72129

Положение русских подданных в Финляндии и «русификаторский» курс царского самодержавия в ВКФ на рубеже XIX-XX вв.: правда и вымысел

Доклад

История и СИД

Положение русских подданных в Финляндии и русификаторский курс царского самодержавия в ВКФ на рубеже XIXXX вв. в Финляндии происходил быстрый экономический подъем связанный доступом на российские рынки кроме того были сняты ограничения на ремесло и легкую промышленность...

Русский

2014-11-18

49.5 KB

0 чел.

27. Положение русских подданных в Финляндии и «русификаторский» курс царского самодержавия в ВКФ на рубеже XIX-XX вв.: правда и вымысел.

Во второй половине  19 в. в Финляндии происходил быстрый экономический подъем, связанный доступом на российские рынки, кроме того, были сняты ограничения на ремесло и легкую промышленность, а также были повсеместно распространены налоговые льготы. Благоприятной экономической ситуации также способствовало то, что ВКФ не участвовало в войнах, т.е. не имело военных расходов. В указанные период активно развивались транспортные сети: с 1827 г. открыто пароходное сообщение, в 1856 г. построен Сайменский канал, а к 1870 г. завершилось строительство Петербуржской ж/д.

Положение экономической автономии в составе России так же давало массу преимуществ: независимая финансовая система, самостоятельность во внешней торговле, право внешнего займа, - все это способствовало экономическому росту. Статус культурно-национальной автономии, в свою очередь, способствовал распространению просвещения, формированию финской нации, а также заложил основы профессионального образования и государственного делопроизводства на  финском языке. Российскими властями предпринимались меры по укреплению позиций Финского языка в ВКФ, в частности,  в 1843 г. финский язык был введен в программу школьной подготовки, с 1850 г. при некоторых университетах создавались кафедры финского языка , а в 1884 г. финский язык приобрел статус официального государственного языка. Царизм в Финляндии проявлял беспрецедентную веротерпимость  по отношению к Евангелическо-лютеранской церкви ВКФ - РПЦ не имела никаких прав на территории Финляндии. С момента присоединения Финляндии к России все прочие подданные Российской империи были поражены в правах на территории великого княжества: они не только не имели политических прав, но и их правоспособность в целом была ограничена до минимума, причём ограничение это практиковалось строго по этническо-конфессиональному признаку и не распространялось, например на финнов, шведов и немцев-лютеран.

Русские подданные в ВКФ по своему статусу были приравнены к иностранцам. Православные не могли преподавать историю, а дипломы русских университетов не признавались. Русские были серьезно ограничены в праве покупать недвижимость и земли на территории Финляндии. Автономный статус ВКФ предполагал существование в Финляндии собственной системы управления с исключительно финским чиновничьим аппаратом.

Начало планомерной русификации Финляндии было связано с назначением в октябре 1898 г. генерал-губернатором Финляндии Н.И. Бобрикова. Уже в феврале 1899 г. император Николай II подписал манифест, которым утвердил право монарха издавать обязательные к исполнению на территории ВКФ законы без согласования с сеймом и сенатом страны, что ранее было невозможно. Февральский манифест существенно ограничивал конституционную систему Финляндии и приближал правовой статус великого княжества к статусу других российских регионов. В 1900 г. был издан новый манифест о языке, в соответствии с которым языком делопроизводства и администрации (через девяносто лет после присоединения к Российской империи) был объявлен русский язык. Наконец, в 1901 г. последовал новый закон, который ликвидировал отдельные финские вооружённые силы, предназначенные для обороны великого княжества, и включил их в состав единой армии Российской империи, сделав формально возможным использование финских военнослужащих в любых концах империи. Финны с негодование реагировали буквально на каждое, пускай незначительное изменение в законодательстве. Так, первым актом в деле русификации Финляндии западные исследователи считают  Манифест, по которому дирекция почтового ведомства должна была подчиняться российской почте.

В современной финской государственной пропаганде бытует миф о «насильственной русификации», которая вошла в историю Финляндии под названием «время гонений», справедливости ради следует сказать, что выражалась она по большей части в не слишком успешных попытках интеграции финской экономики в общероссийскую и некоторой унификации законодательства (подданные империи были поражены в правах на территории Финляндии). Финны относились к России и «русскоязычным» изначально даже не «с недоверием и подозрительностью», а вполне неприязненно. И именно из этой неприязни следовало поражение в правах подданных империи на территории великого княжества.

