72097

Российско-украинские отношения и гражданская война на Украине (1657-1687)

Доклад

История и СИД

По условиям этого договора: 1 Украина вошла в польско-литовское государство на правах ограниченной автономии; 2 прямых выборов гетмана не было: Украина могла лишь выбирать кандидатов из числа которых король назначал гетмана; 3 в сенат Речи Посполитой вошли православные епископы...

Русский

2014-11-17

16.88 KB

0 чел.

13 (2) Российско-украинские отношения и гражданская война на Украине (1657-1687)

После смерти Богдана Хмельницкого в 1657 г. в Украине началась ожесточённая и разорительная борьба за гетманство, получившая название «Руина». За власть боролись 3 основные группировки, во главе которых стояли: Юрий Хмельницкий (выступавший за союз с Москвой); И.Выговский (воссоединение с Речью Посполитой); М.Пушкарь и запорожские казаки (против Выговского, фактически, также за воссоединение с Россией).Абсолютное большинство населения Украины открыто выступало за союз с Россией, в первую очередь, из-за притеснений со стороны поляков. Всячески насаждалось католичество и униатство, устраивались гонения на православие; украинцы были лишены права заниматься государственной службой, вытеснялись из торговли, были обложены высокими налогами.Первоначально в борьбе за власть победил ориентировавшийся на Речь Посполитую Выговский. Он заключил в 1658 г. Гадячский договор с Польшей. По условиям этого договора: 1) Украина вошла в польско-литовское государство на правах ограниченной автономии; 2) прямых выборов гетмана не было: Украина могла лишь выбирать кандидатов, из числа которых король назначал гетмана; 3) в сенат Речи Посполитой вошли православные епископы, однако лишь в Киевском воеводстве высшие сенаторские посты занимали только православные; 4) казацкое войско сокращалось в 2 р. – до 30 тысяч. Этот договор был крайне невыгоден Украине.Закономерно, что автономия «по-польски» вызвала недовольство казаков и украинцев. Выговский бежал в Польшу. Затем гетманом стал Юрий Хмельницкий. При нём Рада приняла т. н. Переяславские статьи, по условиям которых1) гетман не имел права выступать в поход без разрешения царя и проводить самостоятельную внешнюю политику; 2) выборность гетмана сохранялась; 3) царским воеводам предоставлялось право осуществлять контроль над казацкими военачальниками. Таким образом, постепенно ограничивалось автономное начало в управлении украинскими землями, а власть гетмана направлялась в сферу управления казачьими войсками. В 1660 г. польские войска вторглись на Украину. Ю. Хмельницкий начал с ними переговоры и в конце концов заключил Слободищенский трактат, по которому украинские земли должны были быть возвращены под власть Польши. Политика гетмана вызвала недовольство народа, Хмельницкому удалось удержаться только на Правобережной Украине, где он стал первым гетманом. Однако вскоре и поляки перестали его поддерживать, и гетманом стал Павел Тетеря.После него, в 1663 г., гетманом стал Иван Брюховецкий (1663-1668). При нем все сборы податей, до того поступавшие на жалованье казацкому войску, должны были вноситься в государеву казну, а винокуренное дело, составлявшее до того монополию казаков, всецело переходило в руки центрального правительства. В 1667 г. русско-польская война завершилась подписанием Андрусовского мирного договора: к России отошла Левобережная Украина, к Польше – Правобережная и Белоруссия. Таким образом, Андрусовский договор уничтожил политич. единство Малороссии.В Левобережной Украине прежний гетман Брюховецкий в обстановке острой политической борьбы отправил посланцев к султану с просьбой принять Украину под власть Турции. Возмущенное казачество убило гетмана.Власть перешла к Д. Многогрешному (1668-1672). При нём были приняты Глуховские статьи, по которым московские воеводы назначались в Переяславль, Нежин, Чернигов и Остер. Но их права ограничивались: они не могли вмешиваться в суд и управление, им должны были подчиняться лишь московские ратные люди. Гетману и старшинам было даровано дворянство. В 1672 г. Многогрешный был обвинён в тайных связях с Турцией, арестован и сослан в Иркутск. Гетманом Правобережной Украины в 1665-1676 был П. Дорошенко. Он попытался распространить свою власть на Левобережную Украину. Но Левобережье не желало разрыва с Россией. После этого он перешел в подданство турецкого султана, передав под власть Турции по договору 1669 Подолию. Этот договор окончательно разоблачил Дорошенко и он лишился поддержки казачества, в 1676 г. капитулировал перед русскими войсками.