72100

Сибирь и Дальний Восток в политике царизма и особенности управления данными территориями (конец XVI – начало XX вв.)

Доклад

История и СИД

Высший администратор власти Сибири обладал большими полномочиями нежели в других частях империи. К 1917 на территории Сибири и Дальнего Востока использовались формы административного управления: Тобольская и Томская губернии; Иркутское и Приамурское генералгубернаторства Якутская область казачьи и горные округа...

Русский

2014-11-17

18.61 KB

1 чел.

10. Сибирь и Дальний Восток в политике царизма и особенности управления данными территориями (конец XVI – начало XX вв.)

До начала XX в. под Сибирью понималось все пространство к востоку от Уральских гор до Тихого океана, то есть такие регионы Западная, Южная, Восточная Сибирь и Дальний Восток. В отличие от европейской части России, жестко подчиненной центральной администрации, Сибирь обладала известной административной автономией и более разветвленной системой управления. Основными факторами, повлиявшими на специфику управления Сибирью, были следующие: политико-географические — обширность территории, отсутствие старого административного деления, соседство с азиатскими странами; социально-политические — отсутствие корпоративных сословных организаций дворянства и посада, дефицит управленческих кадров, отсутствие частновладельческих земель, военно-административный характер организации населенных пунктов, стихийное переселение крестьянства и малочисленность населения; этносоциальные — необходимость привлечения к управлению туземной знати.

За период конца 16 в. – начала 20 в. сложились следующие особенности управления Сибирью:

1. В основе многих особенностей управления Сибирью лежали обширность ее территории и удаленность от столиц государства. В 16-17 веке тобольский наместник возглавлял так называемый «разряд» - крупный округ, состоящий из нескольких мелких воеводств. В 18-начале 20 веках управление было построено по принципу: большие округа – наместничества – генерал-губернаторства. Высший администратор власти Сибири обладал большими полномочиями, нежели в других частях империи. К 1917 на территории Сибири и Дальнего Востока использовались формы административного управления:  Тобольская и Томская губернии; Иркутское и Приамурское генерал-губернаторства, Якутская область, казачьи и горные округа; Урянхайский протекторат;

2. приоритет исполнительной власти над законодательной из-за военно-политического опыта управления; 3. казнокрадство. Первый губернатор Сибири - князь М.Гагарин (московский комендант). Во время пребывания в Сибири (1711-17) проявил себя взяточником и казнокрадом, подвергся "экземплю" (смертной казни); 4.сепаратизм; 5. ведущая роль государства в управлении; 6. приоритет единоначалия над выборностью.

Форма землевладения – монастырское, за Уралом нет помещичьего землевладения, не было крестьянских общин с самоуправлением; край ссылки – ведущая роль репрессивных структур. 7. невозможно создать органы местного самоуправления в Сибири и на ДВ ввиду того, что в населённых пунктах не находилось достаточного кол-ва жителей и тем более квалифицированных кадров. 8. Высший администратор Сибири получил гораздо больший объем власти по сравнению с его коллегами в других частях империи. Через Сибирь шли купеческие караваны из Китая и Монголии, поэтому организация таможенной службы стала одной из основных внешнеэкономических прерогатив сибирских правителей еще в XVII в.

Формы организации управления Сибирью были следующие с 16-го по 19-й вв.:

