72128

Духовное противостояние православных и иудеев в русской истории (10-18 вв)

Доклад

История и СИД

Согласно некоторым историкам мятежники побили многих евреев и разграбили их дома в связи с тем что многие из них были ростовщиками и пользуясь редкостью денег на тот момент брали высокий процент с должников. На съезде князей в Любече в начале XII века принято решение о недопущении...

Русский

2014-11-18

19.61 KB

1 чел.

28. Духовное противостояние православных  и иудеев в русской истории (10-18 вв).

Первое столкновение русских людей с иудаизмом произошло в VIII веке в степях юго-восточной части европейской России, где находился Хазарский каганат, верхушка которого была иудейской. На стыке VIII-IX вв. князья Аскольд и Дир освободили от хазарской дани полян. В 933 году князь Игорь взял Керчь, которая также была населена евреями, а Святослав Игоревич отвоевал у хазар Придонье. После разгрома хазарского каганата, евреи Хазарии бежали в большом количестве в Крым, на Кавказ и в Киевское княжество. Согласно Киевскому письму из Каирской генизы, в начале X века в Киеве существовала еврейская община. В XI и XII веках евреи жили в отдельном квартале в Киеве, известном как «Жидове». Известны также еврейские общины Чернигова и Владимира-Волынского. В западной историографии как первый еврейские погром в русских землях трактовался погром в Киеве 1069 г. Согласно некоторым историкам мятежники побили многих евреев и разграбили их дома в связи с тем, что многие из них были ростовщиками и, пользуясь «редкостью» денег на тот момент, брали высокий процент с должников. На съезде князей в Любече в начале XII века принято решение о недопущении пребывания евреев на землях, входящих в состав Киевской Руси. В 1114 г. Владимир Мономах принял решение о высылке всех евреев с территории Древнерусского государства со всем имуществом и впредь, при попытке проникнуть на русскую землю, - убийстве. В этот период евреи появились также в северо-восточной части России, во владениях князя Андрея Боголюбского, по словам летописца, в его окружении был еврей.  По данным Соловьева, он был в числе тех, кто убил князя. Славяноязычная еврейская община Киевской Руси сильно пострадала от монголо-татарского нашествия. После него исчезли какие-либо упоминания о евреях на русской земле больше чем на три столетия. Действительно ни один летописец не упоминает о них до начала 15 века. Татарский погром, перемена центра русской государственной жизни, отлив последней из Киева во Владимир, Суздаль, Тверь и, наконец, в Москву, заставили евреев крепко держаться за громадные привилегии, данные им в Польше и Литве. Во время Литовского господства на юг Руси евреям даны были большие льготы. В конце 1470 года новгородцы пригласили на княжение Михаила Олельковича из Киева. В его свите был ученый еврей Схария. С князем приехали для ведения торговых дел и другие «литовские» евреи. Они познакомились с русскими православными священниками и встреча образованных христиан и иудеев привела к появлению ереси жидовствующих, охватившей русские княжества. Еретики отвергали Апостольские и Святоотеческие писания, отрицали церковные установления, оскверняли православные святыни, учили соблюдать закон Моисеев. Вопрос о влиянии иудаизма на эту ересь спорный, т.к. вполне возможно, что еретиков просто обвиняли в переходе в иудаизм. Для разбора этой ереси был собран Церковный собор 1490 года. Еврейские купцы из Польши и Литвы приезжали в Россию только временно по торговым делам. Московские великие князья и русские цари не позволяли евреям поселяться в их землях. Иван Грозный запретил всякое пребывание евреев в стране и следил за тщательным соблюдением запрета. В 1545 году были сожжены товары еврейских купцов из Литвы, приехавших в Москву. Пострадали и сочувствовавшие жидовствующим: была заключена вместе с малолетним сыном Дмитрием в темницу Елена Волошанка. А на обращение польского короля Сигизмунда с просьбой о разрешении еврейским купцам приезжать в Россию царь ответил категорическим отказом.  После взятия Полоцка войсками Ивана Грозного в феврале 1563 года около 300 местных евреев, оказавшихся перейти в христианство были утоплены в Двине. Это привело к массовому исходу евреев с территории Московского государства. Семибоярщина во главе с Ф.И. Мстиславским выдвигала условия в отношении иудеев: не разрешалось склонять московитян к другой вере, евреям запрещалось въезжать для торговли в Московское государство. Царь Алексей Михайлович неоднократно изгонял евреев из Москвы и других городов. В 1667 г. было заключено Андрусовское перемирие между Россией и Польшей, после которого в русских землях появилось оседлое еврейское население, принявшее в большинстве своем христианство. Пётр I ввёл в высшие круги российской аристократии группу выкрестов: крещёными евреями были вице-канцлер П. Шафиров, А. Веселовский, генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга А. Дивьер. Однако Петр I последовательно отклонял просьбы еврейских купцов о въезде в Россию, не желая, вероятно, обострять отношения с православной церковью. По смерти Петра I, 20 апреля 1727 года Екатерина I издала указ о высылке всех евреев из пределов империи. В 1722 г. началось дело Боруха Лейбы. Двое