72164

Права и свободы человека и гражданина

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В регулировании деятельности человека и гражданина в российском обществе и государстве принимают участие все отрасли российского права определяющие правовой статус личности в Российской Федерации всю совокупность их прав и обязанностей. Совокупность конституционных норм закрепляющих положе ние человека...

Русский

2014-11-18

35.5 KB

1 чел.

10 - Права и свободы человека и гражданина

Положение человека, его права, свободы являются центральным объектом конституционного регулирования в Российской Федерации, предметом охраны и защиты иных законов — источников конституционного права.

В регулировании деятельности человека и гражданина в российском обществе и государстве принимают участие все отрасли российского права, определяющие правовой статус личности в Российской Федерации, всю совокупность их прав и обязанностей. Особая роль при этом принадлежит Конституции, положения которой о человеке, гражданине образуют ядро, основу всего правового статуса личности. В Конституции решаются наиболее принципиальные, основополагающие вопросы, определяется суть отношения государства и гражданского общества к человеку, его правам и свободам, определяются перечень этих прав и механизмы их защиты.

Совокупность конституционных норм, закрепляющих положе ние человека и гражданина в российском обществе и государстве, объем его прав и свобод, а также обязанностей, образует конституционный статус личности в Российской Федерации (ст. 64 Конституции).

Реализуя этот подход, Конституция России закрепляет совокупность прав человека, определенный в нормах международной; права и общепризнанный мировым сообществом минимум социальных благ и свобод, необходимых для обеспечения достойного существования любого лица, находящегося на территории России.

Идея незыблемых прав человека является центральным положением Конституции России. Конституция закрепляет ряд общих черт, присущих правам человека.

Во-первых, Конституция указывает на международно-правовой  источник и общепризнанный характер прав человека. Они закреплены в ряде международно-правовых документов (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.) и выступают в качестве своеобразного эталона для всех государств, входящих в Организацию Объединенных Наций.

Во-вторых, Конституция России исходит из того, что права человека признаются и гарантируются государством. Это означает, что государство не «дарует» эти права своим гражданам, другим лицам, находящимся на его территории, не «наделяет» их ими. Государство не является источником этих прав и не может распоряжаться ими по своему усмотрению. Права человека существуют до и вне государственного признания и складываются в результате развития общества, совершенствования его экономической и социальной организации.

Конституция России содержит обширный, полностью отвечающий международным стандартам, перечень прав человека. Их реализация невозможна без активного участия российского государства. В зависимости от масштаба участия государства в их осуществлении можно выделить две категории прав человека1.

Первая группа характеризуется тем, что государство признает за человеком, личностью сферу отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний, вмешательства государства. Сюда могут быть отнесены право чело века на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции), право на невмешательство в частную жизнь лица (ст. 24 Конституции) и др.

Вторая группа прав человека характеризуется активной ролью государства в их реализации, дает возможность индивиду требовать от государственных органов и должностных лиц положительной деятельности по обеспечению соответствующих прав и свобод. К их числу могут быть отнесены право на труд (ст.37 Конституции), право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, I инвалидности, потери кормильца (ст. 39 Конституции), право на жилище (ст. 40 Конституции) и др.

Не все права человека вписываются в эту классификацию. Так, комплексным является основное право человека, закрепленное в Конституции, — право на жизнь. Оно предполагает как элемент невмешательства государства, так и активные действия, направленные на создание достойных человека условий существования (поддержка малоимущих и пособия по безработице, строительство жилья для государственного фонда и др.).

В Конституции Российской Федерации закреплены не только права человека, но и основные права гражданина России. Если права человека, как уже отмечалось, принадлежат всем лицам, находящимся на территории России (в соответствующих конституционных нормах используется термин «каждый»), то права гражданина принадлежат лишь лицам, обладающим гражданством Российской Федерации.

В науке и законодательной практике под гражданством понимается прочная, устойчивая правовая связь лица с государством, в  силу которой на него в полном объеме распространяются конституционные права, свободы и обязанности.

1 См.: Эбзеев Б.С. Конституция, демократия, права человека. М, 1992. С. 124 и  др.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55701. Самостійна робота як засіб навчання, виховання і розвитку учнів 228 KB
  Успішне його виконання багато у чому залежить від методики навчання яка дає змогу озброїти учнів глибокими знаннями навчити їх працювати зацікавлено й самостійно. Методику сучасного уроку характеризує система самостійних робіт учнів. В цій статті описується певною мірою методи самостійного навчання учнів.
55702. Види диктантів і методика їх проведення 120 KB
  Текстуальні диктанти. Специфіка диктантів та класифікація їх видів Диктант - це такий прийом організації навчальної діяльності на уроці в процесі якої учні відтворюють письмово сприйнятий ними на слух текст.
55703. Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы 124.5 KB
  Приобщая школьников к наиболее высоким достижениям мировой культуры и литературы учитель литературы воспитывает общую культуру развивает художественно-образное мышление формирует творческую личность.
55705. Вивчення системи роботи вчителя 226.5 KB
  У роботі школи особливої уваги потребує вивчення адміністрацією,а також представниками атестаційної комісії системи роботи педагогічного колективу в цілому чи кожного педагога зокрема.
55706. Позакласна робота – вагома складова формування читацької компетентності молодших школярів 225 KB
  Шляхи формування навичок читання. Формування навиків читання вголос і мовчки на уроках читання. Аналіз твору шлях до досягнення високого рівня читання16 Розвиток творчих здібностей на уроках читання. Формування читацького кругозору молодших школярів на уроках читання Роль уроків позакласного читання у розвитку читацької компетентності учнів молодших класів.
55707. Сучасні педагогічні технології навчання. Впровадження особистісно орієнтованої технології навчання на заняттях інженерної графіки 338 KB
  Методична розробка присвячена проблемі реалізації особистісно орієнтованого підходу на заняттях інженерної графіки студентами Слов’янського енергобудівного технікуму. Визначено та експериментально перевірено педагогічні умови...
55709. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ 33.5 KB
  Если планируется усвоение учащимися навыков и умений то предусматриваются способы их применения пробное применение знаний в сочетании с объяснением правил самостоятельное их применение...