72101

Характеристика взаимоотношений царской администрации с народами Сибири и Дальнего Востока

Доклад

История и СИД

На территории Сибири и Дальнего Востока проживало огромное количество народов с разными уровнями развития и которые вели разный образ жизни оседлый живущие в городах или селениях кочевой кочующие земледельцы и бродячие свободно переходящие из губернии в губернию...

Русский

2014-11-18

19.23 KB

0 чел.

9. Характеристика взаимоотношений царской администрации с народами Сибири и Дальнего Востока.

До начала XX в. под Сибирью понималось все пространство к востоку от Уральских гор до Тихого океана, то есть такие регионы Западная, Южная, Восточная Сибирь и Дальний Восток.

На территории Сибири и Дальнего Востока проживало огромное количество народов с разными уровнями развития и которые вели разный образ жизни (оседлый(живущие в городах или селениях), кочевой( кочующие земледельцы) и бродячие( свободно переходящие из губернии в губернию)): :чукчи (низкий уровень развития с элементами матриархата), ханты и манси (полуосёдлый образ жизни, занимались в основном охотой и рыболовством), ненцы и эвенки (более развитые формы патриархально- родового строя), буряты и якуты ( находились при освоении Сибири и Дальнего Востока на стадии разложения первобытно- общинного строя , выделения знати, вели полуосёдлый образ жизни и постепенно переходили к феодальным отношениям), дауры (находились на совсем ранних стадиях первобытно- общинных отношений) у них существовало патриархальное рабство и зарождалось выделение знати) и другие.

Взаимоотношения царской администрации с народами Сибири и Дальнего Востока можно разделить на несколько этапов :

1) 17 век – нач. 18 - полностью сохранены старые формы общественного устройства, правительство как собственник земли довольствовалось сбором ясака.

2) 1720-1820 - принятие первых актов, направленных на обеспечение взаимодействия коренных сибирских народов с русскими администраторами, купцами и т.д. Формирование синтеза путей и способов управления.

3) 1820-1917 - Цель правительства - приведение образа жизни коренных народов края в соответствие с общероссийскими канонами.

В отличие от европейской части России, жестко подчиненной центральной администрации, Сибирь обладала известной административной автономией и более разветвленной системой управления. Национальная политика в этом регионе складывалась из универсальных принципов Российского государства в этой сфере:

1. политическое  сотрудничество с национальными  элитами, интеграция их в росс элиту (Карамзин – Карамурза, Тургенев – князь Турген; но в Сибири до XVII местных князьков нельзя было подтянуть, т.к. не было крепостных и частного землевладения);2. невмешательство во внутреннюю структуру и веротерпимость;3. инородцы имеют преимущества (налоговая политика, крепостное право);4. национальность не имеет значение на пути карьерного роста;5. народы – полноправный субъект российской истории (татары активно участвовали в Ливонской войне; 1814 – парад русских войск в Париже: буряты на низкорослых лошадках; Азовские походы, Северная война)

 Важнейшей предпосылкой формирования системы управления явились особенности заселения края русскими. Сибирь заселялась, с одной стороны, служилыми людьми,; с другой стороны, за Урал переходили русские крестьяне, привлеченные местными просторами, богатыми угодьями и отсутствием здесь крепостного права. Крестьяне образовывали посадские и сельские сообщества, отличные от российских, так как в их основе уже не лежала традиционная община.

Главной задачей местной администрации в отношениях с коренным населением было обеспечение поступления ясака в казну, это было возможно лишь при сохранении численности "ясачных". Для этого принимались все меры. Так местные власти не имели права самостоятельного вынесения смертного приговора "ясачному " человеку.

Царские грамоты предписывали угодий у ясачных людей не отнимать. Крестьян селили только в тех местах, достоверность незаселенности которых подтверждали коренные жители.

Народы Сибири не были истреблены пришельцами, как это произошло с индейцами многих регионов Америки или тасманийцами. Они, в основном, сохранили свой бытовой уклад, свой язык. Объективно, процесс присоединения Сибири способствовал прогрессу коренных народов.

Правовой основой ясачной политики российских властей являлись, с одной стороны, "Соборное Уложение" — общегосударственный кодекс 1649 г., а с другой — частные акты.

В 1821 году для решений всех проблем края был образован специальный комитет , вошедший в историю как Первый Сибирский комитет. Его возглавил Министр внутренних дел Кочубей.

Помимо этого, в 1822 году был утверждён  «устав об управлении инородцами», по которому инородцы разделялись на 3 группы: осёдлые( торговцы и землевладельцы, живущие в городах и селениях, постоянно работающие по найму в хозяйствах русских и проживающие смешанно с ними- главным образом сибирские татары), кочевые( занимающие определённый места, с течением года переменяемые- буряты, якуты, эвенки..), бродячие( охотники- ловцы- ненцы, коряки, юкагиры..)

После проведения многочисленных реформ (изменение административно-территориального деления, становление Омска столицей) Николай первый в 1852 году утвердил проект Чернышева по организации Второго Сибирского комитета. Этот комитет должен был собирать все сведения о Сибири, вникать в нужды её населения, следить за развитием экономики, рассматривать предложения и жалобы населения. Целью создание этого комитета было объединение Сибири и России в одно целое, не забывая о местных, многолетних традициях и особенностях.

