72193

Безопасность жизнедеятельности: Учебно-методический комплекс

Книга

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности БЖД –- наука о сохранении здоровья и безопасности человека в процессе жизнедеятельности; об опасностях среды обитания в том числе производственной среды; о выявлении и анализе опасностей и защите от них.

Русский

2014-11-19

503.5 KB

5 чел.

25

PAGE  2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ И

БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Безопасность

жизнедеятельности

Учебно-методический комплекс

Информационные ресурсы дисциплины

Рабочая программа

Задание на контрольную работу

Институты: все

Направления подготовки высшего профессионального образования:

080000 – экономика и управление

140000 – энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

150000 – металлургия, машиностроение и материалообработка

190000 – транспортные средства

200000 - приборостроение и оптотехника

210000 – электронная техника, радиотехника и связь

220000 – автоматика и управление

230101 – информатика и вычислительная техника

240000 – химическая и биотехнологии

261000 – технология художественной обработки материалов

280200 – защита окружающей среды

Санкт-Петербург

Издательство СЗТУ

2009

Утверждено редакционно-издательским советом университета.

УДК 331.45:574

Безопасность жизнедеятельности: Рабочая программа,

Задания на контрольную работу.- СПб.: СЗТУ, 2009 .-  25с.

Методический комплекс раскрывает содержание основных разделов дисциплины и материал, необходимый для его самостоятельного изучения с помощью рекомендуемой литературы.

Рабочая программа разработана на основании примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», рекомендованной Министерством образования РФ для всех направлений и специальностей высшего профессионального образования (Москва 2000г.).

Рассмотрено на заседании кафедры Медико-технических систем и Безопасности жизнедеятельности 02 февраля 2009 года протокол №6   и одобрено методической советом института Приборостроения и систем безопасности 09 февраля 2009 года протокол № 6.

Рецензенты: кафедра Медико-техническиз систем и безопасности жизнедеятельности СЗТУ;

проф., канд. техн. наук, Романов А.Ф.

         кафедра Электроснабжения СЗТУ;

 проф., канд. техн. наук, Зайцев Г.З.

Гуткин В.И., Магомет Р.Д., Березкина Е.В.

ВВЕДЕНИЕ

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – наука о сохранении здоровья и безопасности человека в процессе жизнедеятельности; об опасностях среды обитания, в том числе производственной среды; о выявлении и анализе опасностей и защите от них. Данный комплекс БЖД рассматривает как в обычных, так и чрезвычайных ситуациях (ЧС).

Программа учитывает требования к минимуму содержания и уровню подготовки инженера, изложенные в образовательном стандарте (ОПД 14), а также положения “Примерной программы по БЖД”, утвержденной Минобразования России (20. 09. 2000г.).

Как учебная дисциплина БЖД продолжает непрерывное образование студентов знаниям и навыкам в области обеспечения  безопасной жизнедеятельности человека, особенно при эксплуатации технических систем в промышленности.

1.1. Цель преподавания

Цель преподавания БЖД состоит в том, чтобы  сформировать у специалиста любого профиля информационную культуру безопасности в условиях реальной жизни и деятельности; стиль мышления, учитывающий категории и виды безопасности; обеспечить образовательную и воспитательную основу для осознанного восприятия конкретных требований безопасности; воспитать личность безопасного типа, которая не приносит своей деятельностью вреда себе, природе и обществу.

1.2.  Задачи изучения

Основная задача дисциплины - обучение студентов теоретическим знаниям и практическим навыкам, необходимым для:

  •  создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
  •  идентификация негативных воздействий  среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;
  •  разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
  •  проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями безопасности и экологичности;
  •   обеспечение устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;
  •  принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;
  •  прогнозирования развития негативных воздействий и оценки их действия;
  •  правовые нормативно-технические и организационные основы БЖД;
  •  управление безопасностью жизнедеятельности.

Студенты должны уметь:

  •  пользоваться  приборами и проводить измерения параметров и уровней негативного действия на человека и среду обитания;
  •  эффективно применять средства защиты от воздействия опасностей;
  •  планировать мероприятия по защите людей в ЧС;
  •  проводить ликвидацию последствий ЧС.

  1.  Перечень дисциплин,  необходимых  для изучения

Для полноценного усвоения учебного материала по БЖД студентам необходимо иметь  знания по математике, особенно по разделу теория вероятности, физике, физической химии, началам общей биологии, метрологии и теории измерений.

БЖД наряду с прикладной инженерной направленностью ориентирована  на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов технических ВУЗов и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин. Ее изучение является завершающим этапом формирования инженера в соответствии с квалификационными требованиями.

1.4. Содержание дисциплины

Рассматриваются общие вопросы безопасности жизнедеятельности человека в системе “Человек – Среда обитания”, отдельные аспекты экологии и эргономики и взаимодействий человека в среде обитания, основы физиологии, рациональные условия труда, анатома - физиологические последствия воздействия на человека опасных и вредных факторов, принципы их нормирования, средства и методы повышения безопасности технических систем, контроль и управление условиями жизнедеятельности и др.

Рабочая программа (объём курса - 100 часов)

1.4.1. Общие вопросы безопасности жизнедеятельности (6 часов)

[1]; [2] ; [3] .

Среда обитания человека: окружающая, производственная, бытовая. Взаимодействие человека со средой. Природные, биологические и техногенные опасности. Классификация опасностей.

Объективные основы возникновения проблемы безопасности жизнедеятельности. Аксиома о потенциальной опасности. Риск и анализ риска. Элементы безопасности: промышленная безопасность, экологическая безопасность, чрезвычайные ситуации.

Роль и место инженерно-технических работников при разработке, изготовлении, эксплуатации техники и технологии.

1.4.2. Правовые, нормативно - технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности (12 часов)

[1]; [4];  [5]; [6] .

Нормативно – техническая система обеспечения безопасности жизнедеятельности. Системы стандартов безопасности труда, её структура и использование для целей БЖД.  Структура системы законов о труде РФ. Нормативно-техническая документация: единая межотраслевая, предприятий и организаций. Инструкции по безопасности труда типовые и  профессиональные. Система управления безопасностью труда на предприятии.

