72128

Духовное противостояние православных и иудеев в русской истории (10-18 вв)

Доклад

История и СИД

Согласно некоторым историкам мятежники побили многих евреев и разграбили их дома в связи с тем что многие из них были ростовщиками и пользуясь редкостью денег на тот момент брали высокий процент с должников. На съезде князей в Любече в начале XII века принято решение о недопущении...

Русский

2014-11-18

19.61 KB

2 чел.

28. Духовное противостояние православных  и иудеев в русской истории (10-18 вв).

Первое столкновение русских людей с иудаизмом произошло в VIII веке в степях юго-восточной части европейской России, где находился Хазарский каганат, верхушка которого была иудейской. На стыке VIII-IX вв. князья Аскольд и Дир освободили от хазарской дани полян. В 933 году князь Игорь взял Керчь, которая также была населена евреями, а Святослав Игоревич отвоевал у хазар Придонье. После разгрома хазарского каганата, евреи Хазарии бежали в большом количестве в Крым, на Кавказ и в Киевское княжество. Согласно Киевскому письму из Каирской генизы, в начале X века в Киеве существовала еврейская община. В XI и XII веках евреи жили в отдельном квартале в Киеве, известном как «Жидове». Известны также еврейские общины Чернигова и Владимира-Волынского. В западной историографии как первый еврейские погром в русских землях трактовался погром в Киеве 1069 г. Согласно некоторым историкам мятежники побили многих евреев и разграбили их дома в связи с тем, что многие из них были ростовщиками и, пользуясь «редкостью» денег на тот момент, брали высокий процент с должников. На съезде князей в Любече в начале XII века принято решение о недопущении пребывания евреев на землях, входящих в состав Киевской Руси. В 1114 г. Владимир Мономах принял решение о высылке всех евреев с территории Древнерусского государства со всем имуществом и впредь, при попытке проникнуть на русскую землю, - убийстве. В этот период евреи появились также в северо-восточной части России, во владениях князя Андрея Боголюбского, по словам летописца, в его окружении был еврей.  По данным Соловьева, он был в числе тех, кто убил князя. Славяноязычная еврейская община Киевской Руси сильно пострадала от монголо-татарского нашествия. После него исчезли какие-либо упоминания о евреях на русской земле больше чем на три столетия. Действительно ни один летописец не упоминает о них до начала 15 века. Татарский погром, перемена центра русской государственной жизни, отлив последней из Киева во Владимир, Суздаль, Тверь и, наконец, в Москву, заставили евреев крепко держаться за громадные привилегии, данные им в Польше и Литве. Во время Литовского господства на юг Руси евреям даны были большие льготы. В конце 1470 года новгородцы пригласили на княжение Михаила Олельковича из Киева. В его свите был ученый еврей Схария. С князем приехали для ведения торговых дел и другие «литовские» евреи. Они познакомились с русскими православными священниками и встреча образованных христиан и иудеев привела к появлению ереси жидовствующих, охватившей русские княжества. Еретики отвергали Апостольские и Святоотеческие писания, отрицали церковные установления, оскверняли православные святыни, учили соблюдать закон Моисеев. Вопрос о влиянии иудаизма на эту ересь спорный, т.к. вполне возможно, что еретиков просто обвиняли в переходе в иудаизм. Для разбора этой ереси был собран Церковный собор 1490 года. Еврейские купцы из Польши и Литвы приезжали в Россию только временно по торговым делам. Московские великие князья и русские цари не позволяли евреям поселяться в их землях. Иван Грозный запретил всякое пребывание евреев в стране и следил за тщательным соблюдением запрета. В 1545 году были сожжены товары еврейских купцов из Литвы, приехавших в Москву. Пострадали и сочувствовавшие жидовствующим: была заключена вместе с малолетним сыном Дмитрием в темницу Елена Волошанка. А на обращение польского короля Сигизмунда с просьбой о разрешении еврейским купцам приезжать в Россию царь ответил категорическим отказом.  После взятия Полоцка войсками Ивана Грозного в феврале 1563 года около 300 местных евреев, оказавшихся перейти в христианство были утоплены в Двине. Это привело к массовому исходу евреев с территории Московского государства. Семибоярщина во главе с Ф.И. Мстиславским выдвигала условия в отношении иудеев: не разрешалось склонять московитян к другой вере, евреям запрещалось въезжать для торговли в Московское государство. Царь Алексей Михайлович неоднократно изгонял евреев из Москвы и других городов. В 1667 г. было заключено Андрусовское перемирие между Россией и Польшей, после которого в русских землях появилось оседлое еврейское население, принявшее в большинстве своем христианство. Пётр I ввёл в высшие круги российской аристократии группу выкрестов: крещёными евреями были вице-канцлер П. Шафиров, А. Веселовский, генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга А. Дивьер. Однако Петр I последовательно отклонял просьбы еврейских купцов о въезде в Россию, не желая, вероятно, обострять отношения с православной церковью. По смерти Петра I, 20 апреля 1727 года Екатерина I издала указ о высылке всех евреев из пределов империи. В 1722 г. началось дело Боруха Лейбы. Двое русских написали в Синод: при потворстве смоленского губернатора иудеи построили синагогу, насаждают иудаизм