72156

Планирование как функция процесса управления

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Стратегия –- направление развития организации которое отображается в комплексном плане предназначенном для осуществления ее миссии и достижения целей. Стратегия -– это детальный всесторонний комплексный план предназначенный для обеспечения выполнения миссии и других общих целей организации.

Русский

2014-11-18

47.9 KB

0 чел.

Планирование как функция процесса управления

Планирование – вид управленческой деятельности, который определяет перспективу и будущее состояние организации, пути и способы его достижения.

Принимая во внимание масштаб предвидения перспективы организации, выделяют стратегическое планирование (более 3-5 лет), тактическое планирование (до 3-5 лет)  и оперативное планирование (до 1 года).

Стратегическое планирование – процесс разработки стратегии организации высшим руководством. Стратегия – направление развития организации, которое отображается в комплексном плане, предназначенном для осуществления ее миссии и достижения целей.

Тактическое планирование – процесс разработки комплексного плана, направленного на достижение тактических целей в поддержку стратегического плана, осуществляемый менеджерами среднего уровня.

Оперативное планирование – процесс разработки оперативного плана с целью достижения оперативных целей и в поддержку тактического плана, осуществляемый менеджерами нижнего уровня.

Стратегическое планирование включает такие этапы:

  1.  формирование миссии и основных целей организации,
  2.  диагностику внутренней и внешней среды организации,
  3.  генерирование и анализ стратегических альтернатив с целью выбора оптимальной,
  4.  определение необходимых ресурсов и координацию с внешней средой,
  5.  выбор стратеги и ее оценка на соответствие установленным критериям.

Стратегия – это  детальный, всесторонний комплексный план, предназначенный для обеспечения выполнения миссии и других общих целей организации. Стратегия формируется и разрабатывается высшим руководством при участии всех уровней управления.

Мировой опыт свидетельствует, что выработка и реализация стратегии деятельности предприятия обеспечивает значительные преимущества:

  1.  разработка стратегии поощряет руководителей постоянно мыслить перспективно,
  2.  выбор стратегии способствует четкой координации предпринимаемых фирмой усилий,
  3.  стратегия позволяет установить показатели деятельности и в дальнейшем их контролировать,
  4.  выбранная стратегия заставляет предприятие четко определять свои задачи,
  5.  стратегическое управление позволяет предприятию быть готовым к внезапным переменам и кризисам,
  6.  стратегия предприятия наглядно демонстрирует взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц.

Все многообразие стратегий можно рассматривать как различные модификации нескольких базовых: ограниченный рост, рост, сокращение.

Ограниченный рост  (на несколько % в год) является наименее рискованной стратегией и может быть эффективной в отраслях со стабильной технологией. Она предполагает определение целей выше от достигнутого уровня в предыдущем периоде.

Рост (измеряется десятками % в год) – это стратегия, которая характерна для динамично развивающихся отраслей, с быстро изменяющимися технологиями, а также для новых организаций, которые независимо от сферы деятельности стремятся в короткие сроки занять лидирующее положение. Для нее характерно установление ежегодного значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего периода.

Сокращение. Предполагает установление уровня целей ниже достигнутого в прошлом периоде. Эта стратегия может применяться, когда показатели деятельности фирмы приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению.

Сочетание (комбинированная стратегия). Предполагает сочетание рассмотренных выше альтернатив. Эта стратегия характерна для крупных фирм, функционирующих в нескольких отраслях.

 Группы стратегий

  1.  Стратегии возможностей по товарам (рынкам) – маркетинговые стратегии.
  2.   Глубокого проникновения на рынок.
  3.   Развитие продукта.
  4.   Развитие рынка.
  5.   Диверсификации.

