72135

Вхождение Грузии, Армении и Азербайджана в состав России

Доклад

История и СИД

Вхождение Грузии Армении и Азербайджана в состав России. В этих условиях вхождение в состав России в начале XIX в. приоритетное место во внешней политике России занимал восточный вопрос. Особое значение в процессе утверждения России на Черном море в Крыму и на Северном Кавказе приобретало...

Русский

2014-11-18

18.79 KB

0 чел.

21. Вхождение Грузии, Армении и Азербайджана в состав России.

Закавказье, как и весь Кавказ, – важный геополитический регион, с глубокой древности представлявший связующее звено между странами Востока и Запада и находившийся на перекрёстке торговых путей между Ближним и Средним Востоком и Европой, миграционных волн, армий завоевателей, стремившихся овладеть древними и средневековыми государствами Закавказья. Широки были торговые и культурные связи этих государств между собой и с сопредельными странами Европы и Востока – Ираном, Индией, Китаем и др. богатые земли постоянно привлекали внимание сильных и воинственных соседей, и Закавказье стало объектом соперничества между Персией (Ираном) и Османской империей (Турцией), причем особенно жестоко южные соседи обходились с христианами – грузинами и армянами. Дальнейшее развитие событий могло привести к фактически полному физическому истреблению христианских народов Закавказья. В этих условиях вхождение в состав России в начале XIX в. способствовало выживанию закавказских народов, приобщению их к ценностям европейской цивилизации.

В 80-х гг. XVIII в. приоритетное место во внешней политике России занимал восточный вопрос. Особое значение в процессе утверждения России на Черном море, в Крыму и на Северном Кавказе приобретало военно-стратегическое положение в Закавказье, служившем ареной соперничества трех держав – России, Ирана и Турции.

Стремление к стратегическому обеспечению безопасности южных границ, к расширению торговых связей со странами Востока было главным стимулом политики России в Закавказье. Если присоединение Прибалтики происходило путем использования военной силы, то вхождение народов Закавказья осуществлялось на добровольной основе. Россия получала важную в стратегическом отношении территорию в борьбе с Турцией и Ираном.

А  народы Закавказья, в свою очередь, побуждали соединить свои судьбы с Россией тесные экономические и культурные связи; ирано-турецкое иго и непрерывные войны, а также тот факт, что  грузины и армяне - христиане.

Отношения между Россией и Грузией были исконно дружественными. Для Р Грузия всегда  являлась главной опорой в Закавказье. Первые присяги на верность имели место уже в 1половине 17в, когда в 1648г. царь Мегрелии  (Мегрелия– Кахетия) обратился к царю Михаилу Фёдоровичу с грамотой о желании грузинского народа перейти в подданство России. Спустя три года Михаил дал жалованную грамоту кахетинскому царю «О принятии Иверской земли под покровительство России». В 1655г.  Алексей Михайлович дал аналогичную грамоту имеретинскому царю. В 1657 - русский царь получил письмо от трёх небольших горных княжеств в Восточной Грузии (Туншинской, Керсурской и Пшевской земель) о переходе их в русское подданство. В 1722-23гг. состоялся  Персидский поход,в результате которого по договору шах признал за Р всё западное и южное побережье Каспия, но по договорам 1732-35гг. все петровские завоевания перешли Персии. В период с 1750-52  в Петербурге находилось осетинское посольство, которое вело переговоры о присоединении Осетии к Р. Однако в те годы российские власти решили воздержаться от подобного шага.  Первым шагом реального сближения между странами стало подписание в 1763 г. Екатериной II  указа о поселении в урочище Моздок крестившихся осетин. В июне 1783 г. был заключен Георгиевский трактат, представлявший собой "дружественный договор о покровительстве". Перед лицом постоянной ирано-турецкой агрессии и набегов чеченцев и лезгинов Ираклий II делает выбор в пользу более могущественной и единоверной России. Царь Картли и Кахетии отказывался от всякой зависимости от Персии или иной державы (имелась в виду Турция), а признавал верховенство и покровительство России, которая, в свою очередь, ручалась за целостность и сохранность не только нынешних владений царя Ираклия II, но и тех, что будут приобретены потом. Однако гарантируя Картли-Кахетинскому царству защиту от врагов, Россия ограничивала его внешнеполитическую функцию. Трактат содержал несколько секретных пунктов: 1) настоятельная рекомендация российского правительства о прекращении в Грузии междоусобиц и сохранении ее единства; 2) обязательство России держать в Картли-Кахетинском царстве два батальона пехоты; 3) в случае войны командование русскими войсками на Северном Кавказе было обязано согласовывать с царем Картли и Кахети все военные действия по защите Восточной Грузии. За Грузией закреплялась полная внутренняя автономия. Сохраняя наследственные права на престол как самого Ираклия, так и его наследников, Россия предоставляла им управление своим народом "вполне независимым способом" и запрещала вмешиваться в грузинские дела тамошнему военному и гражданскому начальству. Однако в 1795 иранский правитель Агат-Мохаммад (поддержкой которого заручился сбежавший царевич Александр) совершил опустошительный поход на Грузию, в результате которого Тифлис был сожжён. В 1800г. по обращению Георгия XII Павел подписал указ о вхождении Картли-Кахетинского царства в состав Р, сохранялись привилегии династии и др, однако через год царство было ликвидировано, и вводилась Грузинская губерния. И, наконец, в 1801г.  Александр I подписал Манифест о принятии в российское подданство Восточной Грузии (Картли-Кахетинского царства). Все последующие грузинские цари принимали российское подданство. Грузинское дворянство, тем не менее, сохраняло равные с российским права. Правители свергнутой династии переселены в Ц Россию, им дали поместья, сохранили привилегии. С 1803 по 1804гг.  в состав России вошли остальные части Грузии – Мингрелия ( Мегрельское княжество), Гурия (Гурийское княжество) и Имеретия (Имеретинское царство) - Западная Грузия. в 1810г. -  Абхазия (Абхазское княжество). По Адрианопольскому миру (1829г.) Турция признавала вхождение всей Грузии в Россию (вошло Ахал-Калахи). А по  Сан-Стефанскому миру (1878г.) к Р перешёл район Батуми.

