72135

Вхождение Грузии, Армении и Азербайджана в состав России

Доклад

История и СИД

Вхождение Грузии Армении и Азербайджана в состав России. В этих условиях вхождение в состав России в начале XIX в. приоритетное место во внешней политике России занимал восточный вопрос. Особое значение в процессе утверждения России на Черном море в Крыму и на Северном Кавказе приобретало...

Русский

2014-11-18

18.79 KB

0 чел.

21. Вхождение Грузии, Армении и Азербайджана в состав России.

Закавказье, как и весь Кавказ, – важный геополитический регион, с глубокой древности представлявший связующее звено между странами Востока и Запада и находившийся на перекрёстке торговых путей между Ближним и Средним Востоком и Европой, миграционных волн, армий завоевателей, стремившихся овладеть древними и средневековыми государствами Закавказья. Широки были торговые и культурные связи этих государств между собой и с сопредельными странами Европы и Востока – Ираном, Индией, Китаем и др. богатые земли постоянно привлекали внимание сильных и воинственных соседей, и Закавказье стало объектом соперничества между Персией (Ираном) и Османской империей (Турцией), причем особенно жестоко южные соседи обходились с христианами – грузинами и армянами. Дальнейшее развитие событий могло привести к фактически полному физическому истреблению христианских народов Закавказья. В этих условиях вхождение в состав России в начале XIX в. способствовало выживанию закавказских народов, приобщению их к ценностям европейской цивилизации.

В 80-х гг. XVIII в. приоритетное место во внешней политике России занимал восточный вопрос. Особое значение в процессе утверждения России на Черном море, в Крыму и на Северном Кавказе приобретало военно-стратегическое положение в Закавказье, служившем ареной соперничества трех держав – России, Ирана и Турции.

Стремление к стратегическому обеспечению безопасности южных границ, к расширению торговых связей со странами Востока было главным стимулом политики России в Закавказье. Если присоединение Прибалтики происходило путем использования военной силы, то вхождение народов Закавказья осуществлялось на добровольной основе. Россия получала важную в стратегическом отношении территорию в борьбе с Турцией и Ираном.

А  народы Закавказья, в свою очередь, побуждали соединить свои судьбы с Россией тесные экономические и культурные связи; ирано-турецкое иго и непрерывные войны, а также тот факт, что  грузины и армяне - христиане.

Отношения между Россией и Грузией были исконно дружественными. Для Р Грузия всегда  являлась главной опорой в Закавказье. Первые присяги на верность имели место уже в 1половине 17в, когда в 1648г. царь Мегрелии  (Мегрелия– Кахетия) обратился к царю Михаилу Фёдоровичу с грамотой о желании грузинского народа перейти в подданство России. Спустя три года Михаил дал жалованную грамоту кахетинскому царю «О принятии Иверской земли под покровительство России». В 1655г.  Алексей Михайлович дал аналогичную грамоту имеретинскому царю. В 1657 - русский царь получил письмо от трёх небольших горных княжеств в Восточной Грузии (Туншинской, Керсурской и Пшевской земель) о переходе их в русское подданство. В 1722-23гг. состоялся  Персидский поход,в результате которого по договору шах признал за Р всё западное и южное побережье Каспия, но по договорам 1732-35гг. все петровские завоевания перешли Персии. В период с 1750-52  в Петербурге находилось осетинское посольство, которое вело переговоры о присоединении Осетии к Р. Однако в те годы российские власти решили воздержаться от подобного шага.  Первым шагом реального сближения между странами стало подписание в 1763 г. Екатериной II  указа о поселении в урочище Моздок крестившихся осетин. В июне 1783 г. был заключен Георгиевский трактат, представлявший собой "дружественный договор о покровительстве". Перед лицом постоянной ирано-турецкой агрессии и набегов чеченцев и лезгинов Ираклий II делает выбор в пользу более могущественной и единоверной России. Царь Картли и Кахетии отказывался от всякой зависимости от Персии или иной державы (имелась в виду Турция), а признавал верховенство и покровительство России, которая, в свою очередь, ручалась за целостность и сохранность не только нынешних владений царя Ираклия II, но и тех, что будут приобретены потом. Однако гарантируя Картли-Кахетинскому царству защиту от врагов, Россия ограничивала его внешнеполитическую функцию. Трактат содержал несколько секретных пунктов: 1) настоятельная рекомендация российского правительства о прекращении в Грузии междоусобиц и сохранении ее единства; 2) обязательство России держать в Картли-Кахетинском царстве два батальона пехоты; 3) в случае войны командование русскими войсками на Северном Кавказе было обязано согласовывать с царем Картли и Кахети все военные действия по защите Восточной Грузии. За Грузией закреплялась полная внутренняя автономия. Сохраняя наследственные права на престол как самого Ираклия, так и его наследников, Россия предоставляла им управление своим народом "вполне независимым способом" и запрещала вмешиваться в грузинские дела тамошнему военному и гражданскому начальству. Однако в 1795 иранский правитель Агат-Мохаммад (поддержкой которого заручился сбежавший царевич Александр) совершил опустошительный поход на Грузию, в результате которого Тифлис был сожжён. В 1800г. по обращению Георгия XII Павел подписал указ о вхождении Картли-Кахетинского царства в состав Р, сохранялись привилегии династии и др, однако через год царство было ликвидировано, и вводилась Грузинская губерния. И, наконец, в 1801г.  Александр I подписал Манифест о принятии в российское подданство Восточной Грузии (Картли-Кахетинского царства). Все последующие грузинские цари принимали российское подданство. Грузинское дворянство, тем не менее, сохраняло равные с российским права. Правители свергнутой династии переселены в Ц Россию, им дали поместья, сохранили привилегии. С 1803 по 1804гг.  в состав России вошли остальные части Грузии – Мингрелия ( Мегрельское княжество), Гурия (Гурийское княжество) и Имеретия (Имеретинское царство) - Западная Грузия. в 1810г. -  Абхазия (Абхазское княжество). По Адрианопольскому миру (1829г.) Турция признавала вхождение всей Грузии в Россию (вошло Ахал-Калахи). А по  Сан-Стефанскому миру (1878г.) к Р перешёл район Батуми.

