72128

Духовное противостояние православных и иудеев в русской истории (10-18 вв)

Доклад

История и СИД

Согласно некоторым историкам мятежники побили многих евреев и разграбили их дома в связи с тем что многие из них были ростовщиками и пользуясь редкостью денег на тот момент брали высокий процент с должников. На съезде князей в Любече в начале XII века принято решение о недопущении...

Русский

2014-11-18

19.61 KB

1 чел.

28. Духовное противостояние православных  и иудеев в русской истории (10-18 вв).

Первое столкновение русских людей с иудаизмом произошло в VIII веке в степях юго-восточной части европейской России, где находился Хазарский каганат, верхушка которого была иудейской. На стыке VIII-IX вв. князья Аскольд и Дир освободили от хазарской дани полян. В 933 году князь Игорь взял Керчь, которая также была населена евреями, а Святослав Игоревич отвоевал у хазар Придонье. После разгрома хазарского каганата, евреи Хазарии бежали в большом количестве в Крым, на Кавказ и в Киевское княжество. Согласно Киевскому письму из Каирской генизы, в начале X века в Киеве существовала еврейская община. В XI и XII веках евреи жили в отдельном квартале в Киеве, известном как «Жидове». Известны также еврейские общины Чернигова и Владимира-Волынского. В западной историографии как первый еврейские погром в русских землях трактовался погром в Киеве 1069 г. Согласно некоторым историкам мятежники побили многих евреев и разграбили их дома в связи с тем, что многие из них были ростовщиками и, пользуясь «редкостью» денег на тот момент, брали высокий процент с должников. На съезде князей в Любече в начале XII века принято решение о недопущении пребывания евреев на землях, входящих в состав Киевской Руси. В 1114 г. Владимир Мономах принял решение о высылке всех евреев с территории Древнерусского государства со всем имуществом и впредь, при попытке проникнуть на русскую землю, - убийстве. В этот период евреи появились также в северо-восточной части России, во владениях князя Андрея Боголюбского, по словам летописца, в его окружении был еврей.  По данным Соловьева, он был в числе тех, кто убил князя. Славяноязычная еврейская община Киевской Руси сильно пострадала от монголо-татарского нашествия. После него исчезли какие-либо упоминания о евреях на русской земле больше чем на три столетия. Действительно ни один летописец не упоминает о них до начала 15 века. Татарский погром, перемена центра русской государственной жизни, отлив последней из Киева во Владимир, Суздаль, Тверь и, наконец, в Москву, заставили евреев крепко держаться за громадные привилегии, данные им в Польше и Литве. Во время Литовского господства на юг Руси евреям даны были большие льготы. В конце 1470 года новгородцы пригласили на княжение Михаила Олельковича из Киева. В его свите был ученый еврей Схария. С князем приехали для ведения торговых дел и другие «литовские» евреи. Они познакомились с русскими православными священниками и встреча образованных христиан и иудеев привела к появлению ереси жидовствующих, охватившей русские княжества. Еретики отвергали Апостольские и Святоотеческие писания, отрицали церковные установления, оскверняли православные святыни, учили соблюдать закон Моисеев. Вопрос о влиянии иудаизма на эту ересь спорный, т.к. вполне возможно, что еретиков просто обвиняли в переходе в иудаизм. Для разбора этой ереси был собран Церковный собор 1490 года. Еврейские купцы из Польши и Литвы приезжали в Россию только временно по торговым делам. Московские великие князья и русские цари не позволяли евреям поселяться в их землях. Иван Грозный запретил всякое пребывание евреев в стране и следил за тщательным соблюдением запрета. В 1545 году были сожжены товары еврейских купцов из Литвы, приехавших в Москву. Пострадали и сочувствовавшие жидовствующим: была заключена вместе с малолетним сыном Дмитрием в темницу Елена Волошанка. А на обращение польского короля Сигизмунда с просьбой о разрешении еврейским купцам приезжать в Россию царь ответил категорическим отказом.  После взятия Полоцка войсками Ивана Грозного в феврале 1563 года около 300 местных евреев, оказавшихся перейти в христианство были утоплены в Двине. Это привело к массовому исходу евреев с территории Московского государства. Семибоярщина во главе с Ф.