72139

Присоединение Крыма к России. Политика царизма по отношению к коренному населению Тавриды. Формы и методы переселенческой политики Российского государства в Крыму (конец 18-19 вв.)

Доклад

История и СИД

Русско-турецкая война 1768 1774 годов ознаменовалась присоединением Новороссии ныне южная Украина северного Кавказа и Крымского ханства которое формально обрело независимость но де-факто стало зависеть от России. С позицией России в отношении Крымского ханства не могла смириться Турция...

Русский

2014-11-18

39.5 KB

1 чел.

Вопрос №17 Присоединение Крыма к России. Политика царизма по отношению к коренному населению Тавриды. Формы и методы переселенческой политики Российского государства в Крыму (конец 18-19 вв.)

Русско-турецкая война 1768—1774 годов ознаменовалась присоединением Новороссии (ныне южная Украина), северного Кавказа и Крымского ханства, которое формально обрело независимость, но де-факто стало зависеть от России. С позицией России в отношении Крымского ханства не могла смириться Турция, которая не желая признавать независимость Крымского ханства, всячески пыталась восстановить свое политическое значение в этом регионе. 8 апреля 1783 года, после того как Крым в очередной раз был занят русской армией, Екатерина II подписывает манифест (рескрипт) "О принятии полуострова Крыма, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу". Турция была возмущена подобными действиями, но поскольку на тот момент она была не в силах вести войну, то ей пришлось временно смириться с данным политическим актом России. По итогам следующей русско-турецкой войны, закончившейся Ясским мирным договором 29 декабря 1791 года Турция окончательно признала присоединение Крыма к России. Для России присоединение Крыма имело огромное значение: с одной стороны, окончательно прекратились набеги крымских татар на русские и украинские земли, что обеспечило безопасность южный границ России и возможность колонизации южных территорий (Новороссии); с другой, присоединение Крыма дало России выход в Черное море, Россия утвердилась как черноморская держава (крупнейшая морская база в регионе – Севастополь); Выросли геополитические амбиции России на Кавказе и в Малой Азии; были и положительные последствия и для татар – на территории Крыма прекратились распри и междоусобицы, ситуация стабилизировалась, что обеспечило возможность спокойно заниматься земледелием без боязни нападения соседей. В 1784 г. была образована Таврическая область, в состав которой вошли Крым, Тамань, земли к северу от Перекопа. Учитывая важное военно-стратегическое значение Крыма и большое влияние Турции на татарское население полуострова, царское правительство стремилось расположить к себе новых подданных. Комплекс мер царского правительства по отношению к местному населению: 1) 22 февраля 1784 г. крымско-татарская знать была приравнена к российскому дворянству. 2) 18 сентября 1796 г. крымские татары освобождались от рекрутской повинности и военного постоя, им предоставлялось право разбирать взаимные тяжбы у улемов. 3) Мусульманское духовенство навсегда освобождалось от уплаты податей. 4) В начале ХIХ в. была подтверждена личная свобода крымско-татарского крестьянства. Не вводилось крепостное право. 5)Согласно постановлению 1827 г., крымско-татарское население имело по закону право собственности на движимое и недвижимое имущество. 6) Подтверждалась свобода передвижения. 7) Отношения между крымской властью и зависимых от них населением провозглашались неизменными. 8) Также стремились перевести коренное население на оседлый образ жизни. Но все эти меры не смогли предотвратить эмиграции части населения в Турцию.  Одной из причин эмиграции крымских татар было их обезземеливание, которое проводилось как русскими, так и татарскими помещиками при активном содействии царских чиновников. Важной причиной эмиграции явились сохранившиеся многовековые связи Крыма с Турцией. В результате эмиграции резко сократилось сельское и городское население полуострова, что негативно отразилось на экономике. В связи с этим правительство принимает меры по колонизации данных территорий. Основной чертой колонизации Крыма стало широкое градостроительство; были заложены, такие города как: Херсон, Екатеринославль, Николаев, Севастополь и т.д.  Города стали быстро обрастать русскими поселенцами в лице чиновников, офицеров и солдат, торговых и промышленных людей разного звания. Екатерина 2 распорядилась переселить сюда и старообрядцев, дозволяя им отправлять богослужение по старопечатным книгам. С 1772(после разделов Польши) началась иммиграция в Новороссию евреев из Западной России и Польши, их селили в городах и местечках в расчете на развитие торговли и ремесел. Льготы, которые предоставлялись им были невелики по сравнению с льготами других иностранцев. Дома и школы они должны были строить за свой счет, они освобождались от постоев и повинностей на 1 год, имели право содержать винокурни и нанимать себе русских работников и т.д. Правительство оставило им полное внутреннее самоуправление. Чтоб укрепить российскую государственность в приграничных районах и освоить природные богатства, Екатерина 2 принимает решение о колонизации края

( при крепостном праве нельзя было и думать о том, чтобы заселить эти окраины русскими людьми, ведь помещики никогда не отпустили бы туда своих крестьян). 22 июля 1763 Екатерина 2 издала Манифест, в котором перечислены привилегии и льготы: свободный выбор места поселения и свобода вероисповедания, самоуправление, освобождение от податей, налогов и всякого рода повинностей. Льготные условия переселения вызвали интенсивную колонизацию южных окраин России. Царское правительство щедро субсидировало колонистов и с 1800 по 1850 было основано 218 поселений. «Устав  о колониях иностранцев в империи» -1857 предусматривал следующие положения: Ст. 4 – иностранные поселенцы состоят под попечительством в Министерстве государственных имуществ.

