72127

Политизация еврейского вопроса в России на рубеже конца 19 – начала 20 вв.: внутренние и внешние факторы

Доклад

История и СИД

Численность еврейского населения России составляла примерно половину евреев мира согласно переписи 1897г. В быстром экономическом подъеме начавшемся в России в результате реформ Александра II сыграли значительную роль еврейские предприниматели и во многом благодаря их усилиям Украина стал одним...

Русский

2014-11-18

20.23 KB

0 чел.

29. Политизация еврейского вопроса в России на рубеже конца 19 – начала 20 вв.: внутренние и внешние факторы.

С 70-х гг. XIX и до начала XX в. российское еврейство крепло, множилось и расцветало. Численность еврейского населения России составляла примерно половину евреев мира, согласно переписи 1897г. Каждый седьмой студент – еврей, что в 5 раз превышало их долю в населении. В быстром экономическом подъеме, начавшемся в России в результате реформ Александра II, сыграли значительную роль еврейские предприниматели и во многом благодаря их усилиям Украина стал одним из наиболее динамично развивавшихся регионов империи. Ведущую роль в становлении различных отраслей экономики России сыграли банкирские дома Гинцбургов и Поляковых, тесно сотрудничавшие с государством. В стремительно развивавшейся сахарной промышленности крупнейшими предпринимателями были Зайцевы и Бродские. В 1876 Натансон устроил первый публичный митинг у Казанского собора с первой знаменитой речью Плеханова и первым развёрнутым красным знаменем (подняла который еврейская революционерка Фелиция Шефтель), на котором было написано «Земля и воля». После убийства Александра II народовольцами 1 марта 1881 года, в 166 населенных пунктах Российской империи произошли еврейские погромы, тысячи еврейских домов были разрушены, много еврейских семей лишилось имущества, большое число мужчин, женщин и детей было ранено, а некоторые были убиты. Российские погромы  стали особенно заметны миру  и потому, что несколько "запоздали" и происходили в то время, когда большинство европейских стран уже дало еврейскому населению равные права с коренными жителями, и потому, что именно в этот период  у Российской империи на мировой политической арене было множество недоброжелателей. Беспорядки вызвали беспокойство и привлекли внимание правительства нового императора Александра III к еврейскому вопросу. В следующем году были приняты «Майские правила».  В царствование Александра III также были изданы распоряжения о процентной норме для поступления евреев в гимназии и университеты (1887 г.) и о выселении евреев-ремесленников и мелких купцов из Москвы (1891 г.). Земская реформа 1890 г. лишила евреев права участвовать в органах земского самоуправления.  Преследования и ухудшение (вследствие введения в 1895 году винной монополии) экономического положения евреев приводило к их эмиграции из России. Напуганные погромами 1881-82 гг. десятки тысяч евреев бежали из страны. Около 80% евреев, покинувших Российскую империю в этот период  прибыли в США, лишь немногие ехали в Палестину, Аргентину и другие страны. Значительная часть новой еврейской интеллигенции отвергла идею ассимиляции и сблизилась со своим народом. Часть еврейской молодёжи была увлечена идеями нарождающегося сионизма. В 1881 г. в России стали создаваться кружки Ховевей Цион; к концу года их уже насчитывалось около 30. В то же время всё более популярными среди еврейской молодёжи становились социалистические идеи. В октябре 1897 г. на нелегальном съезде представителей еврейских рабочих групп был создан Бунд (Всеобщий еврейский рабочий союз в Беларуси, Литве, Польше и России), вошедший в 1898 