7214

Религия и культура

Лекция

Культурология и искусствоведение

Религия и культура 1. Взаимоотношения религии и культуры в истории человечества. Сущность и основные функции религии. 2. Языческая культура. 3. Христианство и культура. 4. Исламская культура. Религия (лат. religio - благочестие...

Русский

2013-01-18

119.5 KB

66 чел.

Религия и культура 

1. Взаимоотношения религии и культуры в истории человечества. Сущность и основные функции религии.

2. Языческая культура.

3. Христианство и культура.

4. Исламская культура.

Религия (лат. religio – благочестие, благоговение, святость, богослужение; или religare – связывать, соединять; или reеligare – воссоединять) – обобщающий термин, который применяется для множества конкретных религий, означает соединение или воссоединение человека со сверхъестественными «Высшими Силами» и благоговейное поклонение Им. За эти Высшие Силы в различных религиях принимается Бог, «Высший», или «Космический Разум», «Абсолют», боги и др. Ученые насчитывают около 250 определений религии, существует масса ее различных трактовок.

Религия – явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории, охватывает подавляющую часть населения земли. Важным является вопрос о том, что составляет существо религии, какие признаки являются в ней определяющими, а какие несущественными?

Религия может быть рассмотрена с двух сторон: с внешней, т.е. как она представляется постороннему наблюдателю и с внутренней, которая открывается верующему и живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны религия есть мировоззрение, определяемое системой конкретных положений, без которых (или хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь в колдовство, окультизм, сатанизм и т.д. Главным признаком религии является существование Бога – личного, духовного, совершенного надмирного Начала, являющегося источником (причиной) бытия всего существующего, в том числе и человека.

Другой элемент религии – убеждение в том, что человек способен к общению, единению с Богом, к вечной с Ним жизни. Соединение человека с Богом осуществляется через веру, под которой подразумевается не только убежденность в существовании Бога, вечности и т.д., но и особый характер всего строя жизни верующего, соответствующий догматам и заповедям данной религии.  Человек принципиально отличается от всех других живых существ тем, что он является существом не только биологическим, а в первую очередь духовным.

О внутренней стороне религии непричастный к ней человек может сказать немногое, т.к. это была бы попытка описать невыразимое в его духовном опыте. Религия изнутри для действительно верующего человека открывает духовный мир и Бога, и всю ту бесконечно многообразную гамму переживаний, о которых другому человеку (хотя бы прекрасно знающему внешнюю сторону религии) просто ничего не известно и которому передать это невозможно. Об этом писал крупный русский мыслитель С.Н.Булгаков: «В самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть опознание Бога и переживание связи с Богом».

Культовая деятельность является составной частью религии. Культ представляет собой совокупность символических действий, с помощью которых верующий устанавливает связь со сверхъестественными силами (Богом, духами, демонами и т.д.). Виды религиозных действий: обряды, таинства, богослужения, посты, молитвы, проповеди,  иные средства.

Особое место отводится молитве как средству общения с Богом. Религиозные идеи в культе представлены текстами – священными книгами (Библия, Коран и др.), священным преданием, молитвами, псалмами, песнопениями и т.п. К средствам культовой деятельности относятся: храм, мечеть, предметы культа, используемые в богослужении, религиозное искусство.

 Функции религии – характер и направление ее воздействия на общество в целом и на отдельные его элементы. Мировоззренческая функция религии (смыслополагающая) предполагает, что в религии как форме духовного освоения мира вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческая функция религии называется смыслополагающей, или функцией “значений”. По определению американского социолога религии Р.Беллы, “религия есть символическая система для восприятия целостного мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные значения”. Человек становится слабым, беспомощным, пребывает в растерянности, если он ощущает пустоту, утрачивает понимание смысла в том, что с ним происходит. А знание человека, зачем он живет, каков смысл происходящих событий, делает его сильным, помогает преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже достойно встретить смерть, так как эти страдания, смерть наполнены для религиозного человека определенным смыслом.    

Легитимирующая (узаконивающая) функция. Теоретически обосновал эту функцию американский социолог Т.Парсонс. По его мнению, социокультурное сообщество не способно существовать, если не обеспечено определенное ограничение действий его членов, постановка их в определенные рамки (лимитирование), соблюдение и следование определенным узаконенным образцам поведения. Конкретные образцы, ценности и нормы поведения вырабатывают морально-правовая и эстетическая системы. Религия же осуществляет легитимизацию, т е. обоснование и узаконивание существования самого ценностно-нормативного порядка.

Именно религия дает ответ на главный вопрос всех ценностно-нормативных систем: являются ли они продуктом общественного развития и, следовательно, имеют относительный характер, могут изменяться в различных социокультурных средах или же они имеют надобщественную, надчеловеческую природу, “укоренены”, базируются на чем-то непреходящем, абсолютном, вечном. Религиозный ответ на этот вопрос обусловливает превращение религии в базовую основу не отдельных ценностей, норм и образцов поведения, а всего социокультурного порядка.    

Интегративная и дезинтегративная функции религии. Французский социолог Э.Дюркгейм сравнивал религию в качестве интегратора социокультурных систем с клеем, поскольку именно религия помогает людям осознавать себя как духовную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями. Религия дает человеку возможность самоопределиться в социокультурной системе и тем самым объединиться с родственными, по обычаям, взглядам, ценностям, верованиям людьми. Особенно большое значение в интегративной функции религии Э.Дюркгейм придавал совместному участию в культовой деятельности. Посредством культа религия конституирует общество как социокультурную систему, она готовит человека к социальной жизни, укрепляет социальное единство, поддерживает традиции, формирует чувство удовлетворенности.

