72100

Сибирь и Дальний Восток в политике царизма и особенности управления данными территориями (конец XVI – начало XX вв.)

Доклад

История и СИД

Высший администратор власти Сибири обладал большими полномочиями нежели в других частях империи. К 1917 на территории Сибири и Дальнего Востока использовались формы административного управления: Тобольская и Томская губернии; Иркутское и Приамурское генералгубернаторства Якутская область казачьи и горные округа...

Русский

2014-11-17

18.61 KB

1 чел.

10. Сибирь и Дальний Восток в политике царизма и особенности управления данными территориями (конец XVI – начало XX вв.)

До начала XX в. под Сибирью понималось все пространство к востоку от Уральских гор до Тихого океана, то есть такие регионы Западная, Южная, Восточная Сибирь и Дальний Восток. В отличие от европейской части России, жестко подчиненной центральной администрации, Сибирь обладала известной административной автономией и более разветвленной системой управления. Основными факторами, повлиявшими на специфику управления Сибирью, были следующие: политико-географические — обширность территории, отсутствие старого административного деления, соседство с азиатскими странами; социально-политические — отсутствие корпоративных сословных организаций дворянства и посада, дефицит управленческих кадров, отсутствие частновладельческих земель, военно-административный характер организации населенных пунктов, стихийное переселение крестьянства и малочисленность населения; этносоциальные — необходимость привлечения к управлению туземной знати.

За период конца 16 в. – начала 20 в. сложились следующие особенности управления Сибирью:

1. В основе многих особенностей управления Сибирью лежали обширность ее территории и удаленность от столиц государства. В 16-17 веке тобольский наместник возглавлял так называемый «разряд» - крупный округ, состоящий из нескольких мелких воеводств. В 18-начале 20 веках управление было построено по принципу: большие округа – наместничества – генерал-губернаторства. Высший администратор власти Сибири обладал большими полномочиями, нежели в других частях империи. К 1917 на территории Сибири и Дальнего Востока использовались формы административного управления:  Тобольская и Томская губернии; Иркутское и Приамурское генерал-губернаторства, Якутская область, казачьи и горные округа; Урянхайский протекторат;

2. приоритет исполнительной власти над законодательной из-за военно-политического опыта управления; 3. казнокрадство. Первый губернатор Сибири - князь М.Гагарин (московский комендант). Во время пребывания в Сибири (1711-17) проявил себя взяточником и казнокрадом, подвергся "экземплю" (смертной казни); 4.сепаратизм; 5. ведущая роль государства в управлении; 6. приоритет единоначалия над выборностью.

Форма землевладения – монастырское, за Уралом нет помещичьего землевладения, не было крестьянских общин с самоуправлением; край ссылки – ведущая роль репрессивных структур. 7. невозможно создать органы местного самоуправления в Сибири и на ДВ ввиду того, что в населённых пунктах не находилось достаточного кол-ва жителей и тем более квалифицированных кадров. 8. Высший администратор Сибири получил гораздо больший объем власти по сравнению с его коллегами в других частях империи. Через Сибирь шли купеческие караваны из Китая и Монголии, поэтому организация таможенной службы стала одной из основных внешнеэкономических прерогатив сибирских правителей еще в XVII в.

Формы организации управления Сибирью были следующие с 16-го по 19-й вв.:

16 век. До 1580-х отношения России с Сибирским ханством регулировал Посольский приказ. Этот орган продолжал заниматься управлением Западной Сибирью и после её присоединения. Правительство приняло решение учредить в Сибири особый, параллельный столице государства, административный центр, которому подчинялись бы местные органы власти. Резиденцией верховных сибирских воевод стал основанный в 1587 г. Тобольск. Тобольский наместник возглавил разряд" — крупный округ, состоявший из нескольких уездных воеводств. 17 век. 1597 - Сибирь отошла в ведомство верховного контрольного учреждения для восточных окраин - Приказа Казанского дворца. Затем в нём выделился особый департамент - Сибирский стол. 1637 - в Москве официально открыт Сибирский приказ. Были характерны исключительная подчинённость края Сибирскому приказу, большие полномочия воевод по сравнению с европейской Россией; слабое развитие органов самоуправления у русского населения; сохранение дорусской организации управления у ясачных людей. 18 век. 1708 - Россия дел на 8 губерний, в т.ч. Сибирская. Велика, поэтому вскоре разделилась на 5 провинций и 8 дистриктов. 1710 - Сибирский приказ официально закрыт, управление Сибирью перешло к Сенату. 1730 - восстановлен Сибирский приказ, т.к. нужны налоги. 1763 - Сибирский приказ не дал улучшений и ликвидирован, верховные органы власти в Сибири - соответствующие ведомства по отдельным вопросам и особый Кабинет. При Екатерине 2 Тобольск и Иркутск губернии объявлены Сибирским царством. Сибири дарованы герб и право чеканить собственную монету. Губернская реформа 1775 начала проводиться в Сибири в 1782-83. Учреждено 3 наместничества, делятся на области, уезды. Все вместе - Сибирская губерния. 1796 - отмена института генерал-губернаторства, в Сибири - 2 губернии, наместничества упразднялись. 19 век. Начало 19 в - обеими сибирскими губерниями управлял 1 генерал-губернатор, уездов меньше, оставшиеся разделены на комиссариатства. 1822 год - введено новое административно-территориальное деление. Сибирское генерал-губернаторство разделилась на 2 генерал-губернаторства: Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское (г. Иркутск). В состав Западного генерал-губернаторства входили Томская, Тобольская губернии и Омская область. Центром генерал-губернаторства официально назначался Тобольск. Тобольская и Томская области переведены на общероссийское положение. В 1852 г. Николай I утвердил переданный ему А.И.Чернышевым проект организации II-го Сибирского комитета. Комитет должен был собирать все сведения о Сибири, вникать в нужды ее населения, следить за развитием экономики, рассматривать и проверять сообщения местных учреждений по улучшению управления в крае. Интересно, что из плана работ Комитета Николай I потребовал исключить указание на колониальный характер Сибири и заявил, что цель всей деятельности по переустройству края в том, чтобы он стал одним целым со всей страной, не забывая его местных особенностей.

