72136

Польский вопрос во внутренней политике РИ (1830-1917)

Доклад

История и СИД

Постановка польского вопроса во внутренней политике РИ не случайно производится именно с 1830 г. поскольку до первого польского национального восстания национального вопроса в общероссийском масштабе не существовало в чем заключается особенность национальной обстановки в России.

Русский

2014-11-18

20.74 KB

1 чел.

20. Польский вопрос во внутренней политике РИ (1830-1917)

Постановка польского вопроса во внутренней политике РИ не случайно производится именно с 1830г., поскольку до первого польского национального восстания национального вопроса в общероссийском масштабе не существовало, в чем заключается особенность национальной обстановки в России. Главные цели польского национального движения были политическими: восстановление польского государства - дворянской республики в её прежних исторических границах 1772г. После  восстаний 1830-1831гг. российским самодержцем было принято решение о необходимости ограничения автономии и интеграции польских земель в состав Российской империи с целью превращения Царства Польского в обычную провинцию. Главной задачей, которую ставил перед собой на тот момент Николай I, было установление такого порядка, который исключал бы повторение подобных восстаний. Эти же цели преследовало и принятие Органического Статута 1832г., который должен был способствовать установлению порядка управления ЦП как частью империи. В Органическом Статуте было теоретически подтверждено особое административное положение Царства Польского и гарантированы гражданские свободы. Однако он же  впервые провозглашал принцип русификации края. В соответствии с ОС распускался сейм; управление ЦП возлагалось на Административный совет во главе с наместником. Совет состоял из директоров комиссий, возглавлявших различные отрасли управления, главного контролёра и других лиц, специально назначаемых правительством. При царе состоял статс-секретарь по делам Царства Польского, который докладывал о делах, поступающих от наместника, и сообщал ему о воле государя; упразднялась национальная армия. Тем не менее, сохранялся Государственный совет Царства Польского, при котором учреждалась дипломатическая канцелярия для сношений с пограничными государствами; продолжали функционировать прежние воеводские комиссии, состоявшие из президента и комиссаров правительства; городские власти избирались общегородскими собраниями; собрания дворянства, городских и сельских обществ должны были избирать членов совета воеводств, а те – избирать судей двух первых инстанций, предлагать кандидатов для замещения административных должностей и докладывать о нуждах воеводства; а делопроизводство по-прежнему велось  на польском языке. Таким образом, ОС был достаточно либеральным. Однако он не был реализован, т.к. в Польше продолжалось революционное брожение. В этой связи в 1834 г. здесь вводится военное положение, которое официально потом уже не отменялось, а гражданская и военная власть сосредотачивается в руках наместника. Ввиду продолжавшегося революционного брожения и необходимости решать польский вопрос Николай I предпринимает ряд мер на территории ЦП, направленных на превращение его в обычную провинцию РИ, а именно: в 1836 г. в Государственном совете Российской империи учреждается департамент дел Царства Польского для согласования местного законодательства с общеимперским, а также польская шляхта получает права российского дворянства. В 1839 г.  создается Варшавский учебный округ, подчинённый Министерству народного просвещения, а в 1839 г. польские воеводства переименовываются в губернии, воеводские комиссии – в губернские правления, а президенты – в губернаторов. Также в 1841г. в Царстве Польском вводятся российские деньги, в 1846 г. ведомство путей сообщения Польши подчиняется центральной власти, в 1848 г. происходит введение русских стандартов и весов, а в 1850 г.  ликвидируются таможенные границы. Помимо вышеперечисленных мер, в регион вводятся российский жандармский корпус, и устанавливается русская цензура.

С приходом к власти Александра II его правительство несколько смягчает политику в отношении польского вопроса и идет на ряд уступок, пытаясь сотрудничать с польской лояльной элитой и стремясь разрешить вопрос освоения края. Так, в 1857г. в ЦП учреждается Земледельческое общество, которому царское правительство разрешило заняться вопросами освобождения крестьян. Постепенно оно превратилось в ассоциацию, преследовавшую политические цели и фактически ставшую чем-то наподобие представительства страны. Объявляется амнистия участникам ноябрьских восстаний 1831-1832 гг. и вводится возможность замещения вакантной должности архиепископа варшавского; также восстановлена Польская высшая школа (Медицинская академия в Варшаве); в нескольких польских губерниях созываются уездные советы, и отменяется военное положение. Польский язык вновь становится официальным, и поляки назначаются на важные административные должности, начинает функционировать Государственный совет. А 27 мая 1862 был восстановлена внутренняя автономия Царства Польского.

