72136

Польский вопрос во внутренней политике РИ (1830-1917)

Доклад

История и СИД

Постановка польского вопроса во внутренней политике РИ не случайно производится именно с 1830 г. поскольку до первого польского национального восстания национального вопроса в общероссийском масштабе не существовало в чем заключается особенность национальной обстановки в России.

Русский

2014-11-18

20.74 KB

1 чел.

20. Польский вопрос во внутренней политике РИ (1830-1917)

Постановка польского вопроса во внутренней политике РИ не случайно производится именно с 1830г., поскольку до первого польского национального восстания национального вопроса в общероссийском масштабе не существовало, в чем заключается особенность национальной обстановки в России. Главные цели польского национального движения были политическими: восстановление польского государства - дворянской республики в её прежних исторических границах 1772г. После  восстаний 1830-1831гг. российским самодержцем было принято решение о необходимости ограничения автономии и интеграции польских земель в состав Российской империи с целью превращения Царства Польского в обычную провинцию. Главной задачей, которую ставил перед собой на тот момент Николай I, было установление такого порядка, который исключал бы повторение подобных восстаний. Эти же цели преследовало и принятие Органического Статута 1832г., который должен был способствовать установлению порядка управления ЦП как частью империи. В Органическом Статуте было теоретически подтверждено особое административное положение Царства Польского и гарантированы гражданские свободы. Однако он же  впервые провозглашал принцип русификации края. В соответствии с ОС распускался сейм; управление ЦП возлагалось на Административный совет во главе с наместником. Совет состоял из директоров комиссий, возглавлявших различные отрасли управления, главного контролёра и других лиц, специально назначаемых правительством. При царе состоял статс-секретарь по делам Царства Польского, который докладывал о делах, поступающих от наместника, и сообщал ему о воле государя; упразднялась национальная армия. Тем не менее, сохранялся Государственный совет Царства Польского, при котором учреждалась дипломатическая канцелярия для сношений с пограничными государствами; продолжали функционировать прежние воеводские комиссии, состоявшие из президента и комиссаров правительства; городские власти избирались общегородскими собраниями; собрания дворянства, городских и сельских обществ должны были избирать членов совета воеводств, а те – избирать судей двух первых инстанций, предлагать кандидатов для замещения административных должностей и докладывать о нуждах воеводства; а делопроизводство по-прежнему велось  на польском языке. Таким образом, ОС был достаточно либеральным. Однако он не был реализован, т.к. в Польше продолжалось революционное брожение. В этой связи в 1834 г. здесь вводится военное положение, которое официально потом уже не отменялось, а гражданская и военная власть сосредотачивается в руках наместника. Ввиду продолжавшегося революционного брожения и необходимости решать польский вопрос Николай I предпринимает ряд мер на территории ЦП, направленных на превращение его в обычную провинцию РИ, а именно: в 1836 г. в Государственном совете Российской империи учреждается департамент дел Царства Польского для согласования местного законодательства с общеимперским, а также польская шляхта получает права российского дворянства. В 1839 г.  создается Варшавский учебный округ, подчинённый Министерству народного просвещения, а в 1839 г. польские воеводства переименовываются в губернии, воеводские комиссии – в губернские правления, а президенты – в губернаторов. Также в 1841г. в Царстве Польском вводятся российские деньги, в 1846 г. ведомство путей сообщения Польши подчиняется центральной власти, в 1848 г. происходит введение русских стандартов и весов, а в 1850 г.  ликвидируются таможенные границы. Помимо вышеперечисленных мер, в регион вводятся российский жандармский корпус, и устанавливается русская цензура.

С приходом к власти Александра II его правительство несколько смягчает политику в отношении польского вопроса и идет на ряд уступок, пытаясь сотрудничать с польской лояльной элитой и стремясь разрешить вопрос освоения края. Так, в 1857г. в ЦП учреждается Земледельческое общество, которому царское правительство разрешило заняться вопросами освобождения крестьян. Постепенно оно превратилось в ассоциацию, преследовавшую политические цели и фактически ставшую чем-то наподобие представительства страны. Объявляется амнистия участникам ноябрьских восстаний 1831-1832 гг. и вводится возможность замещения вакантной должности архиепископа варшавского; также восстановлена Польская высшая школа (Медицинская академия в Варшаве); в нескольких польских губерниях созываются уездные советы, и отменяется военное положение. Польский язык вновь становится официальным, и поляки назначаются на важные административные должности, начинает функционировать Государственный совет. А 27 мая 1862 был восстановлена внутренняя автономия Царства Польского.

Кроме того, был разработан проект реформы управления краем (в основу положена записка польского государственного деятеля маркиза Велепольского об автономии, а также конституция 1815 г., Органический статут 1832 г. и другие акты), согласно которому земельное и городское управление Царства Польского было построено на широком участии в нём местного населения.