Ст.155- Колонистам наделяются из казны участки земли в количестве сообразном с заключенными при их поселении условиями:

(примерно по 20-30 десятин на семейство) Ст.156 – В число отводимых колонистам участков земель, полагается одна только удобная земля, все же прочие угодья, как то: реки, озера, болота, трясины, глинистые, песчаные и прочие к пашне  и сенным покосам негодные места, вовсе в счет не полагаются, но отдаются в общее всего села или деревни владение.

Ст.159 – Все отведенные под поселения колонистов земли, присвоены им в вечно потомственное владение, но не в личную кого-либо, а в общественную каждой колонии собственность. Ст.162 – Построение ветряных мельниц каждому колонисту на своем участке дозволяется беспрепятственно.

Ст.166 – Дозволяется колонистам покупать и приобретать у частных лиц в собственность землю. В состав Новороссии  вошли также и немцы. Они приехали из Пруссии в 1784 в числе 228 семей, заключив через своих    депутатов специальный договор с правительством. Они получили следующие права: *свободу вероисповедания, * 10-летнюю льготу от всяких податей,

*освобождение от подвод, работ, постоев и военной службы, *проезд до места назначения, *определенную сумму на путевые расходы, кормовые деньги и ссуду в размере 500 рублей на семью, *семена для посева, *право заводить фабрики, заниматься торговлей , *вступать в гильдии, право приобретать по 65 десятин земли с обязательством уплачивать за нее по истечение 10 лет по 15 копеек за десятину(это очень дешево). В 80-х годах 19 века политика наиболее благоприятствования со стороны царского правительства делает резкий крен – принято решение уравнять немцев- колонистов с русским населением – ликвидировать немецкое самоуправление и конторы опекунства как административные центры, преподавание в школах переводится на русский язык, вводится воинская повинность.  По Ясскому миру 1791, Россия получила Очаковскую область между Бугом и Днестром. Теперь ее предстояло оградить линией пограничных укреплений. Так возникли Тирасполь, Одесса. Одновременно с градостроительством раздавались земли помещикам, основывались казенные слободы и селения, привлекались иностранные колонисты. Среди иностранцев первое место  среди колонистов Очаковской области заняли молдаване. Молдавские бояре и чиновники получали земли, основывали деревни и хутора. Среди переселенцев были армяне и болгары. Болгарские колонии имели важное влияние на развитие местной земледельческой культуры, в особенности садоводства и огородничества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8180. Педагогика: предмет, категории, структура 88.54 KB
  Педагогика: предмет, категории, структура Вступление: структура курса, учебные требования ПЛАН Педагогика как наука и искусство. Основные категории педагогической науки. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук ЛИТЕРАТУРА Подл...
8181. Проблема целей воспитания в педагогике 17.26 KB
  Проблема целей воспитания в педагогике. Историческая динамика целей воспитания. Человеческое общество в своей практической воспитательной деятельности всегда преследует определенные цели - даже если они не осознаются на уровне общественного соз...
8182. Методология и методика педагогического исследования 30.14 KB
  Методология и методика педагогического исследования ПЛАН Методологическая основа педагогических исследований. Классификация методов педагогического исследования. Этапы педагогического исследования. Структура изложения педагогического исследования (н...
8183. Основные факторы развития личности 38.1 KB
  Основные факторы развития личности Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С то...
8184. Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности 39.57 KB
  Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности. Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности в педагогике Как отмечалось в предыдущей главе, личностное развитие человека несет на себе печ...
8185. Сущность педагогического процесса 16.44 KB
  Сущность педагогического процесса Становление человека как личности, его формирование в соответствии с общественным идеалом немыслимо вне педагогического процесса. Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов ...
8186. Виды педагогических систем 20.74 KB
  Виды педагогических систем В педагогической лексике теоретиков и практиков педагогики довольно часто в разных контекстах употребляется понятие система (система обучения, воспитания, система методов, средств и т.п.). Однако при использовании этого ...
8187. Возникновение воспитания как особого вида общественной деятельности 38.67 KB
  Возникновение воспитания как особого вида общественной деятельности Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории, с самого начала выполняя общую функцию передачи от поколения к поколению ...
8188. Развитие христианской педагогической традиции в Византии 26.53 KB
  Развитие христианской педагогической традиции в Византии Византия образовалась как государство в 359 г. на территории Восточной Римской империи и была завоевана турками-османами в 1453 г. В период IV–V вв. в Византии в теории и практике воспита...