720

Причины и условия преступности

Контрольная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятие и классификация причин и условий преступности. Сущность детерминации преступности. Основные криминологические концепции причин и условий преступности.

Русский

2013-01-06

382.5 KB

116 чел.

Причины и условия преступности.

План:

  1.  Понятие и классификация причин и условий преступности
  2.  Сущность детерминации преступности
  3.  Основные криминологические концепции причин и условий преступности.

1) Понятие и классификация причин и условий преступности.

Причины и условия – это прежде всего философские категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений и процессов. Нет в природе и обществе явлений и процессов, которые не имеют своих причин и условий.

Причины – явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит, влечет за собой другое явление, т.е. следствие. Производимые причины и следствие зависит от условий, например, одна и та же причина при разных условиях вызывает не одинаковые следствия. Так что условие представляет собой то, что способствует проявлению каких-либо процессов и изменению каких-либо явлений.

Причины и следствия находятся в единстве. Это значит, что одинаковые причины, при одних и тех же условиях вызывают одинаковое следствие.

Причины преступности это социально-психологические явления, которые порождают , воспроизводят преступность, как свое закономерное следствие. Поскольку в основе преступного деяния лежит свобода воли, иначе свобода выбора лица между преступной и неприступной возможностью удовлетворения своих потребностей и вина. Каким бы сильным не было внешнее давление криминогенных условий, решение должен принимать сам субъект будущего преступления. Без свободы выбора и вины нет в преступлении. 

Наиболее распространенные причины:

  •  правовой нигилизм
  •  агрессивность
  •  пренебрежение к правилам безопасности и публичного спокойствия
  •  легкомыслие и безответственность в угоду сиюминутным эгоистическим удовольствиям
  •  корыстолюбие

Как система, причины преступности представляют собой не просто арифметическую сумму конкретных явлений. Они складываются в криминогенную мотивацию. Мотивация преступности и мотивация преступлений соотносятся на основе взаимодействия целого и частей этого целого, системы и ее элементов.

Условия это такие социальные явления, причем (анти?), которые сами не порождают преступность, а способствуют, облегчают, делают невозможным формирование и действие причины. Например, недостатки в контрольно-ревизионной деятельности являются условиями .способствующими посягательствам на собственность, создавая обстановку безконтрольности в хранении, учете, использовании материальных ценностей. 

Причины и условия невзаимозаменяемы и не могут меняться местами. Однако другие авторы считают, что безхозяйственность может быть как причиной, так и условием.

В действительности, причиной бесхозяйственности является мотивация  самонадеянного легкомыслия или небрежения безопасностью сохранности имущества или безопасности людей.  Организационно-управленческие условия бесхозяйственности в виде ненадлежащего контроля за сохранностью собственности, за пожарной безопасностью, есть условия преступной халатности. Они способствуют реализации такой психологии преступно-халатным поведением

Причины и условия преступности в совокупности представляют собой систему социальных явлений, детерминирующих преступность как следствие в пределах соответствующей общественно-экономической формации и на территории данного государства. Совокупность причин и условий называется в криминологии – детерминанты, криминогенные детерминанты. Между элементами криминогенных детерминант как системы существует сложное многоуровневое взаимодействие, несколько оснований на сегодняшний день, благодаря которым они отличаются по источнику возникновения, по уровню и т.п.

  •  По уровню действия
    •  криминогенные детерминанты преступности в целом как совокупность причин и условий преступности. Объективные социальные противоречия между потребностями и возможности..
    •  криминогенные детерминанты видов, категорий и групп преступлений. Например, экономическая преступность: отсутствие контроля за материальными ценностями и банковскими операциями.
    •  Криминогенные детерминанты отдельных преступлений или индивидуального преступного поведения.
  •  По содержанию:
    •  Социально-экономические (поляризация населения по уровню доходов, социальное неравенство)
    •  Политические
    •  Правовые( проблема приоритета правоприменения перед  теорией)
    •  Организационно-управленческие (перегрузка систем уголовной юстиции, низкий уровень раскрываемости преступлений, низкий уровень профессионализма)
    •  Медико-психологические
      •  И т.д.
  •  По источникам:
    •  Внутренние (связаны с противоречиями внутри какого-либо социума)
    •  Внешние (международный характер)

2) Сущность детерминации преступности

Интегрирующим понятием, которое охватывает все проявления всеобщей связи социальных явлений и процессов является категория детерминации. Детерминанта – определитель (перевод), а процесс детерминации – процесс обусловленности определения.

