71957

Онтология счастья: Любовь, творчество и развитие

Реферат

Логика и философия

За всю историю человечество создало множество теорий пытающихся вывести определенные правила подобрать ключи к заветной дверце которая отворяет дорогу в счастье. Человек всегда думал о счастье. Но счастье это настолько глубокое настолько интимное переживание что никакие общие...

Русский

2014-11-14

32.38 KB

1 чел.

13

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Основные подходы в определении путей достижения счастья……………4

2. Определение и различные понимания счастья……………………………..9

3. Онтология счастья: Любовь, творчество и развитие……………………...11

Заключение……………………………………………………………………..14

Список использованной литературы………………………………………….15

Введение

Со времен античности до наших дней тема счастья была и остается одной из основных в философских исследованиях.  За всю историю человечество создало множество теорий, пытающихся вывести определенные правила, подобрать ключи к заветной дверце, которая отворяет дорогу в счастье. Но, несмотря на это, мы по-прежнему проходим множество дорог в поисках счастья и все еще ищем его, изо дня в день, «с тоской в глазах, с надеждою в душе»…

Первые попытки осмыслить проблему счастья можно найти в самых ранних литературных памятниках древности: Ведах и упанишадах, «Песне арфиста», «Поучениях Птаххетена» и др., относящихся к III-II тысячелетиям до н. э. В основном, это своеобразные своды правил, выполнение которых могло бы, по мнению их авторов, предохранить человека от всевозможных ошибок, потерь и разочарований.

Человек всегда стремился к счастью. Человек всегда думал о счастье. Человеку удавалось быть счастливым. Но счастье - это настолько глубокое, настолько интимное переживание, что никакие общие схемы, никакие размышления не приближают нас к пониманию этого явления. И потому для каждого, кто задумывается о счастье, оно открывается в своей неизведанности и вечной новизне так, будто никто еще и не касался этой проблемы. Всякого, кто взялся за нее уже можно назвать счастливым. В наши-то времена размышлять о счастье! Но именно в трудные времена, в эпоху тревог и опасностей нужно и должно размышлять о счастье.

1.Основные подходы в определении путей достижения счастья.

Основные подходы мыслителей древности в определении конкретных путей достижения счастья делятся на две противоположных концепции:  аскетическая и гедоническая.

Сторонники аскетизма (древнеиндийские философы, ранние стоики, христиане) утверждали, что наивысшее счастье – это добродетель, а для ее достижения необходимо ограничивать свои потребности, быть скромным и воздерживаться от излишеств.

Гедонисты, напротив, считали, что человек может достичь счастья лишь путем удовлетворения своих потребностей: физических, материальных и духовных. По мнению одного из сторонников этой идеи, итальянского философа Лоренцо Валлы, высшая ценность жизни – это ощущение «от сладостного возбуждения и удовольствия тела».

В VI веке до н.э. в учении о счастье возникло третье направление, основным принципом которого стал принцип «золотой середины». «Аристипп выступал в защиту плоти, словно у нас нет души. Зенон считался только с душой, словно мы бестелесны. И оба ошибались, - писал Монтень. - Пусть душа помогает телу, содействует ему, и не отказывается участвовать в его естественных утехах, а наслаждается вместе с ним, привнося в них умеренность».

В то же время буддисты утверждали, что определяющим в отнесении себя к счастливым или несчастным является состояние сознания. Этого же мнения придерживался Марк Аврелий, считавший, что человек счастлив, когда считает себя таковым. А в даосской философии счастье связывалось с понятием о «срединном пути», с позитивным отношением и принятием всех жизненных событий, какими бы они ни были.

Сегодня тоже существует несколько теорий, пытающихся раскрыть природу счастья. Причем, вопросами счастья теперь занимаются не только  философы, но и психологи, социологи и даже экономисты. Рассмотрим основные современные теории:

Так, согласно  телическим теориям (теории целей и потребностей) счастье достигается тогда, когда достигается цель или удовлетворяется потребность.

