72128

Духовное противостояние православных и иудеев в русской истории (10-18 вв)

Доклад

История и СИД

Согласно некоторым историкам мятежники побили многих евреев и разграбили их дома в связи с тем что многие из них были ростовщиками и пользуясь редкостью денег на тот момент брали высокий процент с должников. На съезде князей в Любече в начале XII века принято решение о недопущении...

Русский

2014-11-18

19.61 KB

1 чел.

28. Духовное противостояние православных  и иудеев в русской истории (10-18 вв).

Первое столкновение русских людей с иудаизмом произошло в VIII веке в степях юго-восточной части европейской России, где находился Хазарский каганат, верхушка которого была иудейской. На стыке VIII-IX вв. князья Аскольд и Дир освободили от хазарской дани полян. В 933 году князь Игорь взял Керчь, которая также была населена евреями, а Святослав Игоревич отвоевал у хазар Придонье. После разгрома хазарского каганата, евреи Хазарии бежали в большом количестве в Крым, на Кавказ и в Киевское княжество. Согласно Киевскому письму из Каирской генизы, в начале X века в Киеве существовала еврейская община. В XI и XII веках евреи жили в отдельном квартале в Киеве, известном как «Жидове». Известны также еврейские общины Чернигова и Владимира-Волынского. В западной историографии как первый еврейские погром в русских землях трактовался погром в Киеве 1069 г. Согласно некоторым историкам мятежники побили многих евреев и разграбили их дома в связи с тем, что многие из них были ростовщиками и, пользуясь «редкостью» денег на тот момент, брали высокий процент с должников. На съезде князей в Любече в начале XII века принято решение о недопущении пребывания евреев на землях, входящих в состав Киевской Руси. В 1114 г. Владимир Мономах принял решение о высылке всех евреев с территории Древнерусского государства со всем имуществом и впредь, при попытке проникнуть на русскую землю, - убийстве. В этот период евреи появились также в северо-восточной части России, во владениях князя Андрея Боголюбского, по словам летописца, в его окружении был еврей.  По данным Соловьева, он был в числе тех, кто убил князя. Славяноязычная еврейская община Киевской Руси сильно пострадала от монголо-татарского нашествия. После него исчезли какие-либо упоминания о евреях на русской земле больше чем на три столетия. Действительно ни один летописец не упоминает о них до начала 15 века. Татарский погром, перемена центра русской государственной жизни, отлив последней из Киева во Владимир, Суздаль, Тверь и, наконец, в Москву, заставили евреев крепко держаться за громадные привилегии, данные им в Польше и Литве. Во время Литовского господства на юг Руси евреям даны были большие льготы. В конце 1470 года новгородцы пригласили на княжение Михаила Олельковича из Киева. В его свите был ученый еврей Схария. С князем приехали для ведения торговых дел и другие «литовские» евреи. Они познакомились с русскими православными священниками и встреча образованных христиан и иудеев привела к появлению ереси жидовствующих, охватившей русские княжества. Еретики отвергали Апостольские и Святоотеческие писания, отрицали церковные установления, оскверняли православные святыни, учили соблюдать закон Моисеев. Вопрос о влиянии иудаизма на эту ересь спорный, т.к. вполне возможно, что еретиков просто обвиняли в переходе в иудаизм. Для разбора этой ереси был собран Церковный собор 1490 года. Еврейские купцы из Польши и Литвы приезжали в Россию только временно по торговым делам. Московские великие князья и русские цари не позволяли евреям поселяться в их землях. Иван Грозный запретил всякое пребывание евреев в стране и следил за тщательным соблюдением запрета. В 1545 году были сожжены товары еврейских купцов из Литвы, приехавших в Москву. Пострадали и сочувствовавшие жидовствующим: была заключена вместе с малолетним сыном Дмитрием в темницу Елена Волошанка. А на обращение польского короля Сигизмунда с просьбой о разрешении еврейским купцам приезжать в Россию царь ответил категорическим отказом.  После взятия Полоцка войсками Ивана Грозного в феврале 1563 года около 300 местных евреев, оказавшихся перейти в христианство были утоплены в Двине. Это привело к массовому исходу евреев с территории Московского государства. Семибоярщина во главе с Ф.