72003

Нахождение неизвестной части по целому и известной части

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока. Выделить и зафиксировать неизвестную величину. Сконструировать способ нахождения части по известному целому и другой части. Обучать учащихся составлению моделей различных видов. Тип урока. Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и знаковой формах.

Русский

2014-11-16

64 KB

0 чел.

конспект

урока по математике в 1 Б классе 

Тема: «Нахождение неизвестной части по целому и известной части»

учитель:Семенцова С.В.

Тема. Нахождение неизвестной части по целому и известной части.                                             

Цели урока.

  1.  Выделить и зафиксировать  неизвестную величину.
  2.  Сконструировать способ нахождения   части  по известному  целому  и другой части.
  3.  Обучать учащихся  составлению моделей  различных видов.

Тип урока. Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и знаковой  формах.

І.  Создание учебной ситуации

Уч.: вы умеете работать с частями и целым?

Задание № 1.

Соберите из частей целое.

У всех у вас получились одинаковые величины?

Д.: Да. Нет.

Уч. : Почему разные мнения?

Д.: У нас получились величины, одинаковые по количеству  частей, по площади.

Уч.: Кто может рассказать о том, что вы делали с помощью  схемы?

                   А

              А

    Е

В

            С     Д

Уч. : Кто прав ( схем разные, но обе

верны),кто напишет формулу к данной схеме?

На столах по одному набору  из четырёх частей. Работа в парах.

Двое детей у доски.

Обсудим варианты  других схем.

Рассмотрим два варианта.

А=С+Д+Е+В и

С+Д+В= А

ІІ. Постановка учебной задачи.

Уч.: Соберите из частей целое.

Задание 2.

На доске формула А+С=Д

Уч.: Я даю вам   части – вы показываете  целое.

 

Дети складывают части, но появляются вопросы (они показывают их на карточках).

Уч.: умеем, но сейчас мы не можем  сложить  целое по вашей  формуле. Нам  не хватает одной части.

Уч.: какую часть  я вам должна дать?

Д.: любую.

Уч.: и у вас получиться такое же  целое, какое есть у меня?

Д.: покажите своё целое.

Учитель  показывает целое (круг) с вопросом: так любую часть?

Д.: нет. Нам нужна ваша фигура.

Дети ищут третью часть, накладывая части на фигуру (целое). Учитель предлагает закрасить найденную (недостающую) часть карандашом.

У большинства получилось:

 

и только у одной пары:

ученик объясняет: получилась бабочка.

Дети спорят  с этой  парой:

Нужно было найти  ещё одну часть. У  вас получилось, что целое состоит из четырёх частей, а не из  трёх как в формуле.

Два варианта хода  обсуждения:

  1.  Реальный. Учитель предлагает  отрезать закрашенную  часть. Делает это сам. Дети собирают целое  и сверяют  с образцом.
  2.  Желательный. Ребята демонстрируют  своё целое. Для этого они сами  отрезают закрашенное  и сравнивают  количество  частей в  формуле  и у них.

А  + В + С = Д   ?

(1)

             

                          или

(2)

               

И теперь составляем целое.

Учитель раздаёт  каждой паре  по две части.

Нужно получить целое  по формуле и образцу.

Кто согласен с этой парой? Если решение ошибочное, то выясняем, кто ещё допустил ошибку.

Лучше прямо накладывать  часть на букву  в формуле,  написанной на доске.

Теперь мы можем судить о  верности ответа ученика.

ІІІ. Моделирование способа

Уч.: как вы нашли часть, которой у вас не было?

Д.: приложили к целому части, которые были. Закрасили то, что осталось, отрезали  лишнее.

Задание 3.

Уч.: расскажите  о том,  что  вы  делали  на  языке математики?  Покажите  как  вы  действовали на схеме.

Как будем строить  схему?

