72097

Российско-украинские отношения и гражданская война на Украине (1657-1687)

Доклад

История и СИД

По условиям этого договора: 1 Украина вошла в польско-литовское государство на правах ограниченной автономии; 2 прямых выборов гетмана не было: Украина могла лишь выбирать кандидатов из числа которых король назначал гетмана; 3 в сенат Речи Посполитой вошли православные епископы...

Русский

2014-11-17

16.88 KB

0 чел.

13 (2) Российско-украинские отношения и гражданская война на Украине (1657-1687)

После смерти Богдана Хмельницкого в 1657 г. в Украине началась ожесточённая и разорительная борьба за гетманство, получившая название «Руина». За власть боролись 3 основные группировки, во главе которых стояли: Юрий Хмельницкий (выступавший за союз с Москвой); И.Выговский (воссоединение с Речью Посполитой); М.Пушкарь и запорожские казаки (против Выговского, фактически, также за воссоединение с Россией).Абсолютное большинство населения Украины открыто выступало за союз с Россией, в первую очередь, из-за притеснений со стороны поляков. Всячески насаждалось католичество и униатство, устраивались гонения на православие; украинцы были лишены права заниматься государственной службой, вытеснялись из торговли, были обложены высокими налогами.Первоначально в борьбе за власть победил ориентировавшийся на Речь Посполитую Выговский. Он заключил в 1658 г. Гадячский договор с Польшей. По условиям этого договора: 1) Украина вошла в польско-литовское государство на правах ограниченной автономии; 2) прямых выборов гетмана не было: Украина могла лишь выбирать кандидатов, из числа которых король назначал гетмана; 3) в сенат Речи Посполитой вошли православные епископы, однако лишь в Киевском воеводстве высшие сенаторские посты занимали только православные; 4) казацкое войско сокращалось в 2 р. – до 30 тысяч. Этот договор был крайне невыгоден Украине.Закономерно, что автономия «по-польски» вызвала недовольство казаков и украинцев. Выговский бежал в Польшу. Затем гетманом стал Юрий Хмельницкий. При нём Рада приняла т. н. Переяславские статьи, по условиям которых1) гетман не имел права выступать в поход без разрешения царя и проводить самостоятельную внешнюю политику; 2) выборность гетмана сохранялась; 3) царским воеводам предоставлялось право осуществлять контроль над казацкими военачальниками. Таким образом, постепенно ограничивалось автономное начало в управлении украинскими землями, а власть гетмана направлялась в сферу управления казачьими войсками. В 1660 г. польские войска вторглись на Украину. Ю. Хмельницкий начал с ними переговоры и в конце концов заключил Слободищенский трактат, по которому украинские земли должны были быть возвращены под власть Польши. Политика гетмана вызвала недовольство народа, Хмельницкому удалось удержаться только на Правобережной Украине, где он стал первым гетманом. Однако вскоре и поляки перестали его поддерживать, и гетманом стал Павел Тетеря.После него, в 1663 г., гетманом стал Иван Брюховецкий (1663-1668). При нем все сборы податей, до того поступавшие на жалованье казацкому войску, должны были вноситься в государеву казну, а винокуренное дело, составлявшее до того монополию казаков, всецело переходило в руки центрального правительства. В 1667 г. русско-польская война завершилась подписанием Андрусовского мирного договора: к России отошла Левобережная Украина, к Польше – Правобережная и Белоруссия. Таким образом, Андрусовский договор уничтожил политич. единство Малороссии.В Левобережной Украине прежний гетман Брюховецкий в обстановке острой политической борьбы отправил посланцев к султану с просьбой принять Украину под власть Турции. Возмущенное казачество убило гетмана.Власть перешла к Д. Многогрешному (1668-1672). При нём были приняты Глуховские статьи, по которым московские воеводы назначались в Переяславль, Нежин, Чернигов и Остер. Но их права ограничивались: они не могли вмешиваться в суд и управление, им должны были подчиняться лишь московские ратные люди. Гетману и старшинам было даровано дворянство. В 1672 г. Многогрешный был обвинён в тайных связях с Турцией, арестован и сослан в Иркутск. Гетманом Правобережной Украины в 1665-1676 был П. Дорошенко. Он попытался распространить свою власть на Левобережную Украину. Но Левобережье не желало разрыва с Россией. После этого он перешел в подданство турецкого султана, передав под власть Турции по договору 1669 Подолию. Этот договор окончательно разоблачил Дорошенко и он лишился поддержки казачества, в 1676 г. капитулировал перед русскими войсками.В это время гетманство в Левобережье принадлежало И. Самойловичу (1672-1687). При нем проявился антагонизм гетмана и старшины. В отношении Москвы Самойлович проводил осторожную политику. Однако жалобы старшины Москвы завершились арестом гетмана и устранением его с политической арены Украины. В 1687 г. при избрании гетманом И. Мазепа (1687-1708) подписал «Коломакские статьи», по которым гетман не мог быть смещён без согласия Москвы, было провозглашено единство малороссийского и великороссийского народов. С 1687 г. кроме того, он не имел права без царского согласия решать какие-либо политические вопросы с турецким султаном. В Москве с 1654 г. делами Украины занимался Посольский приказ, а затем, с 1662 г., Малороссийский приказ. Только он имел право от имени царя давать согласие на избрание нового гетмана и генеральной старшины. В резиденции гетмана почти неотлучно находились представители приказа, которые наблюдали за действиями гетманской администрации. Такова в общих чертах была автономия «по-российски», которая, при всём ограничении гетманской власти, реально гарантировала православным украинцам осуществление их личных, экономических и в определённой мере политических прав.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84709. Деятельность департаментов МИД РФ и вопросы их компетенции 14.65 KB
