71917

Судебная система Российской Федерации, раскрытие понятия и ее основных признаков

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

К гражданским судам относятся верховные суды республик краевые областные городов федерального значения суды автономных округов и областей районные городские суды. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов: окружные флотские и гарнизонные.

Русский

2014-11-14

100.5 KB

2 чел.

16

Введение

На протяжении всей истории человечества происходит поиск наиболее рационального и эффективного построения государственной власти. Практически не было случаев, чтобы власть, оказавшаяся в руках одного человека или группы людей, тем более недобропорядочных, не использовалась в целях и интересах указанных лиц. Во избежание такого рода последствий за последние века была сформулирована и развита идея разделения власти на составляющие части – ветви, обладающие своими полномочиями в вопросах государственного управления.

Основа этой идеи – разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Считается, что указанное разделение должно существенно снизить произвол чиновников, сформировать устойчивую схему государственного управления.

Законодательная власть занимается принятием законов, исполнительная власть претворяет их в жизнь, а судебная власть контролирует правильность исполнения принятых актов, законность решений, принимаемых органами исполнительной власти.

Государственная власть в России также подразделяется на три указанные ветви. В советский период судебная власть находилась под давлением других ветвей власти, зачастую принимаемые судебные решения зависели от политической обстановки, рассматриваемые вопросы находились под идеологическим прессом.

В современное время судебная власть начинает пользоваться большим авторитетом у российского общества. Отмечена практика решения судебных споров не в пользу органов государственной власти, а в пользу простых граждан или юридических лиц.

Указанное дает повод надеяться, что в Российской Федерации происходят необратимые процессы становления правового демократического государства. Актуальность выбора данной темы очевидна.

Целью работы ознакомление с судебной системой Российской Федерации, раскрытие понятия и ее основных признаков.

 

1. Структура судебной системы Российской Федерации

Под судебной системой понимается совокупность судебных органов РФ, предназначенную для осуществления судебной власти, объединенную едиными задачами и принципами построения и деятельности с учетом федеративного и административно-территориального устройства РФ.

Пункт 3 статьи 118 Конституции РФ предусматривает, что судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судебную систему закреплена законодательно в следующих актах: ФКЗ от 23 декабря 1996 “О судебной системе РФ”, ФКЗ от 21 июля 1994 “О конституционном суде РФ”, ФКЗ от 26 апреля 1995 “О арбитражных судах РФ”, ФКЗ от 23 июня 1999 “О военных судах РФ”, Закон РСФСР от 8 июля 1981 “О судоустройстве РСФСР”, Федеральный закон РФ от 17 декабря 1998 “О мировых судьях в РФ”, Федеральный закон РФ от 14 марта 2002 года «Об органах судейского сообщества в РФ».

К настоящему времени сложилось несколько вариантов процедур осуществления судебной власти, которые принято именовать видами судопроизводства. К ним относятся конституционное судопроизводство, гражданское судопроизводство, арбитражное судопроизводство, уголовное судопроизводство, административное судопроизводство.

Каждое из этих судопроизводств регламентируется соответствующим законодательным актом – Законом о Конституционном Суде, ГПК, АПК, УПК и КоАП.

К принципам построения судебной системы РФ относят принцип учета федерального и административно-территориального деления; принцип специализации.

В соответствии с законодательством правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными на это, а равно на выполнение каких-то иных полномочий, образующих судебную власть. Никакие другие государственные органы или негосударственные образования, даже те, в наименовании которых присутствуют слова «суд» или «судебный» не относятся к числу органов судебной власти, реализующих указанные выше полномочия – правосудие, конституционный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т.д.

Судебная система РФ состоит из двух подсистем, к которой относятся федеральные суды и суды субъектов федерации.

Предписания вышеуказанных актов говорят, о том, что всю совокупность федеральных судов в свою очередь необходимо поделить на три вида:

1) Конституционный суд РФ (входит в судебную систему, но ему больше никто не подчиняется). У этого суда свои специфические задачи и он не осуществляет надзора ни за какими федеральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными судами и подобными органами субъектов Федерации.