г. в состав РСДРП в качестве автономной организации, самостоятельно проводившей революционную работу среди еврейских рабочих. В апреле 1903 г. произошел погром в Кишиневе, во время которого было убито 49 человек. Он вызвал волну негодования против правительства России как среди российской интеллигенции, так и за рубежом. Следует отметить, что факты погромов зачастую искусственно раздувались прессой в других стран, использовались в целях создания резко отрицательного облика российского самодержавия. Многие силы в мире были слишком обеспокоены начавшимся экономическим подъемом  России и пользовались любым предлогом для того, что хоть как-то ослабить возрастающую российскую мощь. Так, после Кишиневского погрома британский парламент сделал запрос российскому правительству; в Нью-Йорке, Чикаго и других городах прошли акции протеста,  тысячами американцев была подписана петиция на имя Николая II.  10 мая 1903 года императором Николаем II было утверждено разработанное Комитетом министров Положение, разрешавшее евреям проживать в 101 селении в черте оседлости. 29 августа — 1 сентября 1903 г. произошел погром в Гомеле, в ходе которого впервые активно действовала еврейская самооборона. В начале XX века много евреев вступило в ряды двух основных революционных партий России: партии эсеров и РСДРП. Значительное число членов большевистской фракции РСДРП были евреями, а процент евреев среди соперничающих с большевиками меньшевиков был даже выше. Оба основателя и лидера фракции меньшевиков — Юлий Мартов и Павел Аксельрод — были евреями. Во время революции 1905—1907 годов в губерниях черты оседлости евреи были активными участниками революционных событий. После опубликования манифеста от 17 октября начались антиеврейские погромы, было убито более 800 евреев. В 1911 г. в Кишиневе в ритуальном убийстве был обвинен М. Бейлис, этот  процесс стал известен во всем мире. Процесс осудили двести германских писателей и политиков, общественные деятели Англии, среди них председатель Палаты общин, архиепископ, кардиналы, президенты университетов. В Европе и Америке проходили многочисленные митинги протеста. В 1913 г  во время суда обвинение рассыпалось, были найдены истинные виновники убийства. Каждый подобный  процесс позволял Западу обвинить Россию в великодержавном шовинизме, в антидемократии, в попрании прав народов империи, а значит хоть в чем-то дискредитировать ее.  Евреев бездоказательно обвиняли в измене и шпионаже. В 1894-1906 проходило дело Дрейфуса: обвинялся в шпионаже в пользу Германской империи капитан Альфред Дрейфус, по происхождению еврей. Процесс сыграл огромную роль в истории Франции и Европы конца XIX века. 13 января 1898 г., в газете «Aurore» появилось письмо Эмиля Золя к президенту республики, в котором утверждалось, что генеральный штаб и военное министерство сознательно губили ненавистного им лично Д., чтобы выгородить виновного. С этого момента дело Д. захватывает общественное внимание. В1906 г. новый процесс признал Дрейфуса полностью невиновным; все обвинения с него были сняты. На начало XX в. везде в Западной Европе (за исключением Румынии) и в Америке, куда в течение XIX в. переселилось более 1 миллиона евреев, евреи пользовались всеми гражданскими и политическими правами. В то же время евреи нередко теряли привилегию на свои особенные религиозно-общественные законы. Ограничение прав евреев в России стало первопричиной обострения российско-американских отношений на рубеже XIX-XX вв. Так, в 1912 г. был денонсирован Русско-американский торговый договор. Антисемитская политика самодержавия стала затрагивать внутренние интересы США вследствие растущих