Но в 1860г. начались беспорядки в Варшаве, которые затем стали принимать все более грозный характер и распространились на другие города страны и на Литву. Поляки требовали осуществления Органического статута 1832 г. В польском обществе все большую популярность приобретала идея всенародного восстания, что позволило бы "вернуть независимость" в границах 1772 г. В 1863 г. с началом нового восстания в стране вводится временное военно-полицейское управление.  После подавления восстания 1863 г. правящие круги империи решили провести коренные преобразования управления в Царстве Польском, руководить которыми было поручено Н.А. Милютину, который сосредоточил в своих руках всю власть в Польше. С 1863г. царское правительство переходит к форсированной интеграции польских земель в состав России. В 1863г. создается  временное военно-полицейское управление во главе с генерал-полицмейстером, подчинявшимся непосредственно наместнику. 19 февраля 1964г. образован Учредительный в Царстве Польском комитет, наделенный чрезвычайными полномочиями, к которому переходят функции ликвидированного Государственного совета и Совета управления Царства Польского. УК  являлся законодательным и распорядительным органом и сосредоточил все управление ЦП. Во главе комитета стоял наместник, члены назначались царем, по приглашению в работе комитета мог принимать участие генерал-полицмейстер. 25 февраля 1864 г. создается  Комитет по делам Царства Польского - высшее совещательное учреждение при царе из представителей и 5 назначаемых императором чинов. 19 мая 1866г. образуется Собственная Его императорского величества канцелярия по делам Царства Польского, которая осуществляет всю законодательную деятельность и наблюдение за проведением преобразований. С 1974г. регион должен был называться Привислинским краем. С 1875г. все суды  в польских губерниях подчиняются министерству юстиции. В 70-е же годы проводится еще одна реформа, направленная на окончательную ликвидацию административной и судебной обособленности польских земель в составе России – гминная реформа, в соответствии с которой  создавалось гминное (волостное) самоуправление со своими административно-полицейскими функциями, ликвидировалась патримониальная власть помещика.

Необходимо отметить, что Крестьянская реформа 1861г. на территории Польши по сравнению с российской была гораздо более благоприятной и дружественной в отношении крестьян , так как была направлена против польского дворянства, которое было главной движущей силой и опорой январского восстания и ставила целью привязать к Р низшие слои польского общества, ослабив шляхту.  Эта политика отдаляла Россию от проверенного постоянного принципа сотрудничества с чужими элитами.

Именно с 1863 г. впервые открыто преследовалась цель культурно-языковой русификации Польши и была создана Программа культурно-языковой русификации Привислинского края. Русификаторские меры включали в себя следующие направления: введение русской цензуры, в средних и высших школах польский язык заменялся русским (исключение составляло преподавание религии); а с 1875 г.- во всех начальных школах также; с 1879г. вводились наказания за употребление польского языка в стенах школы. Был закрыт Вильнюсский университет, на основании бойкотируемого польским населением русскоязычного Варшавского (был чисто русскоязычным). Проводится и определенная политика в отношении католической церкви. В 1839 г. происходит окончательное упразднение униатской Церкви,а   в западных провинциях – «зачисление» верующих жителей в православные; проводятся репрессии католического духовенства, секуляризация церковных земель;прерываются отношения с Ватиканом;

Русский язык вводится в делопроизводство, управление, в судебную практику, а польский запрещается даже на частных вывесках. В Привислинском крае вводится запрет литовского, белорусского, украинского языков.

На конец 19-начало 20 веков русских в Привислинском крае всего 2,8 % (267000); при этом, они исполняли роль «оккупационной силы»; 78% занятого русского населения были люди, служившие в армии. Русские офицеры и чиновники составляли 1/6 наследственного дворянства и 30% личных дворян в Польше.