2) федеральные суды общей юрисдикции. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют общими или гражданскими судами. Их возглавляет Верховный Суд РФ – высший судебный орган РФ. Верховный суд осуществляет контроль за гражданскими и военными судами.

К гражданским судам относятся верховные суды республик, краевые, областные, городов федерального значения, суды автономных округов и областей, районные (городские) суды.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов: окружные (флотские) и гарнизонные. Их не относят к числу общих (гражданских) судов, поскольку им подведомственны только такие дела, которые так или иначе затрагивают интересы военнослужащих, Вооруженных Сил и других воинских структур. Это специализированные суды, состоящие из военных судов гарнизонов, соединений, флотилий, армий, округов, флотов, видов Вооруженных Сил, групп войск, а также Военной коллегии – одного из основных подразделений Верховного Суда РФ.

3) федеральные арбитражные суды. Их возглавляет Высший Арбитражный Суд РФ. Также относятся федеральные арбитражные суды округов, Высшие Арбитражные суды республик, краевые, областные и городов федерального значения, суды автономных округов и областей.

К судам субъектов федерации относятся:

1) Конституционные или уставные суды субъектов РФ (осуществляют контроль за исполнением нормативных актов).

2) Мировые судьи.

2. Понятия, характеризующие системы судов

Система судов характеризуется тремя понятиями: судебные звенья, судебные инстанции, судебные составы.

Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями.

По этому признаку федеральные суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев:

основное звено - районные (городские, межмуниципальные) суды;

среднее звено - Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов;

высшее звено - Верховный Суд РФ.

Подобным образом подразделяются военные суды:

основное звено - суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов;

среднее звено - суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и групп войск;

высшее звено - Военная коллегия Верховного суда РФ.

В состав системы арбитражных судов входят:

основное звено - арбитражные суды субъектов Российской федерации;

среднее звено - федеральные арбитражные суды округов (всего таких округов образовано десять) ;

высшее звено - Высший Арбитражный Суд РФ.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений).

Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По уголовным делам это вопросы о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления и о применении или неприменении уголовного наказания, конкретной его меры. По гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанций могут быть почти все суды в пределах предоставленных им законом полномочий. Исключение составляют федеральные арбитражные суды округов: им не дано право быть судами первой инстанции.

Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. В системе общих и военных судов в этом качестве могут выступать все суды, кроме судов основного звена. В подсистеме арбитражных судов функции кассационных инстанций выполняют федеральные арбитражные суды округов. В общих судах среднего и высшего уровня образуются кассационные коллегии. Проверку законности приговоров, вынесенных с участием присяжных и не вступивших в законную силу, осуществляет кассационная палата, образуемая в составе Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ.

Право на кассационное обжалование принадлежит осужденному, оправданному, законному представителю, потерпевшему, гражданскому лицу и гражданскому ответчику. Закон «О прокуратуре РФ» предусматривает, что прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции вправе приносить протест на решение определенного постановления, независимо от участия его в процессе.

Кассационная инстанция – это почти всегда вышестоящий суд по отношению к суду, который рассматривает дело по существу. 2-ая (кассационная) инстанция – районный суд по отношению к мировым судьям. Областные и равные им суды по отношению к районным судам. Верховный суд РФ является кассационной инстанцией по отношению к судам среднего звена. Верховный суд РФ является кассационной инстанцией в отношении актов выносимых Верховным судом РФ по первой инстанции.

Постановления суда второй инстанции называются кассационным определением, оно вступает в законную силу немедленно, и не может быть обжаловано.

В отличие суда первой инстанции от суда второй инстанции суд первой инстанции рассматривает дела по существу. Суд второй ставит перед собой цель проверить законность и обоснованность судебных актов.

Также суд первой инстанции непосредственно исследует обстоятельства дела. Суд второй инстанции проверяет законность и обоснованность судебных актов на основе имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, которые не могли быть представлены в суде первой инстанции.

