71943

Альберт Великий

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

После распада Римской Империи, сельское хозяйство на её западных территориях, занятых варварами пришло в упадок. Были утрачены знания и технологии Империи, площадь пахотных земель значительно сократилась.

Русский

2014-11-14

41.55 KB

2 чел.

            МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                         имени М. В. Ломоносова

                                ФАКУЛЬТЕТ ПОЧВОВЕДЕНИЯ

                                         Кафедра биологии почв

 

РЕФЕРАТ

Альберт Великий

                                                                                                                     Выполнил: студент

                                                                                           5 курса

                                                                                           Катаев А. Д.

                                                                                           Преподаватели:

                                                                                           Красильников П. В.

                                                                                           Прокофьева Т. В.

                                         Москва-2013

После распада Римской Империи, сельское хозяйство на её западных территориях, занятых варварами пришло в упадок. Были утрачены знания и технологии Империи, площадь пахотных земель значительно сократилась.

Некоторое улучшение ситуации произошло при Карле Великом, издавшем в начале IX в. «Капитулярий о поместьях», в котором, помимо прочего, имелись положения об охране лесов и пашен. С окончанием Тёмных Веков, в XIXIII вв. происходит массовый подъем сельского хозяйства: расширяются посевные площади, осваиваются новые почвы — как плодородные, так и требующие предварительной подготовки и мелиорации – происходит так называемая внутренняя колонизация. Субсидируемые правителями, переселенцы вырубали и выжигали леса, осушали болота, заселяя всё новые земли по всей Европе. В то же время получает распространение отвальный железный плуг, активно применяются в качестве удобрений навоз и мергель. Урожайность увеличивалась, возрождались также садоводство и виноградарство, выращивание пшеницы. Как следствие, востребованность забытых технологий и научных сведений росла, предпринимались попытки возродить античные знания. Параллельно шло и формирование новых взглядов на обработку почв.

Растущим и развивающимся государствам требовалась система описания и оценки земель. При этом, качествам почв придавалось самое малое значение, учитывались в основном доход и урожаи. Основной мерой по их улучшению было, похоже, внесение значительных количеств навоза, ценность которого признавалась в Западной Европе повсеместно. Широко применялось осушение переувлажнённых почв болотистых и лесистых местностей. Таким образом, к середине XIII века в Европе (в особенности в Англии) накопилось множество практической информации о почвах, но практически отсутствовала теоретическая база. Одной из попыток её совершенствования были труды Альберта фон Больштедта, Альберта Великого.

Альберт Великий родился в семье графа фон Больштедта в Лауингене-на-Донау. Точная дата его рождения неизвестна, предположительно родился между 1193 и 1206 годами. Был воспитан в среде феодальной аристократии. В первые годы учебы его успехи были довольно скромными, никак не давали оснований предположить, что он станет величайшим ученым своего времени. Для объяснения этой аномалии ссылались на чудо, случившееся после вступления Альберта в орден доминиканцев. Около 1212 г. поступил в Падуанский университет, где попал под влияние Иордана Саксонского, второго магистра-генерала ордена братьев-проповедников (доминиканцев), который читал проповеди студентам в конце 1223. В том же году, вопреки воле отца и дяди, и отчаянному сопротивлению последних, вступил в доминиканский орден, продолжая занятия теологией и наукой. Альберт стал доминиканцем, но получил значительные послабления в соблюдении орденского устава. Чтобы он мог заниматься своими исследованиями, ему позволили до самой смерти пользоваться принадлежавшим ему состоянием, что для тех времен было делом неслыханным.

С 1228 по 1254 гг. Альберт преподавал в крупнейших университетах Баварии и Франции и обретает славу величайшего схоласта Европы. Слава его была так велика, что когда он выступал с лекциями в Парижском университете, там не находилось достаточно вместительной аудитории, и он читал лекции на площади, названной потом его именем, ведь название Мобер (Maubert) означает не что иное, как мэтр Альберт (maitre Albert). В 1245 уехал из Кёльна в Париж, где получил степень магистра теологии и возглавил кафедру богословия. В это же время начал писать первые из своих многочисленных трудов по естествознанию, метафизике, логике, этике, экзегезе Св. Писания и теологии. В том же году происходит его знакомство с Фомой Аквинским, который затем станет одним из любимых учеников Альберта и будет сопровождать его в поездках по университетам и многочисленным странствиям. В 1248 Альберт возвратился в Кёльн, где преподавал философию и теологию вновь принятым членам ордена в Studium generale – доминиканской школе, только что основанной в этом городе.