На примере управления Сибирью и Дальним Востоком можно перечислить следующие основные принципы национальной политики России:

1. пол. сотрудничество с нац элитами, интеграция их в росс. элиту (Карамзин – Карамурза, Тургенев – князь Турген; но в Сибири до XVII местных князьков нельзя было подтянуть, т.к. не было крепостных и частного землевладения);2. невмешательство во внутреннюю структуру и веротерпимость;3. инородцы имеют преимущества (налоговая политика, крепостное право);4. национальность не имеет значение на пути карьерного роста; 5. народы – полноправный субъект российской истории (татары активно участвовали в Ливонской войне; 1814 – парад русских войск в Париже: буряты на низкорослых лошадках; Азовские походы, Северная война)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41573. Порядок выплаты дохода по облигациям, оценка доходности облигаций 113.43 KB
  Еще одним важным объектом торговли на рынке ценных бумаг являются облигации. Действующее российское законодательство определяет облигацию как “эмиссионную ценную бумагу закрепляющую право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалентаâ€. Таким образом облигация это долговое свидетельство которое непременно включает два главных элемента: обязательство эмитента вернуть держателю облигации по...
41574. Понятие векселя. Классификация векселей. Порядок обращения и погашения. Протест векселя 298.97 KB
  Производные ценные бумаги; понятие и общая характеристика Вексель как инструмент кредитнорасчетных отношений является результатом многовекового развития товарноденежного хозяйства. Известно что элементы вексельного обращения появились еще в эпоху средневекового феодализма XII XIV вв. Появление нового расчетного инструмента в средние века многие специалисты истории вексельного права связывают с потребностью средневековых торговцев стремящихся сохранить свой капитал во время переездов и переселений от разбоя на дорогах в заменителе...
41575. Другие основные ценные бумаги 84.25 KB
  Обязательные реквизиты: наименование “депозитный или сберегательный сертификатâ€; указание на причину выдачи сертификата внесение депозита илисберегательного вклада; дата внесения депозита или сберегательного вклада; размер депозита или сберегательного вклада оформленного сертификатом прописью и цифрами; безусловное обязательство банка вернуть сумму внесенную в депозит или на вклад; дата востребования вкладчиком суммы по сертификату; ставка процента за пользование депозитом или вкладом; сумма причитающихся процентов;...
41576. Свопы и соглашения о форвардной ставке 119 KB
  С другой стороны компания выпустившая обязательство под плавающий процент и ожидающая в будущем роста процентных ставок сможет избежать увеличения своих выплат по обслуживанию долга за счет обмена плавающего процента на фиксированный. Например компания А с рейтингом ААА может заимствовать на рынке средства под плавающую ставку LIBOR 05' а компания В с рейтингом ВВВ под ставку LIBOR 075. На рынке облигаций компания А может заимствовать на десять лет средства под 13 а компания В под 145. 2 компания А обладает...
41577. Опционы. Оценка опциона 576.45 KB
  Право купить или продать актив имеет покупатель опциона. Из самого определения опциона следует что возможны два типа контрактов соглашение о праве на приобретение опцион на приобретение или опцион “колл†и соглашение о праве на продажу опцион на продажу или опцион “путâ€. Цена по которой покупатель опциона может купить продать базовый актив называется ценой выполнения. Момент времени в который заканчивается действие соглашения называется моментом выполнения опциона.
41578. СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА 73 KB
  Понятие и классификация субъектов трудового права. Субъектами трудового права являются участники общественных отношений определенные трудовым законодательством которые могут владеть трудовыми правами и соответствующими обязанностями. Которые работают на основании трудового договора за пределами страны.
41579. ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ 47 KB
  Понятие трудовых правоотношений Условия возникновения трудовых правоотношений Основания возникновения трудовых правоотношений Содержание трудовых правоотношений
41580. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ 52 KB
  Порядок заключения коллективного договора коллективного договора Условия коллективного договора носят обязательный характер. Коллективный договор как институт трудового права это совокупность правовых норм которые регулируют трудовые и социально-экономические отношения между наемными работниками и работодателями определяют порядок разработки заключения и исполнения трудового договора комплексно регулируют различные вопросы которые касаются разных аспектов трудовых правоотношений.
41581. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА 57.5 KB
  Понятие занятости населения.Государственная служба занятости ее структура и полномочия.Понятие занятости населения.