Чертят, комментируя:

Это  целое;

               Д

  А         В        

Наложили части

   А      В              С  Отрезали

               С         получили третью часть

Уч.: рассказывает  ли  эта схема о  задачи, которую мы  решили? Какая была задача? (Были две части. Нужно было сделать  целое  по формуле. Не хватало одной части).

Видно ли на нашей схеме, что эта часть  была  неизвестной?

Д.: нет.

Уч.: как это показать?

Д.: значком. Можно вопросом.

Задание 4.

Уч.: можете ли вы о нашем способе  нахождения неизвестной части  рассказать по формуле?

На уроке к схеме:

    А      В        С

Ребята составили такие формулы:

Д – А – В = ?

? =  Д – А – В

Д = А + В + ?

Уч.: как вы действовали  составляя формулу?

Словесное моделирование

Графическое моделирование

  1.  Молча.
  2.  Комментируя.

Нужен знак, который все бы понимали. Это - ?

Знаковое моделирование

Формула  составляется по схеме.

Как находили часть?

Что было известно?

Что делали?

Что нашли?

IV. Итоговая рефлексия

- как бы вы назвали  этот урок?

-что нового изучили? Трудно? Легко?

- как бы вы оценили свою работу на уроке? А работу своей пары?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69744. Ієрархічні записи 36.5 KB
  Досі ми розглядали записи, у яких значення окремих полів були величинами простих типів або рядками. Проте в мові Паскаль значення поля може бути довільного типу, в тому числі записом. Наведемо приклад такого використання записів.
69745. Діапазонний тип 24 KB
  Однак може статися, що в програмі цій змінній буде присвоєне значення, що виходить за межі заданого інтервалу. Щоб контролювати ситуацію й уникати таких помилок, у мові Паскаль введено діапазонний тип, що передбачає визначення діапазону значень іншого попередньо заданого...
69746. Структурне програмування 35.5 KB
  Мета структурного програмування створювати програми чіткої структури тобто такі які можна було б без великих затрат розуміти супроводжувати і модифікувати без участі авторів оскільки на сучасному етапі затрати на супровід і модифікацію програм становлять...
69747. Перелічуваний тип 30.5 KB
  Стандартні типи змінних, як відомо, мають значення, що є елементами з підмножини цілих, дійсних чисел, логічних значень (true або false) або множини символів обчислювальної системи (наприклад ASCII). Проте часто доводиться стикатися з поняттями, які можуть набувати специфічних...
69748. Оператор безумовного переходу 24 KB
  Розглянутий умовний оператор if-then-else вибирає один з двох можливих напрямів виконання програми залежно від виконання умови. Інакше його називають оператором умовного переходу. В програмі може виникнути потреба перейти до ви конання деякого відрізка програми незалежно від жодної умови.
69749. Модуль Dos 21 KB
  Dos дозволяє обмінюватися інформацією з операційною системою. Системний час переривання стани параметрів оточення процедури обробки процесів робота з дисковим простором всім цим займається модуль Dos. Модуль Dos і WinDos Модулі Dos і WinDos реалізують численні процедури і функції...
69750. Параметри-змінні 25 KB
  Для того, щоб результат обчислень у тілі процедури зручно було використати в програмі, треба не фіксувати змінну, якій присвоюється одержане значення, а зробити її також параметром. Позначимо цю змінну, наприклад, res і введемо її в список формальних параметрів процедури.
69751. Принцип локалізації 38 KB
  Метод покрокової деталізації та апарат процедур якраз і дають змогу вести таку паралельну розробку програм. Створені часткові алгоритми подають у вигляді досить автономних частин програми - описів процедур, які потім достатньо вставити в розділ опису процедур і функцій програми.
69752. Параметри-процедури і параметри-функції 28.5 KB
  Як формальні параметри в мові Паскаль, крім параметрів-значень і параметрів-змінних, використовують також імена процедур і функцій. Параметри-процедури в списку формальних параметрів в авторській версії Паскаль зазначають після службового слова procedure.