Поскольку законодательство Финляндии первоначально базировалось исключительно на шведских законах, то православные подданные не имели там почти никаких прав. Более того, в Финляндии имелись свои законы о гражданстве. Сложилась парадоксальная ситуация. Финляндские уроженцы пользовались по всей территории Российской империи одинаковыми правами (присущими конкретному сословию; при этом в Финляндии не было крепостных) с православными подданными русского царя. Но эти последние считались в Финляндии иностранцами и не имели права занимать административные должности, сильно ограничивались их экономические права и т.д. Чтобы пользоваться этим, им сперва надо было приобрести финляндское гражданство. В 1827 году был издан закон, разрешавший православным поступать на государственную службу в великом княжестве, однако лишь если они были гражданами Финляндии.  

Политика официального Петербурга в отношении Финляндии с конца XIX века была направлена на уравнение прав российских и финляндских уроженцев в пределах всей империи.

Однако эта политика начала осуществляться слишком поздно. Она наложилась на рост финского национального самосознания, катализатором которого выступило революционное движение в коренной России. Благодаря близости финляндской границы революционеры пользовались Финляндией как базой для своих экстремистских вылазок. Во многом именно этим обстоятельством объясняется стремление имперских властей в начале ХХ века поставить Финляндию под более жёсткий контроль, что, естественно, вызывало недовольство финляндцев (финнов и шведов). Если бы политика сближения проводилась изначально, сразу по присоединении Финляндии, – можно лишь предполагать, какими могли быть её результаты к началу ХХ века.  

FILENAME \p  \* MERGEFORMAT C:\Users\Admin\Desktop\мой эпир\блок1\27(1).doc


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75081. Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок 102.5 KB
  Нравственная составляющая сказки стала вектором в жизненном пространстве человека: она даёт уроки ненавязчиво исподволь приглашая к диалогу а может быть и полилогу. Меняется ли при этом наше отношение а точнее прочтение сказки и постижении е её глубинного смысла...
75082. Сравнительный анализ британского и американского вариантов английского языка 69.5 KB
  Цель работы заключается в систематизации основных отличий британского и американского вариантов английского языка. Цель работы определила следующие задачи: рассмотреть историю формирования американского варианта английского языка; определить грамматические и лексические различия...
75083. Учебно-исследовательская деятельность при изучении немецкого языка 58.5 KB
  Ценность исследовательской работы заключается в том что ученик и учитель учатся в процессе совместной деятельности в самом широком смысле. Применяя элементы исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности считаю необходимым решение таких задач...
75084. Народная медицина малочисленных народов Приамурья и Сахалина 664 KB
  Суровый климат Приамурья и Сахалина подвергал человека тяжелым испытаниям: требовал от него предельного напряжения физических и моральных сил для выживания, в то же время суровая природа формировала сильный характер и особое мировосприятие.
75085. Исследование употребления компьютерного сленга учениками Абанской школы 176 KB
  Почему-то считается, что язык, в основном, развивается сам по себе, обладая мистической и мифической силой. Считается также, что он вбирает в себя другие языки за счёт коммуникаций. Ну, и, конечно, язык формируют поэты и писатели, профессионалы слова.
75086. Изучение степени владения эпистолярным этикетом учеников и учителей Абанской школы №1 190 KB
  Цель данного исследования: проанализировать степень владения эпистолярным этикетом учеников и учителей Абанской школы №1. Достижение цели возможно при выполнении следующих задач: познакомиться с историей возникновения эпистолярного жанра; раскрыть вопрос жанрового определения писем...
75087. Влияние компьютера на зрение школьников 322.5 KB
  Сейчас, почти в каждом доме стоит компьютер. Ученики выполняют домашние задания, используя новые информационные технологии. В школе на уроках, учащиеся активно применяют ПК. Школьники с большим интересом общаются через глобальную сеть Интернет.
75088. Математика в нашей жизни 89.5 KB
  Проблема: Какую роль играет математика в нашей жизни Собрать доказательный материал и убедить одноклассников изучать математику лучше заинтересовать их. Гипотеза: Математические знания выручают в различных жизненных ситуациях математика применяется в различных профессиях.