72131

Открытие Русской Америки. Политика русских переселенцев по отношению к местному туземному населению

Доклад

История и СИД

Для колонизаций новых территорий были необходимы рабочие руки, поэтому русские активно привлекали аборигенов, которых отправляли на добычу морского зверя. С приходом русских на Кадьяк началось формирование зависимого от них слоя населения – каюров.

Русский

2014-11-18

50 KB

0 чел.

25. Открытие Русской Америки. Политика русских переселенцев по отношению к местному туземному населению.

В 1732 году русские моряки - члены команды бота «Св. Гавриил» в ходе экспедиции Шестакова и Павлуцкого под началом Гвоздева и Федорова – впервые посетили Аляску. В 1761 г. русские первыми из европейцев достигли материковой части Аляски. С этого момента началось освоение новых земель. Первое поселение русских в этом регионе появилось на Алеутских о-вах еще за 20 лет до того, как Шелихов основал постоянное поселение на о. Кадьяк.

Для колонизаций новых территорий были необходимы рабочие руки, поэтому русские активно привлекали аборигенов, которых отправляли на  добычу морского зверя. С приходом русских на Кадьяк началось формирование зависимого от них слоя населения – каюров. Тойоны – местная верхушка – активно помогали русским в этом. Сначала в зависимость от русских попали бывшие невольники островитян (калги), принадлежавшие  конягам (осн. этническая группа на о.Кадьяк). Позднее в разряд каюров начали попадать  свободные кадьякцы, кроме детей тойонов. Впоследствии в большой зависимости от русских оказались креолы, происходившие от смешанных браков между русскими и аборигенками.

Русские демонстрировали преимущества своего уклада жизни, проводили мероприятия по распространению христианства, в частности, часто крестили детей-аманатов. Формально приводить аборигенов  в подданство не спешили, хотя отношения между промышленниками и местным населением заинтересовалось центральное правительство, в частности, в связи с  многочисленными поборами было запрещено собирать ясаки представителями различных компаний с 1788 г.

К середине 1790-х гг. система эксплуатации коренного населения приобрела законченный вид и сочетала в себе методы экономического и внеэкономического принуждения. Труд аборигенов  на пушных промыслах был фундаментом существования российских колоний на Аляске: туземцы были обязаны платить ясак. Порядка 10% аборигенов входили в сословие каюров, основную же массу составляли вольные алеуты (при этом понятие «алеут» утратило этническую окраску и  превратилось в  обозначение  наемного работника купеческой компании). Методы принуждения выражались в развитии у туземцев новых потребностей (курение табака). Насилие же использовалось только при покорении новых народов, а затем в отношениях с ними преобладала угроза его применения. Взятые заложники, аманаты, обычно трудились вместе с каюрами и вольными алеутами. С приходом русских межплеменные столкновения  практически исчезли, так как это мешало налаживанию торговли и регулярного промысла. Численность аборигенного населения падала в связи с гибелью на опасных промыслах, новыми болезнями, поэтому дефицит рабочей силы сохранялся. Кроме того, в связи с концентрацией населения  в отдельных колониальных центрах происходит обеднение природы, в результате чего компании вводят ограничения на промысел населения в отдельных угодьях.

Положение населения начинает меняться с образование Российско-американской компании (РАК). В начале XIX в.  появляются законодательные акты, делившее все местное население на 2 группы: туземцев, зависимых от РАК и живших под контролем русских военно-торговых и хозяйственных поселений (все алеуты и эскимосы Южной Аляски – кадьякцы, аляскинцы, чугачи), и туземцев, независимых от РАК.  Зависимое население в свою очередь подразделялось еще на несколько групп по социальному положению: в самом низу социальной лестницы находились каюры (это сословие пополнялось рабами, выкупленными русскими у туземных вождей, сиротами и преступниками) – данная группа находилась в собственности у  РАК и бесплатно эксплуатировалась на самых тяжелых работах. Компания не стремилась расширять  численность каюров (10%), т.к. основная прибыль поступала от добычи калана свободными туземцами. Хотя все туземцы должны были нести повинности в  пользу РАК, в их несении наблюдались некоторые различия, обусловленные бытом, а также степенью зависимости от компании. На периодически возникавшие восстания русские отвечали карательными операциями. Так в  1802 г. тлинкиты взяли штурмом крепость Михайловскую, в ответ на что в РАК провела карательную экспедицию.

РАК уделяла достаточно большое внимание образованию детей, родившихся от смешанных браков, которые затем в обязательном порядке поступали на ее службу. В 1805 г. на Кадьяке открылась двухклассная школа для креолов и туземцев.  В 1810-х гг. перед РАК встал вопрос о статусе креолов. Все они были грамотны, и РАК предпочитало использовать их на низких административных должностях в качестве связующего звена с туземцами.

Постепенно совершенствовалось управление туземцами: в 1820-е гг. ввели специальные  должности для контроля над междоусобными спорами; был введен институт  обязательной службы креолов компании в течение срока, определявшегося в зависимости от грамотности. Осуществлялись попытки урегулировать  межиндейские конфликты. Постепенно происходил пересмотр оплаты труда алеутов на промыслах в сторону увеличения. В начале 1830-х гг. было произведено списание долгов  туземцев перед компанией. Появилась некоторая забота о здоровье туземцев –количество коек в  лечебницах было увеличено, проводились медицинские осмотры.

Православная миссия занималась изучением местных языков, переводились и печатались на местных языках религиозные книги (1829 г. – на алеутский язык переведен Катехизис). Изначально православие распространялось среди аборигенов посредством усилий промышленников. В 1794 г. была организована православная миссия на Аляске. Священнослужители не только обращали местных жителей в христианство, но и занимались их обучением русскому языку. Духовная миссия всячески защищала туземцев от притеснений со стороны  администрации.  Священнослужители не только участвовали в распространении  местной культуры, но и способствовали улучшению здравоохранения среди туземцев, в частности проводили вакцинацию жителей дальних селений.