Интегральные показатели состояния безопасности и условий труда. Планирование работы по охране труда, ее стимулирование.

Регистрация, учет и расследование несчастных случаев. Классификация несчастных случаев. Особенности расследования и оформления несчастных случаев различного типа.

Требования к операторам технических систем, профессиональный отбор и медицинское освидетельствование. Подготовка и повышение квалификации ИТР по безопасности жизнедеятельности. Ответственность за соблюдение нормативных условий и безопасности жизнедеятельности  на предприятии.

Роль трудового коллектива по организации и соблюдению норм безопасности. Коллективный договор. Страхование.

1.4.3. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности (12 часов)

[1]; [3]; [4]; [7];[21];[23]; [27].

Классификация основных форм деятельности человека. Физический и умственный труд. Тяжесть и напряженность труда. Статические и динамические условия труда. Мышечная работа. Классификация тяжести труда. Энергетические затраты и энергопотребление человека при различных видах деятельности. Утомление. Здоровый образ жизни и пути сохранения работоспособности человека.

Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных помещений. Системы обеспечения параметров микроклимата. Воздух производственных помещений. Методы и средства нормализации  воздуха: отопление, вентиляция, кондиционирование; их устройства и требования к ним.

Эргономика и инженерная психология, рациональная организация рабочего места, требования к производственным помещениям, режим труда и отдыха, основные пути снижения утомления и монотонности труда. Особенности труда женщин и подростков.

1.4.4. Негативные факторы  в системе  “Человек – Среда” (10 час.)  

[1]; [2]; [3]; [4]; [26]; [27]; [28].

Понятие элемента “Среда” в системе “Человек – Среда”. Понятие о среде обитания и деятельности  человека как биологической системе. Классификация факторов опасности среды (окружающей, производственной, бытовой), воздействующих на человека. Понятия науки “Безопасность жизнедеятельности” и задачи, решаемые этой наукой. Общая характеристика системы, ее элементы. Условия нормального функционирования человека в связи со средой. Источники загрязнения среды. Опасные и вредные производственные факторы. Роль инженера в решении вопросов безопасной деятельности в связи со средой. Последствия для человека связанные с нарушением равновесия состояния  среды.

Понятие о несчастном случае. Производственный травматизм и профессиональные заболевания. Социальный и материальный ущерб, затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Страхование как фактор социальной защиты человека на производстве.

1.4.5. Понятие элемента “Человек” в системе “Человек – Среда”.

(12 часов)

[1]; [3]; [8]; [9]; [10]; [11]; [12]; [15]; [16]; [18]; [19]; [20].

Особенности структурно - функциональной организации человека. Естественные системы защиты человека от опасных и вредных факторов, краткая характеристика нервной системы. Условные и безусловные рефлексы. Характеристики и строение анализаторов: кожный анализатор, осязание, ощущение боли, температурная чувствительность, вибрационная чувствительность, кинестезия, восприятие вкуса, обоняние, слух, зрение. Время реакции человека на действие раздражителя.

Допустимое воздействие вредных факторов (ОВПФ) на человека. Назначение знаний о предельно - допустимых воздействиях (ОВПФ).

Производственное освещение. Требования к системе освещения. Системы освещения. Естественное и искусственное освещение, их расчёт. Принципы нормирования освещения. Светильники, источники света. Профессиональные заболевания и производственный травматизм при несоблюдении требований к освещению.

Механические колебания. Виды вибрации и их воздействие на человека. Нормирование вибраций. Вибрационная болезнь. Методы и средства защита от вибрации.

Производственный шум. Постоянный и непостоянный шум.  Виды шума и их действие на человека. Допустимые уровни шума. Нормирование производственного шума. Профессиональные заболевания от воздействия шума. Методы и средства защиты, их выбор и расчёт.

Электрический ток. Воздействие электрического тока на организм человека. Напряжение прикосновения. Шаговое напряжение. Опасность поражения электрическим током. Характеристика помещений и наружных установок по степени опасности поражения электрическим током (ПУЭ). Защита людей и оборудования от поражения электрическим током. Заземление, защитное отключение. Защита от статического электричества.

Электромагнитные поля (ЭП). Воздействие (ЭП), радиочастот, УКВ, УВЧ на органы зрения, кожный покров, центральную нервную систему, состав крови и эндокринную систему  человека. Особенности воздействия лазерного излучения. Нормирование электромагнитных полей.

Действие инфра – красного (ИК) и ультра – фиолетового (УФ) излучения на организм человека.  Негативные последствия. Нормированиe ИК, УФ.

Вредные вещества (ВВ). Классификация, агрегатное состояние. Пути  поступления (ВВ) в организм. Действия вредных веществ на организм человека. Предельно допустимые концентрация (ПДК), принцип её определения. Пути и средства нормализации воздуха производственных помещений.

  1.  Методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов (12 часов)

[1]; [3]; [7]; [8]; [9]; [10]; [11]; [12]; [14]; [15]; [16]; [18]; [19]; [20]; [24]; [25]; [29]; [30].

Общие требования к безопасности технических процессов. Нормативные показатели безопасности оборудования и технологических процессов.

Опасности и повышение безопасности: при эксплуатации подъемно - транспортных механизмов и машин; при ремонте и эксплуатации котельного, сварочного оборудования; в электроустановках: защитное заземление, зануление, защитное отключение, другие средства защиты. Оградительные и предупредительные средства, блокировочные и сигнализирующие устройства, системы дистанционного управления. Безопасность автоматизированного и роботизированного производства. Эргономические требования к техническим системам. Учет требований безопасности при подготовке производства.

Защитные экраны. Принципы реализации защитных функций: поглощение, отражение и рассеивание энергии механических, акустических и электромагнитных излучений. Основы расчёта и конструирования  средств защиты от действия ОВПФ.

Гражданская оборона

1.4.7. Защита населения и территорий от опасностей в чрезвычайных ситуациях. (12 часов)

[1]; [13]; [17]; [22]; [23]; [26]; [27]; [28].

