72112

КНИЖНЫЙ РЫНОК ГЕРМАНИИ: ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Новая статистика Биржевого союза немецкой книготорговли отраслевого объединения в которое входит подавляющее большинство книжных магазинов Германии и издательств обнадеживает. Женщины читают больше мужчин Согласно последним социологическим опросам больше трети жителей Германии...

Русский

2014-11-18

20.98 KB

8 чел.

КНИЖНЫЙ РЫНОК ГЕРМАНИИ: ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Годовой оборот книжной отрасли приближается в Германии (правда, никак не приблизится) к 10 миллиардам евро. Впечатляют и другие цифры.

Новая статистика Биржевого союза немецкой книготорговли (отраслевого объединения, в которое входит подавляющее большинство книжных магазинов Германии и издательств) обнадеживает. Годовой оборот отрасли составляет 9,6 миллиарда евро. Причем, по сравнению с прошлым годом, 2013-й начался с небольшим плюсом. Немцы больше стали покупать путеводителей и популярных справочных изданий, а также, что самое приятное, обратили свои взоры на полки с художественной литературой.

Женщины читают больше мужчин

Согласно последним социологическим опросам, больше трети жителей Германии не может представить себе жизнь без книг и регулярно читает их. Лидируют здесь женщины: 45 процентов дам читает книги каждый день или несколько дней в неделю. Среди немецких мужчин таковых активистов – всего 29 процентов.

Если считать женщин и мужчин вместе, то статистика печальна: 24 процента немцев очень редко берут в руки книгу или не читают вообще.

Немцы "подсели" на русскую классику

Истинные шедевры мировой литературы редко попадают в списки бестселлеров. Но в Германии они становятся все более популярными, особенно классические произведения русской литературы.

Несмотря на этот последний и, без сомнения, огорчительный факт, в Германии наблюдается сейчас настоящий бум книжных магазинов. В одном только Берлине их насчитывается более трехсот. А всего в Германии 6760 книжных магазинов: один магазин приходится на 12 тысяч жителей. Половина всех книг в Германии продается именно через "старые, добрые" книжные магазины.

Правда, доля их сетевых конкурентов растет с каждым годом, но все же через Интернет приобретается пока лишь 17,8 процента книг и специализированных журналов. Чуть больше (19,1 процента) составляют продажи самих издательств, которые предлагают книги в интернете без посредников. На их счета, таким образом, поступают напрямую 1,8 млрд евро.

Защита книжных лавок

В Германии существует специальный закон, определяющий обязательную фиксированную цену на книги (Buchpreisbindung). Согласно этому закону, издательская цена может колебаться лишь в очень ограниченных пределах, и, скажем, филиалы крупной сети книжных магазинов, закупающие книги в огромных количествах, не могут продавать их по "демпинговым" ценам - существенно ниже, чем цены на те же издания в небольших книжных лавках. Такая система помогает последним довольно комфортно чувствовать себя в условиях жесткой конкуренции с отраслевыми гигантами.

Налог на добавленную стоимость на выходящие в Германии книги - льготный (7 процентов), тарифы на пересылку книг по почте – тоже льготные. Это существенно снижает итоговую стоимость, но, тем не менее, книги в Германии считаются относительно дорогими. Однако немцы здесь не скупятся: средний житель Германии, включая грудных младенцев и глубоких стариков, тратит на книги и письменные принадлежности (почему-то статистика их объединяет) 208 евро в год.

Среднестатистическая цена на новую книгу, по оценкам Биржевого союза немецкой книготорговли, составила в 2011 году (это последние данные) чуть меньше 26 евро. Издания в мягкой обложке - намного дешевле: 11 евро 80 центов, а в магазинах так называемого "современного антиквариата" вышедшую всего несколько месяцев назад книгу можно приобрести вдвое или даже втрое дешевле.

Беллетристика, переводы, гаджеты

В 2012 году в Германии было опубликовано свыше 82 тысяч названий книг. Более 15 тысяч из них – художественная литература, еще 8225 названий – книги для детей и юношества.

10726 названий – переводные издания. Тут с большим отрывом лидируют переводы с английского (6874 названия). С французского было переведено около тысячи книг. Остальные языки значительно отстают. Переводы с японского, итальянского, шведского, русского языков исчисляются уже не тысячами, а сотнями. Переводных книг с русского языка выпущено в Германии за год около двухсот.