В 1254 г. назначен провинциалом Доминиканского ордена. Деятельность Альберта на этом посту способствовала развитию ордена во вверенной ему провинции Тевтония и росту числа братьев. В 1260 Папа Римский Александр IV назначил Альберта епископом Регенсбурга, но по прошествии двух лет Альберт отказался от епископского служения, которое мешало его научным и теологическим занятиям. Он проповедует затем в Баварии, Вюрцбурге и Кёльне. 7 марта 1274 года его настигает удар судьбы - в одном из итальянских монастырей умирает его любимый ученик Фома Аквинский. В том же году он принимает участие в Лионском соборе, а в 1276 году становится папским нунцием в Польше. Год спустя, невзирая на свои восемьдесят лет, он без колебаний отправляется в Париж, чтобы защитить память Фомы Аквинского, на некоторые сочинения которого обрушился с нападками университет этого города. Последние годы жизни Альберт фон Больштедт провёл в Кёльне. В 1279 году Альберт теряет память и до конца жизни затворяется в монашеской келье. Когда епископ Кёльнский пожелал навестить его, тот ответил из-за запертой двери: «Альберта здесь больше нет». Умер в 1280 в Кёльне, где и похоронен в доминиканской церкви св. Андрея. Был беатифицирован в 1622 г, в 1931 г. папа Пий XI канонизировал Альберта. В 1941 г. он был провозглашён покровителем учёных.

Ещё при жизни имя Альберта Великого стало легендарным. Он был невероятно разносторонней личностью, его почитали как великого схоласта и мудреца, могущественного мага, алхимика и прорицателя. Обладая невероятной эрудицией, он ознакомился практически со всеми известными на тот день научными сведениями о мире. Создавая общий план всех наук, Альберт следует традиционной аристотелевской схеме: он либо основывается на аристотелевских текстах, либо пытается восполнить утраченные трактаты или те, которые Аристотель не успел написать (поскольку тексты Аристотеля изобилуют постановками задач, к которым он планирует обратиться позже, «в свою пору»). Альбертовы комментарии к Аристотелю отличаются по форме от сложившейся арабской традиции - последовательного цитирования, перемежающегося обширными комментариями. Альберт дает скорее парафраз текста, изобилующий авторскими отступлениями. В этих отступлениях Альберт обращается к опыту, понимаемому в широком смысле. Опыт представляется Альберту важным инструментом естественнонаучного познания - именно таким путем осуществляется познание единичных вещей, составляющих природный универсум, и естественных причин. Альберт не склонен напрямую возводить любое событие к божественной воле - Бог как первая причина действует в мире посредством множества вторичных причин. Имя, данное ему: Doctor universalis – "всеобъемлющий доктор", и почетный титул Magnus – "Великий", показывают отношение к нему современников (полный титул Альберта Великого был тройным: «Magnus in magia naturalis, major in philosophia, maximus in theologia – великий в естественной магии, ещё более великий в философии, величайший в теологии»). Перу Альберта Великого принадлежит множество философских, теологических и естественнонаучных трудов, а так же алхимические трактаты и книга предсказаний будущего - в французском издании его книг в XIX в. вышло 38 томов.

