72199

Россия в 1917 г. Альтернативы общественного развития

Лекция

История и СИД

Февральская революция 1917 г. стала эпохальным событием в истории России. Династия Романовых, правившая 304 года, рухнула за неполных 8 дней. До сих пор ученые колеблются в оценке событий 1917 г. Февральская революция была вызвана целым комплексом причин: Первая мировая война.

Русский

2014-11-19

40 KB

5 чел.

Лекция 7. Россия в 1917 г. Альтернативы общественного развития.

1.Февральская революция 1817 г. Образование двоевластия.

2. Борьба политических сил за различные пути развития России в 1917 г.

3.Октябрьская революция: сущность, современные оценки.

1. Февральская революция 1917 г. стала эпохальным событием  в истории России. Династия Романовых, правившая 304 года, рухнула за неполных 8 дней. До сих пор ученые колеблются в оценке событий 1917 г.

Февральская революция была вызвана целым комплексом причин:

- Первая мировая война.

Война показала неспособность царизма управлять ситуацией, вскрыла всю гнилость самодержавия, привела к потере им опоры, в частности под ружьем находилось 15,5 млн. чел., вырванных из сельского хозяйства. Началась разруха, развал транспорта. Возникла угроза голода. Разрастался финансовый кризис.

К марту 1917 г. государственный долг  превысил 60 млрд. руб. Положение усугублялось падением авторитета царизма, ростом коррупции, распутинщиной.

- Министерская чехарда.

В 1915 г. сменилось 4 премьер-министра, 6 министров внутренних дел, 3 министра  иностранных дел и юстиции.

По авторитету царя ударило ошибочное решение в 1915 г. взять на себя командование армией. Попыткой ликвидировать кризис стало убийство Распутина в 1916 г. Еще одной  попыткой стала программа прогрессивного блока IV Госдумы: создание ответственного перед Думой министерства, создание волостных земств, амнистия политических заключенных, демократические свободы. Царь отверг эту программу.

Развитие событий в 1917 г. шло по нарастающей. В январе-феврале бастовало 1,3 млн. человек. Поводом к революции стало увольнение рабочих Путиловского завода. Возникли забастовки. 23 февраля на демонстрацию вышли женщины-работницы с требованием хлеба. 25 февраля забастовка стала всеобщей, 26 – вооруженное восстание, 27 февраля петроградский гарнизон присоединился к восставшим.

28 февраля власть окончательно перешла в руки революционеров. 1 марта по согласию с советом было образовано Временное правительство, 2 марта Николай П отрекся от престола.

По своему характеру революция была буржуазно-демократической. Главной движущей силой был народ. Это была стихийная революция, внезапная для всех партий.

Своеобразие революции в том, что впервые в истории возникло двоевластие: Совета как органа власти народа и Временного правительства как органа диктатуры буржуазии. Реальная власть была в руках Советов, а Временное правительство опиралось на поддержку Советов. В Петросовете из 15 человек было только 2 большевика, а остальные меньшевики.

Перспективы России зависели от того, кто установит единовластие.

2.Сегодня ясно, что в 1917 году перед Россией открывались следующие возможности:

- парламентской демократии;

- военной диктатуры;

- создания однородного социалистического правительства;

- установления радикальной революционной власти.

После февраля 1917 г. Россия была самой свободной страной в мире, отсутствовало насилие над массами. Первый месяц царила эйфория, господствовали анархические настроения. Революция всколыхнула не только массы, но подняла «дно» общества. Вскоре стало ясно , что итогами революции не удовлетворен ни кто, так как не был решен ни один коренной вопрос (о земле, о мире, национальный вопрос, углубление экономического кризиса). На местах господствовала анархия.

