72097

Российско-украинские отношения и гражданская война на Украине (1657-1687)

Доклад

История и СИД

По условиям этого договора: 1 Украина вошла в польско-литовское государство на правах ограниченной автономии; 2 прямых выборов гетмана не было: Украина могла лишь выбирать кандидатов из числа которых король назначал гетмана; 3 в сенат Речи Посполитой вошли православные епископы...

Русский

2014-11-17

16.88 KB

0 чел.

13 (2) Российско-украинские отношения и гражданская война на Украине (1657-1687)

После смерти Богдана Хмельницкого в 1657 г. в Украине началась ожесточённая и разорительная борьба за гетманство, получившая название «Руина». За власть боролись 3 основные группировки, во главе которых стояли: Юрий Хмельницкий (выступавший за союз с Москвой); И.Выговский (воссоединение с Речью Посполитой); М.Пушкарь и запорожские казаки (против Выговского, фактически, также за воссоединение с Россией).Абсолютное большинство населения Украины открыто выступало за союз с Россией, в первую очередь, из-за притеснений со стороны поляков. Всячески насаждалось католичество и униатство, устраивались гонения на православие; украинцы были лишены права заниматься государственной службой, вытеснялись из торговли, были обложены высокими налогами.Первоначально в борьбе за власть победил ориентировавшийся на Речь Посполитую Выговский. Он заключил в 1658 г. Гадячский договор с Польшей. По условиям этого договора: 1) Украина вошла в польско-литовское государство на правах ограниченной автономии; 2) прямых выборов гетмана не было: Украина могла лишь выбирать кандидатов, из числа которых король назначал гетмана; 3) в сенат Речи Посполитой вошли православные епископы, однако лишь в Киевском воеводстве высшие сенаторские посты занимали только православные; 4) казацкое войско сокращалось в 2 р. – до 30 тысяч. Этот договор был крайне невыгоден Украине.Закономерно, что автономия «по-польски» вызвала недовольство казаков и украинцев. Выговский бежал в Польшу. Затем гетманом стал Юрий Хмельницкий. При нём Рада приняла т. н. Переяславские статьи, по условиям которых1) гетман не имел права выступать в поход без разрешения царя и проводить самостоятельную внешнюю политику; 2) выборность гетмана сохранялась; 3) царским воеводам предоставлялось право осуществлять контроль над казацкими военачальниками. Таким образом, постепенно ограничивалось автономное начало в управлении украинскими землями, а власть гетмана направлялась в сферу управления казачьими войсками. В 1660 г. польские войска вторглись на Украину. Ю. Хмельницкий начал с ними переговоры и в конце концов заключил Слободищенский трактат, по которому украинские земли должны были быть возвращены под власть Польши. Политика гетмана вызвала недовольство народа, Хмельницкому удалось удержаться только на Правобережной Украине, где он стал первым гетманом. Однако вскоре и поляки перестали его поддерживать, и гетманом стал Павел Тетеря.После него, в 1663 г., гетманом стал Иван Брюховецкий (1663-1668). При нем все сборы податей, до того поступавшие на жалованье казацкому войску, должны были вноситься в государеву казну, а винокуренное дело, составлявшее до того монополию казаков, всецело переходило в руки центрального правительства. В 1667 г. русско-польская война завершилась подписанием Андрусовского мирного договора: к России отошла Левобережная Украина, к Польше – Правобережная и Белоруссия. Таким образом, Андрусовский договор уничтожил политич. единство Малороссии.В Левобережной Украине прежний гетман Брюховецкий в обстановке острой политической борьбы отправил посланцев к султану с просьбой принять Украину под власть Турции. Возмущенное казачество убило гетмана.Власть перешла к Д. Многогрешному (1668-1672). При нём были приняты Глуховские статьи, по которым московские воеводы назначались в Переяславль, Нежин, Чернигов и Остер. Но их права ограничивались: они не могли вмешиваться в суд и управление, им должны были подчиняться лишь московские ратные люди. Гетману и старшинам было даровано дворянство. В 1672 г. Многогрешный был обвинён в тайных связях с Турцией, арестован и сослан в Иркутск. Гетманом Правобережной Украины в 1665-1676 был П. Дорошенко. Он попытался распространить свою власть на Левобережную Украину. Но Левобережье не желало разрыва с Россией. После этого он перешел в подданство турецкого султана, передав под власть Турции по договору 1669 Подолию. Этот договор окончательно разоблачил Дорошенко и он лишился поддержки казачества, в 1676 г. капитулировал перед русскими войсками.