72137

Формирование финской нации в составе Российского государства

Доклад

История и СИД

Начало этому процессу было положено предоставлением автономии ВКФ на Боргоском сейме когда император обязался нерушимо хранить и оберегать финляндские законы после чего сейм принес присягу Александру I как императору всероссийскому и Великому князю Финляндскому и присягнул...

Русский

2014-11-18

21.06 KB

0 чел.

19. Формирование финской нации в составе Российского государства.

В 1809г. по Фридрихсгамскому миру к России отходит вся Финляндия, представлявшая собой на тот момент бывшую ущемленную во всех отношениях шведскую провинцию, население которой еще даже не являлось нацией, а скорее, - народностью, поскольку не были сформированы основные институты, характеризующие общность людей как нацию. Однако с момента вхождения Великого княжества Финляндского в состав Российской империи существенно меняется и его политико-правовой статус и положение населения в нем. Начинается процесс формирования уже финской нации в составе Российского государства.

Начало этому процессу было положено предоставлением автономии ВКФ на Боргоском сейме, когда император обязался "нерушимо хранить и оберегать" финляндские законы, после чего сейм принес присягу Александру I как императору всероссийскому и Великому князю Финляндскому и присягнул на верность служения стране. Боргоский акт рассматривался в ВКФ как договор между императором России и "законно избранными представителями финского народа" от всех четырех его сословий, что означало, в свою очередь, осознание финнами своего особого правового положения, которое укоренялось в последующие годы и стало одной из главных парадигм общественно-политической жизни Финляндии.

Стремясь побудить в финляндском обществе симпатии к российскому правлению, Александр I предоставил ВКФ широкую автономию и особый статус в составе России, проводя при этом политику, которая принципиально отличалась от политики самодержавия в отношении других национальных окраин. Существует несколько причин, которые объясняют данный феномен: во-первых, Финляндия обладала важным военно-стратегическим положением, и император беспокоился о том, чтобы в случае новых войн он не восстала против России и не поставила под угрозу безопасность Петербурга (потому было важно добиться симпатии), во-вторых, особый статус объяснялся и тем, что в ВКФ преобладало нерусское население, уже существовала определенная, пусть и несовершенная система власти. кроме того, относительно поздно включенное в состав России в результате войн, ВКФ должно было, по замыслу самодержца, стать моделью будущего развития России (отсюда не случайно дарованная именно Финляндии Конституция). Также при проведении политики Александр I руководствовался соображениями внешнеполитической конъюнктуры и спецификой экономики, побуждавшей к сотрудничеству с местной элитой.

После того, как А  распорядился о предоставлении всех финляндских дел непосредственно на его рассмотрение, минуя механизм центральной администрации России, в 1809  Финляндия получила право на создание правительства – Правительственного Совета, который в 1816г. был преобразован в Императорский Финляндский Сенат, членами которого могли стать только местные уроженцы, назначавшиеся великим князем на три года, бывший полностью автономный во внутренних делах. А в 1863г. в Гельсингфорсе после более чем полувекового перерыва собрался финляндский сейм, по решениям которого окончательно оформилась четырехсоставная система сейма, демократические привилегии, и т.д., после которых сейм стал созываться чаще, и, более того, начали формироваться политические  партии, что является важнейшей характеристикой становления гражданского общества, типичного для формирующейся нации. По Сеймовому уставу 1869г. периодичность созыва сейма не реже чем раз в  пять лет (до этого созыв Сейма являлся прерогативой императора), но уже с 1872 – по «Очерку устройства правления ВКФ»: любое, даже случайное вмешательство со стороны российского правительства в дела Финляндии всегда безосновательно и противозаконно. А с 1882 сейм стал фактически созываться каждые три года. А реформа Сеймового устава, в свою очередь, укрепила позиции местной элиты.

