71951

Развитие транспортного комплекса автотранспортных предприятий

Реферат

Логистика и транспорт

Грузовой автомобильный транспорт в рыночных условиях переживает период особенно бурного развития. По-видимому как это происходит в большинстве европейских стран доля грузового автотранспорта в транспортном балансе будет увеличиваться пропорционально темпам роста ВВП.

Русский

2014-11-14

76.5 KB

34 чел.

2

В В Е Д Е Н И Е

На этапе становления рыночных отношений в России автомобильный транспорт получил новый импульс для своего развития и является в настоящее время одни из наиболее быстро растущих видов экономической деятельности.

Процессы демократизации общества и либерализации экономики способствуют раскрытию того огромного потенциала, который заключает в себя автомобильный транспорт. Изменение системы хозяйственных связей, развитие внутренних и международных  товарных рынков поставили перед автотранспортом новые задачи и открыли перед ним большие перспективы.

Развитие России в начале ХХI века проходит под знаком автомобилизации общества и экономики. Если в 1992 году в России насчитывалось 68 легковых автомобилей на тысячу жителей, то к 2000 году их число приблизилось к 130, а к 2010 году, согласно имеющимся оценкам, Россия выйдет на уровень 350-370 легковых автомобилей на 1000 жителей,  что соизмеримо с нынешним среднеевропейским показателем. Автомобиль стал основным фактором, обеспечивающим подвижность населения в социальной, производственной и рекреационной сферах. Автомобилизация оказывает заметное влияние на развитие территорий и населенных пунктов, на процессы торговли и потребления, на становление предпринимательства, на образ жизни миллионов россиян.

Городские автобусные маршруты по-прежнему представляют собой основной для России элемент городского и пригородного общественного транспорта. От их эффективности в нынешних условиях во многом зависит сохранение социальной и экономической стабильности жизни.

Грузовой автомобильный транспорт в рыночных условиях переживает период особенно бурного развития. По-видимому, как это происходит в большинстве европей-

3

ских стран, доля грузового автотранспорта в транспортном балансе будет увеличиваться пропорционально темпам роста ВВП. Рост российских товарных рынков обеспечивается, прежде всего, за счет скорости перевозки, надежности и возможности прямой доставки отправок "от двери к двери", которые способен обеспечить только автомобиль. Наиболее полно эти особенности автомобильного транспорта раскрываются в сфере международных перевозок.

В результате акционирования или приватизации автомобильный транспорт практически вышел из сферы государственного предпринимательства и является одним из секторов наиболее эффективного развития малого и среднего бизнеса. Реальным фактором, стимулирующим развитие автотранспорта, стала конкуренция как внутри самой подотрасли, так и предприятиями других видов транспорта.

На месте структур централизованного отраслевого управления автотранспортом формируется новая система, отвечающая требованиям рыночной экономики, основанная на механизмах лицензирования, сертификации, сочетающая административные и экономические рычаги управления.

Управляемая автомобилизация страны может и должна стать одной из главных точек роста российской экономики. Вместе с тем, будучи наиболее гибким и хорошо приспособленным к изменениям рыночной конъюнктуры элементом транспортной системы, автомобильный транспорт – это и наиболее ресурсоемкая транспортная подотрасль. На его дол. приходится порядка двух третей объемов всех нефтяных топлив, потребляемых транспортом. Почти две трети всех занятых на транспорте трудящихся в автотранспортной сфере. На долю автотранспорта приходится основная часть ущерба, наносимого транспортными авариями, как и большая часть вредных экологических воздействий транспорта.

4

Таким образом, реализация неоспоримых преимуществ автомобильного транспорта потребует решения ряда комплексных проблем.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРЯТИЙ

В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Особенности работы автотранспортных предприятий (АТП) в условиях рынка заключается в том, что в рыночных условиях в целом провозные возможности преобладают на спросом перевозки, в связи с чем перед перевозчиком встает задачи изучения рынка транспортных услуг и завоевания на этом рынке своего места, своей ниши в условиях конкуренции.

