71951

Развитие транспортного комплекса автотранспортных предприятий

Реферат

Логистика и транспорт

Грузовой автомобильный транспорт в рыночных условиях переживает период особенно бурного развития. По-видимому как это происходит в большинстве европейских стран доля грузового автотранспорта в транспортном балансе будет увеличиваться пропорционально темпам роста ВВП.

Русский

2014-11-14

76.5 KB

23 чел.

2

В В Е Д Е Н И Е

На этапе становления рыночных отношений в России автомобильный транспорт получил новый импульс для своего развития и является в настоящее время одни из наиболее быстро растущих видов экономической деятельности.

Процессы демократизации общества и либерализации экономики способствуют раскрытию того огромного потенциала, который заключает в себя автомобильный транспорт. Изменение системы хозяйственных связей, развитие внутренних и международных  товарных рынков поставили перед автотранспортом новые задачи и открыли перед ним большие перспективы.

Развитие России в начале ХХI века проходит под знаком автомобилизации общества и экономики. Если в 1992 году в России насчитывалось 68 легковых автомобилей на тысячу жителей, то к 2000 году их число приблизилось к 130, а к 2010 году, согласно имеющимся оценкам, Россия выйдет на уровень 350-370 легковых автомобилей на 1000 жителей,  что соизмеримо с нынешним среднеевропейским показателем. Автомобиль стал основным фактором, обеспечивающим подвижность населения в социальной, производственной и рекреационной сферах. Автомобилизация оказывает заметное влияние на развитие территорий и населенных пунктов, на процессы торговли и потребления, на становление предпринимательства, на образ жизни миллионов россиян.

Городские автобусные маршруты по-прежнему представляют собой основной для России элемент городского и пригородного общественного транспорта. От их эффективности в нынешних условиях во многом зависит сохранение социальной и экономической стабильности жизни.

Грузовой автомобильный транспорт в рыночных условиях переживает период особенно бурного развития. По-видимому, как это происходит в большинстве европей-

3

ских стран, доля грузового автотранспорта в транспортном балансе будет увеличиваться пропорционально темпам роста ВВП. Рост российских товарных рынков обеспечивается, прежде всего, за счет скорости перевозки, надежности и возможности прямой доставки отправок "от двери к двери", которые способен обеспечить только автомобиль. Наиболее полно эти особенности автомобильного транспорта раскрываются в сфере международных перевозок.

В результате акционирования или приватизации автомобильный транспорт практически вышел из сферы государственного предпринимательства и является одним из секторов наиболее эффективного развития малого и среднего бизнеса. Реальным фактором, стимулирующим развитие автотранспорта, стала конкуренция как внутри самой подотрасли, так и предприятиями других видов транспорта.

На месте структур централизованного отраслевого управления автотранспортом формируется новая система, отвечающая требованиям рыночной экономики, основанная на механизмах лицензирования, сертификации, сочетающая административные и экономические рычаги управления.

Управляемая автомобилизация страны может и должна стать одной из главных точек роста российской экономики. Вместе с тем, будучи наиболее гибким и хорошо приспособленным к изменениям рыночной конъюнктуры элементом транспортной системы, автомобильный транспорт – это и наиболее ресурсоемкая транспортная подотрасль. На его дол. приходится порядка двух третей объемов всех нефтяных топлив, потребляемых транспортом. Почти две трети всех занятых на транспорте трудящихся в автотранспортной сфере. На долю автотранспорта приходится основная часть ущерба, наносимого транспортными авариями, как и большая часть вредных экологических воздействий транспорта.

4

Таким образом, реализация неоспоримых преимуществ автомобильного транспорта потребует решения ряда комплексных проблем.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРЯТИЙ

В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Особенности работы автотранспортных предприятий (АТП) в условиях рынка заключается в том, что в рыночных условиях в целом провозные возможности преобладают на спросом перевозки, в связи с чем перед перевозчиком встает задачи изучения рынка транспортных услуг и завоевания на этом рынке своего места, своей ниши в условиях конкуренции.

