72131

Открытие Русской Америки. Политика русских переселенцев по отношению к местному туземному населению

Доклад

История и СИД

Для колонизаций новых территорий были необходимы рабочие руки, поэтому русские активно привлекали аборигенов, которых отправляли на добычу морского зверя. С приходом русских на Кадьяк началось формирование зависимого от них слоя населения – каюров.

Русский

2014-11-18

50 KB

0 чел.

25. Открытие Русской Америки. Политика русских переселенцев по отношению к местному туземному населению.

В 1732 году русские моряки - члены команды бота «Св. Гавриил» в ходе экспедиции Шестакова и Павлуцкого под началом Гвоздева и Федорова – впервые посетили Аляску. В 1761 г. русские первыми из европейцев достигли материковой части Аляски. С этого момента началось освоение новых земель. Первое поселение русских в этом регионе появилось на Алеутских о-вах еще за 20 лет до того, как Шелихов основал постоянное поселение на о. Кадьяк.

Для колонизаций новых территорий были необходимы рабочие руки, поэтому русские активно привлекали аборигенов, которых отправляли на  добычу морского зверя. С приходом русских на Кадьяк началось формирование зависимого от них слоя населения – каюров. Тойоны – местная верхушка – активно помогали русским в этом. Сначала в зависимость от русских попали бывшие невольники островитян (калги), принадлежавшие  конягам (осн. этническая группа на о.Кадьяк). Позднее в разряд каюров начали попадать  свободные кадьякцы, кроме детей тойонов. Впоследствии в большой зависимости от русских оказались креолы, происходившие от смешанных браков между русскими и аборигенками.

Русские демонстрировали преимущества своего уклада жизни, проводили мероприятия по распространению христианства, в частности, часто крестили детей-аманатов. Формально приводить аборигенов  в подданство не спешили, хотя отношения между промышленниками и местным населением заинтересовалось центральное правительство, в частности, в связи с  многочисленными поборами было запрещено собирать ясаки представителями различных компаний с 1788 г.

К середине 1790-х гг. система эксплуатации коренного населения приобрела законченный вид и сочетала в себе методы экономического и внеэкономического принуждения. Труд аборигенов  на пушных промыслах был фундаментом существования российских колоний на Аляске: туземцы были обязаны платить ясак. Порядка 10% аборигенов входили в сословие каюров, основную же массу составляли вольные алеуты (при этом понятие «алеут» утратило этническую окраску и  превратилось в  обозначение  наемного работника купеческой компании). Методы принуждения выражались в развитии у туземцев новых потребностей (курение табака). Насилие же использовалось только при покорении новых народов, а затем в отношениях с ними преобладала угроза его применения. Взятые заложники, аманаты, обычно трудились вместе с каюрами и вольными алеутами. С приходом русских межплеменные столкновения  практически исчезли, так как это мешало налаживанию торговли и регулярного промысла. Численность аборигенного населения падала в связи с гибелью на опасных промыслах, новыми болезнями, поэтому дефицит рабочей силы сохранялся. Кроме того, в связи с концентрацией населения  в отдельных колониальных центрах происходит обеднение природы, в результате чего компании вводят ограничения на промысел населения в отдельных угодьях.

Положение населения начинает меняться с образование Российско-американской компании (РАК). В начале XIX в.  появляются законодательные акты, делившее все местное население на 2 группы: туземцев, зависимых от РАК и живших под контролем русских военно-торговых и хозяйственных поселений (все алеуты и эскимосы Южной Аляски – кадьякцы, аляскинцы, чугачи), и туземцев, независимых от РАК.  Зависимое население в свою очередь подразделялось еще на несколько групп по социальному положению: в самом низу социальной лестницы находились каюры (это сословие пополнялось рабами, выкупленными русскими у туземных вождей, сиротами и преступниками) – данная группа находилась в собственности у  РАК и бесплатно эксплуатировалась на самых тяжелых работах. Компания не стремилась расширять  численность каюров (10%), т.к. основная прибыль поступала от добычи калана свободными туземцами. Хотя все туземцы должны были нести повинности в  пользу РАК, в их несении наблюдались некоторые различия, обусловленные бытом, а также степенью зависимости от компании. На периодически возникавшие восстания русские отвечали карательными операциями. Так в  1802 г. тлинкиты взяли штурмом крепость Михайловскую, в ответ на что в РАК провела карательную экспедицию.

РАК уделяла достаточно большое внимание образованию детей, родившихся от смешанных браков, которые затем в обязательном порядке поступали на ее службу. В 1805 г. на Кадьяке открылась двухклассная школа для креолов и туземцев.  В 1810-х гг. перед РАК встал вопрос о статусе креолов. Все они были грамотны, и РАК предпочитало использовать их на низких административных должностях в качестве связующего звена с туземцами.

Постепенно совершенствовалось управление туземцами: в 1820-е гг. ввели специальные  должности для контроля над междоусобными спорами; был введен институт  обязательной службы креолов компании в течение срока, определявшегося в зависимости от грамотности. Осуществлялись попытки урегулировать  межиндейские конфликты. Постепенно происходил пересмотр оплаты труда алеутов на промыслах в сторону увеличения. В начале 1830-х гг. было произведено списание долгов  туземцев перед компанией. Появилась некоторая забота о здоровье туземцев –количество коек в  лечебницах было увеличено, проводились медицинские осмотры.