В это время гетманство в Левобережье принадлежало И. Самойловичу (1672-1687). При нем проявился антагонизм гетмана и старшины. В отношении Москвы Самойлович проводил осторожную политику. Однако жалобы старшины Москвы завершились арестом гетмана и устранением его с политической арены Украины. В 1687 г. при избрании гетманом И. Мазепа (1687-1708) подписал «Коломакские статьи», по которым гетман не мог быть смещён без согласия Москвы, было провозглашено единство малороссийского и великороссийского народов. С 1687 г. кроме того, он не имел права без царского согласия решать какие-либо политические вопросы с турецким султаном. В Москве с 1654 г. делами Украины занимался Посольский приказ, а затем, с 1662 г., Малороссийский приказ. Только он имел право от имени царя давать согласие на избрание нового гетмана и генеральной старшины. В резиденции гетмана почти неотлучно находились представители приказа, которые наблюдали за действиями гетманской администрации. Такова в общих чертах была автономия «по-российски», которая, при всём ограничении гетманской власти, реально гарантировала православным украинцам осуществление их личных, экономических и в определённой мере политических прав.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58869. Лінзи. Оптична сила лінзи. Побудова зображень, що дає тонка лінза 680.5 KB
  Розширення та поглиблення знань учнів про явище заломлення світла та використання цього явища в оптичних системах. Формування понять про різні типи лінз, їх оптичні властивості.
58870. Літературна дискусія 1925-1928 років 225.41 KB
  Назвіть найвідоміші літературні угруповання тих років. На попередньому уроці ми ознайомились із літературним розмаїттям тих років що зараз називаємо відродженням дивувалися кількості літературно-художніх організацій яким до 1925 року вдавалося мирно співіснували.
58871. Жіночі образи в романі Л.М.Толстого «Війна і мир». Кохання – одне з найбільш загадкових проявів людської душі 111 KB
  Толстой розуміє істинну любов і красу зовнішню і внутрішню; яке місце за Толстим повинна займати жінка в суспільстві в сім’ї; розвиваюча: розвивати логічне мислення творчу уяву вміння порівнювати і робити висновки; також розвивати критичне мислення учнів у просторі ...
58872. Антуан де Сент-Екзюпері. «Маленький принц» 34.5 KB
  Мета: познайомити учнів із життям і творчістю А. де Сент-Екзюпері; допомогти засвоїти поняття філософська казкапритча зрозуміти ідейнохудожній та філософський зміст твору Маленький принц його гуманістичну спрямованість...
58873. Множення величини довжини на одноцифрове число. Розв’язування задач 59.5 KB
  Назвати розрядні доданки кожного числа; Назвати найбільше число; Назвати найменше число; Назвати числа в порядку зростання; Назвати числа в порядку спадання. Із завданням ми справилися білети придбали вирушаємо в мандрівку.
58875. Таблиця ділення на 9 52.5 KB
  Ілюстрації зимуючих птахів; картки для усного рахунку; пам’ятки про збереження і охорону природи; диференційовані завдання. Горобчик нам приніс завдання: перевірити домашнє завдання. ІІ Перевірка домашнього завдання.
58876. Повышение эффективности внешнеторговой деятельности ОАО «Брестский завод бытовой химии» 1.09 MB
  Цель работы заключается в исследовании современного состояния и перспектив развития внешней торговли Республики Беларусь, регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования в республике, то есть внешнего окружения, в котором предприятию приходится функционировать
58877. Задачі на знаходження суми і остачі. Вправи на засвоєння таблиць додавання і віднімання. Розпізнавання геометричних фігур 66 KB
  Мета уроку: вчити складати і розв’язувати задачі на знаходження суми і остачі, формувати обчислювальні навички додавання і віднімання чисел, вправляти в засвоєнні табличних випадків додавання і віднімання чисел...