72096

Левобережная Украина в составе России: проблемы интеграции со времен Петра I до Екатерины II. Присоединение к России Правобережной Украины и Белоруссии

Доклад

История и СИД

После смерти Петра Великого политический курс Петербурга по отношению к Украине меняется в связи с обострением отношений с Османской империей усиливается тенденция к централизации управления. принимаются Решительные пункты устанавливавшие правовую основу управления Украиной.

Русский

2014-11-17

17.52 KB

0 чел.

Вопрос 14, блок 1.

Левобережная Украина в составе России: проблемы интеграции со времен Петра I до Екатерины II. Присоединение к России Правобережной Украины и Белоруссии.

  1.  Курс на интеграцию Левобережной Украины в состав России.

В ноябре 1708 г. в Глухове состоялись низложение Мазепы, перешедшего в ходе Северной войны на сторону шведского короля. По рекомендации Петра I новым гетманом был избран И. Скоропадский. При нём российское правительство стало самостоятельно назначать и смещать полковников и генеральную старшину. На полковничьи должности теперь посылались офицеры из России. В связи с изменой Мазепы Петром также была учреждена должность резидента, который должен был наблюдать за гетманом и старшиной и в случае измены или восстания принять меры к подавлению их российскими войсками. Гетманская резиденция была переведена в Глухов, пограничный с Россией город, где стоял гарнизон из 2 российских полков.Смерть Скоропадского в 1722 г. дала повод царскому правительству фактически отменить гетманскую власть. В роли временного (наказного) гетмана назначался Павел Полуботок. Он должен был согласовывать все свои действия с Малороссийской коллегией. После смерти Петра Великого политический курс Петербурга по отношению к Украине меняется в связи с обострением отношений с Османской империей, усиливается тенденция к централизации управления. После ареста и смерти Полуботка разрешение на избрание гетмана было дано лишь в 1727 г. Избран миргородский полковник Даниила Апостол. Тогда же Малороссийская коллегия была упразднена, вместо неё восстанавливалась должность резидента. В 1728 г. принимаются «Решительные пункты», устанавливавшие правовую основу управления Украиной. При императрице Анне Иоанновне (1730-1740) предпринимаются дальнейшие шаги по ограничению автономии Украины и её интеграции в Российскую империю. В 1734-1750 гг. гетман не назначался, для управления Украиной было создано специальное «правление» из представителей казацкой старшины и петербургских чиновников. Одновременно Генеральная воинская канцелярия Сената получила дополнительные полномочия:  она стала ведать денежными и хлебными сборами на Украине, а с 1749 г. – сбором пошлин с торговли и промышленности.В 1747 г. гетманство временно восстанавливается. Последним гетманом стал К. Разумовский. В 1764 г. Екатерина II (1762-1796) упразднила должность гетмана. Для управления Украиной создаётся Малороссийская коллегия. По общеимперскому акту «Учреждения для управления губерний» от 1775 г. Украина окончательно лишилась самобытности в системе административно-территориального управления: как и вся Российская империя, она была разделена на губернии во главе с назначаемыми губернаторами. В 1780 г. Слободская Украина была преобразована в Харьковское наместничество, включавшее 13 уездов, в 1781 г. на Левобережной Украине были созданы наместничества Киевское, Черниговское, Новгород-Северское. Надобность в Малороссийской коллегии отпала, она была ликвидирована в 1786 г.В 1782-1783 г. старинное деление на полки и сотни также было ликвидировано,  а на территории Войска Донского вместо казачьего правления было установлено гражданское по образцу губернского. Одновременно во 2-ой половине XVIII в. на Украине распространилось крепостное право, что ещё более усилило позиции благородного сословия. Окончательное закрепление они получили в Жалованной грамоте дворянству от 1785 г., которая учредила в том числе и на Украине губернские дворянские собрания; приравняла казацкие чины к общеимперским.Таким образом, царское правительство шаг за шагом разрушало старую политико-административную систему управления Украиной, порядки казачьего самоуправления, проводя политику унификации управления территориями в составе Российской империи и их интеграции в единый государственный организм. Старшина в большинстве своем была удовлетворена предоставленными ей правами и льготами и, смирившись с потерей автономии, стала поддерживать царское правительство.

