71807

ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК БАНКОМ РОССИИ С УЧАСТИЕМ СЛУЖАЩИХ АГЕНТСТВА ПО СТРАХОВАНИЮ ВКЛАДОВ

Научная статья

Банковское дело и рынок ценных бумаг

В соответствии с инструкцией Банка России от 1 декабря 2003 г. № 108И Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации Банка России проверки кредитных организаций проводят уполномоченные представителями Банка России.

Русский

2014-11-12

79.5 KB

0 чел.

Д. КОЧЕТКОВ

ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК БАНКОМ РОССИИ

С УЧАСТИЕМ СЛУЖАЩИХ АГЕНТСТВА

ПО СТРАХОВАНИЮ ВКЛАДОВ

В соответствии с инструкцией Банка России от 1 декабря 2003 г. № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» проверки кредитных организаций проводят уполномоченные представителями Банка России.

Однако при проведении Банком России проверок существует одна категория лиц, которые не являются служащими Банка России, но участвуют в проведении этих проверок. Это служащие Агентства по страхованию вкладов, которые привлекаются к участию в проведении проверок банков в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

При принятии указанного закона и создании системы страхования вкладов законодатель преследовал следующие цели. Защитить права и законные интересы вкладчиков банков Российской Федерации, укрепить доверие к банковской системе и стимулировать привлечение сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации. Вполне естественно, что для обеспечения этих целей привлечение к проведению проверок служащих Агентства по страхованию вкладов целесообразно и необходимо. В связи с этим и Агентство, и Банк России являются равноправными участниками системы страхования вкладов.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ предоставляет Агентству право обращаться в Банк России с предложением о проведении проверки любого банка Банком России и о применении мер ответственности к банкам за нарушение требований указанного федерального закона. Правом на подобное обращение обладает правление Агентства. Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, информирует Агентство о принятии решения провести проверку банка по его предложению. При этом срок принятия решения не должен превышать пятнадцати дней со дня получения предложения от Агентства.

Агентство вправе по мере необходимости запрашивать у Банка России отчетность банков и иную информацию.

Статья 32 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ гласит, что Банк России привлекает служащих Агентства к участию в проверках банков по вопросам, касающимся объема и структуры обязательств этих банков перед вкладчиками, уплаты страховых взносов, а также исполнения банками иных обязанностей, которые установлены Законом.

Расширенный перечень вопросов, к проверке которых могут быть привлечены служащие Агентства, содержится в Указании Банка России от 13 января 2005 г. № 1542-У «Об особенностях проведения проверок банков с участием служащих государственной корпорации “Агентство по страхованию вкладов”». Это такие вопросы, как ведение учета обязательств банка перед вкладчиками, представление банком вкладчикам информации о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам, размещение банком информации о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков, способность банка подготовить реестр обязательств перед вкладчиками по установленной форме и в установленный срок. Привлечение служащих Агентства к проверке иных вопросов запрещено.

На служащих Агентства, привлеченных к проведению проверки, распространяются те же права и обязанности, что и на обычных членов рабочей группы.

При разработке Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» шло огромное количество дискуссий на тему наиболее безболезненного перехода к данной системе. По мнению заместителя директора Юридического департамента Банка России А.Г. Гузнова, результатом обсуждения стала выработка специальной процедуры перехода, которая должна сочетать известную строгость требований к банкам и ясность, исключающую или сводящую к минимуму дискреционные полномочия органа банковского надзора1.

В связи с этим следует отметить, что банк включается в систему страхования вкладов, если отвечает следующим условиям. Во-первых, учет и отчетность этого банка должны признаваться Банком России достоверными. Во-вторых, если банк выполняет обязательные нормативы, установленные Банком России. В-третьих, финансовая устойчивость этого банка должна признаваться Банком России достаточной.

Если тематическая проверка не выявила в деятельности банка нарушения федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, то банк представляет всю информацию, которая должна быть полной и достоверной. Кроме того, должны отсутствовать основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций и не должны применяться меры предупреждения банкротства.

Решение о соответствии банка установленным критериям отбора принимается по итогам рассмотрения деятельности банка в ходе многоэтапного процесса. Процедуры отбора включают в себя элементы как обычной надзорной практики, так и системы административного обжалования. Так, в соответствии с частью 4 статьи 45 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» рассмотрение Банком России ходатайства о вынесении Банком России заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов состоит из следующих этапов:

— предварительного анализа соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов;

— тематической инспекционной проверки для оценки достоверности учета и отчетности, а также установления фактов, которые связаны с определением соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов и которые невозможно получить с помощью методов дистанционного надзора;

— заключительного анализа результатов, включающего расчет значений всех критериев;

— вынесения положительного или отрицательного заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов.

В целом система страхования вкладов, созданная в нашей стране, является новинкой, в отличие от стран Запада. Например, в Англии в 1979 г. был принят Банковский акт, который положил основу в создание Фонда защиты депозитов. Все уполномоченные банки Англии были обязаны делать взносы в централизованный фонд, предназначенный для выплат любым вкладчикам, потерявшим деньги в результате банкротства банка.

Будем надеяться, что по мере развития системы страхования вкладов, снимется целый ряд вопросов, возникающих на данном этапе, а правотворческие и правоприменительные органы нашей страны внесут свою лепту в становление в Российской Федерации цивилизованной системы страхования вкладов.

1 Гузнов А.Г. Особенности и некоторые правовые проблемы надзора за банками, вступающими или состоящими на учете в системе страхования вкладов // Банковское право. — 2005. — № 1.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70572. Системы линейных уравнений 693.5 KB
  Запишем систему линейных алгебраических уравнений с неизвестными: Совокупность коэффициентов этой системы запишем в виде таблицы: Данная таблица элементов состоящая из строк и столбцов называется квадратной.
70573. УПРАВЛЕНИЕ БАЗАМИ ДАННЫХ 1.38 MB
  Теперь когда многообразный компьютерный мир стал столь коммуникабельным разработчики и пользователи хотят без особых проблем взаимодействовать с множеством баз данных разработанных индивидуально. Пользователи вводят команды SQL в интерактивных программах с целью выборки данных...
70574. Износ деталей и промышленного оборудования 18.04 KB
  Срок службы оборудования определяется износом его деталей - изменением размеров, формы, массы или состояния его поверхностей вслед изнашивания, т.е. остаточной деформации от постоянно действующих нагрузок либо разрушения поверхностного слоя при фении.
70575. Создание, регистрация, лицензирование и расширение деятельности кредитной организации 24.75 KB
  Для оценки финансового положения учредителей и участников УК кредитных организаций Банк России либо ТУБР вправе запрашивать у учредителей кредитной организации любую информацию о финансовом положении и деятельности лиц способных прямо или косвенно определять решения принимаемые...
70576. Реформа банковской системы России 25.56 KB
  Преимущественно экстенсивный характер развития оказал негативное влияние на устойчивость банков что проявилось в условиях международного финансового кризиса и потребовало принятия Правительством Российской Федерации и Банком России экстренных мер по обеспечению системной стабильности...
70579. Виды деятельности, не относящиеся к предпринимательской 63 KB
  К предпринимательской деятельности не относятся: ремесленная деятельность; организация агроэкотуризма; ведение личного подсобного хозяйства. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма осуществляется физическими лицами без государственной регистрации в качестве...
70580. Методологические основы государственного регулирования экономики 53.5 KB
  Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему государственных мер законодательного исполнительного и контролирующего характера осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях...