72137

Формирование финской нации в составе Российского государства

Доклад

История и СИД

Начало этому процессу было положено предоставлением автономии ВКФ на Боргоском сейме когда император обязался нерушимо хранить и оберегать финляндские законы после чего сейм принес присягу Александру I как императору всероссийскому и Великому князю Финляндскому и присягнул...

Русский

2014-11-18

21.06 KB

0 чел.

19. Формирование финской нации в составе Российского государства.

В 1809г. по Фридрихсгамскому миру к России отходит вся Финляндия, представлявшая собой на тот момент бывшую ущемленную во всех отношениях шведскую провинцию, население которой еще даже не являлось нацией, а скорее, - народностью, поскольку не были сформированы основные институты, характеризующие общность людей как нацию. Однако с момента вхождения Великого княжества Финляндского в состав Российской империи существенно меняется и его политико-правовой статус и положение населения в нем. Начинается процесс формирования уже финской нации в составе Российского государства.

Начало этому процессу было положено предоставлением автономии ВКФ на Боргоском сейме, когда император обязался "нерушимо хранить и оберегать" финляндские законы, после чего сейм принес присягу Александру I как императору всероссийскому и Великому князю Финляндскому и присягнул на верность служения стране. Боргоский акт рассматривался в ВКФ как договор между императором России и "законно избранными представителями финского народа" от всех четырех его сословий, что означало, в свою очередь, осознание финнами своего особого правового положения, которое укоренялось в последующие годы и стало одной из главных парадигм общественно-политической жизни Финляндии.

Стремясь побудить в финляндском обществе симпатии к российскому правлению, Александр I предоставил ВКФ широкую автономию и особый статус в составе России, проводя при этом политику, которая принципиально отличалась от политики самодержавия в отношении других национальных окраин. Существует несколько причин, которые объясняют данный феномен: во-первых, Финляндия обладала важным военно-стратегическим положением, и император беспокоился о том, чтобы в случае новых войн он не восстала против России и не поставила под угрозу безопасность Петербурга (потому было важно добиться симпатии), во-вторых, особый статус объяснялся и тем, что в ВКФ преобладало нерусское население, уже существовала определенная, пусть и несовершенная система власти. кроме того, относительно поздно включенное в состав России в результате войн, ВКФ должно было, по замыслу самодержца, стать моделью будущего развития России (отсюда не случайно дарованная именно Финляндии Конституция). Также при проведении политики Александр I руководствовался соображениями внешнеполитической конъюнктуры и спецификой экономики, побуждавшей к сотрудничеству с местной элитой.

После того, как А  распорядился о предоставлении всех финляндских дел непосредственно на его рассмотрение, минуя механизм центральной администрации России, в 1809  Финляндия получила право на создание правительства – Правительственного Совета, который в 1816г. был преобразован в Императорский Финляндский Сенат, членами которого могли стать только местные уроженцы, назначавшиеся великим князем на три года, бывший полностью автономный во внутренних делах. А в 1863г. в Гельсингфорсе после более чем полувекового перерыва собрался финляндский сейм, по решениям которого окончательно оформилась четырехсоставная система сейма, демократические привилегии, и т.д., после которых сейм стал созываться чаще, и, более того, начали формироваться политические  партии, что является важнейшей характеристикой становления гражданского общества, типичного для формирующейся нации. По Сеймовому уставу 1869г. периодичность созыва сейма не реже чем раз в  пять лет (до этого созыв Сейма являлся прерогативой императора), но уже с 1872 – по «Очерку устройства правления ВКФ»: любое, даже случайное вмешательство со стороны российского правительства в дела Финляндии всегда безосновательно и противозаконно. А с 1882 сейм стал фактически созываться каждые три года. А реформа Сеймового устава, в свою очередь, укрепила позиции местной элиты.

Помимо вышеперечисленных преимуществ вхождения в состав России, к ВКФ дополнительно была присоединена «Старая Финляндия» («Русская Финляндия»), в результате чего в 1812 году Финляндии состояла из восьми губерний (до 1917г.). кроме того, ВКФ получило собственное гражданство, местное самоуправление, сейм обладал законодательной инициативой, а основной закон Финляндии не мог быть изменен имперским законом, местное самоуправление. Более того, ВКФ получило собственные почтовое ведомство, органы правосудия и сеть железных дорог. До 1867 Великое княжество Финляндское имело наемные войска, численность которых в иные годы достигала 4500 человек. 1868-1881 - Финляндия содержала лишь один гвардейский батальон, да и то не полностью на свои средства. С введением всеобщей воинской повинности Финляндия получила не только фактически, но и юридически свою особую национальную армию, которая, однако, не могла быть выведена за пределы княжества и предназначалась лишь для обороны.

С вхождением в состав РИ, Финляндия получила и самостоятельную общественно-политическую жизнь, а ее элита смогла наконец добиться высоких назначений, в том числе и в центральной администрации.