В своих изысканиях, Альберт Великий придавал весьма большое значение естественному познанию мира. Обладая универсальным умом, кроме разработки философской системы, Альберт производил множество разнообразных опытных исследований. Он даже упрекал Августина за то, что тот не знал природы. Искренне уважая метод познания природы по Аристотелю, он исходил множество дорог в поисках необходимых для опытов минералов. Как любой средневековый экспериментатор, занимаясь алхимией, чтобы понять образование физических тел, он делал упор на важности опыта, единственно позволяющего прийти к реальным выводам в вопросах природы; считая основным методом научного исследования и познания свойств мироздания наблюдение. Космос он понимал как наполненную силами совокупность форм и развивал учение о реальной целостности. Во многом благодаря Альберту в высокой схоластике стала доминировать аристотелевская физика (наряду с которой существовали и другие представления о природе, например, у Гроссетеста, которые Альберт называл «пифагорейскими»). Основываясь на аристотелевском тексте, Альберт разделяет три типа определения движения: формальное (актуализация потенциального), материальное (актуализация могущего двигаться) и целостное, охватывающее актуальность двигателя и движимого. Тем самым Альберт отвергает аверроистскую интерпретацию движения исключительно как претерпевания; с точки зрения Альберта, Аверроэс не проводит различия между движением как via (процессом) и целью движения. Альберт же полагает, что движение существует в движимом (претерпевающем), но принадлежит движущему (действующему) как причине.

На Альберта оказали сильное влияние неоплатонические тенденции (особенно в отношении космологии и концепции влияний высших интеллигенции на низшие); зачастую он воспринимал Аристотеля через неоплатоническую арабскую интерпретацию. Так, он полагал, что анонимная арабская «Книга о причинах» (восходящая к «Первоосновам теологии» Прокла), к которой он написал комментарий, принадлежит Аристотелю (на связь этой книги с Проклом первым указал Фома Аквинский). Однако неоплатонические и аристотелевские тенденции Альберт старался органически сочетать: рассматривая различные вопросы, он стремится примирить Платона и Аристотеля.

Тексты Аристотеля породили множество противоречивых толкований. Их обсуждению Альберт посвятил особое сочинение - De XV problematibus («О пятнадцати трудностях»). В случаях, когда учение Аристотеля вступает в противоречие с христианскими догмами, Альберт стремится не опровергнуть его, а восполнить, осуществить concordia discordantium. Так, Альберт усматривает некоторую истинность в учении Аристотеля о вечности мира: основной довод Аристотеля заключается в том, что материя, будучи чисто потенциальной, никоим образом не может существовать прежде мира, и в этом, полагает Альберт, он прав; недостаточность аристотелевского воззрения состоит в том, что он не рассматривал альтернативу - творение ex nihilo, идея которого является результатом божественного откровения в Книге Бытия.

Наиболее важное творение Альберта - «Сумма о творениях» (Summa de creaturis), написано в 1228-1233 гг. В ней рассматриваются четыре соположения того, что равносотворено изначально: материя; время; небеса, или эмпиреи, и природа ангелов. Понятие «материя» многозначно: рассматриваемая теологически, она есть то, чему была придана форма в течение шести дней творения, рассматриваемая философски, она - субъект изменений; поэтому должны существовать различные типы материи, в соответствии с различными типами изменений. Так, материя небесных тел, подверженных только изменению в отношении места, но неразрушимых, иная, нежели материя подлунного мира, в котором происходит возникновение и разрушение. Время, являющееся мерой изменений, также различно в различных частях бытия. Бог, неизменное существо, находится вне времени, в вечности, которая качественно отлична от «вечной жизни», присущей вещам, не имеющим конца существования. Время различно и в движении небесных тел, и в изменениях в душе, и в изменениях материальных земных вещей, хотя их можно измерять внешним образом - астрономическим способом.

Под влиянием неоплатонических и арабских источников Альберт выстраивает иерархию небес: небеса (эмпиреи), обладающие природой света и являющиеся обителью ангелов, неподвижный двигатель, который объемлет собой кристаллическое небо и твердь, содержащую звезды, - их движение является причиной жизни низших существ. В свою очередь небеса (эмпиреи) охватываются небесами Троицы.

Относительно нетелесных субстанций Альберт предпочитает говорить не об их составе из формы и материи, а, следуя Боэцию, исходя из «того, благодаря чему они есть» (quo est), и того, что есть (quod est). Таким образом, Альберт отвергает получающий распространение гилеморфизм в духе Ибн-Гебироля.

