72127

Политизация еврейского вопроса в России на рубеже конца 19 – начала 20 вв.: внутренние и внешние факторы

Доклад

История и СИД

Численность еврейского населения России составляла примерно половину евреев мира согласно переписи 1897г. В быстром экономическом подъеме начавшемся в России в результате реформ Александра II сыграли значительную роль еврейские предприниматели и во многом благодаря их усилиям Украина стал одним...

Русский

2014-11-18

20.23 KB

0 чел.

29. Политизация еврейского вопроса в России на рубеже конца 19 – начала 20 вв.: внутренние и внешние факторы.

С 70-х гг. XIX и до начала XX в. российское еврейство крепло, множилось и расцветало. Численность еврейского населения России составляла примерно половину евреев мира, согласно переписи 1897г. Каждый седьмой студент – еврей, что в 5 раз превышало их долю в населении. В быстром экономическом подъеме, начавшемся в России в результате реформ Александра II, сыграли значительную роль еврейские предприниматели и во многом благодаря их усилиям Украина стал одним из наиболее динамично развивавшихся регионов империи. Ведущую роль в становлении различных отраслей экономики России сыграли банкирские дома Гинцбургов и Поляковых, тесно сотрудничавшие с государством. В стремительно развивавшейся сахарной промышленности крупнейшими предпринимателями были Зайцевы и Бродские. В 1876 Натансон устроил первый публичный митинг у Казанского собора с первой знаменитой речью Плеханова и первым развёрнутым красным знаменем (подняла который еврейская революционерка Фелиция Шефтель), на котором было написано «Земля и воля». После убийства Александра II народовольцами 1 марта 1881 года, в 166 населенных пунктах Российской империи произошли еврейские погромы, тысячи еврейских домов были разрушены, много еврейских семей лишилось имущества, большое число мужчин, женщин и детей было ранено, а некоторые были убиты. Российские погромы  стали особенно заметны миру  и потому, что несколько "запоздали" и происходили в то время, когда большинство европейских стран уже дало еврейскому населению равные права с коренными жителями, и потому, что именно в этот период  у Российской империи на мировой политической арене было множество недоброжелателей. Беспорядки вызвали беспокойство и привлекли внимание правительства нового императора Александра III к еврейскому вопросу. В следующем году были приняты «Майские правила».  В царствование Александра III также были изданы распоряжения о процентной норме для поступления евреев в гимназии и университеты (1887 г.) и о выселении евреев-ремесленников и мелких купцов из Москвы (1891 г.). Земская реформа 1890 г. лишила евреев права участвовать в органах земского самоуправления.  Преследования и ухудшение (вследствие введения в 1895 году винной монополии) экономического положения евреев приводило к их эмиграции из России. Напуганные погромами 1881-82 гг. десятки тысяч евреев бежали из страны. Около 80% евреев, покинувших Российскую империю в этот период  прибыли в США, лишь немногие ехали в Палестину, Аргентину и другие страны. Значительная часть новой еврейской интеллигенции отвергла идею ассимиляции и сблизилась со своим народом. Часть еврейской молодёжи была увлечена идеями нарождающегося сионизма. В 1881 г. в России стали создаваться кружки Ховевей Цион; к концу года их уже насчитывалось около 30. В то же время всё более популярными среди еврейской молодёжи становились социалистические идеи. В октябре 1897 г. на нелегальном съезде представителей еврейских рабочих групп был создан Бунд (Всеобщий еврейский рабочий союз в Беларуси, Литве, Польше и России), вошедший в 1898 г. в состав РСДРП в качестве автономной организации, самостоятельно проводившей революционную работу среди еврейских рабочих. В апреле 1903 г. произошел погром в Кишиневе, во время которого было убито 49 человек. Он вызвал волну негодования против правительства России как среди российской интеллигенции, так и за рубежом. Следует отметить, что факты погромов зачастую искусственно раздувались прессой в других стран, использовались в целях создания резко отрицательного облика российского самодержавия. Многие силы в мире были слишком обеспокоены начавшимся экономическим подъемом  России и пользовались любым предлогом для того, что хоть как-то ослабить возрастающую российскую мощь. Так, после Кишиневского погрома британский парламент сделал запрос российскому правительству; в Нью-Йорке, Чикаго и других городах прошли акции протеста,  тысячами американцев была подписана петиция на имя Николая II.  10 мая 1903 года императором Николаем II было утверждено разработанное Комитетом министров Положение, разрешавшее евреям проживать в 101 селении в черте оседлости. 29 августа — 1 сентября 1903 г. произошел погром в Гомеле, в ходе которого впервые активно действовала еврейская самооборона. В начале XX века много евреев вступило в ряды двух основных революционных партий России: партии эсеров и РСДРП. Значительное число членов большевистской фракции РСДРП были евреями, а процент евреев среди соперничающих с большевиками меньшевиков был даже выше. Оба основателя и лидера фракции меньшевиков — Юлий Мартов и Павел Аксельрод — были евреями. Во время революции 1905—1907 годов в губерниях черты оседлости евреи были активными участниками революционных событий. После опубликования манифеста от 17 октября начались антиеврейские погромы, было убито более 800 евреев. В 1911 г. в Кишиневе в ритуальном убийстве был обвинен М. Бейлис, этот  процесс стал известен во всем мире. Процесс осудили двести германских писателей и политиков, общественные деятели Англии, среди них председатель Палаты общин, архиепископ, кардиналы, президенты университетов. В Европе и Америке проходили многочисленные митинги протеста. В 1913 г  во время суда обвинение рассыпалось, были найдены истинные виновники убийства. Каждый подобный  процесс позволял Западу обвинить Россию в великодержавном шовинизме, в антидемократии, в попрании прав народов империи, а значит хоть в чем-то дискредитировать ее.  