Поэтому, в условиях рыночных условиях работа АТП должна быть сосредоточена в следующих основных направлениях:

- маркетинговая деятельность,

- внутри производственное планирование и учет,

- применение современных информационных технологий и средств связи,

- обучение персонала работы в рыночных условиях.

Маркетинг на автомобильном транспорте – вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей предприятий, организаций и частных лиц посредством организации рациональной системы товародвижения.

Управление маркетингом на АТП – это анализ, планирование и контроль за системой товародвижения с целью достижения автомобильным транспортом определенных целей, таких как получение прибыли, рост объемов перевозок и услуг, повышение удельного веса предприятия на транспортном рынке и т.п.

5

На АТП следует придерживаться трех основных концепций управления маркетингом:

1. Концепция экономической системы товародвижения. Эта концепция исходит из того, что клиенты (грузоотправители и грузополучатели) в условиях рынка предпочитают пользоваться услугами того транспортного предприятия, которое предложит доступные тарифы на перевозки и услуги и, следовательно, руководство транспортного предприятия должно постоянно заниматься вопросами экономии затрат на всех этапах товародвижения.

2. Концепция качества системы товародвижения. Эта концепция предлагает, что клиенты в условиях рынка предпочтут пользоваться услугами того транспортного предприятия, которое с высоким качеством организует систему товародвижения.

3. Концепция расширения рынка. Она предполагает, что транспортное предприятие должно расширять перечень выполняемых перевозок и услуг с целью привлечения большого количества клиентов. В связи с этим необходимо значительное внимание уделять:

- рекламе выполняемых перевозок и услуг,

- изучению потребностей клиентуры.

Организация управления маркетингом на АТП предполагает необходимость:

- проведение анализа транспортных потребностей и возможностей;

- выбора наиболее эффективных для транспортного предприятия видов перевозок и услуг;

- разработки рациональных технологий и систем товародвижения;

- планирования развития перевозок и услуг.

Анализ транспортных потребностей и возможностей необходим для выявления новых клиентов, прогнозирования спроса на перевозки и услуги,  более глубокого

проникновения  на транспортный рынок, изучения поведения конкурентов других транспортных и экспедиционных предприятий. В результате анализа может возникнуть необходимость в разработке и осуществлении транспортным предприятием новых видов перевозок и услуг, приобретении новых транспортных средств, погрузочно-разгрузочных механизмов, оборудования и т.п. Анализ позволяет также оценить состав и структуру парка транспортных средств предприятия, соответствие его условиям системы товародвижения.

Разработка рациональных технологий и систем товародвижения предусматри-вает, во-первых, определение приоритетных и прогрессивных технологий доставки грузов и оказываемых услуг, во-вторых, определение оптимальных для клиента  и  транспортного  предприятия  затрат  и  тарифов   на  перевозки  и  услуги,  в-третьих, разработку методов развития рациональных технологий и систем и охват ими других клиентов путем рекламы своей деятельности и т.п.

Система планирования работы АТП состоит из двух подсистем: стратегического планирования деятельности и текущего планирования.

Отличительной особенностью рыночной экономики от административно управляемой централизованной системы является повышение роли планирования на уровне АТП, т.к. от этого во многом зависит результаты производственной и финансовой деятельности конкретного автотранспортного и экспедиционного предприятия.

Стратегическое планирование деятельности АТП предполагает достижение определенных целевых показателей по охвату транспортного рынка, по развитию наиболее перспективных видов перевозок и услуг.

Например, для АТП, осуществляющего доставку торговых грузов, целевыми показателями могут быть достижение определенного удельного веса перевозок     отдельных грузов торговли выполняемых этим предприятием в общем объеме перевозок этих грузов в районе, области, регионе. Если этот удельный вес составляет, к примеру, 7 процентов, можно поставить цель увеличения его до 10 процентов.

Другой пример. Известно, что одной из прогрессивных форм доставки грузов является перевозка грузов в пакетированном виде или на поддонах стандартных размеров. Это позволяет ускорить время выполнения погрузочно-разгрузочных операций, способствует улучшению сохранности грузов. АТП может поставить цель повышения уровня доставки грузов в пакетированном виде, естественно, с учетом местных условий.

