72159

Руководство и лидерство в организации

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Основой руководства являются лидерство власть и влияние. Власть - возможность влиять на поведение других людей. С получением формальных полномочий руководитель получает определенную власть. Власть руководителя проявляется в том что от него в значительной степени зависит...

Русский

2014-11-18

332.65 KB

0 чел.

Руководство и лидерство в организации

Руководство является объединяющей функцией менеджмента, которая пронизывает все управленческие процессы в организации.

Руководство – вид управленческой деятельности, который на условиях лидерства и власти обеспечивает выполнение функций менеджмента, формирование методов менеджмента и их трансформацию в управленческие решения путем использования коммуникаций.

Центральной фигурой в системе менеджмента каждой организации является менеджер-руководитель, который управляет организацией (предприятием), конкретным видом деятельности, функцией, подразделением, службой, группой работников.

Сильное и эффективное руководство содействует взаимодействию, максимальному раскрытию потенциала каждого сотрудника, сосредоточению усилий коллектива для достижения целей организации.

Обеспечение эффективного руководства базируется на: инициативности, информированности, отстаивании собственного мнения, принятии решений, разрешении конфликтных ситуаций, критичного анализа.

Все рассмотренные элементы являются взаимосвязанными.

Основой руководства являются лидерство, власть и влияние.

Лидерство – способность за счет личных качеств осуществлять влияние на поведение отдельных работников и их групп с целью сосредоточения всех усилий для достижения целей организации.

Лидерство дает работнику неформальные полномочия.

Власть – возможность влиять на поведение других людей.

Условием для реализации таких возможностей являются формальные полномочия, которые дает определенная должность. С получением формальных полномочий руководитель получает определенную власть.

Влияние – поведение одного работника (руководителя), которое вносит изменения в поведение, отношения, чувства другого работника (подчиненного).

Масштабы власти руководителя определяются не только уровнем его формальных полномочий, но и степенью зависимости работника от него. Т.е. уровень влияния одного работника на другого определяется степенью зависимости этого работника от другого.

Власть руководителя проявляется в том, что от него в значительной степени зависит распределение должностей, заработная плата, доступ к социальным благам и др. Но и подчиненные имеют власть над руководителем, поскольку от них в значительной степени зависит его информированность, неформальные контакты в коллективе и др. Не всегда руководитель организации является ее лидером, а лидер – руководителем.

Руководство осуществляется с помощью функций и методов менеджмента, коммуникаций, путем принятия управленческих решений. Следовательно, чтобы руководить, необходимо влиять, а чтобы влиять – иметь власть. Руководитель может использовать различные формы власти:

  1.  власть принуждения,
  2.  власть вознаграждения,
  3.  законная (традиционная) власть,
  4.  эталонная власть,
  5.  экспертная власть.

Власть принуждения.  Исполнитель верит, что власть может препятствовать удовлетворению его определенных потребностей или доставить какие-либо неприятности. Влияние на сотрудников основывается на страхе (потерять работу, социальные льготы, уважение и др.). К недостаткам власти принуждения относятся:

  1.  значительные затраты на управление,
  2.  отсутствие у подчиненных доверия к руководству,
  3.  возникновение желания мести руководству,
  4.  торможение процессов развития способностей работника.

Власть вознаграждения основывается на уверенности, что исполнитель получит вознаграждение за выполнение определенных действий, поведение. Менеджеру необходимо учитывать, что ценность вознаграждения различна для разных сотрудников. К недостаткам власти вознаграждения относятся:

  1.  ограниченность размеров вознаграждения,
  2.  ограниченность использования вознаграждения законодательными актами, политикой фирмы,
  3.  трудности выяснения отношения работника к вознаграждению.