Другое важное произведение - «Сумма теологии» (Summa Theologiae). Теология, по Альберту, это наука о бытии как предельной цели и способах достичь ее. Такое наивысшее бытие есть Бог: в Нем, в отличие от всех сотворенных вещей, сущность и существование совпадают (именно в этом, согласно Альберту, заключена суть Ансельма доказательства бытия Бога). Из совпадения сущности и существования проистекают Его единство и простота, неизменность и вечность. Поскольку в божественной сущности нет никаких чуждых примесей, она есть то, что есть, то есть подпадает под аристотелевское определение истины; следовательно, божественное бытие есть истина. Поскольку Бог не испытывает лишенности и не может утратить ничего, Он есть благо. Будучи высшим бытием, истиной и благом, Он является причиной всего сущего, благого и истинного.

Учение Альберта о душе (часть которого составляет предлагаемый читателю трактат) занимает важное место в его философии. Альберт стремится дать исчерпывающий свод определений души, принадлежащих как христианским мыслителям, так и Аристотелю с его последователями. Все определения сходятся в том, что душа есть нематериальная субстанция, соединенная с телом. Как первичный акт она дает телу бытие, как вторичный осуществляет его движения, поэтому верно и платоновское определение души как нематериальной субстанции, движущей тело, и аристотелевское - как формы тела. Альберт считает сущностным определением души не ее близость телу, а то, что она, подобно ангелам, относится к роду нематериальных субстанций, поэтому он предпочитает называть душу актом или совершенством тела, а не формой, ведь форма не может существовать без материи (форма - частный случай совершенства, а именно совершенства по отношению к материи).

Альберт отвергает учение о множественности субстанциальных форм, утверждая, что телу присуща только одна душа, сотворенная непосредственно Богом. Альберт также отвергает гилеморфное строение души.

На протяжении своей жизни, Альберт Великий исследовал неисчислимое множество различных вопросов и выдвинул массу интересных теорий и открытий. В частности, именно ему принадлежит введение в математику логарифмов. Норберт Винер, отец кибернетики, называл Альберта Великого одним из прародителей современной кибернетики. Вообще, Альберт Великий ввёл в обиход европейской науки очень большой объём знаний, недоступный для неё ранее, почерпнутый в сочинениях древнегреческих философов и арабских учёных. Он проводил и собственные исследования природных явлений (затмения, кометы, вулканы, горячие источники), а также флоры и фауны. Альбертом была проведена гигантская систематизаторская работа. Сочинения «Об алхимии» и «О металлах и минералах» содержат высказывания о зависимости климата от географической широты места и его положения над уровнем моря, а также о связи между наклоном солнечных лучей и нагреванием почвы. Здесь же Альберт говорит о происхождении гор и долин под воздействием землетрясений и потопов; рассматривает Млечный Путь как скопление звезд; отрицает факт влияния комет на судьбы и здоровье людей; объясняет существование горячих источников действием тепла, идущего из глубин Земли и т.д. В трактате "De vegetalibus et plantis" («О растениях») он разбирает вопросы органографии, морфологии и физиологии растений, приводит факты по селекции культурных растений, высказывает идею об изменяемости растений под воздействием среды.

Альберт Великий написал в общей сложности 7 книг о растениях, объединённых названием «De vegetalibus et plantis» («О растениях») признавал наличие у них души, выполнявшей функции роста, питания и размножения. Кроме того, он разбирает вопросы органографии, морфологии и физиологии растений, приводит факты по селекции культурных растений, высказывает идею об изменяемости растений под воздействием среды. Альберт подразделял растения на деревья, кустарники, полукустарники и травы. Грибы считал организмами, промежуточными между животными и растениями. Дал описания частей ствола, ветвей, формы и величины листьев, окраску и запах цветов и плодов, масел, ядов, меда, воска; функцию растений рассматривал как размножение, питание и зимнего сна, применял размножение черенками.