Теория потребностей утверждает, что потребности могут быть врожденными и приобретенными, осознанными и неосознанными, но человек может чувствовать себя счастливым только после удовлетворения этих потребностей. В противоположность этому, теория целей настаивает на необходимости сознательного выбора желаний, когда человек осознанно пытается достичь каких-то целей, а счастье возникает в случае их достижения. 

В соответствии с телическим подходом, ощущение счастья зависит от преодоления множества факторов. Так, кратковременные и долгосрочные цели и желания могут находиться в конфликте, а поэтому их полное удовлетворение невозможно. Достигая целей, приносящих кратковременные периоды счастья, люди испытывают неудовлетворенность из-за их несоответствия глобальным целям. А в случае если конфликтующие между собой цели неосознанны, возникает дополнительная трудность: их сложно определить и интегрировать. Если же цели и желания отсутствуют, человек не может быть счастливым по определению. Также счастье недостижимо, если человек не может  реализовать свои желания из-за отсутствия достаточных способностей и умений, или если поставленные цели слишком высоки.

Следующий блок теорий о счастье – теории наслаждения и боли. Эти концепции основываются на утверждении, что если человек испытывает какую-либо потребность, то это связано с тем, что ему в жизни чего-то недостает. И чем сильнее неудовлетворенность жизнью, тем большее удовольствие затем приносит достижение желаемой цели.

По мнению польского философа Владислава Татаркевича, представления о том, что удовольствие и боль (состояния счастья и несчастья) взаимосвязаны, находит множество подтверждений. Так, например, те, кто наиболее интенсивно испытывает удовлетворение, также более интенсивно испытывают и негативные эмоции. Если цель для человека значима, и он потратил на ее достижение много сил, то неудача будет причиной сильного разочарования, а удача вызывает ощущение счастья. Если же человек не был особенно сильно заинтересован в достижении цели, то и неудача не вызовет особых негативных эмоций.

Любопытный подход к вопросу счастья предлагают теории деятельности. «Счастье – это сопутствующий человеческой деятельности продукт», - утверждают последователи этой концепции.  Так, например, удовольствие от восхождения на гору может быть значительно выше, чем достижение вершины. Следовательно, счастье – это путь, а не цель.

Наиболее ярким примером теории деятельности является теория американского профессора психологии М. Чиксентмихайи. Он считает, что деятельность приносит удовлетворение, только если личностные способности соответствуют способностям, необходимым для выполнения этой деятельности. Если выполняемые действия слишком легки, то человеку становится скучно, если же слишком сложны - возникает тревожность. Человек будет счастлив, если деятельность, которой он занимается, будет для него увлекательной и интересной.

 «Нисходящая» и «восходящая» теории. Сторонники восходящей теории считают, что ощущение счастья в целом складывается из суммы множества маленьких позитивных переживаний, а счастливая жизнь представляет собой что-то вроде коллекции счастливых моментов. Бусинка за бусинкой нанизываются на нитку счастья приятные переживания, а обладатель более длинной нитки, по праву может считать себя баловнем судьбы.

В противоположность этому, сторонники нисходящей теории утверждают, что способность быть счастливым зависит от личного эмоционального настроя человека (позитивное или негативное). Человек может быть счастлив независимо от внешних обстоятельств, если он настроен оптимистично, и несчастен, если он склонен воспринимать события негативно. То есть важно не то, что человек имеет, а то, как он к этому относится. Это значит, что нужно любыми способами развивать в себе позитивное отношение к миру и накапливать позитивный жизненный опыт.

Существуют также ассоцианистические теории, которые основываются на исследованиях ассоциативных связей памяти и феномена «обусловленного вызывания эмоций» на когнитивных принципах.

Сторонники подхода, основывающегося на ассоциативных связях памяти, считают, что ощущение счастья напрямую связано с умением человека выстраивать богатую структуру позитивных ассоциаций. Связано это с тем, что людям свойственно вызывать из памяти те воспоминания, которые созвучны их настоящему эмоциональному настроению. Если человек привык выстраивать позитивные связи и ассоциации, то большее количество событий будет вызывать у него приятные эмоции, и наоборот.

