72143

Понятие и принципы гражданского процессуального права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Таким образом нормы этой отрасли права регламентируют общественные отношения возникающие в сфере гражданского судопроизводства гражданско-процессуальные отношения. Следует иметь в виду что в рамках гражданского судопроизводства обеспечивается реализация норм не только гражданского но и ряда других...

Русский

2014-11-18

32.5 KB

0 чел.

32 - Понятие и принципы Гражданского процессуального права

Действующее законодательство предусматривает разные формы защиты субъективных прав граждан, организаций, предприятий и учреждений — судебную, административную и общественную. Основной, наиболее распространенной и наиболее действенной является судебная форма защиты, что вытекает из ст. 45—47 Конституции РФ.

Эффективность судебной защиты во многом зависит от существования соответствующего правового механизма. Эти задачи и решаются гражданско-процессуальным правом.

Гражданское процессуальное право — совокупность правовых норм, регулирующих порядок рассмотрения и разрешения судом гражданских дел, а также порядок принудительного исполнения судебных решений.

Таким образом, нормы этой отрасли права регламентируют общественные отношения, возникающие в сфере гражданского судопроизводства, — гражданско-процессуальные отношения. Следует иметь в виду, что в рамках гражданского судопроизводства обеспечивается реализация норм не только гражданского, но и ряда других отраслей материального права — трудового, семейного, экологического и других, не имеющих «собственных» процессуальных норм, а во многих случаях и административного.

Однако все эти случаи в большинстве связаны со спором о праве, с «противостоянием» конфликтующих равноправных сторон, когда те или иные субъективные права не могут быть реализованы без соответствующего государственно-властного вмешательства и принятия решения по существу спора. Это и определяет возможность решать различные по содержанию материально-правовые споры в рамках одной гражданско-процессуальной формы.

Рассмотрение гражданских дел (правосудие по гражданским делам) осуществляется в основном общими и арбитражными судами, однако некоторая часть таких дел рассматривается по соглашению сторон третейскими судами, имеющими общественный статус, но действующими по полномочию государства.

Источники гражданско-процессуального права также разнообразны. Они в значительной степени совпадают с источниками уголовно-процессуального права. К ним относятся, в частности, Конституция РФ и международно-правовые соглашения и договоры. Из числа последних, кроме тех, которые назывались ранее, надо указать на Гаагскую конвенцию по вопросам гражданского процесса 1954 г. (наша страна присоединилась к ней в 1967 г.).

Большая часть гражданско-процессуальных норм содержится в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР (ГПК), принятом в 1964 г.

Из числа всех принципов гражданского процесса следует выделить принцип диспозитивности, как наиболее характерный именно для гражданского судопроизводства. Его смысл заключается в том, что стороны процесса распоряжаются своими процессуальными правами по своему усмотрению: они сами реализуют право на обращение в суд, определяют предмет и основания исковых требований, могут их изменять и т.п. Таким образом, инициатива возбуждения, хода, прекращения или изменения дел определяется волей заинтересованных лиц. Суд же только контролирует соответствие их действий закону.

Особенности доказывания в гражданском процессе проявляются в своеобразии предмета и пределов доказывания, а также некоторых источников доказательств.

Предмет доказывания — то, что подлежит установлению, определяется по каждому делу судом в зависимости от требований и возражений сторон на основе применяемых норм материального права.

Бремя доказывания возлагается на стороны: каждая из них обязана доказать те факты, те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований или возражений. Так, истец обязан доказать факты, приведенные в обоснование иска (например, передачу определенной вещи ответчику, ее стоимость и т.п.). Ответчик, если просто отрицает исковые требования, ничего доказывать не должен. Если же он ссылается на какие-либо обстоятельства (например, что он вернул полученную вещь), то он обязан представить соответствующие доказательства. Однако в некоторых случаях закон обязывает ответчика доказывать определенные обстоятельства. Так, причинитель вреда должен доказывать, что вред причинен не по его вине. Пока он этого не сделает, считается, что он виновен. Не требуют доказывания обстоятельства, «признанные судом общеизвестными», а также те, которые установлены вступившим в законную силу приговором или решением суда по другому делу. Это относится, например, к вопросам, имели ли место определенные действия, кем они совершены и т.п.