Обратной стороной интегрирующей функции религии выступает дезинтегрирующая. Выступая в качестве источника социокультурного единения на базе тех или иных ценностей, нормативных установок, вероучения, культа и организации, религия одновременно противопоставляет эти общности другим общностям, сформировавшимся на базе другой ценностно-нормативной системы, вероучения, культа и организации. Это противопоставление может служить источником конфликта между представителями различных конфессий.

Компенсаторная функция. Смысл ее заключается в том, что религия восполняет (компенсирует) бессилие человека, облегчает его страдания. Религия является способом решения любых существующих проблем (здоровье, учеба и т.д.). Важным свойством этой функции является ее психологическое воздействие, которым снимается стрессовое состояние.

Коммуникативная функция. Религия выступает средством общения людей в рамках религиозных организаций, отдельных групп. Средствами общения и единения верующих с Богом и друг с другом являются богослужения в храме и не только, участие в таинствах, праздники и т.д.

Регулятивная функция. Религиозные идеи, ценности, стереотипы поведения выступают регуляторами поведения приверженцев данной веры. Как нормативная система религия определенным образом упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность.

Внерелигиозные функции. Выделяют политическую, экономическую, воспитательную, культурно-просветительную и т.п. 

Соотношение религии и культуры. В проблеме соотношения религии и культуры существуют различные подходы, порой прямо противоположные. 1) Понятия «религии» и «культура» нередко смешиваются. Иногда религию считают формой культурной деятельности. И наоборот культуру, в особенности искусство, считают духовно равнозначным религии, полагают, что культура может в жизни заменить религию. 2) Религия и культура разводятся в разные стороны; они не могут восприниматься как слова – синонимы.

Эти две формы деятельности человека безусловно связаны. Источник идей, реализуемых в творческой деятельности, древние видели во вдохновении, которое приходит к человеку извне, свыше. Овидий говорил: «Бог живет в нас, мы имеем связь с небом, из эфирных областей сходит на нас вдохновение». В Ветхом Завете от лица Бога говорится о мастере Веселеиле: «Я исполнил его Духом Божиим, мудростью и всяким искусством составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу» (Исх. 33, 30-31).

Формы взаимодействия религии и культуры многообразны:

– мораль, понимание добра и зла различно в различных религиозных системах, так же как и понятие истины;

– искусство, особо изобразительное (живопись, иконопись),  архитектура, музыкальное, танцевальное, театральное, пение, поэзия и проза; фольклор;

– обучение в различных формах (начальная, средняя, высшая школа, внешкольное образование), система воспитания;

–  язык;

  •  праздники, церемонии, посмертные ритуалы;
  •  деньги, материальные ценности, область материальной культуры.

        

         2.  Языческая  культура.

Язычествообозначение нетеистических религий по их противоположности к теизму, в современной науке чаще употребляют термин «политеизм» («многобожие»). Язычество – поклонение богам, олицетворяющим природу, животных, предметы, занятия, явления общественной жизни, людей и т.д. Подобный пантеон выстроен в строгой иерархии, это плод человеческой фантазии, возникшей в сознании людей, уклонившихся от веры в истинного Бога.

П.А.Флоренский характеризовал язычество следующим образом: «Язычество… лжерелигиозно и лжедуховно. Оно – искажение, извращение, растление истинной веры, присущей человечеству изначально, и вместе мучительная попытка выбраться из духовной смуты, так сказать «духовное барахтанье».

Язычество неоднородно по форме. Существует множество его видов: магия, шаманство, все политеистические религии, сатанизм, атеизм, материализм и др. Признаками, наиболее характерными для большинства из них, являются натурализм, идолопоклонство, магизм, мистицизм. Формы языческих верований: анимизм, тотемизм, фетишизм, аниматизм, пандемонизм

 Причины возникновения язычества. Основная – это утрата человечеством первоначального Божественного Откровения. Этому способствовали 1) нравственная нечистота людей, 2) невежество, отразившееся в желании выразить свойства Божии в обожествлении природы, всего чего угодно, 3) расселение людей по всей пригодной для обитания территории.

       Буддизм  значительное явление мировой культуры. По преданию, это учение Сиддхархи Гаутамы Шакьямуни (Будды), созданное на основе древних религиозно-философских учений Индии в VI в. до н. э. Главным в буддизме являются четыре благородные истины: 1) «существует страдание», 2) «имеются причины страдания», 3) «можно прекратить страдание», 4) путь к прекращению страданий – «благородный восьмеричный путь». Конечная цель стремлений человека в буддизме – нирвана, это отрешенность от всех жизненных забот, небытие, состояние высшего блаженства. Буддизм получил широкое распространение в Юго-Восточной, Центральной и Средней Азии, в Сибири.

3. Христианство и культура.

Христианство (от гр. Christos – буквально: помазанник) – мировая религия, признающая себя Откровением Единого в Троице Истинного Бога, Творца и Промыслителя вселенной, Спасителя и Освятителя всех людей. Названа по имени ее основателя Иисуса Христа – богочеловека, сошедшего с неба на землю и принявшего страдания и смерть ради спасения людей, а затем воскресшего и вознесшегося на небо. Христианство возникло в начале I в., в IV в. стало господствующей религией Римской империи.