А как в Германии обстоит дело с электронными книгами? Больше половины всех немецких издательств уже предлагают электронные книги, и практически все остальные намерены сделать это в ближайшем будущем. Рынок электронных книг в Германии относительно невелик: они дают, в среднем, чуть больше шести процентов от общего оборота отрасли. Но растет этот рынок стремительно. В 2011 году за свои скачивания заплатили меньше пяти миллионов владельцев гаджетов. В 2012-м – 12,3 миллиона.

Германия установила для себя в 2001 году национальный рекорд, подняв уровень выпуска до 90 тысяч наименований, хотя совокупный тираж при этом несколько снизился - до 526 миллионов экземпляров[3].

Но мировой книжный рынок не является на сегодняшний день простым механическим конгломератом национальных рынков, между которыми осуществляются внешнеторговые связи в виде импорта и экспорта книжной продукции, продажи авторских прав, лицензий на переводные издания и так далее. Глобализация отрасли проявляется в прямой экспансии транснациональных концернов. Это относится, прежде всего, кнемецким концернам «Бертельсманн» или «Хольцбринк», которые занимают доминирующее положение на книжных рынках многих стран мира. Поэтому взаимоотношения глобального, национального, регионального и локального измерений удобно именно на примере Германии.

 

Швабский городок Вайнгартен находится неподалеку от Боденского озера, на границе с Австрией и Швейцарией. Это дальняя окраина Германии, а заодно и соседних стран. Когда-то здешние края считались нищими, в XIX веке местные швабы переселялись в Россию, позднее отсюда эмигрировали в США. Сейчас «еврорегион» вокруг Боденского озера слывет одним из самых богатых в Европе.

В Вайнгартене, где немногим больше двадцати тысяч жителей, есть три небольших книжных магазина. Как раз столько и «полагается» по статистике немецкому населенному пункту подобных размеров (см. табл. 1). Причем именно таких книжных магазинов в Германии больше половины: 3759 из 7352.

 

Таблица 1. Инфраструктура немецкой книготорговой сети (книжные магазины)

 

Численность

населения

Количество населенных пунктов

Количество книжных магазинов

Количество издательств

До 10 тыс.

10 - 20 тыс.

20 - 50 тыс.

50 - 100 тыс.

100 - 200 тыс.

200 - 500 тыс.

Более 500 тыс.

12 298

    844

    479

    108

      43

      27

      12

 923

1240

1596

 714

 675

 837

1367

 257

 216

 314

 215

 251

 349

1012

Составленопоизданию: Buch und Buchhandel in Zahlen 2002. Frankfurt am Main: Börsenverein des Deutschen Buchhandels, 2002.

 

В среднем по Германии один книжный магазин приходится примерно на 11 тысяч жителей. Реально же наблюдается статистический разброс от 5 до 20 тысяч жителей на книжный магазин. Если же учитывать соотношение между книжными магазинами и количеством домашних хозяйств, то получится, что один магазин обслуживает 5 тысяч домашних хозяйств, которых всего насчитывается в Германии 38,1 миллиона. При этом различие между провинцией и крупными городами выравнивается, поскольку в крупных городах больше книжных магазинов, зато там же непропорционально увеличивается количество домашних хозяйств за счет одиночек, бездетных пар или неполных семей, а следовательно, и количество домашних библиотек.

Разумеется, книги покупаются не только частными лицами и не только в домашние библиотеки. Книги покупаются кроме этого государственными учреждениями, коммерческими фирмами, общественными организациями, публичными и научными библиотеками, школами и так далее. Но индивидуальный покупатель остается главной фигурой немецкого книжного рынка. Далее, книги распространяются не только через книжные магазины, но и самими издательствами через прямые поставки (16,8% общего оборота книготорговли). Значительная доля книг реализуется через книжные отделы универмагов (18,1%). Немаловажными каналами распространения служат выездная и рассылочная торговля (5,1%), а также книжные клубы (6,7%). Возрастает доля книг, распространяемых через Интернет (3%). И все же абсолютное предпочтение немецкие покупатели отдают традиционному каналу - книжным магазинам (57,8% оборота)[4].

Если говорить о книготорговой сети, то в Германии нет одной книжной столицы. Выделяются Франкфурт и Штутгарт, за ними следуют Мюнхен и Кёльн, а уж только потом Гамбург и, наконец, Берлин. Особое место занимают, естественно, университетские города и научные центры, вроде Гейдельберга (140 тысяч жителей и 45 книжных магазинов) или Гёттингена (124 тысячи жителей и 22 книжных магазина). Однако количество магазинов в крупных городах оказывается применительно к охватываемой клиентуре не выше, чем в городах малых.