Потенциальные опасности производственных процессов и технических средств. Причины аварий и катастроф. Классификация чрезвычайных ситуаций, оценка чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Характеристика поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций природного характера, военного времени.

Прогнозирование и оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях.

Радиационно опасные объекты (РОО). Прогнозирование радиационной обстановки. Нормы радиационной безопасности военного времени.

Химически опасные объекты, их группы и классы опасности. Химический контроль и химическая защита.

Пожаро- и взрывоопасные объекты. Классификация взрывчатых веществ. Газо-воздушные и пылевоздушные смеси. Классификация пожаров и промышленных объектов по пожароопасности. Физико-химические основы процессов горения и взрыва. Пожарная профилактика. Средства тушения пожаров.

Устойчивость функционирования объектов экономики. Понятие об устойчивости в ЧС. Методика оценки защищенности производственного персонала. Требования норм проектирования ИТМ ГО к гражданским и промышленным объектам.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): задачи и структура. Гражданская оборона, ее место в системе общегосударственных мероприятий гражданской защиты. Организация защиты в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Особенности проведения АСДНР при действии различных поражающих факторов.

1.4.8. Антропогенные опасности и защита от них. (10 часов)

[1]; [3]; [7]; [27].

Человеческий фактор в обеспечении безопасности в системе «человек-машина». Психофизическая деятельность человека. Роль психологического состояния человека в проблеме безопасности, психологические причины совершения ошибок и создания опасных ситуаций. Особенности групповой психологии.

Надежность человека как звена технической системы.

Стимулирование безопасности деятельности.

Профессиональные обязанности и обучение операторов технических систем и ИТР по БЖД. Природные возможности человека по восприятию информации, распознанию опасностей. Подготовка и повышение квалификации ИТР.

1.4.9. Безопасность в отрасли (8часов)

[1]; [8]; [9]; [10]; [11]; [12]; [14]; [15]; [16]; [28]; [29].

Особенности обеспечения безопасности отрасли. Травмирующие и вредные факторы, особенности производственного травматизма и заболеваний в отрасли, их значимость по сравнению со средними показателями в экономике РФ. Системы и средства защиты, применяемые в отрасли.

1.4.10. Безопасность и экологичность в специальных условиях.(6часов)

[1]; [13]; [15]; [28].

Безопасность проведения особо опасных работ и процессов с повышенной экологической опасностью.

Тематический план лекций

для студентов очно-заочной формы обучения (16 часов)

Тема лекции

Количество часов

Введение в предмет

1 час

Правовые вопросы безопасности

2 часа

Физиология труда

1 час

Система «Человек-Среда»

2 часа

Негативные факторы в системе «Человек - Среда»

2 часа

Методы повышения безопасности технических систем

2 часа

Чрезвычайные ситуации

2 часа

Антропогенные опасности

2 часа

Безопасность в отрасли

2 часа

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

(8 часов)

  1.  Исследование метеорологических условий воздушной среды на рабочем месте.
  2.  Измерение малой скорости движения воздушной среды.
  3.  Измерение концентрации газообразных примесей в воздухе.
  4.  Измерение запылённости воздуха.
  5.  Производственное освещение.
  6.  Производственный шум и звукопоглощение конструкционных материалов.
  7.  Производственная вибрация.
  8.  Исследование сопротивления тела человека электрическому току.
  9.  Исследование электробезопасности в сетях трёхфазного тока напряжением до 1000 В.
  10.  Исследование изоляции электрических кабелей.

Практически работы. Измерение ионизирующих излучений для контроля радиационной обстановки на местности, в жилых и рабочих помещениях.

  1.  Измерение мощности полевой эквивалентной дозы - излучения.
  2.  Измерение загрязненности поверхности - излучающими радионуклидами.
  3.  Установление удельной активности радионуклида цезий – 137.
  4.  Установление работы звуковой сигнализации прибора при превышении порогового значения мощности эквивалентной дозы - излучения.

  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной

  1.  Гуткин, В.И. Безопасность жизнедеятельности и чрезвычайные ситуации: учеб. и справ. пособие для вузов/ В.И. Гуткин, В.А. Рогалев; под ред. В.И. Гуткина; СЗТУ.- СПб.: МАНЭБ, 2005. 719 с.  
  2.  Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов/ Л.А. Михайлов [и др.]; под ред. Л.А. Михайлова.- СПб.: Питер, 2006.- 301 с.
  3.  Русак, О.Н. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие/ О.Н. Русак, К.Р. Малаян, Н.Г. Занько; под ред. О.Н. Русака.- Изд. 9-е, стер.- М.: Омега- Л; СПб.: Лань, 2005.- 447с.
  4.   Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов/ [С.В. Белов [и др.]]; под общ. ред. С.В. Белова.- М.: Высш. шк., 2001.- 485 с.
  5.  Трудовой кодекс Российской Федерации.- Офиц. Изд.- М.: Герда, 2007.-256с.
  6.  Новые законы и нормативные акты: приложение к «Российской газете».- М.: Российская газета, 2008.-176 с.
  7.   Кириченко, А.С. Краткое пособие по безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие/ А.С. Кириченко.-СПб.: Изд-во СЗТУ, 2001.-180с.
  8.  Кораблев, В.П. Электробезопасность на предприятиях химической промышленности/ В.П. Кораблев.- М.: Химия, 1991.-238с.
  9.  Манойлов, В.Е. Основы электробезопасности/ В.Е. Манойлов.- 5-е изд., перераб. И доп.- Л.: Энергоатомиздат, 1991.-479с.
  10.  Буралев, Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: учебник для вузов/ Ю.В. Буралев.- М.: Academia, 2004.- 287с.
  11.  Гуткин, В.И. Безопасность жизнедеятельности специалистов, работающих с ПЭВМ: учеб. пособие для вузов/ В.И. Гуткин, Е.И. Масальский.- СПб.: СЗПИ, 1995.- 93с.
  12.  Гуткин, В.И. Безопасность жизнедеятельности при пожаре: учеб. пособие/ В.И.Гуткин, А.С. Кириченко.-СПб.: СЗПИ, 1999.- 118 с.
  13.  Гуткин, В.И. Безопасность жизнедеятельности и чрезвычайные ситуации: учеб. пособие/ В.И. Гуткин, Р.Д. Магомет, Е.В. Мельникова.- СПб.: Изд-во СЗТУ, 2003.- 235 с.
  14.  Антонюк, В.Е. Конструктору станочных приспособлений: справ. пособие/ В.Е. Антонюк.- Минск: Беларусь, 1991.-400с.
  15.  Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): учеб. пособие для вузов/ [П.П. Кузин [и др.].- М.: Высш.  шк., 1999.- 318с..
  16.  Балашов, В.М. Проектирование машиностроительных производств. Механические цеха: учеб. пособие для вузов/ В.М. Балашов, В.В. Мешков, А.Г. Схиртладзе; ТГТУ.- Изд. 2-е, перераб.- Тверь: Изд-во ТГТУ, 2005.-158с.
  17.   Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для вузов/ В.В. Денисов, И.А. Денисова, В.В. Гутенев, О.И. Монтвила; под ред. В.В. Денисова.- М.: МарТ, 2003.- 607с.