Откровение – проявление Высшего Существа в нашем мире с целью сообщить более или менее полную истину о себе и о том, что от нас требуется. В откровении совмещается: 1) факт богоявления (теофания), посредством которого открывается Божество; этим откровение отличается от чисто человеческих учений и систем; 2) религиозно-нравственное содержание этого факта, т.е. то, что в нем открывается; этим откровение отличается от  иррациональных проявлений сил или предполагаемых божественных или демонических, какими полна история всех религий. В христианстве, по учению Церкви, открылась совершенная истина о Боге и установлена совершенная нравственная заповедь или норма жизни.

Специфика христианства:

1.Универсализм, т.е. предназначение христианства всему человечеству.

2.Единобожие, учение о троичности Лиц в едином существе Бога.

3.Понятие о Боге как абсолютно совершенном Духе, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и абсолютной Благости и Любви.

4.Учение о Богочеловеке, воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха и смерти.

5.Учение об абсолютной ценности человеческой личности – бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение о равенстве всех людей в их отношении к Богу: все равно возлюблены Им как дети Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения: свободная воля и божественная благодать.

6.Учение об идеальном назначении человека – бесконечном, всестороннем, духовном совершенствовании.

7.Учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог – безусловный Владыка материи как ее Творец; человеку Он вручил господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить свое идеальное назначение.

8.Христианство одинаково далеко от материализма, и от ненависти по отношению к материи и материальному миру. Зло не в материи и не от материи, а от извращенной свободной воли духовных существ (ангелов и человека), от них оно перешло на материю.

9.Учение о воскресении плоти, о блаженстве воскресшей плоти праведников в вечном, материальном мире.

Таким образом, христианство – религия гармонии материи и духа. Христианство не отрицает ни одной из сфер деятельности человека, но облагораживает их, внушая, что все они – только средства достижения человеком духовного богоподобного совершенства.

Монашество (монахи, монастыри – от греч. слов – одинокий, иной, живущий уединенно) – понятие, первоначально означающее уединенное, одинокое житие. Это название применяется к жизни отдельных лиц и обществ. Они посвящают себя Богу, отрекаются от семьи, всех благ мира.

Вероучение христианства изложено в  Бuблии (греч. biblia, мн. ч. от biblion книга) – это свод книг, составляющих Священное писание; библия состоит из двух частей – Ветхого завета, представляющего священные книги христианской и иудейской религии, и Нового завета, содержащее собственно христианское учение. Новый Завет – вторая часть Библии, священная книга христиан. Его 27 книг были утверждены как канонические, богодуховенные на Карфагенском Вселенском Соборе в 419 г. Среди них 4 Евангелия, Деяния апостолов, 21 Послание апостолов христианским общинам, отдельным людям и Апокалипсис. Евангелие (с греч. языка – «радостная весть», «благовествование») – общее название первых четырех книг Нового Завета. В них излагается «радостная весть» о жизни и учении Христа, явившегося для спасения человечества. Спасение – вечная жизнь человека с Богом в любви. Канонические евангелие – это евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна.

Грех (с греч. языка – ошибка, попадание мимо цели) – одно из важнейших библейских понятий, означающее отпадение человека от Бога как источника абсолютной жизни и силы; грех, или зло, – нарушение закона Божия (1 Ин. 3, 4), беззаконие, нарушение воли Божией. Грех Адама и Евы был первым грехом людей, поэтому он называется первородным. Последствия грехопадения:  физические для человека (смерть, болезни, страдания), духовные – склонность человека ко злу.

Догматика христианства. Троица – одна из основополагающих истин в христианстве. Согласно Откровению, Бог един по Существу и троичен в лицах, являет собой Единосущную и Нераздельную Пресвятую Троицу, имеющую три Лица (Ипостаси) Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа. Триипостасность Бога является совершенно непостижимой для человеческого ума истиной христианства. Пресвятая Троица – это Единый и Единственный Бог, других богов нет.

Боговоплощение – основополагающая истина христианства. Иисус Христос – Второе Лицо Пресвятой Троицы, Бог Сын, Бог Слово (Логос), Спаситель всего человечества был рожден до сотворения мира (и времени), т.е. существовал всегда. Христос для спасения людей сошел на землю, воплотился от Духа Святого и Девы Марии в Богочеловека, приняв человеческий облик. Эта истина о воплощении Сына Божия является абсолютно непостижимой для человека и воспринимается на веру.

Культовая практика. Таинство – в православии священное действие, обряд, в котором «под видимым образом передается верующим невидимая Божья благодать». В православии существуют 7 главных таинств. Крещение означает принятие человека в лоно церкви. Таинство совершает священник  путем троекратного погружения человека в воду с молитвой «Во имя Отца, Сына и Святого Духа». После этого крещаемый становится христианином. Миропамазание совершается сразу после крещения, составляет с ним один обряд. Священник помазывает новокрещеного миром (особое масло). В этом таинстве человек невидимо получает дары Святого Духа, с помощью которых он растет и укрепляется в жизни духовной. Причащение, или Евхаристия  называется «таинством таинств». Установлено самим Иисусом Христом на Тайной Вечере: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28). Таинство причастия состоит в том, что верующие причащаются хлебом и вином на литургии – богослужение, которое совершается утром. Евхаристия – это мистическое и физическое приобщение человека к Богу.   Покаяние (исповедь)  – священнодействие, в котором священник силой Духа Святого отпускает кающемуся христианину грехи, совершенные им после крещения. Исповедь происходит перед причастием. Таинство брака дает благодать к естественному рождению детей – будущих чад Церкви. Соборование(елеосвящение) совершается над больным человеком.  Священство осуществляется при  посвящении человека в духовный сан.

Направления в христианстве.