  Деятельность департаментов МИД РФ и вопросы их компетенции. Департаменты МИДа России делятся на: 1.Территориальные департаменты на которые возложена работа по вопросам отношений России с другими государствами и международными организациями. Территориальные департаменты Территориальные департаменты Министерства иностранных дел Первый департамент стран СНГ Второй департамент стран СНГ Белоруссия Молдавия Украина Третий департамент стран СНГ Средняя Азия Четвертый департамент стран СНГ Закавказье Первый Европейский департамент...
84710. Административный процесс в системе административного права 110 KB
  Понятие и принципы административного процесса. Виды административных процедур (производств). Правовое регулирование административных процедур и производств. Административная юстиция. Административная юрисдикция
84711. Коллегия МИД России. 11.35 KB
  Коллегия МИД России. В МИД образуется коллегия в составе министра председателя коллегии его заместителей по должности а также других руководящих работников системы министерства. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МИД и принимает соответствующие решения. В целях выработки наиболее обоснованных предложений по вопросам внешней политики государства МИД может образовывать научноконсультативные методические и экспертные советы.
84712. Понятие «дипломатические отношения». Установление дипломатических отношений как следствие международно-правового признания государств 15.77 KB
  Установление дипломатических отношений как следствие международноправового признания государств. В одной из первых статей ООН говориться об установлении добрососедских отношений. Дипломатические отношения помогают определить форму таких добрососедских отношений. Так в Испании после переворота Франко Советская Россия не признала его и дипломатических отношений не было но реально они были.
84713. Процедура установления и прекращения дипломатических отношений 13.74 KB
  Такие отношения именуемые дипломатическими устанавливаются с их взаимного согласия и осуществляются в соответствии с нормами международного права и утвердившейся практикой международного общения. Так признание государства деюре подразумевается в случае официального выражения признающей стороной желания установить с ним дипломатические отношения. Однако отсутствие признания деюре или дефакто не означает что между обоими государствами исключаются вообще какиелибо отношения. Такие фактические отношения нередко имеют место в течение...
84714. Категории дипломатических представительств и классы их глав 15.1 KB
  дипломатические представительства и консульские учреждения России ее представительства при международных межгосударственных межправительственных организациях представительства министерства на территории РФ а также подведомственные министерству предприятия учреждения и организации созданные для обеспечения его деятельности на территории России. Постоянное представительство РФ при международной организации является государственным органом внешних сношений осуществляющим представительство РФ в соответствующей международной организации....
84715. Дипломатический корпус в узком и широком понимании. Дипломатическое старшинство. Дуайен 13.53 KB
  Дуайен. Возглавляет список дуайен затем сотрудники его посольства и так далее. Возглавляет дипломатический корпус старшина или дуайен. В некоторых странах католических в соответствии с установившимся обычаем папский нунций является дуайеном независимо от времени его аккредитования.
84716. Функции дипломатических представительств зафиксированные в Венской конвенции о дипломатических сношения 15.17 KB
  Конвенция впитала в себя все то рациональное что содержалось в подобного рода документах регулировавших отношения между государствами в прошлом а также правила и обычаи утвердившиеся в межгосударственном взаимодействии в результате многовековой дипломатической практики. Венская Конвенция 1961 г. Венская конвенция 1961 г. подразделяет глав дипломатических представительств на: класс послов и нунциев аккредитуемых при главах государств; к этому классу конвенция относит также других глав представительств эквивалентного ранга; класс...
84717. Дипломатические привилегии и иммунитеты 17.1 KB
  В наше время привилегии и иммунитеты которыми пользуются дипломатические представительства их главы и сотрудники регулируются как двусторонними соглашениями так и многосторонними конвенциями. Конвенция устанавливает что помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы представительства. При этом под помещениями представительства понимаются здания или часть зданий используемых для целей представительства включая резиденцию главы представительства и...