Очень похожий тип теории основан на исследованиях феномена «обусловленного вызывания эмоций». Последователи этой концепции считают, что повторяющиеся счастливые события формируют позитивный эмоциональный опыт личности. Вырабатывается своеобразная привычка быть счастливым, человек ожидает приятных событий, и, благодаря этой привычке, все, что случается с ним вызывают у него приятные ассоциации.  При этом осознанные попытки уменьшить количество негативных мыслей могут увеличивать ощущение счастья. Например, если человек систематически по утрам произносит позитивные установки, то вероятность того, что день будет удачным, повышается. Некоторые люди способны построить настолько мощную структуру позитивных ассоциаций, что все события их жизни воспринимаются ими как позитивные.

Теории сравнения рассматривают счастье как результат сравнения актуальных условий и принимаемыми личностью нормами. То есть, человек формирует некое представление о стандартном удовлетворяющем его состоянии и сравнивает текущую ситуацию с этим стандартом. Если жизненные условия превышают стандарт, то человек воспринимает свою жизнь как счастливую. Стандарт можно устанавливать для себя по своему усмотрению, исходя из собственной концепции или установок родителей. В разных ситуациях стандарты могут меняться.  Так, например, сравнение себя с менее успешным человеком может усилить состояние внутренней удовлетворенности.

Одной из разновидностей теории сравнения является теория адаптации. Основывается она на том, что  человеку свойственно привыкать, адаптироваться к существующим условиям. Если личность привыкает к хорошим условиям, они больше не вызывают у нее прежней удовлетворенности, и стандарты повышаются до нового уровня.  Точно так же адаптация наступает и в отношении негативных условий, при этом внутренние стандарты понижаются. В соответствии с этой теорией, для того, чтобы человек чувствовал себя счастливым, гораздо важнее постоянный рост дохода, а не просто его более высокий уровень в сравнении с другими.

2. Определение и различные понимания счастья

Счастье - это внутреннее солнышко”

Н.И. Козлов

Понятие “счастье” имеет многоаспектное, трудно поддающееся систематизации содержание. Польский исследователь В.Татаркевич, написавший фундаментальный труд “О счастье”, выделил 4 основных значения этого понятия: 1) благосклонность судьбы, удача; 2) состояние интенсивной радости; 3) обладание наивысшими благами, положительный баланс жизни; 4) чувство удовлетворения жизнью. Татаркевич указывает, что эти четыре значения являются наиболее распространенными, но ни одно из них  по отдельности, ни все вместе не исчерпывают смысл понятия счастья. Кроме того, по каждому пункту можно найти контраргумент, доказывающий, что счастье не обязательно есть, например, удача или положительный баланс жизни. Можно привести иные понимания понятия счастья. Гедонизм понимает под счастьем удовольствия. Эвдемонисты утверждают, что счастье есть обладание высшими благами. Так на вопрос Диотимы: “Что будет с человеком, овладевшим благом?”, Сократ отвечает: “Он будет счастлив”. Моралисты говорят, что счастье в добродетельном поведении. И наконец психологически счастье воспринимается как чувство удовлетворения жизнью.

Видимо человечество все время было столь несчастливо, что даже не смогло выяснить, что такое счастье. Шопенгауэр, например, считал счастье понятием отрицательным, а именно, счастье, по Шопенгауэру, есть отсутствие страданий. Многим известно изречение: “Счастье, как и здоровье: когда его не замечаешь, значит оно есть.” Все тот же Шопенгауэр, мрачно заметил: “Есть одна для всех врожденная ошибка - это убеждение, будто мы рождены для счастья.” Не знаю, читал ли Салтыков-Щедрин Шопенгауэра, но как бы ответом звучит его реплика: “Человек так уж устроен, что и на счастье-то как будто неохотно и недоверчиво смотрит, так что и счастье ему надо навязывать.” И совсем уж полным контрастом отдает фраза Людвига Фейербаха: “Где нет стремления к счастью, там нет и стремления вообще. Стремление к счастью - это стремление стремлений.”