Правослaвие (с греч. – ортодоксия) – в прямом смысле слова есть правильное (правое) вероучение в отличие от ложного. В этом значении это слово употребляется с эпохи Вселенских Соборов (IV-VIII вв.), когда представители всех церквей, ограждая христианское учение от искажающих его идей (религиозных и философских), доктрин, формулировали положения изначальной веры. Отпадение от единой церкви католиков в XI в. имело своей отдаленной исторической предпосылкой раскол Римской империи на две части Западную с центром в Риме и Восточную (Византия – со столицей в г. Константинополе), происшедший еще в конце IV в. В отличие от католицизма православие обращено не к индивиду, а к «собору», т. е. к сверхличной всеобщности церкви. Истина в православном учении дается человеку как «благодать», она переживается не столько разумом, сколько «сердцем». Истоки христианско-православной философии в России восходят к XV в.

Католицuзм (от гр. katholikos – всеобщий, вселенский) – одна из конфессий в христианстве. Католичество официально оформилось в результате раскола христианской церкви в XI в. (1054 г.) Отличается от православия и протестантизма особенностями догматики, культовой практики, организационными принципами построения церкви. Эти отличия особо ярко проявляются в культуре (прежде всего в искусстве – изобразительном, музыкальном, архитектуре и т.д.)

Протестантuзм (от лат. protestans, protestantis – возражающий, несогласный) – одна из конфессий в христианстве. Возникает в ходе Реформации XVI в. как протест против римско-католической церкви. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканство, баптизм, адвентизм, методизм и др.); протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, скандинавских странах, Швейцарии, Канаде, в странах Прибалтики и т.д.

Христианское искусство.

Канoн (от гр. kanon – правило, предписание) – 1) правило, положение какого-либо направления, учения; то, что твердо установлено, стало традиционным и общепринятым; 2) совокупность книг Библии, признаваемых церковью «богодухновенными», священное писание; 3) догмат, обряд или правило, установленное и узаконенное церковью; 4) в искусстве – совокупность художественных приемов или правил, которые считаются обязательными в ту или иную эпоху, а также произведение, служащее нормативным образцом; 5) в музыке: а) музыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но начинают ее разновременно в строгой последовательности друг за другом: каждый последующий голос вступает раньше, чем окончилась мелодия предыдущего голоса (вид имитации); б) большая хоровая композиция (в православной церкви).

Икoна (от гр. eikon – изображение, образ) – в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Бога – Троицы, Божьей Матери, сцен из Ветхого Завета и Нового Завета, изображение святого (или святых), являющееся предметом религиозного поклонения. Для средневековой иконописи характерны особые изобразительные приемы (так называемая обратная перспектива) – плоскостность, специфическая передача пространства, использование золотых фонов, отсутствие иллюзорного источника света, тяготение к локальному цвету, ряд условностей в передаче предметов и событий.

Иконография  особенности и каноны изображения определенного лица, сюжета, а также описание и систематизация изображений. Основная иконография складывается в IVVI вв. В иконописи общее название икон на сюжеты священной истории называется праздники. Праздники это: благовещение – начальный момент вочеловечения Бога. Согласно Евангелию от Луки (1,26-38), архангел Гавриил, посланный Богом к Деве Марии, сообщает Ей, что у Нее родится сын Иисус и это будет Сын Божий. Первые изображения Благовещения известны со II в. Рождество Христово – величайший из Двунадесятых праздников, связанный с рождением Иисуса Христа в Вифлеемской пещере. Иконография сложная и разнообразная. Изображения появляются уже в катакомбах Рима. Крещение, или Богоявление – изображение Христа в кресчатом нимбе на фоне реки Иордан, слева – Иоанн Креститель, кропящий голову Иисуса, справа ангелы – неизменные спутники Бога. В центре иконы в снопе света летит Дух Божий «в виде голубином». Преображение – таинственное подтверждение божественной природы Иисуса Христа, которую он явил ученикам на горе Фавор. Воскрешение Лазаря – одно из самых  знаменательных и важных чудес, которым Иисус подтвердил возможность воскресения и своего собственного  и всех других людей. Вход в Иерусалим – Христос изображается на осле, символе кротости и миролюбия, за ним следуют апостолы. Пальма – обязательный атрибут иконы, т.к. символизирует мученическую смерть и вечность загробной жизни. Тайная вечеря – сюжет иконописи, отражающий последнюю пасхальную трапезу Иисуса Христа и Его учеников, совершавшуюся накануне распятия и Крестной смерти Спасителя. Во время тайной вечери Христос умыл ноги ученикам Своим, дал новую заповедь взаимной любви, установил таинство Евхаристии. Распятие – важнейшее событие на пути человеческого спасения, его образы стали символом самой христианской веры. Воскресение из мертвых – величайшее событие евангельской истории. Его второе название – Пасха. Главной иконой Пасхи является икона «Сошествие во ад». Вознесение – Вознесение на небо Бога, имеющего человеческий облик. Воздвижение Креста Господня – праздник, связанный с торжеством христианства при императоре Константине (IV в). Сошествие Святого Духа на апостолов – важнейшее событие, положившее начало проповеди Христова учения и создания Церкви как общности людей, объединенных одной верой. Успение Богородицы – день завершения земной жизни Богоматери. Последняя икона праздничного ряда.

