71814

НАЛОГ КАК КАТЕГОРИЯ НАЛОГОВОГО ПРАВА

Научная статья

Налоговое регулирование и страхование

Одной из актуальных проблем налогового права выступает необходимость скорейшего совершенствования и унификации понятийного аппарата в сфере правового регулирования налогообложения. Обращаясь в связи с этим к рассмотрению налогово-правовой категории налога необходимо...

Русский

2014-11-12

92 KB

2 чел.

В. ПАРЫГИНА,

кандидат юридических наук

НАЛОГ КАК КАТЕГОРИЯ НАЛОГОВОГО ПРАВА

Одной из актуальных проблем налогового права выступает необходимость скорейшего совершенствования и унификации понятийного аппарата в сфере правового регулирования налогообложения. При этом развитие понятийного аппарата науки и совершенствование юридической терминологии не должны вызывать утрату точности и определенности устоявшихся терминов1.

Обращаясь в связи с этим к рассмотрению налогово-правовой категории налога, необходимо отметить, что до середины XVIII в. этот термин в России не применялся. Для обозначения составлявших основу государственных доходов фискальных платежей в законодательстве использовались понятия «дань», а затем «подать», «повинность». Поэтому, например, налоговая политика страны в дореволюционных работах по финансовому праву (оно не разделялось с финансовой наукой) именовалась «податной политикой». Впервые в отечественной литературе термин «налог» употребляется в 1765 г. в работе А.Я. Поленова «О крепостном состоянии крестьян в России»2. В научном обороте и законодательстве термин «налог» утвердился лишь в XIX в. При этом в исследованиях дореволюционного периода к определению рассматриваемого понятия могут быть выделены различные подходы.

В работах одной группы ученых (М.М. Алексеенко, С.И. Иловайский, А.А. Исаев, А.А. Никитский и др.), как правило, подчеркивался принудительный характер налогов. Например, М.И. Слуцкий определял налоги как «принудительные сборы, которые государство взимает с граждан для удовлетворения своих денежных потребностей»3. С.И. Иловайский называл налоги принудительными денежными взносами частных хозяйств4. А.А. Никитский указывал, что «налог — это принудительный сбор с граждан, устанавливаемый для покрытия общих расходов государства»5. На схожих позициях находился и А.А. Исаев, утверждая, что «налоги — суть есть обязательные денежные платежи»6. Боле того, А.А. Исаев писал, что само рассмотрение вопроса о наличии или отсутствии у государства права взимать налоги у граждан и обязанности их уплачивать бессмысленно7.

М.М. Алексеенко подчеркивал, что «с одной стороны, налог — один из элементов распределения, одна из составных частей цены… с другой — установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства»8.

Впоследствии, уже в послереволюционный период, к этой точке зрения присоединились С.Н. Дорман, М.Н. Соболев, А.А. Соколов. Например, М.Н. Соболев определял налоги как «принудительные сборы, взимаемые государством или уполномоченными им публично-правовыми органами в силу права верховенства, без какого-либо эквивалента со стороны государства на основании изданного закона и идущие на покрытие общегосударственных потребностей»9.

Вторая группа ученых — А.А. Александров, П.И. Красс, И.И. Янжул и др. — рассматривали налог как пожертвование граждан на публичные цели, взимаемое на основе закона. Наиболее яркое отражение такая позиция нашла в работах И.И. Янжула, который писал, что налог — это «односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путем и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек»10.

Особо следует отметить работы Л.В. Ходского, который придерживался компромиссных позиций, указывая, что «налоги — есть односторонние экономические пожертвования граждан или подданных»11, но они могут рассматриваться и как «принудительные сборы, которые государство взимает на свои нужды с населения, независимо от каких-либо частных специальных услуг, оказываемых государственными учреждениями данным плательщикам»12.

В современных работах также находим различные определения понятия «налог». Например, В.И. Гуреев указывает, что «налог — это обязательный взнос, взимаемый государством с юридических и физических лиц в бюджет соответствующего уровня»13.

Е.В. Покачалова определяет налоги как «обязательные и индивидуально-безвозмездные по юридической форме платежи юридических и физических лиц, установленные органами государственной власти для зачисления в государственную бюджетную систему (или в указанных случаях — внебюджетные целевые фонды)»14.

И.Г. Денисова рассматривает налоги как «обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, взимаемые с налогоплательщиков в законно установленном порядке и размерах»15.

В определении налога, предложенном А.З. Дадашевым, акцент сделан на макроэкономической составляющей этого комплексного (экономико-правового явления): «…налог — изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса»16.

В.М. Романовский и О.В. Рублевская в своих работах также акцентируют внимание на финансовой составляющей, понимая при этом налог в качестве общественного отношения: «Налог — императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту какого либо эквивалента»17.

Наиболее подробно содержание налога как комплексного явления раскрывается в определении, предложенном С.Г. Пепеляевым. В работе 1995 г. он предлагает следующую дефиницию исследуемого понятия: «…налог — единственно законная (установленная законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти»18. В последующих работах ученого, в более «отточенном» виде это определение дополняется тезисом о безвозвратности налогов19.

Дефиниции налога, выдвигаемые другими исследователями, более типичны и различаются в деталях. Так, Н.И. Химичева определяет налоги как «обязательные индивидуально безвозмездные платежи физических и юридических лиц, установленные представительным (законодательным) органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в государственную или местную казну с определением их размеров и сроков уплаты»20.

Г.В. Петрова указывает, что «налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в нем»21. Это же определение воспроизводит и Г.И. Иванова22.

В работах Е.Ю. Грачевой и Э.Д. Соколовой налог определяется как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования»23.

Н.Д. Эриашвили также понимает под налогом «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащего им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления»24. Однако в таком определении не отражена публично-правовая цель взимания налогов.

То же возражение может быть выдвинуто и в отношении более четкого определения Ю.А. Ежова, который пишет, что налог — это «установленный государством (в лице уполномоченного органа) в одностороннем порядке и в надлежащей правовой форме обязательный платеж, производимый налогоплательщиком в определенном порядке и размерах, носящий безвозвратный, безэквивалентный и стабильный характер, уплата которого обеспечивается мерой государственного принуждения»25.

Наконец, в некоторых работах в качестве доктринального приводится легальное определение налога, содержащееся в Налоговом кодексе26. Первое легальное определение понятия «налога» дал в 1997 г. в одном из своих постановлений Конституционный Суд Российской Федерации: «Налоговый платеж — это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого, в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности»27.

Затем легальное определение этого понятия было сформулировано в Налоговом кодексе. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 НК РФ налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог считается установленным, если соблюдена необходимая правовая процедура его легитимизации, определены налогоплательщики, обязательные элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

1 Алексеев С.С. Теория права. — М., 1994. С. 28.

2 См. подр.: Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право Российской Федерации. — Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — С. 47.

3 Слуцкий М.И. Популярные лекции по финансовому праву. — СПб., 1902. — С. 23.

4 Иловайский С.И. Учебник финансового права. — Одесса, 1904. — С. 148.

5 Никитский А.А. Основы финансовой науки и политики. — М., 1909. — С. 77.

6 Исаев А.А. Очерки теории и политики налогов. — Ярославль, 1887. — С. 1.

7 Там же. — С. 13.

8 Алексеенко М.М. Взгляды на развитие учения о налоге. — Харьков, 1870. — С. 25.

9 Соболев М.Н. Очерки финансовой науки. — Петроград, 1925. — С. 61.

10 Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. — М., 1904. — С. 197.

11 Ходский Л.В. Основы государственного хозяйства: Курс финансовой науки. — СПб., 1913. — С. 121.

12 Там же. — С. 137.

13 Гуреев В.И. Налоговое право. — М.: Экономика, 1995. — С. 28.

14 Покачалова Е.В. Налоги, их понятие и роль // В кн.: Финансовое право: Учебник. — М.: БЕК, 1995. — С. 226.

15 Денисова И.Г. Понятие налога. Принципы и функции налогообложения. Налоговая система России // В кн.: Финансовое право: Учебник / Под. ред. О.Н. Горбуновой. — М.: Юристъ, 1996. — С. 181.

