72160

Конфликты и стрессы как объекты управления

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

К межличностным методам преодоления конфликтов принадлежат: уклонение человек уклоняется от конфликта сглаживание погашение стремления к конфликту принуждение ликвидация конфликта силой власти или другим принудительным способом компромисс сближение точек зрения разрешение проблемы которая привела к конфликту.

Русский

2014-11-18

36.77 KB

0 чел.

Конфликты и стрессы как объекты управления

Процесс управления организацией часто сопровождается конфликтами и стрессовыми ситуациями. Менеджер должен знать сущность, особенности протекания и возможные последствия конфликтов и стрессов, уметь нейтрализовать их.

Конфликт – отсутствие согласия между двумя или более субъектами, столкновение противоположных сторон, сил (лиц, групп работников), внутренний дискомфорт лица.

Общепринятым является мнение о разрушительной силе конфликта, а поэтому – нежелательность конфликта. Однако, существует и альтернативная точка зрения, которая рассматривает конфликт как позитивный фактор.

Существует наука – конфликтология, которая изучает природу конфликтов, их возникновение, виды, пути преодоления и последствия.

По своей природе, особенностям протекания и последствиям конфликты бывают настолько различными, что их классифицируют по последствиям и по содержанию.

По последствиям конфликты бывают:

  1.  функциональные – содействуют повышению эффективности деятельности организации,
  2.  дисфункциональные – обусловливают снижение уровня обеспечения личностных потребностей, ослабление роли группового взаимодействия, а в итоге – снижение эффективности деятельности организации,
  3.  безрезультативные – не вызывают никаких изменений в деятельности организации.

По содержанию выделяют такие типы конфликтов:

  1.  внутриличностный – чаще всего его порождают некорректность, разнонаправленность требований, неструктурированность заданий, что свидетельствует о низкую культуру делегирования полномочий, несовершенную организационную структуру управления, немотивированное использование стилей руководства и др.;
  2.  межличностный – возникает при распределении ресурсов, работ, материальных поощрений, обязанностей и др., а также вследствие значительных различий в знаниях, уровне интеллекта, психологической несовместимости работников и др.;
  3.  между личностью и группой – порожденный нарушениями групповых норм, персональных обязанностей, низким уровнем культуры взаимоотношений;
  4.  межгрупповой – возникает между различными группами работников в организации (линейным и штабным персоналом, профсоюзом и администрацией, формальными и неформальными организациями); в его основе столкновение интересов различных групп;
  5.  внутрисистемный – между управляющей системой (аппаратом управления - администрацией) и управляемой системой (исполнительным аппаратом - работниками) является следствием неэффективных управленческих решений, недостатков в сфере коммуникаций.

Чаще всего конфликты в организации возникают по причине:

  1.  расхождения интересов при распределении ресурсов,
  2.  взаимозависимости интересов,
  3.  различия целей,
  4.  противоположных взглядов на ситуацию,
  5.  различия ценностей,
  6.  отличий в манере поведения,
  7.  неправдивости информации,
  8.  плохих коммуникаций и др.

Управление конфликтом осуществляется с использованием технологий менеджмента. При этом для преодоления конфликта используют межличностные и структурные методы.

К межличностным методам преодоления конфликтов принадлежат:

  1.  уклонение (человек уклоняется от конфликта),
  2.  сглаживание (погашение стремления к конфликту),
  3.  принуждение (ликвидация конфликта силой власти или другим принудительным способом),
  4.  компромисс (сближение точек зрения),
  5.  разрешение проблемы, которая привела к конфликту.

К  структурным  методам преодоления конфликтов относятся:

  1.  разъяснение требований к работе,
  2.  использование координационных и интеграционных механизмов (через команды, иерархию должностных лиц, подразделения, функции, службы и др.),
  3.  определение комплексных целей организации и направление усилий работников в единое русло),
  4.  использование системы вознаграждения (материальных и моральных стимулов).

Последствия управления конфликтной ситуацией зависит от правильно выбранных методов и эффективности их использования.

Конфликт  является более сложным, глубоким явлением, чем спор. Он  обусловлен противоречиями, которые сложно разрешить, столкновением интересов на основе конкуренции. В основе конфликтной ситуации – или противоположные позиции сторон, или противоположные цели и способы их достижения. Для раскручивания конфликта необходим инцидент, который приводит к тому, что одна сторона посягает на интересы другой стороны.

Важен выбор стиля поведения в конфликтной ситуации. Стили поведения подразделяются активные (конкуренции, сотрудничества, компромисса) и пассивные (уклонения, приспособления).

Стиль конкуренции предполагает активное разрешение конфликта на условиях сотрудничества с различными его сторонами. Эффективен в том случае, если менеджер обладает определенной властью. Целесообразность его использования обуславливается:

  1.  важностью для менеджера конечного результата,
  2.  необходимостью оперативностью принятия решения,
  3.  критичностью ситуации для менеджера, которая требует мгновенной реакции,
  4.  необходимостью принятия нестандартного решения.