Матрица Ансоффа (рынок – продукт)

Рынок

Продукт

старый

новый

старый

глубокое проникновение

на рынок

развитие

продукта

новый

развитие

рынка

диверсификация

1.1. Стратегия глубокого проникновения на рынок эффективна, если предприятие работает с уже известными товарами (услугами) на старом, знакомом рынке, который развивается или еще не насыщен. Для этого необходимо:

  1.  продавать товары по ценам ниже, чем у конкурентов;
  2.  широко использовать скидки, кредиты, льготы;
  3.  применять интенсивную рекламу;
  4.  искать новые сегменты рынка, где спрос еще не насыщен.

1.2. Стратегия развития продукта эффективна, если предприятие пользуется доверием, авторитетом у потребителей и работает с популярными товарами (услугами). Используя эту стратегию, предприятие:

  1.  постоянно разрабатывает новые товары или модифицирует существующие товары для существующих рынков;
  2.  использует традиционные методы сбыта;
  3.  в рекламе делает упор на то, что новые товары выпускает хорошо известная фирма.

Стратегии по отношению к рынку (старому):

1. стратегия конкуренции

2. стратегия расширения рынка

Стратегия конкуренции выбирается, когда нецелесообразно планировать увеличение общей емкости рынка. Например, когда рынок достиг насыщения или зрелости.

конкуренты

Стратегия расширения выбирается, когда есть возможность расширения рынка. Например, при изменении привычек потребителей.

конкуренты

1.3. Стратегия развития рынка эффективна, если рынок расширяется, возникают новые сегменты рынка; для хорошо известной продукции открываются новые области применения. Используя такую стратегию, предприятие:

  1.  стремится увеличить сбыт существующих товаров на новых рынках;
  2.  проникает на новые географические рынки;
  3.  выходит на сегменты рынка, на которых еще не удовлетворен спрос на продукцию;
  4.  по-новому предлагает существующие товары;
  5.  использует новые методы распределения и сбыта.

1.4. Стратегии диверсификации. Стратегии диверсифицированного роста реализуются в том случае, если предприятие уже не может развиваться на одном рынке с тем или иным продуктом, в рамках той или иной отрасли.

Диверсификация – приложение усилий предприятия в разные товарные группы (рынки, группы потребителей) для снижения финансового риска. Используется для того, чтобы предприятие не стало слишком зависимым от одного рынка или товарной группы.

Стратегии диверсификации делятся на:

1.4.1. стратегию концентрической диверсификации,

1.4.2. стратегию горизонтальной диверсификации,

1.4.3. стратегию конгломератной диверсификации.

1.4.1. Стратегия концентрической диверсификации основана на поиске и использовании дополнительных возможностей для производства новых продуктов, которые с технической и маркетинговой точки зрения похожи на товары фирмы. Как правило, эти товары должны привлекать новые классы клиентов.

1.4.2. Стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, отличной от используемой. При этом новый продукт должен быть ориентирован на прежних клиентов предприятия.

1.4.3. Стратегия конгломератной диверсификации состоит в том, что предприятие расширяется за счет производства новых продуктов, которые реализуются на новых рынках и технологически не связаны с выпуском прежних. Одна из наиболее сложных стратегий.

2. Стратегии относительно продукта – базовые стратегии.

    2.1. Стратегия дифференциации.

    2.2. Стратегия низких издержек.

    2.3. Стратегия концентрации.

Матрица Портера

Область конкуренции

Конкурентное преимущество

Рынок

(широкая)

Продуктовое лидерство

Ценовое лидерство

Дифференциация

Лидерство по издержкам

Ниша рынка

(узкая)

Концентрация

2.1. Стратегия дифференциации заключается в том, что предприятие выпускает уникальный, привлекательный для покупателей товар и при этом разрабатывает множество видов (модификаций) этого товара.

2.2. Стратегия низких издержек ориентируется на широкий рынок и производство товаров в большом количестве. С помощью массового производства предприятие может минимизировать издержки и предлагать низкие цены (эффект масштаба). Низкие издержки обеспечиваются за счет:

  1.  больших объемов производства и продаж,
  2.  отказа от долгосрочных сопутствующих услуг,
  3.  создания более дешевых в производстве моделей продукции,
  4.  монополии на дешевое сырье.

