71809

ПОНЯТИЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Право на достоинство является по существу основной целью всех остальных прав человека. В этом смысле достоинство человека источник его прав и свобод. Достоинство это признание обществом социальной ценности уникальности человека значимости каждой личности как частицы человеческого общества.

Русский

2014-11-12

116 KB

1 чел.

С. ЛИПАТОВА

ПОНЯТИЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА

В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

Право на достоинство является, по существу, основной целью всех остальных прав человека. В этом смысле достоинство человека — источник его прав и свобод. Достоинство — это признание обществом социальной ценности, уникальности человека, значимости каждой личности как частицы человеческого общества.

Достоинство как субъективное право человека включает в себя и охрану чести, репутации и доброго имени. Защита достоинства личности безусловна и осуществляется государством: никакие обстоятельства не могут служить основанием для его умаления. Поэтому защите подлежит достоинство любой личности — не только взрослого и дееспособного человека, но и несовершеннолетних и недееспособных.

Конституция России исходит из того, что достоинство личности — основа других конституционных прав, оно непосредственно связано с ними и зависит от их соблюдения. Реализация политических, социальных, экономических, культурных и других прав — важнейшее условие обеспечения достоинства личности. Такая же задача стоит и перед отраслевым законодательством, и перед всеми органами и лицами, применяющими положения Конституции, законов и иных нормативных актов. Уважать достоинство личности — обязанность всех государственных органов и общественных организаций, должностных лиц и граждан, что прямо вытекает из требований Конституции, провозглашающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции)1.

Честь и достоинство относятся к категории нематериальных благ, которые, в свою очередь, являются особой группой объектов гражданских прав. Под нематериальными благами понимаются не имеющие экономического содержания и не отделимые от личности их носителя блага и свободы, признанные законодательством2.

Осознание права на защиту чести и достоинства как важного нематериального права личности имеет глубокие исторические корни. Понятия «честь» и «достоинство» были известны с глубокой древности, однако они не тождественны нынешним определениям этих терминов, поскольку с течением времени и сменой историко-политических реалий претерпели определенные изменения.

Еще в Древней Греции и Древнем Риме понятия чести и достоинства соизмерялись с уважением к личности, соотносились с моралью и правом.

Интересно выражает свою мысль о человеческом достоинстве великий римский оратор и выдающийся философ Цицерон (106—43 до н.э.): «Нет ничего мучительнее оскорбления человеческого достоинства, ничего унизительнее рабства. Человеческое достоинство и свобода свойственны нам. Будем же хранить их или умрем с достоинством»3.

Мысль об уважении достоинства личности проявилась в учении Фомы Аквинского (1225—1274) о естественном законе, который предписывает всем людям стремиться к самосохранению и продолжению рода, искать истину и истинного Бога, уважать достоинство каждого человека. Данное положение о божественном по своему первоисточнику человеческом достоинстве всех людей и естественном праве каждого человека на достоинство является большим вкладом Фомы Аквинского и в целом христианского гуманизма в концепцию неотчуждаемых естественных прав человека4.

В XVII в. выдающийся голландский юрист Гуго Гроций писал: «...возможно также причинение ущерба чести и доброму имени, например, нанесением ударов, оскорблением, злословием, проклятием, насмешкой и другими подобными способами. При них не в меньшей мере, чем при воровстве и иных преступлениях, необходимо отличать порочность поступка от его последствий... Ибо первой соответствует наказание, последним — возмещение причиненного вреда путем признания своей вины, оказания знаков уважения, удостоверения невиновности и тому подобными способами. Хотя и деньги при желании потерпевшего тоже могут оплатить такого рода причиненный достоинству ущерб, потому что деньги есть общее мерило полезности вещей...»5.

В эпоху Просвещения достоинство человека в трудах известных прогрессивных мыслителей (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон) символизировало свободу и равенство людей. Одновременно оно понималось как совокупность определенных моральных, нравственных качеств человека, отличающих его от других людей и возвышающих над «безличностной» природой6.

В Древней Руси о чести и достоинстве человека писал Владимир Мономах. Однако отечественная мысль не имеет богатой истории развития категории человеческого достоинства. Вместе с тем в различных исследованиях отмечается, что защита чести и достоинства свободного человека предусматривалась еще в Русской Правде (XI—XIV вв.); русские революционные демократы (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский) связывали достоинство человека с борьбой против крепостного права, освобождением крестьянства, уважением достоинства женщин; марксистско-ленинское учение о личности и обществе развивало идею достоинства индивида как этической категории — критерия пролетарской морали, достоинства трудящегося человека и присущей индивиду при условии исполнения им долга перед государством, обществом, отдельными его членами. Это вытекало из гипертрофированного отношения к классовой борьбе, приоритету коллективного начала над индивидуальностью и начальствующему положению государства по отношению к человеку7.

По мнению С.А. Авакьяна, под достоинством личности понимают обладание ею определенными нравственными и интеллектуальными качествами, причем не любыми, а такими, которые соответствуют моральным ценностям, принятым в данном обществе, государстве. Человек субъективно исходит из того, что он обладает такими качествами, так же его должны воспринимать и окружающие. Итак, достоинство — это как бы заданная ее неопороченность в глазах общества. Причем достоинство личности — категория многоплановая, но, прежде всего, речь идет о таких его параметрах, как определенное поведение человека, невозможность совершения им поступков, осуждаемых общественной моралью, уровень ума и образования человека, отношение к окружающим, образ жизни, признаваемые в обществе желательными и даже образцовыми8.

Охрана достоинства личности гражданина является одним из проявлений государственного обеспечения личной неприкосновенности. Под достоинством личности понимается осознание самим человеком и окружающими факта обладания им определенными нравственными и интеллектуальными качествами. Достоинство личности определяется не только самооценкой субъекта, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (благоразумие, нравственные данные, уровень знаний, обладание социально полезными навыками, достойный образ жизни и т. п.). Достоинство любого человека подлежит защите независимо от его социальной ценности. Каждый человек имеет право на уважение окружающих. Никакие обстоятельства не могут служить основанием для умаления достоинства личности9.

Достоинство человека рассматривается как неотъемлемое качество любого человека, независимое от воли других людей; субъективная самооценка индивидом собственных биологических, нравственных, этических, социальных, профессиональных, иных качеств в сравнении с аналогичными качествами людей; общественная оценка личностных качеств индивида на фоне устоявшихся стандартов человеческого общежития в конкретном обществе и государстве. Сегодня оно имеет универсальное содержание и предстает как совокупность качеств биологического, нравственно-религиозного, национально-культурного и социального характера, которые человек ценит в себе, ориентируясь на определенные стандарты жизни в обществе, и которые индивидуализирует человека как личность, выделяя его из живой природы10.

По мнению О.И. Тиунова, достоинство личности — разностороннее понятие, оно характеризуется мнением человека о себе и в то же время мнением о нем других людей. Достоинство личности предполагает наличие у человека различных морально-этических, интеллектуальных и иных качеств, лично ему присущих. Достоинство человека связано с нравственными установками, социальными благами, образом жизни. Формирование достоинства личности зависит от многих факторов: воспитания в семье, условий жизни, материальной обеспеченности, коллектива, в котором человек учится или работает, морального климата в обществе, продвижения по работе и др.11

По мнению Ю.А. Дмитриева, содержанием права человека на личное достоинство является обеспечение нормами субъективного индивидуального права, под которым понимается выражение личной ценности индивида для самого себя (самоуважение) и для всего общества12.

Формированию достоинства личности должна способствовать деятельность всех органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной, а также органов местного самоуправления. Многие нормы Конституции России указывают на условия, призванные способствовать этому; особо нужно выделить положения статьи 7, которая провозглашает Россию социальным государством, чья политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Конституционные нормы свидетельствуют о равноправии, личной неприкосновенности, неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайне, защите своей чести и доброго имени, свободе совести и вероисповедания13. Все перечисленное — важные составляющие человеческого достоинства.

Государство обязано защищать достоинство человека от рождения до смерти, независимо от его самооценки и социального статуса, наличия или отсутствия гражданства. Достоинство личности — это возможность личность реализовать себя в обществе, проявить свою автономию.

