72099

Итоги освободительной борьбы украинского народа (1648-1654 гг.) и «цена» воссоединения Украины с Россией для Московского государства

Доклад

История и СИД

Важнейшими пунктами на которые Москва дала согласие были: права и вольности всякого звания людей на Украине подтверждаются всякие выборные суды казачьи и выборные городские должности должны и впредь отправляться свободно. Существовало противоречие между крепостным правом в России и свободой на Украине...

Русский

2014-11-17

18.58 KB

3 чел.

11. Итоги освободительной борьбы украинского народа (1648-1654 гг.) и «цена» воссоединения Украины с Россией для Московского государства.

В 1648-1654 гг. на Украине происходит освободительная борьба против Польши под руководством Богдана Хмельницкого. Однако эту борьбу нельзя назвать национально-освободительной, Хмельницкого интересовали, прежде всего, интересы казачества, украинский народ, крестьянство было лишь орудием для осуществления своих целей, национальный вопрос не выходил у него за пределы религиозных интересов, которыми он тоже особо не интересовался. Вопрос о создании независимого государства не поднимался.

На Украине в период 1648-1654 гг. сложилась военно-административная система. Гетман был главой армии и государства. Высший военный состав играл роль кабинета министров, старшина решала дела общегосударственного характера. Рада старшины и войсковая рада собиралась для решения важнейших проблем. Кроме того, как войско делилось на полки, так и территория государства делилась на полковые округа, а полковники, сотники, атаманы имели на своей территории административные и судебные функции над казачьим населением.

В рамках внешнеполитической доктрины «Государство всея Руси», провозглашенной в конце XV века, Московское государство решало вопрос о воссоединении Украины с Россией и помогало Хмельницкому в войне с Польшей. На Переяславской Раде всё войско Хмельницкого присягнуло Москве, после этого были выработаны условия присоединения Украины к России, которые получили названия «Мартовских статей». Важнейшими пунктами, на которые Москва дала согласие, были:

  1. права и вольности всякого звания людей на Украине подтверждаются
  2. всякие выборные суды казачьи и выборные городские должности должны и впредь отправляться свободно. Гетмана войско избирает свободным выбором и только извещает царя об избрании
  3. гетман и войско Запорожское могут принимать посольства от иностранных государств, лишь уведомляя царское правительство о том, что могло бы ему причинить вред
  4. Украина могла иметь реестровые войска до 60 тыс. чел.

Но у статей был ряд «слабостей». Это, во-первых, отсутствие координации внешней политики Украины и России; отсутствие решения насчет положения украинской православной церкви (украинская епархия подчинялась напрямую Константинополю, нужно было увязать это с Россией); не было продуманной программы, статьи были составлены наскоро, не был оговорен статус Запорожской Сечи.

 Итоги освободительной борьбы украинского народа (1648-1654 гг.):

  1. ликвидация польских порядков, органов власти
  2. уничтожены крупное помещичье землевладение - латифундии
  3. ликвидирована униатская церковь,
  4. новые органы самоуправления, оно расширяется,
  5. право на самостоятельную внешнюю политику.

Цены воссоединения Украины и России была высока для Московского государства:

  1. Русско-польская война 1654-1667, и только после нее по Андрусовскому перемирию мы закрепили за собой Левобережную Украину и Киев на 2 года. Война была длительной и разорительной, в результате происходит
  2.  Обесценивание денег, власти начали чеканить медную монету, инфляция – в результате Медный бунт 1662 г. Ценой уступок и маневрирований удалось уладить конфликт.
  3.  Чтобы подтянуть к себе Украину, надо было унифицировать все книги по константинопольскому образцу, в результате церковной реформы происходит Церковный раскол, стоивший России многих человеческих жизней, разочарования в религии, в царе и т.п.
  4.  Существовало противоречие между крепостным правом в России и свободой на Украине, на Украине еще долго его не вводили
  5.  Существовало противоречие между самодержавием в России и гетманством на Украине, такая система нарушала единую систему гос. власти в стране.
  6.  Также было противоречие между крупным землевладением в России и фермерским хозяйством на Украине.

