72146

Понятие и принципы уголовно-процессуального права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В наибольшей степени регламентирована правовыми нормами уголовно-процессуальная деятельность. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что из всех правонарушений именно преступления представляют наибольшую опасность для общества и особенно важно их раскрытие и наказание виновных...

Русский

2014-11-18

36 KB

0 чел.

35 - Понятие и принципы Уголовно-процессуального права

В наибольшей степени регламентирована правовыми нормами уголовно-процессуальная деятельность. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что из всех правонарушений именно преступления представляют наибольшую опасность для общества и особенно важно их раскрытие и наказание виновных, а с другой — тем, что лица, совершившие преступления, подвергаются наиболее тяжкому наказанию и в случае ошибки могут серьезно пострадать невиновные.

Поэтому и для государства, и для общества в целом большое значение имеет успешное решение закрепленных в законе задач, связанных с разрешением каждого уголовного дела:

быстрое и полное раскрытие преступлений;

изобличение виновных;

обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден (ч. 1 ст. 2 УПК).

Наряду с этим в ч. 2 этой статьи определяются и общие задачи уголовного судопроизводства: способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступлений, охране прав и свобод граждан, их воспитанию в духе неуклонного соблюдения законов.

Уголовно-процессуальная деятельность как особый вид правоприменения осуществляется специально управомоченными правоохранительными органами (судом, органами прокуратуры, следствия, дознания). Помимо этих органов в уголовный процесс вовлекается широкий круг других субъектов: обвиняемый, защитник, потерпевший, свидетели и др.

Деятельность всех участников уголовного процесса регулируется как в целом, так и применительно к каждой его стадии правовыми Нормами, определяющими их права и обязанности, а также запреты да определенные варианты их поведения, деятельности. Все эти формы в их единстве образуют особую правовую отрасль — уголовно-процессуальное право.

Таким образом, уголовно-процессуальное право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере уголовного судопроизводства при возбуждении, расследовании и разрешении уголовных дел.

Источниками уголовно-процессуального права являются Конституция Российской Федерации, международные договоры, федеральные законы и в редких случаях подзаконные нормативные акты.

Из числа международных соглашений здесь надо выделить двусторонние договоры России с другими государствами об оказании правовой помощи, которые регулируют порядок ареста и выдачи преступников, производства по просьбе другой стороны допросов и других следственных действий и др.

Среди федеральных законов наибольшее значение имеет Уголовно-процессуальный кодекс (УПК). Он регламентирует основные стороны уголовно-процессуальной деятельности: круг участников уголовного процесса, источники доказательств, порядок возбуждения уголовных дел, производства расследования, судебного рассмотрения дел и т.п.

Действующий УПК принят в 1960 г. За истекший период в него внесено немало изменений и дополнений. Сейчас готовится новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, который принят Государственной Думой в первом чтении.

Смысл уголовно-процессуальной деятельности заключается в основном в установлении, реконструкции фактов, обстоятельств, относящихся к прошлому (обстоятельств совершения преступления, лица, виновного в этом, и т.п.). Процесс такого установления и его результаты называются доказыванием, которое справедливо рассматривается как «сердцевина», основное содержание уголовного процесса. Доказывание происходит в установленной уголовно-процессуальным законом форме и заключается в сборе и оценке доказательств.

Доказательства — это фактические данные, на основе которых суд, прокурор, следователь, орган дознания устанавливают все обстоятельства, имеющие значение для дела. Эти обстоятельства определяются ст. 68 УПК. Главные из них:

событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства);

виновность обвиняемого и мотивы преступления;

обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого и характеризующие его личность;

характер и размер причиненного ущерба.

Уголовно-процессуальный кодекс дает и перечень источников доказательств: показания свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, заключение эксперта, вещественные доказательства, протоколы следственных и судебных действий и иные документы.

Основными субъектами уголовно-процессуальных отношений являются те органы и должностные лица, которые направляют ход уголовного процесса, осуществляют государственно-властную деятельность: возбуждают уголовное дело, проводят расследование, надзирают за его производством, применяют меры принуждения, рассматривают и разрешают уголовное дело. Речь идет об органах дознания, следователе, начальнике следственного отдела, прокуроре и суде. Об их правомочиях будет сказано ниже.

