72135

Вхождение Грузии, Армении и Азербайджана в состав России

Доклад

История и СИД

Вхождение Грузии Армении и Азербайджана в состав России. В этих условиях вхождение в состав России в начале XIX в. приоритетное место во внешней политике России занимал восточный вопрос. Особое значение в процессе утверждения России на Черном море в Крыму и на Северном Кавказе приобретало...

Русский

2014-11-18

18.79 KB

0 чел.

21. Вхождение Грузии, Армении и Азербайджана в состав России.

Закавказье, как и весь Кавказ, – важный геополитический регион, с глубокой древности представлявший связующее звено между странами Востока и Запада и находившийся на перекрёстке торговых путей между Ближним и Средним Востоком и Европой, миграционных волн, армий завоевателей, стремившихся овладеть древними и средневековыми государствами Закавказья. Широки были торговые и культурные связи этих государств между собой и с сопредельными странами Европы и Востока – Ираном, Индией, Китаем и др. богатые земли постоянно привлекали внимание сильных и воинственных соседей, и Закавказье стало объектом соперничества между Персией (Ираном) и Османской империей (Турцией), причем особенно жестоко южные соседи обходились с христианами – грузинами и армянами. Дальнейшее развитие событий могло привести к фактически полному физическому истреблению христианских народов Закавказья. В этих условиях вхождение в состав России в начале XIX в. способствовало выживанию закавказских народов, приобщению их к ценностям европейской цивилизации.

В 80-х гг. XVIII в. приоритетное место во внешней политике России занимал восточный вопрос. Особое значение в процессе утверждения России на Черном море, в Крыму и на Северном Кавказе приобретало военно-стратегическое положение в Закавказье, служившем ареной соперничества трех держав – России, Ирана и Турции.

Стремление к стратегическому обеспечению безопасности южных границ, к расширению торговых связей со странами Востока было главным стимулом политики России в Закавказье. Если присоединение Прибалтики происходило путем использования военной силы, то вхождение народов Закавказья осуществлялось на добровольной основе. Россия получала важную в стратегическом отношении территорию в борьбе с Турцией и Ираном.

А  народы Закавказья, в свою очередь, побуждали соединить свои судьбы с Россией тесные экономические и культурные связи; ирано-турецкое иго и непрерывные войны, а также тот факт, что  грузины и армяне - христиане.

Отношения между Россией и Грузией были исконно дружественными. Для Р Грузия всегда  являлась главной опорой в Закавказье. Первые присяги на верность имели место уже в 1половине 17в, когда в 1648г. царь Мегрелии  (Мегрелия– Кахетия) обратился к царю Михаилу Фёдоровичу с грамотой о желании грузинского народа перейти в подданство России. Спустя три года Михаил дал жалованную грамоту кахетинскому царю «О принятии Иверской земли под покровительство России». В 1655г.  Алексей Михайлович дал аналогичную грамоту имеретинскому царю. В 1657 - русский царь получил письмо от трёх небольших горных княжеств в Восточной Грузии (Туншинской, Керсурской и Пшевской земель) о переходе их в русское подданство. В 1722-23гг. состоялся  Персидский поход,в результате которого по договору шах признал за Р всё западное и южное побережье Каспия, но по договорам 1732-35гг. все петровские завоевания перешли Персии. В период с 1750-52  в Петербурге находилось осетинское посольство, которое вело переговоры о присоединении Осетии к Р. Однако в те годы российские власти решили воздержаться от подобного шага.  Первым шагом реального сближения между странами стало подписание в 1763 г. Екатериной II  указа о поселении в урочище Моздок крестившихся осетин. В июне 1783 г. был заключен Георгиевский трактат, представлявший собой "дружественный договор о покровительстве". Перед лицом постоянной ирано-турецкой агрессии и набегов чеченцев и лезгинов Ираклий II делает выбор в пользу более могущественной и единоверной России. Царь Картли и Кахетии отказывался от всякой зависимости от Персии или иной державы (имелась в виду Турция), а признавал верховенство и покровительство России, которая, в свою очередь, ручалась за целостность и сохранность не только нынешних владений царя Ираклия II, но и тех, что будут приобретены потом. Однако гарантируя Картли-Кахетинскому царству защиту от врагов, Россия ограничивала его внешнеполитическую функцию. Трактат содержал несколько секретных пунктов: 1) настоятельная рекомендация российского правительства о прекращении в Грузии междоусобиц и сохранении ее единства; 2) обязательство России держать в Картли-Кахетинском царстве два батальона пехоты; 3) в случае войны командование русскими войсками на Северном Кавказе было обязано согласовывать с царем Картли и Кахети все военные действия по защите Восточной Грузии. За Грузией закреплялась полная внутренняя автономия. Сохраняя наследственные права на престол как самого Ираклия, так и его наследников, Россия предоставляла им управление своим народом "вполне независимым способом" и запрещала вмешиваться в грузинские дела тамошнему военному и гражданскому начальству. Однако в 1795 иранский правитель Агат-Мохаммад (поддержкой которого заручился сбежавший царевич Александр) совершил опустошительный поход на Грузию, в результате которого Тифлис был сожжён. В 1800г. по обращению Георгия XII Павел подписал указ о вхождении Картли-Кахетинского царства в состав Р, сохранялись привилегии династии и др, однако через год царство было ликвидировано, и вводилась Грузинская губерния. И, наконец, в 1801г.  Александр I подписал Манифест о принятии в российское подданство Восточной Грузии (Картли-Кахетинского царства). Все последующие грузинские цари принимали российское подданство. Грузинское дворянство, тем не менее, сохраняло равные с российским права. Правители свергнутой династии переселены в Ц Россию, им дали поместья, сохранили привилегии. С 1803 по 1804гг.  в состав России вошли остальные части Грузии – Мингрелия ( Мегрельское княжество), Гурия (Гурийское княжество) и Имеретия (Имеретинское царство) - Западная Грузия. в 1810г. -  Абхазия (Абхазское княжество). По Адрианопольскому миру (1829г.) Турция признавала вхождение всей Грузии в Россию (вошло Ахал-Калахи). А по  Сан-Стефанскому миру (1878г.) к Р перешёл район Батуми.