Текущее планирование деятельности АТП предполагает разработку планов для развития перевозок отдельных видов грузов и их технологий (например, доставку на поддонах овощей и фруктов, отдельных грузов в контейнерах, с использованием прицепов и т.п.)

В условиях рынка АТП (перевозчику) рекомендуется разрабатывать 3-5 летний план своей деятельности, а затем, на его основе годовой план. При этом каждый год пятилетний план должен пересматриваться.

В 3 - 5 летнем плане транспортное предприятие должно определить цели своей деятельности на этот период (по охвату рынка, по финансовым результатам, по социальным вопросам, по введениям новых технологий и т.п.), стратегию завоевания транспортного рынка (например, за счет развития системы комплексного транспортного обслуживания, развития перевозок грузов специализированными автомобилями, на автопоездах и т.п.), определить сумму затрат на эксплуатацию транспортных средств, услуги и содержание аппарата управления, на приобретение новой техники (автомобилей, прицепов, средств вычислительной техники и связи и др.)

8

Ожидаемые  доходы от перевозок и услуг и прочей деятельности. В пятилетнем плане целесообразно также оценить возможные изменения уровня конкурентоспособности АТП на рынке перевозок и услуг.

Годовой план АТП представляет собой более детальную проработку пятилетнего плана: определяет цели и стратегию предприятия на год, программу действий, необходимые затраты, в т.ч. капиталовложения, порядок контроля за выполнением плана внутри предприятия. План АТП в странах с рыночной экономикой является основой его производственной и финансовой деятельности. Однако, в отличие от централизованной системы, этот план не  спускается сверку, а является объективной необходимостью, внутренней потребностью предприятия с целью выживания в условиях конкуренции.

Для осуществления реализации планов предприятия, а также для организации предплановых проработок в АТП целесообразно организовать службу маркетинга на базе бывших служб эксплуатации и коммерческой службы. В службе маркетинга транспортного предприятия, кроме руководителя, необходимо иметь специалистов по рекламе перевозок и услуг, по изучению транспортного рынка региона (города, области, района), по изучению спроса на перевозки и услуги, по разработке новых видов и технологий перевозок грузов и услуг. Кроме того, в службу маркетинга могут входить специалисты по оперативному управлению перевозками (диспетчеры и др.)

По мере охвата перевозками и услугами данным транспортным предприятием большего количества клиентов и большей территории в службу маркетинга могут дополнительно входить районные, зональные и другие службы, а также транспортные агенты, осуществляющие поиск и привлечение клиентов.

В службу маркетинга АТП могут входить также специалисты по организации различных систем движения транспортных средств, по отдельным технологиям перево-

9

зок (например, контейнерным), по отдельным объектам и грузам (например, торговым, строительным, сельскохозяйственным и т.п.)

Система маркетингового контроля транспортного предприятия предполагает осуществление трех видов контроля: за выполнением годового плана, за выполнением рентабельности и за выполнением стратегических направлений деятельности.

Для обеспечения коммерческого и финансового успеха АТП в  условиях рынка должно контактировать с любыми организациями, которые способны повлиять на достижение целей, поставленных транспортным предприятием.

К контактным группам относятся:

- финансовые круги (коммерческие банки, инвестиционные фирмы, биржи и т.п.);

- средства информации (газеты, журналы, радио, телевидение);

- государственные учреждения (министерства транспорта, экономики, финансов и др. их представительные органы);

- научно-исследовательские организации, рекламное агентство и бюро.

Одной из основных особенностей работы АТП в условиях рынка является необходимость постоянного совершенствования организации перевозок на основе разработки и внедрения новых технологий.

Новые технологии на автомобильном транспорте должны характеризоваться  следующими особенностями и предъявляемыми к ним  требованиями.