И. Мстиславским выдвигала условия в отношении иудеев: не разрешалось склонять московитян к другой вере, евреям запрещалось въезжать для торговли в Московское государство. Царь Алексей Михайлович неоднократно изгонял евреев из Москвы и других городов. В 1667 г. было заключено Андрусовское перемирие между Россией и Польшей, после которого в русских землях появилось оседлое еврейское население, принявшее в большинстве своем христианство. Пётр I ввёл в высшие круги российской аристократии группу выкрестов: крещёными евреями были вице-канцлер П. Шафиров, А. Веселовский, генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга А. Дивьер. Однако Петр I последовательно отклонял просьбы еврейских купцов о въезде в Россию, не желая, вероятно, обострять отношения с православной церковью. По смерти Петра I, 20 апреля 1727 года Екатерина I издала указ о высылке всех евреев из пределов империи. В 1722 г. началось дело Боруха Лейбы. Двое русских написали в Синод: при потворстве смоленского губернатора иудеи построили синагогу, насаждают иудаизм и попирают православие. Расследование тянулось 16 лет. Возницына Борух среди прочих обратил в иудейство, следствие подтвердило, что он поносил православную веру. Лейба в 1738 был сожжён, согласно Уложению 1649, вместе с Возницыным. Все самодержцы этой эпохи – Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна – придерживались одной политики в отношении евреев: их необходимо выслать из России и не давать въезжать в страну. Но при Елизавете при этом на видных постах служили евреи. При Петре II и Анне Иоанновне евреев пускали в некоторые районы России (Малороссия, Смоленская губерния). После этого вопрос о допущении евреев не поднимался до тех пор, пока многочисленная группа евреев автоматически не очутилась на территории России в результате разделов Польши. В 1764 в Россию легально прибыли первые иудеи-иммигранты на постоянное жительство, когда Екатерина после восшествия на престол решила вызвать в Россию колонистов. По указу 1769 г. евреям официально разрешено поселиться во вновь созданной Новороссийской губернии. Спустя 3 года Екатерина уравняла евреев в правах с христианами, дав им большие экономические права, а в 1783 подвергла их выселению из деревень в города. Как и все прочие российские подданнные, евреи не пользовались полной свободой в выборе места жительства: указом Екатерины II от 28 декабря 1791 года определялась территория, где им было дозволено жительствовать и заниматься промыслом, — впоследствии получившая наименование черты еврейской оседлости. В 1794 г Екатерина II решила распространить на еврейское население двойную подать по сравнению с той, которую платили христиане с целью побудить евреев к переселению в Новороссию. Во всём этом проявлялась противоречивость политики российских самодержцев в еврейском вопросе в период дворцовых переворотов. Все правовые ограничения евреев были связаны не с расой или национальностью, а исключительно с религией. Переход в православие сразу же снимал их. Еврейский вопрос – выражение духовного конфликта между православным мировоззрением и идеологией евреев-талмудистов. Православные считали это противоречие религиозным, евреи-талмудисты вкладывали в него расовый смысл, идеи национального превосходства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2460. Особливості побудови наукового і художнього описів. Опис тварини. Усний вибірковий переказ тексту, що містить опис тварини 35.72 KB
  Мета організації уроку. Сформувати в учнів поняття про особливості побудови художнього і наукового описів тварини, навчити правильно будувати текст-опис тваринки, знаходити основне, неповторне в образі тваринки і описувати свої спостереження, навчити школярів сприйняття та відтворення текстів, що містять опис тварини.
2462. Присвійні, вказівні займенники, їх відмінювання 74 KB
  Мета організації уроку. Сформувати в учнів поняття присвійних та вказівних займенників, уміння їх відмінювати.
2463. Відокремлені додатки 59.5 KB
  Мета організації уроку. Сформувати поняття про відокремлений додаток, навчити оформляти відокремлені додатки на письмі та використовувати набуті уміння на практиці.
2464. Степан Васильченко. Свекор 54 KB
  Ознайомити учнів з фактами життя письменника, які вплинули на формування світогляду, специфікою його майстерності та із змістом оповідання Свекор, розвивати навички виразного читання, переказу прозових творів; виховувати почуття любові, злагоди, взаємодопомоги та турботи у сім’ї.
2465. Письмовий твір-роздум на морально-етичну чи суспільну теми публіцистичного стилю 39 KB
  Мета організації уроку. Удосконалювати вміння учнів продукувати письмовий твір-роздум на морально-етичну тему, розвивати усне і писемне мовлення, сформувати в учнів вміння виділяти в тексті всі компоненти роздуму, розуміти їх призначення в організації висловлювання, а потім свідомо відтворювати їх у власному мовленні.
2466. Усний твір, що містить опис тварини. 33.38 KB
  Мета організації уроку. Сформувати в учнів поняття про опис зовнішності тварини; навчити правильно будувати текст-опис зовнішності тварини, через зовнішність описати її характер, знаходити основне, неповторне в образі конкретної тварини і описувати свої спостереження.
2467. Загальновживані (нейтральні) та стилістично забарвлені слова. 33.86 KB
  Мета організації уроку. Сформувати в учнів поняття про загальновживані та стилістично забарвлені слова, навчити розпізнавати і використовувати їх у власному мовленні, виховувати любов до слова.
2468. Розряди займенників за значенням 30.37 KB
  Мета організації уроку. Сформувати загальне поняття про розряди займенників, їх диференційні ознаки, повторити співвідносні з ними частини мови, закріпити поняття про текст і використання займенників як засобів зв’язку в ньому.