72136

Польский вопрос во внутренней политике РИ (1830-1917)

Доклад

История и СИД

Постановка польского вопроса во внутренней политике РИ не случайно производится именно с 1830 г. поскольку до первого польского национального восстания национального вопроса в общероссийском масштабе не существовало в чем заключается особенность национальной обстановки в России.

Русский

2014-11-18

20.74 KB

1 чел.

20. Польский вопрос во внутренней политике РИ (1830-1917)

Постановка польского вопроса во внутренней политике РИ не случайно производится именно с 1830г., поскольку до первого польского национального восстания национального вопроса в общероссийском масштабе не существовало, в чем заключается особенность национальной обстановки в России. Главные цели польского национального движения были политическими: восстановление польского государства - дворянской республики в её прежних исторических границах 1772г. После  восстаний 1830-1831гг. российским самодержцем было принято решение о необходимости ограничения автономии и интеграции польских земель в состав Российской империи с целью превращения Царства Польского в обычную провинцию. Главной задачей, которую ставил перед собой на тот момент Николай I, было установление такого порядка, который исключал бы повторение подобных восстаний. Эти же цели преследовало и принятие Органического Статута 1832г., который должен был способствовать установлению порядка управления ЦП как частью империи. В Органическом Статуте было теоретически подтверждено особое административное положение Царства Польского и гарантированы гражданские свободы. Однако он же  впервые провозглашал принцип русификации края. В соответствии с ОС распускался сейм; управление ЦП возлагалось на Административный совет во главе с наместником. Совет состоял из директоров комиссий, возглавлявших различные отрасли управления, главного контролёра и других лиц, специально назначаемых правительством. При царе состоял статс-секретарь по делам Царства Польского, который докладывал о делах, поступающих от наместника, и сообщал ему о воле государя; упразднялась национальная армия. Тем не менее, сохранялся Государственный совет Царства Польского, при котором учреждалась дипломатическая канцелярия для сношений с пограничными государствами; продолжали функционировать прежние воеводские комиссии, состоявшие из президента и комиссаров правительства; городские власти избирались общегородскими собраниями; собрания дворянства, городских и сельских обществ должны были избирать членов совета воеводств, а те – избирать судей двух первых инстанций, предлагать кандидатов для замещения административных должностей и докладывать о нуждах воеводства; а делопроизводство по-прежнему велось  на польском языке. Таким образом, ОС был достаточно либеральным. Однако он не был реализован, т.к. в Польше продолжалось революционное брожение. В этой связи в 1834 г. здесь вводится военное положение, которое официально потом уже не отменялось, а гражданская и военная власть сосредотачивается в руках наместника. Ввиду продолжавшегося революционного брожения и необходимости решать польский вопрос Николай I предпринимает ряд мер на территории ЦП, направленных на превращение его в обычную провинцию РИ, а именно: в 1836 г. в Государственном совете Российской империи учреждается департамент дел Царства Польского для согласования местного законодательства с общеимперским, а также польская шляхта получает права российского дворянства. В 1839 г.  создается Варшавский учебный округ, подчинённый Министерству народного просвещения, а в 1839 г. польские воеводства переименовываются в губернии, воеводские комиссии – в губернские правления, а президенты – в губернаторов. Также в 1841г. в Царстве Польском вводятся российские деньги, в 1846 г. ведомство путей сообщения Польши подчиняется центральной власти, в 1848 г. происходит введение русских стандартов и весов, а в 1850 г.  ликвидируются таможенные границы. Помимо вышеперечисленных мер, в регион вводятся российский жандармский корпус, и устанавливается русская цензура.

С приходом к власти Александра II его правительство несколько смягчает политику в отношении польского вопроса и идет на ряд уступок, пытаясь сотрудничать с польской лояльной элитой и стремясь разрешить вопрос освоения края. Так, в 1857г. в ЦП учреждается Земледельческое общество, которому царское правительство разрешило заняться вопросами освобождения крестьян. Постепенно оно превратилось в ассоциацию, преследовавшую политические цели и фактически ставшую чем-то наподобие представительства страны. Объявляется амнистия участникам ноябрьских восстаний 1831-1832 гг. и вводится возможность замещения вакантной должности архиепископа варшавского; также восстановлена Польская высшая школа (Медицинская академия в Варшаве); в нескольких польских губерниях созываются уездные советы, и отменяется военное положение. Польский язык вновь становится официальным, и поляки назначаются на важные административные должности, начинает функционировать Государственный совет. А 27 мая 1862 был восстановлена внутренняя автономия Царства Польского.

