72101

Характеристика взаимоотношений царской администрации с народами Сибири и Дальнего Востока

Доклад

История и СИД

На территории Сибири и Дальнего Востока проживало огромное количество народов с разными уровнями развития и которые вели разный образ жизни оседлый живущие в городах или селениях кочевой кочующие земледельцы и бродячие свободно переходящие из губернии в губернию...

Русский

2014-11-18

19.23 KB

0 чел.

9. Характеристика взаимоотношений царской администрации с народами Сибири и Дальнего Востока.

До начала XX в. под Сибирью понималось все пространство к востоку от Уральских гор до Тихого океана, то есть такие регионы Западная, Южная, Восточная Сибирь и Дальний Восток.

На территории Сибири и Дальнего Востока проживало огромное количество народов с разными уровнями развития и которые вели разный образ жизни (оседлый(живущие в городах или селениях), кочевой( кочующие земледельцы) и бродячие( свободно переходящие из губернии в губернию)): :чукчи (низкий уровень развития с элементами матриархата), ханты и манси (полуосёдлый образ жизни, занимались в основном охотой и рыболовством), ненцы и эвенки (более развитые формы патриархально- родового строя), буряты и якуты ( находились при освоении Сибири и Дальнего Востока на стадии разложения первобытно- общинного строя , выделения знати, вели полуосёдлый образ жизни и постепенно переходили к феодальным отношениям), дауры (находились на совсем ранних стадиях первобытно- общинных отношений) у них существовало патриархальное рабство и зарождалось выделение знати) и другие.

Взаимоотношения царской администрации с народами Сибири и Дальнего Востока можно разделить на несколько этапов :

1) 17 век – нач. 18 - полностью сохранены старые формы общественного устройства, правительство как собственник земли довольствовалось сбором ясака.

2) 1720-1820 - принятие первых актов, направленных на обеспечение взаимодействия коренных сибирских народов с русскими администраторами, купцами и т.д. Формирование синтеза путей и способов управления.

3) 1820-1917 - Цель правительства - приведение образа жизни коренных народов края в соответствие с общероссийскими канонами.

В отличие от европейской части России, жестко подчиненной центральной администрации, Сибирь обладала известной административной автономией и более разветвленной системой управления. Национальная политика в этом регионе складывалась из универсальных принципов Российского государства в этой сфере:

1. политическое  сотрудничество с национальными  элитами, интеграция их в росс элиту (Карамзин – Карамурза, Тургенев – князь Турген; но в Сибири до XVII местных князьков нельзя было подтянуть, т.к. не было крепостных и частного землевладения);2. невмешательство во внутреннюю структуру и веротерпимость;3. инородцы имеют преимущества (налоговая политика, крепостное право);4. национальность не имеет значение на пути карьерного роста;5. народы – полноправный субъект российской истории (татары активно участвовали в Ливонской войне; 1814 – парад русских войск в Париже: буряты на низкорослых лошадках; Азовские походы, Северная война)

 Важнейшей предпосылкой формирования системы управления явились особенности заселения края русскими. Сибирь заселялась, с одной стороны, служилыми людьми,; с другой стороны, за Урал переходили русские крестьяне, привлеченные местными просторами, богатыми угодьями и отсутствием здесь крепостного права. Крестьяне образовывали посадские и сельские сообщества, отличные от российских, так как в их основе уже не лежала традиционная община.

Главной задачей местной администрации в отношениях с коренным населением было обеспечение поступления ясака в казну, это было возможно лишь при сохранении численности "ясачных". Для этого принимались все меры. Так местные власти не имели права самостоятельного вынесения смертного приговора "ясачному " человеку.

Царские грамоты предписывали угодий у ясачных людей не отнимать. Крестьян селили только в тех местах, достоверность незаселенности которых подтверждали коренные жители.

Народы Сибири не были истреблены пришельцами, как это произошло с индейцами многих регионов Америки или тасманийцами. Они, в основном, сохранили свой бытовой уклад, свой язык. Объективно, процесс присоединения Сибири способствовал прогрессу коренных народов.

Правовой основой ясачной политики российских властей являлись, с одной стороны, "Соборное Уложение" — общегосударственный кодекс 1649 г., а с другой — частные акты.

В 1821 году для решений всех проблем края был образован специальный комитет , вошедший в историю как Первый Сибирский комитет. Его возглавил Министр внутренних дел Кочубей.

Помимо этого, в 1822 году был утверждён  «устав об управлении инородцами», по которому инородцы разделялись на 3 группы: осёдлые( торговцы и землевладельцы, живущие в городах и селениях, постоянно работающие по найму в хозяйствах русских и проживающие смешанно с ними- главным образом сибирские татары), кочевые( занимающие определённый места, с течением года переменяемые- буряты, якуты, эвенки..), бродячие( охотники- ловцы- ненцы, коряки, юкагиры..)

После проведения многочисленных реформ (изменение административно-территориального деления, становление Омска столицей) Николай первый в 1852 году утвердил проект Чернышева по организации Второго Сибирского комитета. Этот комитет должен был собирать все сведения о Сибири, вникать в нужды её населения, следить за развитием экономики, рассматривать предложения и жалобы населения. Целью создание этого комитета было объединение Сибири и России в одно целое, не забывая о местных, многолетних традициях и особенностях.