Поэтому, в условиях рыночных условиях работа АТП должна быть сосредоточена в следующих основных направлениях:

- маркетинговая деятельность,

- внутри производственное планирование и учет,

- применение современных информационных технологий и средств связи,

- обучение персонала работы в рыночных условиях.

Маркетинг на автомобильном транспорте – вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей предприятий, организаций и частных лиц посредством организации рациональной системы товародвижения.

Управление маркетингом на АТП – это анализ, планирование и контроль за системой товародвижения с целью достижения автомобильным транспортом определенных целей, таких как получение прибыли, рост объемов перевозок и услуг, повышение удельного веса предприятия на транспортном рынке и т.п.

5

На АТП следует придерживаться трех основных концепций управления маркетингом:

1. Концепция экономической системы товародвижения. Эта концепция исходит из того, что клиенты (грузоотправители и грузополучатели) в условиях рынка предпочитают пользоваться услугами того транспортного предприятия, которое предложит доступные тарифы на перевозки и услуги и, следовательно, руководство транспортного предприятия должно постоянно заниматься вопросами экономии затрат на всех этапах товародвижения.

2. Концепция качества системы товародвижения. Эта концепция предлагает, что клиенты в условиях рынка предпочтут пользоваться услугами того транспортного предприятия, которое с высоким качеством организует систему товародвижения.

3. Концепция расширения рынка. Она предполагает, что транспортное предприятие должно расширять перечень выполняемых перевозок и услуг с целью привлечения большого количества клиентов. В связи с этим необходимо значительное внимание уделять:

- рекламе выполняемых перевозок и услуг,

- изучению потребностей клиентуры.

Организация управления маркетингом на АТП предполагает необходимость:

- проведение анализа транспортных потребностей и возможностей;

- выбора наиболее эффективных для транспортного предприятия видов перевозок и услуг;

- разработки рациональных технологий и систем товародвижения;

- планирования развития перевозок и услуг.

Анализ транспортных потребностей и возможностей необходим для выявления новых клиентов, прогнозирования спроса на перевозки и услуги,  более глубокого

проникновения  на транспортный рынок, изучения поведения конкурентов других транспортных и экспедиционных предприятий. В результате анализа может возникнуть необходимость в разработке и осуществлении транспортным предприятием новых видов перевозок и услуг, приобретении новых транспортных средств, погрузочно-разгрузочных механизмов, оборудования и т.п. Анализ позволяет также оценить состав и структуру парка транспортных средств предприятия, соответствие его условиям системы товародвижения.

Разработка рациональных технологий и систем товародвижения предусматри-вает, во-первых, определение приоритетных и прогрессивных технологий доставки грузов и оказываемых услуг, во-вторых, определение оптимальных для клиента  и  транспортного  предприятия  затрат  и  тарифов   на  перевозки  и  услуги,  в-третьих, разработку методов развития рациональных технологий и систем и охват ими других клиентов путем рекламы своей деятельности и т.п.

Система планирования работы АТП состоит из двух подсистем: стратегического планирования деятельности и текущего планирования.

Отличительной особенностью рыночной экономики от административно управляемой централизованной системы является повышение роли планирования на уровне АТП, т.к. от этого во многом зависит результаты производственной и финансовой деятельности конкретного автотранспортного и экспедиционного предприятия.

Стратегическое планирование деятельности АТП предполагает достижение определенных целевых показателей по охвату транспортного рынка, по развитию наиболее перспективных видов перевозок и услуг.

Например, для АТП, осуществляющего доставку торговых грузов, целевыми показателями могут быть достижение определенного удельного веса перевозок     отдельных грузов торговли выполняемых этим предприятием в общем объеме перевозок этих грузов в районе, области, регионе. Если этот удельный вес составляет, к примеру, 7 процентов, можно поставить цель увеличения его до 10 процентов.

Другой пример. Известно, что одной из прогрессивных форм доставки грузов является перевозка грузов в пакетированном виде или на поддонах стандартных размеров. Это позволяет ускорить время выполнения погрузочно-разгрузочных операций, способствует улучшению сохранности грузов. АТП может поставить цель повышения уровня доставки грузов в пакетированном виде, естественно, с учетом местных условий.