 

Где нет столицы, там нет и провинции. Или, наоборот - провинция всюду? Так или иначе, во-первых, большинство книжных магазинов (51%) находятся в городах с населением до 50 тысяч человек и соответственно являются малыми магазинами. Во-вторых, большинство покупателей предпочитают малые книжные магазины, которые находятся поблизости от дома, причем это относится как к молодым людям, так и к взрослым, как к тем, кто приобретает немного книг, так и к тем, кто приобретает их много (см. табл. 3). Исключение не составляет даже так называемая «инфо-элита», выделенная исследователями группа людей, особенно интенсивно интересующихся литературой и книгами в силу профессиональных занятий или личных пристрастий.

 

Конечно, большие магазины отличаются от малых, и, конечно же, они серьезно соперничают друг с другом, стараясь максимально использовать в конкурентной борьбе собственные преимущества. Такие гиганты, как «Hugendubel», располагающий 29 филиалами в 15 крупных городах, имеет огромные торговые залы, что позволяет устраивать на каждом этаже просторные «островки для чтения», где на мягких диванах десятки посетителей могут часами просматривать новинки, чтобы, посмаковав, отобрать заинтересовавшую новинку. Наличный ассортимент зашкаливает за сотню тысяч  наименований. Это важный фактор, поскольку более четверти покупателей - самая большая группа - приобретают книгу не потому, что слышали о ней или получили информацию со стороны, а просто потому, что увидели ее. Всего же предлагается выбор из собственного электронного каталога с 600 тысячами немецких названий и полумиллионом английских. Но принимаются заказы и на другие издания, из каталогов иных фирм. Окунуться в живой океан книг, побыть рядом с другими людьми, поучаствовать в многолюдных встречах с известными авторами, в рекламных акциях - это само по себе событие, развлечение.

У малых магазинов свои плюсы. Прежде всего, близость к дому. Более индивидуальный подход в обслуживании. Возможность неспешных, обстоятельных консультаций. Это тоже немаловажный фактор, поскольку следующие по значимости мотивации для покупки книги - это совет друзей, родных или знакомых (25,1%) и рекомендация продавца (18,1%)[5].

Однако решающее значение для немецкого книжного рынка имеет то обстоятельство, что независимо от масштабности магазина или его местонахождения в нем действуют следующие условия:

- даже в самом маленьком магазине работает система заказов по единому «Каталогу поставляемых книг» (VerzeichnislieferbarerBücher), который сейчас насчитывает свыше миллиона наименований и к которому ежегодно добавляется более ста тысяч новых поступлений, что существенно превышает количество книг, выбывающих из каталога;

- в любом из магазинов дается библиографическая консультация, то есть оказывается помощь в поиске нужного издания по упомянутому каталогу; предоставляются и иные услуги - от возможности ознакомиться со списками бестселлеров и самими бестселлерами до разнообразных рекомендаций (это стандартные принципы и нормы, которые дополняются индивидуальными и оригинальными методами работы с клиентурой);

- все указанные услуги - от консультаций до доставки заказанных книг - осуществляются бесплатно;

- местонахождение магазина практически не влияет на скорость доставки; обычно на это требуются сутки независимо от того, сделан ли заказ в маленьком магазине или большом;

- и, наконец, главное - цена на книгу устанавливается издательством, она является твердой и единой для любого места продажи; все участники создания книги и ее распространения (автор и литагент, издатель и типограф, издательский агент, оптовик и розничник) получают установленную договорами долю объявленной цены, оплаченной конечной фигурой - покупателем