Имеются отличия:

по кругу лиц, участвующих в деле: в суд второй инстанции более узкий круг лиц, по сравнению с первой инстанцией, свидетели и потерпевшие дают только объяснения в суде второй инстанции;

по порядку вступления в законную силу: в суде первой инстанции акты вступают в законную силу по истечении срока на обжалование. В судах кассационной инстанции вступает немедленно. В этой инстанции не ведется протокол.

Широкое признание получил термин «надзорная инстанция». Им обозначаются подразделения судов, наделенные правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. В системе общих судов в таком качестве могут выступать президиумы судов среднего звена, а также коллегии и Президиум Верховного Суда РФ. Для военных судов такой инстанцией могут быть суды среднего звена (в их составе президиумов нет). Военная коллегия Верховного Суда РФ, а для арбитражных судов — Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

После принятия ФКЗ от 28 апреля 1995 года «Об арбитражных судах» российской судебной системе вновь стал известен термин «апелляционная инстанция». Пока что такого рода инстанции есть в подсистеме арбитражных судов. По закону под ними понимаются суды, уполномоченные повторно и в полном объеме рассматривать дела, по которым решение еще не вступило в законную силу, какая-то из сторон не согласна с ним и подала апелляционную жалобу. В подобных случаях происходит новое разбирательство дела по существу и по его итогам выносится новое, решение. Такую функцию могут выполнять только арбитражные суды субъектов Российской Федерации в отношении решений, вынесенных этими же судами по первой инстанции.

Судебные постановления проверяются на основании протестов, уполномоченных на то законом правовых лиц. В порядке надзора протесты могут рассматривать суды, указанные в законе.

Отличие кассационной и надзорной инстанции:

по объекту: суды надзорной инстанции проверяют судебные постановления вступившие в законную силу. Суды второй (кассационной) инстанции – не вступившие в законную силу. В порядке надзора проверяется более широкий круг судебных постановлений (предмет пересмотра дела в порядке надзора – решения суда первой, второй инстанции). При рассмотрение дела по второй инстанции проверяются судебные акты.

по субъектам опротестования: протест в порядке надзора могут приносить только должностные лица. Кассационные жалобы могут приносить лица, участвующие в деле, а также прокурор.

по полномочиям: суд надзорной инстанции имеет более широкий круг полномочий. Суд кассационной инстанции, и надзорной инстанции имеет право оставить судебный акт в силе. Кассационной и надзорной инстанции могут изменить решение, отменить судебный акт и прекратить производство по делу. Надзорной инстанция вправе оставлять одно из ранее принятых решений в силе. В суде кассационной инстанции дело может быть рассмотрено только один раз, в порядке надзора три раза.

В судах общей юрисдикции надзорными судами являются: президиум среднего звена; судебная коллегия по гражданским и уголовным делам Верховного суда РФ; президиум Верховного суда РФ.

Председатель Верховного суда РФ, генеральный прокурор РФ и его заместитель вправе приносить протесты во все судебные органы, кроме протестов на постановления президиума Верховного суда РФ.

Председатель областного и равных ему судов, прокурор области и равные ему прокуроры, вправе приносить протесты в порядке надзора в суды среднего звена.

При рассмотрении дела в порядке надзора соблюдаются определенные правила:

не допускать пересмотра дела одним и тем же органом дважды по протестам различных лиц;

дело, рассмотренное в порядке надзора в Верховном суде РФ, не может быть рассмотрено в президиуме областного суда и равного ему органа;

протест в порядке надзора на решение, приговор, определение районного суда и на кассационное определение суда областного и равного ему суда не переносится в вышестоящие надзорные инстанции (Верховный суд РФ), минуя президиум области и равного ему суда.

Решение надзорной инстанции может быть двух видов: определение и постановление.

Определения выносят судебные коллегии Верховного суда РФ. Определения подписываются всем составом суда.

Постановления выносит президиум областного суда и равного ему, президиум Верховного суда РФ.