Наиболее известным из ходячих определений является такое: “Счастье это, когда тебя понимают.” Само слово “счастье” трактуется как “соучастие” (в общем деле, в общей судьбе). По моему же дилетантскому мнению, слово “счастье” происходит от “сейчас”, т.е. оно - “сейчастье”. Человек счастливый живет здесь и сейчас, радостно переживая (не пережевывая, а целиком) данный конкретный момент жизни, неважно вызвана ли эта радость происходящими событиями, или каким-то воспоминанием, или же предвкушением будущего. Таким образом, под счастьем мы будем понимать устойчивое эмоциональное состояние (кратковременную радость нельзя назвать счастьем), в котором доминирующей эмоцией является радость. Иные эмоции отнюдь не подавляются и не запрещаются. Счастливый может позволить себе любые чувства - даже печаль и грусть подобно тому, как в сладкую кашу добавляют щепотку соли. Именно тем и ценно счастье, что в нем доступны любые чувства, переживания, эмоции.

Счастье есть ощущение полноты бытия.

Человек, ставший счастливым подобен человеку, который взглянул на небо после дождя и увидел радугу, но увидел ее  так, как увидел Ной, выйдя из ковчега; увидел не как набор цветов спектра, а как символ Божественного завета и великой надежды на продолжительное счастье.

3.Онтология счастья: Любовь, творчество и развитие

Всякая  вещь есть нечто определенное и ограниченное, благодаря чему она отлична от другой вещи. Граница отделяет вещь как она есть в себе от того, как она есть для иных и от иных вещей. Вещь-в-себе отлична от границы: она не есть граница, т.е. вещь-в-себе и граница взаимно отрицают друг друга. Из этого противоречия возникает всякое движение. Всякая вещь стремится преодолеть свою ограниченность, выйти по ту  сторону границы, стремится к иному (инобытию). Все сущее есть становящееся.

В мире механических явлений стремление к инобытию выражается в изменении положения тел в пространстве-времени. Да и само пространство-время претерпевает изменение, благодаря наличию в нем движущихся объектов.

В мире живых существ стремление к инобытию Выражается в росте, развитии, развертывании своих внутренних потенций. Несомненно это касается также и человека. На опыте нетрудно убедиться, что всякое препятствие на пути развития человеком своих способностей легко становится предпосылкой несчастья. Но даже и в отсутствии препятствий развитие не дает гарантий счастья. Тем не менее все-таки лучше следовать совету Грасиана и увеличивать основы жизни. В общем случае, чем более развиты способности человека в той или иной области, тем более высокие цели он ставит перед собой, вплоть до таких, которые доступны лишь ему одному. “И если нет у тебя больше ни одной лестницы, научись взбираться на собственную голову: как иначе подняться тебе наверх? На голову, а выше - по собственному сердцу.” Сознание собственной исключительности может стать источником счастья, но чаще бывает наоборот. Нам известны судьбы многих гениальных личностей. Не было, наверное, более одиноких людей. Редко встречали они понимание окружающих, всегда они были знаком вопроса. Да и сами для себя они были знаком вопроса.

Развитие есть становление иным, есть изменение своей определенности и ограниченности, но еще не есть преодоление границы, переход по ту сторону. А по ту сторону  - иное нечто со своей определенностью и ограниченностью. Поскольку ничто не может существовать вне границ, то переход по ту сторону своей границы есть также и переход границы иного, т.е. проникновение в иное, проникновение иным, возникновение единства. Для двух людей это любовь. Сама природа одарила нас способностью выражать такое единство на всех уровнях бытия: телесном, умственном, духовном. И чем полнее это единство, тем полнее любовь. Но даже самая полная и совершенная любовь должна преодолеть себя; единство, составленное из двух должно еще преодолеть эту свою составленность, стать воистину одним, стать ребенком. Желание ребенка - вот, что такое любовь. Любовь, не приносящая детей, подобна бесплодному дереву, которое срубают и бросают в огонь.