Стиль уклонения – это пассивный стиль, который приемлем в том случае, если решаемая  проблема не очень важна  или недостаточно информации для принятия оптимального решения. Оправдан при таких условиях:

  1.  результат разрешения конфликтной ситуации не имеет большого значения,
  2.  решение, которое необходимо принять, тривиально,
  3.  проблематичность или невозможность разрешить конфликт в свою пользу,
  4.  необходимость выиграть время для получения дополнительной информации,
  5.  недостаточная власть для разрешения конфликта,
  6.  нецелесообразность действий в связи с большой вероятностью ухудшить ситуацию.

Стиль приспособления тоже относится к пассивным стилям. Его  стоит использовать, если последствия конфликта чрезвычайно важны для оппонента и не очень важны для менеджера. Отличие его от стиля уклонения состоит в том, что оппоненты действуют вместе. Данный стиль используют в таких ситуациях:

  1.  при необходимости сохранить хорошие отношения с оппонентами,
  2.  при важности результатов для оппонентов.

Стиль сотрудничества характеризуется тем, что оппоненты являются активными участниками разрешения конфликта, которые отстаивают свои интересы, пытаясь при этом сотрудничать. Целесообразность использования этого стиля обусловливается такими факторами:

важность разрешения проблемы для обеих сторон, каждая из которых не имеет намерения уклоняться от этого процесса,

длительность и взаимозависимость отношений между оппонентами,

наличие у оппонентов достаточного количества времени для разрешения проблемы,

равноправие сторон, что заставляет их на равных условиях осуществлять поиск путей разрешения проблемы.

Стиль компромисса предполагает частичное удовлетворение интересов обеих сторон путем взаимных уступок. Этот стиль эффективен, если обе стороны  стремятся к одному и тому же, но понимают, что одновременно достичь собственных целей невозможно. Компромисс  часто является последним способом принять рациональное решение. Данный стиль применим в случае:

  1.  равноправия и единства интересов всех сторон,
  2.  желания всех сторон быстро найти разрешение проблемы,
  3.  соглашение всех с временным решением,
  4.  безуспешности других подходов к разрешению проблемы,
  5.  возможность сохранить хорошие взаимоотношения в результате компромисса,
  6.  готовность получить хоть что-нибудь, чем потерять все.

Конфликтные ситуации часто приводят к стрессовым состояниям у индивидов.

Стресс – состояние, вызванное большими или малыми объемами работ, необходимостью людей уживаться между собой, конфликтом, неопределенностью ролей, бесцельностью существования, отсутствием важного дела, физическими, психологическими или другими факторами.

Стрессы, в зависимости от факторов, которые их обусловливают, делятся на две группы: организационные и личностные.

Организационные являются следствием проблем в организации, отсутствия общей идеи, перегруженностью или недогруженностью работой, неопределенностью ролей, неинтересностью работы, конфликта в организации и др.

Личностные  порождаются необходимостью уживаться друг с другом, проблемами в семье, коллективе, со здоровьем и др.

Стрессы формируются под влиянием различных психологических факторов:

  1.  позитивных чувств (благодарность, уважение, доверие, увлечение, доброжелательность и др.),
  2.  негативных чувств (ненависть, недоверие, презрение, враждебность, желание мести и др.),
  3.  чувства безразличия.

Процесс возникновения стресса происходит в такой последовательности:

  1.  появление реакции удивления, тревоги, неумения справиться с ситуацией;
  2.  возникновение споров;
  3.  появление утомления, истощения.

Негативное влияние стресса можно нейтрализовать с помощью самоуправления и использования определенных управленческих решений.

Для предотвращения стресса в процессе самоуправления необходимо:

  1.  оценить собственное состояние и результаты своей деятельности,
  2.  конкретизировать систему своей работы (например, спланировать дела на каждый день),
  3.  не браться за новую работу, пока не завершена предыдущая,
  4.  поддерживать доброжелательные отношения с руководством,
  5.  не соглашаться со спорными требованиями,
  6.  информировать руководство о нечетко сформулированном задании;
  7.  улучшать отношения с членами коллектива, формальными и неформальными группами,
  8.  не жаловаться,
  9.  обдумывать каждый свой шаг,
  10.  умело организовывать свой отдых,
  11.  изучать соответствующую литературу, использовать полученные знания на практике.

Эффективно управлять стрессами менеджер может в том случае, если:

  1.  изучать особенности характера, диапазона знаний, отношения к работе своих подчиненных,
  2.  выбирать тип и объем работ соответственно способностям, потребностям и умениям работников,
  3.  предоставлять работникам полную характеристикам будущей работы,
  4.  позволять работникам обоснованно отказываться от работы,
  5.  умело объяснять необходимость выполнять работы,
  6.  принимать оптимальные решения,
  7.  определять четкие границы полномочий,
  8.  совершенствовать коммуникации,
  9.  использовать стиль руководства в соответствии с ситуацией,
  10.  не скрывать производственно-хозяйственную ситуацию,
  11.  обеспечивать необходимое вознаграждение за эффективную работу,
  12.  повышать квалификацию и способствовать развитию способностей подчиненных.

