, средства связи, принадлежащие ему документы, багаж и переписку.

В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающему судебную ответственность, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору. Если дело возбуждено в отношении действий (бездействия), связанных с осуществлением депутатом своих служебных полномочий, Генеральный прокурор в недельный срок после получения сообщения обязан внести в Государственную Думу представление о лишении депутата неприкосновенности. Если согласие не получено, уголовное дело или административное производство в отношении депутата прекращается. Если согласие получено, то дознание, предварительное следствие или административное производство доводится до конца, а полномочия депутата приостанавливаются (ст. 20 Закона). Однако для передачи дела в суд должно быть получено согласие Государственной Думы. В случае вынесения судом обвинительного приговора, полномочия депутата прекращаются досрочно, а в случае оправдательного решения — восстанавливаются.

Помимо иммунитета, депутаты Государственной Думы в соответствии со статьей 19 Закона обладают так называемым индомнитетом — неответственность за высказывание мнения и выражение своей позиции при голосовании в ходе работы в палате и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе по истечении срока их полномочий.

Неприкосновенность необходима депутату, особенно оппозиционному, для защиты его от необоснованных преследований со стороны государства или его должностных лиц, за действия, связанные с осуществлением им своих полномочий. В Государственной Думе случаи возбуждения ходатайств о лишении иммунитета крайне редки, а согласие не было получено ни разу.

Помимо иммунитета, глава 2 Закона о статусе устанавливает такие гарантии депутатской деятельности, как право законодательной инициативы (ст. 11), участие в заседании комитета, комиссии, согласительной комиссии (ст. 12), парламентский (ст. 13) и депутатский запрос (ст. 14), приглашение членов Правительства России на заседание палаты (ст. 15), право на первоочередной прием должностными лицами (ст. 16), право на получение и распространение информации (ст. 17), право на отказ от дачи свидетельских показаний (ст. 21), обязательное государственное страхование (ст. 22), возмещение вреда жизни или здоровью (ст. 23), освобождение от военных сборов (ст. 24), гарантии трудовых прав (ст. 25), дополнительные гарантии в случае досрочного роспуска Государственной Думы (ст. 26), обеспечение материально-финансовых условий для осуществления своих полномочий (ст. 27), ежегодный оплачиваемый отпуск (ст. 28), медицинское, бытовое и пенсионное обеспечение (ст. 29), предоставление служебного помещения (ст. 30), использование средств связи (ст. 31), транспортное обслуживание (ст. 32), право на внеочередное поселение в гостинице (ст. 33), обеспечение жилым помещением в Москве (ст. 34), возмещение расходов, связанных со служебной деятельностью депутата (ст. 35), дипломатический паспорт (ст. 36), наличие штата помощников (ст. 37).

Столь подробное изложение гарантий депутатской деятельности в Законе о статусе вызвано тем, что эти вопросы решены иными законами: Трудовым кодексом, пенсионным законодательством, Законом о государственной гражданской службе и др., только в отношении иных категорий граждан. Что же касается депутатов Государственной Думы, то их правовой статус исчерпывающим образом определен только данным Законом. Однако это не исключает возможности дополнения их статуса иными федеральными конституционными и федеральными законами, о чем и гласит комментируемая статья.

Данная статья выполняет еще одну функцию. Она выстраивает иерархию нормативно-правовых актов, устанавливающих набор гарантий депутатской деятельности. При этом Регламент, как и полагается подзаконному нормативно-правовому акту, занимает в списке последнее место. Это означает, что его нормы не могут противоречить всем перечисленным вышестоящим актам, а могут лишь дополнять и конкретизировать их.

Статья 7

Государственная Дума может иметь свои печатные издания.

Как и любой другой орган публичной власти, Государственная Дума обязана информировать о своей работе граждан, в данном случае избирателей, организовывать публичные дискуссии по актуальным вопросам своей деятельности, предоставлять трибуну руководителям фракций, рядовым депутатам для изложения своей позиции по важнейшим вопросам государственной жизни. Все это можно сделать через печатные издания. Причем, поскольку позиция Думы не всегда совпадает с позицией иных органов государственной власти, желательно, чтобы эти издания были учреждены самой Думой.

Однако на пути решения этого вопроса имеется серьезное препятствие. Дело в том, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации»9 учредителями средства массовой информации могут быть или физические, или юридические лица. Согласно законодательству, Государственная Дума не является юридическим лицом. Статус юридического лица имеет только парламент в целом. Но согласно Конституции России он собирается на совместные заседания в исключительных случаях (ст. 100), и в их число не входит принятие решения об учреждении средства массовой информации. Поэтому у Государственной Думы есть лишь три способа реализовать свое право иметь свои печатные издания: принять об этом постановление и побудить членов Совета Федерации принять решение аналогичного содержания, поручить учредить печатное издание отдельному депутату, дать поручение аппарату Думы, имеющему статус юридического лица, сделать то же самое.

Из всех перечисленных способов наиболее корректным представляется первый путь, по которому и пошла Государственная Дума, учредив в 1999 г. Парламентскую газету.