Однако представляется, что человеку нельзя навязать достоинство или без его ведома «сделать» достойным членом общества. Например, есть люди, которые из года в год ходят на нелюбимую и низкооплачиваемую работу, но не предпринимают никаких мер для изменения такого положения: не попытались сменить место работы, получить иную специальность или дополнительное образование, зарегистрироваться на бирже труда. Многие оправдывают себя отсутствием объективной возможности что-либо изменить в своей жизни, однако зачастую так проявляются неуважение человека к самому себе, отношение к достоинству собственной личности.

То же можно сказать и о проблеме гендерного равенства. Так, женщин притесняют не только в семье и на работе, но и ущемляют в политических правах. Численно женщины преобладают в обществе, но их влияние в политике и бизнесе в настоящее время несопоставимо мало. Причин этому социальному явлению множество: от патриархальности уклада до инерционности общественного сознания. Корни этого явления лежат в глубокой древности. Например, Кодекс Наполеона рассматривал замужних женщин в качестве недееспособных лиц наравне с душевнобольными и малолетними. Всеобщее избирательное право до ХХ века распространялось лишь на взрослое мужское население14. В настоящее время положение женщин несравнимо улучшилось, однако проблема гендерного равенства по-прежнему стоит остро, о чем говорит хотя бы ничтожно малый процент женщин — депутатов Государственной Думы и Совета Федерации. Однако настораживает пассивное отношение подавляющего большинства женщин к этой проблеме. Есть женщины, которые подвергаются насилию в семье, но не только не сообщают в милицию или органы прокуратуры о вопиющих фактах рукоприкладства и унижений, но и продолжают жить со своим обидчиком и, более того, рожать от него детей, поскольку из-за заниженной самооценки, неверных семейных ориентиров, недостатка воспитания боятся того, что не смогут реализовать себя в обществе иным способом. Это также является примером отношения человека к себе как к личности, неспособности и нежелания защитить свое достоинство.

С понятиями чести и достоинства тесно связано понятие деловой репутации. По мнению А.А. Власова, деловая репутация — это положительная оценка деловых качеств лица, занятого в сфере предпринимательства, отраженных в общественном сознании15. С уточнением А.А. Власова о том, что деловая репутация связана именно с предпринимательской деятельностью, согласиться нельзя, поскольку, на взгляд автора настоящей статьи, деловой репутацией обладают и иные лица, занятые в различных сферах жизнедеятельности: спортсмены, юристы, деятели искусства и науки и пр., — поскольку деловая репутация — это сопровождающееся оценкой общества отражение любых (не только в предпринимательской деятельности) деловых качеств лица в сознании социума.

Понятие доброго имени является обобщенным, включающим в себя честь, достоинство и деловую репутацию.

А.М. Эрделевский16 дает следующие определения чести, достоинства, деловой репутации:

• честь — сопровождающееся положительной оценкой общества отражение качеств лица в общественном сознании;

• достоинство — сопровождающееся положительной оценкой лица отражение его качеств в собственном сознании;

• деловая репутация — сопровождающееся оценкой общества отражение деловых качеств лица в общественном сознании.

Как справедливо считает А.М. Эрделевский, понятие «достоинство» вряд ли уместно применять к юридическому лицу — искусственному образованию, не обладающему собственным сознанием и психикой. Что же касается чести юридического лица, то представляется, что это понятие полностью охватывается понятием «деловая репутация», понимаемым в широком смысле, т. е. оценка обществом поведения юридического лица не только в гражданско-правовых, но и в любых других свойственных природе юридического лица отношениях17. С таким мнением нельзя не согласиться. Отсюда же следует вывод, что юридическое лицо не имеет право на возмещение морального вреда в связи с опорочиванием деловой репутации, поскольку под моральным вредом понимаются физические и нравственные страдания, которые юридическое лицо по своей природе испытывать не может. Однако представляется, что на возмещение морального вреда имеют право, например, учредители юридического лица и его руководители, поскольку испытывают физические и нравственные страдания в связи с распространением не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию сведений в отношении юридического лица.

По вопросу о возмещении морального вреда юридическим лицам сложилась противоречивая судебная практика.