В это время гетманство в Левобережье принадлежало И. Самойловичу (1672-1687). При нем проявился антагонизм гетмана и старшины. В отношении Москвы Самойлович проводил осторожную политику. Однако жалобы старшины Москвы завершились арестом гетмана и устранением его с политической арены Украины. В 1687 г. при избрании гетманом И. Мазепа (1687-1708) подписал «Коломакские статьи», по которым гетман не мог быть смещён без согласия Москвы, было провозглашено единство малороссийского и великороссийского народов. С 1687 г. кроме того, он не имел права без царского согласия решать какие-либо политические вопросы с турецким султаном. В Москве с 1654 г. делами Украины занимался Посольский приказ, а затем, с 1662 г., Малороссийский приказ. Только он имел право от имени царя давать согласие на избрание нового гетмана и генеральной старшины. В резиденции гетмана почти неотлучно находились представители приказа, которые наблюдали за действиями гетманской администрации. Такова в общих чертах была автономия «по-российски», которая, при всём ограничении гетманской власти, реально гарантировала православным украинцам осуществление их личных, экономических и в определённой мере политических прав.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29267. КУЛЬТУРА И ПРИРОДА (по М.С.Кагану) 36 KB
  Маркс: обмен веществ между человеком и природой; практическидуховный отношения которые складываются в обыденном сознании людей в их повседневной жизни выражаются в фантастическом преобразовании реального мира и опредмечиваются в мифологии религии искусстве; духовнотеоретический отношения которые выражаются ав познании законов природы и получают наивысшее выражение в науках о природе и бв ценностном осмыслении природы которое разрабатывается в сфере идеологии. Сферами проявления взаимоотношений культуры и природы можно...
29268. НОРМА КУЛЬТУРНАЯ 30 KB
  Различают нормы общечеловеческие национальные классовые групповые межиндивидуальные. Нормы отличаются друг от друга по уровню обязательности выполнения по степени свободы их выбора. Существуют нормы обязательность которых однозначна и определенна вплоть до применения строгих санкций выполнение правовых норм норм технической деятельности на индустриальном производстве и др. Действие любой нормы не абсолютно; норма переживает период зарождения утверждения потом теряет стабильность начинает разрушаться.
29269. КУЛЬТУРОГЕНЕЗ 27.5 KB
  Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем но и путем возникновения новых феноменов не существовавших в культуре ранее. Культурогенез не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем. С позиций эволюционной теории основной причиной культурогенеза является необходимость в адаптации человеческих сообществ к...
29270. КУЛЬТУРОЛОГИЯ. Философия культуры 29.5 KB
  Предметом культурологии. Многие теоретические исследования выполняются на стыке философии культуры и культурологии. Прежде всего имеет место разделение культурологии. В фундаментальной культурологии могут быть выделены социальная антропология культурная антропология историческая культурология психологическая антропология культурная семантика и др.
29271. Древнеегипетская, античная, библейская, славянская, восточно-азиатская мифологические системы 59 KB
  Пантеон система всех богов египетских божеств включает несколько исторических пластов. Наиболее древние боги имели тождество с животными: Гор сокол Ра с головой сокола Сехмет львица Анубис шакал и т. Одним из главных богов в Древнем Египте считался Осирис. Египтяне в честь бога совершали ежегодный обряд: сделанное из глины изображение Осириса засевалось зерном и к празднику покрывалось зелеными всходами.
29272. Миф как универсальная культурно-историческая форма 51.5 KB
  Мифы создания коллективной общенародной фантазии обобщённо отражающие действительность в виде чувственноконкретных персонификаций и одушевлённых существ которые мыслятся первобытным сознанием реальными С. В первобытной культуре мифы выполняли роль науки это целостная система в терминах которой воспринимается весь мир. Этиологические мифы от греч. причина мифы объяснительные мифы повествования в которых в мифологически олицетворённой форме разъясняются происхождение какоголибо явления природы или социальной жизни.