По Туркманчайскому мирному договору 1828 г., венчавшему вторую русско-иранскую войну (1826-1828 гг.), за Россией признавались присоединенные ею Нахичеванское и Эриванское ханства Армении. Вскоре Николаем I был подписан указ об образовании Армянской области, в которую эти ханства вошли в качестве уездов. В административно-территориальном отношении каждый из уездов был разделён на области и округа. Начальниками в уездах были назначены русские гражданские и военные чиновники, подчинявшиеся администрации Армянской области. Определенные полномочия получили и лояльные центральной власти династии, а местное население получило возможность контролировать земскую власть.

В XVI-XVII вв. на территории Азербайджана вели борьбу за власть Турция и Персия. В 1722-1723 гг. в результате Персидского похода Петра I России отошла приморская часть Азербайджана с Баку. Однако впоследствии в 1732 г. между Россией и Персией были заключены договоры, по которым все завоеванные Петром территории отошли Персии. В дальнейшем в результате русско-иранских войн (1804-1833 гг. и 1826-1828 гг.) образованные на территории Азербайджана ханства (Кубинское, Бакинское, Карабахское) перешли России. По Гюлистанскому миру (после первой русско-иранской войны) к России отошел северный Азербайджан, а Туркманчайский мир подтверждает этот факт.

В результате присоединений в Закавказье раздробленность местных государств ликвидировалась. Правители лишались многих своих функций, превращаясь в чиновников (однако важные государственные посты занимали все же преимущественно русские). Местные правительства сохранялись, территориально-административное устройство сохранялось частично. Права церкви соблюдались. Закавказье было вовлечено в общероссийский рынок, таким образом превратившись из конфликтного и нестабильного в быстроразвивающийся и динамичный промышленный регион


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62353. ПУТЬ К ИНТОНАЦИОННОМУ ПОНИМАНИЮ МУЗЫКИ 2.86 MB
  Музыка занимает одно из ключевых мест в системе воспитания духовного человека. представляет собой программу по курсу слушания музыки для 14 годов обучения. Они так же синестетичны: острое или мягкое прикосновения штриха плотная или разряженная тяжелая или облегченная фактура высокий...
62355. Требования к уроку русского языка 19.91 KB
  Общедидактические требования к уроку широко освещенные в педагогической литературе получают частно-методическую конкретизацию применительно к урокам рассматриваемой дисциплины. Сам по себе интересный в воспитательном отношении языковой материал не решает воспитательных задач урока...
62356. ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 33.42 KB
  Целенаправленность чёткость и логика урока Вопросы для анализа самоанализа урока: Какие цели поставлены учителем на уроке Соответствуют ли они теме и требованиям учебной программы Цели сформулированные учителем при подготовке к уроку должны соответствовать теме урока и требованиям учебной программы.
62357. Тренировочные упражнения к уроку русского языка в 11 классе 20.67 KB
  Много ошибок допускается при работе с предложением такого типа: Опровергая общее утверждение 1 приведите хотя бы один довод против. А в варианте 1 ответа предложение определённо-личное то есть подлежащего нет но сказуемое глагол 2ого лица множественного числа косвенно его выражает опровергая приведите довод против.
62358. Робота з природним матеріалом. Флоромозаїка з насіння 1.93 MB
  Мета: дати учням поняття про флоромозаїку; розширити знання про історію виникнення мозаїки; навчити дітей виготовляти композицію з насіння: Квітка осені сприяти розвитку уяви фантазії мислення уваги естетичного смаку образного мислення; мілкої моторики мязів пальців; сприяти вихованню охайності уважності та інтересу до роботи.
62361. Вправи та задачі на засвоєння таблиць додавання і віднімання. Кругові вирази. Побудова геометричних фігур за зразком 594.61 KB
  Діти до нас сьогодні в гості завітав космонавт. Лист Любі діти я тільки прилетів з дуже далекого космосу. На яке число ми щойно збільшували і зменшували інші числа на 6 Діти відкрийте свої зошити знайдіть новий робочий рядок і запишіть каліграфічно це число в рядок через клітинку.