русских написали в Синод: при потворстве смоленского губернатора иудеи построили синагогу, насаждают иудаизм и попирают православие. Расследование тянулось 16 лет. Возницына Борух среди прочих обратил в иудейство, следствие подтвердило, что он поносил православную веру. Лейба в 1738 был сожжён, согласно Уложению 1649, вместе с Возницыным. Все самодержцы этой эпохи – Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна – придерживались одной политики в отношении евреев: их необходимо выслать из России и не давать въезжать в страну. Но при Елизавете при этом на видных постах служили евреи. При Петре II и Анне Иоанновне евреев пускали в некоторые районы России (Малороссия, Смоленская губерния). После этого вопрос о допущении евреев не поднимался до тех пор, пока многочисленная группа евреев автоматически не очутилась на территории России в результате разделов Польши. В 1764 в Россию легально прибыли первые иудеи-иммигранты на постоянное жительство, когда Екатерина после восшествия на престол решила вызвать в Россию колонистов. По указу 1769 г. евреям официально разрешено поселиться во вновь созданной Новороссийской губернии. Спустя 3 года Екатерина уравняла евреев в правах с христианами, дав им большие экономические права, а в 1783 подвергла их выселению из деревень в города. Как и все прочие российские подданнные, евреи не пользовались полной свободой в выборе места жительства: указом Екатерины II от 28 декабря 1791 года определялась территория, где им было дозволено жительствовать и заниматься промыслом, — впоследствии получившая наименование черты еврейской оседлости. В 1794 г Екатерина II решила распространить на еврейское население двойную подать по сравнению с той, которую платили христиане с целью побудить евреев к переселению в Новороссию. Во всём этом проявлялась противоречивость политики российских самодержцев в еврейском вопросе в период дворцовых переворотов. Все правовые ограничения евреев были связаны не с расой или национальностью, а исключительно с религией. Переход в православие сразу же снимал их. Еврейский вопрос – выражение духовного конфликта между православным мировоззрением и идеологией евреев-талмудистов. Православные считали это противоречие религиозным, евреи-талмудисты вкладывали в него расовый смысл, идеи национального превосходства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14045. М. Вороний. «Євшан-зілля». Роздуми про сучасність 28 KB
  УРОК № 30 Тема. М. Вороний. Євшанзілля. Роздуми про сучасність. Мета: продовжити вивчення твору М. Вороного Євшанзілля; розвивати зв’язне мовлення учнів уміння пов’язувати літературні ідеї із життям висловлювати і відстоювати власну точку зору; виховувати почут
14046. «Печенізька облога Києва» О. Олесь 33.5 KB
  УРОК № 31 Тема.О. Олесь. Печенізька облога Києва. Мета:ознайомити учнів із життям та творчістю О. Олеся його віршами й поемою з історії України княжої доби; розвивати навички виразного читання аналізу поетичних творів визначення їхньої історичної основи висловле
14047. «Метелиця чи дівчина...» О. Олесь 39.5 KB
  УРОК № 32 Тема.О. Олесь. Метелиця чи дівчина.... Мета:допомогти учням глибше усвідомити ідейнохудожній зміст твору художню майстерність автора; розвивати навички виразного читання аналізу ліричного твору визначення художніх засобів та їхньої ролі у творі; вихову
14048. Печенізька облога Києва О. Олесь 34 KB
  УРОК № 33 Тема.О. Олесь. Печенізька облога Києва. Мета:допомогти учням глибше засвоїти ідейнохудожній зміст твору оцінити художню майстерність автора; розвивати навички аналізу ліроепічних творів характеристики героїв визначення художніх засобів та їхньої ролі ...
14049. Дніпрова Чайка. «Дівчина-чайка» 30.5 KB
  УРОК № 34 Тема.Дніпрова Чайка. Дівчиначайка. Мета:ознайомити учнів із життям та творчістю письменниці її поезією в прозі; розвивати навички виразного читання переказу аналізу художнього твору; висловлення власних вражень суджень щодо прочитаного; виховувати му...
14050. Дніпрова Чайка. «Морське серце» 41.5 KB
  УРОК № 35 Тема. Дніпрова Чайка. Морське серце. Мета: допомогти учням глибше усвідомити ідейнохудожній зміст поезії в прозі; розвивати навички виразного читання аналізу художніх творів висловлення власної думки щодо прочитаного вміння порівнювати різні жанри літер...
14051. Дніпрова Чайка. Поезії в прозі. Особливості жанру 26 KB
  УРОК № 36 Тема. Дніпрова Чайка. Поезії в прозі. Особливості жанру. Мета:допомогти учням глибше усвідомити особливості жанру поезії в прозі ідейнохудожнє значення творів Дніпрової Чайки; розвивати навички зв’язного мовлення образного мислення уяву та фантазію учні
14052. «Пісні» М. Рильський 43.5 KB
  УРОК № 38 Тема.М. Рильський. Пісні. Мета:ознайомити учнів із життям та творчістю письменника допомогти їм усвідомити ідейнохудожній зміст вірша Пісні; розвивати навички виразного читання поезій коментування аналізу їх змісту висловлення власних думок з привод
14053. Поради, Ознаки весни. М. Рильський. 40 KB
  УРОК № 39 Тема.М. Рильський. Поради Ознаки весни. Мета:допомогти учням усвідомити ідейнохудожній зміст віршів М. Рильського розвивати навички виразного читання аналізу поетичних творів висловлення власної думки щодо прочитаного; виховувати естетичні смаки л...