1 СЗ РФ. — 1997. — № 51. — Ст. 5712

2 СЗ РФ. — 1995. — № 18. — Ст. 1593

3 СЗ РФ. — 1995. — № 3. — Ст. 167

4 СЗ РФ. — 1997. — № 9. — Ст. 1011

5 Ведомости Верховного Совета СССР. — 1988. — № 31. — Ст. 504

6 СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. — 1653

7 СЗ РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3215

8 СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1653

9 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1992. — № 7. — Ст. 300.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21724. Общие принципы определения ущерба от нарушений электроснабжения 80 KB
  Общие принципы определения ущерба от нарушений электроснабжения Проблема оценки ущерба от нарушений электроснабжения вызываемых отказами электрооборудования возникает как при проектировании так и при эксплуатации энергетических объектов. При проектировании потребность в характеристике ущерба ощущается как правило когда определяется экономическая эффективность капитальных вложений при выборе вариантов технических и организационнохозяйственных решений влияющих на степень надежности электроснабжения потребителей. При эксплуатации...
21725. Технико-экономическая оценка последствий от нарушений электроснабжения объектов производственных систем 240 KB
  Техникоэкономическая оценка последствий от нарушений электроснабжения объектов производственных систем 8.1 Модель поведения участка производства при нарушениях его электроснабжения По характеру последствий все отказы участков производственной системы можно разделить на три группы: 1 не обесценивающие производственную продукцию; 2 частично обесценивающие; 3 полностью обесценивающие. В этом случае длительность простоя производственного участка соответствует длительности нарушения электроснабжения . Большинство нарушений электроснабжения...
21726. Накопители на жестких магнитных дисках 116 KB
  1 БУСД блок управления 3х фазным синхронным двигателем шпинделя; И инвертор; СД синхронный двигатель; БП блок питания; ВК внутренний контроллер БУП блок управления позиционированием головки; ОЗУ оперативное запоминающее устройство ВК; см сервометка; ДПГ датчик позиционирования головки. Кроме того он дает разрешение на выпуск головки при достижении минимальной скорости вращения. Для записи и считывания используются магнитные головки представляющие собой катушки индуктивности которые выполняются по тонкопленочной технологии....
21727. Устройства массовой памяти на сменных носителях 180 KB
  Устройства массовой памяти на сменных носителях Вопросы: Магнитооптические диски. Оптические диски CD DVD PD. Эти устройства подключаются к компьютеру с помощью следующих интерфейсов: АТА SCSI USB Наибольшей популярностью пользуются в настоящее время CD DVD и магнитооптические диски. Магнитооптические диски.
21728. Аудио система персонального компьютера 245.5 KB
  Собственно цифровые каналы звуковой карты проходят через интерфейсные схемы например MIDI от шины расширения до ЦАП и от АЦП обратно к шине. На этих картах располагается и порт традиционного MIDI. Интерфейс MIDI Цифровой интерфейс музыкальных инструментов MIDI Musical Instrument Digital Interface является последовательным асинхронным интерфейсом с частотой передачи 3125 Кбит с. В настоящее время интерфейс MIDI имеют и дорогие синтезаторы и дешевые музыкальные клавиатуры пригодные в качестве устройств ввода компьютера.
21729. Коммуникационные устройства 306.5 KB
  Обмен данными требуется для различных целей: передачи файлов совместного использования периферийных устройств например принтеров доступа к разнообразным информационным услугам Интернета и частных сетей приема и передачи факсимильных сообщений посылки сообщений на пейджеры и мобильные телефоны установление голосовой связи IPтелефония видеосвязи и даже совместных игр по сети. СОМпорт Последовательный интерфейс для передачи данных в одном направлении использует одну сигнальную линию по которой информационные биты передаются друг за...
21730. Беспроводные интерфейсы связи 575 KB
  Инфракрасный интерфейс IrDA 2. В беспроводных интерфейсах используются электромагнитные волны инфракрасного IrDA Infrared Data Association и радиочастотного Blue Tooth диапазонов. Инфракрасный интерфейс IrDA 1. Общая характеристика IrDA Применение излучателей и приемников инфракрасного ИК диапазона позволяет осуществлять беспроводную связь между парой устройств удаленных на расстояние нескольких метров.
21731. Общая характеристика периферийных устройств ЭВМ 68.5 KB
  Общая характеристика периферийных устройств ЭВМ Вопросы: Введение в дисциплину периферийные устройства ПУ ЭВМ. Введение в дисциплину периферийные устройства ПУ ЭВМ. Как известно совместимый IBM PC компьютер организован по фоннеймановской архитектуре которая была сформулирована Джорджем фон Нейманом еще в 1945году и имеет следующие принципы: ЭВМ состоит из блока управления БУ и арифметикологического устройства АЛУ. Согласно этой архитектуры ЭВМ можно условно разделить на устройства непосредственной обработки информации и...
21732. Клавиатура. Манипуляторы-указатели 103 KB
  Вопросы: Общая характеристика клавиатуры. Интерфейс клавиатуры и мыши.Общая характеристика клавиатуры. Емкостные датчики и датчики Холла не имеют подвижных контактов и являются наиболее надежными для клавиатуры.