и попирают православие. Расследование тянулось 16 лет. Возницына Борух среди прочих обратил в иудейство, следствие подтвердило, что он поносил православную веру. Лейба в 1738 был сожжён, согласно Уложению 1649, вместе с Возницыным. Все самодержцы этой эпохи – Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна – придерживались одной политики в отношении евреев: их необходимо выслать из России и не давать въезжать в страну. Но при Елизавете при этом на видных постах служили евреи. При Петре II и Анне Иоанновне евреев пускали в некоторые районы России (Малороссия, Смоленская губерния). После этого вопрос о допущении евреев не поднимался до тех пор, пока многочисленная группа евреев автоматически не очутилась на территории России в результате разделов Польши. В 1764 в Россию легально прибыли первые иудеи-иммигранты на постоянное жительство, когда Екатерина после восшествия на престол решила вызвать в Россию колонистов. По указу 1769 г. евреям официально разрешено поселиться во вновь созданной Новороссийской губернии. Спустя 3 года Екатерина уравняла евреев в правах с христианами, дав им большие экономические права, а в 1783 подвергла их выселению из деревень в города. Как и все прочие российские подданнные, евреи не пользовались полной свободой в выборе места жительства: указом Екатерины II от 28 декабря 1791 года определялась территория, где им было дозволено жительствовать и заниматься промыслом, — впоследствии получившая наименование черты еврейской оседлости. В 1794 г Екатерина II решила распространить на еврейское население двойную подать по сравнению с той, которую платили христиане с целью побудить евреев к переселению в Новороссию. Во всём этом проявлялась противоречивость политики российских самодержцев в еврейском вопросе в период дворцовых переворотов. Все правовые ограничения евреев были связаны не с расой или национальностью, а исключительно с религией. Переход в православие сразу же снимал их. Еврейский вопрос – выражение духовного конфликта между православным мировоззрением и идеологией евреев-талмудистов. Православные считали это противоречие религиозным, евреи-талмудисты вкладывали в него расовый смысл, идеи национального превосходства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67067. Искусство эффективного слушания 34 KB
  Применить на практике навыки эффективного слушания на занятиях Оценить приоритеты эффективного слушания для говорящего и слушающего Материалы: листы бумаги маркер. Напишите на бумаге цветными маркерами основные понятия искусства слушать: Находиться рядом с говорящим; Узнавать мнение и позицию говорящего...
67068. Материки южного полушария 3.34 MB
  Цели и задачи: систематизировать и обобщить знания о материках южного полушария (общие географические закономерности, рельеф, климатические условия, гидроресурсы, растительный и животный мир, природные комплексы материков); применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций...
67070. Свято дитячої іграшки 198.66 KB
  Захід проводиться у святково-прикрашеній актовій залі гімназії. Учням запропоновано прийти на захід з своїми улюбленими іграшками. Ведуча. Доброго дня, дорогі друзі, шановні гості! Щиро вітаємо вас в нашій залі та гостинно запрошуємо на ... Богдан. Зачекай, Насте, нехай присутні самі здогадаються, який захід чекає на них сьогодні.
67071. ПОЛЕ ЧУДЕС «ПРОГНОЗ ПОГОДИ». СЕРІЯ ІГОР 101 KB
  Серію ігор міжпредметного характеру «Поле чудес «Прогноз погоди» проводять учні 10 – 11 класів під керівництвом вчителя фізики для учнів початкової та середньої ланок під час тижня фізики. Девіз заходу: навчився сам – навчи іншого. Мета серії ігор «Поле чудес «Прогноз погоди»: сформувати вміння орієнтуватися в оточуючому середовищі...
67072. Імен таємнича влада. Засідання мовного гуртка «Юний філолог» 83.5 KB
  Слово вчителя: У безкінечному ряді живих істот людини наділена одним незвичайним правом: вона і тільки вона має привілей вибирати наймення собі дітям своїм усьому навколишньому містам селам річкам звірам рослинам А хто знає як називається наука яка вивчає систему особових імен...
67073. Вправи на змінювання іменників за числами. Іменники, що вживаються лише в однині або лише в множині 41.5 KB
  То що ж називає іменник На які питання відповідає А чому ми ставимо до іменника питання хто і що Що ви ще можете сказати про іменник іменники бувають власні загальні. Перевірка А як ви думаєте які найважливіші іменники у житті кожної людини мама тато життя здоровя хліб мова праця хата батьківщина мир...
67074. Робота з комп’ютерними програмами на підтримку вивчення української мови. М’які і тверді приголосні 2.86 MB
  Мета. Продовжувати вчити дітей працювати з комп’ютерними програмами підтримки вивчення української мови, перевірити вміння диференціювати звуки на твердість та м’якість; закріплення навичок фонетичного аналізу слова; розвивати логічне мислення, увагу, зосередженість; виховувати дисциплінованість та культуру навчальної праці при роботі з комп’ютером.
67075. Як працювати з програмами на розвиток логічного мислення 2.13 MB
  Мета. Ознайомити учнів з видами логічних задач: ребусами, пазлами, танграмами, формувати уміння роботи з комп’ютером, користування мишею, розгадувати ребуси, працювати з головоломками «Пазл» і «Танграм». Розвиток уваги, логічного мислення, просторової уяви, пам’яті.