Иконографические типы Иисуса Христа. Спас Нерукотворный – один из древнейших иконографических образов. Согласно Преданию, Лик Спасителя чудесным образом отпечатался на плате, которым Он отер лицо от воды. Пантократор (Вседержитель, Спас Вседержитель) –  изображение Иисуса Христа, которое может быть поясным или в полный рост. Характерная особенность – открытое Евангелие в левой руке, правая рука поднята в благославляющем жесте. На нимбе буквы, означающие «Всегда существующий». Спас в силах – иконографический тип, где Иисус Христос представлен на троне на фоне красного четверика с символами евангелистов. В руке Христа – книга с текстом из Священного Писания. Спас Эммануил – иконография юного Христа, восходит к ветхозаветному пророчеству Исайи: «…Се дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут его имя – Эммануил», что означает «с нами Бог».

Иконографические типы Богоматери. Оранта (греч. – Молящаяся) – один из основных типов иконографии Богоматери. Характерная особенность – воздетые в молении руки Богородицы и изображение Младенца на уровне груди Божией Матери. Великая Панагия (Всесвятая) – изображение на груди Оранты в круге «славы» Младенца Христа. Знамение (слав. – чудо, знак, посланный свыше) – поясное изображение Богородицы с воздетыми в молении руками, с Младенцем на груди. Умиление (Елеуса) (греч. – милостивая, милующая) – поясное изображение Богоматери с Младенцем. Характерная особенность – соприкосновение ликов Богомладенца и Богородицы, что символически передает идею Боговоплощения как соединение небесного и земного миров. Одигитрия (греч. – Путеводительница) – поясное изображение Богоматери с Младенцем, сидящим на её левой руке. Характерная особенность – положение руки Богородицы, указывающей на Богомладенца Христа. Означает, что спасение возможно только через воплотившегося Бога – Иисуса Христа.     

Памятники православного зодчества. Собор святой Софии – всемирно известный памятник византийской архитектуры, вершина византийского зодчества. Возведенный в VI в., он на многие века определил развитие архитектуры в  странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Закавказья. Собор Святой Софии  в Константинополе – главный храм Византийской империи. Это трехнефная базилика, длина – 81 м, ширина – 72 м, высота – 55 м, диаметр купола – 31 м. Вместо иконостаса были установлены 12 серебряных колонн с золотыми капителями. Уникальным произведением искусства является престол в алтаре, изготовленный из литых золотых досок на золотых столпах. В Стамбуле мусульманами этот собор был перестроен, превращен в мечеть.

Десятинная (Богородичная) церковь – первый известный каменный (точнее, кирпичный – из плинфы) храм в Киеве. Церковь возведена греческими мастерами в 989-96 в память о принятии христианства, это крестово-купольная, трехнефная постройка длиной 27 м, шириной 18 м. Князь Владимир жаловал десятую часть доходов на содержание храма. Супральская летопись упоминает о монастыре при церкви.

Собор Святой Софии – второй каменный  храм Киева, возведен при Ярославе Мудром на месте, где киевляне нанесли окончательное поражение кочевникам-печенегам. Величественный храм символизировал собой подъем Киевского государства, превосходил все европейские постройки подобного рода. Первоначальная его ширина равнялась 55 м, длина – 37 м. Тринадцать куполов образовывали пирамидальную композицию. Шедевром Софии является мозаичная фигура Богоматери – Оранты («Нерушимая стена») высотой 4,45 м в апсиде.           

Собор Святой Софии в Новгороде – главный православный храм Новгорода (1045 – 50). Строился по инициативе Ярослава Мудрого. Облик собора в отличии от Софии Киевской строже, лаконичнее, живописнее, по размеру несколько меньше.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове заложен греческими мастерами ок. 1034 – 1035. Его отличия от византийских предшественников незначительны и связаны с необходимостью устройства хор, на которых во время богослужения молился князь с семьей и приближенными. Считается самым византийским. Сохранился до наших дней почти целиком.

Собор Успенский г. Владимира – главный православный храм владимирской земли в XII в. Он возведен по указанию князя Андрея Боголюбского по аналогии с одноименным храмом Печерского монастыря в Киеве, выше знаменитой Киевской Софии. Князь выделил на его постройку десятую часть своих доходов.

Соборы – памятники раннемосковского зодчества. Успенский собор на Городке в Звенигороде (1400), Рождественский собор (1405)  Саввино-Сторожевского монастыря, Троицкий собор (1422) Троице-Сергиева монастыря, Спасский собор (1425–27) Андроникова монастыря в Москве. Они продолжили традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Все сохранились до нашего времени.

Собор святых апостолов Петра и Павла в Петербурге. Деревянную церковь заложили одновременно с Петропавловской крепостью, через год она была построена и освещена. Предполагают, что автором проекта был сам Петр I. Через 10 лет Петр I повелел заменить деревянную церковь каменной. Собор в стиле раннего барокко напоминает протестантские храмы Западной Европы. На стенах впервые помещены картины на евангельские темы. Колокольня высотой 122,5 м – самое высокое здание в городе. Собор – усыпальница российских императоров и членов их семей.

Собор Свято-Троицкий в Александро-Невской Лавре Петербурга – главный храм Лавры. Выдающийся памятник русского классицизма, высота 61,8 м, ширина 40,5 м, длина 74 м. К собору примыкают две колокольни высотой 43 м, на одной из них находится колокол весом 1,5 т, отлитый на средства патриарха Никона (1658). Великолепно внутренне убранство собора: мраморный иконостас, позолота, картины П.Рубенса, А. Ван-Дейка и т.д. Рака для мощей святого князя А.Невского весом 1,5 тонн изготовлена по повелению императрицы Елизаветы Петровны из первого русского серебра, которое было  добыто на Алтае.