Дополнительный

  1.  . Безопасность жизнедеятельности: учеб.-метод. комплекс, информ. ресурсы дисциплины, метод. указания к выполнению лаб. и практ. работ/ Федер. агенство по образованию, СЗТУ, Каф. МТС и БЖ; сост.: В.И. Гуткин [и др.].- СПб.: Изд-во СЗТУ, 2008.- 59с.
  2.  Охрана труда. Электробезопасность обслуживания электроустановок до 1000 В.: метод. указ. к разделу «Электробезопасность» при выполнении диплом. проектов/ сост.: В.И. Гуткин, Е.И. Масальский.- Л.: СЗПИ,1990.-88 с.
  3.  Производственный шум, вибрация и методы борьбы с ними: метод. указ. к выполнению курс. И диплом. проектов/ сост.: В.И. Гуткин, Е.И. Масальский.-Л.:СЗПИ, 1990.- 66с.
  4.  Безопасность деятельности: энцикл. словарь/ И.В. Бойко [и др.]; под ред. О.Н. Русака.- СПб.: ЛИК, 2003.-502 с.
  5.  Гринин, А.С. Экологическая безопасность. Защита территорий и населения при чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие/ А.С. Гринин, В.Н. Новиков.-М.: Фаир-Пресс; М.: Грнд, 2002.- 327с.
  6.  Гуткин, В.И. Основные термины и определения по безопасности жизнедеятельности и чрезвычайным ситуациям: справ. пособие/ В.И. Гуткин.- СПб.: Изд-во СЗТУ, 2004.-147 с.
  7.  Белявин, К.Е. Электробезопасность при эксплуатации электроустановок: справ. пособие/ К.Е. Белявин, Б.В, Кузнецов.- 2-е изд., стер.- Минск: Технопринт, 2004.-185с.
  8.  Васильева, Л.С. Краткий справочник по автомобильным эксплуатационным материалам: справочник/ Л.В. Васильева.- М.: Транспорт, 1992.-118с.
  9.   Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие/ под ред. Л.А. Муравья.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2003.- 431с.
  10.  Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов/ Э.А. Арустамов [и др.]; под ред. Э.А. Арустамова.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Дашков и К, 2003.- 493с.
  11.  Калыгин, В.Г. Промышленная экология: учеб. пособие для вузов/ В.Г. Калыгин..-М.: Академия, 2004.-430с.
  12.  Иванов, Б.С. Охрана труда в литейном и термическом производстве: Учеб. для вузов/ Б.С. Иванов.- М.: Машиностроение, 1990.-223с.
  13.  Касаткин, А.С. Электротехника: учебник для вузов/ А.С. Касаткин, М.В. Немцов.- 11-е изд., стер.- М.: Академия, 2008.- 538с.

1.5. Задания на контрольную работу

Контрольная работа включает в себя одну задачу и шесть теоретических вопросов.

На страницах необходимо оставить поля для замечаний преподавателя. Решение задачи и ответы на вопросы, в случае необходимости, должны быть дополнены рисунками и схемами, выполненными в соответствии с правилами технического черчения.

Недостающие исходные данные для расчетов можно взять из литературных источников или принять самостоятельно с соответствующими обоснованиями.

В конце работы приводится список использованной литературы, ставится дата и подпись студента.

Контрольную работу студент должен за несколько дней до экзамена представить на кафедру медико-технических систем и безопасности жизнедеятельности (МТСиБЖ). На обложке должна быть указана фамилия, номер специальности и факультет.

Задачи и номера контрольных вопросов следует выбирать в соответствии с приведенными далее рекомендациями.

Рекомендации по выбору и оформлению

контрольной работы

Студент имеет право, по согласованию с преподавателем, вместо предлагаемых ниже вариантов контрольных задач представить производственные расчеты по безопасности жизнедеятельности для подразделения предприятия, на котором он работает.

Номер задачи для контрольной работы выбирается в зависимости от института по таблице 1.

Таблица 1

Номера задач

Nп.п.

ИНСТИТУТ

Номер задачи

1

Автомобильного транспорта

1

2

Энергетический

2

3

Системного анализа, автоматики и управления

2

4

Приборостроения и систем безопасности

4

5

Машиностроительно-технологический

3

6

Радиоэлектроники

5

7

Информационных технологий и вычислительной техники

5

8

Управления производственными и инновационными программами

2

Все теоретические вопросы разбиты на 6 разделов (по 10 вопросов в каждом). Необходимо ответить в реферативной форме на шесть вопросов, по одному из каждого раздела.

Номера вопросов выбираются в соответствии с четырьмя последними цифрами шифра зачётной книжки студента. Первый вопрос выбирается в соответствии с номером задачи. Выбор производится по диаграмме, приведенной на рис. 1.Шестой вопрос выбирается  по последней цифре шифра.

Пример. Пусть четыре цифры номера зачётки – 0275. Студент обучается в институте Приборостроения и систем безопасности, тогда номер первого вопроса будет 4. Полный набор вопросов будет 40275 (вопросы размещены в порядке соответствующих разделов). В соответствии с рис. 1 получим следующие вопросы: первый раздел – 5, второй раздел – 20, третий раздел – 23, четвёртый раздел – 33, пятый раздел – 46, шестой раздел – 55.