2.3.  Стратегия концентрации (узкой специализации, фокусирования) ориентируется на работу с узкоспециализированными или уникальными товарами или услугами.   

3. Стратегии  интеграционного роста.

3.1.Стратегии вертикальной интеграции.

       3.1.1. Стратегия регрессивной интеграции.

       3.1.2. Стратегия прогрессивной интеграции.

3.2. Стратегия горизонтальной интеграции.

Стратегии интеграционного роста предполагают расширение предприятия путем добавления новых структур. Обычно эти стратегии используют предприятия, находящиеся на высоком уровне развития бизнеса и не имеющие возможности осуществления стратегии концентрированного роста.

3.1. Стратегия регрессивной интеграции направлена на развитие фирмы за счет приобретения поставщиков или усиления контроля над ними, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение. Реализовав эту стратегию, предприятие становится менее зависимым от поставщиков и колебания цен на сырье и полуфабрикаты.

3.2. Стратегия прогрессивной интеграции выражается в развитии предприятия за счет приобретения или усиления контроля над структурами, находящимися между предприятием и конечными потребителями, т.е. над системами распределения и продажи.

3.3. Стратегия горизонтальной интеграции основана на действиях предприятия по поглощению или постановке под контроль предприятий – конкурентов.

4. Стратегии сокращения.

4.1. Стратегия «сбор урожая».

4.2. Стратегия сокращения продуктовой номенклатуры.

4.3. Стратегия сокращения рыночного присутствия.

4.4. Стратегия ликвидации.

Матрица стратегий сокращения

Рынки

Продукты

подлежащие дальнейшему производству

снимаемые с производства

рынки, на которых продолжается существование предприятия

сбор урожая

сокращение продуктовой номенклатуры

покидаемые рынки

сокращение рыночного присутствия

ликвидация

Стратегии сокращения реализуются тогда, когда предприятие нуждается в перегруппировке сил после периода развития или в условиях спада на рынке (в отрасли).

4.1. Стратегия «сбор урожая» предполагает отказ от долгосрочного планирования доходов в пользу их максимального получения в краткосрочной перспективе. применяется к бесперспективному бизнесу, предполагает сокращение затрат и масимизацию дохода от продажи продукта.

4.2. Стратегия сокращения продуктовой номенклатуры основана на уменьшении ассортиментного разнообразия. Предприятие рынок не покидает.

4.3. Стратегия сокращения рыночного присутствия предполагает закрытие неприбыльных подразделений (бесперспективных). Реализуется с целью получения средств для начала или развития более перспективного бизнеса. С имеющимся продуктом предприятие может выйти на новый рынок.

4.4. Стратегия ликвидации представляет собой радикальный случай стратегии сокращения и используется тогда, когда предприятие не может вести дальнейший бизнес.

5. Стратегии малых фирм – пассивные стратегии.

5.1. Стратегия копирования – «ложный гриб».

5.2. Стратегия оптимального размера (малого рынка) – «премудрый пескарь».

5.3. Стратегия участия в продукте крупной фирмы – «жалящая пчела».

5.4. Стратегия использования преимуществ крупной фирмы – «хамелеон».

Стратегии малых фирм

Форма существования малой фирмы

Характеристика продукта

подобен продукту крупной фирмы

оригинальный продукт

независимо от крупной фирмы

копирование

«ложный гриб»

оптимального

размера

«премудрый пескарь»

связана с крупной фирмой

использование преимуществ крупной фирмы

«хамелеон»

участие в продукте крупной фирмы

«жалящая пчела»

Направленность стратегий роста небольших фирм заключается в сведении до минимума остроты конкуренции с крупными фирмами и использовании наилучшим образом собственной гибкости.

5.1. Стратегия копирования («ложный гриб») состоит в  том, что небольшие фирмы  могут выпускать недорогие, уступающие в качестве копии дорогих и высококачественных изделий крупных фирм (пиратство).