Помимо вышеперечисленных преимуществ вхождения в состав России, к ВКФ дополнительно была присоединена «Старая Финляндия» («Русская Финляндия»), в результате чего в 1812 году Финляндии состояла из восьми губерний (до 1917г.). кроме того, ВКФ получило собственное гражданство, местное самоуправление, сейм обладал законодательной инициативой, а основной закон Финляндии не мог быть изменен имперским законом, местное самоуправление. Более того, ВКФ получило собственные почтовое ведомство, органы правосудия и сеть железных дорог. До 1867 Великое княжество Финляндское имело наемные войска, численность которых в иные годы достигала 4500 человек. 1868-1881 - Финляндия содержала лишь один гвардейский батальон, да и то не полностью на свои средства. С введением всеобщей воинской повинности Финляндия получила не только фактически, но и юридически свою особую национальную армию, которая, однако, не могла быть выведена за пределы княжества и предназначалась лишь для обороны.

С вхождением в состав РИ, Финляндия получила и самостоятельную общественно-политическую жизнь, а ее элита смогла наконец добиться высоких назначений, в том числе и в центральной администрации.

Что же касается прав Российского императора как конституционного монарха на территории ВКФ, то он обладал  единоличным правом созыва сейма, мог издавать без участия представителей сословий (без сейма) правительственные постановления, касающиеся общественного хозяйств и гос управления, доходов и налогов, поступавших от использования коронной собственности и таможни, мог выступать с законодательной инициативой перед сеймом, утверждал или отклонял законы и бюджет Финляндии, обладал правом помилования и возведения в графское и рыцарское достоинство, а в его исключительную прерогативу входило представление интересов страны во внешней политике и вопросы обороны в то время, как он не мог  без согласия сейма утверждать новые и пересматривать старые законы, вводить налоги и пересматривать привилегии сословий.
Для формирования финской нации одной из первых предпосылок, наряду с обретением особого правового статуса и административной автономии, стало и получение автономии экономической, которая заключалась в нескольких аспектах. Во-первых, между ВКФ и РИ сохранялись таможня и граница,  

Финляндия беспошлинно торговала с Россией, в то время как товары из России облагались пошлиной. Во-вторых, РИ подписывала с Ф торговые договоры, как с иностранным государством, а сама Ф вела самостоятельную внешнюю торговлю с правом на самостоятельные внешние займы, причем Сенат имел право регулировать уровень оборота внешней торговли. В-третьих, Финляндия, обладала самостоятельной финансовой системой (собственный национальный банк, принимаемый сеймом бюджет), а с 1865г. и собственной денежной системой. Кроме того, только по решению Сената вводились новые налоги, только Сенат имел право принимать решения по экономическим вопросам, по которым генерал-губернатор не имел обычного для него права решающего голоса. И , наконец, в стране отменялись ограничения на предпринимательскую деятельность, а получаемые в стране доходы могли полностью использоваться на собственные нужды. Особый экономический статус и обусловил быстрый экономический подъем в Финляндии во второй половине 19 века, ведь финские товары имели беспошлинный доступ на русский рынок, финская металлургия была полностью освобождена от налогов, были отменены ограничения на лесобумажную и др. промышленность, а также за счет РИ была развита инфраструктура, включая транспортную сеть.

Безусловно, административная и экономическая автономия способствуют все большому пробуждению населения, которое, обретая возможность развиваться в аспекте культуры, постепенно проходит путь эволюции от народности к нации. Важнейшим фактором при этом в ВКФ стало предоставление ему культурно-национальной автономии. Во время шведского владычества финская национальная культура игнорировалась, а то и подавлялась. С присоединением к России в стране начало распространяться просвещение, пробуждалось и национальное самосознание финнов. Языковая ситуация на период вхождения ВКФ в состав РИ была такова: официальный язык администрации и суда ВКФ – шведский; язык религии и образования – латынь; язык торговли – немецкий; язык черни – финский, однако при этом существовала почти 100% грамотность населения, объяснявшаяся необходимостью читать Библию, авторитет которой провозглашался основной религией Ф – лютеранством. Таким образом, ситуация такова, что на национальном языке разговаривает лишь беднейшее население, что уж тут и говорить о существовании «финской нации». Однако после вхождения ВКФ в РИ русским правительством был предпринят целый ряд мер, направленных на укрепление позиций финского языка. В 1841г. проводится реформа системы образования Ф, а в 1843г.  финский язык вводится в программу финляндских школ. В 1850г. в Гельсингфорсском университете вводится кафедра финского языка, и разрешается издание на финском религиозных, исторических книг, экономической литературы, а также народного творчества (а в 1857г. разрешают издавать даже политическую литературу). Наконец, в 1863г. финский и шведский языки уравниваются в своих правах, а в 1884г.подписывается указ об официальном установлении финского языка как государственного языка Ф. Все это способствовало развитию национальной культуры и языка: если в начале XIX в. в Финляндии издавалась всего одна газета на шведском языке, то в начале XX в. уже 328 газет, в том числе 232 — на финском, 92 — на шведском, 3 — на немецком и 2 — на русском языке.