Текущее планирование деятельности АТП предполагает разработку планов для развития перевозок отдельных видов грузов и их технологий (например, доставку на поддонах овощей и фруктов, отдельных грузов в контейнерах, с использованием прицепов и т.п.)

В условиях рынка АТП (перевозчику) рекомендуется разрабатывать 3-5 летний план своей деятельности, а затем, на его основе годовой план. При этом каждый год пятилетний план должен пересматриваться.

В 3 - 5 летнем плане транспортное предприятие должно определить цели своей деятельности на этот период (по охвату рынка, по финансовым результатам, по социальным вопросам, по введениям новых технологий и т.п.), стратегию завоевания транспортного рынка (например, за счет развития системы комплексного транспортного обслуживания, развития перевозок грузов специализированными автомобилями, на автопоездах и т.п.), определить сумму затрат на эксплуатацию транспортных средств, услуги и содержание аппарата управления, на приобретение новой техники (автомобилей, прицепов, средств вычислительной техники и связи и др.)

8

Ожидаемые  доходы от перевозок и услуг и прочей деятельности. В пятилетнем плане целесообразно также оценить возможные изменения уровня конкурентоспособности АТП на рынке перевозок и услуг.

Годовой план АТП представляет собой более детальную проработку пятилетнего плана: определяет цели и стратегию предприятия на год, программу действий, необходимые затраты, в т.ч. капиталовложения, порядок контроля за выполнением плана внутри предприятия. План АТП в странах с рыночной экономикой является основой его производственной и финансовой деятельности. Однако, в отличие от централизованной системы, этот план не  спускается сверку, а является объективной необходимостью, внутренней потребностью предприятия с целью выживания в условиях конкуренции.

Для осуществления реализации планов предприятия, а также для организации предплановых проработок в АТП целесообразно организовать службу маркетинга на базе бывших служб эксплуатации и коммерческой службы. В службе маркетинга транспортного предприятия, кроме руководителя, необходимо иметь специалистов по рекламе перевозок и услуг, по изучению транспортного рынка региона (города, области, района), по изучению спроса на перевозки и услуги, по разработке новых видов и технологий перевозок грузов и услуг. Кроме того, в службу маркетинга могут входить специалисты по оперативному управлению перевозками (диспетчеры и др.)

По мере охвата перевозками и услугами данным транспортным предприятием большего количества клиентов и большей территории в службу маркетинга могут дополнительно входить районные, зональные и другие службы, а также транспортные агенты, осуществляющие поиск и привлечение клиентов.

В службу маркетинга АТП могут входить также специалисты по организации различных систем движения транспортных средств, по отдельным технологиям перево-

9

зок (например, контейнерным), по отдельным объектам и грузам (например, торговым, строительным, сельскохозяйственным и т.п.)

Система маркетингового контроля транспортного предприятия предполагает осуществление трех видов контроля: за выполнением годового плана, за выполнением рентабельности и за выполнением стратегических направлений деятельности.

Для обеспечения коммерческого и финансового успеха АТП в  условиях рынка должно контактировать с любыми организациями, которые способны повлиять на достижение целей, поставленных транспортным предприятием.

К контактным группам относятся:

- финансовые круги (коммерческие банки, инвестиционные фирмы, биржи и т.п.);

- средства информации (газеты, журналы, радио, телевидение);

- государственные учреждения (министерства транспорта, экономики, финансов и др. их представительные органы);

- научно-исследовательские организации, рекламное агентство и бюро.

Одной из основных особенностей работы АТП в условиях рынка является необходимость постоянного совершенствования организации перевозок на основе разработки и внедрения новых технологий.

Новые технологии на автомобильном транспорте должны характеризоваться  следующими особенностями и предъявляемыми к ним  требованиями.

Во-первых, они должны носить мало операционный характер за счет объединения и совмещения операций. На грузовом автотранспорте совмещение операций может быть достигнуто широким применением самопогружающих и разгружающих устройств на подвижном составе (роботов и манипуляторов, подвижных полов кузова,  грузоподъемных  бортов,  кранового  оборудования,  мульти-

10

лифтов и т.п.) Развитие этого направления связано с широким применением контейнеров, пакетов, съемных и сменных кузовов.