Президиум может рассматривать дело при наличии большинства членов совета. Решения принимаются по большинству, при равенстве голосов протест считается отклоненным, как не собравший большинство голосов. Член президиума может быть не согласен, тогда он имеет право высказать свое особое мнение.

При рассмотрении дела по вновь открывшимся обстоятельствам исключается стадия рассмотрения дела, в которой суд проводит проверку законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных актов, в связи с обнаружением обстоятельств, которые были неизвестны при рассмотрении дела.

Вновь открывшиеся обстоятельства – это обстоятельства:

1) которые существовали в момент разрешения дела,

2) обстоятельства должны быть существенными.

3) эти обстоятельства не могли быть известны суду при рассмотрении дела.

Вышестоящей инстанцией или вышестоящим судом обычно называют суды, занимающие более высокую ступень по отношению к данному суду. Пользуются также весьма созвучным термином «высшая судебная инстанция». Этот термин является синонимом наименований Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ.

Судебные споры могут разрешаться судом только в следующем судебном составе:

1) суд первой инстанции рассматривает гражданские дела в составе трех судей или единолично одним судьей, суд второй инстанции всегда в составе трех профессиональных судей.

2) уголовные дела рассматриваются единолично судьей и двумя народными представителями;

3) в составе трех профессиональных судей (Верховный суд РФ);

4) профессиональным судьей и коллегией из 12-ти присяжных заседателей.;

5) только для надзорной инстанции судебный состав может включать и более 4-х профессиональных судей, если дело рассматривается президиумом суда.

3. Федеральные суды общей юрисдикции

3.1. Основные суды

В системе общих судов районный (городской) суд является основным звеном. Это обусловлено прежде всего широкой его компетенцией по осуществлению правосудия, а также тем объемом работы, который фактически им выполняется. Ежегодно суды всех уровней рассматривают и соответствующим образом разрешают несколько миллионов уголовных и гражданских дел, материалов об административных правонарушениях. На долю суда основного звена приходится подавляющее большинство таких дел, все материалы об административных правонарушениях, подведомственных судам, а также дела по жалобам на законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей. Он не рассматривает лишь те уголовные и гражданские дела, которые в соответствии с законом относятся к ведению других судов (краевых, областных, военных судов и т. п.). В связи с этим и определяется в основном его наименование: население обращается со своими проблемами, как правило, именно в этот суд, там оно и находит чаще всего необходимый ответ.

Принципы его организации определены Конституцией РФ, Законом о судоустройстве, Законом о статусе судей и другим законодательством.

Суд этого уровня действует в каждом районе или городе, не имеющем районного деления. В районе (городе) создается один суд, но возможно создание одного суда на район и город или на район и города, расположенные на территории данного района. Возможна организация межрайонных судов с учетом объема работы и других факторов. Право образования таких судов принадлежит местной администрации по представлению министра юстиции РФ или по согласованию с ним.

Надзор за судебной деятельностью основных судов осуществляют верховные суды республик, краевые, областные, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов.

Организационное обеспечение деятельности районных (городских) судов при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону возложено на министерства юстиции

3.2. Суды среднего звена

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов занимают в системе общих судов положение судов среднего звена. Они являются непосредственно вышестоящими для основных судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Суды среднего звена равнозначны между собой по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они выступают в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.             

В качестве суда первой инстанции суды данного уровня рассматривают уголовные дела о преступлениях против государственной власти (кроме дел о шпионаже, отнесенных к ведению военных судов), дела об умышленном убийстве, при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других преступлениях.

Суды этого уровня при соблюдении установленных в законе условий вправе принять к своему производству гражданские и уголовные дела, которые в принципе подсудны районным (городским) судам. Для «перенесения» гражданского дела в вышестоящий суд требуется согласие спорящих сторон. Получив в порядке исключения дело из нижестоящего суда, областной или приравненный к нему суд рассматривает его по существу с соблюдением всех процессуальных правил и принимает соответствующее решение.

