71812

Перспективы федеративного объединения Российской Федерации и Республики Беларусь

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Объединение России и Белоруссии в Союзное государство важнейший вопрос современности как для Российской Федерации так и для Республики Беларусь. Процесс государственно-правовой интеграции России и Белоруссии идет трудно кроме прочего по причине сопротивления ему со стороны влиятельных сил...

Русский

2014-11-12

88.5 KB

2 чел.

В. Миронов,

кандидат юридических наук, доцент

перспективы федеративного объединения

российской федерации и республики беларусь

Объединение России и Белоруссии в Союзное государство — важнейший вопрос современности, как для Российской Федерации, так и для Республики Беларусь. Каждый их государственно-правовой шаг в этом направлении исключительно важен. Историческая неизбежность восстановления государственного единства наших народов приближает тот день, когда такое единство вновь станет реальностью. Процесс государственно-правовой интеграции России и Белоруссии идет трудно, кроме прочего, по причине сопротивления ему со стороны влиятельных сил за рубежом1, тормозящих естественный ход восстановления нашего государственного единства, дабы Союзное государство не совершило качественный прорыв и не вышло за рамки обычной межгосударственной организации. Серьезность стоящих перед нами проблем порождает необходимость их тщательной государственно-правовой проработки, чтобы, в частности, четко определить, что есть Союзное государство России и Белоруссии. Трудности в продвижении процесса нашего союзного воссоединения обусловлены и тем, что общее государство некоторым видится как мягкая конфедерация, некое образование, носящее слабоконфедеративный характер.

Еще десять лет назад, в 1996 г., был сделан первый важный шаг навстречу друг другу через подписание Договора о Сообществе России и Белоруссии2. Мы создали плацдарм, с которого стали двигаться вперед, к качественно новому уровню государственно-правовых отношений. В 1997 г. понимание того, что Сообщество не отвечает насущным потребностям двух государств, привело к его реформированию сначала в Союз Беларуси и России3 с подписанием в 1998 г. Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России4, а в 19999 г. — Договора о создании уже Союзного государства России и Белоруссии5. К сожалению, нынешние темпы продвижения к единому Союзному государству не отвечают насущным интересам наших стран и народов. В борьбе за интеграционную приоритетность, спорах о сроках, форме и процедуре воссоединения теряется ценное историческое время, непозволительно медленно укрепляются государственно-правовые, экономические, социальные и культурные связи между Россией и Белоруссией. Весьма важными проблемами, которые необходимо решить для восстановления единой российско-белорусской государственности, являются:

— снижение зависимости процесса воссоединения двух государств от политической конъюнктуры;

— превращение парламентов двух стран в направляющую, движущую силу их государственно-правового объединения6.

Учитывая ситуацию, сложившуюся в российско-белорусских межгосударственных отношениях, которая существенно изменилась за прошедшие десять лет, как и международная обстановка, а также геополитические последствия формирования однополюсного мира с гегемонией в нем Соединенных Штатов Америки, установления нового мирового порядка, построение единого Союзного государства будет способствовать сохранению в исторической перспективе восточнославянской цивилизации. Оно должно стать продолжателем российской государственности, новым звеном непрерывной цепи: Русь — Российская Империя — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — Союз Советских Социалистических Республик — Российская Федерация — Союзное государство России и Белоруссии. Ведь это один и тот же субъект международного права со всеми следующими из осознания данного обстоятельства и не подлежащими сомнению последствиями для мирового сообщества7. Создание российско-белорусского межгосударственного союза — это завершение первого этапа образования ядра новой единой союзной государственности на территории прежнего Советского Союза, построение определенной модели, на которой пройдут проверку правовые, политические, экономические и другие механизмы воссоединения бывших советских республик. Россия и Белоруссия объективно более других таких республик готовы к интеграции. Настоятельная потребность в их новом объединении предопределена необходимостью преодоления последствий социально-экономического кризиса, совместного эффективного противодействия давлению со стороны объединенного Запада, допускающего применение прямого насилия по отношению к непокорным странам.

На данном этапе, конечно, целесообразно завершить формирование конфедеративного объединения Российской Федерации и Республики Беларусь, укрепить их всестороннее сотрудничество в правовой, политической, экономической, социальной, научной, культурной и других областях. Для достижения этих целей странам — участницам Союзного государства надо продолжить формирование адекватной системы органов этого союза, создание оптимальных условий проведения общей политики в международных делах, вопросах обороны и безопасности, эффективной координации условий в экономической сфере, направленных на дальнейшее сближение развития экономик России и Белоруссии, включая сферы внутри- и внешнеэкономической политики, взаимодействие с международными финансовыми организациями, сбалансированность объемов взаимной торговли, финансовые и инвестиционные вопросы8. Одно из основных направлений деятельности Союзного государства России и Белоруссии — реализация согласованных международно-правовых мер в условиях нового миропорядка, обеспечение внешней безопасности государств — участников Союза. Образование Союзного государства стало историческим шагом, отвечающим коренным интересам народов братских стран. В формате данного союза надлежит обеспечить условия для устойчивого развития Российской Федерации и Республики Беларусь, осуществления необходимых преобразований во всех сферах совместной деятельности, повышения качества жизни граждан двух государств, их достойного участия в международных делах.