Кроме того, был разработан проект реформы управления краем (в основу положена записка польского государственного деятеля маркиза Велепольского об автономии, а также конституция 1815 г., Органический статут 1832 г. и другие акты), согласно которому земельное и городское управление Царства Польского было построено на широком участии в нём местного населения.

Но в 1860г. начались беспорядки в Варшаве, которые затем стали принимать все более грозный характер и распространились на другие города страны и на Литву. Поляки требовали осуществления Органического статута 1832 г. В польском обществе все большую популярность приобретала идея всенародного восстания, что позволило бы "вернуть независимость" в границах 1772 г. В 1863 г. с началом нового восстания в стране вводится временное военно-полицейское управление.  После подавления восстания 1863 г. правящие круги империи решили провести коренные преобразования управления в Царстве Польском, руководить которыми было поручено Н.А. Милютину, который сосредоточил в своих руках всю власть в Польше. С 1863г. царское правительство переходит к форсированной интеграции польских земель в состав России. В 1863г. создается  временное военно-полицейское управление во главе с генерал-полицмейстером, подчинявшимся непосредственно наместнику. 19 февраля 1964г. образован Учредительный в Царстве Польском комитет, наделенный чрезвычайными полномочиями, к которому переходят функции ликвидированного Государственного совета и Совета управления Царства Польского. УК  являлся законодательным и распорядительным органом и сосредоточил все управление ЦП. Во главе комитета стоял наместник, члены назначались царем, по приглашению в работе комитета мог принимать участие генерал-полицмейстер. 25 февраля 1864 г. создается  Комитет по делам Царства Польского - высшее совещательное учреждение при царе из представителей и 5 назначаемых императором чинов. 19 мая 1866г. образуется Собственная Его императорского величества канцелярия по делам Царства Польского, которая осуществляет всю законодательную деятельность и наблюдение за проведением преобразований. С 1974г. регион должен был называться Привислинским краем. С 1875г. все суды  в польских губерниях подчиняются министерству юстиции. В 70-е же годы проводится еще одна реформа, направленная на окончательную ликвидацию административной и судебной обособленности польских земель в составе России – гминная реформа, в соответствии с которой  создавалось гминное (волостное) самоуправление со своими административно-полицейскими функциями, ликвидировалась патримониальная власть помещика.

Необходимо отметить, что Крестьянская реформа 1861г. на территории Польши по сравнению с российской была гораздо более благоприятной и дружественной в отношении крестьян , так как была направлена против польского дворянства, которое было главной движущей силой и опорой январского восстания и ставила целью привязать к Р низшие слои польского общества, ослабив шляхту.  Эта политика отдаляла Россию от проверенного постоянного принципа сотрудничества с чужими элитами.

Именно с 1863 г. впервые открыто преследовалась цель культурно-языковой русификации Польши и была создана Программа культурно-языковой русификации Привислинского края. Русификаторские меры включали в себя следующие направления: введение русской цензуры, в средних и высших школах польский язык заменялся русским (исключение составляло преподавание религии); а с 1875 г.- во всех начальных школах также; с 1879г. вводились наказания за употребление польского языка в стенах школы. Был закрыт Вильнюсский университет, на основании бойкотируемого польским населением русскоязычного Варшавского (был чисто русскоязычным). Проводится и определенная политика в отношении католической церкви. В 1839 г. происходит окончательное упразднение униатской Церкви,а   в западных провинциях – «зачисление» верующих жителей в православные; проводятся репрессии католического духовенства, секуляризация церковных земель;прерываются отношения с Ватиканом;

Русский язык вводится в делопроизводство, управление, в судебную практику, а польский запрещается даже на частных вывесках. В Привислинском крае вводится запрет литовского, белорусского, украинского языков.

На конец 19-начало 20 веков русских в Привислинском крае всего 2,8 % (267000); при этом, они исполняли роль «оккупационной силы»; 78% занятого русского населения были люди, служившие в армии. Русские офицеры и чиновники составляли 1/6 наследственного дворянства и 30% личных дворян в Польше.