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26251. Оценка устойчивости ландшафтов и агроландшафтов и их антропогенной преобразованности 71 KB
  13 Практическое задание Оценка устойчивости ландшафтов и агроландшафтов и их антропогенной преобразованности Цели и задачи. Сформировать представление об устойчивости природных ландшафтов и агроландшафтах видах экологической устойчивости определяющих ее факторах о цене экологической устойчивости агроландшафтов и принципах ее обеспечения. Затраты на ее поддержание определяют цену устойчивости агроландшафта. Дать характеристику экологической агрономической и экономической устойчивости определенного агроландшафта.
26252. Оценка экологической емкости агроландшафта 49 KB
  14 Домашнее задание Оценка экологической емкости агроландшафта Цели и задачи. Сформировать представление о способности агроландшафта воспринимать антропогенную нагрузку при сохранении экологической устойчивости и критериях ее оценки. Формируется понятие экологической емкости агроландшафта и определяющие ее условия. Дать оценку экологической емкости агроландшафта на примере конкретного земельного массива Оценка экологическая емкость агроландшафта Чтобы обеспечить экологическую устойчивость агроландшафта необходимо задать такие параметры...
26253. Значение и место альтернативных технологий в земледелии 47 KB
  Сформировать представление об агротехнологиях альтернативного земледелия как социальном явлении их формах причинах агрономических ограничений возможностях использования. Принципы и источники альтернативного земледелия его мотивации. Основателем данного направления считают австрийского философа Рудольфа Штайнера сформулировавшего в 1924 году принципы так называемого биодинамического земледелия как развитие созданного им мистического учения антропософии. В то же время продукция органического земледелия отнюдь не застрахована от природных...
26254. Агроэкологические требования сельскохозяйственных культур как исходный критерий агрооценки земель 38.5 KB
  Близкие по условиям возделывания конкретных сельскохозяйственных растений ЭАА объединяются в агроэкологические типы земель в пределах которых формируются производственные участки. Пока что не все аспекты агроэкологической оценки растений разработаны с достаточной полнотой особенно почвенные некоторые трудно поддаются формализации. Следует ускорить разработку региональных рекомендаций по данному вопросу с учетом местных условий культур сортов растений. Отношение растений к свету: размещение растений по реакции на продолжительность дня...
26255. Выбор, размещение и сельскохозяйственных культур и сортов и разработка агроэкологических карт в АгроГИС 64 KB
  Ключевые слова: виды сорта культур агроэкологическая оценка интенсивные пластичные устойчивые сорта агроэкологическая карта категории пригодности. Выбор культуры и сорта. Выбор культуры и сорта Выбор культур для региона конкретного хозяйства и поля осуществляют на основе оценки их биологических требований и средообразующего влияния. Показатели агроэкологической оценки культур указанные в паспорте сорта сравниваются с соответствующими параметрами агроландшафта.
26256. Управление продукционным процессом сельскохозяйственных культур и агроценозами 54 KB
  В процессе генерации технологических решений с помощью специально разработанного интерфейса СППР автоматически формируется задание на выполнение конкретной операции в режиме точного земледелия которое затем загружается в бортовой компьютер сельскохозяйственной техники. В зависимости от режима реализации операции различают два типа задания: Карта операции режим функционирования offline Карта агротребований на выполнение операции режим online Карта операции электронная карта поля где для каждого однородного участка поля указана...
26257. Защита растений от вредителей и болезней в агроценозах 327.5 KB
  Практическое занятие Защита растений от вредителей и болезней в агроценозах Цели и задачи. Развить способность практиковать интегрированный подход к защите растений и умение использовать современные методы и средства борьбы с вредителями и болезнями. Рассматриваются агротехнические химические и биологические методы защиты растений от болезней и вредителей при различных уровнях интенсификации агротехнологий и интегрированном подходе. Разработать систему мер по защите растений в заданном севообороте при заданной фитосанитарной ситуации.
26258. Создание картограмм агрофизического состояния почв и интерпретация результатов в геоинформационных системах (ГИС) 384 KB
  Практическое занятие Создание картограмм агрофизического состояния почв и интерпретация результатов в геоинформационных системах ГИС Цели и задачи. Приобретение навыков картографирования агрофизического состояния почв с использованием педотрансферных функций и ГИСтехнологий. Рассматривается методика разработки картограмм агрофизических свойств почв в геоинформационных системах на примере плотности почв и запасов продуктивной влаги. Освоить методику картографирования физических и воднофизических свойств почв на конкретном первичном...
26259. Понятия природного ландшафта и агроландшафта и принципы ландшафтно-экологического анализ территории 102.5 KB
  Формируются определения природного ландшафта сельскохозяйственного ландшафта рассматриваются задачи ландшафтноэкологического анализа территории и географическая классификация ландшафтов. Ключевые слова: геосистема геосистемные уровни региональный локальный местности урочище подурочище фации агроэкологическая группа земель элементарный ареал агроландшафта классификация ландшафтов. Географическая классификация природных и природносельскохозяйственных ландшафтов. В качестве базовой категории в ландшафтоведении используется понятие...