В вышестоящие суды обычно попадают дела: а) имеющие большое общественное значение; б) не получившие правильного разрешения после вторичного рассмотрения в районном (городском) суде; в) переданные в суды этого уровня по решению надзорных инстанций. Кроме этого суды среднего звена обязаны принять к своему производству для рассмотрения по первой инстанции гражданские и уголовные дела, связанные с государственной тайной.

Суды среднего звена, будучи вышестоящими по отношению к основным судам, активно участвуют в проверке законности решений, вынесенных этими судами.

В соответствии со ст. 65 Конституции РФ в состав Российской Федерации входят:

21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов, а также города федерального подчинения — Москва и Санкт-Петербург. Качественное рассмотрение дел в кассационном порядке имеет важное значение, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановлений, обеспечивая тем самым осуществление целей и задач правосудия.

Рассматривая жалобы и протесты на приговоры, решения и определения основных судов, не вступившие в законную силу, суд среднего уровня путем дачи указаний по конкретным делам, не нарушая при этом принципа независимости судей при разрешении дел, использует одно из важных средств повышения качества и эффективности правосудия.

Кассационное определение, вынесенное по конкретному уголовному или гражданскому делу, имеет важное значение не только для данного дела. Оно оказывает влияние на всю последующую практику основного суда, содействуя тому, чтобы ошибки, допущенные в данном случае, не повторялись по другим делам. Это оказывает положительное влияние на формирование судебной практики, способствует улучшению работы данного и других основных судов.

В качестве надзорной инстанции краевой, областной и приравненный к нему суд уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров и других решений основных судов, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу. Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению судебной практики в пределах края, области и т.п. Непосредственное ее выполнение возложено на президиум соответствующего суда.

3.3. Верховный Суд РФ

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Другими словами, данный суд призван выполнять по меньшей мере три основные социальные функции, реализация которых определяет его роль и место в судебной системе и системе других органов государственной власти:

выполнение задач, которые возлагаются на него как на высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

осуществление в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах надзора за деятельностью таких судов;

дача разъяснений по вопросам судебной практики.

Каждая из этих функций имеет конкретное содержание, которое будет раскрыто детально в последующих параграфах данной главы. Здесь в связи с общей характеристикой Верховного Суда РФ и его положения в государстве достаточно отметить, что первая из названных функций этого суда проявляется в том, что он наделен полномочием рассматривать по существу (по первой инстанции) наиболее сложные и ответственные гражданские и уголовные дела, которые отнесены к ведению судов, как сказано в процитированной статье Конституции РФ, общей юрисдикции.

К судам такого рода можно было бы отнести суды, уполномоченные рассматривать обычные, не требующие специальных процедур и познаний дела (практически это все дела, кроме тех, что отнесены к ведению Конституционного Суда РФ и арбитражных судов).

Но положение высшего судебного органа требует еще того, чтобы он проверял законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений всех возглавляемых им судов (общих и военных). За ни»' окончательное слово по конкретным судебным делам, рассмотренным общими и военными судами.

Вторая из названных функций Верховного Суда РФ тесно связан с первой. Осуществлять надзор за деятельностью судов — это значит, прежде всего, выявлять и исправлять допускаемые ими ошибки. Как подчеркнуто в Конституции РФ, делаться это должно только в процессуальных формах, т. е. с соблюдением установленных законом правил судопроизводства, а не произвольно. Выполнение данного требования — важное средство, призванное обеспечивать независимость всех нижестоящих судов.

Третья функция тоже не изолирована от других. Осуществление ее позволяет Верховному Суду РФ активно влиять в нужном направлении на практику применения конкретных законов не только судами, но и другими органами государственной власти, общественными объединениями, должностными лицами. Разъяснения, даваемые Пленумом этого суда, опираются на обобщенную практику судов по применению конкретных законов, отражают ее суть и дают ориентиры для правильного применения соответствующих законов в будущем.