Например, в Постановлении Пленума ВС РФ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»18 говорится о том, что правила, регулирующие компенсацию морального вреда в связи с распространением сведений, порочащих деловую репутацию гражданина, применяются и в случаях распространения таких сведений в отношении юридического лица. О том же гласит и пункт 15 Постановления Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»19. Противоположного мнения придерживается Президиум ВАС РФ, который в своем постановлении пишет следующее: «Исходя из смысла статьи 151 ГК РФ моральный вред (физические и нравственные страдания) может быть причинен только гражданину, но не юридическому лицу»20.

Особого внимания заслуживает такой пример из судебной практики. В июне 2004 г. газета «Коммерсантъ» опубликовала статью «Банковский кризис вышел на улицу»21, в которой утверждалось, что отделения Альфа-банка атаковали вкладчики, желающие забрать свои деньги со счетов, а у банка возникают проблемы на кредитном рынке. В августе банк обратился в арбитражный суд Москвы с иском к ИД «Коммерсантъ», в котором требовал компенсировать убытки (20,5 млн руб.) и «репутационный вред» (300 млн руб.). Исковые требования истца удовлетворены в полном объеме. 27 декабря Девятый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение суда первой инстанции, снизив размер требований банка на 10 млн руб.

Представляется, что судебные акты Арбитражного суда г. Москвы и апелляционной инстанции не находят своего отражения в законодательстве, поскольку последнее не содержат такого понятия, как «репутационный вред». Однако, на взгляд автора, было бы целесообразным такое понятие ввести, дав ему собственное определение, отличное от определения морального вреда.

Среди ученых-юристов встречается мнение о том, что понятия «честь», «достоинство», «репутация» совпадают, определяя моральный статус личности, ее самооценку и положение в обществе22. С таким мнением нельзя согласиться, поскольку эти понятия хотя и схожие по своему содержанию, но не идентичные.

Институт защиты чести и достоинства получил свое развитие и в отраслевом законодательстве. Так, право на защиту чести, достоинства, провозглашается, например, в Уголовном23, Уголовно-процессуальном24, Налоговом кодексах25, в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан26, Федеральных законах «О рекламе»27, «Об авторском праве и смежных правах»28, «О средствах массовой информации»29 и многих других актах законодательства.

Итак, в конституционно-правовом смысле под достоинством, честью и деловой репутацией понимается следующее. Достоинство — это субъективная внутренняя оценка собственных духовных качеств, уважение определенных личностных качеств в самом себе, осознание своего общественного значения в социальной среде. Честь — положительная оценка достойных уважения личностных качеств человека в социуме, признание и уважение индивида обществом. Деловая репутация — совокупность оценок и качеств, с которыми физическое или юридическое лицо ассоциируется в глазах партнеров, контрагентов, клиентов; сложившееся мнение о деловых качествах лица в профессиональной сфере.

Характерно, что деловая репутация присуща не только лицам, осуществляющим свою деятельность в предпринимательской сфере, как считают некоторые авторы, но и иным участникам делового оборота — спортсменам, юристам, артистам, учителям, врачам.

Честь и достоинство — понятия широкие, богатые и глубокие по содержанию. Они очень близки по характеру, но далеко не идентичны. Эти категории в сфере общественных отношений выступают как социальные, этические блага. Право на честь и достоинство занимает особое место среди других конституционных прав и свобод человека и гражданина, о чем свидетельствует, например, конституционный запрет умаления человеческого достоинства при любых обстоятельствах.

В содержание конституционного права на честь, достоинство, деловую репутацию входят правомочия по владению, пользованию и распоряжению честью, достоинством, деловой репутацией.

Под владением честью, достоинством, деловой репутацией подразумевается единоличное и самостоятельное обладание человеком этими благами и право требовать от любого лица соблюдения этих благ; под пользованием честью, достоинством, деловой репутацией — возможность по усмотрению субъекта этих прав использовать в общественной жизни свой определенный имидж. Правомочие по распоряжению честью, достоинством и деловой репутацией включает в себя возможность человека собственными действиями и поведением менять отношение к себе других людей, а также изменять собственное отношение человека к себе самому.

В настоящее время отечественное законодательство не раскрывает понятие чести, достоинства, деловой репутации.

1 Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. О.И. Тиунова. — М.: Норма, 2005. — С. 40.

2 Гражданское право. Часть первая: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. — М.: Проспект, 1998. — С. 312.

3 Энциклопедия мысли / Сост. Н. Хоромин. — Харьков: Прапор, 2001. — С. 129.