Собор Казанский в Петербурге. Построен (1801 – 1811) в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.; освещен во имя чудотворной Казанской иконы Божией Матери – одной из трех наиболее почитаемых в России икон. Собор напоминает храм Святого Петра в Риме. С 1811 г. собор – самый большой православный храм Петербурга. Длина собора, имеющего в плане форму креста, с запада на восток – 72,5 м, с севера на юг – 56,7 м. Высота с куполом – 71,6 м, диаметр купола – 17 м. При его сооружении архитектор А.Н.Воронихин впервые в истории мировой строительной практики разработал и применил металлическую конструкцию. Художественное убранство собора составляла скульптура, живопись В.Л.Боровиковского, Ф.Бруни, О.А.Кипренского, К.Брюллова, А.И.Иванова и др. Иконостас выполнен из серебра (1600 кг). Украшение Казанской иконы Божией Матери – золотая риза весом 4 кг, изумруды, жемчуг, 1432 алмазов, 1668 бриллиантов, 638 рубинов.

Собор Исаакиевский в Петербурге – один из символов Санкт-Петербурга, уникальный памятник архитектуры и искусства. Это  один из крупнейших соборов Европы, который вмещает 14 тыс. человек. Возведен во имя преподобного Исаакия Долматского (1818 – 1858). Его высота – 101,5 м, длина – 111 м, ширина – 97, 6 м, площадь пола – 3250 кв.м. Высота малых куполов – 33,6 м. Толщина стен – от 2,5 до 5 м.

Церковь Покрова на р. Нерли – жемчужина не только древнерусского, но и мирового храмового зодчества. Построена в память о гибели сына Андрея Боголюбского в победоносном походе владимирцев на Волжскую Булгарию (1166). Небольшой храм на высоком искусственном холме до сих пор поражает утонченностью, стройностью, устремленностью в небо.

Церковь Спаса на Нередице. В 1198 г. новгородский летописец писал: «В лето заложи церковь камяну князь великий Ярослав, сын Володимирь… во имя Святого Спаса Преображения в Новгороде на горе, а прозвище Нередице». Небольшой, кубический, одноглавый  храм располагался за стенами Новгорода. Храм является достоянием мирового художественного наследия..

Храмы большие пятиглавые – направление в архитектуре XVI в. Они возводились по образцу Успенского собора в Москве  Наиболее известны Успенский собор Троице-Сергиева монастыря, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Вологде, Суздале и др. городах.

Храм Воскресения Христова (Спас на крови) – церковь в Санкт-Петербурге, возведена на месте, где 1 марта 1883 г. от брошенной террористом бомбы был смертельно ранен император Александр II. Собор выстроен по типу древних церквей в московском стиле XVII в, высотой 81 м. Стилизован под храм Василия Блаженного в Москве, отличается большим количество мозаичных украшений, икон, выполненных по эскизам В.М.Васнецова, М.В.Нестерова, Н.А.Бруни и др.

Гимнография – совокупность прославляющих Бога поэтических произведений, созданных на протяжении всей истории становления Православной Церкви. Жанры гимнографии:  тропарь – краткое песнопение, исходно музыкально-поэтический комментарий к богослужебным чтениям Ветхого и Нового Заветов, писались ритмической прозой, в IV в. появляются стихотворные тропари. Кондак – многострофная (ок. 20-30) поэма, появляется в 1 пол. VI в. Создатель жанра – Роман Сладкопевец. Кондак вытесняется каноном с VIII в.  Канон – сложное многострофное произведение, посвященное прославлению какого-либо праздника или святого. Как жанр канон возникает в сер. VII в. Акафист – форма церковной поэзии, близкая древним кондакам. Первый акафист, называемый Великим, посвящен Богородице («Взбранной Воеводе…»), составлен в нач. VII в. в память об избавлении Константинополя от нашествия персов. Акафист состоит из 25 строф, каждые 2 из них образуют смысловое звено. Икос – строфа кондака или акафиста.

в)  Ислам.

Ислaм – одна из мировых религий, возникшая в VII в. в Аравии в результате оригинального синтеза элементов  обрядовых традиций староарабских домусульманских языческих культов, иудаизма, христианства (несторианство) и др. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию, Аллах избрал своим «посланником», пророком. Вероучение ислама изложено в Коране и сунне. Коран (от араб. куран – чтение) – главная священная книга мусульман, сборник религиозно-догматических, правовых текстов. Основу его составили проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и Мекке. Сунна (араб. обычай, пример) – сборник священных преданий (хадисов) о жизни и поучениях пророка Мухаммада. Она была составлена в основном IX в. мусульманскими богословами. До сих пор не все мусульмане признают авторитет Сунны, а те кто ее почитают, уверяют: если Сунна может обойтись без Корана, то Коран не может обойтись без Сунны.

Ислам распространен преимущественно в странах Среднего и Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии, ряде областей бывшего СССР. Мекка и Медина считаются священными городами для мусульман.

Ислам основывается на пяти столпах. Догматическое значение имеет первый столп. Столпы со второго по пятый имеют обрядовое значение.

1) Исповедание веры – «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник его».

2) Намаз – ежедневная пятикратная молитва.
3) Ураза – пост в месяц рамадан по лунному календарю.
4) Закят – обязательная милостыня.
5) Хадж – паломничество в Мекку.
Главная идея ислама – монотеизм. Аллах – единый и единственный Бог, создатель мироздания и всего сущего, согласно Корану и мусульманским представлениям. Ислам – религия строго монотеизма, понятие «религия единого» играет ключевую роль. Важнейшая в богословском смысле сура СХII Корана «Очищение» гласит: «1. Скажи: «Он – Аллах – един; 2. Извечен Аллах один; 3. Не рождал он, и не был рожден. 4. И с ним никто не сравним» (пер. В.Пороховой).