Сегодняшнее формирование Союзного государства не как федеративного объединения, а как конфедерации предопределено объективной разницей в степени готовности России и Белоруссии к объединению9. Но необходимо разработать правовую и политическую технологии воссоединения двух стран в единое государство, определить структуру, организацию и полномочия его органов государственной власти. Без создания надлежащих правовых и политических условий для совместной деятельности Российской Федерации и Республики Беларусь не будут должным образом решаться экономические вопросы. Необходимы дееспособное общее Правительство, единая экономическая система и, конечно, общая валюта. Экономическая составляющая — база воссоединения, создания единой для всех субъектов хозяйствования правовой среды, унификации законодательства, валютного регулирования, денежно-кредитной системы, введения общей системы обеспечения внешней безопасности, защиты внешнеполитических и внешнеэкономических интересов.

В Союзном государстве России и Белоруссии пока используется форма регламентации межгосударственных отношений, характерная для международных организаций. Если мы действительно решили объединяться, то надо, наконец, принимать Конституционный акт10, имеющий обязательную силу и для Российской Федерации, и для Республики Беларусь, и сделать этот процесс гласным и доступным обществу. Несомненно, процесс интеграции будет продолжен в направлении трансформации Союзного государства России и Белоруссии в единое федеративное государство. Пока же будущие события по развитию Союзного государства могут выглядеть следующим образом. Парламенты наших стран соберутся, чтобы организовать торжественное подписание президентами Российской Федерации и Республики Беларусь Конституционного акта. Последний должен предусматривать, кроме прочего, формирование двухпалатного парламента как представительного и законодательного органа Союзного государства. Совет Союза в этом парламенте будет состоять из депутаций, делегируемых Федеральным Собранием Российской Федерации и Национальным Собранием Республики Беларусь. Палата Представителей будет избираться на основе всеобщего равного избирательного права. Появление избираемого населением двух стран парламента, принимающего обязательные союзные законы, станет началом формирования единой правовой системы, единого законодательства, системы общих наднациональных судов во главе с Судом Союзного государства11.

Создание полноценного союзного парламента будет прорывом в деле интеграции, поворотом к поэтапному восстановлению народовластия. Через выборы в парламент жители России и Белоруссии, граждане Союзного государства, смогут сообща участвовать в решении своей судьбы. Их полномочные представители будут более самостоятельны в своих решениях, чем нынешние члены парламентского Собрания Союза Беларуси и России, не обладающие народным мандатом на ведение дел Союзного государства. Парламент Союзного государства будет способствовать формированию прочной социальной базы поддержки восстановления государственного единства россиян и белорусов12. Создание союзного органа власти, обладающего представительной, законодательной и контрольной функциями, будет означать начало конца суверенизации на территории бывшего Союза ССР, свидетельствующее о том, что добровольное самоограничение национального суверенитета не только возможно, но и выгодно как средство возвращения на путь нормального государственно-правового развития. Это приблизит перспективу трансформации Союзного государства из конфедерации в российско-белорусскую федерацию, придаст направленность работе, которую необходимо проделать, чтобы такая трансформация состоялась, снизит воздействие на процесс объединения государственной бюрократии обеих стран.

Начало работы союзного парламента положительно повлияет на международную обстановку, отношения России и Белоруссии, их Союзного государства со странами как ближнего, так и дальнего зарубежья, с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, руководителям которых придется считаться с коллективной волей населения Союзного государства. Удастся ли восстановить единую российско-белорусскую государственность, покажет будущее. Тем не менее, необходимо сделать все, чтобы государственно-правовое объединение Российской Федерации и Республики Беларусь состоялось, чтобы их федерация стала не мечтой будущих поколений россиян и белорусов, а современной реальностью.

1 См., например: Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. — 2006. — 11 мая.

2 См.: Основополагающие документы Союза Беларуси и России. — М., 1999. — С. 9—15.

3 См.: Основополагающие документы Союза Беларуси и России. — М., 1999. — С. 18—20, 21—42.

4 См.: Дипломатический вестник. — 1999. — № 1. — С. 44.

5 См.: Бюллетень международных договоров. — 2000. — № 3. — С. 54.

6 См.: Бабурин С. Выступление на восьмой сессии Парламентского собрания Союза Беларуси и России // Информационный бюллетень Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. — 1998. — № 3. — С. 31—33.

7 См.: Барциц И.Н., Миронов В.О. Россия и Беларусь: история воссоединения. — М., 2000. — С. 53, 54.