Во-вторых, новые технологии и системы организации перевозок должны характеризоваться малой отходностью или безотходностью. Для условий перевозочного процесса это означает необходимость сращивания его с технологией основного производства, организации доставку грузов на принципах логистики, обеспечения сохранности перевозимых грузов за счет широкого применения специализированного подвижного состава. Мелоотходными и ресурсосберегающими следует считать технологии перевозок с применением большегрузных автомобилей и автопоездов. Это прежде всего замена автопоездов грузоподъемностью 10-15 тн на автопоезда грузоподъемностью 25-30 тн на международных перевозках грузов, широкое применение прицепов.

В-третьих, современные технологии и системы  перевозок грузов должны характеризоваться их взаимодействием с современными информационными технологиями. В этом направлении предстоит развивать электронные диспетчерские системы, современные средства связи и вычислительной техники, электронными средствами диагностирования автомобиля и показателей его работы должны оснащаться и транспортные средства.

Средства автоматической регистрации данных о работе автомобиля (тахографы) должны быть введены в практику работы автомобильного транспорта как обязательное устройство и транспортный документ.

На АТП жизненный цикл технологии перевозок грузов составляет от 10 до 20 лет, в рыночных условиях он требует сокращения до 5-7 лет.

 

11

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ

Основой рыночных отношений в любой отрасли экономики, в том числе на автомобильном транспорте является конкуренция производителей, в данном случае автотранспортных предприятий как производителей транспортной продукции, за рынок сбыта своей продукции, т.е. перевозки грузов и услуги, которые осуществляет каждое предприятие, с целью получения высоких финансовых результатов (доходов, прибыли).

В рыночных условиях преобладающим элементом транспортного рынка является рынок клиента (отправителя и получателя грузов), который диктует автотранспортному предприятию условия транспортного обслуживания.

При этом рынок клиента возникает тогда, когда предложение превышает спрос на перевозки и услуги и возникает конкуренция между автотранспортными предприятиями различных форм собственности.

Под конкурентоспособностью автотранспортного предприятия следует понимать его способность планировать и осуществлять перевозки и услуги, которые по своей стоимости (тарифу) и сочетанию других характеристик (качество обслуживания и др.) будут более привлекательны для клиентуры, чем перевозки и услуги, предлагаемые конкурентом.

Для рынка транспортных услуг характерны следующие виды конкуренции:

- конкуренция АТП в различных секторах транспортного рынка (перевозки строительных грузов, торговых грузов, сельскохозяйственных грузов и т.д.);

- конкуренция между автотранспортными предприятиями различных форм собственности (государственной, частной, кооперативной, акционерной и др.);

  •  конкуренция между различными вилами транспорта.

12

Наиболее ярка этот вид проявляется в конкуренции между автомобильным и железнодорожным транспортом.

Основными факторами, влияющими на конкурентоспособность автотранспортного предприятия, являются:

- соотношение спора и предложения на перевозки грузов;

- транспортные издержки;

- качество транспортного обслуживания;

- количество выполняемых видов перевозок грузов и услуг;

- ресурсы АТП.

При определении соотношения спроса и предложения на перевозки грузов рекомендуется исходить из принципов рыночной экономики, которые предусматривают необходимость превышения предложения над спросом. С учетом этого принимаем, что предложение автотранспортного предприятия на выполнение транспортной работы, выраженное в возможном объеме перевозок грузов, рассчитанном через провозные возможности АТП, должно превышать спрос на перевозки, выраженный через объем перевозок грузов, принятый АТП к выполнению.

Учитывая зарубежный опыт и исследования по определению размера оптимального резерва производственных ресурсов на транспорте и в других отраслях, при оценке конкурентоспособности АТП по данному фактору можно принять оптимальную величину резерва в размере 20%.

Показатель транспортных издержек характеризует возможности АТП выполнять перевозки грузов и услуг с меньшими затратами. При определении этого показателя и сходим из принципа меньших издержек по отношению к доходам. Поэтому в качестве оценочного показателя может быть принят показатель расходов на 1 руб. доходов.