Много внимания Альберт Великий уделял животным, часто повторяя Аристотеля и других авторов. В частности, отстаивает идеи генезиса в понимании наследственности, возможности изменения нравов животных после кастрации, борьбы между животными. Одновременно описания животных часто сопровождаются фантазиями о комбинировании разных жидкостей из органов, превращения лошадиного волоса в волосатика в воде, лошади со странными частями тела от слона и быка, саламандры, способной жить в огне

Воззрения Альберта Великого на почву являются синтезом идей древнегреческих и римских авторов (в особенности любимых им Палладия и Аристотеля), Авиценны, и своих собственных. Вслед за Авиценной, Альберт разделяет учения о четырёх основополагающих началах – горячем и холодном, сухом и влажном. Почва, по его словам, «синтез холода и сухости», ее «оживляют» два активных начала — тепло и влажность. Суть хорошей почвы в «умеренности» — соразмерности холода и тепла, сухости и влажности. Огромное значение автор – истинный сын своего времени, знавший земледелие на кислых и бедных почвах Европы (окрестности Кельна), придает унавоживанию. Навоз —«радость (laetamen) растений», ибо «растение не имеет чрева, но использует вместо чрева почву». Поэтому важно, чтобы в почве «вокруг растения располагалась гниющая пища, затем влажность ее притягивалась корнями и они питались бы ею». Интересно добавление Альберта Великого к этому натурфилософскому рассуждению: «Это подтверждает опыт земледельцев, которые унавоживают свои поля». Он подчеркивает роль качества органического удобрения: «необходимее, чтобы оно было на пути к разложению, чем оказалось уже испепелившимся». Это прообраз гумусовой теории питания растений. Альберт Великий рассматривал взаимосвязь воды и почвы. На склонах «проточная вода» может вредить: «своим потоком она вымывает все, что есть землистого... питательного около корней». В связи с этим совет, как распределять навоз на склоновой пашне — в верхней части надо класть больше навоза, в нижней — меньше, так как сверху он все равно частично будет смыт. Об орошении говорится, что надо учитывать при этом качество воды: больше всего надо бояться соленой воды — она «иссушает, опаляет почву и совершенно противна зарождению растений». Альберт Великий пробует разобраться в сущности вспашки, называя «четыре ее пользы» для почвы: «открывание, уравнивание, перемешивание, рыхление». Плотная почва вредна растениям. Он приводил мысль античных авторов о существовании в почве на глубине 2—3 футов жировой прослойки — туда «просачивается с водой пища сверху», и поэтому необходимо «нижние слои поднимать выше, а верхний углублять путем вспашки... чтобы сила земли уравновешивалась и объединялась в одну общую силу, двигала и оплодотворяла корни растений». Однако, решая вопрос о способе и глубине вспашки, «надо прежде всего рассмотреть землю». Плохие почвы следует «врачевать», добавлять в «холодную» почву «рытую глину», в плотную почву — песок. Однако «соленая и горькая почва никогда не примет врачевания». Пытаясь объяснить необходимость паровой обработки почв и оставление ее в залежи, Альберт Великий писал, что в результате этого она отдохнет и приобретет «силу, соответствующую большему или меньшему плодородию, теплу, влажности, тучности, пористости и мягкости почвы». Для этого также полезны навоз и запашка вики, что «утучняет почву и делает ее плодородной». «Палладий для этого рекомендует люпин, но в Германии его не знают»

Таким образом, в трактате Альберта Великого «О растениях» наряду с чисто теоретическими выкладками и толкованиями приводятся также результаты непосредственных наблюдений, что выгодно отличает его от современных ему схоластических текстов и чисто практических описаний.

Несмотря на высокий авторитет автора, трактат не пользовался успехом у современников. В подобной реакции свою роль сыграли как известность Альберта прежде всего как философа-схоласта и теолога, а не агронома, так и «неакадемичный» стиль текста. Написанный достаточно живо и доступно, он, очевидно казался современникам излишне легкомысленным. Как бы то ни было, «De vegetalibus et plantis» оказался незаслуженно оставлен без внимания. Впоследствии, болонский сенатор Петрус Кресценций воспользовался им для написания собственного трактата «Ruralium commodorum» («О выгодах сельского хозяйства»), снискавшего успех и выдержавшего множество переизданий на различных языках. Текст трактата местами повторяет «De vegetalibus et plantis» слово в слово, впрочем без каких-либо ссылок на источник. Таким образом, учение Альберта Великого о почвах, не имея прямых последователей, через посредников дошло до потомков (в XVII в. ещё издавались книги по сельскому хозяйству, основанные на взглядах Альберта и Петруса Кресценция), внеся свой вклад в развитие представлений о почве.