Во-первых, они должны носить мало операционный характер за счет объединения и совмещения операций. На грузовом автотранспорте совмещение операций может быть достигнуто широким применением самопогружающих и разгружающих устройств на подвижном составе (роботов и манипуляторов, подвижных полов кузова,  грузоподъемных  бортов,  кранового  оборудования,  мульти-

10

лифтов и т.п.) Развитие этого направления связано с широким применением контейнеров, пакетов, съемных и сменных кузовов.

Во-вторых, новые технологии и системы организации перевозок должны характеризоваться малой отходностью или безотходностью. Для условий перевозочного процесса это означает необходимость сращивания его с технологией основного производства, организации доставку грузов на принципах логистики, обеспечения сохранности перевозимых грузов за счет широкого применения специализированного подвижного состава. Мелоотходными и ресурсосберегающими следует считать технологии перевозок с применением большегрузных автомобилей и автопоездов. Это прежде всего замена автопоездов грузоподъемностью 10-15 тн на автопоезда грузоподъемностью 25-30 тн на международных перевозках грузов, широкое применение прицепов.

В-третьих, современные технологии и системы  перевозок грузов должны характеризоваться их взаимодействием с современными информационными технологиями. В этом направлении предстоит развивать электронные диспетчерские системы, современные средства связи и вычислительной техники, электронными средствами диагностирования автомобиля и показателей его работы должны оснащаться и транспортные средства.

Средства автоматической регистрации данных о работе автомобиля (тахографы) должны быть введены в практику работы автомобильного транспорта как обязательное устройство и транспортный документ.

На АТП жизненный цикл технологии перевозок грузов составляет от 10 до 20 лет, в рыночных условиях он требует сокращения до 5-7 лет.

 

11

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ

Основой рыночных отношений в любой отрасли экономики, в том числе на автомобильном транспорте является конкуренция производителей, в данном случае автотранспортных предприятий как производителей транспортной продукции, за рынок сбыта своей продукции, т.е. перевозки грузов и услуги, которые осуществляет каждое предприятие, с целью получения высоких финансовых результатов (доходов, прибыли).

В рыночных условиях преобладающим элементом транспортного рынка является рынок клиента (отправителя и получателя грузов), который диктует автотранспортному предприятию условия транспортного обслуживания.

При этом рынок клиента возникает тогда, когда предложение превышает спрос на перевозки и услуги и возникает конкуренция между автотранспортными предприятиями различных форм собственности.

Под конкурентоспособностью автотранспортного предприятия следует понимать его способность планировать и осуществлять перевозки и услуги, которые по своей стоимости (тарифу) и сочетанию других характеристик (качество обслуживания и др.) будут более привлекательны для клиентуры, чем перевозки и услуги, предлагаемые конкурентом.

Для рынка транспортных услуг характерны следующие виды конкуренции:

- конкуренция АТП в различных секторах транспортного рынка (перевозки строительных грузов, торговых грузов, сельскохозяйственных грузов и т.д.);

- конкуренция между автотранспортными предприятиями различных форм собственности (государственной, частной, кооперативной, акционерной и др.);

  •  конкуренция между различными вилами транспорта.

12

Наиболее ярка этот вид проявляется в конкуренции между автомобильным и железнодорожным транспортом.

Основными факторами, влияющими на конкурентоспособность автотранспортного предприятия, являются:

- соотношение спора и предложения на перевозки грузов;

- транспортные издержки;

- качество транспортного обслуживания;

- количество выполняемых видов перевозок грузов и услуг;

- ресурсы АТП.

При определении соотношения спроса и предложения на перевозки грузов рекомендуется исходить из принципов рыночной экономики, которые предусматривают необходимость превышения предложения над спросом. С учетом этого принимаем, что предложение автотранспортного предприятия на выполнение транспортной работы, выраженное в возможном объеме перевозок грузов, рассчитанном через провозные возможности АТП, должно превышать спрос на перевозки, выраженный через объем перевозок грузов, принятый АТП к выполнению.

Учитывая зарубежный опыт и исследования по определению размера оптимального резерва производственных ресурсов на транспорте и в других отраслях, при оценке конкурентоспособности АТП по данному фактору можно принять оптимальную величину резерва в размере 20%.