“Брак: так называю я волю двоих создать единое, большее тех, кто создал его. Брак - это взаимоуважение и почитание этой воли. Да будет это смыслом и правдой брака твоего.Но то, что считается браком у много множества, у всех этих лишних, - как назвать это?О, эта бедность души, желающей быть вдвоем! О, эта грязь души вдвоем! Это жалкое удовольствие - быть вдвоем!...

Любовью именуется у вас множество коротеньких безумств. А брак ваш, как одна большая глупость, кладет конец безумствам этим.Эта ваша любовь к женщине и любовь женщины к мужчине - о, если бы была она состраданием к сокрытом, страдающему божеству! Но чаще всего лишь двое животных угадывают друг друга. Даже лучшая любовь ваша - лишь слащавое подобие любви и болезненный пыл; тогда как она должна служить факелом, освещающим путь в высоту.Некогда должны вы будете любить сверх себя! Так научитесь же сперва любви! И потому придется испить вам горькую чашу ее,” - так говорил Заратустра.

Любовь есть стремление творить сверх себя. Та же мысль была выражена в определении любви, которое дала Диотима из платоновского “Пира”: “Любовь - стремление родить и произвести на свет в прекрасном, как телесно, так и духовно.”

Но чаще любовью называют желание быть вдвоем, желание счастья на двоих, иллюзию того, что другой человек сделает нас счастливыми. Такую любовь можно определить как стремление укрыться от мира в другом, когда нет убежища в себе. Это любовь недолюбленного в детстве ребенка. В такой любви ребенок оказывается лишним, ненужным, и чаще лишь предлогом удержать возле себя свою половинку. (Так одно поколение недолюбленных в детстве детей сменяется другим. И потому так мало любви в мире.) После медового месяца каждый из супругов мог каждый день записывать в своем дневнике: “Ничего нового. Существовал” (Это из Сартра)

“Но на земле еще встречается своеобразное продолжение любви, когда та жадная потребность двух людей друг в друге, уступает место новому, более высокому стремлению, обоюдному страстному желанию обладать высоким идеалом. Но кому известна такая любовь? Ее настоящее имя - дружба.”(Ф. Ницше “Веселая наука”).

Прежде чем стремиться к идеалу, его следует сотворить. Творчество - вот еще один путь преодоления себя, своей пространственно-временной ограниченности. Творения наши, в которых мы претворяем наши идеалы в материале, несут в себе подобно нашим детям частичку нас самих. Желанием творчества движет то же, что лежит в основе любви. Недаром же у многих всплеск творческой активности совпадает со всплеском любовной страсти. И именно в эти периоды наиболее полно раскрываются способности человека, он переживает бурное развитие. И, пожалуй, именно в это время человек бывает наиболее счастлив, ибо его жизнь полна.

Заключение

Различные концепции счастья предлагают различные пути к его достижению. Цель одна – а дорожек, ведущих к ней, множество. Возможно, кто-то прав, рассуждая о счастье, а кто-то ошибается. А, может быть, правы все. Счастье  - живая и неуловимая субстанция, которую сложно заключить в жесткие рамки и подчинить определенным законам. Возможно именно поэтому австрийский психолог, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд в одной из своих работ писал: «Счастье - абсолютно и исключительно субъективно. И мне кажется бесполезным теоретизировать на этот счет». 

Счастье есть переживание радости бытия. Это переживание окрашено множеством красок и имеет множество измерений. Пока не вмешается ум. Ум пережевывает переживания и переводит нас из многомерного пространства ощущений в плоскость понятий и определений. Даже не в плоскость, а еще беднее - в одномерность цепочки суждений. Непрерывный поток ощущений ум превращает в дискретный поток слов. Ум дробит целое на части и расставляет их по полочкам в соответствии с действующей в нем концепцией бытия. Это называется - понять мир.