Национальный вопрос на границе веков  превращается в дестабилизирующий фактор Российской империи (ввиду роста национального движения в Польше). И  Николай  II в XX в. начинает курс «примирительной» политики, целью которой служит сохранение власти и стабилизация системы. В отношении  Польши с начала XX в. речь идет о восстановлении автономии. Основные требования, которые к ней предъявляются, это:  территориальная автономия, восстановление польского языка в государственном управлении и сельской школе. Столыпин выступал за автономию Польши, расценивая решение национального вопроса как шаг к победе в войне. Однако до 1905 г. только создавались комиссии, а конкретных решений не было. На принципиальные уступки правительство вынудила пойти революция, которая трактуется польскими историками как  «весна народов» - толчок, позволивший впоследствии освободиться от российского гнета. Царское правительство идет на ряд уступок в польских землях по итогам революции 1905-1907гг. Восстанавливаются  выборы предводителей дворянства. В 1905 г.  Комитет министров вводит послабления по вопросу польского языка (в отношении духовного книгопечатания и ведения службы). Разрешено преподавание польского и литовского языков в начальной школе (при основном русском), предметов по-польски в частных школах. В 1906г. разрешено полякам покупать землю друг у друга (крах надежд на скупку всех земель русскими помещиками).  Однако для решения проблемы всех этих мер недостаточно. В годы первой мировой войны Польша становится театром военных действий, и в 1914 – 1915 гг.происходит  рост национального движения, в результате которого русских фактически  «выбивают» из Польши. А в 1918г. Польша обретает независимость по результатам Брест-Литовского договора.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73827. Системы уравнений в линейной алгебре 467.5 KB
  Если это определение озвучить в терминах определителей то оно будет выглядеть примерно так: Матрица размера m×n имеет ранг r если существует хотя бы один отличный от нуля определитель rго порядка тогда как определитель любой подматрицы более высокого порядка равен нулю. Для вычисления ранга матрицы можно использовать метод элементарных преобразований строк и столбцов в точности тот самый метод который применяется для вычисления определителей. Целью элементарных преобразований является приведение матрицы к...
73828. Модель затраты- выпуск (модель В. Леонтьева) 121 KB
  Либо не весь объём производства расходуется на потребление и его достаточно для расширения производства тех видов продукции на которые имеется растущий спрос либо объём производства недостаточен для воспроизводства трудового ресурса на постоянном уровне. Свойство наличия баланса состоит как раз в том что полные объёмы всей продукции складываются только из объёмов её конечного потребления и объёмов потребления продукции в производственных процессах межотраслевых потоков. Примером такой взаимосвязи может служить например потребление с х...
73829. Комплексные числа 388 KB
  Определение комплексного числа. Первая компонента комплексного числа действительное число называется действительной частью числа это обозначается так; вторая компонента действительное число называется мнимой частью числа. Два комплексных числа и равны тогда и только тогда когда равны их действительные и мнимые части.
73830. Многочлены -ой степени 536.5 KB
  Многочленом ой степени называется функция где постоянные комплексные числа коэффициенты многочлена комплексная переменная. Число в котором многочлен принимает нулевое значение называется корнем многочлена. Представим в виде многочлена по степеням. Очевидно отсюда следует утверждение: для того чтобы число было корнем многочлена необходимо и достаточно чтобы коэффициент при нулевой степени в разложении по степеням был равен нулю: .
73831. Линейные пространства 451.5 KB
  Обозначим множества векторов направленных отрезков на прямой на плоскости в пространстве соответственно с обычными операциями сложения векторов и умножения векторов на число. Вместо свободных векторов можно рассмотреть соответствующие множества радиус-векторов. Например множество векторов на плоскости имеющих общее начало т. Множество радиус-векторов единичной длины не образует линейное пространство так как для любого из этих векторов сумма не принадлежит рассматриваемому множеству.
73832. Проектирование операционных технологических процессов обработки заготовок 67.5 KB
  обработки позволяет правильно выбрать станок из имеющегося парка или по каталогу. По типу обработки устанавливают группу станков: токарный сверлильный В соответствии с назначением станка его компоновкой степенью автоматизации определяют тип станка: токарный одношпиндельный многошпиндельный револьверный полуавтомат и т. Если эти требования выполнимы на различных станках то при выборе учитывают следующие факторы: 1 соответствие основных размеров станка габаритным размерам обрабатываемой заготовки или нескольких одновременно...
73833. Анализ технологичности конструкции деталей 43 KB
  Ее следует отрабатывать на технологичность комплексно учитывая зависимость технологичности от следующих факторов: исходной заготовки вида обработки технологичности СЕ в которую эта деталь входит. Конструкция должна быть такой чтобы для ее изготовления можно было применять высокопроизводительные методы обработки. Повышение технологичности конструкции изделия предусматривает проведение следующих мероприятий: Создание конфигурации деталей и подбор их материалов позволяющих применение наиболее совершенных исходных заготовок сокращающих объем...
73834. Выбор вариантов схем базирования 40.5 KB
  Для создания возможности повышения уровня концентрации обработки в операции и снижения разнообразия технологической оснастки лучше принять в качестве базы для обработки всех поверхностей детали одну и туже базу Е. Синтез маршрута обработки заготовки Первый шаг синтеза маршрута обработки заготовки распределение отобранных переходов обработки типовых поверхностей заготовки по этапам типовой схемы изготовления деталей соответствующего класса или подкласса. Типовая схема обработки является вариантом полного типового решения. Причиной...
73835. Проектирование маршрутных технологических процессов механической обработки 52 KB
  Маршрутное описание ТП заключается в сокращенном описании всех технологических операций в маршрутной карте в последовательности их выполнения без переходов и технологических режимов. Операционное описание ТП характеризуется полным описанием всех технологических операций в последовательности их выполнения с указанием переходов и технологических режимов. Маршрутнооперационным описанием ТП называют сокращенное описание технологических операций в маршрутной карте в последовательности их выполнения с полным описанием отдельных операций в других...