Показатель транспортных издержек характеризует возможности АТП выполнять перевозки грузов и услуг с меньшими затратами. При определении этого показателя и сходим из принципа меньших издержек по отношению к доходам. Поэтому в качестве оценочного показателя может быть принят показатель расходов на 1 руб. доходов.

13

К качеству транспортного обслуживания клиента относятся следующие основные факторы:

-своевременность выполнения перевозок;

-сохранность перевозимых грузов;

-приемлемость тарифа на перевозки и услуги;

-полнота предоставляемых услуг.

С учетом анализа применяемых способов оценки качества транспортного обслуживания и влияния показателей качества на конкурентоспособность АТП выбраны следующие два основных показателя:

-уровень специализации парка автотранспортных средств,

-уровень перевозок грузов по графикам.

Уровень специализации парка автотранспортных средств характеризует способность выполнять перевозки  различных грузов с наименьшими количественными и качественными потерями. Анализ зарубежного и отечественного опыта показывает, что автотранспортные предприятия с высоким уровнем специализации парка наиболее качественно выполняют  доставку грузов, при этом коэффициент специализации парка составляет 70 и более процентов.

Уровень перевозок грузов по графикам характеризует способность АТП выполнять перевозки ритмично и в необходимое для клиента время.

При оценке фактора "Количество выполняемых видов перевозок и услуг" следует исходить из того, что в условиях рынка с целью сглаживания негативных последствий рынка, проявляющихся в резких изменениях спроса на перевозки и услуги автотранспортные предприятия должны заниматься и другими видами перевозок или другими видами деятельности, например, транспортно-экспедиционным обслуживанием и т.п.

14

Конкурентоспособность автотранспортного предприятия во многом зависит от состояния производственной базы и соответствия парка подвижного состава условия перевозок. Поэтому в качестве основного фактора, определяющего конкурентоспособность предприятия, может быть выбрано соотношение между основными производственными фондами, относящимися к их активной части (подвижной состав), и основными производственными фондами, относящимися непосредственно к производственной базе предприятия. В качестве критерия с учетом отечественного и  зарубежного опыта рекомендуется величина 40%, характеризующая оптимальную величину удельного веса производственной базы к основным производственным фондам (ОПФ), включая подвижной состав.

Обеспечить высокий уровень транспортного обслуживания потребителей транспортной продукции, а следовательно, и повысить конкурентоспособность автотранспортного предприятия, возможно лишь используя достижения научно-технического прогресса.

Важным направлением повышения качества транспортного обслуживания является стандартизация и сертификация перевозок грузов и транспортно-экспедиторских услуг.

Для работы автомобильного транспорта в условиях рынка предстоит разработать стандарты качества перевозок грузов и услуг и определить порядок их сертификации.

Разрабатывая и проводя мероприятия по повышению качества транспортного обслуживания клиентуры, автотранспортное предприятие не только способствует тем самым привлечению клиентов, но и интенсифицирует процесс  перевозок грузов, добиваясь экономии топлива и других ресурсов за счет новых технологий и видов услуг.

15

Поэтому показатели качества транспортного обслуживания можно и нужно рассматривать с двух позиций: с позиции их влияния на работу и деятельности клиентуры и с позиции их влияния на показатели работы самого автотранспортного предприятия.

Качество транспортного обслуживания является одним из основных элементов, способствующих повышению конкурентоспособности автотранспортных предприятий в условиях рыночных отношений.

Решение проблемы качества транспортного обслуживания в современных условиях работы автомобильного транспорта состоит в доведении его до уровня, определяемого стандартами, содержащими требования к показателям качества перевозок грузов и услуг. Такие стандарты для условий работы грузового автомобильного транспорта в настоящее время предстоит разработать, и основой для их разработки должны служить, в первую очередь, требования грузоотправителей, грузополучателей и других потребителей услуг к процессам доставки грузов и сопутствующим услугам.

Основные требования, предъявляемые клиентурой к процессу доставки грузов, заключаются в необходимости обеспечения своевременной доставки груза (точно в срок), сохранности перевозимых грузов, приемлемой стоимости доставки и дополнительного сервиса (при оформлении документации, расчетов за перевозки и услуги, информационного обеспечения и др.)