Задача 1.

Рассчитать местное вытяжное устройство (типа зонта) на участке обслуживания и ремонта автомобилей. Необходимые условия задач приведены в табл. 2 и табл. 3.

Примечание. Принять температуру окружающего воздуха (tв) равной 200 C.

Литература: 10.

Рис. 1. Диаграмма выбора задания на контрольную работу

Таблица 2

Варианты

Варианты

Последняя цифра шифра

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Параметры

Тип зонта

Круглый                                                       Прямоугольный

Радиус, r (м)

0,6

0,7

0,8

0.9

1,0

Длина, а (м)

1,0

1,1

1,2

1,3

1,4

Ширина, в (м)

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

Таблица 3

Параметры

Последняя цифра шифра

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Скорость движения воздуха, м/с

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1,0

Высота зонта над поверхностью источника, м

1,0

1,1

1,2

1,3

1,4

1,5

1,6

1,7

1,8

1,9

Температура поверхности источника, (tи) м

50

60

70

80

90

100

110

120

130

140

Примечание. Местные отсосы открытого типа — вытяжные зонты служат для улавливания потоков вредных веществ и конвективных (тепловых) потоков, направленных вверх.

При устойчивых конвективных потоках, например, от проемов кузнечных, плавильных и термических печей, имеющих осевую скорость движения воздуха на уровне всасывающего отверстия v  0,5 м/с, рекомендуется применять вытяжные зонты, расположенные над источниками тепла.

Часовое количество воздуха (Lк, м3/ч), подтекающего к зонту с конвективной струей, возникающей над тепловым источником круглой и прямоугольной формы (при а/в =1,5), определяется по формуле: Lк = 67(QкZFи2) 1/3 , где Qк — часовое количество тепла, выделяемого источником путем конвекции, ккал/ч; Zрасстояние от нагретой поверхности до воздухоприемного сечения зонта, м;  Fиплощадь    горизонтальной    поверхности    источника тепла, м2. Значение  QК можно определить по формуле:

 Qк = кFи(tп – tи), где к — коэффициент конвективной    теплоотдачи,    ккал/(чм2 °С): для воздуха к = 1,3(tп – tв)1/3 , здесь tп — температура нагретой поверхности источника, °С, tв — температура воздуха в помещении, °С (принять равной 200С), Fи площадь горизонтальной поверхности источника, м2.

Расход воздуха, удаляемого вытяжным зонтом, определяется из соотношения: Lз = Lк (Fз/Fи), где Fз — площадь сечения  зонта,  м2;   при  Z < 2,8 (Fи)1/2  принимается Fз = 1,5Fи.

Задача 2

Определить величину тока, протекающего через тело человека, прикоснувшегося к корпусу поврежденной электрической установки в случае пробоя изоляции. Исходные данные приведены в табл. 4.

Примечание: Необходимо определить величину тока, проходящего через тело человека как при наличии защитного заземления, так и без него. Определить возможную тяжесть исхода поражения человека.

Литература:[9]; [30].

Задача 3

Редуктор прямого действия (проходящий через редуктор газ стремится открыть редукционный клапан) установлен на кислородном баллоне и отрегулирован на давление 0,5 МПа. За время работы давление в баллоне снижается с pн до pк МПа. Площадь сечения клапана редуктора 0,4 см2 рабочая площадь мембраны 30 см, усилие нажимной пружины Qн, H, усилие возвратной пружины Qв, H. Усилия пружин считать постоянными.

Таблица 4                                                    

Параметры

Варианты

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Последняя   цифра   шифра

Сопротивление изоляции,  кОм

5

6

7

8

4

5,5

4.5

6.5

7,5

4,8

Напряжение,  В

220

220

220

380

127

220

127

220

380

380

Предпоследняя   цифра   шифра

Сопротивление человека,    R, кОм

1

0.9

0.95

1.1

1.2

1,3

1.4

1.15

1.25

1.5

Сопротивление заземлителя,  г, Ом

9

8

7

6

5

7,5

4

5.5

9.5

8.5

Таблица 5

Параметры

Варианты

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Последняя цифра  шифра

Начальное давление в баллоне, Рн, Мпа

10

15

16

11

13

12

17

14

15

Усилие нажимной пружины Qн103,  Н

1.05

0.9

1.0

0.8

0,95

1.-1

1Л5,

0,7

1.2

1. 1

Предпоследняя цифра шифра

Конечное давление в баллоне Рк, МПа

1.7

2,4

1,5

2,0

2,7

2.2

2,5

1,8

1,9

2,4

Усилие возвратной пружины Ов, Н

90

85

100

90

110

95

105

120

75

115

Определить, потребуется ли дополнительная регулировка редуктора, если давление кислорода, подаваемого в горелку, недопустимо менее 0,4 МПа из-за возможности обратного удара.

Необходимые условия приведены в табл. 5.  

Примечание: Если в результате расчета будет сделан вывод о необходимости дополнительной регулировки редуктора, то требуется определить остаточное давление в баллоне.

Уравнение равновесия давлений для редукторов прямого действия имеет следующий вид: Рб Sк + Qн = Рм Sм + Qв,  где Рб  - давление газа в баллоне, Па; Sк  - площадь сечения клапана, м2; Qн – усилие, создаваемое нажимной пружиной, Н; pм – рабочее давление газа в магистрали, Па; Sм – рабочая площадь мембраны, м2; Qв – усилие, создаваемое возвратной пружиной, Па.

Литература: [8].

Задача 4

Определить время аварийного слива самотёком бензина БР-1, количество которого составляет V3) из бака, наполненного на высоту h (м), с помощью аварийной трубы диаметром d (мм2) в подземную ёмкость, если бак расположен на высоте H (м) от пола. Давление жидкости  в баке и давление в аварийной ёмкости одинаковы. Исходные данные приведены в табл. 6.