13

К качеству транспортного обслуживания клиента относятся следующие основные факторы:

-своевременность выполнения перевозок;

-сохранность перевозимых грузов;

-приемлемость тарифа на перевозки и услуги;

-полнота предоставляемых услуг.

С учетом анализа применяемых способов оценки качества транспортного обслуживания и влияния показателей качества на конкурентоспособность АТП выбраны следующие два основных показателя:

-уровень специализации парка автотранспортных средств,

-уровень перевозок грузов по графикам.

Уровень специализации парка автотранспортных средств характеризует способность выполнять перевозки  различных грузов с наименьшими количественными и качественными потерями. Анализ зарубежного и отечественного опыта показывает, что автотранспортные предприятия с высоким уровнем специализации парка наиболее качественно выполняют  доставку грузов, при этом коэффициент специализации парка составляет 70 и более процентов.

Уровень перевозок грузов по графикам характеризует способность АТП выполнять перевозки ритмично и в необходимое для клиента время.

При оценке фактора "Количество выполняемых видов перевозок и услуг" следует исходить из того, что в условиях рынка с целью сглаживания негативных последствий рынка, проявляющихся в резких изменениях спроса на перевозки и услуги автотранспортные предприятия должны заниматься и другими видами перевозок или другими видами деятельности, например, транспортно-экспедиционным обслуживанием и т.п.

14

Конкурентоспособность автотранспортного предприятия во многом зависит от состояния производственной базы и соответствия парка подвижного состава условия перевозок. Поэтому в качестве основного фактора, определяющего конкурентоспособность предприятия, может быть выбрано соотношение между основными производственными фондами, относящимися к их активной части (подвижной состав), и основными производственными фондами, относящимися непосредственно к производственной базе предприятия. В качестве критерия с учетом отечественного и  зарубежного опыта рекомендуется величина 40%, характеризующая оптимальную величину удельного веса производственной базы к основным производственным фондам (ОПФ), включая подвижной состав.

Обеспечить высокий уровень транспортного обслуживания потребителей транспортной продукции, а следовательно, и повысить конкурентоспособность автотранспортного предприятия, возможно лишь используя достижения научно-технического прогресса.

Важным направлением повышения качества транспортного обслуживания является стандартизация и сертификация перевозок грузов и транспортно-экспедиторских услуг.

Для работы автомобильного транспорта в условиях рынка предстоит разработать стандарты качества перевозок грузов и услуг и определить порядок их сертификации.

Разрабатывая и проводя мероприятия по повышению качества транспортного обслуживания клиентуры, автотранспортное предприятие не только способствует тем самым привлечению клиентов, но и интенсифицирует процесс  перевозок грузов, добиваясь экономии топлива и других ресурсов за счет новых технологий и видов услуг.

15

Поэтому показатели качества транспортного обслуживания можно и нужно рассматривать с двух позиций: с позиции их влияния на работу и деятельности клиентуры и с позиции их влияния на показатели работы самого автотранспортного предприятия.

Качество транспортного обслуживания является одним из основных элементов, способствующих повышению конкурентоспособности автотранспортных предприятий в условиях рыночных отношений.

Решение проблемы качества транспортного обслуживания в современных условиях работы автомобильного транспорта состоит в доведении его до уровня, определяемого стандартами, содержащими требования к показателям качества перевозок грузов и услуг. Такие стандарты для условий работы грузового автомобильного транспорта в настоящее время предстоит разработать, и основой для их разработки должны служить, в первую очередь, требования грузоотправителей, грузополучателей и других потребителей услуг к процессам доставки грузов и сопутствующим услугам.

Основные требования, предъявляемые клиентурой к процессу доставки грузов, заключаются в необходимости обеспечения своевременной доставки груза (точно в срок), сохранности перевозимых грузов, приемлемой стоимости доставки и дополнительного сервиса (при оформлении документации, расчетов за перевозки и услуги, информационного обеспечения и др.)