В 1898 году императором было утверждено положение « о видах на жительство для инородцев), согласно которому «туземцы» могли сами выбирать место своего проживания, покидая которое, она были обязаны оформить годичный паспорт.

Несмотря на  благополучные реформы, проводимый Россией в отношении Сибири на протяжении многих лет, в 20 веке царское правительство допустило ряд грубых ошибок, которые привели к ухудшению положения сибирских народов и сокращению их численности:  очередное административно-территориальное деление на волости, мобилизация коренного населения в ходе Первой Мировой Войны .Результатом этих ошибок стало беспристрастное отношение народов Сибири и Дальнего Востока к падению самодержавия 1917 года и попыткам его восстановления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26296. Делопроизводственная служба 20.05 KB
  Задачи службы ДОУ: установление единого порядка работы с документами; создание условий обеспеих эффект использование компьютерных технологий при работе с докми; обеспечение сохранности документов. ведение контроля за исполнением документов информирование руководителя о состоянии исполнительской дисциплины организация изготовления документов копирования и проектирование бланков доков; разработка сводной номенклатуры дел организации обеспечение подготовки номенклатур дел структурных подразделений; организация работы архива...
26297. Организация архивного дела в РФ в 1991-2004 гг 21.09 KB
  Организация архивного дела в РФ в 19912004 гг. В 1990е гг в России была проведена Архивная реформа. В июне 1993 – Основы архивного законодательства. Закрепили дальнейшую централизацию архивного дела АД Бывшие партахривы интегрированы в архивную систему бывшие архивы СССР стали принадлежать РФ объем архивного фонда увеличился в 2 раза.
26298. Организация архивного дела в РФ в 2000-е годы 17.95 KB
  На Росохранкультуру и ее территориальную сеть возложены: государственный контроль за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей и обеспечение экспертизы культурных ценностей соблюдение законодательства Российской Федерации в сфере архивного дела выдача лицензий разрешений на право деятельности по реставрации объектов культурного наследия памятников истории и культуры; оказание содействия законным собственникам в восстановлении их прав на культурные ценности при их незаконных вывозе и ввозе а также...
26299. Взаимоотношения органов управления архивным делом и госархивов с архивами организаций 46.5 KB
  Архив организации – это структурное подразделение организации осуществляющее прием и хранение архивных документов учет и их использование. Все это отразилось на состоянии организации ведомственного хранения документов. Перед архивистами стояли задачи: разработки и обоснования критериев определения источников комплектования уточнение профильности установление состава документов архивов. Новый критерий источников комплектования – форма собственности с государственными: на основе законодательства об архивном деле на основе...
26300. Использование документов АФ РФ и других архивных документов в архиве 30.29 KB
  Использование документов АФ РФ и других архивных документов в архиве. В современном архивоведении важнейшими направлениями использования архивных документов являются: укрепление российской государственности удовлетворение информационных потребностей общества обеспечения законных прав и интересов граждан. В процессе использования архивных документов участвуют 2 стороны – архив хранящий информацию и пользователь которому нужна информация. Использование документов в управленческих целях предполагает информационное обеспечение работы данного...
26301. Архивное законодательство в 1990-е 50.5 KB
  правовые основы архивного дела – иерархическая классификация архивного законодательства: федеральное законодательство: Конституция РФ ФЗ об архивном деле н р ФЗ Об обязательном экземпляре документов 1994г. норма архивного права воздействует на все сферы общественных отношений возникающих в области архивного дела: организация и фондирование документов АФ РФ комплектование и экспертиза ценности н р приказ Росархива Об утверждении примерного положения о центральноэкспертных комиссиях министерств и ведомств РФ...
26302. Внешняя политика индепендентской республики. Ирландская и шотландская экспедиции Кромвеля 25.49 KB
  Бежавшие в Ирландию роялисты установили контроль над большей частью Ирландии которую они надеялись использовать как базу для вторжения в Англию. Армия прекрасно помнила опыт 1641 года когда в ответ на восстание ирландцев парламент издал указ о конфискации в Ирландии 2. Офицеры армии надеялись что и теперь завоевание Ирландии приведет к улучшению их благосостояния. Завоевание Ирландии Сразу же после высадки в Дублине войска республики начали систематическое завоевание страны.
26303. Протекторат Кромвеля и причины Реставрации 22.61 KB
  Эту конституцию одобрил Государственный Совет 16 декабря 1653 года; новый документ осуществил разделение власти между лордомпротектором Англии Шотландии и Ирландии Государственным Советом и парламентом; впервые в него вошли представители Ирландии на самом деле это были представители англичанпротестантов которые в то время проживали в Ирландии и Шотландии. Несмотря на заключение мира в Англии сохранялись обременительные налоговые обложения военного времени акцизы. Недовольство в Англии росло быстрыми темпами и кавалеры в своих...
26304. Англия в годы Реставрации Стюартов. «Славная революция» 1688 г. 31.58 KB
  Восстановление королевской власти в Англии произошло не вследствие того что феодалыкавалеры оказались сильнее буржуазии и сумели оружием навязать свою власть. объясняется усилением консервативных настроений в рядах самой английской буржуазии а также в среде английского нового дворянства удовлетворенного превращением своей феодальной земельной собственности в неограниченную буржуазную собственность и расширением своего землевладения в Англии и особенно в Ирландии. В Англии была полностью восстановлена государственная англиканская церковь в...