Таким образом, отношения русских переселенцев с местным населением нельзя представлять сугубо в темном цвете. Ни о каком целенаправленном истреблении туземцев русскими не может быть и речи. Характер взаимодействия с туземцами определялся главной задачей русских на Аляске – колонизацией и освоением этого региона и получению прибыли в дальнейшем. Коренные народы никогда не были объектом национальной вражды, а основное бремя институционального строительства падало на русских колонизаторов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72048. ЕМБРІОНАЛЬНИЙ ГІСТОГЕНЕЗ НИРКИ У РАННІХ ЗАРОДКІВ ЛЮДИНИ 197 KB
  В тепершній час відсутня концепція механізмів регуляції розвитку людини оскільки більшість наведених у літературі даних грунтується на вивченні ембріогенезу експериментальних тварин або на культивуванні ембріональних клітин.
72049. СТРАТЕГІЧНИЙ АНАЛІЗ КОНКУРЕНТОСПРОМОЖНОСТІ ПІДПРИЄМСТВ 234.5 KB
  За відсутності комплексної методики аналізу конкурентоспроможності підприємства виникає низка важливих питань які потребують вирішення. Для досягнення належної конкурентоспроможності підприємства необхідні тривалий час і значні зусилля.
72050. СОЦІАЛЬНЕ ПРОЕКТУВАННЯ: ПРОБЛЕМА ВЗАЄМОЗВ’ЯЗКУ СУСПІЛЬНИХ ПОТРЕБ І ДЕРЖАВНИХ ІНТЕРЕСІВ 287 KB
  На підґрунті діалектичного підходу сутність соціального проектування розкривається як суперечливий процес відтворення рефлексивної єдності соціального суб’єкта та об’єктивної реальності. Згідно з цим реалізується принцип відповідності, за яким встановлюються логіко-гносеологічні засоби відновлення...
72051. ФОРМУВАННЯ КУЛЬТУРИ ЕКОНОМІЧНОГО МИСЛЕННЯ МАЙБУТНІХ ГЕОГРАФІВ У ПРОЦЕСІ ПРОФЕСІЙНОЇ ПІДГОТОВКИ 192.5 KB
  Стрімкий розвиток сучасних економічних відносин і вплив господарської діяльності людини на всю поверхню Землі як інтегрованого утворення вимагає переосмислення не тільки місця людини в географічному світі але й її ставлення до навколишнього середовища.
72052. ПОРІВНЯЛЬНИЙ АНАЛІЗ ОКРЕМИХ ПАТОБІОХІМІЧНИХ ТА ПАТОМОРФОЛОГІЧНИХ ЕКВІВАЛЕНТІВ ІШЕМІЧНО-РЕПЕРФУЗІЙНОГО ПОШКОДЖЕННЯ ГОЛОВНОГО МОЗКУ В ДОРОСЛИХ ТА СТАРИХ ЩУРІВ 469.5 KB
  З’’ясувати особливості деяких ланок патогенезу ішемічно-реперфузійного пошкодження структур нової кори та гіпокампа в старих самцівщурів за окремими гістохімічними патобіохімічними і патоморфологічними параметрами на...
72053. МЕДИКО-СОЦІАЛЬНЕ ОБГРУНТУВАННЯ ОПТИМІЗАЦІЇ ФУНКЦІОНАЛЬНО-ОРГАНІЗАЦІЙНОЇ МОДЕЛІ ЗБЕРЕЖЕННЯ ТА ПОЛІПШЕННЯ ЗДОРОВ’Я ШКОЛЯРІВ ВЕЛИКОГО ПРОМИСЛОВОГО МІСТА 306 KB
  Актуальність оптимізації діяльності зі збереження та поліпшення здоров’я дитячого населення посилюється необхідністю виконання Програми економічних реформ на 2011–2014 роки «Заможне суспільство, конкурентоспроможна економіка, ефективна держава» в частині реформування системи надання медичної допомоги.
72054. Методичні основи удосконалення проектування продукції графічного дизайну 208.5 KB
  Вирішення означених проблем фахівцями графічного дизайну вимагає постійного оновлення науковометодичної бази щодо форм і способів виготовлення та представлення продукції. У ній зазначено що зростання попиту на фахівців з дизайну обумовлено переходом суспільства від індустріальної до інформаційної стадії...
72055. ФОРМУВАННЯ КОМУНІКАТИВНОЇ КОМПЕТЕНТНОСТІ МАЙБУТНІХ ІНЖЕНЕРІВ У ПРОЦЕСІ ВИВЧЕННЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГІЧНИХ ДИСЦИПЛІН 181 KB
  Професійному спілкуванню нині приділяється значна частина робочого часу сучасних фахівців зокрема встановлення ділових контактів наради бесіди переговори вимагають комунікативної компетентності що сприятиме ефективному діловому та професійному взаєморозумінню.
72056. РОЗВИТОК ОСВІТИ І ПЕДАГОГІЧНОЇ ДУМКИ НА ПЕРЕЯСЛАВЩИНІ (ПОЧАТОК XVIII – ПЕРША ЧВЕРТЬ ХХ СТОЛІТТЯ) 506 KB
  Актуальність теми дослідження. Становлення нової освітньої системи в Україні відбувається в умовах розбудови державності, відродження культурних і духовних цінностей українського народу. Державна програма “Освіта” (Україна ХХІ століття), Національна доктрина розвитку освіти України у ХХІ ст.