Наряду с названными функциями Верховный Суд РФ имеет также предоставленное ему ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы. Это важное средство обратной связи нашего законодателя с практикой применения принимаемых им законов. Именно на практике выявляются как достоинства законов и других правовых актов, так и их недостатки. Верховный Суд РФ – один из органов, который располагает обширной информацией о том, как действуют законы, в чем трудности и недостатки их применения. Опираясь на такую информацию, он способен активно содействовать законотворчеству, привлекая внимание к пробелам и иным недостаткам действующего законодательства.

4. Военные суды

Военные суды создаются по территориальному принципу, по месту дислокации войск и флотов. Военные суды осуществляют правосудие в войсках, органах и формированиях, где предусмотрена военная служба.

Подсудны следующие категории дел:

дела о преступлениях совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, если преступник совершил преступление в период прохождения военной службы;

подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, интересов военнослужащих, граждан проходящих военные сборы от действий органов государственного управления, военных должностных лиц, принятых ими решений;

военные суды рассматривают дела о административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, или гражданами, проходящими военную службу;

военные суды, которые дислоцируются за границей, рассматривают все дела, подсудные общим судам, если иное не установлено международными договорами.

4.1. Гарнизонные военные суды – основное звено

Гарнизонный военный суд – основное звено в системе военных судов. Он создается на один или несколько военных гарнизонов. Надзор за деятельностью гарнизонных судов осуществляется окружным (флотским) судом.

Состав гарнизонного военного суда: председатель суда и его заместитель, и судьи.

Полномочия гарнизонного суда:

гарнизонные суда рассматривают по первой инстанции гражданские и уголовные дела и иные, которые не отнесены к подсудности вышестоящих судов.

гарнизонным судом рассматриваются дела по вновь открывшимся обстоятельствам;

гарнизонный суд рассматривает жалобы на действия или бездействия лица, производящего дознание, следователя, прокурора и на принятые им решения, если это предусматривает законодательство;

гарнизонные суды принимают решение об аресте, о заключение под стражу, содержание под стражей, об ограничении прав на тайну переписки почтой, телеграф или телефонных сообщений;

занимается изучением и обобщением судебной практики и анализом судебной статистики.

Возглавляет гарнизонные суды председатель, его назначает президент РФ по наставлению председателя Верховного суда РФ. Председатель организует деятельность данного суда, распределяет обязанности между членами суда, может принимать участие в рассмотрении всех дел.

4.2. Окружные военные суды и военная коллегия Верховного суда РФ

Окружной военный суд – является средним звеном системы военных судов РФ. Осуществляет судебный надзор за гарнизонными судами, в свою очередь, над ним осуществляет контроль военная коллегия Верховного суда РФ. Окружной военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которых дислоцируются воинские части. Состав: председатель, его заместители, члены суда.

Окружной военный суд рассматривает гражданские дела по первой инстанции, связанные с государственной тайной. А также рассматривает уголовные дела, о преступлениях за совершение которых может быть назначено свыше 15-ти лет, смертная казнь. Состав: гражданские дела единолично судьей или в составе 3-х профессиональных судей. Уголовные дела коллегией из 3-х профессиональных судей или судьи и 2-ух народных заседателей. Решения и приговоры могут быть обжалованы или опротестованы в кассационном порядке в военной коллегии Верховного суда РФ.

Рассматривает дела по второй инстанции в отношении судебных актов, постановлений, изданных гарнизонными судами по первой инстанции, не вступившие в законную силу. Кассационные определения выносятся в составе 3-х профессиональных судей.

Рассматривает дела в порядке надзора на судебные акты гарнизонных военных судов, вступивших в законную силу, а также на кассационные определения окружного суда.

Рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Занимается обобщением и анализом судебной практики.

Судебные коллегии (гражданских и уголовных дел), внутри коллегий могут быть образованны судебные составы. Судебные коллегии рассматривают дела по первой и второй инстанции.

Президиум рассматривает дела в порядке надзора. Возглавляет окружной военный суд председатель. Председатель организует работу данного суда, председательствует при рассмотрении дел или назначает для этого судей. Созывает заседание президиума и председательствует на нем. Кроме этого вправе приносить протесты в порядке надзора на судебные акты, постановления принятые гарнизонными судами.