Национальный вопрос на границе веков  превращается в дестабилизирующий фактор Российской империи (ввиду роста национального движения в Польше). И  Николай  II в XX в. начинает курс «примирительной» политики, целью которой служит сохранение власти и стабилизация системы. В отношении  Польши с начала XX в. речь идет о восстановлении автономии. Основные требования, которые к ней предъявляются, это:  территориальная автономия, восстановление польского языка в государственном управлении и сельской школе. Столыпин выступал за автономию Польши, расценивая решение национального вопроса как шаг к победе в войне. Однако до 1905 г. только создавались комиссии, а конкретных решений не было. На принципиальные уступки правительство вынудила пойти революция, которая трактуется польскими историками как  «весна народов» - толчок, позволивший впоследствии освободиться от российского гнета. Царское правительство идет на ряд уступок в польских землях по итогам революции 1905-1907гг. Восстанавливаются  выборы предводителей дворянства. В 1905 г.  Комитет министров вводит послабления по вопросу польского языка (в отношении духовного книгопечатания и ведения службы). Разрешено преподавание польского и литовского языков в начальной школе (при основном русском), предметов по-польски в частных школах. В 1906г. разрешено полякам покупать землю друг у друга (крах надежд на скупку всех земель русскими помещиками).  Однако для решения проблемы всех этих мер недостаточно. В годы первой мировой войны Польша становится театром военных действий, и в 1914 – 1915 гг.происходит  рост национального движения, в результате которого русских фактически  «выбивают» из Польши. А в 1918г. Польша обретает независимость по результатам Брест-Литовского договора.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28340. Сроки исковой давности в гражданском праве. Приостановление, перерыв и восстановление сроков исковой давности 17.14 KB
  Сроки исковой давности в гражданском праве. Приостановление перерыв и восстановление сроков исковой давности. Особое значение в гражданском праве имеют сроки исковой давности. Общий срок исковой давности установлен в три года.
28341. Право собственности: понятие, содержание и виды 14.48 KB
  Право собственности: понятие содержание и виды. Право собственности представляет собой разновидность вещных прав которые закрепляют принадлежность вещей субъектам гражданских правоотношений. Право собственности в объективном смысле это совокупность правовых норм закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ конкретным лицам возникновение осуществление прекращение защиту прав собственника а также их возможность владеть пользоваться и распоряжаться этими материальными благами. Право собственности в субъективном смысле ...
28343. Право частной собственности граждан 14.32 KB
  Право частной собственности граждан. Субъектами частной собственности являются гражд. В собственности граждан может находиться любое имущество за исключением отдельных видов имущества кот в соответствии с законом не м. В собственности м.
28344. Право собственности хозяйственных товариществ и обществ 14.59 KB
  товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенными на доли учредителей уставным капиталом. товарищами или обществами в процессе его деятельности принадлежит ему на праве собственности. общества могут создаваться в форме акционерного общества общества с ограниченной или дополнительной ответственности. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков общества лишь в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
28345. Понятие, субъекты, объекты и содержание права собственности кооперативов 14.75 KB
  Субъектом права собственности кооператива является каждая кооперативная организация признаваемая юр. лицом независимо от вида кооператива. К производственным кооперативам относятся кооперативы в сферах производства и оказания услуг и сельскохозяйственные кооперативы. Примером потребительского кооператива является и потребительское общество осуществляющее в интересах пайщиков заготовительную торговую и др.
28346. Субъекты, объекты и содержание права гос. собственности 13.58 KB
  собственности. собственности и муницип. собственности является ее публичный характер. государственной собственности являются: РФ ее субъекты.
28347. Право муниципальной собственности: понятие, содержание, субъекты и объекты 13.86 KB
  Право муниципальной собственности: понятие содержание субъекты и объекты. Муниципальная собственность имущество принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям: городским сельским поселениям. Муницип. Муницип.
28348. Право собственности государственных и муниципальных унитарных предприятий 13.68 KB
  Муниципальные и унитарные предприятия относятся к государственным предприятиям в которых контрольный пакет акций принадлежит государству и находятся на его балансе. Унитарные предприятия передаются государством в полное хозяйственное владение трудовому коллективу. При этом государство не несет никакой ответственности за деятельность созданного им предприятия. Унитарные и МП относятся к государственным бюджетным предприятиям.