Проф. Кудрявцев: детерминация – объективная зависимость причиной обусловленность ее от других явлений природы и общества. Но вряд ли можно согласиться, т.к. тут отражается только одна из форм связи –причинная. На самом деле 32 вида взаимосвязей в науке.

Существует функциональная зависимость (отражает объективное соответствие, сосуществоание 2х факторов, параллельность и изменчивость 2х факторов, например, рост безработицы в деревне N одновременно порождает рост числ краж для удовлетворения потребностей и, соответственно, снижение покупательского спроса; Снижение покупательского спроса и увеличение краж связаны между собой не так, что одно из этих явлений порождает другое, а оба эти явления производны от безработицы).

Статистическая связь – изменение характера распределения одного фактора в зависимости от изменения другого. Например, увеличение числа преступлений и увеличение численности населения. Разновидность коррялиционная зависимость. В основе лежит среднее значение фактора или какого-либо явления. Рассчитывается такая зависимость с помощью специальных индексов.

Связь состояний. Одно состояние какого-либо явления в данный момент при определенных условиях (необходимых и достаточных условиях) определяет состояние этого же явления в другой момент. Например, преступность, в которой высок удельный вес несовершенолетних при условии низкой степени противодействие ей, способно в дальнейшем определять такое состояние преступности, что через 5-10 лет в ней будет доминировать рецедивная преступность со значительным удельным весом неоднократно судимых лиц молодого возраста. Учитывая запредельные темпы роста коррупционной преступности, при низкой степени противоде йствия.

Причинность. Означает связь генетическую, производящую. в общефилософском смысле причины всеобщи. Вместе с тем, отсутствуют такие явления, которые не порождают вообще тех или иных следствий.

Кудрявцев: причинность есть внутреннее содержание ее сущности. Причинность – это объективная всеобщая генетическая связь между двумя или несколькими явлениями, при которой одно из них, а именно причина порождает другое, а именно следствие, т.е. причины всегда предшествуют следствию.

Детерминация преступности процесс сложного взаимодействия различных форм, связей преступности с другими социальными явлениями и процессами.

3) Основные криминологические концепции причин и условий преступности.

Многофакторная (факторная). Эминов. Нет четкого разделения на причины и условия. Есть факторы, как совокупность однородных явлений, порождающих преступность, либо способствующих сохранению, росту или сокращению преступности.

Внешние: экономические, психологические, медицинские, политические, правовые и т.п.

Кондиционалистский подход.

Интерракционистский подход.

Чем больше процесс давления, тем больше следует воздействие агрессивного, противоправного воздействия на среду.

Социально-психологическая теория. Н.Ф. Кузнецова полагает, что существуют причины причин преступности (т.е. то, что предшествует появлению причин преступности).

В целом см. учебник.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8088. Аудиторская проверка учёта расчётных и кредитных операций 84 KB
  Аудиторская проверка учёта расчётных и кредитных операций. Задачи, объекты и источники информации. Проверка расчётов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками. Аудит расчётов с подотчётными лицами. Аудит креди...
8089. Понятия о методах и приёмах воспитания. Классификация методов воспитания 22.47 KB
  Понятия о методах и приёмах воспитания. Классификация методов воспитания Методы воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы - это способы воздействия...
8090. Методы формирования сознания личности 23.9 KB
  Методы формирования сознания личности Методы формирования сознания очень важны для формирования чувств, эмоционального переживания. Если ученики остаются безразличными к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс развивается медленно и р...
8091. Методы организации деятельности и поведения 24.93 KB
  Методы организации деятельности и поведения Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта по...
8092. Методы стимулирования и коррекции поведения школьников 24.64 KB
  Методы стимулирования и коррекции поведения школьников С древних времен известны такие методы стимулирования, как поощрение и наказание. Педагогика XX века обратила внимание на еще один весьма действенный, хотя и не новый метод стимулирования...
8093. Сущность понятия форма воспитания. Классификация и характеристика отдельных форм воспитания 23.18 KB
  Сущность понятия форма воспитания. Классификация и характеристика отдельных форм воспитания. Формы воспитания - способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся...
8094. Умственное воспитание учащихся. Цель, сущность, педагогические условия и средства его осуществления 23.82 KB
  Умственное воспитание учащихся. Цель, сущность, педагогические условия и средства его осуществления Умственное воспитание (УВ) - педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умстве...
8095. Мировоззрения личности. Основные пути формирования научного мировоззрения школьников 22.21 KB
  Мировоззрения личности. Основные пути формирования научного мировоззрения школьников Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также...
8096. Формирование нравственной культуры личности 24.46 KB
  Формирование нравственной культуры личности Моралькак форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Согласно материализму, мораль носит исторический характер: воз...