Таблица 6

Параметры

Варианты

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Количество бензина V, м3

Последняя цифра шифра

6

9

11

12

8

7

14

10

9

13

Высота наполнения бака h, м

2,3

3,3

2,8

3,0

2,5

3,4

3,1

2,0

2,7

2,9

Предпоследняя цифра шрифта

Диаметр трубы d, мм

72

84

90

87

95

70

80

85

100

78

Высота расположения бака H, м

1,1

1,7

2,0

2,4

2,5

1,9

2,8

2,2

2,0

1,5

Примечания: 1. Объёмный расход жидкости, вытекающей через отверстие площадью S0, мм2, при постоянном уровне жидкости, в зависимости от напора определяется по формуле: g = aS0 (2gh)1/23с-1) , где а – коэффициент расхода жидкости – 0,3; S0 – площадь сечения сливной трубы  (по внутреннему диаметру), м2; - начальная высота наполнения бака жидкостью, м;

2. Время слива жидкости из сосуда, в зависимости от среднего расхода (gср), определяется по формуле: t = V/gср (с), где – объём сливаемой жидкости, м3.

3. Среднее значение расхода жидкости можно определить по формуле: gср = 0,5(gmax + gmin), где gmin, gmax – расход жидкости при крайних уровнях жидкости в баке.

4. Составьте эскиз аварийного слива жидкости (бензина) в случае пожара.

Литература: [16].

Задача 5

Для безопасной эксплуатации оборудования с электромагнитными полями следует: рассчитать границу зон индукции и излучения; определить безопасное расстояние до источника излучения; вычислить напряжённость электрического и электромагнитного полей или плотность потока энергии на заданном расстоянии от источника и сравнить результат с нормативными данными; рассчитать толщину защитного экрана; выбрать средства индивидуальной защиты. Исходные данные приведены в табл. 7.

Таблица 7

Параметры

Варианты

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Последняя цифра шифра

Мощность источника ЭПМ (Р), Вт

140

520

200

400

360

610

190

240

300

550

Частота (f), Гц

108

109

107

105

109

106

105

104

109

108

Предпоследняя цифра шифра

Направленность ЭМП

100

200

300

400

500

100

200

300

400

500

Расстояние от рабочего места до источника, м

5

9

12

4

1

7

2

10

15

6

 

Примечания: 1. Решение сопроводить схемой с обозначением границ зон и указанием рабочего места. 2. В качестве материала использовать алюминий ( = 3,54105 Ом-1 см; = 410-9 Гн/см). 3. При выборе средств индивидуальной защиты учитывать мощность установки и длину волны источника.

Литература: [1].

Вопросы для контрольной работы

Раздел 1

  1.  Вентиляция производственных помещений. Виды, системы вентиляции гаражей и ремонтных мастерских (можно на примере вашего предприятия). Принципы расчёта вентиляции и выбор вентиляторов.
  2.  Изложите сущность поражения человека электрическим током при различных схемах его включения в сеть. Что положено в основу выбора режима нейтрали (заземлённой, изолированной). Какая сеть более безопасная:  с изолированной или заземлённой нейтралью.
  3.  Какое действие на организм человека оказывают электромагнитные поля радиочастот, УКВ, УВЧ. Нормирование; средства коллективной и индивидуальной защиты от их воздействия.
  4.  Производственный шум и вибрация, их источники, параметры, воздействие на организм человека. Принципы нормирования. Средства коллективной и индивидуальной защиты, выбор их параметров.
  5.  Вредные вещества, пути их проникновения в организм человека. Классификации вредных веществ. Принцип определения ПДК. Средства коллективной и индивидуальной защиты от поражений вредными веществами различных видов.
  6.  Изложите, какие виды опасных и вредных факторов возникают при монтаже и наладке электроаппаратуры и действие этих факторов на организм человека. Как нормируются их величина и длительность воздействия. Приведите примеры использования принципов и средств снижения их воздействия на оператора (можно на примере вашего предприятия).
  7.  Органы государственного надзора за соблюдением законов, правил и норм по безопасности жизнедеятельности (БЖД), их права и обязанности.
  8.  Назначение службы по охране труда на предприятии, её функциональные задачи, состав. Порядок составления инструкций по безопасности работ, проведение инструктажей.
  9.  Классификация и номенклатура  опасностей. Выявление и анализ опасностей. Риск как понятие безопасности жизнедеятельности.
  10.  Система нормативно-технических документов по БЖД, её структура, назначение. Обязанности административно-технического персонала по созданию безопасных условий труда на предприятии и их ответственность.

Раздел 2

  1.  Классификация несчастных случаев и травм. Порядок расследования и учёта несчастных случаев на предприятии.
  2.  Методы анализа и исследования травматизма на предприятии. Их достоинства и недостатки.
  3.  ПУЭ (правила устройства электроустановок): сущность и краткое описание разделов, глав.
  4.  Характеристика квалификационных групп по технике безопасности (ТБ), порядок,  сроки и состав комиссии по проверке знаний. Права администрации, которые она имеет по результатам проверки знаний правил технической эксплуатации (ПТЭ) и правил техники безопасности (ПТБ).  
  5.  Классификация систем работающих под давлением. Их устройство, контрольно-измерительные и предохранительные приборы и устройства, применяемые в таких системах. Изложите методы и технические средства, обеспечивающие нормальную эксплуатацию систем.
  6.  Причины генерации и накопления зарядов статического электричества в промышленных условиях. Последствия от его воздействия, методы и средства защиты.
  7.  Опасность эксплуатации грузоподъёмных и транспортных систем. Условия безопасной эксплуатации, порядок контроля состояния таких систем.
  8.  Основные требования безопасности, предъявляемые к сварочному оборудованию (электрическому, газовому). Требования, предъявляемые к сварщику. Особенности электрической сварки  в опасных и особо опасных условиях.
  9.  Опасность работы с генераторами ВЧ, СВЧ, УВЧ. Нормирование воздействия, пути и средства защиты от этих излучений.
  10.  Опасность работы с источниками лазерного излучения (генераторами ОКГ). Нормирование воздействия, пути и средства защиты оператора.