Помимо этих мер, направленных на пробуждение национального самосознания финнов, нужно отметить еще и политику Р по отношению к лютеранской церкви. Царизм в Финляндии проявлял большую веротерпимость, не имеющую прецедента не только в истории православной церкви, но и вообще в истории христианства. РПЦ не имела никаких прав и никаких преимуществ на территории Финляндии, где целиком господствовала Лютеранская церковь (98% населения). Хотя православное духовенство было уравнено в правах с лютеранским, лютеранство оставалось в Финляндии государственной религией, и православные священники редко получали поддержку от чиновников-лютеран. Более того, после  начала официального регламентирования положения лютеранства по Уставу Евангелическо-лютеранской церкви в России выпускники, закончившие среднее учебное заведение при евангелическо-лютеранской церкви, получали такие же права, как и выпускники всех российских гимназий и реальных училищ.

В составе России Финляндия жила по шведским законам, с прежней конституцией, сохраняла привилегии 4х сословий, не попадала в ведение петербургских министров и имела лютеранскую веру. Благосостояние населения росло, а его численность увеличилась с 1 млн. человек в 1815 до 1,75 млн. в 1870.Финляндия фактически обладала всему правами и атрибутами государства, состоявшего в личной унии, ибо общими у нее с РИ были лишь глава и внешняя политика (ведь даже  Комиссия по делам Финляндии для представления финляндских дел на имя императора , позже переименованная в Комитет по делам Финляндии выполняла функции внешнеполитического ведомства Финляндии и одновременно представляла собой некий прообраз посольства ВКФ в России). В отличие от других национальных окраин Финляндия стала государством, а финны их угнетенной Швецией народности получили возможность стать нацией.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77829. Моноклональні та рекомбінантні антитіла для експериментальної біології, медицини і ветеринарії 4.34 MB
  Мета роботи полягала в одержанні та впровадженні в наукові дослідження і практику моноклональних і рекомбінантних антитіл. Наукова новизна: Вперше в Україні було впроваджено гібридомну технологію і отримані перші вітчизняні монАТ до різних антигенів, зокрема - фібриногену...
77832. Культурно-развлекательный центр 1.32 MB
  В настоящее время разветвленную сеть учреждений культуры можно характеризовать по территориальному признаку. Территориальный признак учитывает численность учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края, республики.
77833. Анализ туристских ресурсов стран Западной Европы 84.58 KB
  Туристские ресурсы создают возможность расширения производства туристского продукта, определяемую активами, запасами, внутренними резервами туристской организации, а также природными и социальными условиями, в которых она действует – совокупностью природных...
77834. Аутсорсинг, авторинг управління проектами 57.64 KB
  Відносно недавно поняття аутсорсингу досить щільно увійшло в життя бізнесу. Багато компаній для себе вже прийняли рішення про перехід на аутсорсингові схеми роботи, наприклад, при організації охорони, бухгалтерської служби, підтримки ІТ-інфраструктури та багатьох інших допоміжних функцій.
77835. Чеська Республіка 414 KB
  Охорона природи в Чехії має глибокі традиції. Найперші в Європі природні заповідники — Жофінський одвічний ліс і Боубінський одвічний ліс у Шумаві — заявлені ще в 1838 році. У 1995 році у Чехії налічувалося 27 великих і 136 невеликих територій, що охороняються, загальною плошею 11848 км2...
77836. Профессионально-прикладная физическая подготовка 77.5 KB
  Основное назначение профессионально-прикладной подготовки — направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность...
77837. Причины возвышения Франкского государства 185 KB
  Тема моего реферата – причины возвышения Франкского государства. Как известно, Франкское государство положило основу для крупнейших государств современности. Мне стало интересно, почему именно франки возвысились над остальными германскими народами – саксами, готами, варварами, алеманами, бургундами.