72096

Левобережная Украина в составе России: проблемы интеграции со времен Петра I до Екатерины II. Присоединение к России Правобережной Украины и Белоруссии

Доклад

История и СИД

После смерти Петра Великого политический курс Петербурга по отношению к Украине меняется в связи с обострением отношений с Османской империей усиливается тенденция к централизации управления. принимаются Решительные пункты устанавливавшие правовую основу управления Украиной.

Русский

2014-11-17

17.52 KB

1 чел.

Вопрос 14, блок 1.

Левобережная Украина в составе России: проблемы интеграции со времен Петра I до Екатерины II. Присоединение к России Правобережной Украины и Белоруссии.

  1.  Курс на интеграцию Левобережной Украины в состав России.

В ноябре 1708 г. в Глухове состоялись низложение Мазепы, перешедшего в ходе Северной войны на сторону шведского короля. По рекомендации Петра I новым гетманом был избран И. Скоропадский. При нём российское правительство стало самостоятельно назначать и смещать полковников и генеральную старшину. На полковничьи должности теперь посылались офицеры из России. В связи с изменой Мазепы Петром также была учреждена должность резидента, который должен был наблюдать за гетманом и старшиной и в случае измены или восстания принять меры к подавлению их российскими войсками. Гетманская резиденция была переведена в Глухов, пограничный с Россией город, где стоял гарнизон из 2 российских полков.Смерть Скоропадского в 1722 г. дала повод царскому правительству фактически отменить гетманскую власть. В роли временного (наказного) гетмана назначался Павел Полуботок. Он должен был согласовывать все свои действия с Малороссийской коллегией. После смерти Петра Великого политический курс Петербурга по отношению к Украине меняется в связи с обострением отношений с Османской империей, усиливается тенденция к централизации управления. После ареста и смерти Полуботка разрешение на избрание гетмана было дано лишь в 1727 г. Избран миргородский полковник Даниила Апостол. Тогда же Малороссийская коллегия была упразднена, вместо неё восстанавливалась должность резидента. В 1728 г. принимаются «Решительные пункты», устанавливавшие правовую основу управления Украиной. При императрице Анне Иоанновне (1730-1740) предпринимаются дальнейшие шаги по ограничению автономии Украины и её интеграции в Российскую империю. В 1734-1750 гг. гетман не назначался, для управления Украиной было создано специальное «правление» из представителей казацкой старшины и петербургских чиновников. Одновременно Генеральная воинская канцелярия Сената получила дополнительные полномочия:  она стала ведать денежными и хлебными сборами на Украине, а с 1749 г. – сбором пошлин с торговли и промышленности.В 1747 г. гетманство временно восстанавливается. Последним гетманом стал К. Разумовский. В 1764 г. Екатерина II (1762-1796) упразднила должность гетмана. Для управления Украиной создаётся Малороссийская коллегия. По общеимперскому акту «Учреждения для управления губерний» от 1775 г. Украина окончательно лишилась самобытности в системе административно-территориального управления: как и вся Российская империя, она была разделена на губернии во главе с назначаемыми губернаторами. В 1780 г. Слободская Украина была преобразована в Харьковское наместничество, включавшее 13 уездов, в 1781 г. на Левобережной Украине были созданы наместничества Киевское, Черниговское, Новгород-Северское. Надобность в Малороссийской коллегии отпала, она была ликвидирована в 1786 г.В 1782-1783 г. старинное деление на полки и сотни также было ликвидировано,  а на территории Войска Донского вместо казачьего правления было установлено гражданское по образцу губернского. Одновременно во 2-ой половине XVIII в. на Украине распространилось крепостное право, что ещё более усилило позиции благородного сословия. Окончательное закрепление они получили в Жалованной грамоте дворянству от 1785 г., которая учредила в том числе и на Украине губернские дворянские собрания; приравняла казацкие чины к общеимперским.Таким образом, царское правительство шаг за шагом разрушало старую политико-административную систему управления Украиной, порядки казачьего самоуправления, проводя политику унификации управления территориями в составе Российской империи и их интеграции в единый государственный организм. Старшина в большинстве своем была удовлетворена предоставленными ей правами и льготами и, смирившись с потерей автономии, стала поддерживать царское правительство.

II. Присоединение Правобережной Украины и Белоруссии.

Что касается населения, проживавшего на территории Правобережной Украины и Белоруссии, то оно находилось в польском государстве под тройным гнётом: 1)Феодальным: Крепостничество в Польше было более жестоким, чем в России, т.к. оформилось гораздо раньше. 2)Национальным: Поскольку носителем культуры являлся господствующий класс, происходило ополячивание населения. 3)Религиозным: дворяне-поляки были католиками, а крестьяне – православными. Близость языка и культуры, историческая память, религиозная общность русского, украинского и белорусского народов обусловили стремление их к объединению. Присоединить земли Правобережной Украины и Белорусии удалось в результате трех разделов Польши. На присоединённых Россией территориях польские и литовские феодалы сохранили свои владения и повинности с крестьян.В результате разделов Польши и присоединения Правобережной Украины и Белоруссии к Российской Империи православное население Правобережной Украины и Белоруссии было избавлено от религиозных и иных преследований со стороны польской шляхты, получило устойчивую систему административного управления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58695. Леся Українки “Бояриня” 39.5 KB
  Мета. Ознайомити учнів зі змістом твору, дослідити, як крізь призму особистого життя героїв розкрито трагедію рідного краю; розвивати творче мислення учнів, уміння аналізувати прочитане; виховувати любов до України, до її історичного минулого.
58696. Схоже і відмінне в кольорах. Порівняння предметів за кольором. Кольори. Вживання закінчень прикметників -й, -а, -е, -і 99 KB
  Мета: Продовжити засвоєння українських назв кольорів; збагачувати й активізувати словниковий запас учнів; удосконалювати орфоепічні вміння; формувати вміння вживати закінчення прикметників (-й, -а, -є, -і); порівнювати предмети за кольором; розвивати мовленнєві навички; виховувати любов до природи.
58697. Іменник. Загальне значення і граматичні ознаки іменника 8.41 MB
  Мета: розширювати і поглиблювати знання учнів про іменник як частину мови; познайомити з іменниками назвами істот та неістот їх характерними ознаками; з іменниками на позначення власних і загальних назв навчити розрізняти їх учити писати в великої літери власні іменники...
58700. Звязок іменників з прикметниками 444.5 KB
  Мета: розширити знання дітей про граматичний і смисловий зв’язок прикметників з іменниками; закріпити прийоми розпізнавання числа, роду, відмінка прикметників. Розвивати вміння будувати зв’язні розповіді га задану тему.
58701. Школьные правила 39 KB
  Цели Оборудование: проигрыватель, грамзапись с ритмической зарядкой; аудиозаписи: голоса птиц, школьных песен, “Урок поведения”, “Песня первоклашки”, Шадоус “Девушка в красном”; иллюстрация – “Зайчик”; игрушки – ёж, лесной медвежонок, зайчонок...
58702. Предмети, що мене оточують 20.96 KB
  Мета: ознайомити учнів з вживанням присвійного відмінка іменників; тренувати у вживанні структури thisis; повторити ЛО з теми «Шкільне приладдя»; розвивати в учнів фонематичний слух, мислення, память, увагу, комунікативні навички
58703. Маркетинг. Урок з економіки 108 KB
  Розвиток вмінь використовувати здобуті знання з маркетингу на практиці: проводити сегментацію ринку; приймати споживче рішення; працювати з графіком життєвого циклу товару та визначати етапи життєвого...