72126

Русь и Орда (по книге Гумилева)

Доклад

История и СИД

В 1237-1238 монголо-татарами был предпринят поход на Русь который по мнению Л. Русь не была завоевана монголами поскольку те и не ставили такой цели: они не облагали население постоянным налогом не заключали с князьями неравноправных договоров.

Русский

2014-11-18

19.77 KB

4 чел.

30. Русь и Орда (по книге Гумилева).

В 1237 – 1238 монголо-татарами был  предпринят поход на Русь, который, по мнению Л.Н. Гумилева являлся скорее большим набегом, нежели планомерным завоеванием. Русь не была завоевана монголами, поскольку те и не ставили такой цели: они не облагали население постоянным налогом, не заключали с князьями неравноправных договоров. Сама Русь как лесная страна кочевников-монголов не интересовала, а потому разорению подверглись лишь те города, которые оказали сопротивление. В 1100-1300 гг. уровень пассионарности русских был ниже уровня гомеостаза, то есть этнос находился в фазе обскурации, во время которой разрушались системные связи. Монголы не оставляли гарнизонов, а потому подчинение носило временный характер. Различное отношение к монголам в разных княжествах было предопределено характером отношения к западноевропейскому суперэтносу. Жители северо-западной Руси имели отрицательную комплиментарность по отношению к католикам, поэтому Ростово-Суздальская земля признала господство хана (т.к. к нему складывается положительная комплиментарность, что доказывают частые браки князей и татарских царевен). Несмотря на то, что Даниил Волынский получил у Батыя ярлык на княжение, комплиментарность в этой земле по отношению к монголам была отрицательной, так как прикарпатские княжества уже давно тесно взаимодействовали с Европой. У самих монголов с католическим миром комплиментарность была отрицательной, в связи с чем они стремились установить союзнические отношения с русскими. Когда инерция пассионарного толчка на Руси затухла, и система распалась часть ее вошла в западноевропейский суперэтнос, а другая выбрала ориентацию на Степь. При этом западная Русь стала на некоторое время полем боя этих двух сил и утратила культурную традицию Древней Руси, в то время как северо-восточная Русь, находившаяся под защитой татар эту традицию сохранила и смогла позже воплотить в новом этносе. Особенностью концепции Гумилёва является  утверждение,  что Русь и Золотая Орда до XIII в.  не  только  не  были  врагами,  но  и  даже состояли в некоторых союзнических отношениях. По его  мнению,  предпосылками для  такого  союза  стали  чересчур  активные  экспансионистские действия Ливонского ордена в Прибалтике. Причиной острой постановки вопроса об отношении к западноевропейскому суперэтносу было взятие крестоносцами Константинополя в 1204 году: у русских князей появились опасения, что следующий удар западноевропейский суперэтнос нанесет по Руси. Вот почему было принято решение заключить союз с монголами, признав верховную власть хана, тем более, будучи в меньшинстве, монголы не моглии создать деспотический режим. Ханы хотели разобщить русские княжества, и это желание поддерживалось их субпассионарным населением, а так же князьями, не стремившимся к единству. Орда отличалась религиозной терпимостью, к тому же она поддерживала православную церковь, видя в ней единственную устойчивую структуру на Руси; тем самым Орда поддерживала носительницу этнической доминанты, на основе которой впоследствии произойдет объединение в Россию. Церковь в тот период времени являлась организацией, сконцентрировавшей в себе наибольшее число пассионариев. Сотрудничество с Ордой было оправдано ещё и тем, что удалось сохранить нарождавшийся этнос великороссов в период инкубационной фазы. Контакты между Русью и Ордой были весьма тесные: многие русские пытались строить в Орде карьеру, князья активно вмешивались в местные интриги. Такие систематические связи привели к образованию симбиоза, просуществовавшего до 1312 года, то есть до принятия ханом Узбеком ислама как государственной религии. Смена религии привела к тому, что часть татар, сохранившая верность старым обычаям, мигрировала на Русь и вливалась в формирующийся великорусский этнос, поскольку поведенческие стереотипы в условиях высокой пассионарности как у тех, так и других были пластичны. Потомки этих татар в результате смешанных браков уже считали себя русскими. В целом, консорция, обладавшая высокой пассионарностью, была способна вбирать в себя этнические субстраты. Москва делала это на основе православия, поэтому здесь сложилась оригинальная система отношений власти и подчинения. Выполнение обязанностей совпадало с защитой собственного оригинального культурного типа, причем не бесплатной, еще и поэтому в Москву стекались пассионарные представители всех ближайших этносов, что снижало пассионарность Орды. С течением времени в Золотой Орде в результате энтропии произошел спад пассионарности, поэтому населявшие ее многочисленные этносы не слились в единый этнос, что привело Орду к химеризации. После введения в Орде ислама от распада ее удерживала только воля хана (до 1357 года – убийства хана Бердибека), а после началась борьба за власть. Монгольский суперэтнос вступил во второй половине XIV века в фазу надлома. По мере роста пассионарности населения Москвы наряду с церковной этнической доминантой появляется и светская, возглавившая войну против Мамая. В то же время, светская власть еще не обладала столь сильной притягательностью, чтобы заменить церковь в качестве носительницы доминанты и объединить вокруг себя субэтносы бывшей Руси, что выразилось в уклонении от войны Твери, открытой поддержки Мамая Олегом Рязанским. С 1374 года разрастался конфликт между Москвой и Мамаем, причиной которого была резкая смена традиционного монгольского курса, направленного на сотрудничество с Москвой. Мамай начал ориентироваться на западноевропейский суперэтнос, что проявилось в заключении союза с генуэзцами и Ольгердом. Москву поддержал Тохтамыш, хан сохранивший наибольший пассионарный потенциал Синей Орды. После Куликовской битвы, чтобы обезопасить себя от походов Литвы, московский князь пригласил к себе киевского митрополита Киприана с целью установить контроль над ее православными. Хан Тохтамыш расценил это как союз Москвы с Литвой, своим противником. В результате, он в 1382 году организовал поход на Москву. Таким образом, произошла переориентация Орды с Москвы на Суздальско-Нижегородское княжество. Москва оказалась в тяжелом положении, приобретя врага на востоке в лице Тохтамыша и утратив ордынскую поддержку против Литвы. В ходе развернувшейся несколькими годами позже войны Тохтамыша с Тимуром первый остался без союзников, а потому стремился возобновить связи с Москвой и в 1390 дал ярлык на великое княжение Василию Дмитриевичу, который никакой помощи в 1391 во время военных действий Тохтамышу не оказал. В 1398 Тохтамыш заключил договор с Витовтом, согласно которому Москва ушла в зону влияния Литвы. Реализации этого плана помешал разгром соединенных войск Витовта и Тохтамыша союзниками Тимура, ханами Белой Орды. На престоле оказался ставленник Белой Орды, который восстановил союзнические отношения с Москвой после смерти Тимура в 1405 году. Годом позже  татары оказали помощь Василию I во время очередной русско-литовской войны. В 1420-е годы намечался окончательный распад Орды, а Москва уже не нуждалась в помощи Орды по защите от западноевропейского суперэтноса. «Официально» иго было отменено лишь в 1480 году – в Москве поняли, что бывший союзник больше не оправится.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40456. Социологическая теория марксизма 15.95 KB
  Марксистское понимание сущности человека и человеческого общества возникло в рамках целостного марксистского миропонимания, развитого К. Марксом и Ф. Энгельсом. Марксизм представляет собой совокупность теорий, относящихся ко многим областям объективной действительности.