из года в год расходов по приему иммигрантов. С этой точки зрения еврейский вопрос в России перестал быть внутренней проблемой царских властей и превратился в проблему международных отношений и соблюдения взаимных обязательств. Рассмотрение еврейского вопроса в России на рубеже 19-20 в. невозможно без анализа национальной, экономической и социальной ситуации, сложившейся в стране в этот период, и может быть проведено только с учетом тогдашних интересов российской государственности. Ограничения, которые были введены для еврейского населения страны, были продиктованы задачами государственной политики, стремившейся сбалансировать межнациональные отношения, упрочить национальную, экономическую и социальную структуру государства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15181. Жүсіпбек Аймауытов 107 KB
  ЖҮСІПБЕК АЙМАУЫТОВ 18891931 Аймауытов Жүсіпбек 1889 1931 қазақтың көрнекті жазушысы қазақ әдебиетін қалыптастырушылардың бірі.Туып өскен жері Павлодар облысының Баянауыл ауданына қарасты бұрынғы Қызыл ту қазіргі Жүсіпбек Аймауытов ауылы.Әкесі Аймауыт кед
15182. Жұбан Молдағалиев 64 KB
  Бір естелік 86ның ызғарлы желтоқсанындағы дүрбелең халық көкейінде әлі жаңғырып тұр. Уақыт алға жылжыған сайын кезінде айтылуға тыйым салынған шындықтар тамтұмдап болса да оқиғаны көзбен көргендердің аузымен айтыла бастады. Жастардың зиялы қауымға деген сенімсізд
15183. Зейнолла Шыраев 74 KB
  ЖЫР ОТЫМЕН БІРГЕ ЖАНЫП ӨМІРДЕН ӨТКЕН АҚЫН Г.Е.Махамбетжанова Н.Т.Қожанова Қызылорда облысы Қазалы қаласындағы Ғ.Мұратбаев атындағы № 17 орта мектебі Cыр өңірі қашаннан хас таланттардың отаны болып табылады. Бұл өңірден түлеп ұшқан жырау жыршы шайырлардың ақынд...
15184. Иса Байзақов 47 KB
  ИСАНЫ ТАНИ АЛДЫҚ ПА Біз әдетте талантты адамды көрсек сегіз қырлы бір сырлы деп жатамыз. Оның өнерінің қандай қасиеттері барына назар аудармай әйтеуір мадақ жөні осы екен деп жаттанды сөздерді оңдысолды қолдана береміз. Сөздің сауабы мен обалы бар екенін
15185. Ілияс Жансүгіров 85 KB
  ІЛИЯС ЖАНСҮГІРОВ 1894-1938 Ілияс Жансүгіров ақын драмашы прозашы оның поэзиясы ұлттық әдебиеттің классикалық байлығының қатарына жатады. Ақынның терең идеялы көркем мүсінді эпикалық кең тынысты шығармаларының танымдық тәрбиелік мәні зор.Олар қалың оқырманның о
15186. Кенен Әзірбаевтың әдеби шығармашылығы 193.5 KB
  Адамзат тарихындағы үшінші мыңжылдықтың басталуы жаңа қоғамдық құндылықтардың қалыптасу жолында өткен дәуірлердегі мәдени, тарихи процестерге жаңаша көзқараспен қарауға зор мүмкіншілік тудырды. Соның ішінде, қазақ әдебиеті тарихының ХІХ ғасырдағы әдебиет пен өнер саласындағы тарлан тұлғаларының шығармашылық мұраларын қайтадан қарап, жарияланбаған еңбектерін халыққа насихаттауға еркін қол жетті.
15187. Көкбай Жанатайұлы 78 KB
  КӨКБАЙ ЖАНАТАЙҰЛЫ 1861-1925 Ұлттық мәдениетіміз бен әдебиетімізді рухани өмірімізді тас қамауда шынжыр қоршауда қадағалап ұстап келген коммунистік саясаттың қанды торының үзілуі елімізге тың серпіліс әкелді. Өткен тарихымызға әдебиетіміз бен мәдениетіміздің ойы ме...
15188. Қажығұмар Шабданұлы 34 KB
  PAGE 2 ШАБДАНҰЛЫ ҚАЖЫҒҰМАР Жазушы ақын драматург. Қытай қазақтары жазба әдебиетінің негізін қалаған тұлғалардың бірі болып саналады. Жазушылық таланты адами адалдығы және өз көзқарастарына қатаң беріктігі үшін әсіресе Қытай қазақтары арасында зор б...
15189. Қазақтың балалар жазушысы - Бердібек Соқпақбаев 133.5 KB
  Балалар әдебиетінің бәйтерегі: Б.Соқпақбаевтың Кіріспе Қазақ балалар әдебиетінің классигі тамаша жазушы Бердібек Соқпақбаев тірі болғанда биыл 80 жасқа толар еді. Жақсының өзі өлсе де сөзі өлмейді демекші балалардың сүйікті жазушысы артына Менің атым Қожа