Законная (традиционная) власть основывается на том, что руководитель имеет право отдавать указания, а работник обязан их выполнять. В ее основу положены традиции, способные удовлетворить потребность исполнителя в защищенности и принадлежности. Традиции, в отличие от страха, направлены на удовлетворение потребностей, что также является вознаграждением. Исполнитель реагирует в этом случае не на конкретного человека – руководителя, а на должность. Это обеспечивает стабильность организации (она не зависит от конкретного человека). Недостатками законной власти являются:

  1.  сопротивление традиций организационным изменениям,
  2.  отсутствие тесной связи между традициями и вознаграждениями, с одной стороны, и удовлетворением собственных потребностей, с другой,
  3.  недостаточное использование потенциала работников, способности которых часто остаются незамеченными.

Эталонная власть.  В ее основе лежит власть собственного примера руководителя, которая формируется на личностных качествах, способностях, характеристиках лидеров (их называют харизматичными – наделенными особенным даром). Как правило, таким лидерам характерны энергичность, импозантность, независимость характера, ораторские способности, уверенность в себе и др. Такая форма власти опасна возможностью возникновения высокого мнения о собственной личности у руководителя и отрицания других форм власти.

Экспертная власть опирается на уверенности исполнителя, что власть владеет определенными специальными знаниями, использование которых позволяет удовлетворять определенные потребности.  Исполнитель осознанно доверяет знаниям эксперта (руководителя). Чем дольше достижения эксперта, тем выше уровень его власти. Если в группе есть эксперт, не являющийся руководителем, он становится неформальным лидером. В группе может быть несколько экспертов, к мнению которых разумный руководитель прислушивается. Недостатки экспертной власти состоят в том, что «разумна» вера менее стойкая, чем предыдущие формы власти. Кроме того, у подчиненного может возникнуть больше власти, чем у руководителя, что часто порождает конфликтные ситуации.

В менеджменте используются три подхода к управлению:

  1.  подход с позиций личностных качеств,
  2.  подход с позиций поведения,
  3.  ситуационный подход.

Подход с позиций личностных качеств базируется на использовании личностных характеристик  «эффективных» руководителей. Согласно «теории великих людей» лучшие руководители владеют рядом качеств. В разных организациях и ситуациях необходимы разные качества менеджера. Следовательно, структура личностных качеств руководителя должна отвечать виду деятельности, заданиям и личностным качествам его подчиненных.

Подход с позиций поведения. В его основе лежит утверждение, что эффективность руководства зависит не от личностных качеств менеджера, а от манеры поведения с подчиненными. Стили руководства классифицированы на автократический (одному лицу принадлежит неограниченная власть) и демократический (обеспечено равноправное участие в управлении организацией всех членов коллектива). Поиск оптимального стиля руководства оказались безуспешными, что привело к выводу о необходимости использования различных стилей в зависимости от ситуации.

Ситуационный подход к управлению базируется на выяснении того, какие стили поведения и личностные качества руководителя в наибольшей степени отвечают конкретным ситуациям.

Стиль – это проявление индивидуальности. Лидерский стиль – это модель поведения руководителя, используемая с целью влияния на группу людей и направления их усилий для достижения общих целей.

Стиль руководства – совокупность способов, приемов и механизмов властного и лидерского влияния на подчиненных с целью обеспечения выполнения ими заданий и достижения целей организации.

Стиль руководства зависит от объема делегированных полномочий, используемых форм власти, заботы о человеческих отношениях, выполнении заданий организации.

Одним из первых описание стилей руководства дал немецкий ученый Курт Левин в начале ХХ столетия. Он выделил три основных стиля руководства: авторитарный, демократический  и либеральный.

Концептуальной основой авторитарного стиля руководства является «теория Х»  Мак-Грегора, демократического –  «теория У» Мак-Грегора.

Авторитарный стиль

Демократический стиль

Левин пришел в выводу, что не существует хороших и плохих стилей руководства, каждый стиль применительно к данным условиям, ситуации или объекту имеет свои плюсы и минусы. Соотношение между ними весьма важно для результатов управления.

Система стилей руководства Ренсиса Лайкерта  выделяет четыре системы менеджмента, каждой из которых соответствует определенный стиль руководства:

  1.  эксплуататорско-автократический (руководитель – автократ),
  2.  благожелательно-автократический (руководитель позволяет подчиненным ограниченно принимать участие в принятии решений),
  3.  консультативный (партисипативный) (используется двухсторонние общение, предполагающее определенное доверие между руководителем и подчиненными),
  4.  групповой  (принимаются групповые решения, работники активно принимают участие в принятии решений).