В 1898 году императором было утверждено положение « о видах на жительство для инородцев), согласно которому «туземцы» могли сами выбирать место своего проживания, покидая которое, она были обязаны оформить годичный паспорт.

Несмотря на  благополучные реформы, проводимый Россией в отношении Сибири на протяжении многих лет, в 20 веке царское правительство допустило ряд грубых ошибок, которые привели к ухудшению положения сибирских народов и сокращению их численности:  очередное административно-территориальное деление на волости, мобилизация коренного населения в ходе Первой Мировой Войны .Результатом этих ошибок стало беспристрастное отношение народов Сибири и Дальнего Востока к падению самодержавия 1917 года и попыткам его восстановления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80243. Методи обґрунтування управлінських рішень 5.47 MB
  Методи обґрунтування управлінських рішень. Відповідно до цього способу всі методи обґрунтування управлінських рішень поділяються на кількісні та якісні. Кількісні методи або методи дослідження операцій застосовують коли фактори що впливають на вибір рішення можна кількісно визначити та оцінити. Якісні методи використовують тоді коли фактори що визначають прийняття рішення не можна кількісно охарактеризувати або вони взагалі не піддаються кількісному вимірюванню.
80244. Рынок и его инфраструктура 94.5 KB
  Рынок и его инфраструктура План 1. Сущность функции и структура рынка Объединенное понятие рынок как место массовой куплипродажи товаров лишь частичного отражает содержание которое вкладывается в понятие рынок экономической науки и хозяйственной практикой. Рынок в широком смысле объединяет в себе несколько понятий. Вовторых рынок есть вся совокупность процессов торговли актов куплипродажи который характеризуется такими признаками как вид продаваемых товаров объем продаж способ торговли уровень цен.
80245. Основы саморегулирования рыночной экономики 134 KB
  Объективные факторы: экономические: базовый уровень развития производства; объём реальных потребностей и уровень их удовлетворения; средний уровень денежных доходов населения; рыночные цены; уровень цен товаровзаменителейи взаимодополняемых товаров; принципы распределения доходов; условия предоставления кредитов качество товара. Он отражает причинноследственную связь между изменением цены и изменением величины спроса. Рост цены при прочих неизменных условиях вызывает снижение спроса что способствует разрешению противоречия...
80246. Экономическая роль государства в рыночной экономике 74.5 KB
  Необходимость и сущность государственного регулирования рыночной экономики. Формы государственного регулирования рыночной экономики. Необходимость и сущность государственного регулирования рыночной экономики. Государственное регулирование экономики сложилось не сразу.
80247. Доходы и их распределение. Заработная плата 81.5 KB
  Марксистская теория исходит из того что новая стоимость товара созданная трудом наемных работников проходя через сферу обращения в ходе конкурентной борьбы распределяется и перераспределяется принимая различные формы: заработной платы наемных работников; прибыль капиталистов; процентов ссудных капиталистов банкиров; ренты владельцев земли и других природных факторов объектов добывающей промышленности и строительства. Объективное распределение доходов зависит от того что вновь созданная стоимость слагается из необходимого продукта...
80248. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МОДЕЛИ РЫНКА 55.5 KB
  Рынок совершенной конкуренции: характерные черты и механизм ценообразования. Особенности рынка несовершенной конкуренции. Механизм рыночных цен позволяет стимулировать рациональное использование ограниченных и редких ресурсов добиваться эффективного хозяйствования решать триаду экономических проблем: что как и для кого производить На решение этих проблем направлен и механизм конкуренции. Монополия вырастая из конкуренции на определенном этапе своего развития уничтожает конкуренцию но рыночная конкуренция как известно неотъемлемый...
80249. Особенности предпринимательства в агропромышленном комплексе 65.5 KB
  Аграрные отношения это составная часть экономических отношений которые складываются в сельском хозяйстве в связи с владением и использованием земли как главного средства производства в сельскохозяйственной отросли. Это обусловлено использованием в производстве земли как специфического искусственно невоспроизводимого средства производства различающегося по плодородию места расположению. Эти свойства наоборот даже могут улучшаться что приведет к росту ценности земли. Тесная зависимость земли от природноклиматических условий сезонный...
80250. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 78 KB
  Особенности рынка денег. Особенности рынка денег. Сущность денег состоит в том что они: обладают всеобщей обмениваемостью; представляют собой кристаллизацию меновой стоимости; являются воплощением всеобщего рабочего времени. С развитием общества изменялись функции и виды денег.
80251. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ 73.5 KB
  Постсоциалистические страны переходят от плановораспределительной к рыночной экономике. В соответствии с этими критериями в мировой системе хозяйства выделяется промышленноразвитые и новые индустриальные страны; высокодоходные государства экспортирующие сырье и энергоносители; наименее развитые и бедные страны мира. Кроме того различают страны с развитой развивающейся рыночной экономикой и страны с нерыночной экономикой. Используя абсолютные преимущества в специализации производства страны обмениваются избыточной продукцией и...