Кроме того, был разработан проект реформы управления краем (в основу положена записка польского государственного деятеля маркиза Велепольского об автономии, а также конституция 1815 г., Органический статут 1832 г. и другие акты), согласно которому земельное и городское управление Царства Польского было построено на широком участии в нём местного населения.

Но в 1860г. начались беспорядки в Варшаве, которые затем стали принимать все более грозный характер и распространились на другие города страны и на Литву. Поляки требовали осуществления Органического статута 1832 г. В польском обществе все большую популярность приобретала идея всенародного восстания, что позволило бы "вернуть независимость" в границах 1772 г. В 1863 г. с началом нового восстания в стране вводится временное военно-полицейское управление.  После подавления восстания 1863 г. правящие круги империи решили провести коренные преобразования управления в Царстве Польском, руководить которыми было поручено Н.А. Милютину, который сосредоточил в своих руках всю власть в Польше. С 1863г. царское правительство переходит к форсированной интеграции польских земель в состав России. В 1863г. создается  временное военно-полицейское управление во главе с генерал-полицмейстером, подчинявшимся непосредственно наместнику. 19 февраля 1964г. образован Учредительный в Царстве Польском комитет, наделенный чрезвычайными полномочиями, к которому переходят функции ликвидированного Государственного совета и Совета управления Царства Польского. УК  являлся законодательным и распорядительным органом и сосредоточил все управление ЦП. Во главе комитета стоял наместник, члены назначались царем, по приглашению в работе комитета мог принимать участие генерал-полицмейстер. 25 февраля 1864 г. создается  Комитет по делам Царства Польского - высшее совещательное учреждение при царе из представителей и 5 назначаемых императором чинов. 19 мая 1866г. образуется Собственная Его императорского величества канцелярия по делам Царства Польского, которая осуществляет всю законодательную деятельность и наблюдение за проведением преобразований. С 1974г. регион должен был называться Привислинским краем. С 1875г. все суды  в польских губерниях подчиняются министерству юстиции. В 70-е же годы проводится еще одна реформа, направленная на окончательную ликвидацию административной и судебной обособленности польских земель в составе России – гминная реформа, в соответствии с которой  создавалось гминное (волостное) самоуправление со своими административно-полицейскими функциями, ликвидировалась патримониальная власть помещика.

Необходимо отметить, что Крестьянская реформа 1861г. на территории Польши по сравнению с российской была гораздо более благоприятной и дружественной в отношении крестьян , так как была направлена против польского дворянства, которое было главной движущей силой и опорой январского восстания и ставила целью привязать к Р низшие слои польского общества, ослабив шляхту.  Эта политика отдаляла Россию от проверенного постоянного принципа сотрудничества с чужими элитами.

Именно с 1863 г. впервые открыто преследовалась цель культурно-языковой русификации Польши и была создана Программа культурно-языковой русификации Привислинского края. Русификаторские меры включали в себя следующие направления: введение русской цензуры, в средних и высших школах польский язык заменялся русским (исключение составляло преподавание религии); а с 1875 г.- во всех начальных школах также; с 1879г. вводились наказания за употребление польского языка в стенах школы. Был закрыт Вильнюсский университет, на основании бойкотируемого польским населением русскоязычного Варшавского (был чисто русскоязычным). Проводится и определенная политика в отношении католической церкви. В 1839 г. происходит окончательное упразднение униатской Церкви,а   в западных провинциях – «зачисление» верующих жителей в православные; проводятся репрессии католического духовенства, секуляризация церковных земель;прерываются отношения с Ватиканом;

Русский язык вводится в делопроизводство, управление, в судебную практику, а польский запрещается даже на частных вывесках. В Привислинском крае вводится запрет литовского, белорусского, украинского языков.

На конец 19-начало 20 веков русских в Привислинском крае всего 2,8 % (267000); при этом, они исполняли роль «оккупационной силы»; 78% занятого русского населения были люди, служившие в армии. Русские офицеры и чиновники составляли 1/6 наследственного дворянства и 30% личных дворян в Польше.

