72099

Итоги освободительной борьбы украинского народа (1648-1654 гг.) и «цена» воссоединения Украины с Россией для Московского государства

Доклад

История и СИД

Важнейшими пунктами на которые Москва дала согласие были: права и вольности всякого звания людей на Украине подтверждаются всякие выборные суды казачьи и выборные городские должности должны и впредь отправляться свободно. Существовало противоречие между крепостным правом в России и свободой на Украине...

Русский

2014-11-17

18.58 KB

3 чел.

11. Итоги освободительной борьбы украинского народа (1648-1654 гг.) и «цена» воссоединения Украины с Россией для Московского государства.

В 1648-1654 гг. на Украине происходит освободительная борьба против Польши под руководством Богдана Хмельницкого. Однако эту борьбу нельзя назвать национально-освободительной, Хмельницкого интересовали, прежде всего, интересы казачества, украинский народ, крестьянство было лишь орудием для осуществления своих целей, национальный вопрос не выходил у него за пределы религиозных интересов, которыми он тоже особо не интересовался. Вопрос о создании независимого государства не поднимался.

На Украине в период 1648-1654 гг. сложилась военно-административная система. Гетман был главой армии и государства. Высший военный состав играл роль кабинета министров, старшина решала дела общегосударственного характера. Рада старшины и войсковая рада собиралась для решения важнейших проблем. Кроме того, как войско делилось на полки, так и территория государства делилась на полковые округа, а полковники, сотники, атаманы имели на своей территории административные и судебные функции над казачьим населением.

В рамках внешнеполитической доктрины «Государство всея Руси», провозглашенной в конце XV века, Московское государство решало вопрос о воссоединении Украины с Россией и помогало Хмельницкому в войне с Польшей. На Переяславской Раде всё войско Хмельницкого присягнуло Москве, после этого были выработаны условия присоединения Украины к России, которые получили названия «Мартовских статей». Важнейшими пунктами, на которые Москва дала согласие, были:

  1. права и вольности всякого звания людей на Украине подтверждаются
  2. всякие выборные суды казачьи и выборные городские должности должны и впредь отправляться свободно. Гетмана войско избирает свободным выбором и только извещает царя об избрании
  3. гетман и войско Запорожское могут принимать посольства от иностранных государств, лишь уведомляя царское правительство о том, что могло бы ему причинить вред
  4. Украина могла иметь реестровые войска до 60 тыс. чел.

Но у статей был ряд «слабостей». Это, во-первых, отсутствие координации внешней политики Украины и России; отсутствие решения насчет положения украинской православной церкви (украинская епархия подчинялась напрямую Константинополю, нужно было увязать это с Россией); не было продуманной программы, статьи были составлены наскоро, не был оговорен статус Запорожской Сечи.

 Итоги освободительной борьбы украинского народа (1648-1654 гг.):

  1. ликвидация польских порядков, органов власти
  2. уничтожены крупное помещичье землевладение - латифундии
  3. ликвидирована униатская церковь,
  4. новые органы самоуправления, оно расширяется,
  5. право на самостоятельную внешнюю политику.

Цены воссоединения Украины и России была высока для Московского государства:

  1. Русско-польская война 1654-1667, и только после нее по Андрусовскому перемирию мы закрепили за собой Левобережную Украину и Киев на 2 года. Война была длительной и разорительной, в результате происходит
  2.  Обесценивание денег, власти начали чеканить медную монету, инфляция – в результате Медный бунт 1662 г. Ценой уступок и маневрирований удалось уладить конфликт.
  3.  Чтобы подтянуть к себе Украину, надо было унифицировать все книги по константинопольскому образцу, в результате церковной реформы происходит Церковный раскол, стоивший России многих человеческих жизней, разочарования в религии, в царе и т.п.
  4.  Существовало противоречие между крепостным правом в России и свободой на Украине, на Украине еще долго его не вводили
  5.  Существовало противоречие между самодержавием в России и гетманством на Украине, такая система нарушала единую систему гос. власти в стране.
  6.  Также было противоречие между крупным землевладением в России и фермерским хозяйством на Украине.

        В итоге, произошло воссоединение России и Украины, хоть и не в полном масштабе – Правобережная Украина осталась у Польши. Россия пока оставляла Украине широкую автономию, требовалось время, чтобы интегрировать такой огромный регион, долго бывший под началом другого государства. Но в дальнейшем проявится тенденция к уменьшению автономии Украины.