II. Присоединение Правобережной Украины и Белоруссии.

Что касается населения, проживавшего на территории Правобережной Украины и Белоруссии, то оно находилось в польском государстве под тройным гнётом: 1)Феодальным: Крепостничество в Польше было более жестоким, чем в России, т.к. оформилось гораздо раньше. 2)Национальным: Поскольку носителем культуры являлся господствующий класс, происходило ополячивание населения. 3)Религиозным: дворяне-поляки были католиками, а крестьяне – православными. Близость языка и культуры, историческая память, религиозная общность русского, украинского и белорусского народов обусловили стремление их к объединению. Присоединить земли Правобережной Украины и Белорусии удалось в результате трех разделов Польши. На присоединённых Россией территориях польские и литовские феодалы сохранили свои владения и повинности с крестьян.В результате разделов Польши и присоединения Правобережной Украины и Белоруссии к Российской Империи православное население Правобережной Украины и Белоруссии было избавлено от религиозных и иных преследований со стороны польской шляхты, получило устойчивую систему административного управления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82852. Слова, що означають назви предметів. Складання усної розповіді за малюнком 105 KB
  Закріпити знання учнів про слова що означають назви предметів. Сьогодні ми будемо закріплювати знання про слова що означають назви предметів будемо розпізнавати ці слова і ставити до них питання. Дрізд до дятла Добрий день Дуб здоровий не впаде Дятел дзьобом дріботить: Двісті років простоїть...
82853. Головні слова у реченні. Складання речень за графічними схемами 98 KB
  Мета: формувати поняття головні слова в реченні вчити знаходити їх у реченні; закріплювати знання про речення його види за метою висловлювання; розвивати інтерес до мовних явищ мовлення та мислення; розвивати вміння аналізувати доводити синтезувати інформацію; виховувати любов до своїх рідних...
82854. Слова, близькі за значенням (синоніми) 75.5 KB
  Мета: ознайомити учнів із синонімами (словами, близькими за значенням), визначити їх роль у мовленні, познайомити з окремими стійкими сполученнями слів; вчити спостерігати за роллю слів, що мають декілька значень, звучать і пишуться однаково; збагачувати словниковий запас...
82855. Мандрівка до квітучого саду. (Складання тексту-опису квітки або казки) 72.5 KB
  Мета: познайомити учнів з походженням деяких назв квітів, із значенням квітів в житті людей; вчити добирати вдалі образні вислови, порівняння, збагачувати активний і пасивний словник дітей; працювати творчо; виховувати прагнення берегти і примножувати красу рідної землі.
82857. Часи дієслова 185 KB
  Актуалізувати знання учнів про дієслово навчитися визначати часи дієслова засвоїти українські терміни. Давайте подивимось як сумно стало Вовченяті без Капітошки та під час перегляду знайдемо дієслова і запишемо їх у зошит Діти дивляться уривок із мультфільму Капітошка та знаходять дієслова...
82858. Прислівник як частина мови 74 KB
  Мета: ознайомити учнів з новою частиною мови прислівником його граматичними ознаками; формувати вміння знаходити прислівники у тексті; розвивати зв’язне мовлення вміння аналізувати і порівнювати мовні явища; виховувати бажання активно працювати на уроці.
82859. Прикметники – синоніми, прикметники – антоніми. Пряме й переносне значення прикметників 237.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з прикметниками із синонімічними та антонімічними значеннями; вчити вживати прикметники в прямому та переносному значеннях, розкривати багатозначність; розвивати вміння добирати та використовувати прикметники – синоніми та антоніми у мовленні...
82860. Які бувають рослини 39 KB
  Ці рослини кольорові Запашні такі чудові. На скільки груп розподілено рослини Назвіть рослини першої групи другої третьої Як можна назвати одним словом березу дуб тополю клен Як можна одним словом назвати смородину калину бузок малину Чим відрізняються кущі від дерев...