Православная миссия занималась изучением местных языков, переводились и печатались на местных языках религиозные книги (1829 г. – на алеутский язык переведен Катехизис). Изначально православие распространялось среди аборигенов посредством усилий промышленников. В 1794 г. была организована православная миссия на Аляске. Священнослужители не только обращали местных жителей в христианство, но и занимались их обучением русскому языку. Духовная миссия всячески защищала туземцев от притеснений со стороны  администрации.  Священнослужители не только участвовали в распространении  местной культуры, но и способствовали улучшению здравоохранения среди туземцев, в частности проводили вакцинацию жителей дальних селений.

Таким образом, отношения русских переселенцев с местным населением нельзя представлять сугубо в темном цвете. Ни о каком целенаправленном истреблении туземцев русскими не может быть и речи. Характер взаимодействия с туземцами определялся главной задачей русских на Аляске – колонизацией и освоением этого региона и получению прибыли в дальнейшем. Коренные народы никогда не были объектом национальной вражды, а основное бремя институционального строительства падало на русских колонизаторов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52840. Впровадження елементів проектного навчання у роботі з автентичною художньою літературою на уроках англійської мови в старшій школі 111 KB
  Маючи вищу педагогічну освіту методичний та педагогічний досвіт роботи з учнями автор ставить завдання пошуку нових ефективних шляхів навчання комунікативної компетенції які б були достатніми для здійснення спілкування у певних комунікативних сферах та розвитку творчої ініціативи здібностей пізнавальних інтересів учнів. Групове та колективне розвязування навчальних завдань стимулює пізнавальну та творчу діяльність учнів. Робота з віршованими текстами формує творчі здібності критичне та логічне мислення сприяє виявленню в...
52841. Элементы истории математики на уроках в общеобразовательной школе 299 KB
  Решением неопределенных уравнений занимались в древности китайцы греки и индийцы. В Арифметике Диофанта приведено много задач решаемых им с помощью неопределенных уравнений разных степеней при этом он допускает в качестве решений любые положительные дробные или целые числа. Из 1 следует неопределенное уравнение первой степени x y=...
52842. «Літературний елементаль» як метод актуалізації і узагальнення вивченого з української літератури 36.5 KB
  Досвід попередніх років показує що навчальні компетенції учнів з української мови відрізняються від компетенцій з української літератури й на жаль не на користь останньої. Специфіка ж тестів ДПА та ЗНО з української літератури передбачає достатньо глибоке знання саме цих особливостей літературних творів що входять до шкільної програми. Саме тому пропоную один з методів роботи на уроках української літератури який допоможе учням безпосередньо перед тестуванням відновити у памяті потрібну інформацію про той чи інший твір літератури.
52843. Збережи ялинки 38 KB
  Коментар: для проведення уроку напередодні вчитель пропонує учням підготувати презентації: Які бувають ялинки Чи корисні хвойні аромати Як використовують ялинки Як можна зберегти ялинку Хід заходу: Учитель: Яке свято наближається діти Без чого не обходиться жодне новорічне свято Де беруть ялинки для новорічного свята Чи завжди свято нового року святкували взимку Звичайно ні. Фея Екологія: Добрий день діти. Зрубали ми ялинку На свято принесли Малята веселяться В лісі одні пеньки Сіренькому зайчатку Нема...
52844. Изображение елочной ветки 130.5 KB
  Цель. Учить детей рисовать, закреплять умения и навыки в процессе рисования: положение альбомного листа и карандаша, умение пользоваться красками, кисточкой, цветными карандашами. Совершенствовать умение правильного раскрашивания передачи в рисунке формы, величины, деталей в соответствии с предметом.
52845. Розвиток творчих здібностей учнів під час формування природничих понять на уроках природознавства в початкових класах 134.5 KB
  Застосування інтерактивних технологій висуває певні вимоги до структури уроку. Структура інтерактивного уроку містить пять етапів: мотивації оголошення теми та очікуваних результатів надання необхідної інформації інтерактивної вправи підбиття підсумків і оцінювання результатів уроку. Сьогодні на занятті ми розглянемо тільки три етапи інтерактивного уроку: мотивація навчання оголошення теми та очікуваних результатів рефлексія підбиття підсумків і оцінювання результатів уроку. II Основна частина Мотивація навчання Метою цього етапу...
52846. Елліністичні держави в IV—II ст. до н. е. Елліністична культура 49.5 KB
  Мета: Розкрити суть еллінізму; дати коротку характеристику елліністичних держав; визначити основні причини розквіту культури і науки часів еллінізму розглянути їхні основні досягнення. Епоха еллінізму діадохи. Джерела: Фільм Культура еллінізму 35канала; Підручник: Шалагіна О. 2009; Структура уроку Організаційний момент Актуалізація опорних знань Вивчення нового матеріалу Суть еллінізму.
52847. Нові технології. Написання електронних листів 75 KB
  Look at the words on the screen and guess what part of speech they are and what theme they concern. Use, upgrade, zoom, erase, paste, plug, unzip, view, scroll, print, touch. You are right. They are all verbs and they deal with a computer, new technologies, as well as new means of communications So, today we are going to speak about new technologies and e-mails as the form of the new kind of writing.