Первые шаги Временного правительства внушали надежду. Его программа включала: амнистию политическим заключенным, демократические свободы, созыв Учредительного Собрания для решения вопроса о судьбе России, провозглашение республики, постепенное решение аграрного и национального вопросов. Однако эти проблемы не решались, или решались крайне медленно. Все более резко обозначилось противостояние буржуазного и демократического лагерей. Кадеты составляли большинство в правительстве, а в советах доминировали меньшевики и эсеры. В 1917 г. в стране действовало приблизительно 50 партий (20 мелкобуржуазных). Из российских партий самыми крупными были: эсеры 9,5 тыс. чел., октябристы – 20, кадеты – 50 тыс. тыс., большевики – 1—24 тыс., меньшевики – 100 тыс.

Наиболее крупный рост наблюдался у большевиков: в марте – 20 тыс., апрель – 80 тыс., август – 240 тыс., октябрь – 350 тыс.

Кадеты придерживались тактики лавирования, откладывая на будущее решение коренных проблем. Они предлагали сначала установить твердую власть, а потом решать экономические проблемы.

Советы предлагали оказывать давление на Временное правительство, чтобы оно проводило демократические реформы. Они предлагали достичь соглашения с буржуазией воюющих стран о мире, выступали развитие капитализма в России, а до этого времени они отстаивали идею революционного оборончества. Предполагалось, что массы смогут долгое время терпеть кризис и невзгоды. Было ясно, что массы пойдут за тем, кто пообещает твердый порядок и в ближайшее время. С апреля 1917 г. развернулась дискуссия о судьбах России. Ситуацию резко изменил приезд Ленина. В апрельских тезисах он выдвигает программу быстрого перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. При этом не предлагалось немедленного введения социализма, а только переходные меры:

- немедленный демократический мир – мир без аннексий и контрибуций;

- отказ от поддержки Временного правительства;

- завоевание большинства в Советах;

- национализация банков;

- рабочий контроль;

- установление республики Советов.

Вначале большинство партий не было согласно с Лениным. Однако уже в апреле на партконференции Ленин убедил большинство в правильности своей программы. Буржуазные партии категорически не согласились с этим планом.

3. Развитие событий в стране шло по линии усиления экономических и политических  трудностей. За 1917 г. сменилось 4 состава Временного правительства. В апреле 1917 г. возник первый кризис Временного правительства, вызванный нотой Милюкова о продолжении войны. В результате 5 мая возникло первое коалиционное правительство, куда вошли 7 социалистов. В июне прошел второй кризис Временного правительства. Вместо поддержки правительства состоялась демонстрация под лозунгом «Долой правительство!». Это была первая победа большевиков.

Чтобы отвлечь внимание масс, правительство инициировало новое наступление на фронте, которое с треском провалилось. Кадеты подали в отставку и спровоцировали кризис. В Петрограде возникли беспорядки и вооруженные столкновения. В итоге с согласия Советов Временное правительство победило восставших, взяло власть в свои руки, т.е. с 3 по 7 июля двоевластие было ликвидировано. Новое правительство (7 социалистов) возглавил Керенский, была введена смертная казнь на фронте, закрыты большевистские газеты, издан указ об аресте Ленина. В августе ввиду ухудшения ситуации большевики берут курс на сооруженное восстание. Кадеты берут курс на военную диктатуру. Керенский пытается использовать Корнилова для борьбы с революцией. Однако Корнилов сам стремился стать диктатором. 20 августа он сдал Ригу немцам, а 25 двинул на Петроград «Дикую дивизию» генерала Багратиона и конный корпус генерала Крымова. Но к концу августа мятеж был подавлен без единого выстрела.  К осени 1917 г. возникла возможность мирным путем взять власть в руки Советов. Однако эсеры и меньшевики не пошли на союз, испугавшись усиления большевиков. Новые попытки достичь согласия левых партий были предприняты на демократическом совещании в сентябре 1917 г. Из демократического совещания выделился предпарламент, но и в нем не было согласия.

В сентябре Ленин предложил план вооруженного восстания, который партия отвергла. Однако в начале октября ему снова удалось убедить партию в своей правоте. Создаются органы подготовки восстания: политбюро, ВРК, ВРЦ.

24 октября большевики захватили все ключевые пункты города. В ночь с 25 на 26 октября с минимальными потерями был взят Зимний (6 убитых). Вечером 25 октября открылся П Всероссийский съезд Советов, который принял декреты об отмене смертной казни, о Совете народных комиссаров СНК), Декрет о мире , Декрет о земле и об образовании ВЦИК. Председателем правительства был Ленин. Председателем ВЦИК – Каменев, после Каменева Свердлов. Меньшевик Мартов предложил создать однородное правительство социалистов. Известие о штурме Зимнего это намерение разрушило. Октябрьский переворот стал началом кровавой революции, хотя сам он был бескровным. На первом этапе это была демократическая, а не социалистическая революция.

Большевики взяли власть потому, что оказались лучше подготовленными, сумели выдвинуть правильные лозунги, увлекшие массы.

Оценка революции 1917 года.

В современной литературе есть различные оценки событий 1917 года.

Это была:

I Великая Октябрьская социалистическая революция (марксисты);

II заговор кучки авантюристов вот главе с немецким шпионом Лениным (эмигрантская);

III военный переворот большевики взяли власть, опираясь на армию и флот;

IV народная демократическая крестьянская революция (дети ХХ съезда –шестидесятники)

V революция люмпенов

VI 1917 г.- это не три этапа (февраль – март – октябрь ), а единый процесс (Волобуев).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1352. Проектирование полносборного жилого дома 332 KB
  Строительная система, конструктивная система и конструктивная схема здания. Выполнение требований пожарной безопасности. Пути эвакуации. Санитарно-техническое оборудование. Расчет сопротивления теплопередаче наружной стены. Расчет звукоизоляции межквартирных стен.
1353. Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны 14.64 MB
  В учебном пособии рассматриваются основные вопросы медицинского обеспечения мероприятий гражданской обороны. Учебное пособие подготовлено преподавателями кафедры экстремальной и военной медицины Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития России» и рассчитано для обучения студентов медицинского вуза и может быть полезным для подготовки интернов, ординаторов и врачей.
1354. Процес естетичного виховання дошкільників засобами природи 313 KB
  Аналіз психолого-педагогічної літератури з проблеми естетичного виховання дітей дошкільного вiку. Природа як засіб естетичного виховання дітей дошкільного віку.
1356. Великие географические открытия и начало борьбы за колонии между европейскими державами. Государства Азии в эпоху европейского Нового времени 450.5 KB
  Выявить и описать наступление эпохи Великих Географических открытий, а так же объяснить причины этого явления. Выяснить ход и причины борьбы за колонии между европейскими государствами. Рассмотреть ход развития государств Азии в эпоху европейского Нового времени. Познакомиться с учёными, изучающими данный вопрос.
1357. Теория государства и права, ответы на билеты к экзамену 783 KB
  Понятие, признаки и виды законов. Тгп в системе гуманитарных наук. История, цель и составляющие элементы принципа разделения властей. Социальный аспект правотворческой деятельности. Порядок принятия, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов современной России. Власть в первобытных обществах и ее отличия от государственной власти.
1358. Актерский грим 335 KB
  Грим - искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др. Характер грима в театре зависит от художественных особенностей пьесы, замысла актёра, режиссёрской концепции и стиля оформления спектакля.
1359. Стилистические приемы композиции отрезков высказывания 232.5 KB
  В составе высказывания имеются иногда значительно более сложные отрезки, чем предложение или два предложения, соединенные между собой. Обратный параллелизм (хиазм). Присоединение (Cumulation). Повторы, основанные на многозначности.
1360. Розробка проекту кінотеатру та підвищення можоливостей доступу до нього місцевого населення 261 KB
  Норми первинних засобів гасіння пожежі для приміщень кінотеатрів і кіноустановок. Вимоги пожежної безпеки до приміщень кіноапаратного комплексу. Меблі та обладнання кінотеатру. Стильове та кольорове рішення кінотеатру. Акустичні вимоги до залів і сертифікація кінозалів.