Шариат (закон) – свод права, норм морали, культовых, других распоряжений, регламентирующих всю общественную, личную жизнь мусульманина.

Основные направления в исламе.

Суннизм – ортодоксальное направление в исламе. По представлению суннитов, Сунна – один из источников мусульманского вероучения и права наряду с Кораном. Суннизм отличается и отношением верующих к наследственности верховной и духовной власти – халифа-имама. Сунниты настаивают на том, что именно они точно следуют Корану, указаниям Мухаммада и его сподвижников. Они объявляют себя последователями «истинной веры». Суннизм делится на 4  религиозно-правовые школы (мазхабы) – ханифиты, шафииты, маликиты и ханбалиты. В Башкортостане ислам исповедуется в форме суннизма.

Суфизм (араб. суф – шерсть, суфий – человек, одетый в грубую шерстяную одежду аскетов) – направление в исламе, представители которого призывали полностью отказаться от всего земного и целиком посвятить себя Аллаху. Со временем в суфизме сложилась и мистическая традиция, был разработан собственный язык, особые обряды и упражнения. 

Шиизм (араб. аш-шиа – сторонники) – направление в исламе, представители которого считают, что главой мусульман (имамом) может стать только кровный родственник Мухаммада.  В исламском мире шииты составляют ¼ от общего количества мусульман, но они очень активны. Шиизм распространен преимущественно в Иране и Ираке, Ливане, Йемене и Бахрейне.

Праздники в исламе.

 Курбан-байрам  отмечается в память библейского праотца Авраама (Ибрагима), который собирался принести в жертву Богу своего сына. Поэтому каждый верующий обязан вместе с чтением молитвы зарезать овцу, барана, корову, верблюда или коня. Ураза-байрам – праздник окончания поста, разговенья, или малого жертвоприношения. Длится три дня. Верующие должны дать отчет о том, как они провели пост. В день ураза-байрам раздают милостыню. Мирадж – праздник в память чудесного ночного путешествия пророка Мухаммада из Мекки в Иерусалим и дальше к Престолу Аллаха (17:1). Мавлюд – день рождения Мухаммада. Точная дата рождения пророка неизвестна, предания приурочивают ее ко дню его смерти (8 июня 632 г.). В мусульманском календаре это 12 число месяца ал-аввал.

Лирическая поэзия в исламе – выдающееся достижение арабо-мусульманской культуры. Зародилась как поэзия кочевников-бедуинов. В дальнейшем поэзия  воспринимает культурные традиции покоренных народов. Отличительные черты арабской поэзии – культ разума, идея справедливого властителя, упоение страстями и борьба с ними. Существовали разнообразные жанры. Газель – стихотворение о любви, предназначавшееся для пения. Гедонистическая лирика – жанр поэзии, прославляющий пышные придворные увеселения, призывающий ловить минуты счастья, и не думать о загробном возмездии. Зухдийят – философские стихи, обличавшие забвение нравственных предписаний ислама. Касыда – поэма-панегирик, ведущий жанр придворной поэзии. «Поэзия вина» – гедонистическая лирика, изобилующая описанием дружеских попоек. Она представлена поэзией Абу Нуваса, заработавшего в молодые годы репутацию пьяницы, распутника и богохульника. Он герой многих новелл «Тысячи и одной ночи», придворный панегирист при дворе Харун ар-Рашида.

Медресе (араб. – место учения) – в средневековой мусульманской архитектуре здание, имевшее функции религиозной школы, университета, теологического института. Они стали самостоятельными учебными заведениями в XXI вв.

Исламское искусство.

Орнамент (от лат. ornare – украшать) – вид изобразительного искусства. Воплощает специфику исламской культуры, в которой существовал запрет на изображение Бога, человека, животных. Орнамент компенсировал отсутствие живописи и скульптуры. Типы орнаментов: арабеска – европейское название мусульманского орнамента. В основе арабески, построенной на геометрической сетке, – принцип бесконечного пространственного развития повторяющихся групп орнаментальных мотивов. Отличается многократным наслоением однородных форм, что создает впечатление прихотливого узора. Гирих – линейно-геометрический орнамент, представлял собою сложное переплетение многоугольников и многолучевых звезд. Эпиграфический орнамент – орнамент, который состоит из надписей, органично включенных в декоративный узор. Он считается самым арабским.

Каллиграфия – в исламе искусство изображения слова, наделенное самоценной выразительностью художественной формы. Типы почерков: Куфи – почерк с прямолинейными угловатыми буквами, служил для написания заглавий сур Корана. Цветущий куфи – разновидность куфи со сложным переплетением завитков и элементов растительного орнамента, использовался для поэтического восхваления Аллаха, написания изречений Корана и сведений информационного характера. Сульс – самый нарядный почерк, который использовался для украшения интерьеров. В нем соотношение прямолинейных и криволинейных элементов составляет пропорцию 1:3.

Культовая архитектура.

 Мечеть – общее название мусульманских культовых зданий или помещений, предназначенных для молитвы. По назначению различают мечети для ежедневных, пятничных и загородных молений. Разные типы мечетей отвечали потребностям культа и климатическим условиям: открытый двор с водоемом посередине служил для омовений, предшествующих молитве; галереи и колонный навес укрывали от палящих лучей солнца. Обязательными элементами мечети являются михраб, минарет. Михраб – это ниша в стене здания мечети, которая обозначала кыблу – направление на мусульманскую святыню Мекку. Минареты представляют собой башни, с которых призывали верующих на молитву. Выделяют различные типы мечетей. Колонная мечеть (арабская) – тип мечети, для которой характерно наличие прямоугольного двора с галереями на трех сторонах и многоколонным молитвенным залом на стороне кыблы. Купольная мечеть – тип, основой архитектуры которого является молитвенный зал, перекрытый большим куполом. Айванные  мечети.