Что же касается прав Российского императора как конституционного монарха на территории ВКФ, то он обладал  единоличным правом созыва сейма, мог издавать без участия представителей сословий (без сейма) правительственные постановления, касающиеся общественного хозяйств и гос управления, доходов и налогов, поступавших от использования коронной собственности и таможни, мог выступать с законодательной инициативой перед сеймом, утверждал или отклонял законы и бюджет Финляндии, обладал правом помилования и возведения в графское и рыцарское достоинство, а в его исключительную прерогативу входило представление интересов страны во внешней политике и вопросы обороны в то время, как он не мог  без согласия сейма утверждать новые и пересматривать старые законы, вводить налоги и пересматривать привилегии сословий.
Для формирования финской нации одной из первых предпосылок, наряду с обретением особого правового статуса и административной автономии, стало и получение автономии экономической, которая заключалась в нескольких аспектах. Во-первых, между ВКФ и РИ сохранялись таможня и граница,  

Финляндия беспошлинно торговала с Россией, в то время как товары из России облагались пошлиной. Во-вторых, РИ подписывала с Ф торговые договоры, как с иностранным государством, а сама Ф вела самостоятельную внешнюю торговлю с правом на самостоятельные внешние займы, причем Сенат имел право регулировать уровень оборота внешней торговли. В-третьих, Финляндия, обладала самостоятельной финансовой системой (собственный национальный банк, принимаемый сеймом бюджет), а с 1865г. и собственной денежной системой. Кроме того, только по решению Сената вводились новые налоги, только Сенат имел право принимать решения по экономическим вопросам, по которым генерал-губернатор не имел обычного для него права решающего голоса. И , наконец, в стране отменялись ограничения на предпринимательскую деятельность, а получаемые в стране доходы могли полностью использоваться на собственные нужды. Особый экономический статус и обусловил быстрый экономический подъем в Финляндии во второй половине 19 века, ведь финские товары имели беспошлинный доступ на русский рынок, финская металлургия была полностью освобождена от налогов, были отменены ограничения на лесобумажную и др. промышленность, а также за счет РИ была развита инфраструктура, включая транспортную сеть.

Безусловно, административная и экономическая автономия способствуют все большому пробуждению населения, которое, обретая возможность развиваться в аспекте культуры, постепенно проходит путь эволюции от народности к нации. Важнейшим фактором при этом в ВКФ стало предоставление ему культурно-национальной автономии. Во время шведского владычества финская национальная культура игнорировалась, а то и подавлялась. С присоединением к России в стране начало распространяться просвещение, пробуждалось и национальное самосознание финнов. Языковая ситуация на период вхождения ВКФ в состав РИ была такова: официальный язык администрации и суда ВКФ – шведский; язык религии и образования – латынь; язык торговли – немецкий; язык черни – финский, однако при этом существовала почти 100% грамотность населения, объяснявшаяся необходимостью читать Библию, авторитет которой провозглашался основной религией Ф – лютеранством. Таким образом, ситуация такова, что на национальном языке разговаривает лишь беднейшее население, что уж тут и говорить о существовании «финской нации». Однако после вхождения ВКФ в РИ русским правительством был предпринят целый ряд мер, направленных на укрепление позиций финского языка. В 1841г. проводится реформа системы образования Ф, а в 1843г.  финский язык вводится в программу финляндских школ. В 1850г. в Гельсингфорсском университете вводится кафедра финского языка, и разрешается издание на финском религиозных, исторических книг, экономической литературы, а также народного творчества (а в 1857г. разрешают издавать даже политическую литературу). Наконец, в 1863г. финский и шведский языки уравниваются в своих правах, а в 1884г.подписывается указ об официальном установлении финского языка как государственного языка Ф. Все это способствовало развитию национальной культуры и языка: если в начале XIX в. в Финляндии издавалась всего одна газета на шведском языке, то в начале XX в. уже 328 газет, в том числе 232 — на финском, 92 — на шведском, 3 — на немецком и 2 — на русском языке.

Помимо этих мер, направленных на пробуждение национального самосознания финнов, нужно отметить еще и политику Р по отношению к лютеранской церкви. Царизм в Финляндии проявлял большую веротерпимость, не имеющую прецедента не только в истории православной церкви, но и вообще в истории христианства. РПЦ не имела никаких прав и никаких преимуществ на территории Финляндии, где целиком господствовала Лютеранская церковь (98% населения). Хотя православное духовенство было уравнено в правах с лютеранским, лютеранство оставалось в Финляндии государственной религией, и православные священники редко получали поддержку от чиновников-лютеран. Более того, после  начала официального регламентирования положения лютеранства по Уставу Евангелическо-лютеранской церкви в России выпускники, закончившие среднее учебное заведение при евангелическо-лютеранской церкви, получали такие же права, как и выпускники всех российских гимназий и реальных училищ.