4 Права человека: Учебник для вузов / Под ред. Е.А. Лукашевой. — М.: Норма, 2004. — С. 60.

5 Гроций Г. О праве войны и мира. — М., 1994. — С. 425.

6 Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. — М.: Юристъ, 2004. — С. 116.

7 Там же. — С. 119, 120.

8 Авакьян С.А. Конституционное право России в 2-х томах. Т. 1. — М.: Юристъ, 2005. — С. 579.

9 Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Л.А. Окунькова. — М.: Бек, 1996. — С. 47.

10 Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. — М.: Юристъ, 2004. — С. 118, 119.

11 Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. О.И. Тиунова. — М.: Норма, 2005. — С. 40.

12 Дмитриев Ю.А. Право человека на достойную жизнь как конституционно-правовая категория // Конституционно-правовой строй. Выпуск III. 1996. — С. 62.

13 Там же. — С. 40, 41.

14 Дегтярева О.В. Равные права и равные возможности — синонимы? // О выборах. — 2006. — № 1. — С. 2.

15 Там же.

16 Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда, комментарий. — М.: БЕК, 2000. — С. 55.

17 Там же.

18 Постановление Пленума Верховного Суда России «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» // Российская газета. — 1995. — № 29.

19 Постановление Пленума Верховного Суда России «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Российская газета. — 2005. — № 50.

20 Постановление ВАС РФ от 05.08.1997 г. № 1509/97 // Вестник ВАС РФ, № 12, 1997.

21 Коммерсантъ № 121 (№ 2960) от 07.07.2004 г.

22 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / под ред. Абовой Т. Е., Кабалкина А.Ю. М.: Юрайт, 2004. С. 214; Батяев А.А. Возмещение морального вреда / Подготовлено для Системы Консультант Плюс, М., 2006. С. 6

23 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954

24 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921

25 Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

26 Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. —1993. — № 33. — Ст. 1318.

27 Российская газета. — 1995. — № 142.

28 Российская газета. — 1993. — № 147.

29 Российская газета. — 1992. — № 32.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47125. Особенности личности подростка. Я-концепция 77.5 KB
  Особенности личности подростка. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе если конечно родители вдруг не перевели в другую живет в той же семье. Но встречаются и понастоящему ценные варианты взрослости благоприятные не только для близких но и для личностного развития самого подростка. Внешний вид подростка еще один источник конфликта.
47127. Система работы с персоналом. Структура персонала 150.5 KB
  Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).
47128. Базы данных и СУБД 69.78 KB
  Базы данных и СУБД. Под базой данных понимается множество взаимосвязанных элементарных групп данных информации которые могут обрабатываться одной или несколькими прикладными системами. Трехуровневая архитектура базы данных. Внутренний уровень – это уровень определяющий физический вид базы данных наиболее близкий к физическому хранению и связан со способами сохранения информации на физических устройствах хранения.
47129. Информация. Информационные сообщения 61.07 KB
  Информационным объемом сообщения называется количество битов в этом сообщении. В современной вычислительной технике принято объединять биты в восьмерки, называемые байтами: 1 байт = 8 бит. Наряду с битами и байтами используются и более крупные единицы измерения информационного объема сообщения
47130. Проектні пропозиції щодо покращення стану озеленення та благоустрою території парку «Юність» у Святошинському районі м. Києва 2.27 MB
  Парки, сквери є місцями активного й пасивного відпочинку населення. Особливо великою є роль парків культури і відпочинку. Окрім них у містах влаштовують сквери, бульвари, дитячі парки, міські сади, ботанічні сади, вуличні зелені насадження уздовж тротуарів, прибудинкові зелені насадження, палісадники, зелені насадження на промислових підприємствах, в лікарнях, школах і т. ін.
47133. Транснациональные корпорации 62.66 KB
  Так стороны Конвенции о транснациональных корпорациях признают под понятием транснациональная корпорация юридическое лицо совокупность юридических лиц: имеющее в собственности хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество на территориях двух и более сторон; образованное юридическими лицами двух и более сторон; зарегистрированное в качестве корпорации в соответствии с Конвенцией.С развитием и совершенствованием правового регулирования деликтных отношений такое единообразие в подходе было дополнено...