5.2. Стратегия оптимального размера («премудрый пескарь») применяется в сферах бизнеса, неэффективных и малоприбыльных для крупных фирм: услуги, розничная торговля, узкоспециализированные рынки. При этом небольшие фирмы в полной мере могут использовать свои преимущества – гибкость, способность быстро реагировать на изменения вкусов клиентов.

5.3. Стратегия участия в продукте крупной фирмы («хамелеон»). Пример такой стратегии  - франчайзинг -  система договорных отношений между крупной и небольшой фирмой, при которой крупная фирма предоставляет небольшой вести дела в течение определенного периода в определенном месте, пользуясь товарной маркой, технологиями и оборудованием крупной фирмы.

Среди методов анализа стратегических альтернатив на корпоративном уровне специалистами Бостонской консалтинговой группы (БКГ) была разработана матрица «Рост – часть рынка». Использование матрицы БКГ позволяет оценить портфель продукции фирмы и сделать выводы о целесообразности его изменения.

Метод БКГ анализирует денежный поток, который создается или используется отдельными СХЦ.

СХЦ – стратегический хозяйственный центр – самостоятельная организационная единица (отделение, завод и др.), в которой осуществляется учет доходности и которая отвечает за разработку стратегических позиций организации на определенном сегменте рынка. (Синонимы – бизнес-единица, вид деятельности, самостоятельное хозяйственное подразделение).

СЗХ – стратегическая зона хозяйствования – определенный сегмент рынка, на который организация имеет или хочет иметь выход.

«Дойные коровы» имеют большую долю на рынке и большую долю (как правило) в объеме реализации фирмы. Это позволяет им формировать положительные денежные потоки, которые могут быть направлены на развитие перспективных СЗХ. На поддержание своего развития они не требуют больших инвестиций.

«Звезды» - перспективная СЗХ. Образуя положительные финансовые потоки, требуют больших инвестиций в свое развитие.

«Знаки вопроса» также перспективная СЗХ, но требуют к себе пристального внимания, т.к. нет однозначного ответа – следует ли их поддерживать. Могут перейти в звезды при хорошем финансировании, в противном случае их можно вывести с рынка, иначе они могут перейти в «собак».

«Собаки» часто имеют отрицательные финансовые потоки, поэтому от них лучше избавляться.

Матрица БКГ

Темпы роста рынка

(по продукту)

Относительная доля рынка

малая

большая

высокие

«знаки вопроса»

или

«дикие кошки»

«звезды»

низкие

«собаки»

«дойные

коровы»

        стратегия «успеха» - «знак вопроса» переходит в «звезду», «звезда» переходит в «дойную корову», что возможно при достаточном финансировании.

        стратегия «неудачи» - «звезда» переходит в «знак вопроса», «знак вопроса» переходит в «собаку» (при недостаточном финансировании),  «собака» уходит с рынка.

                   направление денежных потоков.

Используемые стратегии:

«Звезды» - стратегия роста.

«Дойные коровы» - стратегия ограниченного роста.

«Знаки вопроса» - сочетание стратегий.

«Собаки» - сокращение.

Принципы планирования: полнота, точность, ясность, непрерывность, экономичность.

Методы планирования: сверху вниз, снизу вверх, встречное.

План – сложная социально-экономическая модель будущего сотояния предприятия (организации).

Бизнес-план – описание способа действий по осуществлению предпринимательской деятельности по реализации бизнес-проекта.

Ориентировочная структура бизнес-плана содержит производственный план, план маркетинга, организационный план, финансовый план и оценку рисков.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63034. Исполнители на примере программы Квардратик 21.75 KB
  Сегодня мы с вами познакомимся с понятием исполнитель и поработаем в программе которая называется Квадратик. Также исполнителями у нас могут являться: телевизор это исполнитель он умеет выполнять команды...
63041. Что такое глагол? 19.74 KB
  Дидактическая цель: создать условия для формирования учебных умений по построению нового понятия глагол часть речи отвечающая на вопрос что делать что сделать Задачи: 1. Образовательные: формировать понимание о глаголе; учить находить глагол в предложении и определять его синтаксическую роль...