Система стилей Р. Блейка  - Дж.Моутон основана на появившейся в 80-х годах ХХ столетия концепции «управленческой решетки», согласно которой эффективность стиля руководства определяется двумя критериями: забота о человеке и забота о производстве.

Американские исследователи Роберт Блейк и Джейн Моутон  построили управленческую решетку, в которой выделили пять основных стилей руководства, которые в различной степени учитываются интересы работников (вертикальная ось) и производства (организации) (вертикальная ось).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29973. Методология и методы исследования в психологии 71 KB
  Методология и методы исследования в психологии Вступление: об актуальности изучения методологии развитие науки междисциплинарные связи новые исследования в больших коллективах требуют единого понимания методов. Методология науки учение о методах и принципах познания обеспечивающих путь к объективной истине это учение о структуре логической организации методах и средствах Дружинин В. предмет саморефлексия науки а именно изучение методологических принципов познания позволяющих решать ключевые психологич проблемы психофизич...
29974. Развитие психики в процессе эволюции животного мира 48.5 KB
  Развитие психики в процессе эволюции животного мира Психика системное свойство высокоорганизованной материи заключается в активном отражении субъектом объективного мира в построении картины мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности. Зоопсихизм путь к изучению психики ч з изучение поведения. Низший уровень простейшие: преобладают инстинктивные формы поведения. В основном форма поведения таксисы простейшие движения у некоторых появляется подобие брачных игр черви.
29975. ВПФ по Л.С. Выготскому. Их происхождение, свойства, генезис 57 KB
  Выготский создал культурноисторическую теорию психики человека. Иногда ее называют теорией общественноисторического происхождения высших психических функций человека. 1 измененное взаимоотношение человека и природы. 2 высшие появляются у человека произвольные: человек может заставить себя запомнить некоторый материал обратить внимание на какойто предмет организовать свою умственную деятельность.
29976. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 147 KB
  Поэтому в психологии говорят о единстве сознания челка и его деятельности. Явления сознания как предмет интроспективной психологии XIX века. Существование сознания главный и безусловный факт а задача психологии проанализировать состояния и содержание сознания предмет сознание.
29977. Классификация неосознаваемых явлений 56 KB
  Активность монад протекающая в сфере психических актов имеет различную степень сознательности: от почти полностью бессознательного до ясного и четкого сознания. Низшие уровни сознания называются малыми перцепциями их сознательная реализация получила названия апперцепции. Он сформулировал концепцию порога сознания. Порог сознания уровень психической деятельности ниже которого идеи оказываются бессознательными.
29978. Методы неосознаваемых явлений в психоанализе 55 KB
  предсознательное скрытое латентное бессознательное потенциально сознательное: может проникнуть в сознание т. бессознательное вытесненная бессознательная психика не обладает способностью проникнуть в сознание: это может только представитель вытесненной бессознательной психики. Бессознательное это место сосредоточения влечений все вытесненное из сознания как недопустимое па своей природе.Фрейда Под влиянием цензуры происходит вытеснение идеи с которой связано несовместимое желание в...
29979. Психологическая теория деятельности в отеч.психологии 56 KB
  Психологическая теория деятельности в отеч. придумал Леонтьев Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 20х начале 30х гг. Но главное состояло в том что авторы теории деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма теорию К. Этот общий философский тезис нашел в теории деятельности конкретнопсихологическую разработку.
29980. Понятие действия. Виды. Соотношение действий и Деятельности 43 KB
  Понятие действия. того результата который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Характеристики действия: действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности точка анализа Д субъект.
29981. Ощущения. Общая характеристика 64.5 KB
  Ощущения. Физиологическая основа ощущения. Физиологической основой ощущения является нервный процесс возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. сигнализируют о движениях кинестетические ощущения ощущение равновесия статические ощущения.