Выдающиеся памятники исламской культовой архитектуры. Мечеть в Дамаске – самая знаменитая колонная мечеть, перестроенная из христианской базилики. Михраб поместили в южной продольной стене и колонны базилики оказались расположенными поперек движения к михрабу, что стало типичным для всех колонных мечетей. Нефы уравняли по ширине и высоте. Северную продольную стену прорезали аркадой, в результате чего пространство двора перетекало в пространство молитвенного зала.

Кордовская соборная мечеть – особый вариант колонной мечети. Её молитвенный зал разделен 600 колоннами на 19 нефов.

Мечеть «Купол скалы» – третье святое место ислама после Мекки и Медины. Мечеть построена на вершине горы Мориа (VII в), которая считается в исламе центром мира. Отсюда, по преданию, Мухаммед вознесся на небеса. Храм – правильный восьмиугольник, до половины облицован мрамором, выше украшен мозаикой из перламутра, цветного мрамора и золота. Диаметр купола – 20 м, его высота – 34 м.

Мечеть султана Хасана в Каире – одна из самых красивых и знаменитых четырехайванных мечетей. Айван – сводчатое помещение в форме глубокой ниши или зала без передней стены – сводчатый айван. Айван может быть открыт на фасад или во внутренний двор. Айванный тип мечети получил наибольшее распространение в XIIXIII  вв. в Сирии, Ираке, Египте.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23736. Алгоритмы разложения чисел на простые множители 40 KB
  Тренировать способность к практическому использованию алгоритма разложения чисел на простые множители; повторить и закрепить признаки делимости действия со смешанными числами решение задач на проценты составление геометрических фигур из частей.
23737. Разложение чисел на простые множители 44.5 KB
  Основная цель: – сформировать способность представления числа в виде произведения простых множителей; повторить и закрепить: понятие простого и составного числа признаки делимости. – Из получившегося ряда чисел назовите числа кратные 3. – Из получившегося ряда чисел назовите числа кратные 9. – Из получившегося ряда чисел назовите числа кратные 6.
23738. Язык и логика 84.5 KB
  2 а Подставим вместо переменных x и y их значения и найдём значение получившегося числового выражения по действиям. Если x = 15 y = 6 то 49  15 – 17  6 = 633 49  15 = 735; 17  6 = 102; 735 – 102 = 633 Сравним получившийся результат с число стоящим в правой части данного равенства. 633 = 533 Л б Подставим вместо переменных x и y их значения и найдём значение получившегося числового выражения по действиям. Подставим результат в исходное предложение вместо левой части 15 ≤ 3 Л 3 Надо найти такое число в разряде единиц...
23739. ОСТРЫЕ УГЛЫ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ ИЛИ ШПАРГАЛКА ДЛЯ МОЛОДОЖЕНОВ 3.83 MB
  Книга Андрея Зберовского написана в традиционной для автора форме, где большая часть практических советов подана в увлекательной и живой форме, нередко с элементами юмора. Она адресована очень широкой читательской аудитории любых возрастных категорий, прежде всего – молодоженам!
23740. Степень числа 42 KB
  Сначала определяем значение степени а затем проходим произведение. – Найдите значение выражения: 5 23 – 362 81 : 32 . 3 1 2 4 9 7 5 6 8 12 11 10 5 23 – 362 81 : 32 = 5  2  2  2 – 36  5  2  2  2 – 36 81 : 3  3 – Проанализируйте каков порядок действий в нашем выражении Сначала находим значение степени в скобке затем значение произведения значение разности значение степени результата получившегося в скобках значение степени числа 3 значение...
23741. Степень числа 44 KB
  – При выполнении каких заданий мы можем получить произведение одинаковых множителей При разложении чисел на простые множители. – Что интересного вы можете сказать о полученном ряде чисел Все числа кратны 10. – Найдите НОК и НОД чисел а и b если: а = 23 3 52 b = 22 32 7. – Что необходимо сделать что бы выполнить задание Надо расписать степени чисел и применить известные алгоритмы – А можно ли выполнить задание не расписывая степени Этот вопрос может вызвать затруднение.
23742. Высказывания 228 KB
  – Назовите число из полученного ряда сумма цифр в котором равна 6. – Какое число данного ряда может быть лишним Например число 50 – двузначное а остальные – трехзначные. На сколько 150 больше 50 во сколько раз 150 больше 50 на сколько 50 меньше 150 – Придумайте числовые выражения частное в которых равно 3. – Найдите число которого равны 21.
23743. Взаимно простые числа 72.5 KB
  2 Тренировать способности к использованию: а понятий простого и составного числа; б признаков делимости на 2 5 10 3 9; в различных способов нахождения НОД; г алгоритмов объединения и пересечения множеств. На доске остаются числа: 375 164 2310 171. – Разложите получившиеся числа на простые множители.
23744. Делимость произведения 48.5 KB
  Делится ли на 37 число 555 555 555 555 − Сформулируйте в общем виде свойство делимости которое вы наблюдаете. Если первое число делится на второе число второе число делится на третье число то первое число делится на третье число. Докажите используя введение обозначений что если первое число делится на второе а второе делится на третье то и первое число делится на третье. Первое число a второе число b третье число c.