По Туркманчайскому мирному договору 1828 г., венчавшему вторую русско-иранскую войну (1826-1828 гг.), за Россией признавались присоединенные ею Нахичеванское и Эриванское ханства Армении. Вскоре Николаем I был подписан указ об образовании Армянской области, в которую эти ханства вошли в качестве уездов. В административно-территориальном отношении каждый из уездов был разделён на области и округа. Начальниками в уездах были назначены русские гражданские и военные чиновники, подчинявшиеся администрации Армянской области. Определенные полномочия получили и лояльные центральной власти династии, а местное население получило возможность контролировать земскую власть.

В XVI-XVII вв. на территории Азербайджана вели борьбу за власть Турция и Персия. В 1722-1723 гг. в результате Персидского похода Петра I России отошла приморская часть Азербайджана с Баку. Однако впоследствии в 1732 г. между Россией и Персией были заключены договоры, по которым все завоеванные Петром территории отошли Персии. В дальнейшем в результате русско-иранских войн (1804-1833 гг. и 1826-1828 гг.) образованные на территории Азербайджана ханства (Кубинское, Бакинское, Карабахское) перешли России. По Гюлистанскому миру (после первой русско-иранской войны) к России отошел северный Азербайджан, а Туркманчайский мир подтверждает этот факт.

В результате присоединений в Закавказье раздробленность местных государств ликвидировалась. Правители лишались многих своих функций, превращаясь в чиновников (однако важные государственные посты занимали все же преимущественно русские). Местные правительства сохранялись, территориально-административное устройство сохранялось частично. Права церкви соблюдались. Закавказье было вовлечено в общероссийский рынок, таким образом превратившись из конфликтного и нестабильного в быстроразвивающийся и динамичный промышленный регион


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13958. «Гусенятко» М. Вінграновський 45 KB
  УРОК № 12 Тема. М. Вінграновський. Гусенятко. Мета: ознайомити учнів з оповіданням письменника допомогти їм визначити думку про твір; розвивати навички виразного читання переказу прозових творів складання плану; виховувати любов до природи до всього живого гумані...
13959. Использование языка XSL для форматирования документов XML 519 KB
  Текстовый документ, содержащий объекты форматирования, т.е. элементы в пространстве имен fo:, называется документом FO. Этот документ описывает как общую компоновку отформатированного документа XML, так и его стилевое оформление.
13960. Гусенятко М. Вінграновський 34 KB
  УРОК № 13 Тема. М. Вінграновський. Гусенятко. Мета: допомогти учням усвідомити ідейнохудожню цінність твору визначити його головну думку; розвивати навички виразного читання переказу прозових творів їхнього аналізу висловлення власної думки щодо прочитаного; ви...
13961. Наскільки ти честолюбний. Outline for the lesson of English for 11th-graders 63.5 KB
  Outline for the lesson of English for 11thgraders. Lesson 14 Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів. Урок 14 Тема: НАУКА І КУЛЬТУРА Підтема: Наскільки ти честолюбний Мета: Сформувати вміння робити логічно вірно оформлені лексикограматичні висловлювання про професії....
13962. «Первінка» М. Вінграновський 40 KB
  УРОК № 14 Тема.М. Вінграновський. Первінка. Мета: ознайомити учнів із позапрограмними творами письменника викликати до них інтерес прагнення до самостійного читання; розвивати навички вибору художньої літератури для читання переказу прочитаного та висловлення вл
13963. Использование языка SVG 1.02 MB
  Графические объекты могут быть сгруппированы, стилизованны, преобразованы и встроены в предварительно предоставленные объекты. Набор характеристик включает вложенные преобразования, отсечение контуров, альфа-маски, эффекты фильтра и объекты шаблона.
13964. Тематичне оцінювання М. Вінграновський 28.5 KB
  УРОК № 15 Тема.Тематичне оцінювання. Мета:виявити рівень знань умінь та навичок учнів з метою корекції; розвивати звязне мовлення память логічне та образне мислення вміння висловлювати свої судження; виховувати кращі людські якості. Обладнання:тестові завдан
13965. Создание Web-служб с использованием технологии AJAX 589 KB
  В традиционной Web-технологии запрос на обработку данных создается в Web-браузере с помощью управляющих элементов формы Web-страницы, а затем, после нажатия кнопки типа submit или вызова метода submit() в сценарии JavaScript, созданный запрос с помощью метода GET или POST передается на Web-сервер.
13966. «Вовк і кіт», «Щука» Л. Глібов 41.5 KB
  УРОК № 16 Тема.Л. Глібов. Вовк і кіт Щука. Мета: ознайомити учнів із життям і творчістю Л. Глібова його байками; розвивати навички виразного читання байок коментування їхнього змісту та побудови визначення головної думки; виховувати кращі моральні якості людини ...