72143

Понятие и принципы гражданского процессуального права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Таким образом нормы этой отрасли права регламентируют общественные отношения возникающие в сфере гражданского судопроизводства гражданско-процессуальные отношения. Следует иметь в виду что в рамках гражданского судопроизводства обеспечивается реализация норм не только гражданского но и ряда других...

Русский

2014-11-18

32.5 KB

0 чел.

32 - Понятие и принципы Гражданского процессуального права

Действующее законодательство предусматривает разные формы защиты субъективных прав граждан, организаций, предприятий и учреждений — судебную, административную и общественную. Основной, наиболее распространенной и наиболее действенной является судебная форма защиты, что вытекает из ст. 45—47 Конституции РФ.

Эффективность судебной защиты во многом зависит от существования соответствующего правового механизма. Эти задачи и решаются гражданско-процессуальным правом.

Гражданское процессуальное право — совокупность правовых норм, регулирующих порядок рассмотрения и разрешения судом гражданских дел, а также порядок принудительного исполнения судебных решений.

Таким образом, нормы этой отрасли права регламентируют общественные отношения, возникающие в сфере гражданского судопроизводства, — гражданско-процессуальные отношения. Следует иметь в виду, что в рамках гражданского судопроизводства обеспечивается реализация норм не только гражданского, но и ряда других отраслей материального права — трудового, семейного, экологического и других, не имеющих «собственных» процессуальных норм, а во многих случаях и административного.

Однако все эти случаи в большинстве связаны со спором о праве, с «противостоянием» конфликтующих равноправных сторон, когда те или иные субъективные права не могут быть реализованы без соответствующего государственно-властного вмешательства и принятия решения по существу спора. Это и определяет возможность решать различные по содержанию материально-правовые споры в рамках одной гражданско-процессуальной формы.

Рассмотрение гражданских дел (правосудие по гражданским делам) осуществляется в основном общими и арбитражными судами, однако некоторая часть таких дел рассматривается по соглашению сторон третейскими судами, имеющими общественный статус, но действующими по полномочию государства.

Источники гражданско-процессуального права также разнообразны. Они в значительной степени совпадают с источниками уголовно-процессуального права. К ним относятся, в частности, Конституция РФ и международно-правовые соглашения и договоры. Из числа последних, кроме тех, которые назывались ранее, надо указать на Гаагскую конвенцию по вопросам гражданского процесса 1954 г. (наша страна присоединилась к ней в 1967 г.).

Большая часть гражданско-процессуальных норм содержится в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР (ГПК), принятом в 1964 г.

Из числа всех принципов гражданского процесса следует выделить принцип диспозитивности, как наиболее характерный именно для гражданского судопроизводства. Его смысл заключается в том, что стороны процесса распоряжаются своими процессуальными правами по своему усмотрению: они сами реализуют право на обращение в суд, определяют предмет и основания исковых требований, могут их изменять и т.п. Таким образом, инициатива возбуждения, хода, прекращения или изменения дел определяется волей заинтересованных лиц. Суд же только контролирует соответствие их действий закону.

Особенности доказывания в гражданском процессе проявляются в своеобразии предмета и пределов доказывания, а также некоторых источников доказательств.

Предмет доказывания — то, что подлежит установлению, определяется по каждому делу судом в зависимости от требований и возражений сторон на основе применяемых норм материального права.

Бремя доказывания возлагается на стороны: каждая из них обязана доказать те факты, те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований или возражений. Так, истец обязан доказать факты, приведенные в обоснование иска (например, передачу определенной вещи ответчику, ее стоимость и т.п.). Ответчик, если просто отрицает исковые требования, ничего доказывать не должен. Если же он ссылается на какие-либо обстоятельства (например, что он вернул полученную вещь), то он обязан представить соответствующие доказательства. Однако в некоторых случаях закон обязывает ответчика доказывать определенные обстоятельства. Так, причинитель вреда должен доказывать, что вред причинен не по его вине. Пока он этого не сделает, считается, что он виновен. Не требуют доказывания обстоятельства, «признанные судом общеизвестными», а также те, которые установлены вступившим в законную силу приговором или решением суда по другому делу. Это относится, например, к вопросам, имели ли место определенные действия, кем они совершены и т.п.

В гражданском процессе используются во многом те же источники доказательств, что и в уголовном (показания свидетелей, заключения экспертов, письменные и вещественные доказательства). Но если в уголовном процессе стороны (обвинитель и защитник) не дают показания, то в гражданском — объяснения истца, ответчика и третьих лиц служат источником доказательств.