Счастливый человек отвлекается от саморефлексии и обращает взоры на внешний мир. В этом смысле, достижение счастья подобно выздоровлению, и потому отчасти прав сказавший, что “если счастья не замечаешь, значит, оно есть. Собственно, бурное радостное переживание происходит в момент вхождения в счастье, а потом к нему быстро привыкаешь как ко всему хорошему. А если счастливый человек обратится к саморефлексии, то он осознает себя счастливым.

Список использованной литературы

1. Джидарьян И. А. Счастье и его типологические   характеристики. - М.1997.

2. Джидарьян И. А. Счастье в представлениях обыденного сознания.// Психологический журнал. 2000. т. 21. №2.

3. Сорокин П. А. Социологический прогресс и принцип счастья//  Социологические исследования №4, с. 103-109. - М., 1988.

4.  Аргайл М. Психология счастья. - Спб.,2003.

5. Антонов Е.А. Философия счастливого человека. - М., 2003.

6. Татаркевич В. “О счастье и совершенстве человека”, М.: Прогресс, 1981. - 367с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73117. Основные, дополнительные и вспомогательные защитные средства, их характеристика 29 KB
  Электрозащитные средства представляют собой переносимые и перевозимые изделия служащие для защиты людей работающих с электроустановками от поражения электрическим током от воздействия электрической дуги и электромагнитного поля.
73118. Оказание первой доврачебной помощи при поражении электрическим током 29 KB
  Необходимо как можно быстрее освободить пострадавшего от действия тока так как от продолжительности этого действия зависит тяжесть электротравмы. Если отключить установку достаточно быстро нельзя необходимо отделить пострадавшего от токоведущих частей или провода с помощью каната...
73119. Возникновение зарядов статического электричества на производстве и меры защиты 29.5 KB
  Это совокупность явлений связанных с возникновением сохранением релаксацией свободного электрического заряда на поверхности и в объеме диэлектрических и полупроводниковых материалов или на изолированных проводниках.
73120. Устройство и требования безопасности при эксплуатации сосудов и аппаратов, работающих под избыточным давлением 29 KB
  Правила устанавливают специальные требования безопасности к конструкции и материалам сосудов; изготовлению реконструкции монтажу наладке и ремонту; арматуре КИП предохранительным устройствам; установке регистрации техническому освидетельствованию...
73121. Безопасность стационарных сосудов под давлением 29.5 KB
  Не разрешается установка регистрируемых в органе технадзора сосудов в жилых общественных бытовых зданиях в примыкающих к ним помещениях. При любой установке сосудов должна обеспечиваться возможность осмотра ремонта и очистки их с внутренней и наружной сторон.
73122. Безопасность нестационарных сосудов под давлением 30 KB
  Безопасность эксплуатации передвижных сосудов обеспечивается: Необходимой механической прочностью и надлежащим контролем за их состоянием Исключением возможности наполнения горючими газами сосудов предназначенных для негорючих газов и наполнение кислородом...
73123. Техническое освидетельствование сосудов и аппаратов, работающих под избыточным давлением 30 KB
  Объем методы и периодичность технического освидетельствования сосудов за исключением баллонов определяется изготовителем и указывается в инструкциях по монтажу и эксплуатации.
73124. Паспорт пожарной безопасности пожаро- и взрывоопасного объекта 26.5 KB
  Паспорт пожарной безопасности это документ характеризующий существующий уровень пожарной безопасности промышленного пред приятия участка цеха на котором производятся используются или хранятся взрывопожароопасные вещества и материалы и отражающий необходимые мероприятия...
73125. Организация пожарной охраны на предприятии 26.5 KB
  Каждый работник обязан: знать и выполнять на производстве требования пожарной безопасности а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим; принимать меры предосторожности при проведении работ с ЛВЖ и ГЖ другими пожароопасными материалами и оборудованием...