Раздел 3

  1.  Естественная система защиты человека от опасностей. Её строение, функционирование, восприятие различных раздражителей. Отдельные закономерности.
  2.  Производственное освещение, его влияние на человека. Требования к организации освещения рабочего  места. Принципы нормирования и расчёт искусственного освещения.
  3.  Производственный шум, его воздействие на человека в производственных условиях. Принципы нормирования шума. Пути снижения, выбор параметров средств защиты от производственного шума.
  4.  Производственная вентиляция, виды и системы вентиляции. Естественная вентиляция, её устройство и назначение.
  5.  Производственная вибрация, её источники. Воздействие вибрации на человека. Пути снижения и средства защиты от вибрации. Пути снижения и методы борьбы с вибрацией.
  6.  Вредные вещества, пути их проникновения в организм. Классификация вредных веществ. Предельно допустимые концентрации вредных веществ. Пути снижения опасности отравлений вредными веществами.
  7.  Действие инфракрасного и ультрафиолетового излучений на организм человека. Нормирование. Пути снижения опасности поражения человека инфракрасным и ультрафиолетовым излучениями.
  8.  Воздействие на человека электромагнитных полей радиочастот, УКВ, УВЧ: на органы зрения, кожный покров, центральную нервную систему, состав крови, эндокринную систему.
  9.  Механизм образования и накопления тяжёлых металлов в организме человека. Воздействие тяжёлых металлов на его организм. Пути и средства защиты человека от действия тяжёлых металлов.
  10.  Оказание первой помощи человеку, пораженному электрическим током, получившим острое отравление, механическую травму  (по вашему выбору).

Раздел 4

  1.  Опишите сущность и область применения защитного заземления и зануления, действующих электроустановок; приведите электрические схемы.
  2.  Изложите назначение и принцип работы защитных экранов: поглощение, отражение и рассеивание механических, акустических и электромагнитных волн.
  3.  Значение эргономики и инженерной психологии для снижения утомляемости   и монотонности труда. В чем заключается принцип организации рабочего места оператора? Приведите основные антропометрические  параметры  и  схемы  рабочего  места  оператора
  4.  Изложите основные направления создания условий безопасности,  предусматриваемые при разработке технологических процессов: механизация, автоматизация, дистанционное управление технологическими процессами; сокращение времени нахождения оператора в опасной зоне и др.
  5.  Изложите методику измерения уровня шума на рабочем месте в помещении лаборатории или цеха (по вашему выбору) от нескольких (3 - 4) источников шума, расположенных в разных точках помещения и имеющих различные спектральные  характеристики шума. Приведите санитарные нормы шума для рассматриваемого производственного помещения.
  6.  Изложите принципы нормирования освещенности на рабочем месте. Приведите пример расчета искусственного освещения рабочего места (желательно на примере вашей работы).
  7.  Опишите способы защиты от вредных веществ, содержащихся в воздухе. Приведите схемы устройства и объясните принцип работы  систем искусственной вентиляции. Опишите естественный воздухообмен, его положительные и отрицательные качества.
  8.  Охарактеризуйте связь между терморегуляцией организма человека и

параметрами микроклимата в производственном помещении. Опишите физиологические  основы нормирования  параметров микроклимата. С помощью каких приборов производится контроль параметров микроклимата?

  1.  Охарактеризуйте условия труда в вашем цехе или лаборатории (по вашему       выбору). В чем эти условия отличаются от нормальных условий? Дайте ваши предложения по улучшению условий  труда.
  2.  Каким образом, с помощью каких организационных и технических мероприятий устраняются потенциальные причины возникновения пожара в помещении (лаборатории,  цехе или отдельно взятом радиоэлектронном приборе)?

Раздел 5

  1.  Классификация основных форм деятельности человека. Тяжесть и напряженность труда, классификация тяжести труда. Энергетические затраты человека при различных видах его трудовой деятельности.
  2.  Микроклимат производственных помещений. Изложите, в чем заключается гигиеническое нормирование параметров микроклимата: технические средства обеспечения микроклимата и устройства для измерения его параметров.
  3.  Изложите основные пути снижения утомляемости человека в процессе его   трудовой деятельности.
  4.  Инструктаж и обучение безопасным приемам и методам работы на предприятиях: вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте, теоретическое и производственное обучение технике безопасности на рабочем месте, внеплановый и целевой инструктаж.
  5.  Изложите проблему утомляемости человека в течение рабочего дня, недели. Каковы пути снижения утомляемости? Приведите примеры из своей производственной деятельности. Какими организационно - техническими мероприятиями можно было бы снизить утомляемость на вашем рабочем месте?
  6.  В чем заключается вредное воздействие электрического тока на организм человека? Опишите виды электрических травм. Приведите предельные значения величин электрического тока и поясните, какие реакции организма вызывают эти значения тока.
  7.  Изложите пути создания оптимальных условий труда на вашем рабочем месте (снижение утомляемости, медицинский профотбор, техническая эстетика, нормализация психологического климата, комфортность рабочего места, его антропометрия и пр.).
  8.  Перечислите и поясните организационно - технические мероприятия  

    предупреждающие травматизм и профессиональные заболевания на

     предприятии или на предприятиях профиля вашей специальности.

  1.  Какие санитарные требования предъявляются к промышленным предприятиям и производственным помещениям? Приведите санитарно - технические нормы, ССБТ ГОСТ, ОСТ с учетом характера производства.
  2.  Опишите средства обеспечения качества и температурно-влажностного

     режима воздушной среды в производственных помещениях.

     Перечислите средства индивидуальной защиты органов  дыхания

     и оздоровительные мероприятия, которые должны применяться

     для нормализации температуры и влажности в помещении.