Для того чтобы обеспечить требования клиентуры к качеству транспортного обслуживания автотранспортное предприятие должно располагать необходимым количеством грузового подвижного состава, в том числе по грузоподъемности и типам кузовов, соответствующим условиям перевозок грузов, соответствующей производст-венной базой,  обеспечивающей высокое техническое состояние подвижного состава, и

16

достаточным количеством специалистов водителей, ремонтных рабочих, инженерно-технического персонала, а также специалистов по управлению процессами доставки грузов.

Наличие такого состава транспортных средств, производственной базы и квалифицированного персонала позволяет применять в процессе доставки грузов прогрессивные технологии, направленные на обеспечение высокого качества транспортного обслуживания: своевременности доставки, сохранности грузов, приемлемого уровня тарифов и т.п.

При разработке мероприятий по повышению качества транспортного обслуживания следует руководствоваться ГОСТ Р 5100596. Услуги транспортные. ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ. Номенклатура показателей качества.

 

17

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Таким образом, основной целью развития транспортного комплекса автотранспортных предприятий является улучшение социально-экономического положения путем снижения транспортных издержек, повышения качества и обеспечения растущего спроса на транспортные услуги.

18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

А.П.Насонов. Российская автотранспортная энциклопедия. Том 1. Москва: 2001г.

В.И.Савин. Перевозки грузов автомобильным транспортом. Справочное пособие. М. Издательство "Дело и Сервис" 2002г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16237. Визуализация численных методов. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений 350 KB
  Визуализация численных методов. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений. Содержание Введение. 1. Постановка задачи и математическая модель. 2. Описание численных методов применительно к конкретной задаче 3. Блоксхемы программ и основных подпрограм
16238. ИНФОРМАТИКА. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЧИСЛЕННЫХ МЕТОДОВ. РЕШЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ 241 KB
  ИНФОРМАТИКА. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЧИСЛЕННЫХ МЕТОДОВ. РЕШЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ Представлены методические рекомендации для выполнения курсовой работы и 30 вариантов заданий для курсовой работы по дисциплине Информатика для студентов 1го курса специ...
16239. Работа с программой-осциллографом Probe 310.06 KB
  Лабораторная работа № 6 Работа с программойосциллографом Probe Цель: изучить возможности программыосциллографа Probe научиться строить и редактировать диаграммы с использованием наиболее важных операций. Порядок выполнения работы 1 Начертите схему электрическ
16240. Анализ цепи переменного тока 77.68 KB
  Лабораторная работа № 3 Анализ цепи переменного тока Цель: научиться использовать программу PSpice для расчета линейных цепей переменного тока и моделировать работу RLCсхем в стационарном состоянии Ход работы: 1. Схема включающая последовательно соединенные рези...
16241. Анализ переходных процессов 143.11 KB
  Лабораторная работа № 4 Анализ переходных процессов Цель: изучить правили построения диаграмм и с их использованием научиться анализировать переходные процессы на примере зарядки и разрядки конденсаторов. Ход работы: Загрузим схему последовательного ...
16242. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМ 462.5 KB
  ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМ Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплинам Автоматизация проектирования Основы автоматизированного проектирования Лабораторная работа № 1 Разработка графических моделей ...
16243. ВЕЛ про поліпшення питного водопостачання та охорони вод в Україні 122 KB
  ВЕЛ про поліпшення питного водопостачання та охорони вод в Україні. Вода – найцінніший природний ресурс. Вода – основа життя вона відіграє виняткову роль у процесах обміну речовин без яких життя не можливе. Загальні запаси води на земній кулі становлять близько 1390 м...
16245. Интерфейс Adobe Photoshop. Работа с документом 948.87 KB
  Лабораторная работа № 1 Интерфейс Adobe Photoshop. Работа с документом Открытие документов в Photoshop Запустите графический редактор Photoshop Пуск → Программы → Adobe Photoshop CS2. В меню File Файл выберите команду Open Открыть. В появившемся диалоговом окне Open Открыть