Для того чтобы обеспечить требования клиентуры к качеству транспортного обслуживания автотранспортное предприятие должно располагать необходимым количеством грузового подвижного состава, в том числе по грузоподъемности и типам кузовов, соответствующим условиям перевозок грузов, соответствующей производст-венной базой,  обеспечивающей высокое техническое состояние подвижного состава, и

16

достаточным количеством специалистов водителей, ремонтных рабочих, инженерно-технического персонала, а также специалистов по управлению процессами доставки грузов.

Наличие такого состава транспортных средств, производственной базы и квалифицированного персонала позволяет применять в процессе доставки грузов прогрессивные технологии, направленные на обеспечение высокого качества транспортного обслуживания: своевременности доставки, сохранности грузов, приемлемого уровня тарифов и т.п.

При разработке мероприятий по повышению качества транспортного обслуживания следует руководствоваться ГОСТ Р 5100596. Услуги транспортные. ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ. Номенклатура показателей качества.

 

17

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Таким образом, основной целью развития транспортного комплекса автотранспортных предприятий является улучшение социально-экономического положения путем снижения транспортных издержек, повышения качества и обеспечения растущего спроса на транспортные услуги.

18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

А.П.Насонов. Российская автотранспортная энциклопедия. Том 1. Москва: 2001г.

В.И.Савин. Перевозки грузов автомобильным транспортом. Справочное пособие. М. Издательство "Дело и Сервис" 2002г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48984. Розрахунок структури симетричних стаціонарних електромагнітних полів 146 KB
  Симетричне тіло радіуса R перебуває в однорідному зовнішньому електричному полі E0, що перпендикулярне до його осі. Задано матеріальні характеристики навколишнього середовища. Одержати аналітичні вирази для потенціалів й і для полів Ei й Ee відповідно всередині та поза тілом.
48985. Розрахунок структури змінних електромагнітних полів у хвилеводі 550 KB
  Порожнина хвилеводу заповнена діелектриком, електрична проникність якого овжина хвилеводу в напрямку осі z не обмежена. Процес поширення електромагнітних хвиль у порожнині прямокутного хвилеводу розглядаємо, думаючи, що стінки хвилеводу виконані з надпровідного матеріалу ( = ).
48988. Стрільба і управління вогнем. Методичні вказівки 12.85 MB
  Курсова робота призначена для поглиблення знань з дисципліни Стрільба і управління вогнем вміння вирішувати самостійно задачі з проведення заходів підготовки стрільби і управління вогнем проведення пристрілювання цілі із спостереженням за знаками розривів. При проведенні пристрілювання цілі із спостереженням за знаками розривів пропонується виконати наступні етапи: Визначити за даними розвідки топографічні дані по цілі а використовуючи ГРП обчислені дані по цілі; Визначити установки для стрільби коефіцієнти і подати команду...
48989. Проектування установки дугового наплавлення 2.84 MB
  В даній курсовій роботі потрібно спроектувати установку для одного з способів дугового наплавлення. Використання механізованого і автоматизованого обладнання і установок дає можливість підвищити продуктивність виробництва та в основному виводить людський фактор безпосередньо від формування наплавленого шару. Також оператор виводиться з зони безпосереднього впливу дуги і аерозолів на людський організм, що підвищує якість охорони праці на виробництві.
48990. Приготування новітніх страв з перепелиних яєць 318.5 KB
  Користь перепелиних яєць, безумовно, дуже велика. Вживання перепелиних яєць зміцнює кістки, нормалізує роботу всього організму (зокрема серця, печінки, нирок, шлунка і підшлункової, передміхурової залози та ін органів).
48991. Основные проблемы теоретической фонетики 156.5 KB
  Британские типы произношения и их фонетические особенности. Фонетические особенности американского произношения G в сопоставлении с британским RP. Современные тенденции английского произношения. Классификация диалектов и вариантов произношения английского языка.
48992. Аналіз рентабельності окремих видів продукції 531.5 KB
  Теоретичні основи аналізу рентабельності окремих видів продукції. Рентабельність продукції як критерій формування виробничої програми. Фактори які впливають на рентабельність окремих видів продукції.