16 век. До 1580-х отношения России с Сибирским ханством регулировал Посольский приказ. Этот орган продолжал заниматься управлением Западной Сибирью и после её присоединения. Правительство приняло решение учредить в Сибири особый, параллельный столице государства, административный центр, которому подчинялись бы местные органы власти. Резиденцией верховных сибирских воевод стал основанный в 1587 г. Тобольск. Тобольский наместник возглавил разряд" — крупный округ, состоявший из нескольких уездных воеводств. 17 век. 1597 - Сибирь отошла в ведомство верховного контрольного учреждения для восточных окраин - Приказа Казанского дворца. Затем в нём выделился особый департамент - Сибирский стол. 1637 - в Москве официально открыт Сибирский приказ. Были характерны исключительная подчинённость края Сибирскому приказу, большие полномочия воевод по сравнению с европейской Россией; слабое развитие органов самоуправления у русского населения; сохранение дорусской организации управления у ясачных людей. 18 век. 1708 - Россия дел на 8 губерний, в т.ч. Сибирская. Велика, поэтому вскоре разделилась на 5 провинций и 8 дистриктов. 1710 - Сибирский приказ официально закрыт, управление Сибирью перешло к Сенату. 1730 - восстановлен Сибирский приказ, т.к. нужны налоги. 1763 - Сибирский приказ не дал улучшений и ликвидирован, верховные органы власти в Сибири - соответствующие ведомства по отдельным вопросам и особый Кабинет. При Екатерине 2 Тобольск и Иркутск губернии объявлены Сибирским царством. Сибири дарованы герб и право чеканить собственную монету. Губернская реформа 1775 начала проводиться в Сибири в 1782-83. Учреждено 3 наместничества, делятся на области, уезды. Все вместе - Сибирская губерния. 1796 - отмена института генерал-губернаторства, в Сибири - 2 губернии, наместничества упразднялись. 19 век. Начало 19 в - обеими сибирскими губерниями управлял 1 генерал-губернатор, уездов меньше, оставшиеся разделены на комиссариатства. 1822 год - введено новое административно-территориальное деление. Сибирское генерал-губернаторство разделилась на 2 генерал-губернаторства: Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское (г. Иркутск). В состав Западного генерал-губернаторства входили Томская, Тобольская губернии и Омская область. Центром генерал-губернаторства официально назначался Тобольск. Тобольская и Томская области переведены на общероссийское положение. В 1852 г. Николай I утвердил переданный ему А.И.Чернышевым проект организации II-го Сибирского комитета. Комитет должен был собирать все сведения о Сибири, вникать в нужды ее населения, следить за развитием экономики, рассматривать и проверять сообщения местных учреждений по улучшению управления в крае. Интересно, что из плана работ Комитета Николай I потребовал исключить указание на колониальный характер Сибири и заявил, что цель всей деятельности по переустройству края в том, чтобы он стал одним целым со всей страной, не забывая его местных особенностей.

На примере управления Сибирью и Дальним Востоком можно перечислить следующие основные принципы национальной политики России:

1. пол. сотрудничество с нац элитами, интеграция их в росс. элиту (Карамзин – Карамурза, Тургенев – князь Турген; но в Сибири до XVII местных князьков нельзя было подтянуть, т.к. не было крепостных и частного землевладения);2. невмешательство во внутреннюю структуру и веротерпимость;3. инородцы имеют преимущества (налоговая политика, крепостное право);4. национальность не имеет значение на пути карьерного роста; 5. народы – полноправный субъект российской истории (татары активно участвовали в Ливонской войне; 1814 – парад русских войск в Париже: буряты на низкорослых лошадках; Азовские походы, Северная война)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63661. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ 170 KB
  Сущность и назначение Пенсионного фонда РФ. Сущность и назначение фонда Социального страхования РФ. Внебюджетные фонды создаются двумя путями: выделение из бюджета определенных расходов имеющих особо важное значение; формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.
63662. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ. БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ 227 KB
  С одной стороны тело человека представляя собой средоточие высокоорганизованной материи в определенный момент своего развития с неизбежной необходимостью перейдет в небытие перестанет существовать как живой организм.
63663. Определение массы плутония и доли в нём 239Pu 1.88 MB
  Определение умножения нейтронов в подкритических состояниях размножающих сред представляет интерес с точки зрения как безопасности так и контроля и учёта делящихся материалов. Возможность определения умножения нейтронов существенно расширяет возможности такого контроля.
63664. Право: понятие, признаки 222.08 KB
  Право – это система общеобязательных формально-определенных норм, установленных и охраняемых государством, выражающих волю народа или иных социальных групп и направленных на регулирование общественных отношений.
63666. Aggregate demand and Keynesian multiplier 417 KB
  In the model AD-AS the interest rate is an exogenous variable. The main purpose of the IS-LM model is to integrate money market and goods market into the single system. Thus, interest rate turns into endogenous variable. IS-LM – a model of money-goods equilibrium which helps to define factors influencing AD.
63668. Норма права 202.28 KB
  Общеобязательность. Норма права предписывает правильный и обязательный образ действий. Носит общий характер, выступает в качестве равного одинакового правила для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.