Раздел 6

  1.   Дайте определение понятия «Чрезвычайная ситуация» (ЧС). Что подразумевает классификация ЧС? Раскройте понятие «Управление ЧС».
  2.   Перечислите и охарактеризуйте природные опасности (землетрясения, гидросферные опасности). Какие на сегодняшний день применяются мероприятия по прогнозу опасностей, предупреждению?
  3.   Охарактеризуйте особенности аварий и катастроф на пожаро-взрывоопасных объектах. Какие общие требования к организации и проведению аварийно-спасательных работ?
  4.   Приведите основные принципы предупреждения чрезвычайных ситуаций и ограничения опасных воздействий АЭС. Что является основными опасностями при авариях на радиационно-опасных объектах?
  5.   Охарактеризуйте и перечислите химически опасные объекты и способы защиты от них. Основные способы защиты населения.
  6.   Поясните происхождение «опасных отходов» промышленного производства. Способы хранения, транспортировки и утилизации опасных отходов.
  7.   Что попадает под определение «Опасности военного времени»? Дайте краткую характеристику ядерного оружия и очага ядерного поражения. Ликвидация последствий ЧС.
  8.   Дайте краткую характеристику химического оружия и очага химического поражения. Ликвидация последствий ЧС. Классификация и краткая характеристика средств индивидуальной защиты населения.
  9.   Защита населения при чрезвычайных ситуациях. Ликвидация последствий ЧС.
  10.   Дайте краткую характеристику очага биологического поражения. Ликвидация последствий ЧС. Классификация и краткая характеристика средств коллективной защиты населения.

Примечания: 1. Если при выборе вопросов  контрольного задания по разделам 2, 3, 4, 5, встречаются аналогичные вопросы, для исключения повторов, для задания дополнительно берётся любой вопрос  из  раздела 1.       Все приведенные выше вопросы входят в экзаменационные билеты, поэтому при подготовке контрольной работы, необходимо изучить все вопросы.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….…3

1.1. Цель преподавания……………………………………………….…3

1.2. Задачи изучения……………………………………………………..3

1.3. Перечень дисциплин, необходимых для изучения………………..4

      Рабочая программа.………………………………………………4

1.4. Содержание дисциплины….…………………………………...……4

 1.4.1. Общие вопросы безопасности жизнедеятельности……………4

 1.4.2. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности………………5

 1.4.3. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности………………………………………………………5

 1.4.4. Негативные факторы в системе «Человек-Среда»…………….6

 1.4.5. Понятие элемента «Человек» в системе «Человек-Среда»…...6

 1.4.6. Методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов………………………………….7

       Гражданская оборона……………………………………………8

 1.4.7. Защита населений и территорий от опасностей в чрезвычайных ситуациях………………………………………………..8

 1.4.8. Антропогеные опасности и защита от них…………………….8

 1.4.9. Безопасность в отрасли………………………………………….9

 1.4.10. Безопасность и экологичность в специальных условиях……9

Тематический план лекций для студентов очно-заочной формы обучения…………………………………………………………………9

Перечень лабораторных работ………………………………………10

Библиографический список………………………………………….10

1.5. Задания на контрольную работу………………………………..12

Рекомендации по выбору и оформлению контрольной работы...…………………………………………………………………12

Задача 1………………………………………………………………….13

Задача 2………………………………………………………………….15

Задача 3………………………………………………………………….15

Задача 4………………………………………………………………….17

Задача 5………………………………………………………………….18

Вопросы для контрольной работы………………………………….19

Раздел 1………………………………………………………………….19

Раздел 2………………………………………………………………….19

Раздел 3………………………………………………………………….20

Раздел 4………………………………………………………………….21

Раздел 5………………………………………………………………….22

Раздел 6………………………………………………………………….23


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17654. Дифракція Фраунгофера на двох щілинах 156.34 KB
  Дифракція Фраунгофера на двох щілинах У випадку 2 щілин на відміну від випадку 1 щілини буде спостерігатись ще й інтерференційна картина. Результуюча картина буде визначатися шляхом додавання хвиль що йдуть з обох щілин. Очевидно що min будуть на тих самих місцях бо т
17655. Дифракція Фраунгофера на щілині 37.03 KB
  Дифракція Фраунгофера на щілині. Тип дифракції при якому розглядається дифракційна картина утворена паралельними променями отримав назву дифракції Фраунгофера. Паралельні промені отримуємо за допомогою системи лінз. Розбиваємо площину щілини на ряд смужок. Вони є д
17656. Закон Брюстера. Зміна фази відбитої хвилі 42.86 KB
  Закон Брюстера. Зміна фази відбитої хвилі. Формули Френеля: 1 і 2 . 3 і 4 Із формули 1 для відбитої хвилі для pкомпоненти видно що коли то . Тобто pкомпонента для відбитої хвилі зникає. Використовуючи формулу Де називають кутом Брюстера.
17657. Закони відбиття та заломлення світла 35.1 KB
  Закони відбиття та заломлення світла. Коли промінь досягає плоскої границі розподілу двох середовищ він частково проходить в друге середовище заломлюється частково повертається назад відбивається. Закон відбиттся стверджує що падаючий і відбитий промені лежать в ...
17658. Закони заломлення для металів. Неоднорідна хвиля 137.46 KB
  Закони заломлення для металів. Неоднорідна хвиля. Конспект: для золота Для нормальной составляющей: ...
17659. Зв’язок між ступенем когерентності і параметром видності 44.88 KB
  Зв’язок між ступенем когерентності і параметром видності. Поняття когерентності пов’язане зі здатністю хвиль інтерферувати. Розглянемо ступінь когерентності на прикладі часової когерентності. Нехай в т. Р одночасно в момент часу t приходять 2 хвилі однакової частоти в...
17660. Зірковий інтерферометр Майкельсона 37.3 KB
  1 Зірковий інтерферометр Майкельсона Запропонував Фізо. Для визначення кутових розмірів об’єкту зірки. Розміщені навпроти щілин дзеркала нерухомі а дзеркала можна одночасно розсувати. Очевидно що видність смуг залежить від ступеня когерентно
17661. Інтерференція в тонких шарах інтерференційні дзеркала та просвітлююча оптика 28.84 KB
  Інтерференція в тонких шарах: інтерференційні дзеркала та просвітлююча оптика. При освітленні тонкої плівки відбувається накладання хвиль від джерела S які відбилися від передньої і задньої поверхонь плівки. Якщо світло біле то інтерференції смуги будуть кольоро...
17662. Інтерференція поляризованих променів 63.33 KB
  Інтерференція поляризованих променів. Як відомо для інтерференції необхідною умовою є когерентність променів. А також із відомої формули для інтерференційного члена що враховує взаємодію пучків: видно що результат інтерференції лінійно поляризованих променів зале