Евреев бездоказательно обвиняли в измене и шпионаже. В 1894-1906 проходило дело Дрейфуса: обвинялся в шпионаже в пользу Германской империи капитан Альфред Дрейфус, по происхождению еврей. Процесс сыграл огромную роль в истории Франции и Европы конца XIX века. 13 января 1898 г., в газете «Aurore» появилось письмо Эмиля Золя к президенту республики, в котором утверждалось, что генеральный штаб и военное министерство сознательно губили ненавистного им лично Д., чтобы выгородить виновного. С этого момента дело Д. захватывает общественное внимание. В1906 г. новый процесс признал Дрейфуса полностью невиновным; все обвинения с него были сняты. На начало XX в. везде в Западной Европе (за исключением Румынии) и в Америке, куда в течение XIX в. переселилось более 1 миллиона евреев, евреи пользовались всеми гражданскими и политическими правами. В то же время евреи нередко теряли привилегию на свои особенные религиозно-общественные законы. Ограничение прав евреев в России стало первопричиной обострения российско-американских отношений на рубеже XIX-XX вв. Так, в 1912 г. был денонсирован Русско-американский торговый договор. Антисемитская политика самодержавия стала затрагивать внутренние интересы США вследствие растущих из года в год расходов по приему иммигрантов. С этой точки зрения еврейский вопрос в России перестал быть внутренней проблемой царских властей и превратился в проблему международных отношений и соблюдения взаимных обязательств. Рассмотрение еврейского вопроса в России на рубеже 19-20 в. невозможно без анализа национальной, экономической и социальной ситуации, сложившейся в стране в этот период, и может быть проведено только с учетом тогдашних интересов российской государственности. Ограничения, которые были введены для еврейского населения страны, были продиктованы задачами государственной политики, стремившейся сбалансировать межнациональные отношения, упрочить национальную, экономическую и социальную структуру государства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78587. Як доглядати за кімнатними рослинами? 52.5 KB
  Мета: формувати уявлення про кімнатні рослини, про залежність від їх потреб в освітленні, поливі, освітленні, пересадці. Розвивати практичні уміння і навички доглядати за кімнатними рослинами (розташування в приміщенні, поливі, розпушуванні ґрунту, пересадка, розмноження).
78588. Осінь. Рослини восени. Як тварини готуються до зими 72.5 KB
  Обладнання: таблиці ілюстрації осінь у парку у лісі на городі осінні листочки костюми Осені білочки їжачка корони місяців овочі та фрукти дари осені малюнки дітей. Під слова вчителя виходить дівчина Осінь розтрушує листочки Осінь хазяйнує скрізь куди не поглянь.
78589. Тварини взимку. Як зимують птахи? 121 KB
  Мета: формувати уявлення про світ птахів; вчити дітей здійснювати проектну діяльність на основі колективно вироблених завдань; розвивати творчий підхід до розвязання поставленої проблеми усне мовлення громадську та соціальну компетентності; виховувати любов до птахів прагнення не тільки спостерігати...
78590. ВОДОЁМЫ. РОДНИК 55 KB
  Формировать первичные знания, развивать стремление больше знать; ознакомив с литературой, вызвать желание больше читать, Заранее планируя свой выбор; учить умение высказывать свою точку зрения, опираясь на знания и опыт; воспитывать бережное отношение к водоемам, экономное использование пресной воды.
78591. Рідний край, де ми живемо, Україною зовемо 78 KB
  Обладнання: карта України державні символи України картки для роботи в парах зошит Я і Україна кросворд ілюстрації з краєвидами Києва різнокольорові паперові квітки недомальовані смайлики. Люби шануй оберігай Усе що зветься Україна.
78592. Зовнішня будова рослин. Рослини - живі організми. Рослини - джерело поживних речовин і кисню на Землі 97.5 KB
  Поглибити поняття органів рослин; сформувати уявлення про значення кожного органу (кореня, стебла, листків, квіток, плодів з насінням) для рослини, про особливості живлення і дихання рослин; уміння розрізняти органи рослин, називати їх; розвиток пізнавальних інтересів учнів...
78593. Кругообіг води в природі. Вода має бути чистою 155 KB
  Продовжити формувати поняття вода уявлення про умови перетворення води з одного стану в інший про кругообіг води в природі про необхідність бережного використання її. Обладнання: склянки з водою кусочки льоду скляна пляшка з замороженою водою; таблиця Кругообіг води в природі...
78594. ПІДСУМКОВИЙ УРОК ПО ТЕМІ «ТВАРИНИ» 44 KB
  Мета: Узагальнити і систематизувати знання учнів про найбільші групи тварин, розвивати вміння порівнювати варини,класифікувати їх за суттєвими ознаками, встановлювати взаємозв’язки з неживою природою; розвивати спостережливість,вміння аналізувати, робити висновки; виховувати шанобливе ставлення до тварин.
78595. Значення ґрунту в природі і для людей. Охорона ґрунту 3.69 MB
  Мета: формувати уявлення про значення ґрунтів в природі та значення його для людей про шляхи забруднення і руйнування ґрунту про охорону і збереження ґрунту розвивати логічне мислення виховувати бережливе ставлення до природних багатств.