        В итоге, произошло воссоединение России и Украины, хоть и не в полном масштабе – Правобережная Украина осталась у Польши. Россия пока оставляла Украине широкую автономию, требовалось время, чтобы интегрировать такой огромный регион, долго бывший под началом другого государства. Но в дальнейшем проявится тенденция к уменьшению автономии Украины.

Интересно то, как оценивают Переяславкую раду современные украинские историки: они считают это стратегическим пактом против внешнего врага. Пишут о договоре, как о «украино-московском альянсе, по которому Украина принимала протекторат Московского царя, оставаясь в дальнейшем отдельным государством, сохраняя свое политическое и социальное устройство, собственную администрацию, армию, финансы. Ни о каком объединении не было и речи». Они передергивают: Украина не могла «оставаться» независимым государством, она вообще им никогда не была, а «своего» политического и административного устройства у нее не было – это было лишь военный аппарат повстанцев, пришедших к власти, и управляли они только казаками, и потом, вся их система дублировалась русскими воеводами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4846. Семейный круг идеальная среда для роста Основа основ - родительский дом 274.86 KB
  В семейном кругу мы с вами растём Основа основ - родительский дом Цели: развивать творческий потенциал каждого ученика - формировать коммуникативную компетентность в процессе совместной творческой деятельности - формирование социальной компетентно...
4847. Цільові проекти як основа інноваційної моделі допрофільної підготовки 340.5 KB
  Цільові проекти як основа інноваційної моделі допрофільної підготовки Успішна реалізація профільного навчання у старшій школі неможлива без якісної допрофільної підготовки, яка покликана створити умови для професійної орієнтації учнів, сприяти усвід...
4848. Активізація логічного мислення учнів на уроках математики 230 KB
  Логічними, як правило, називають нестандартні задачі, які дають змогу навчити учнів розмірковувати, критично мислити, знаходити правильне розв’язання проблеми, застосовувати знання на практиці, переносити відомі йому способи дій у нові дл...
4849. Розвиток творчих здібностей у дітей молодшого шкільного віку 256 KB
  Проблема розвитку творчості і творчих здібностей учнів хвилювала в різні часи не тільки відомих педагогів, але й дослідників, мислителів, філософів, науковців. Якщо говорити про творчість дитини, слід наголосити, що учні найчастіше не створюю...
4850. Раз добром налите серце – ввік не прохолоне. Виховний захід 251 KB
  Раз добром налите серце – ввік не прохолоне Мета: ознайомити учнів із жанром літературної чарівної казки формувати вміння визначати головну думку твору вчити дітей жити, діяти від щирого серця, творити добро і дарувати душевне тепло рідним, б...
4851. Засідання педагогічної ради з використанням проектної технології 94 KB
  Засідання педагогічної ради з використанням проектної технології Готовність педагогічного колективу до інноваційної діяльності як складова професійної компетентності Епіграф: Не досить оволодіти премудрістю, потрібно також уміти користуватися нею...
4852. Развитие малого предпринимательства в России 324.5 KB
  Развитие малого предпринимательства в России Введение Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений являе...
4853. Разработка бизнес-плана предприятия общественного питания ООО Гурман в г. Когалыме 509.5 KB
  Отечественные предприятия имеют относительно небольшой опыт работы в условиях рынка, да и рыночные отношения, еще далеки от их уровня в развитых странах. На многих предприятиях до настоящего времени современные подходы к планированию деятел...
4854. Мотивации трудовой деятельности персонала: теория и практика 406 KB
  Мотивации трудовой деятельности персонала: теория и практика В работе исследованы теоретические основы, в сущности, мотивация трудовой деятельности, мотивация персонала как системы, методы стимулирования персонала. Практический аспект мотивации труд...