Имеются и ограничения, которых не знает уголовный процесс: некоторые указанные в законе обстоятельства не могут устанавливаться любыми доказательствами. Так, если по закону требуется простая письменная форма сделки, то в случае спора стороны не вправе ссылаться на показания свидетелей. Подобные ограничения связаны с требованием материально-правовых норм о письменном оформлении таких сделок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27766. Коррекция активно-волевых дефектов (слабоволие – причина многих отклонений поведения) 14.26 KB
  через насыщение любимым делом подойти к личному удовлетворению и к выполнению нелюбимой работы; соблюдение дозировки всякой работы и постепенное увеличение нагрузки на ребенка; интересно обставленный труд с желательным достижением поставленной цели и как следствие самовоспитание и самообладание; формирование стойкости и мужества перед естественными неудачами жизни. физическое воспитание: естественные движения подвижные игры танцетворчество физическое оздоровление и исправление слабости характера развитие выносливости выдержки...
27767. Функции социального педагога 18.81 KB
  Коррекционная: осуществление коррекции всех воспитательных влияний оказываемых на детей и подростков как со стороны семьи так и социальной среды в том числе и неформальной; усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды. Социально профилактическая и реабилитационная: организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося девиантного и преступного делинквентного поведения детей и подростков; влияние на формирование нравственно правовой устойчивости; ...
27768. Педология 15.29 KB
  Несмотря на имевшиеся недостатки переоценивание роли биологических или социальных факторов в формировании ребенка использование технократических методов исследования отсутствие должного взаимодействия с другими науками педология внесла неоценимый вклад в развитие социальной педагогики. постановлением О педологических извращениях в системе Наркомпросов педология была объявлена лженаукой а педологи лжеучеными мракобесами и даже фашистскими прихвостнями и изгнаны из школы на них обрушились репрессии [4].
27769. Человек как жертва процесса социализации 17.19 KB
  Человек не только объект и субъект социализации. Это связано с тем что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие. Таким образом можно констатировать что в процессе социализации заложен внутренний до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе.
27770. Песталоцци 18.14 KB
  Передовая студенческая молодежь к которой принадлежал Песталоцци организовала кружок патриотов находившийся под влиянием идей французских просветителей и в первую очередь Руссо. Цюрихские власти подвергли кратковременному аресту нескольких активных членов кружка в том числе и Песталоцци. Выйдя из тюрьмы Песталоцци не завершив своего образования поселился в деревне в имении Нейгоф чтобы организовать образцовое сельское хозяйство которое могло бы наглядно показать крестьянам как улучшить свое положение. Но этот утопический...
27771. Социальный педагог 16.1 KB
  Социальный педагог осуществляет социальнопедагогическую деятельность со всеми категориями населения: с детьми подростками молодежью взрослыми. Социальный педагог является связующим звеном между клиентом и его окружением посредником в системе взаимодействия личности семьи общества. или специализированных учреждениях отделение социальной помощи детский дом центр реабилитации социальный приют медикопсихологическая консультация телефон доверия центр занятости и трудоустройства и т.
27772. Планирования работы с неблагополучными семьями 18.87 KB
  Программа работы варьируется в связи с изменившимися условиями но обязательно заслушивается на заседании общественной инспекции по делам несовершеннолетних при администрации поселка или комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о выполнении данной программы. Поэтому социальный педагог должен взаимодействовать с учителями классными руководителями семьей и ребенком приложить все усилия для результативной работы. Одна из форм работы социального педагога с семьей социальный патронаж представляющая собой посещение семьи на дому с...
27773. Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого 25.96 KB
  Толстой вступил как он сам писал об этом позже в период трехлетнего страстного увлечения этим делом. Толстой считал что наступило время вспомним что тогда Россия переживала период первой революционной ситуации и подъема общественнопедагогического движения когда образованные люди страны должны активно помогать народным массам испытывавшим огромную потребность в образовании удовлетворить это их законное стремление не доверяя столь важного дела царской власти. Толстой систематически освещал в своем педагогическом журнале Ясная...
27774. Социализирующие функции семьи 26.46 KB
  На всех этапах социализации образовательный уровень семьи интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека на том какие пласты культуры он усваивает на стремлении к продолжению образования и к самообразованию. Вчетвертых семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами а когда речь идет о нормах определяющих исполнение им семейных ролей влияние семьи становится кардинальным. Ценности и атмосфера семьи определяют и то насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее...