72198

Россия во второй половине 19 века

Лекция

История и СИД

Важным рубежом в истории России стал крах николаевской системы. В феврале 1855 г. внезапно скончался Николай I. В 1856 г. полной катастрофой для России закончилась Крымская война. За годы войны дефицит государственного бюджета вырос с 14,5 млн. руб. до 307,5; в 1856 г.

Русский

2014-11-19

52 KB

0 чел.

PAGE  4

Лекция № 6

Россия во второй половине 19 века.

1. Эпоха буржуазных реформ 60-70-х гг. Крестьянская реформа, школьная, университетская, земская, судебная, городская, военная.

2. Контрреформы Александра Ш.

1. Важным рубежом в истории России стал крах николаевской системы. В феврале 1855 г. внезапно скончался Николай I. В 1856 г. полной катастрофой для России закончилась Крымская война. За годы войны дефицит государственного бюджета вырос с 14,5 млн. руб. до 307,5; в 1856 г. В 15 раз сократился вывоз хлеба,  в 16 – вывоз пеньки, в 10 – импорт машин. На 35% сократились посевы в европейской части страны, на 30% уменьшилось количество скота.

Резко усилились социальные конфликты. За 58-60 гг. произошло более 1300 антипомещичьих выступлений. В этих условиях императором становится Александр II (1855-1881 гг.) (годы жизни 1818 – 1881 гг.)

Поражение в Крымской войне показало, что перед страной возникла альтернатива: либо скорейшие реформы сверху, либо русский бунт. Начинается постепенная подготовка реформ. Александр П объявил амнистию декабристам, разрешил выезд за рубеж, отменил военные поселения, ликвидировал цензурный комитет. Фактически была введена гласность.

В 1857 г. Ал-р II добивается от Назимова, чтобы дворянские от губерний обратилась к нему с просьбой реформ. В том же году образуется дворянский комитет по крестьянскому вопросу, но уже в 1858 году  он переименовывается в Главный комитет. Образовалось 46 губернских комитетов. В 1859 г.  образуются редакционные комиссии, состоялось 409 их заседаний. Однако восстания 1859-61 гг. заставили Ал-ра II избрать более радикальный вариант реформ. Постепенно вокруг Ал-ра II складывается союз реформаторов – Лорис-Меликов, Корф, Блудов, Ланской, братья Н.и Дм.Милютины.

Главным вопросом в стране стал крестьянский вопрос. В конце 50-х гг. к Ал-ру II обращаются с планами реформ Кавелин, Чичерин, князь Константин, княгиня Елена.

Эпоха великих реформ охватила все сферы жизни. 19 февраля началась крестьянская реформа.

Реформы затронули политическую сферу (земская, судебная 1864 гг., городская 70-х гг., военная 1874 г.), а также сферу культуры – университетская, 1863 г. и школьная 1864 г.). Были отменены физические наказания, ликвидирована предварительная цензура книг.

19 февраля 1861 г. публикуется Манифест об освобождении крестьян. 22 млн. крестьян стали гражданами, получив личную свободу. В 1863 г. было ликвидировано крепостное право у удельных крестьян, а в 70-е годы оно было ликвидировано в национальных районах.

Получив личную свободу, крестьянин не имел земли. Помещик обязуется дать ему душевой надел (8-12 десятин земли). Если у крестьянина до реформы было больше земли, то излишек отрезали. Так появились отрезки (40% земли). За пользование наделом крестьянин должен был платить оброк или выполнять барщину (40 дней мужчины, 30 дней женщины). Крестьянин должен был выкупить надел, и тогда он становился свободным, а до этого он считался временнообязанным.

Отмена крепостного права не была единовременным актом. Сначала освобождались помещичьи крестьяне, затем удельные и приписанные к заводам. Крестьяне получали личную свободу, но земля оставалась помещичьей собственностью. Фактически крестьяне оставались в том же положении, что и прежде. Наделы, передаваемые крестьянам, были на одну пятую меньше, чем те, которые они обрабатывали прежде. На эти земли заключались договоры о выкупе, после этого «временнообязанное» состояние прекращалось, казна расплачивалась за землю с помещиками, а крестьяне – с казной в течение 49 лет из расчета 6% годовых (выкупные платежи).

Все вопросы, связанные с освобождением крестьян, решались в специальных грамотах, которые составлялись помещиками. Для рассмотрения споров вводились мировые посредники.

Начались массовые восстания. Крестьянам было запрещено отказываться от наделов. В 1881 году был введен обязательный выкуп надела.

Самой радикальной реформой стала судебная (1864 г.). Были ликвидированы главные недостатки прежнего суда, то есть суд стал всесословным, гласным, состязательным. Следствие передавалось суду, вводится несколько ступеней суда: мировой суд, съезды мировых судей (для рассмотрения споров), окружной суд (присяжные заседатели), судебная палата и специальный департамент.

Судьей мог быть вменяемый православный человек, достигший 25 лет, который мог заплатить большой имущественный ценз и имел опыт судебной работы. Фактически реформа вводит презумпцию невиновности.

Земская реформа 1864 г. – это попытка ввести основы самоуправления в России на базе всесословных выборов. На основе ценза проводятся выборы в земские управы. Земства решали основные вопросы местной жизни. Они основывались на самофинансировании. За годы своего существования  (до 1918 г.) земства подготовили более 40 тыс. учителей, открыли более 2000 медпунктов и больниц. В земских школах обучалось более 2 млн. человек. Земства подготовили новую интеллигенцию и оставили прекрасную статистику.

С земской связана городская реформа 1870 г. В городах избиралась Дума, а из нее управа и городской голова.

Военная реформа 1874 г. Поражение в Крымской войне вызвала необходимость радикальной военной реформы, блестяще проведенной Милютиным. Армия сокращалась, утверждалось несколько новых округов, а также новые военные учреждения. С 1874 г. вводится воинская повинность. В 80-90-е гг. берется курс на создание броненосного флота.

По университетской реформе восстанавливается автономия университетов и создавались политехнические университеты.

По школьной реформе разрешалось открытие школ частные лицам и общественным организациям. Открывались женские курсы и расширялись права женщин на образование. Было создано 2 типа заведений: реальные училища и классические гимназии.

Главные итог реформ, несмотря на всю их половинчатость и непоследовательность,  заключался в том, что они ознаменовали пути России на буржуазное развитие.

2. В конце жизни Александр II все больше отходит от курса реформ и его политика приобретает реакционные черты. Причины:

Александр II пережил разлад в семейной жизни, он разрывался между женой и любимой женщиной -  Ек.Долгорукой.

Трагедия русского реформатора заключалась в том, что он стал мишенью для террористов. «Народная воля» объявила войну царизму. На Александра П было 7 покушений, последняя из которых увенчалась успехом. 1 марта 1881 года. Народовольцы Русаков и Гриневицкий  совершили казнь царя с помощью бомб.

На престол вступает Александр III, который был вторым сыном Александра II (1845-1894 гг.). Александр I резко отличался от отца по характеру и взглядам. Александр II был человеком внешне красивым, с изысканными манерами. Александр I походил на русского мужика из центральных губерний, не был красив, по манерам «медвежатый» (Витте).

Законным наследником престола должен был стать Николай Александрович, который умер на 22-м году жизни от  туберкулеза. Александр не получил образования и воспитания, которые подобает иметь императору. Наставником его отца был В.А.Жуковский, стремившийся сделать из Александра всесторонне образованного, гуманного, заботящегося о благоденствии народа государя. Наставником Александра III был К.П.Победоносцев, относящийся подозрительно к воспитанию в духе просвещения. Да и сам ученик не отличался особыми дарованиями. «Ниже среднего ума, ниже средних способностей, ниже среднего образования» (Витте). Но эти недостатки возмещались упрямством, силой и твердостью характера. После непродолжительных колебаний и лавирования между двумя политическими группировками – «либеральной» в лице М.Т.Лорис-Меликова и «охранительной» - К.П.Победоносцева, Александр I склонился на сторону охранительной. Таки образом конституционный проект министерства внутренних  дел М.Т.Лорис-Меликова – введение общероссийского представительного органа – был «похоронен».

Александр Ш добивался ликвидации любой революционности и установления тотального контроля над обществом и стабилизации политической ситуации.

Официально Александр Ш считался царем-миротворцем, а затем крайним реакционером. Он был явным консерватором и патологическим антисемитом (антисемитизм – это форма национальной нетерпимости, выражающаяся в нетерпимом отношении к евреям, пренебрежительное отношение в быту, правовая дискриминация, вплоть до геноцида). Он заменил практически всех либеральных министров, а на их посты назначил явных консерваторов. Царь взял курс на тотальную слежку в стране («Пусть обыватели следят друг за другом»).

В августе 1881 г. было принято «Положение о мерах к охранению госбезопасности и общественного спокойствия» - разрешалось вводить чрезвычайное положение в любой губернии, любого жителя могли сослать без суда на 5 лет, придать военно-полевому суду. Губернаторы получили право закрывать органы печати, учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум. Это положение было издано как временное, но постоянно возобновлялось и действовало до 1917 г. Мероприятия правительства Александра Ш получили название «контрреформ», т.к. пересматривали многие достижения предыдущего курса в таких сферах как земство, городское самоуправление, суд, образование, печать.

В 1890 г. по «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» земство было преобразовано. Дворянство получило возможность избирать большую часть выборных земских деятелей – гласных (57%). Имущественный ценз для дворян понижается, а для городского населения повышается. Земские учреждения теперь ставились под контроль государства. Это перечеркивало главную идею земств – независимость от органов государственной власти и царя. Смысл земской контрреформы – свести на нет возможность участия в работе земств случайных людей, увеличить представительство дворян – опоры трона и сделать земства лояльными по отношению к самодержавию.

Городская контрреформа 1892 г. преследовала те же цели, что и земская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органами полномочий. Городское управление было превращено в разновидность государственной службы.

Судебная контрреформа – в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: запрещалась публикация отчетов о политических процессах. Мировые суды были в основном ликвидированы (сохранились только в Петербурге, Москве и Одессе). Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, должности которых занимали дворяне. Земские начальники все вопросы решали с оглядкой на местную государственную администрацию.

Контрреформы в образовании. Новый университетский устав 1884 года упразднял их автономию, запрещались студенческие объединения. Преподаватели, избранные учеными советами, утверждались в должности министром просвещения. Всей университетской жизнью теперь руководил государственный чиновник – попечитель учебного округа (И.Д.Делянов, граф, государственный деятель (1818-1897 гг., был министром народного просвещения с 1882 г.). Сокращался прием в средние и высшие учебные заведения детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, и лиц еврейской национальности. В 1887 г. вышел циркуляр, не допускающий детей низших cословий к образованию (Указ о кухаркиных детях)

В 1882 г. были введены «Временные правила о печати», которые действовали до 1905 г. и усилили полицейский надзор за газетами и журналами. Вводилась такая цензура, что не осталось ни одного свободного журнала.

В то же время царь стал миротворцем. Россия при нем не воевала, он добивался смягчения противоречий между трудом и капиталом. Специальными указами ограничивался труд малолетних до 12 лет (1882 г.), а для надзора за соблюдением этого закона вводилась фабричная инспекция. Запрещался ночной  труд женщин и детей (1885 г.), а в 1886 г.вышел указ об условиях найма рабочих и порядках расторжения трудовых договоров. Ограничивалась максимальная продолжительность рабочего дня -11,5 часов. При Александре I бюджет вырос в 2 раза, в 3 раза выросла протяженность железных дорог. Были открыты Большой театр, Русский музей, построена Транссибирская магистраль.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39927. Соціальні мережі 100.5 KB
  З цієї зачатковою нейромережі виріс колосальний коллаборативный інтерфейс обєднуючий всю цивілізацію механізм здібний до пізнання і відчуття могутніший ніж всі попередні винаходи. Але не тільки: Інтернет виступив майданчиком на якому люди об'єднані в тісні взаємодіючі мережі змогли користуючись лише віртуальними сервісами змінити реальність. Іншими словами віртуальне нарешті вийшло за межі комп'ютерної мережі і стало реальним знайшло відчутні риси політичну потужність здатну управляти реальністю.
39928. Блог 235.5 KB
  Підтримка російського WordPress. Тут ви знайдете найсвіжішу версію російського WordPress. Форум підтримки російського WordPress. Розсилка Використовуєм WordPress для створення свого сайту .
39929. Вікіпедія – модель обміну знаннями 48.5 KB
  Проте ситуація склалася набагато краще причому не тільки для окремо узятої Вікіпедії але і для модного тренда в цілому.0 то завжди називають вікі – це один з його елементів. Кінець 80 – х років минулого століття вважають початком розробки першої в світі вікітобто тоді коли Каннінгем працював над проектом HyperCrd.
39930. НОВИННІ ІНФОРМАЦІЙНІ ПОТОКИ В ІНТЕРНЕТ 45.5 KB
  Найпоширеніший формат отримав назву RSS що означає Relly Simple Syndiction Rich Site Summry хоча спочатку він називався RDF Site Summry. Спочатку RSS створювався компанією Netscpe для порталу Netcenter як один з перших XMLдодатків але потім став використовуватися на багатьох інших сайтах. Живі журнали що працюють в Інтернет використовують RSS як інструменту оперативного представлення своїх оновлень. Специфікації окремих версій формату RSS приведені на таких Webсторінках: RSS 0.
39931. Загальна характеристика масовоінформаційної діяльності 144.5 KB
  Професіональної а не професійної тобто комунікації яка відбувається не у певній професійній сфері а на високому рівні майстерно як належить професіоналові знавцю правил спілкування й мовлення. Отже передбачається що ви після вивчення цієї дисципліни та багатьох інших протягом 45 років маєте стати висококваліфікованими фахівцями з питань масової комунікації. Як бачимо ідея єдності об єднання зв язку зі спільнотою є визначальною для поняття комунікації або спілкування.
39932. ПРАВОВІ ЗАСАДИ ДІЯЛЬНОСТІ УКРАЇНСЬКИХ МАС-МЕДІА 142.5 KB
  Нормою стали дотації і спонсорські вкладення у ЗМІ за так зване інформаційне забезпечення ангажованість видань і телерадіопрограм порушення етичних норм серед журналістів. Основна частина населення країни близька до того що незабаром буде позбавлена доступу до друкованого слова а отже і до інформації про соціальноекономічне політичне і духовне життя України про події за рубежем. Крім того у декларації зазначається що “згідно зі ст. 19 Загальної декларації прав людини започаткування підтримка та зміцнення незалежної...
39933. ПСИХОЛОГІЧНІ ОСОБЛИВОСТІ ДІЯЛЬНОСТІ ЗАСОБІВ МАСОВОЇ ІНФОРМАЦІЇ 55.5 KB
  Суспільство здебільшого набирає рис постіндустріального інформаційного а оскільки історія людства крім всього іншого є історією боротьби за владу панування то в контексті нинішньої ситуації влада опиняється в руках тих хто має доступ до інформації ідентифікації внутрішнього світу людини й змістових картин. Під засобами масової інформації далі – ЗМІ розуміють газети журнали теле і радіопрограми кінодокументалістику інформаційні агенції інші періодичні форми публічного розповсюдження масової інформації. Зрозуміло що діяльність ЗМІ...
39934. Історія розвитку комунікаційних технологій та їх вплив на Інтернет 49.5 KB
  Наголос робиться не техногогії як такій що не раз радикально змінювалась а розглядається неспадаючий ріст кількості комунікацій еволюція типу інформації що пересилається відношення людей до кумунікаційних технологій та еволюція ціноутворення. В той же час спрощується схема ціноутворення. Схеми ціноутворення що спрямовані на предоставлення диференційованих рівнів послуг навряд чи матимуть місце в майбутньому. Уподобання користувачів полягають в готовності платити більше за простими схемами ціноутворення.
39935. Рода связи, виды связи. Условные знаки 60.71 KB
  2: радиосвязь радиорелейная связь тропосферная связь спутниковая связь проводная связь волоконнооптическая связь сигнальная связь. Радиосвязь – это род связи который реализуется с использованием радиосредств земных и ионосферных радиоволн. Радиосвязь является важнейшей а во многих случаях единственной связью способной обеспечивать управления частями и подразделениями в самой сложной обстановке и при нахождении командиров в движении. Радиорелейная связь это род связи который реализуется с использованием радиорелейных средств связи...