В составе России Финляндия жила по шведским законам, с прежней конституцией, сохраняла привилегии 4х сословий, не попадала в ведение петербургских министров и имела лютеранскую веру. Благосостояние населения росло, а его численность увеличилась с 1 млн. человек в 1815 до 1,75 млн. в 1870.Финляндия фактически обладала всему правами и атрибутами государства, состоявшего в личной унии, ибо общими у нее с РИ были лишь глава и внешняя политика (ведь даже  Комиссия по делам Финляндии для представления финляндских дел на имя императора , позже переименованная в Комитет по делам Финляндии выполняла функции внешнеполитического ведомства Финляндии и одновременно представляла собой некий прообраз посольства ВКФ в России). В отличие от других национальных окраин Финляндия стала государством, а финны их угнетенной Швецией народности получили возможность стать нацией.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80549. Організація розрахунків на підприємстві 275 KB
  Організація зберігання і обігу грошових коштів. Суть безготівкових розрахунків полягає в тому що платежі здійснюють шляхом списання коштів із банківського рахунку платника і зарахування їх на банківський рахунок одержувача тобто проведенням відповідних записів на банківських рахунках обох учасників розрахунків. Розрахунковий документ це відповідно оформлений документ на переказ грошових коштів. За часів переходу до ринкових відносин організація безготівкових розрахунків повинна сприяти вирішенню таких завдань: удосконалення...
80550. Оцінка фінансового стану підприємства 178 KB
  Оцінка фінансового стану підприємства. Фінансова звітність як інформаційне забезпечення оцінки фінансового стану підприємства. Фінансовою звітністю є зведенням інформації про фінансовий стан на визначену звітну дату результати діяльності рух коштів підприємства та власного капіталу за визначений звітний період на підставі даних бухгалтерського обліку. У фінансовій звітності відображаються показники діяльності дочірніх підприємств філій представництв відділень та інших відокремлених підрозділів; підприємства що функціонують у...
80551. Поточне фінансове планування та бюджетування 76.5 KB
  Фінансове планування на підприємствах. Вироблення управлінських рішень оцінка та вибір найбільш ефективних варіантів форм і засобів їхнього виконання здійснюється на основі планування розвитку економіки підприємства в цілому. Фінансове планування виражає розвиток підприємства у відповідних фінансових показниках Ринок ставить високі вимоги до якості фінансового планування оскільки нині за негативні наслідки своєї діяльності відповідальність нестиме само підприємство. Фінансове планування це процес визначення обсягу фінансових ресурсів за...
80552. Фінансова санація підрприємства 97.5 KB
  Неплатоспроможність у свою чергу є підставою для оголошення підприємства банкрутом. Водночас банкрутство підприємства та його ліквідація означають не тільки збитки для акціонерів кредиторів виробничих партнерів споживачів продукції а й зменшення податкових надходжень у бюджет а також збільшення безробіття що теж може стати одним із факторів макроекономічної нестабільності. За умови проведення санації оздоровлення чи реструктуризації такі підприємства можуть розрахуватися з боргами і продовжити діяльність. Під фінансовою кризою...
80553. Планування санації 102.5 KB
  Оцінка санаційної спроможності підприємства. Аналіз факторів і причин впливу на підприємство стану підприємства. Головним критерієм прийняття рішення щодо санації чи ліквідації підприємства є його санаційна спроможність. Санаційна спроможність це наявність у підприємства що зазнало фінансової кризи фінансових організаційнотехнічних та правових можливостей які забезпечуватимуть успішне проведення його фінансової санації.
80554. Джерела санації підрприємств 95 KB
  У цьому випадку мова іде насамперед про зменшення статутного фонду за рахунок зменшення номінальної вартості акцій та зменшення їх кількості з метою: одержання санаційного прибутку з наступним спрямуванням його на покриття балансових збитків; приведення у відповідність розміру основних та оборотних засобів підприємства з розміром його власного капіталу та ін. Санаційний прибуток це прибуток який виникає внаслідок викупу підприємством власних корпоративних прав акцій паїв за курсом нижчим від номінальної вартості цих...
80555. Реорганізація і банкрутство підприємства 157.5 KB
  Тема: Реорганізація і банкрутство підприємства. Зовнішнім показником банкрутства неспроможності підприємства є припинення його поточних платежів і нездатність забезпечити виконання вимог кредиторів якщо вони сукупно складають не менше 300 мінімальних розмірів заробітної плати і не були задоволені боржником протягом як правило трьох місяців з дня настання строків їх виконання. До зовнішніх можна віднести: скорочення попиту на продукцію підприємства і спад цін на неї; зростання цін на сировину матеріали й енер горесурси; економічна...
80556. Особливості організації фінансів на підприємствах різних форм господарювання. Фінансовий механізм 142 KB
  Корпоративними є підприємства створені у формі господарських товариств: повного товариства товариства з обмеженою відповідальністю товариства з додатковою відповідальністю командитного товариства акціонерного товариства тощо. Підприємство колективної власності корпоративне або унітарне підприємство що діє на основі колективної власності засновників зокрема господарські товариства це підприємства...
80557. Доходність і прибутковість підприємств 231 KB
  Для кожного підприємства важливо знати його фінансовий стан у плановому періоді згідно з передбачуваними витратами і конюнктурою ринку на ті види продукції які воно виробляє і реалізує. Насамперед менеджерам підприємства треба знати при якому обсязі реалізації того чи іншого виду продукції обсяг продажу досягається беззбитковість виробництва нульова рентабельність. Менеджерам підприємства також важливо знати на скільки потрібно збільшити обсяг виробництва і реалізації продукції щоб одержати бажану суму прибутку і як вплине на...