Национальный вопрос на границе веков  превращается в дестабилизирующий фактор Российской империи (ввиду роста национального движения в Польше). И  Николай  II в XX в. начинает курс «примирительной» политики, целью которой служит сохранение власти и стабилизация системы. В отношении  Польши с начала XX в. речь идет о восстановлении автономии. Основные требования, которые к ней предъявляются, это:  территориальная автономия, восстановление польского языка в государственном управлении и сельской школе. Столыпин выступал за автономию Польши, расценивая решение национального вопроса как шаг к победе в войне. Однако до 1905 г. только создавались комиссии, а конкретных решений не было. На принципиальные уступки правительство вынудила пойти революция, которая трактуется польскими историками как  «весна народов» - толчок, позволивший впоследствии освободиться от российского гнета. Царское правительство идет на ряд уступок в польских землях по итогам революции 1905-1907гг. Восстанавливаются  выборы предводителей дворянства. В 1905 г.  Комитет министров вводит послабления по вопросу польского языка (в отношении духовного книгопечатания и ведения службы). Разрешено преподавание польского и литовского языков в начальной школе (при основном русском), предметов по-польски в частных школах. В 1906г. разрешено полякам покупать землю друг у друга (крах надежд на скупку всех земель русскими помещиками).  Однако для решения проблемы всех этих мер недостаточно. В годы первой мировой войны Польша становится театром военных действий, и в 1914 – 1915 гг.происходит  рост национального движения, в результате которого русских фактически  «выбивают» из Польши. А в 1918г. Польша обретает независимость по результатам Брест-Литовского договора.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53872. Майстер – клас «Креативність – мислення поза стандартами» 676 KB
  Одним із вирішальних чинників розв’язання цих завдань є розвиток креативного мислення педагога. На сьогоднішній день існує більше 100 визначень креативності але ми будемо її розглядати як здатність до дивергентного мислення мислення що йде одночасно у багатьох напрямках воно спрямоване на те щоб породити безліч різних варіантів розв’язання задачі. Дивергентне мислення лежить в основі креативності.
53873. ЩО ТАКЕ КРЕАТИВНІСТЬ? 194.5 KB
  Невже не може бути так щоб школа була місцем де плекають дитячу креативність Де діти не бояться помилятися. Людська спільнота набагато більше схожа на людський організм у якому креативність відіграє роль життєвої енергії. І саме від школи залежить чи буде вона розвивати креативність чи висушувати її приглушувати і придушувати щоб перетворити на добре запрограмований в міру інтелектуальний механізм. Чому б не використати цей невичерпний потенціал у вивченні математики й природознавства читання й письма Матеріал посібника дасть змогу...
53874. Крым. Сценарий 93.5 KB
  1 загадка: Красивый сад волшебный сад Сюда приехать каждый рад. Здесь и деревья и цветы необычайной красоты Никитский ботаничекий сад 2 загадка: Может ктото не поверит Что живут под Ялтой звери: Львы медведи леопарды все друг другу очень рады Угадайте как зовут Этот для зверей приют Зоопарк Сказка 3 загадка: Один...
53875. Криза старого порядку. Початок модернiзацiї. Прусське королiвство. Австрія 69.5 KB
  Випереджувальне завдання Скласти історичну справку про особливості політичного стану в країнах Європи II половини XVIII століття. Домашнє завдання 2хв. Учні 1 групи повинні були підготувати випереджувальне завдання: скласти історичну довідку про особливості політичного стану в країнах Європи II половини XVIII століття. Завдання для учнів першої групи.
53876. Етносоціальні процеси та рівень життя населення (середина 60-початок 80-х років) 98.5 KB
  Тема уроку Етносоціальні процеси та рівень життя населення середина 60початок 80х років. Етнічний склад населення Основні поняття: рівень життя депопуляція етносоціальні процеси. подолання волюнтаризму та суб’єктивізму в управлінні народним господарством призупинення падіння життєвого рівня населення зростання авторитету КП який значно похитнувся в роки правління М. Це не могло не позначитися на рівні життя населення не вплинути на соціальні процеси.
53877. Принципы исследования культуры в западноевропейской и отечественной психологии XIX-XX вв 46.5 KB
  Одним из основных направлений философских исследований в 19-20 вв. стала философия культуры. Это создало условие для формирования в данной области философских знаний многочисленных научных школ. Они не только разрабатывали общий круг проблем, но и выработали оригинальные подходы к их решению.
53878. Астрономія – найцікавіша наука! 331.5 KB
  Третя від Сонця планета. Найбільша планета у Сонячній системі. Планета вдвічі менша за Землю за радіусом і має 2 супутники. Найближча планета до Сонця.
53879. Производственный леверидж и его оценка, производственный риск 27.5 KB
  Производственный (операционный) леверидж определяет чувствительность прибыли от продаж (прибыли до вычета процентов и налогов) к изменению объема продаж.
53880. Збірник кросвордів з навчальної дисципліни «Хімія» для студентів першого курсу 137.5 KB
  Назва насичених вуглеводнів за функціональною номенклатурою. Альтернативна назва циклоалканів. Ненасичені вуглеводні Назва ненасичених вуглеводнів з одним подвійним зв’язком за функціональною номенклатурою. Загальна назва ненасичених вуглеводнів з двома подвійними зв’язками.