Библиография

«De vegetalibus et plantis»

«Summa de creaturis»

«Summa Theologiae»

«De animalibus»

«De mineralibus»

«De caelo et mundo»

«Libellus de Alchimia»

И другие.


Список используемой литературы

  1.  Алхимики. Альберт Великий (статья без автора). http://www.kybalion.ru/velikie-magi/alhimiki/358.html
  2.  Антология Средневековой мысли. Альберт Великий. - Бандуровский К.В.

http://krotov.info/acts/13/3/albert1.htm

  1.  Энциклопедический словарь - Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.

http://smallbay.ru/private/alch_albertus.html

  1.  Альберт Великий. Предсказания (статья без автора).

http://www.opakyl.ru/predictions.php?id=36

  1.  История почвоведения от времени его зарождения до наших дней – И.А. Крупеников. Наука. Москва, 1981.
  2.  Альберт Великий. (статья без автора).

http://www.pravenc.ru/text/115902.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55655. КОНЦЕПЦІЯ ПРАВОВОЇ ОСВІТИ І ПРАВОВОГО ВИХОВАННЯ ШКОЛЯРІВ 79 KB
  Нарізним стрижнем цієї культури є правосвідомість особистості яка включає отримання системних наукових знань про право правопорядок і його охорону та виховання емоційно-оціночного ставлення до права і правопорядку.
55656. Соціалізація творчої особистості у виховному процесі 60.5 KB
  Одним із стратегічних завдань реформування освіти в Україні згідно з державною національною програмою Освіта є формування освіченої творчої особистості становлення її фізичного і морального здоров’я.
55657. Подорож до Смішариків 31 KB
  Мета: Закріпити вміння дітей рахувати в межах 5 цифри в межах 5 і позначати кількість відповідною цифрою. Продовжувати вчити дітей ділити предмети на 24 рівні частини порівнювати ціле і частини.
55658. План-сценарій проведення гри «Щасливий випадок» 29 KB
  Мета: вивчення рівня психолого-педагогічних знань вихователів з даної проблеми. Нікітіна Що він вважав за головне в роботі з дітьми Які книги Вам відомі Які ігри за його методикою Ви знаєте II Гейм Заморочки...
55659. Патріотичне виховання дошкільників 37.5 KB
  Мета: Розвивати патріотичні почуття, зв’язне мовлення, увагу, мислення, образну пам'ять, музичний слух. Виховувати любов до рідної землі, природи, народних ігор та бережне ставлення до навколишнього середовища.
55660. Методичні прийоми впровадження елементів технології в курс «Трудового навчання» (5 клас) 38.5 KB
  Вчитель демонстрував готовий виріб пояснював його конструкцію виконував на шкільній дошці технічний малюнок ставив розміри. Вчитель демонструє готовий виріб та його технічний малюнок з’ясовує разом з учнями з яких деталей складається виріб та розміри деталей.
55661. Впровадження інноваційних технологій в навчальний процес 87 KB
  У перекладі з грецької мови інновація означає оновлення новизна зміна. Батишев вважає що інновація є комплексним процесом створення розповсюдження та використання нового практичного засобу в галузі техніки технології педагогіки наукових досліджень Інновація в освіті необхідна...
55662. В земле наши корни 76 KB
  Родители моих учеников выращивают хлеб это чудо земли которое является мерилом материальных и моральных ценностей в нашей стране. Но к сожалению приходится наблюдать даже у сельских детей отсутствие понимания роли хлеборобских профессий.
55663. Будем вечно прославлять женщину, чье имя - Мать! 76.5 KB
  Уже многие столетия светлейшие умы человечества пытаются разгадать и объяснить великое, загадочное чувство - любовь к женщине. Поэтами всех времен и народов написаны десятки тысяч стихотворных строк, посвященных женщине.