Интересно то, как оценивают Переяславкую раду современные украинские историки: они считают это стратегическим пактом против внешнего врага. Пишут о договоре, как о «украино-московском альянсе, по которому Украина принимала протекторат Московского царя, оставаясь в дальнейшем отдельным государством, сохраняя свое политическое и социальное устройство, собственную администрацию, армию, финансы. Ни о каком объединении не было и речи». Они передергивают: Украина не могла «оставаться» независимым государством, она вообще им никогда не была, а «своего» политического и административного устройства у нее не было – это было лишь военный аппарат повстанцев, пришедших к власти, и управляли они только казаками, и потом, вся их система дублировалась русскими воеводами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25580. Опыты Эббингауза по изучению памяти 27.5 KB
  для того чтобы изучать память через воспроизведение необходимо измерить результат заучивания а для этого необходимо иметь материал заучивания который можно было количественно измерить и он должен быть одинаковой трудности. Для изучения памяти разработал три разновидности метода заучивания: метод полного заучивания многократное повторение слогов до полного их безошибочного воспроизведения метод экономии позволял выяснить в какой мере каждое новое повторение способствует запоминанию ранее заученных слогов и метод поправок возможность...
25581. Экспериментальное изучение мышления в Вюрцбургской школе 34 KB
  Экспериментальное изучение мышления в Вюрцбургской школе. В опытах по изучению мышления роль экспериментатора сводилась к регистрации и редакции речевого отчёта испытуемого. Первые экспериментальные исследования в области мышления открывают опыты Марбе и Майера с Орта которые были посвящены изучению психологических особенностей суждения 1901. Поэтому Марбе отнёс мышления к логике.
25582. Сеченов и его роль в естественнонаучной перестройки психологии 33 KB
  Проект развития психологии как самостоятельной науки одновременно с Вундтом был предложен выдающимся отечественным физиологом И. Система взглядов Сеченова представляла собой оригинальную теоретическую программу естественнонаучной перестройки психологии на основе использования объективных методов исследования. Признание рефлекторной природы психического позволило Сеченову поновому посмотреть: на предмет психологии как науки; происхождение психических деятельностей исходный методологический принцип изучения психики; изучать психический...
25583. Вклад Бехтерева в развитие отечественной психологии 29.5 KB
  Вклад Бехтерева в развитие отечественной психологии. Бехтерева являлся разносторонний подход к изучению человека. Бехтерева психофизиологическая проблема и изучение материальной основы психического. По мнению Бехтерева психология должна изучать не только сознание что делает субъективная психология с помощью интроспекции но и бессознательную сферу а также внешние проявления организма так как они являются выражением психической жизни.
25584. Павлов и значение его опыта изучения высшей нервной деятельности. Для психологии 29.5 KB
  Павлов и значение его опыта изучения высшей нервной деятельности. Павлов Иван Петрович 1849–1936 русский физиолог. Учение Павлова о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи Сеченова. Руководящим для Павлова являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма имеющей эволюционнобиологический адаптивный смысл.
25585. Основные направления в отечественной психологии дореволюционного периода 28 KB
  основные направления в отечественной психологии дореволюционного периода. рассмотрение исторических и социальных изменений с точки зрения человека его практической пользы а также преобладание нравственных этических проблем в российской психологии. Главными её выразителями были университетские профессора психологии и философии отстаивающие идею субстанциональности психики её независимости от материального мира и проповедующие схоластические описательные методы её постижения. Бурное развитие естествознания в России подготовило почву для...
25586. Развитие прикладных отраслей в отечественной психологии в довоенные период 28 KB
  развитие прикладных отраслей в отечественной психологии в довоенные период. Одним из направлений прикладной психологии переживавшим в 2030е гг. Очевидно что государство диктатуры пролетариата каким изначально являлась послереволюционная Россия не могло не уделять серьезного внимания проблемам руководства управления человеческими ресурсами различным формам воздействия на человека включая и психологическое воздействие Таким образом в результате развития психотехнического движения был накоплен разнообразный и богатый опыт...
25587. Становление понятийного аппарата психологии как предмет истории психологии 27.5 KB
  Его нельзя смешивать с предметом самой психологии как науки. История же психологии описывает и объясняет как эти факты и законы открывались порой в мучительных поисках истины человеческому уму. Задача истории психологии: Задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике.
25588. Основные категории психологии в их исторической перспективе 30.5 KB
  Субъект личность индивид Это к Рубинштейну или куда Человека как субъект деятельности. Человек субъект 3х видов деятельности по Рубинштейну: работа игра учеба. Ананьев выделяет общение как вид деятельности. Игру рассматривал как производную от ведущего типа деятельности.