16 Дадашев А.З. Сущность налогов и принципы налогообложения // В кн.: Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Черника. — М.: Финансы и статистика, 1996. — С. 46.

17 Романовский В.М., Рублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — М.: Юрайт, 1999. — С. 119.

18 Основы налогового права. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. — М.: Инвест Фонд, 1995. —С. 24.

19 См., напр.: Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. — С. 31.

20 Химичева Н.И. Налоговое право: Учебник. — М.: БЕК, 1997. — С. 5.

21 Петрова Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов. — М.: НОРМА — ИНФРА-М, 1997. — С. 5.

22 Иванова Г.И. Налоговое право: конспект лекций. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. — С. 5.

23 Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Налоговое право: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1998.— С. 3.

24 Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. — С. 219.

25 Ежов Ю.А. Налоговое право: Учебное пособие. — М.: Маркетинг, 2001. — С. 5.

26 См., напр.: Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. — М.: ЮрИнфоР, 2001. — С. 36.

27 Постановление КС РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года «О государственной границе Российской Федерации» в редакции от 19 июля 1997 года» // СЗ РФ. — 1997. — № 46. — Ст. 5339.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77283. Utilizing pattern recognition algorithms to capture gesture-based languages without using marking devices 21.5 KB
  Regrding the forementioned conditions it is importnt to reserch modern ptternrecognition lgorithms. This work includes nlysis of vrious imge trnsformtion lgorithms used for pttern recognition nd combintions of such lgorithms to improve results. Firstly these lgorithms include object edge detection lgorithms lgorithms to trnsform bitmp imges to vector grphics outline nlysis lgorithms neurl net lgorithms.
77284. Среда поддержки интерактивной визуализации для суперкомпьютерных вычислений 662 KB
  Возможностью визуализации состояния программы во время её работы занимается так называемая онлайнвизуализация. Также её иногда называют визуализацией по ходу вычислений в противовес традиционной визуализации после вычислений которая проводится после полного завершения расчётов. Более сложные случаи требуют наличия специальной системы для поддержки онлайнвизуализации.
77285. Web based computational steering system 52.5 KB
  Secondly person cn shorten the debugging time of prllel progrm becuse person is ble to drive the computtion process djusting the lgorithm prmeters or progrm execution pth ccording to his needs. t the moment we hve developed smll nd cler PI nd dt server for prllel progrm developers tht llows progrm to be visulized online. Computtion nodes re prllel progrm processes with some embedded PI clls which connects them to the steering system. Visuliztion frontends re set of worksttion progrms which visulize the tsk stte nd give the bility to...
77287. О СОЗДАНИИ СРЕДЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМ НАУЧНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ 33 KB
  При визуализации той или иной сущности специфическими являются выбор конкретного двух или трехмерного геометрического представления абстрактного объекта и разработка алгоритма построения этого представления на основе данных производимых вычислительной программой. Можно выделить три класса систем визуализации. Наконец к третьему классу относятся специализированные системы визуализации созданные специально для данного исследовательского проекта или даже конкретного пользователя.
77289. ON DEVELOPING ENVIRONMENT FOR CONTRUCTING SYSTEMS OF SCIENTIFIC VISUALIZATION 29 KB
  One cn distinguish three clsses of visuliztion systems. The first one consists of universl systems which include set of lgorithms for constructing wide rnge of typl representtions. For exmple wellknown systems PrView nd VS belong re of this kind.
77290. ENVIRONMENT FOR CONSTRUCTING SYSTEMS OF SCIENTIFIC VISUALIZATION 32 KB
  Ekterinburg The tlk dels with scientific visulistion system which is elborted by the uthors. One of the problems of trditionl visuliztion systems is tht some set of trnsformtion lgorithms is strictly prescribed nd cnnot be chnged. yer go the uthors presented this system lredy.
77291. Развитие программных средств научной визуализации 72.5 KB
  В связи с этим в арсенале визуализации создано множество программных средств. Но что делать если исследуемое явление настолько новое что нет готовых программ визуализирующих его Можно все же попытаться выразить визуальные сущности в терминах готовых систем визуализации. Можно создать программу для визуализации с нуля.