8 См., например: Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. — М., 2004. — С. 363, 364.

9 См.: Годин Ю.Ф. Россия и Белоруссия на пути к единению. — М., 2001. — С. 81.

10 См.: Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Указ. соч. — С. 363.

11 См.: Бабурин С. Российско-белорусская федерация нужна // Информационный бюллетень Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. — 1999. — № 1. — С. 35.

12 См.: Шитов О. Парламент Союзного государства: формирование, компетенция, законодательные акты // Информационный бюллетень парламентского Собрания Союза Беларуси и России. — 1999. — № 1. — С. 53.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36248. Программные агенты: классификация, структура. Многоагентные системы 43.5 KB
  Классификация агентов. Классификация агентов типы агентов Простые Смышленые Интеллектуальные характеристики Автономное выполнение Взаимодействие с другими агентами и пользователями Слежение за окружением Способность использования абстракций Способность использования предметных знаний Возможность адаптивного поведения для достижения цели Обучение из окружения Терпимость к ошибкам Rel time исполнение ER взаимодействие С позиции изучаемой дисциплины нас прежде всего...
36249. Экспертные системы: виды, структура, этапы построения 119 KB
  При разработке ЭС определяются основные ресурсы к которым относятся: источники знаний время разработки вычислительные средства объем финансирования. Этап завершается созданием модели предметной области и определением следующих задач: типов доступных данных; исходные и выходные данные; используемые стратегии и гипотезы; типы используемых отношений; состав знаний используемых для решения задачи; состав знаний используемых для обоснованного решения. В ходе данного этапа производится оценка выбранного способа представление...
36250. Ресурсы. Свойства и классификация ресурсов. Дисциплины распределения ресурсов 79 KB
  Понятие ресурса. Ресурсы различаются по запасу выделяемых единиц ресурса и бывают в этом смысле исчерпываемые и неисчерпываемые. Исчерпываемость ресурса как правило приводит к жизненным конфликтам в среде потребителей Для регулирования конфликтов ресурсы должны распределяться между потребителями по какимто правилам в наибольшей степени их удовлетворяющим. Именно в этом смысле далее и трактуется понятие ресурса.
36251. Процессы. Задачи синхронизации. Задача взаимного исключения, задача Производитель-потребитель, задача Читатели-писатели 51 KB
  На уровень долгосрочного планирования выносят действия редкие в системе, но требующие больших системных затрат. На уровень краткосрочного планирования выносятся частые и более короткие по длительности действия по управлению процессами.
36252. Аппаратная реализация взаимоисключения: команда test and set. Семафоры. Обеспечение взаимоисключения при помощи семафоров 50 KB
  Главным фактором, обеспечивающим успех в этом случае, является наличие одной аппаратной команды, которая осуществляет чтение переменной, запись ее значения в область сохранения и установку нужного конкретного значения этой переменной
36253. Структура оперативной памяти. Организация виртуальной памяти. Страничное, сегментное и сегментно-страничное распределение памяти 71.5 KB
  Структура оперативной памяти. Организация виртуальной памяти. Страничное сегментное и сегментно-страничное распределение памяти. Структура памяти любой машины является многоуровневой.
36254. Файловая система. Имена, типы, логическая и физическая организация файлов. Основные возможности файловой системы NTFS 71.5 KB
  В широком смысле понятие файловая система включает: совокупность всех файлов на диске наборы структур данных используемых для управления файлами такие например как каталоги файлов дескрипторы файлов таблицы распределения свободного и занятого пространства на диске комплекс системных программных средств реализующих управление файлами в частности: создание уничтожение чтение запись именование поиск и другие операции над файлами. Пользователи дают файлам символьные имена при этом учитываются ограничения ОС как на...
36255. Архитектура операционной системы (ОС). Требования, предъявляемые к ОС: расширяемость, переносимость, совместимость, безопасность. Состав ОС 114 KB
  Архитектура операционной системы ОС. Функциональная сложность операционной системы неизбежно приводит к сложности ее архитектуры под которой понимают структурную организацию ОС на основе различных программных модулей. Обычно в состав ОС входят: исполняемые и объектные модули стандартных для данной ОС форматов; библиотеки разных типов; модули исходного текста программ; программные модули специального формата например загрузчик ОС драйверы вводавывода; конфигурационные файлы; файлы документации; модули справочной системы и т. Большинство...
36256. Функция, процедуры и службы администрирования. Объекты администрирования. Обязанности и права системного администратора информационных систем 37.5 KB
  Службы: необходимы для облегчения администрирования работы и защиты сетей. Пример существующих служб: службы управления конфигурацией контролем характеристик ошибочными ситуациями учетам и безопасностью; службы управления общего пользования; информационные службы; интеллектуальные службы; службы регистрации сбора и обработки информации; службы планирования и развития.