И. Мстиславским выдвигала условия в отношении иудеев: не разрешалось склонять московитян к другой вере, евреям запрещалось въезжать для торговли в Московское государство. Царь Алексей Михайлович неоднократно изгонял евреев из Москвы и других городов. В 1667 г. было заключено Андрусовское перемирие между Россией и Польшей, после которого в русских землях появилось оседлое еврейское население, принявшее в большинстве своем христианство. Пётр I ввёл в высшие круги российской аристократии группу выкрестов: крещёными евреями были вице-канцлер П. Шафиров, А. Веселовский, генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга А. Дивьер. Однако Петр I последовательно отклонял просьбы еврейских купцов о въезде в Россию, не желая, вероятно, обострять отношения с православной церковью. По смерти Петра I, 20 апреля 1727 года Екатерина I издала указ о высылке всех евреев из пределов империи. В 1722 г. началось дело Боруха Лейбы. Двое русских написали в Синод: при потворстве смоленского губернатора иудеи построили синагогу, насаждают иудаизм и попирают православие. Расследование тянулось 16 лет. Возницына Борух среди прочих обратил в иудейство, следствие подтвердило, что он поносил православную веру. Лейба в 1738 был сожжён, согласно Уложению 1649, вместе с Возницыным. Все самодержцы этой эпохи – Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна – придерживались одной политики в отношении евреев: их необходимо выслать из России и не давать въезжать в страну. Но при Елизавете при этом на видных постах служили евреи. При Петре II и Анне Иоанновне евреев пускали в некоторые районы России (Малороссия, Смоленская губерния). После этого вопрос о допущении евреев не поднимался до тех пор, пока многочисленная группа евреев автоматически не очутилась на территории России в результате разделов Польши. В 1764 в Россию легально прибыли первые иудеи-иммигранты на постоянное жительство, когда Екатерина после восшествия на престол решила вызвать в Россию колонистов. По указу 1769 г. евреям официально разрешено поселиться во вновь созданной Новороссийской губернии. Спустя 3 года Екатерина уравняла евреев в правах с христианами, дав им большие экономические права, а в 1783 подвергла их выселению из деревень в города. Как и все прочие российские подданнные, евреи не пользовались полной свободой в выборе места жительства: указом Екатерины II от 28 декабря 1791 года определялась территория, где им было дозволено жительствовать и заниматься промыслом, — впоследствии получившая наименование черты еврейской оседлости. В 1794 г Екатерина II решила распространить на еврейское население двойную подать по сравнению с той, которую платили христиане с целью побудить евреев к переселению в Новороссию. Во всём этом проявлялась противоречивость политики российских самодержцев в еврейском вопросе в период дворцовых переворотов. Все правовые ограничения евреев были связаны не с расой или национальностью, а исключительно с религией. Переход в православие сразу же снимал их. Еврейский вопрос – выражение духовного конфликта между православным мировоззрением и идеологией евреев-талмудистов. Православные считали это противоречие религиозным, евреи-талмудисты вкладывали в него расовый смысл, идеи национального превосходства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5075. Анализ монополий 157 KB
  Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции...
5076. Вологодская область 430.5 KB
  Внешняя торговля Истоки внешней торговли вологжан затеряны в глубине веков. Однако подлинными воротами в Поморье Вологда стала после появления в ней англичан из экспедиции Ричарда Ченслера. Следовавшие в Москву с Белого моря британцы вполне оценил...
5077. Расчет барабанной сушильной установки 155.5 KB
  Удаление влаги из твердых и пастообразных материалов удешевляет их транспортировку и придает им определенные свойства, а также уменьшению коррозии аппаратуры. Влагу можно удалять механическим способом: отжим, центрифугирование, отстаивание....
5078. Особенности построения спутниковой системы подвижной связи 254.5 KB
  Определить мощность ТВ радиопередатчика Р, обеспечивающего требуемое значение напряженности электромагнитного поля в пределах заданной площади, имеющей форму круга, находящегося в пределах зоны прямой видимости при условии, что ТВ вещание...
5079. Бортовые радио-электронные системы. Конспект лекций 307 KB
  Классификация радиоэлектронного оборудования. Определение места и скорость ВС, предупреждение столкновений с другими ВС и наземными припятствиями, обнаружение опасных гидро-метеообразований, обеспечение внутренней связи на ВС и обеспечение решения з...
5080. Музей-заповедник Книжи 413 KB
  Архитектура - (лат. architectura, от греч. architekthon строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и дея...
5081. Образ былинного богатыря отечественного искусства 19 в 257.5 KB
  История мировой живописи знает немного картин, созданию которых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни. В числе таких картин Богатыри Виктора Михайловича Васнецова. Много лет работал замечательный художник над этим знаменит...
5082. Влияние распределения прибыли на общее финансовое состояние предприятия на примере ДОАО ННН - нефть 1.58 MB
  Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изу...
5083. Социология. Курс лекций. Объект и предмет социологии 322.5 KB
  Социология как наука Объект и предмет социологии. Структура социологии. Функции социологии как науки. Методы социологии. Институционализация социологии. Объект и предмет социологии Объект любой науки – это...