72163

Основы конституционного строя

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Основное социальное содержание Конституции Российской Федерации определяется ее принципами главными стержневыми идеями Основного Закона закрепленными в ее нормах и статьях. Принципы Конституции Российской Федерации наиболее концентрированно закреплены в ее главе...

Русский

2014-11-18

34.5 KB

0 чел.

9 - Основы конституционного строя

Конституции России. 12 декабря 1993 г. проект новой Конституции был вынесен на всенародное голосование (референдум) и получил одобрение народа.

Действующая Конституция Российской Федерации как по своему содержанию, так и по своей юридической форме вполне соответствует демократическим стандартам конституционализма.

Основное социальное содержание Конституции Российской Федерации определяется ее принципами — главными, стержневыми идеями Основного Закона, закрепленными в ее нормах и статьях.

Принципы Конституции Российской Федерации наиболее концентрированно закреплены в ее главе 1, которая называется «Основы конституционного строя». По сути, эти принципы и выступают в качестве основ конституционного строя России. Будучи закрепленными в этой главе Конституции, они конкретизируются, детализируются в других главах и статьях Основного Закона.

Одним из ключевых принципов российской Конституции является приоритет прав и свобод человека над иными ценностями общества и государства (ст. 2 Конституции). Содержание данного конституционного принципа определяет основные характеристики главы 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина». Важнейшим принципом Конституции Российской Федерации является народный суверенитет, полновластие народа. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, — говорится в ч. 1 ст. 3 Конституции, — является ее многонациональный народ».

Суверенитет народа означает его верховенство и полновластие в решении всех вопросов государственной и общественной жизни. Основным инструментом реализации воли народа является осуществление принадлежащей ему власти. «

Суть этого принципа заключена в том, что государство берет на себя часть функций и ответственности за социальную сферу общества, обязано направлять ресурсы на охрану труда и здоровья людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Принципом российской Конституции является экономическая свобода, многообразие форм собственности при сохранении единого экономического пространства. В отличие от конституций советского периода, обеспечивавших ориентацию на преимущественное развитие государственной собственности и чрезмерно расширявших сферу государственного регулирования, Основной Закон России 1993 г. (ст. 8) признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (например, собственность общественных объединений). Таким образом, каждая из них может развиваться свободно, конкурируя друг с другом и заполняя различные сферы экономики России.

Многообразие форм собственности и экономическая свобода могут проявить свои сильные стороны лишь в условиях сохранения единого экономического пространства, которое означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Гарантирование и признание местного самоуправления — один из принципов Конституции Российской Федерации. Местное самоуправление представляет собой совокупность органов и институтов, обеспечивающих самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Местное самоуправление способствует децентрализации управления государственными и общественными делами, «разгружает» государственную власть, способствует развитию социальной активности граждан по месту жительства.

Важным свойством Конституции является особое юридическое содержание. Конституцию невозможно спутать с другим законом государства именно в силу предмета правового регулирования. Она  определяет основы организации государства и общества, дает целостное представление о соответствующем государстве, положении в нем личности, чего не может сделать ни один из обычных законов страны.

Юридическим свойством Конституции России является особый (по сравнению с обычными законами) порядок ее изменения и пересмотра. Он чрезвычайно усложнен и ориентирован на поддержание стабильности Конституции, исключение поспешных, необдуманных поправок.

В качестве юридического свойства Конституции Российской Федерации можно рассматривать и повышенную по сравнению с другими законами охрану, защиту конституционных предписаний со стороны государства.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54169. Новорічна математична ялинка 286.5 KB
  Мета: перевірити якість знань і вмінь учнів з теми; зацікавити математикою; розвивати логічне мислення культуру математичних записів, мовлення. Тип уроку: урок узагальнення та систематизації знань.
54170. Урок-казка. Чарівні слова. Розвязування рівнянь 165 KB
  Таблиці плакати до казки про ІванаЦаревича і Чахлика Невмирущого. Клас розбивається на 3 команди і вибирається ІванЦаревич. Там під дубом вчений кіт Русалонька за принцем плаче КоникГорбоконик на підмогу скаче Привид Кентервільський всіх лякає ІванЦаревич Змія перемагає. Учитель: В деякому царстві живбув ІванЦаревич.
54171. Особливості навчання математиці дітей із затримкою психічного розвитку в умовах якісної освіти 450.5 KB
  Поданий матеріал може бути використаний вчителями математики, які працюють як в спеціалізованих класах корекції для дітей із затримкою психічного розвитку, так і звичайних класах загальноосвітньої школи. В посібнику відображені питання класифікації дітей із затримкою психічного розвитку, зазначені причини затримки розвитку, подана характеристика дітей даної категорії та визначені особливості їх навчальної діяльності на уроках математики.
54172. Применение свойств действий при вычислениях и решении уравнений в 5-м и 6-м классах 151.5 KB
  На усвоение этих свойств достаточно на такой ранней стадии устные упражнения с дальнейшим переходом к письменным упражнениям, развивая у учеников умение и навыки работы с числовыми выражениями, решении уравнений без использования правил нахождения неизвестного компонента действия: развивая у учеников творческий подход к решению математических задач.
54173. Система практичних завдань при вивченні математики у 5-6 класах 199.5 KB
  Звичайно в шкільних підручниках є задачі-розрахунки, в основу яких покладено залежності між величинами, які часто зустрічаються в житті, між компонентами руху; між ціною, кількістю і вартістю; між продуктивністю праці, часом роботи і одержаною продукцією; розрахунки часу; знаходження периметрів, площ; обчислення витрат різних матеріалів тощо.
54174. Система дидактичних умов пізнавальної діяльності учнів на уроках математики 119.5 KB
  Система дидактичних розумів розвитку пізнавальної діяльності учнів на уроках математики. Розвиток пізнавального інтересу учнів. Прийоми активізації пізнавальної діяльності учнів на уроках математики. Інтерактивні технології навчання спосіб створення умов залучення учнів до пізнавальної діяльності.
54175. Первісна. Інтеграл. Застосування інтегралу при розвязуванні задач економічного змісту 690.5 KB
  Група студентів ділиться на чотири команди. На першому етапі заняття проводиться узагальнення та систематизація знань учнів з теми, розглядаються учнівські презентації про виникнення інтегралу та його використання. На другому етапі – пояснення нового матеріалу, потім його закріплення в вигляді створення проектів кожною підгрупою.
54176. Развитие культуры в условиях нижнего и среднего палеолита 33 KB
  Одним из важнейших способов выживания человека в первобытную эпоху стал беспрерывный процесс познания окружающего мира. На раннем этапе жизни человека предметом познания и осмысления является природа, от которой напрямую зависит жизнь человеческого общества.
54177. Новые информационные технологии в профильном обучении математики на примере темы „Многогранники” в 11 классе 827.5 KB
  Рассмотрение различных случаев взаимного расположения диагоналей ребер и граней многогранника использование для этого моделей и готовых чертежей способствует развитию пространственных представлений учащихся их интуиции Рис. Особо подчеркиваются характеристические свойства призмы.