В гражданском процессе используются во многом те же источники доказательств, что и в уголовном (показания свидетелей, заключения экспертов, письменные и вещественные доказательства). Но если в уголовном процессе стороны (обвинитель и защитник) не дают показания, то в гражданском — объяснения истца, ответчика и третьих лиц служат источником доказательств.

Имеются и ограничения, которых не знает уголовный процесс: некоторые указанные в законе обстоятельства не могут устанавливаться любыми доказательствами. Так, если по закону требуется простая письменная форма сделки, то в случае спора стороны не вправе ссылаться на показания свидетелей. Подобные ограничения связаны с требованием материально-правовых норм о письменном оформлении таких сделок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27361. Исследовательское обучение в начальной школе 24.68 KB
  Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей придав ей исследовательский творческий характер и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Если задачи исследовательского обучения свести к поощрению учащегося проявлять природную любознательность задавать вопросы и стараться самостоятельно находить на них ответы то оказывается что мы отстаиваем лишь то о чем давно говорили и что даже осуществляли на практике многие талантливые педагоги прошлого....
27362. Эмоции и чувства 21.82 KB
  С поступлением в школу максимум эмоциональных реакций приходится не столько на игру и общение сколько на процесс и результат учебной деятельности удовлетворение потребностей в оценке и добром отношении окружающих.Воля обнаруживает себя в умении совершать действия или сдерживать их преодолевая внешние или внутренние препятствия в формировании дополнительных мотивовстимулов к слабомотивированной деятельности.Волевое действие школьника развивается в том случае если: цели которых он должен достигнуть в деятельности им поняты и осознаны;...
27363. Личность в психологии. Характер человека 25.5 KB
  Индивидуальность проявляется в чертах темперамента характера привычках преобладающих интересах в качествах познавательных процессов восприятия памяти мышления воображения в способностях индивидуальном стиле деятельности и т. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении обусловливая типичные для индивида способы поведения. Экстровертный тип – эмоциональная взвинченность жажда общения и деятельности зачастую безотносительно к ее необходимости и...
27364. Самосознание в психической деятельности человека 25.89 KB
  Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс опосредованного познания себя развернутый во времени связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование понятие собственного Я. Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к ситуации предмету и средствам деятельности к другим людям. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности ценностными ориентациями установками; выполняя функцию...
27365. Восприятие 19.51 KB
  В отличие от ощущений отражающих лишь отдельные свойства предметов в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений возможность которого по мнению А. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия играют двигательные или кинестезические ощущения которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. Также в процессе слухового восприятия активную роль играют...
27366. Формирование читательских интересов и читательской самостоятельности младших школьников в процессе обучения чтению 147 KB
  Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природнокультурное целое а человек как часть природы как создатель культуры и как её продукт т. Ведь именно ценностноконсолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия. Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной...
27367. Формирование основ художественной культуры в образовательном процессе начальной школы (на примере уроков изобразительного искусства, музыки) 43.5 KB
  Ценности = произведения искусства. Выделяются отдел обл худ кры по разным видам искусства: муз кра чела опредся его причастностью к муз ценностям и потртью в общении с ними Проблема: не все могут оценить красоту шедевров музыки т. Предметная область Искусство играет большую роль в становлении личности ученика так как способствует его личностному развитию обеспечивая осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности развитие эстетического вкуса художественного мышления обучающихся.
27368. Значение уроков изобразительного искусства, музыки в системе начального общего образования 39 KB
  Исполнительская – в интерпретации муз произведений = осознанный интуитивный выбор средств. Виды: апение сольное хоровое пр – допой досочини муз диалоги пропой свое имя. Б музритмич Д – выразит движения театр.
27369. Сравнительная характеристика современных программ и учебно-методических комплектов по изобразительному искусству, музыке для начальной школы с учетом требований ФГОС НОО 30 KB
  УМК Школа 2100 Изобразительное искусство – О. УМК Классическая начальная школа Изобразительное искусство – В. УМК Начальная школа XXI века Музыка – О. умк Гармония Н.