По Туркманчайскому мирному договору 1828 г., венчавшему вторую русско-иранскую войну (1826-1828 гг.), за Россией признавались присоединенные ею Нахичеванское и Эриванское ханства Армении. Вскоре Николаем I был подписан указ об образовании Армянской области, в которую эти ханства вошли в качестве уездов. В административно-территориальном отношении каждый из уездов был разделён на области и округа. Начальниками в уездах были назначены русские гражданские и военные чиновники, подчинявшиеся администрации Армянской области. Определенные полномочия получили и лояльные центральной власти династии, а местное население получило возможность контролировать земскую власть.

В XVI-XVII вв. на территории Азербайджана вели борьбу за власть Турция и Персия. В 1722-1723 гг. в результате Персидского похода Петра I России отошла приморская часть Азербайджана с Баку. Однако впоследствии в 1732 г. между Россией и Персией были заключены договоры, по которым все завоеванные Петром территории отошли Персии. В дальнейшем в результате русско-иранских войн (1804-1833 гг. и 1826-1828 гг.) образованные на территории Азербайджана ханства (Кубинское, Бакинское, Карабахское) перешли России. По Гюлистанскому миру (после первой русско-иранской войны) к России отошел северный Азербайджан, а Туркманчайский мир подтверждает этот факт.

В результате присоединений в Закавказье раздробленность местных государств ликвидировалась. Правители лишались многих своих функций, превращаясь в чиновников (однако важные государственные посты занимали все же преимущественно русские). Местные правительства сохранялись, территориально-административное устройство сохранялось частично. Права церкви соблюдались. Закавказье было вовлечено в общероссийский рынок, таким образом превратившись из конфликтного и нестабильного в быстроразвивающийся и динамичный промышленный регион


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57778. Застосування похідної для побудови графіків функції 458.5 KB
  Яка функція називається опуклої вниз на інтервалі ; b Яка функція називається опуклою в гору на інтервалі ; b Що називається точкою перегину графіка функції Назвіть властивості графіків опуклості функції...
57779. ЗАСТОСУВАННЯ ПОХІДНОЇ ДО РОЗВ’ЯЗУВАННЯ ПРИКЛАДНИХ ЗАДАЧ 201.5 KB
  МЕТА: перевірити знання учнями формул для знаходження похідної та вміння застосовувати метод диференціального числення до розв’язування прикладних задач вміння виділяти етапи в розв’язуванні прикладних задач...
57780. Экстремальные задачи 2.81 MB
  Цель: ознакомить учащихся с понятием экстремальные задачи; составить алгоритм их решения с помощью производной; раскрыть область применения производной, показать, что производная – способ исследования процессов действительности и современного производства.
57781. Застосування похідної до дослідження функції 582.5 KB
  На дошці учень виконую вправу: знайти максимум функції. Перше завдання детектива Кожен учень отримує картку із завдання дослідити функцію. За виконання цього завдання учень отримує різну зарплатню оцінку в залежності від складності завдання...
57782. Похідна та її застосування 76 KB
  Мета проекту: показати широке застосування похідної; довести що похідна засіб дослідження процесів дійсності і сучасного виробництва; розвивати вміння досліджувати систематизувати вивчені факти...
57783. Применение производной к исследованию функции 1.89 MB
  Цели урока: сформировать навыки исследования и построения графиков функции с помощью производной. Учитель записывает на доске а ученики в тетради: Применение производной при исследовании функции.
57784. Похідна та її застосування 89 KB
  Мета: Узагальнення та систематизація знань, вмінь та навичок учнів з теми; формування вмінь працювати самостійно, спілкуватись, допомагати іншим, аналізувати ситуацію; розвиток загально навчальних навичок, творчого...
57785. Застосування похідної в різних галузях науки 1.1 MB
  Мета: Навчальна: дати учням всебічні поглиблені і розширені знання про предмет вивчення його цілісну картину досягти засвоєння учнями систематичних знань про поняття похідної її геометричний та фізичний зміст.
57786. Польща в 20-х роках ХХ століття 76.5 KB
  Мета уроку: охарактеризувати процес відновлення державної незалежності Польщі; розкрити роль Ю. Очікуванні результати: Після уроку учні зможуть: пояснювати обставини за яких відбулося відновлення Польщі...