Высшим звеном военных судов является военная коллегия Верховного суда РФ.

5. Конституционный суд РФ

Конституционный суд РФ является самостоятельной судебной ветвью РФ. В ней отсутствуют звенья, КСРФ единственное звено этой системы.

Существует три вида решений КСРФ:

постановление – это итоговое решение КСРФ по существу вопроса, отнесенного к компетенции суда;

заключение – итоговое решение КСРФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против президента в государственной измене, или ином тяжком преступлении.

определение – это все иные решения КСРФ, которые принимаются в ходе рассмотрения дела.

Решения КСРФ имеют свою специфическую каноническую форму, которая состоит из: вводной, описательной, мотивировочной, результативных частей.

Вводная – указываются наименование решения, дата и место, состав суда, данные о сторонах и т.д. Формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению.

Описательная – излагаются требования, содержащиеся в обращениях сторон, а также обстоятельства, установленные судом.

Мотивировочная – обосновывается вывод суда о том, как должно быть решено данное дело. Указываются нормы права, которыми руководствовался суд при принятии решения.

Результативная – форма решения, указание на окончательность и общеобязательность решения. Порядок вступления в законную силу. Порядок опубликования.

Требования к решения КСРФ:

должно быть обоснованным,

в письменной форме,

провозглашается немедленно после его подписания, и подлежит опубликованию в официальном издании, занимающимся этим.

Решения КСРФ обладают юридической силой. Решение КСРФ состоит в следующем:

решение действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами;

вступает в законную силу немедленно после его провозглашения;

акты или отдельные положения, признанные решением КСРФ неконституционными, утрачивают юридическую силу. Решения судов и иных органов, которые основывались на этих актах, признаются неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленным федеральным законодательством порядке. Не вступившие в законную силу акты, признанные неконституционными не подлежат введению в действие.

6. Мировые судьи

В соответствии со  статьей 4 ФКЗ “О судебной системе” в состав судебной системы РФ входят федеральные суды и суды субъектов федерации. К последним и относятся мировые судьи, они же являются судьями судов общей юрисдикции.

К подсудности мировых судей относятся значительное количество гражданских и уголовных дел, что значительно разгружает районные (городские) суды.

Закон открывает еще больший доступ к отправлению правосудия.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебного участка из расчета численности населения на одном участке – 15-30 тысяч человек. Административно-территориальное образование численностью менее 15 тысяч человек, создают единый судебный участок. Количество судей и судебных участков в субъектах РФ определяются законом. Выплата заработной платы предусматривается законом “О судебной системе”, выделяется из федерального бюджета. Размер заработной платы устанавливается в размере 60% от зарплаты председателя ВСРФ. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей берет на себя субъект федерации. Закон “О мировых судьях” предоставляет большие полномочия по созданию судебных участков, формирования корпуса мировых судей, по материально-техническому обеспечению. Введение в действие инстанции мировых судей на территории субъекта федерации возможно путем принятия аналогичного закона, но с меньшим территориальным влиянием, непосредственно субъектом федерации.

Мировые судьи рассматривают:

по первой инстанции уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание не более 2-ух лет ограничения свободы;

дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел о установлении отцовства, лишении родительских прав, усыновлении/удочерении ребенка, споры о детях;

дела, возникающие из трудовых отношений, кроме дел о восстановлении на работе;

имущественные споры, при цене иска до 500 МРОТ;

дела о порядке пользования земельных участков;

дела о административных правонарушениях, которые отнесены к компетенции мировых судей КоАП РФ.

Мировые судьи также рассматривают дела о выдаче судебного приказа.

Вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям является районный суд, будет рассматривать в качестве суда второй инстанции кассационные жалобы и протесты, на решения мировых судей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41724. Частотные характеристики типовых звеньев систем автоматического управления 1.47 MB
  Построение частных характеристик типовых звеньев средствами математического пакета MATLAB и изучение зависимости этих характеристик от параметров входящих в состав передаточной функции.Построить следующие частотные характеристики: ЛАЧХ; ФЧХ; АФЧХ. Увеличив значение T в 10 раз определить как изменятся частотные характеристики. Задание 1 Используя пакет MTLB получим частотные характеристики.
41726. Исследование электрической цепи с последовательным и параллельным соединениями приёмников электрической энергии 349.01 KB
  Проверка на опыте особенностей последовательного и параллельного соединения резисторовэ,и при этом образуется неразветвленная цепь или участок цепи. Для последовательного соединения характерно то что во всех этих резисторах возникает одинаковый ток а падения напряжения на них пропорциональны сопротивлениям: Каждое сопротивление может быть найдено по формулам: Падение напряжения на всем участке цепи равно сумме падений напряжений на каждом резисторе: Эквивалентное сопротивление участка цепи равно сумме сопротивлений каждого резистора: Если же к концам участка вместо трех резисторов подключить эквивалентный...
41727. Органолептическая оценка качества сырья и приготовление полуфабрикатов из мяса и домашней птицы 101.48 KB
  Организация рабочего места используемые технологическое оборудование посуда инвентарь из мясного цеха Органолептическая оценка мяса. Признаки свежести мяса. Полуфабрикаты из мяса приготовление котлетной массы.
41728. Решение оптимизационных задач с помощью надстройки Excel «Поиск решения» 21.87 MB
  Ниже перечислены основные правила которыми следует руководствоваться чтобы создать качественную модель на основе электронных таблиц: необходимо четко обозначить все переменные; следует четко обозначить входы модели переменные решения и параметры; надо указать критерии эффективности и выходные переменные; не следует жестко привязывать значения параметров к формулам параметры должны храниться в отдельных ячейках рабочего листа для удобства документирования и анализа; если это возможно надо отделять переменные представляющие...
41729. Построение графиков функций 88.96 KB
  5x2cosx Создание приложений.5x2cosx end; Функции описывающие переход от вещественных координат к экранным по оси Х function xex:rel:integer; begin xe:=roundxxmin dx10; end; по оси Y function yey:rel:integer; begin ye:=Form1. № вар F1x F2x F3x F4x 1 2 3 4 5 1 cosx 2cosx cos2x Cosx 2 2 sinx 2sinx sin2x sinx 2 3 Expx 2Expx Exp2x Expx 2 4 cosx0.5x 2cosx2x cos2x4x 3xCosx 2 5 6 3xsinx x 3 –cosx 3 x3cosx xcosx 3 7 8 9 Expx Expx 2 Expx1 Exp2x 10 Expx2x...
41730. Создание статического и динамического изображения 550.85 KB
  Ход работы Создал канал уровень который пропорционален уровню продукта в емкости рисунок 2.1 а Создал генератор синусоидального сигнала и произвёл его привязку к созданному каналу рисунок 2. а б Рисунок 2.1 – Процесс создания канала Уровень и генратора Синусоида Создал экран с расположением на нем тренда строящего зависимость уровня...
41731. Складання програми сортування обєктів 64.74 KB
  Складання програми сортування об’єктів Мета роботи: Складання програми сортування об’єктів за кольором. Завдання на лабораторну роботу: Скласти програму сортування кольорових об’єктів з використанням датчика кольору для визначення кольору об’єктів та двох тактильних датчиків для калібрування робота. Програма мусить виконувати наступні функції: Керування сервоприводом для подавання об’єктів на виявлення кольору об’єкту. Керування механізмом що містить відділення для об’єктів сортування за допомогою сервопривода.
41732. Исследование затянутых болтов 362.76 KB
  Метрические резьбы делятся на крупную и пять мелких. Крепежные резьбы выполняются однозаходными треугольного профиля. По направлению винтовой линии резьбы делятся на правые и левые. Крепежные резьбы должны обладать большой прочностью на сдвиг поэтому их профиль принят треугольным.