72097

Российско-украинские отношения и гражданская война на Украине (1657-1687)

Доклад

История и СИД

По условиям этого договора: 1 Украина вошла в польско-литовское государство на правах ограниченной автономии; 2 прямых выборов гетмана не было: Украина могла лишь выбирать кандидатов из числа которых король назначал гетмана; 3 в сенат Речи Посполитой вошли православные епископы...

Русский

2014-11-17

16.88 KB

0 чел.

13 (2) Российско-украинские отношения и гражданская война на Украине (1657-1687)

После смерти Богдана Хмельницкого в 1657 г. в Украине началась ожесточённая и разорительная борьба за гетманство, получившая название «Руина». За власть боролись 3 основные группировки, во главе которых стояли: Юрий Хмельницкий (выступавший за союз с Москвой); И.Выговский (воссоединение с Речью Посполитой); М.Пушкарь и запорожские казаки (против Выговского, фактически, также за воссоединение с Россией).Абсолютное большинство населения Украины открыто выступало за союз с Россией, в первую очередь, из-за притеснений со стороны поляков. Всячески насаждалось католичество и униатство, устраивались гонения на православие; украинцы были лишены права заниматься государственной службой, вытеснялись из торговли, были обложены высокими налогами.Первоначально в борьбе за власть победил ориентировавшийся на Речь Посполитую Выговский. Он заключил в 1658 г. Гадячский договор с Польшей. По условиям этого договора: 1) Украина вошла в польско-литовское государство на правах ограниченной автономии; 2) прямых выборов гетмана не было: Украина могла лишь выбирать кандидатов, из числа которых король назначал гетмана; 3) в сенат Речи Посполитой вошли православные епископы, однако лишь в Киевском воеводстве высшие сенаторские посты занимали только православные; 4) казацкое войско сокращалось в 2 р. – до 30 тысяч. Этот договор был крайне невыгоден Украине.Закономерно, что автономия «по-польски» вызвала недовольство казаков и украинцев. Выговский бежал в Польшу. Затем гетманом стал Юрий Хмельницкий. При нём Рада приняла т. н. Переяславские статьи, по условиям которых1) гетман не имел права выступать в поход без разрешения царя и проводить самостоятельную внешнюю политику; 2) выборность гетмана сохранялась; 3) царским воеводам предоставлялось право осуществлять контроль над казацкими военачальниками. Таким образом, постепенно ограничивалось автономное начало в управлении украинскими землями, а власть гетмана направлялась в сферу управления казачьими войсками. В 1660 г. польские войска вторглись на Украину. Ю. Хмельницкий начал с ними переговоры и в конце концов заключил Слободищенский трактат, по которому украинские земли должны были быть возвращены под власть Польши. Политика гетмана вызвала недовольство народа, Хмельницкому удалось удержаться только на Правобережной Украине, где он стал первым гетманом. Однако вскоре и поляки перестали его поддерживать, и гетманом стал Павел Тетеря.После него, в 1663 г., гетманом стал Иван Брюховецкий (1663-1668). При нем все сборы податей, до того поступавшие на жалованье казацкому войску, должны были вноситься в государеву казну, а винокуренное дело, составлявшее до того монополию казаков, всецело переходило в руки центрального правительства. В 1667 г. русско-польская война завершилась подписанием Андрусовского мирного договора: к России отошла Левобережная Украина, к Польше – Правобережная и Белоруссия. Таким образом, Андрусовский договор уничтожил политич. единство Малороссии.В Левобережной Украине прежний гетман Брюховецкий в обстановке острой политической борьбы отправил посланцев к султану с просьбой принять Украину под власть Турции. Возмущенное казачество убило гетмана.Власть перешла к Д. Многогрешному (1668-1672). При нём были приняты Глуховские статьи, по которым московские воеводы назначались в Переяславль, Нежин, Чернигов и Остер. Но их права ограничивались: они не могли вмешиваться в суд и управление, им должны были подчиняться лишь московские ратные люди. Гетману и старшинам было даровано дворянство. В 1672 г. Многогрешный был обвинён в тайных связях с Турцией, арестован и сослан в Иркутск. Гетманом Правобережной Украины в 1665-1676 был П. Дорошенко. Он попытался распространить свою власть на Левобережную Украину. Но Левобережье не желало разрыва с Россией. После этого он перешел в подданство турецкого султана, передав под власть Турции по договору 1669 Подолию. Этот договор окончательно разоблачил Дорошенко и он лишился поддержки казачества, в 1676 г. капитулировал перед русскими войсками.В это время гетманство в Левобережье принадлежало И. Самойловичу (1672-1687). При нем проявился антагонизм гетмана и старшины. В отношении Москвы Самойлович проводил осторожную политику. Однако жалобы старшины Москвы завершились арестом гетмана и устранением его с политической арены Украины. В 1687 г. при избрании гетманом И. Мазепа (1687-1708) подписал «Коломакские статьи», по которым гетман не мог быть смещён без согласия Москвы, было провозглашено единство малороссийского и великороссийского народов. С 1687 г. кроме того, он не имел права без царского согласия решать какие-либо политические вопросы с турецким султаном. В Москве с 1654 г. делами Украины занимался Посольский приказ, а затем, с 1662 г., Малороссийский приказ. Только он имел право от имени царя давать согласие на избрание нового гетмана и генеральной старшины. В резиденции гетмана почти неотлучно находились представители приказа, которые наблюдали за действиями гетманской администрации. Такова в общих чертах была автономия «по-российски», которая, при всём ограничении гетманской власти, реально гарантировала православным украинцам осуществление их личных, экономических и в определённой мере политических прав.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61016. Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление 40 KB
  Действия электрического тока. Что необходимо чтобы в цепи существовал электрический ток Источник тока проводники потребитель тока и все эти элементы должны быть замкнуты.
61018. Інтелектуальна гра-вікторина «Найрозумніший» 64 KB
  Мета: шляхом проведення гри перевірити рівень знань учнів, розвиток їх інтелекту; розвивати пізнавальний інтерес і пізнавальну активність дітей, потяг до знань, самоосвіти, допитливість...
61019. ПОДОРОЖ КРАЇНОЮ КАЗКАРІЯ 286.5 KB
  Скільки тварин тягнули ріпку Кого перелякав пан Коцький Хто жив у рукавичці Хто вимагав від КозиДерези покинути зайчикову хатку Як відповідали мишенята Круть і Верть Півникові коли він говорив про роботу...
61020. Множество. Сравнение множеств 42.5 KB
  Цели урока: Образовательные: продолжить знакомство с понятиями €œмножество элемент множества; познакомить со схематичным изображением множеств состоящих из элементов; научить сравнивать множества по числу элементов.
61022. Виготовлення проектованого виробу «Шкатулка» 124.5 KB
  Обладнання столярний верстак роботи виконані на попередніх уроках кухонні дошки ужиткові речі різці плакати креслярський інструмент ручний інструмент для обробки деревини ТВ6 та СТД120М.
61023. Оцінка продуктів харчування за їхнім хімічним складом. Ознайомлення з інструкціями з використання окремих хімічних препаратів, засобів побутової хімії тощо та оцінка їхньої небезпеки 146 KB
  Мета: навчити оцінювати продукти харчування з точки зору принципів раціонального харчування; навчити оцінювати добовий раціон харчування, визначити властивий тип харчування; формувати знання про ведення здорового способу життя....
61024. Історія вивчення клітини. Методи цитологічних досліджень 96 KB
  Перш ніж вивчити саму будову треба оволодіти методами цитологічних досліджень а також вивчити історію вивчення будови клітини. Актуалізація теоретичних знань Фронтальна бесіда: Які є рівні організації живої матерії...