В работе менеджера часто возникают непредвиденные ситуации, которые требуют гибкости, стойкости, хорошей физической формы, толерантности, умения чувствовать настроение подчиненных и др. Все  это вызвано снизить уровень конфликтности и предотвратить стрессы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73335. Мова як особлива система знаків, її місце серед інших знакових систем. Проблеми взаємодії мови і культури, мови і соціуму. Роль мови у формуванні й самовираженні особистості 102.11 KB
  Мова як особлива система знаків її місце серед інших знакових систем. Що не річка то мова знад СлавутиДніпра: українська чудова як сопілкова гра Д. Мова це сукупність усіх слів усіх граматичних форм усіх особливостей вимови всіх людей За Г. Мова це історія і сучасність це кожна людина і народ це інструмент який допомагає людині в її практичній щоденній діяльності тобто виступає знаряддям спілкування і водночас це й засіб проникнення в глибини історичної памяті народу це збереження духовних надбань нації для...
73336. Подільність електричного заряду. Будова атома. Електрон 80.42 KB
  Мета: пояснити явище електризації сформувати в учнів поняття подільності електричного заряду його дискретності охарактеризувати електрон як носія елементарного електричного заряду; познайомити їх із планетарною моделлю атома за Резерфордом; сформувати поняття іона як структурного елемента речовини; ознайомити з будовою та принципом роботи електроскопа та електрометра; розвивати уяву та логічне мислення; виховувати вміння налаштовувати себе на успіх. Основні поняття: електричний заряд атом протон нейтрон електрон іон ізотоп закон...
73337. Графічні зображення в текстових документах: автофігура, графічний об’єкт, діаграма, WordArt 1.01 MB
  Графічні зображення в текстових документах. Мета уроку: сформувати поняття: діаграма; розглянути: типи графічних зображень; особливості роботи з графічними обєктами; формувати вміння: використовувати інструменти для роботи з рисунками; використовувати набуті знання на практиці; розвивати: креативність; критичне мислення; навчити: вставляти зображення у документ; виховувати: інформаційноосвічену особистість;. Базові поняття й терміни: автофігура графічний обєкт діаграма Wordrt художня рамка формат...
73338. Українська мова в контексті української культури. Українська мова в «діалозі культур». Українська мова у світі. Українська діаспора 76.77 KB
  Поглибити знання про роль української мови як однієї з основних національно-культурних цінностей українського народу, подати відомості про українську діаспору, навчити виявляти особливості української мови на фоні інших у міжкультурній комунікації; розвивати пам’ять, збагачувати й удосконалювати мовлення учнів, формувати вміння вільно виражати свої думки
73339. Елементи розвитку музики: повтор, контраст 345.98 KB
  Однак напевне для всіх вас одним із найулюбленіших видів мистецтва є мультики І корисно Пригадайте музичні мультики які в першому та другому класах допомагали вивчити мелодії пісень. Продовження розучування пісні Мультики Тепер ми можемо співати з нот Також можна дивитися на ноти і слідкувати за мелодичною лінією як ми робили завжди. Тоді пригадайте мелодичну лінію пісні Мультики і заспівайте її зі словами усіх куплетів. Пісня Мультики Сл.
73340. Таблиці в текстових документах 625.2 KB
  Комірка стовпчик рядок; формувати вміння: створювати таблиці; редагувати таблиці; навчити: використовувати інструменти для креслення й настроювання властивостей таблиць у текстовому документі; створювати в текстовому документі таблиці довільного рівня складності різними способами; використовувати набуті знання на практиці; розвивати: креативність; аналітичне мислення; виховувати: інформаційноосвічену особистість. Тема нашого уроку Таблиці в текстових документах....
73341. ПОНЯТТЯ СТИЛЮ МОВЛЕННЯ: МОВНІ І ПОЗАМОВНІ ОЗНАКИ (СФЕРА СПІЛКУВАННЯ, УМОВИ І МЕТА СПІЛКУВАННЯ). СТИЛІ МОВЛЕННЯ. ЗМІСТ І СТРУКТУРА ТЕКСТІВ КОЖНОГО ІЗ СТИЛІВ, ЇХНІ ХАРАКТЕРНІ МОВНІ ЗАСОБИ, ОСНОВНІ ЖАНРИ. СКЛАДАННЯ УСНОГО ТВОРУ 161.07 KB
  Мета: розширити відомості школярів про стилі мовлення та їхні характерні ознаки жанри; навчати одинадцятикласників послідовно будувати власне висловлювання проводячи відбір потрібної інформації; систематизувати виклад своїх думок добирати необхідні мовні засоби дотримуючись стильової приналежності висловлювання; удосконалювати комунікативні вміння учнів...
73342. Ввод и вывод информации 1.71 MB
  Укажите наименьшую единицу измерения информации: а байт; б бит; в килобайт; г мегабайт. Выберите неверное высказывание а принтер устройство вывода информации; б CDROM устройство хранения информации; в клавиатура устройство ввода информации; г монитор устройство ввода. а передачи информации от машины человеку б передачи информации от человека машине в обработки вводимых данных г реализации алгоритмов обработки накопления и передачи информации 11.