72099

Итоги освободительной борьбы украинского народа (1648-1654 гг.) и «цена» воссоединения Украины с Россией для Московского государства

Доклад

История и СИД

Важнейшими пунктами на которые Москва дала согласие были: права и вольности всякого звания людей на Украине подтверждаются всякие выборные суды казачьи и выборные городские должности должны и впредь отправляться свободно. Существовало противоречие между крепостным правом в России и свободой на Украине...

Русский

2014-11-17

18.58 KB

3 чел.

11. Итоги освободительной борьбы украинского народа (1648-1654 гг.) и «цена» воссоединения Украины с Россией для Московского государства.

В 1648-1654 гг. на Украине происходит освободительная борьба против Польши под руководством Богдана Хмельницкого. Однако эту борьбу нельзя назвать национально-освободительной, Хмельницкого интересовали, прежде всего, интересы казачества, украинский народ, крестьянство было лишь орудием для осуществления своих целей, национальный вопрос не выходил у него за пределы религиозных интересов, которыми он тоже особо не интересовался. Вопрос о создании независимого государства не поднимался.

На Украине в период 1648-1654 гг. сложилась военно-административная система. Гетман был главой армии и государства. Высший военный состав играл роль кабинета министров, старшина решала дела общегосударственного характера. Рада старшины и войсковая рада собиралась для решения важнейших проблем. Кроме того, как войско делилось на полки, так и территория государства делилась на полковые округа, а полковники, сотники, атаманы имели на своей территории административные и судебные функции над казачьим населением.

В рамках внешнеполитической доктрины «Государство всея Руси», провозглашенной в конце XV века, Московское государство решало вопрос о воссоединении Украины с Россией и помогало Хмельницкому в войне с Польшей. На Переяславской Раде всё войско Хмельницкого присягнуло Москве, после этого были выработаны условия присоединения Украины к России, которые получили названия «Мартовских статей». Важнейшими пунктами, на которые Москва дала согласие, были:

  1. права и вольности всякого звания людей на Украине подтверждаются
  2. всякие выборные суды казачьи и выборные городские должности должны и впредь отправляться свободно. Гетмана войско избирает свободным выбором и только извещает царя об избрании
  3. гетман и войско Запорожское могут принимать посольства от иностранных государств, лишь уведомляя царское правительство о том, что могло бы ему причинить вред
  4. Украина могла иметь реестровые войска до 60 тыс. чел.

Но у статей был ряд «слабостей». Это, во-первых, отсутствие координации внешней политики Украины и России; отсутствие решения насчет положения украинской православной церкви (украинская епархия подчинялась напрямую Константинополю, нужно было увязать это с Россией); не было продуманной программы, статьи были составлены наскоро, не был оговорен статус Запорожской Сечи.

 Итоги освободительной борьбы украинского народа (1648-1654 гг.):

  1. ликвидация польских порядков, органов власти
  2. уничтожены крупное помещичье землевладение - латифундии
  3. ликвидирована униатская церковь,
  4. новые органы самоуправления, оно расширяется,
  5. право на самостоятельную внешнюю политику.

Цены воссоединения Украины и России была высока для Московского государства:

  1. Русско-польская война 1654-1667, и только после нее по Андрусовскому перемирию мы закрепили за собой Левобережную Украину и Киев на 2 года. Война была длительной и разорительной, в результате происходит
  2.  Обесценивание денег, власти начали чеканить медную монету, инфляция – в результате Медный бунт 1662 г. Ценой уступок и маневрирований удалось уладить конфликт.
  3.  Чтобы подтянуть к себе Украину, надо было унифицировать все книги по константинопольскому образцу, в результате церковной реформы происходит Церковный раскол, стоивший России многих человеческих жизней, разочарования в религии, в царе и т.п.
  4.  Существовало противоречие между крепостным правом в России и свободой на Украине, на Украине еще долго его не вводили
  5.  Существовало противоречие между самодержавием в России и гетманством на Украине, такая система нарушала единую систему гос. власти в стране.
  6.  Также было противоречие между крупным землевладением в России и фермерским хозяйством на Украине.

        В итоге, произошло воссоединение России и Украины, хоть и не в полном масштабе – Правобережная Украина осталась у Польши. Россия пока оставляла Украине широкую автономию, требовалось время, чтобы интегрировать такой огромный регион, долго бывший под началом другого государства. Но в дальнейшем проявится тенденция к уменьшению автономии Украины.

Интересно то, как оценивают Переяславкую раду современные украинские историки: они считают это стратегическим пактом против внешнего врага. Пишут о договоре, как о «украино-московском альянсе, по которому Украина принимала протекторат Московского царя, оставаясь в дальнейшем отдельным государством, сохраняя свое политическое и социальное устройство, собственную администрацию, армию, финансы. Ни о каком объединении не было и речи». Они передергивают: Украина не могла «оставаться» независимым государством, она вообще им никогда не была, а «своего» политического и административного устройства у нее не было – это было лишь военный аппарат повстанцев, пришедших к власти, и управляли они только казаками, и потом, вся их система дублировалась русскими воеводами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8583. Материализм Дж. Локка и Т. Гоббса 27.5 KB
  Материализм Дж. Локка и Т. Гоббса Материалистический сенсуализм усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств - отражение этого мира. Видными...
8584. Учение Б. Спинозы о субстанции 30.5 KB
  Учение Б. Спинозы о субстанции. Онтологическая функция понятия Бога, в особенности пантеистического, состоящая в максимальном заострении проблемы единства мира, в высокой степени присуща философской доктрине Спинозы. Уже в первом своем произведении ...
8585. Субъективный идеализм Беркли и агностицизм Д. Юма 33 KB
  Субъективный идеализм Беркли и агностицизм Д. Юма. Субъективный идеализм Беркли. Учение, созданное Беркли это - субъективный идеализм. Отвергнув бытие материи, оно признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает иде...
8586. Критическая философия И. Канта 32.5 KB
  Критическая философия И. Канта Основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: докритический и критический. В докритический период И. Кант стоял н...
8587. Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля 31.5 KB
  Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Гегель в своей философии преимущество и первенство отдавал духу (философскому мышлению) над материей, то его справедливо называют идеалистом а поскольку он отрицал взгляды субъективных идеалистов и считал, что в ...
8588. Антропологический материализм Л.Фейербаха 33 KB
  Антропологический материализм Л.Фейербаха. Фейербах - последовательный и воинствующий материалист. Для него в мире существует лишь одно бытие - материя. Для него Материя и Бытие понятия тождественные, и он часто употребляет одно понятие вместо д...
8589. Кризис классической философии. Становление и развитие неклассической философии, ее основные черты 32 KB
  Кризис классической философии. Становление и развитие неклассической философии, ее основные черты. Кризис классической философии. Кризис классической философии и рациональности во второй половине XIX в. обнажает проблемы иррационального, интуитивног...
8590. Гуманитарно-антропологическое направление постклассической философии: философия жизни, экзистенциализм, неотомизм 34 KB
  Гуманитарно-антропологическое направление постклассической философии: философия жизни, экзистенциализм, неотомизм. Философия жизни. Философия жизни - направление в западно-европейской философской мысли, сложившееся в последней трети 19 в. в Гер...
8591. Сциентистское направление: позитивизм. Формы позитивизма 29.5 KB
  Сциентистское направление: позитивизм. Формы позитивизма. Сциентистское направление: позитивизм. Сциентизм в философии возникает как реакция на натурфилософичность и абстрактность схем классической философии, которые, по мнению представителей данног...