Вместе с тем в уголовном процессе участвуют и другие лица: подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, защитник, потерпевший, гражданский истец, переводчик, свидетель, эксперт и др.

При этом процессуальное положение большинства из них остается неизменным. Меняется только статус лица, привлекаемого по делу за совершение преступления. В случае задержания или применения к нему меры пресечения до предъявления обвинения (например, в виде заключения под стражу, подписки о невыезде, поручительства и т.п.) он становится подозреваемым, после предъявления обвинения — обвиняемым, при рассмотрении дела в суде — подсудимым, а в случае вынесения обвинительного приговора — осужденным. Соответственно меняются круг его прав и обязанностей, его отношения с другими субъектами процесса.

В связи с множественностью субъектов, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность и вовлеченных в нее, сложностью и многогранностью этой деятельности между различными субъектами возникают разнообразные процессуальные правоотношения.

Характер, содержание большинства правоотношений между указанными лицами может существенно меняться по мере развития уголовного процесса. Само это развитие представляет собой цепочку, а точнее, сложную сеть постоянно меняющихся, переходящих друг в друга правоотношений. При этом вынесение большинства правоприменительных актов (постановления о возбуждении уголовного дела, постановления о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительного заключения и проч.), прекращая определенные правоотношения, порождает новые, в том числе связанные с развитием уголовного процесса, его стадиями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58817. Фізико – географічне положення України. Крайні точки і розміри території. Розташування території України стосовно годинних поясів 354 KB
  Мета: визначити особливості положення України стосовно годинних поясів; показати різницю між поясним і місцевим часом на території України; закріпити вміння орієнтуватися в поняттях поясний місцевий літній декретний час...
58818. Розробка циклу уроків з теми «Системні утиліти» 539 KB
  Компютерні віруси. Під час роботи з інформацією на компютері можуть виникати такі проблеми: збій роботи під час читання або записування файлів на дискету; виникнення помилок у файловій структурі при некоректній роботі з технікою та програмами; уповільнення роботи компютера через невпорядкованість даних на жорсткому диску. ВАМ ПОТРІБНО: дати визначення операції; розібратися що відбувається на диску під час виконання операції; зясувати як запустити потрібну програму; визначити які недоліки в роботі компютера усуває задана...
58820. Українське відродження (кінець ХVIII – перша половина ХІХ ст.) 153.5 KB
  У межах цієї теми учні знайомляться з багатовіковими державотворчими традиціями українського народу. Але у процесі проведення уроку за темою у вчителя виникають певні труднощі: фрагментарність знань які учні отримують через брак часу...
58821. Урок ґендерної грамотності 92 KB
  Мета уроку: ознайомити учнів: з поняттями: ґендер ґендерна рівність ґендерна рівноправність; з міжнародними правовими документами про рівноправність жінок і чоловіків; з становищем жінок в різних державах та ставленням до ролі жінки...
58822. London sightseeing tour 115 KB
  Bank of England, Buckingham Palace, Big Ben, British Museum, bury C: crown, church, Covent Garden, column, Changing the Guards F: financial, fashionable, fortress, famous H: Houses of Parliament, Horse Guards, Hyde Park, House of Lords, House of Commons
58823. Подвійні зорі. Фізичні змінні зорі 68.5 KB
  Мета уроку: дати загальні уявлення про подвійні та фізичні змінні зорі їхні фізичні характеристики та процеси що в них проходять; про метод цефеїд визначення відстаней до галактик; розвивати вміння робити висновки; виховувати в учнів інтерес до астрономії; формувати науковий світогляд.
58824. Іменники-синоніми, іменники-антоніми. Багатозначні іменники. Пряме і переносне значення іменників 55 KB
  Вміти влучно використовувати слова в прямому і переносному значенні застосовувати в мовленні багатозначні іменники. Хвилинка каліграфії зашифроване слова праця з творчим завданням. Підберіть будьласка спільнокореневі слова до слова праця таким чином щоб вони були різними частинами мови...
58825. Дієслова-синоніми, дієслова-антоніми. Розпізнавання дієслів у реченнях 42 KB
  Мета: Закріплювати вміння відрізняти дієслова від інших частин мови правильно вживати їх у мовленні. Чи потрібні дієслова у нашому мовленні Прочитаємо текст. Визначіть дієслова в тексті і спробуйте прочитати його без дієслів.